Лфк при переломах нижних конечностей у детей

Для нижних конечностей основной функцией является опора, и это обусловливает в значительной мере особенности лечебной физкультуры.

При переломах шейки бедренной кости лечебную гимнастику применяют на 2-3-й день, обращая особое внимание на дыхательные упражнения (с 1-го дня после перелома), упражнения для брюшного пресса.

I период из специальных упражнений, используемых при лечении вытяжением, назначают упражнения для суставов голени, стопы и пальцев, а также и тренировку мышц здоровой ноги. При иммобилизации гипсовой повязкой с 8-10-го дня включают статические напряжения мышц тазобедренного сустава с целью стимуляции сращения перелома.

Во II периоде постепенно увеличивают осевую нагрузку и нагрузку в упражнениях по восстановлению силы мышц, а в занятия включают приведение и отведение ноги, поднимание и опускание ноги сначала с помощью, а затем самостоятельно. Значительное внимание уделяют обучению ходьбе с костылями. При удовлетворительном сращении отломков основное внимание обращают на восстановление полноценной ходьбы.

В III периоде добиваются устранения остаточных явлений перелома, восстановления силы мышц, нормализации подвижности суставов, двигательных навыков.

При переломах шейки бедренной кости и в области вертелов часто применяют оперативное лечение — остеосинтез, что позволяет больному рано садиться в постели, через 2-4 нед после операции вставать и передвигаться с помощью костылей. Это создает предпосылки для раннего применения движений в тазобедренном суставе и способствует более быстрому восстановлению. При переходе к сидению широко используют различные приспособления — лямки («вожжи»), неподвижные перекладины над постелью, трапецию и др.

При переломах диафиза и дистального отдела бедренной кости в I периоде используют специальные упражнения для свободных от иммобилизации суставов, идеомоторные упражнения и статические напряжения мышц поврежденного сегмента.

При некоторых переломах костей бедра и голени в I периоде, если нет противопоказаний, допустимо использовать упражнения в строго дозированном давлении по оси конечности (при лечении в гипсовой повязке или дистракционно -компрессионном аппарате) и в опускании иммобилизированной ноги ниже уровня постели с целью подготовки ее к осевой нагрузке и тренировки тонуса сосудов, а позднее — ходьбу в гипсовой повязке с дозировкой степени опоры с помощью костылей (решается совместно с лечащим врачом).

Во II периоде упражнения назначают в строгом соответствии с прочностью костной мозоли и качеством репозиции.

В III периоде при прочном сращении разрешают применять ходьбу вначале с небольшой нагрузкой. Основное внимание уделяют восстановлению силы мышц и нормального объема движений в суставах.

При околосуставных и внутрисуставных переломах дистального отдела бедренной кости важно раннее применение упражнений по восстановлению подвижности в коленном суставе. Упражнения на напряжение мышц, окружающих место перелома, назначают после достижения репозиции и появления признаков сращения (при скелетном вытяжении после 2 нед). Постепенно вводят активные движения на сгибание и разгибание голени, а затем и поднимание всей конечности с кратковременным выключением тяги груза (не ранее 3 нед). Темпы увеличения нагрузки медленные. Упражнения на восстановление амплитуды движений в коленном суставе выполняют при фиксации (руками, манжетами и т. п.) области перелома бедра.

После остеосинтеза в сочетании с иммобилизацией гипсовой повязкой методика лечебной физкультуры мало отличается от таковой только при гипсовой повязке. Остеосинтез металлическими конструкциями часто позволяет приступать к нагрузкам во II и III периодах раньше, чем при консервативном лечении. Это обусловлено меньшей опасностью смещения отломков под воздействием упражнений. При лечении в компрессионно-дистракционных аппаратах с первых дней назначают статические напряжения мышц в области оперированного сегмента и движения во всех неиммобилизированных суставах конечности. Сокращения мышц, через которые проходят спицы, должно быть строго дозировано.

Лечебная физкультура при повреждениях коленного сустава и после оперативных вмешательств на нем имеет целью быстрейшее восстановление движений и опорной функции конечности, если не предусматривается создание неподвижности (анкилоза) в суставе.

В I периоде при лечении с применением иммобилизации назначают (Статические напряжения мышц, движения в свободных суставах, тренировку здорового симметричного сустава. Если иммобилизация не используется, применяют небольшие активные движения с помощью здоровой ноги в положении лежа на боку, активные движения в голеностопном и тазобедренном суставах с поддержкой руками бедра. Движения, способные вызвать растягивание поврежденных и соединенных швами тканей, исключают.

