Лфк при переломах конечностей у детей

Лфк при переломах конечностей у детей thumbnail

У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).

Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.

Особенности переломов костей у детей

Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:

  • надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
  • поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
  • эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
  • апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.

В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.

Виды и последствия переломов у детей

По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.

По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.

По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.

Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.

Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.

Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.

Этапы лечения переломов

Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:

  • припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
  • ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
  • укорочение конечности;
  • видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
  • костный хруст при попытке движения.

До прихода врача нельзя:

  • вправлять отломки при открытом переломе;
  • пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
  • причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).

Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.

Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.

После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.

В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.

Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.

Методы лечения переломов у детей

94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.

Читайте также:  Открытые переломы конечностей первая помощь

При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.

Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:

  • внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
  • при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
  • открытые переломы;
  • неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
  • патологические переломы;
  • повреждение магистрального сосуда или нерва;
  • межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).

При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.

Реабилитационный прогноз и период восстановления

Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.

Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:

  1. Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
  2. Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
  3. Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.

Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.

Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:

  1. Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
  2. Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
  3. Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
  4. Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.

Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:

  1. Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
  2. Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
  3. Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
  4. Упражнения в воде.
  5. Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.

Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.

В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.

Реабилитация детей после тяжелых переломов

На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.

У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.

Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.

Источник

Для нижних конечностей основной функцией является опора, и это обусловливает в значительной мере особенности лечебной физкультуры.

При переломах шейки бедренной кости лечебную гимнастику применяют на 2-3-й день, обращая особое внимание на дыхательные упражнения (с 1-го дня после перелома), упражнения для брюшного пресса.

I период из специальных упражнений, используемых при лечении вытяжением, назначают упражнения для суставов голени, стопы и пальцев, а также и тренировку мышц здоровой ноги. При иммобилизации гипсовой повязкой с 8-10-го дня включают статические напряжения мышц тазобедренного сустава с целью стимуляции сращения перелома.

Во II периоде постепенно увеличивают осевую нагрузку и нагрузку в упражнениях по восстановлению силы мышц, а в занятия включают приведение и отведение ноги, поднимание и опускание ноги сначала с помощью, а затем самостоятельно. Значительное внимание уделяют обучению ходьбе с костылями. При удовлетворительном сращении отломков основное внимание обращают на восстановление полноценной ходьбы.

В III периоде добиваются устранения остаточных явлений перелома, восстановления силы мышц, нормализации подвижности суставов, двигательных навыков.

При переломах шейки бедренной кости и в области вертелов часто применяют оперативное лечение — остеосинтез, что позволяет больному рано садиться в постели, через 2-4 нед после операции вставать и передвигаться с помощью костылей. Это создает предпосылки для раннего применения движений в тазобедренном суставе и способствует более быстрому восстановлению. При переходе к сидению широко используют различные приспособления — лямки («вожжи»), неподвижные перекладины над постелью, трапецию и др.

Читайте также:  Перелом боковой массы крестца слева что это

При переломах диафиза и дистального отдела бедренной кости в I периоде используют специальные упражнения для свободных от иммобилизации суставов, идеомоторные упражнения и статические напряжения мышц поврежденного сегмента.

При некоторых переломах костей бедра и голени в I периоде, если нет противопоказаний, допустимо использовать упражнения в строго дозированном давлении по оси конечности (при лечении в гипсовой повязке или дистракционно -компрессионном аппарате) и в опускании иммобилизированной ноги ниже уровня постели с целью подготовки ее к осевой нагрузке и тренировки тонуса сосудов, а позднее — ходьбу в гипсовой повязке с дозировкой степени опоры с помощью костылей (решается совместно с лечащим врачом).

Во II периоде упражнения назначают в строгом соответствии с прочностью костной мозоли и качеством репозиции.

В III периоде при прочном сращении разрешают применять ходьбу вначале с небольшой нагрузкой. Основное внимание уделяют восстановлению силы мышц и нормального объема движений в суставах.