Во II периоде физическими упражнениями стремятся восстановить нормальный объем движений в суставе и силу мышц поврежденной конечности путем преимущественно активных движений. Осторожно используют упражнения для укрепления мышц, окружающих суставов, упражнения с осевой нагрузкой и для восстановления навыка в ходьбе.

В III периоде основное внимание обращают на восстановление опорной функции конечности и движений. При закрытых повреждениях лечебную физкультуру применяют со 2-6-го дня. При открытых повреждениях сустава лечебную гимнастику назначают даже при самом благоприятном течении с 8-10-го дня, а движения в суставе — с 3-й недели после операции.

При назначении лечебной физкультуры при переломах костей голени надо учитывать стояние отломков и применяемый метод лечения (гипсовая повязка, вытяжение, остеосинтез, лечение в компрессионно-дистракционном аппарате).

В I периоде широко используют упражнения для суставов пальцев и переднего отдела стопы, осторожные движения в коленном суставе (при скелетном вытяжении) за счет движения бедра при поднимании и опускании таза. При стабильном остеосинтезе, удовлетворительном стоянии отломков, полноценной внутренней или внешней фиксации рано назначают ходьбу с костылями с приступанием на больную ногу и постепенным увеличением осевой нагрузки (по согласованию с врачом).

Во II периоде выбор упражнений, стимулирующих восстановление опорной функции конечности, подвижности голеностопного сустава, осуществляют с учетом положения стопы (вальгусное, варусное, в подошвенном сгибании), включают движения, устраняющие деформацию.

В III периоде используют упражнения, восстанавливающие подвижность в суставах, силу и выносливость мышц конечности, устраняющие контрактуры и предупреждающие уплощение сводов стопы. При переломах мыщелков большеберцовой кости нагрузку на коленный сустав тяжестью тела допускают через 6 нед осторожно и постепенно. При стабильном остеосинтезе костей голени движения в коленном и голеностопном суставах включают на 1-й неделе, а осевую нагрузку — через 3-4 нед.

Читайте также:  Перелом бедренной кости транспортировка

При переломах в области лодыжек в случаях применения любой иммобилизации стопы для профилактики контрактур, плоскостопия и других неблагоприятных последствий уделяют внимание энергичной тренировке по усилению мышц голени и стопы в течение всех периодов лечебной физкультуры. При занятиях лечебной физкультурой следует периоды тренировок с нагрузкой чередовать с отдыхом и приподниманием ног с целью улучшения крово — и лимфооттока.

При переломах костей стопы в I периоде применяют упражнения, улучшающие ее кровоснабжение и стимулирующие регенерацию: идеомоторные или изометрические напряжения мышц голени и стопы, движения в голеностопном суставе, суставах стопы и пальцев при приподнятой ноге, активные движения в коленном и тазобедренном суставах, упражнения с давлением на подошвенную поверхность (при отсутствии противопоказаний), упражнения в супинации стопы (сокращения мышц под повязкой). При ходьбе с костылями опора допускается только при правильной постановке стопы.

Во II периоде основное внимание уделяют восстановлению опорной функции стопы с помощью упражнений, укрепляющих мышцы свода стопы.

В III периоде основные усилия направляют на восстановление навыка в правильной ходьбе.

Лечебная физкультура при повреждениях голеностопного сустава и стопы широко сочетается с гидрокинезотерапией, массажем и физиотерапией.

Примерный комплекс упражнений лечебной гимнастики для голеностопного сустава и суставов стопы (по В. К. Добровольскому)

1. ИП — лежа на спинс или сидя со слегка согнутыми в коленных суставах ногами. Сгибание и разгибание пальцев стоп (активно, пассивно). Сгибание и разгибание стопы здоровой и больной ноги попеременно и одновременно. Круговые движения в голеностопных суставах здоровой и больной ноги попеременно и одновременно. Поворот стопы внутрь и кнаружи. Разгибание стопы с увеличением объема движений с помощью тесьмы с петлей. Темп упражнений медленный, средний или меняющийся. Повторить указанные упражнения 20-30 раз.

2. ИП- то же. Носки ног положены один на другой. Сгибание и разгибание стопы с сопротивлением, оказываемом одной ногой при движении другой. Медленный темп. Повторить 15-20 раз.

3.  ИП-сидя со слегка согнутыми в коленных суставах ногами, захватывание пальцами ноги мелких предметов (шарики, карандаши и т. п.). Повторить 6-10 раз.

4.  ИП — сидя: а) стопы обеих ног на качалке. Активное сгибание и разгибание здоровой стопы и пассивное — больной. Темп медленный и средний. Повторить 60-80 раз; б) стопа больной ноги на качалке. Активное сгибание и разгибание стопы. Темп медленный и средний. Повторить 60-80 раз.

5. ИП — стоя, держась за рейку гимнастической стенки, или стоя, руки на пояс. Поднимание на носки и опускание на всю стопу. Поднимание носков и опускание на всю стопу. Темп медленный. Повторить 20-30 раз.

6. ИП — стоя на 2-3-й рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди.

Пружинящие движения на носках, стараться как можно ниже опускать пятку. Темп средний. Повторить упражнение 40-60 раз.

1. ИП — сидя в постели. Мышцы ноги расслаблены. Захват рукой надколенника. Пассивные смещения его в стороны, вверх, вниз. Темп медленный. Повторить 18-20 раз.

2.  ИП — лежа на спине, больная нога полусогнута, поддерживается руками за бедро или упирается на валик. Сгибание и разгибание в коленном суставе с отрывом пятки от кровати. Темп медленный. Повторить 12-16 раз.

3. ИП — сидя на краю кровати, ноги опущены: а) сгибание и разгибание больной ноги в коленном суставе с помощью здоровой. Темп медленный. Повторить 10-20 раз; в) активное попеременное сгибание и разгибание ног в коленных суставах. Темп средний. Повторить 24-30 раз.

4. ИП- лежа на животе. Сгибание больной ноги в коленном суставе с постепенным преодолением сопротивления груза массой от 1 до 4 кг. Темп только медленный. Повторить упражнение 20-30 раз.

5. ИП — стоя с опорой о спинку кровати. Поднять вперед согнутую в коленном суставе больную ногу, разогнуть, опустить. Темп медленный и средний. Повторить 8-10 раз.

Упражнения для тазобедренного сустава

1.ИП лежа на спине, держась руками за привязанный к спинке кровати шнур. Переход в положение полусидя и сидя. Темп медленный . Повторить 5-6 раз.

2. ИП — лежа на спине или стоя. Круговые движения прямой ногой кнаружи и внутрь. Темп только медленный. Повторить упражнение 6-8 раз.

3. ИП — лежа на спине, взявшись руками за края кровати: а) попеременное поднимание прямых ног. Темп медленный. Повторить 6-8 раз;б) круговые движения поочередно правой и левой ногой. Темп медленный. Повторить 3-5 раз.

4.  ИП — лежа на боку, больная нога сверху. Отведение ноги. Темп медленный. Повторить 4-8 раз.

5. ИП — стоя боком к спинке кровати, опираясь о нее рукой; а) поднимание ноги вперед и отведение ее назад; б) отведение ноги и руки в сторону. Темп только медленный. Повторить упражнение 8-10 раз.

6. ИП — стоя, носки вместе. Наклон вперед, стараться достать пол концами пальцев или ладонями. Темп средний до быстрого. Повторить 12-16 раз. Упражнения для всех суставов нижней конечности

Упражнения для всех суставов нижней конечности

1. ИП — лежа на спине, стопа больной ноги на набивном мяче. Перекатывание мяча к туловищу и в ИП. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

2.  ИП- лежа на спине, взявшись руками за края кровати. «Велосипед». Темп средний до быстрого. Повторить 30-40 раз.

3.  ИП — стоя лицом к спинке кровати с опорой руками: а) попеременное поднимание ног вперед, сгибая их в коленных и тазобедренных суставах. Темп медленный. Повторить 8-10 раз; б) полуприседание. Темп медленный. Повторить 8-10 раз; в) глубокое приседание. Темп медленный. Повторить 12-16 раз.

4.  ИП — стоя, больная нога на шаг впереди. Сгибание больной ноги в колене и наклон туловища вперед до положения «выпад». Темп медленный. Повторить 10-25 раз.

5.  ИП — стоя лицом к гимнастической стенке. Лазание по стенке на носках с дополнительными пружинящими приседаниями на носке больной ноги. Темп медленный. Повторить 2-3 раза.