При околосуставных и внутрисуставных переломах дистального отдела бедренной кости важно раннее применение упражнений по восстановлению подвижности в коленном суставе. Упражнения на напряжение мышц, окружающих место перелома, назначают после достижения репозиции и появления признаков сращения (при скелетном вытяжении после 2 нед). Постепенно вводят активные движения на сгибание и разгибание голени, а затем и поднимание всей конечности с кратковременным выключением тяги груза (не ранее 3 нед). Темпы увеличения нагрузки медленные. Упражнения на восстановление амплитуды движений в коленном суставе выполняют при фиксации (руками, манжетами и т. п.) области перелома бедра.

После остеосинтеза в сочетании с иммобилизацией гипсовой повязкой методика лечебной физкультуры мало отличается от таковой только при гипсовой повязке. Остеосинтез металлическими конструкциями часто позволяет приступать к нагрузкам во II и III периодах раньше, чем при консервативном лечении. Это обусловлено меньшей опасностью смещения отломков под воздействием упражнений. При лечении в компрессионно-дистракционных аппаратах с первых дней назначают статические напряжения мышц в области оперированного сегмента и движения во всех неиммобилизированных суставах конечности. Сокращения мышц, через которые проходят спицы, должно быть строго дозировано.

Лечебная физкультура при повреждениях коленного сустава и после оперативных вмешательств на нем имеет целью быстрейшее восстановление движений и опорной функции конечности, если не предусматривается создание неподвижности (анкилоза) в суставе.

В I периоде при лечении с применением иммобилизации назначают (Статические напряжения мышц, движения в свободных суставах, тренировку здорового симметричного сустава. Если иммобилизация не используется, применяют небольшие активные движения с помощью здоровой ноги в положении лежа на боку, активные движения в голеностопном и тазобедренном суставах с поддержкой руками бедра. Движения, способные вызвать растягивание поврежденных и соединенных швами тканей, исключают.

Во II периоде физическими упражнениями стремятся восстановить нормальный объем движений в суставе и силу мышц поврежденной конечности путем преимущественно активных движений. Осторожно используют упражнения для укрепления мышц, окружающих суставов, упражнения с осевой нагрузкой и для восстановления навыка в ходьбе.

В III периоде основное внимание обращают на восстановление опорной функции конечности и движений. При закрытых повреждениях лечебную физкультуру применяют со 2-6-го дня. При открытых повреждениях сустава лечебную гимнастику назначают даже при самом благоприятном течении с 8-10-го дня, а движения в суставе — с 3-й недели после операции.

При назначении лечебной физкультуры при переломах костей голени надо учитывать стояние отломков и применяемый метод лечения (гипсовая повязка, вытяжение, остеосинтез, лечение в компрессионно-дистракционном аппарате).

В I периоде широко используют упражнения для суставов пальцев и переднего отдела стопы, осторожные движения в коленном суставе (при скелетном вытяжении) за счет движения бедра при поднимании и опускании таза. При стабильном остеосинтезе, удовлетворительном стоянии отломков, полноценной внутренней или внешней фиксации рано назначают ходьбу с костылями с приступанием на больную ногу и постепенным увеличением осевой нагрузки (по согласованию с врачом).

Во II периоде выбор упражнений, стимулирующих восстановление опорной функции конечности, подвижности голеностопного сустава, осуществляют с учетом положения стопы (вальгусное, варусное, в подошвенном сгибании), включают движения, устраняющие деформацию.

В III периоде используют упражнения, восстанавливающие подвижность в суставах, силу и выносливость мышц конечности, устраняющие контрактуры и предупреждающие уплощение сводов стопы. При переломах мыщелков большеберцовой кости нагрузку на коленный сустав тяжестью тела допускают через 6 нед осторожно и постепенно. При стабильном остеосинтезе костей голени движения в коленном и голеностопном суставах включают на 1-й неделе, а осевую нагрузку — через 3-4 нед.