Читайте также:  Кальцемин при переломах инструкция

6. ИП — вис спиной к гимнастической стенке: а) попеременное и одновременное поднимание ног, согнутых в коленных суставах; б) попеременное и одновременное поднимание прямых ног. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Некоторые упражнения в гипсовых иммобилизирующнх повязках; упражнения, подготавливающие к вставанию и ходьбе

1. ИП — лежа на спине (высокая гипсовая тазобедренная повязка). Напряжение и расслабление четырехглавой мышцы бедра («игра надколенником»). Темп медленный. Повторить 8-20 раз.

2. ИП — то же, держась руками за края кровати. Давление стопой на руку инструктора, доску или ящик. Темп медленный. Повторить 8-10 раз.

3. ИП — лежа на спине (высокий гипс). При помощи методиста поворот на живот и обратно. Темп медленный. Повторить 2-3 раза.

4. ИП — то же, руки согнуты в локтевых суставах, здоровая нога согнута в коленном суставе с опорой на стопу. Поднимание больной ноги. Темп медленный. Повторить 2-5 раз.

5. ИП — лежа на спине на краю кровати (высокая гипсовая тазобедренная повязка). Опираясь на руки и опуская больную ногу за край кровати, сесть. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

6. ИП — стоя (высокая гипсовая тазобедренная повязка), держась одной рукой за спинку кровати или руки на пояс. Наклон туловища вперед, отставляя больную ногу назад на носок и сгибая здоровую. Темп медленный. Поворить 3-4 раза.

7. ИП — стоя на гимнастической скамейке или на 2-й рейке гимнастической стенки на здоровой ноге, больная свободно опущена: а) раскачивание больной ноги, 12-16 движений; б) описывание восьмерки бальной ногой. Повторить 4-6 раз.

8. ИП — ходьба с помощью костылей (не опираясь на больную ногу, слегка приступая на больную ногу, нагружая больную ногу). Варианты: ходьба с одним костылем и палкой, с одним костылем, одной палкой.

Источник

При травмах у детей широко
используется ЛФК (лечебная физическая культура). С помощью
физических упражнений можно активизировать деятельность всех органов и систем,
ликвидировать отрицательные последствия гиподинамии, улучшить обменные процессы
и процессы регенерации, создавая необходимые физиологические предпосылки для
ускорения консолидации, предупредить атрофию мышц и ограничение движений в
суставах, выработать необходимые компенсаторные навыки на период лечения и
восстановить функции больной конечности после снятия иммобилизации,
нормализовать общую двигательную сферу ребенка, его рост и развитие. Лечебная
физическая культура является не только средством лечения травмы, но и важнейшим
компонентом правильно организованного режима больного ребенка.

Средства ЛФК при травмах у детей подбираются с учетом
лечебных задач, а также возраста и уровня развития ребенка. Для детей первого
года жизни активные движения стимулируются яркими игрушками. Используются
упражнения пассивные и активные с помощью, а также рефлекторные, основанные на
сохраняющихся безусловных рефлексах. В занятиях с детьми второго и третьего годя
жизни применяются упражнения имитационно-игрового характера, по речевой
инструкции, массаж (как общий, так и избирательный), для поднятия эмоционального
тонуса больных — игры.

В зависимости от характера перелома и этапов лечения весь курс лечебной
физической культуры при переломах у детей делится на три периода: иммобилизации,
или общетонизирующий, восстановления функции и тренировки функции.

I период охватывает все время иммобилизации. Клинически это время совпадает с
формированием первичной мозоли. Лечебную физическую культуру назначают сразу,
как только позволяет состояние больного ребенка. Ранние сроки назначения
лечебной физической культуры объясняются необходимостью ликвидировать проявления
травматической болезни, облегчить приспособление организма ребенка к
иммобилизации, предупредить возникновение гиподинамии. Ведущими специальными
задачами этого периода являются: улучшение трофики иммобилизованной конечности
(для скорейшей консолидации перелома и предупреждения мышечной атрофии);
предупреждение нарушений функции суставов (тугоподвижности и контрактур);
выработка необходимых временных компенсаций; предупреждение нарушений
осанки.

Большинство общих лечебных задач и частично специальные решаются с помощью
общеразвивающих упражнений. Их выполняют из всех исходных положений, возможных
при иммобилизации, с охватом всех мышечных групп. В занятия включают статические
и динамические дыхательные упражнения, упражнения на внимание, на координацию
движений, на осанку, в расслаблении. Можно использовать упражнения с предметами.
Во всех случаях необходимо соблюдать принцип рассеянной мышечной нагрузки,
чередования активных упражнений, статических напряжений и расслабления.

Упражнения для поврежденной конечности включаются в содержание занятий после
полного высыхания гипсовой повязки или уменьшения болевых ощущений, связанных с
наложением вытяжения.

Для решения специальных задач в занятия лечебной физической культурой
включаются: упражнения для здоровой конечности (для улучшения кровоснабжения и
трофики иммобилизованной конечности); упражнения в свободных от иммобилизации
суставах поврежденной конечности (выполняемые вначале с помощью, а затем
самостоятельно), идеомоторные упражнения для иммобилизованной конечности;
статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности; при переломах костей
нижних конечностей — упражнения в давлении по оси конечности на специальную
подставку, спинку кровати или ящик, а также упражнения в опускании больной
конечности ниже уровня кровати. У детей райнего возраста идеомоторные упражнения
и статическое напряжение мышц не применяются.

К специальным средствам лечебной физической культуры относятся и упражнения,
способствующие формированию временных компенсаций. Они весьма разнообразны, так
как зависят от вида и характера травмы.

Перечисленные общие и специальные средства лечебной физической культуры
применяются комплексно, обеспечивая соответствующий лечебный эффект, в форме
специальных занятий лечебной физической культурой, утренней гимнастики (в
травматологических отделениях), а также индивидуальных заданий для
самостоятельного выполнения.

II период характеризуется окончательным формированием вторичной костной
мозоли и (при соответствующем лечении) нормализацией функции пораженной
конечности.

К специальным задачам II периода относятся: нормализация трофики
травмированной конечности (окончательное формирование костной мозоли и
ликвидация мышечной атрофии); восстановление движений в ее суставах и
нормализация функции; ликвидация ненужных временных компенсаций.

В этом периоде расширяется набор и увеличивается дозировка общеразвивающих
упражнений. Используются упражнения с предметами (палками, гантелями, набивными
мячами, булавами), с сопротивлением и отягощением. Большое место занимают игры.
Уровень физической нагрузки в занятиях доводится до среднего.

Читайте также:  Сон перелом стопы

Возрастает возможность применения специальных средств физической культуры.
Конечность после снятия иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены,
а первичная костная мозоль недостаточно прочна и при неправильном лечении может
быть повреждена. Наибольшее ограничение движений наблюдается при внутрисуставных
и околосуставных переломах, а при диафизарных переломах — в суставах,
расположенных ниже перелома. Характер ограничения движений зависит не только от
травмы, но и от условий иммобилизации.

В соответствии со специальными лечебными задачами периода сразу же после
снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные
гимнастические упражнения. Они выполняются из облегчающих исходных положений,
которые обеспечивают минимальное напряжение мышц при движениях в суставах
больной конечности. Для облегчения движений используются и различные скользкие
поверхности, тележки и другие приспособления. Активные упражнения чередуются с
расслаблением.

Когда больной выполняет активные упражнения в облегчающих условиях достаточно
свободно, в занятия вводят упражнения с самопомощью, затем активные упражнения
из обычных исходных положений, для увеличения амплитуды движения — маховые
упражнения. Постепенно все большее место среди специальных упражнений отводится
специфическим упражнениям с предметами для больной руки и упражнениям в ходьбе —
для поврежденной нижней конечности.

В некоторых случаях приходится прибегать к пассивным упражнениям. Применяются
они с большой осторожностью и только по назначению хирурга-травматолога при
условии хорошей консолидации отломков.

При переломах костей нижних конечностей опасность вторичного смещения
отломков требует передвижения с помощью костылей: вначале совсем не наступая на
больную конечность, а затем с ограничением осевой нагрузки. В целях
предупреждения нарушений осанки детям не рекомендуется ходить с одним костылем.
Ходить с двумя костылями следует до тех пор, пока не будет разрешена полная
осевая нагрузка на травмированную конечность.

В III периоде ликвидируются остаточные явления. Основной лечебной задачей
являются полная реабилитация больного ребенка и достижение совершенства функции
травмированной конечности при восстановлении общей и специальной (спортивной)
работоспособности. Средства лечебной физической культуры обеспечивают
восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую
очередь восстановление двигательных навыков соответственно данному возрасту.
Если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо способствовать
формированию наиболее рациональной постоянной компенсации за счет выработки
нового динамического стереотипа движения.