При переломах в области лодыжек в случаях применения любой иммобилизации стопы для профилактики контрактур, плоскостопия и других неблагоприятных последствий уделяют внимание энергичной тренировке по усилению мышц голени и стопы в течение всех периодов лечебной физкультуры. При занятиях лечебной физкультурой следует периоды тренировок с нагрузкой чередовать с отдыхом и приподниманием ног с целью улучшения крово — и лимфооттока.

При переломах костей стопы в I периоде применяют упражнения, улучшающие ее кровоснабжение и стимулирующие регенерацию: идеомоторные или изометрические напряжения мышц голени и стопы, движения в голеностопном суставе, суставах стопы и пальцев при приподнятой ноге, активные движения в коленном и тазобедренном суставах, упражнения с давлением на подошвенную поверхность (при отсутствии противопоказаний), упражнения в супинации стопы (сокращения мышц под повязкой). При ходьбе с костылями опора допускается только при правильной постановке стопы.

Во II периоде основное внимание уделяют восстановлению опорной функции стопы с помощью упражнений, укрепляющих мышцы свода стопы.

В III периоде основные усилия направляют на восстановление навыка в правильной ходьбе.

Лечебная физкультура при повреждениях голеностопного сустава и стопы широко сочетается с гидрокинезотерапией, массажем и физиотерапией.

Примерный комплекс упражнений лечебной гимнастики для голеностопного сустава и суставов стопы (по В. К. Добровольскому)

1. ИП — лежа на спинс или сидя со слегка согнутыми в коленных суставах ногами. Сгибание и разгибание пальцев стоп (активно, пассивно). Сгибание и разгибание стопы здоровой и больной ноги попеременно и одновременно. Круговые движения в голеностопных суставах здоровой и больной ноги попеременно и одновременно. Поворот стопы внутрь и кнаружи. Разгибание стопы с увеличением объема движений с помощью тесьмы с петлей. Темп упражнений медленный, средний или меняющийся. Повторить указанные упражнения 20-30 раз.

Читайте также:  Поперечные переломы височной кости

2. ИП- то же. Носки ног положены один на другой. Сгибание и разгибание стопы с сопротивлением, оказываемом одной ногой при движении другой. Медленный темп. Повторить 15-20 раз.

3.  ИП-сидя со слегка согнутыми в коленных суставах ногами, захватывание пальцами ноги мелких предметов (шарики, карандаши и т. п.). Повторить 6-10 раз.

4.  ИП — сидя: а) стопы обеих ног на качалке. Активное сгибание и разгибание здоровой стопы и пассивное — больной. Темп медленный и средний. Повторить 60-80 раз; б) стопа больной ноги на качалке. Активное сгибание и разгибание стопы. Темп медленный и средний. Повторить 60-80 раз.

5. ИП — стоя, держась за рейку гимнастической стенки, или стоя, руки на пояс. Поднимание на носки и опускание на всю стопу. Поднимание носков и опускание на всю стопу. Темп медленный. Повторить 20-30 раз.

6. ИП — стоя на 2-3-й рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди.

Пружинящие движения на носках, стараться как можно ниже опускать пятку. Темп средний. Повторить упражнение 40-60 раз.

1. ИП — сидя в постели. Мышцы ноги расслаблены. Захват рукой надколенника. Пассивные смещения его в стороны, вверх, вниз. Темп медленный. Повторить 18-20 раз.

2.  ИП — лежа на спине, больная нога полусогнута, поддерживается руками за бедро или упирается на валик. Сгибание и разгибание в коленном суставе с отрывом пятки от кровати. Темп медленный. Повторить 12-16 раз.

3. ИП — сидя на краю кровати, ноги опущены: а) сгибание и разгибание больной ноги в коленном суставе с помощью здоровой. Темп медленный. Повторить 10-20 раз; в) активное попеременное сгибание и разгибание ног в коленных суставах. Темп средний. Повторить 24-30 раз.