В период тренировки функции продолжают использовать общеразвивающие
упражнения, а общую физическую нагрузку увеличивают соответственно расширяющимся
возможностям организма ребенка. Основу содержания занятий составляют прикладные
упражнения, вовлекающие в работу поврежденную конечность: различные варианты
ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты и упражнения с мелкими предметами
при переломах кисти. По-прежнему используют упражнения для закрепления навыка
правильной осанки, упражнения на координацию, в равновесии, на внимание, с
предметами. По мере восстановления и тренировки функции поврежденной конечности
роль специальных упражнений постепенно уменьшается и они включаются в занятия
главным образом для закрепления достигнутого лечебного эффекта.

При внутрисуставных переломах увеличивается опасность ограничения функции
сустава, поэтому роль лечебной физической культуры в комплексном лечении таких
переломов особенно велика. Иммобилизация пораженной конечности при повреждении
суставов осуществляется съемными лонгетами. Это позволяет в ранние сроки, на
3-5-й день после травмы, на время занятий лечебной физической культурой
освобождать сустав для движений. В связи с этим специальные упражнения из
облегчающих исходных положений проводятся в первом периоде. Активные занятия
лечебной физической культурой способствуют предупреждению нарушения функций
сустава, а в ряде случаев — улучшению стояния отломков.

Эпифизеолизы обычно не сопровождаются смещением отломков. Иммобилизация при
этих переломах у детей осуществляется гипсовой лонгетой. Сроки иммобилизации
сравнительно невелики, соответственно укорачивается I период. В содержание
занятий рано включаются активные упражнения из облегчающих исходных положений.
Во II периоде нередко удается добиться восстановления и нормализации функции
пораженной конечности. Лечение эпифизеолизов большей частью осуществляется в
амбулаторно-поликлинических условиях, что позволяет значительно разнообразить
методику применения общеразвивающих упражнений и упражнений прикладного
характера.

При компрессионных переломах позвоночного столба без повреждения спинного
мозга лечебная физическая культура составляет основу функционального метода
лечения. Принципы ее те же, что при лечении взрослых. Но при определении ее
методики необходимо учитывать особенности детского возраста, специфику клиники
компрессионных переломов у детей. Восстановительный период после травмы
позвоночного столба у детей хотя и значительно короче, чем у взрослых, но по
сравнению с другими переломами регенерация костной ткани тел позвонков
происходит медленно. В среднем период восстановления занимает от 45 до 60
дней.

Эффективность лечебной физической культуры при травмах у детей определяется
по клиническим признакам — восстановлению целостности кости и мягких тканей,
уменьшению и ликвидации болевых ощущений, нормализации рентгенологических и
клинико-лабораторных показателей. Важнейшим признаком эффективности лечебной
физической культуры являются улучшение и нормализация функции пораженной
конечности: восстановление движений в суставах пораженной конечности,
опороспособности при переломах костей ног, тонких манипуляций при повреждениях
кисти и т. д. Существенную роль в оценке эффективности лечебной физической
культуры играют и общие показатели полноты реабилитации: восстановление
двигательных навыков ребенка в соответствии с его возрастом, улучшение и
нормализация функций внутренних органов, восстановление физической
работоспособности адаптации организма (неспецифическая сопротивляемость,
врабатывание, реституция и т.

Примерное занятие при переломе диафиза костей голени у ребенка 8 месяцев (I
период)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Круговые движения руками.
  3. Массаж здоровой ноги (поглаживание, растирание).
  4. Скользящие шаги (для здоровой конечности).
  5. Массаж живота.
  6. Поворот со спины на живот в сторону здоровой ноги.
  7. Массаж спины и ягодичных мышц.
  8. Приподнимание головы и плеч за отведенные в стороны руки.
  9. Стимуляция ползания при опоре на здоровую ногу.
  10. Массаж спины (поглаживание).
  11. «Парение» на животе.
  12. Массаж живота.
  13. Присаживание при поддержке за отведенные руки.
  14. Повороты туловища в исходном положении сидя вправо и влево за
    игрушкой.
  15. Лежа на спине поочередное поднимание рук вверх.
  16. Сгибание и разгибание здоровой ноги в тазобедренном и коленном
    суставах.
  17. Сгибание и разгибание иммобилизованной ноги в тазобедренном суставе
    (пассивное, а затем активное).
  18. Поочередное сгибание и разгибание рук.
  19. Массаж рук (поглаживание).

Источник