4. ИП- лежа на животе. Сгибание больной ноги в коленном суставе с постепенным преодолением сопротивления груза массой от 1 до 4 кг. Темп только медленный. Повторить упражнение 20-30 раз.

5. ИП — стоя с опорой о спинку кровати. Поднять вперед согнутую в коленном суставе больную ногу, разогнуть, опустить. Темп медленный и средний. Повторить 8-10 раз.

Упражнения для тазобедренного сустава

1.ИП лежа на спине, держась руками за привязанный к спинке кровати шнур. Переход в положение полусидя и сидя. Темп медленный . Повторить 5-6 раз.

2. ИП — лежа на спине или стоя. Круговые движения прямой ногой кнаружи и внутрь. Темп только медленный. Повторить упражнение 6-8 раз.

3. ИП — лежа на спине, взявшись руками за края кровати: а) попеременное поднимание прямых ног. Темп медленный. Повторить 6-8 раз;б) круговые движения поочередно правой и левой ногой. Темп медленный. Повторить 3-5 раз.

4.  ИП — лежа на боку, больная нога сверху. Отведение ноги. Темп медленный. Повторить 4-8 раз.

5. ИП — стоя боком к спинке кровати, опираясь о нее рукой; а) поднимание ноги вперед и отведение ее назад; б) отведение ноги и руки в сторону. Темп только медленный. Повторить упражнение 8-10 раз.

6. ИП — стоя, носки вместе. Наклон вперед, стараться достать пол концами пальцев или ладонями. Темп средний до быстрого. Повторить 12-16 раз. Упражнения для всех суставов нижней конечности

Упражнения для всех суставов нижней конечности

1. ИП — лежа на спине, стопа больной ноги на набивном мяче. Перекатывание мяча к туловищу и в ИП. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

2.  ИП- лежа на спине, взявшись руками за края кровати. «Велосипед». Темп средний до быстрого. Повторить 30-40 раз.

3.  ИП — стоя лицом к спинке кровати с опорой руками: а) попеременное поднимание ног вперед, сгибая их в коленных и тазобедренных суставах. Темп медленный. Повторить 8-10 раз; б) полуприседание. Темп медленный. Повторить 8-10 раз; в) глубокое приседание. Темп медленный. Повторить 12-16 раз.

4.  ИП — стоя, больная нога на шаг впереди. Сгибание больной ноги в колене и наклон туловища вперед до положения «выпад». Темп медленный. Повторить 10-25 раз.

5.  ИП — стоя лицом к гимнастической стенке. Лазание по стенке на носках с дополнительными пружинящими приседаниями на носке больной ноги. Темп медленный. Повторить 2-3 раза.

6. ИП — вис спиной к гимнастической стенке: а) попеременное и одновременное поднимание ног, согнутых в коленных суставах; б) попеременное и одновременное поднимание прямых ног. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Некоторые упражнения в гипсовых иммобилизирующнх повязках; упражнения, подготавливающие к вставанию и ходьбе

1. ИП — лежа на спине (высокая гипсовая тазобедренная повязка). Напряжение и расслабление четырехглавой мышцы бедра («игра надколенником»). Темп медленный. Повторить 8-20 раз.

2. ИП — то же, держась руками за края кровати. Давление стопой на руку инструктора, доску или ящик. Темп медленный. Повторить 8-10 раз.

3. ИП — лежа на спине (высокий гипс). При помощи методиста поворот на живот и обратно. Темп медленный. Повторить 2-3 раза.

4. ИП — то же, руки согнуты в локтевых суставах, здоровая нога согнута в коленном суставе с опорой на стопу. Поднимание больной ноги. Темп медленный. Повторить 2-5 раз.

5. ИП — лежа на спине на краю кровати (высокая гипсовая тазобедренная повязка). Опираясь на руки и опуская больную ногу за край кровати, сесть. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

6. ИП — стоя (высокая гипсовая тазобедренная повязка), держась одной рукой за спинку кровати или руки на пояс. Наклон туловища вперед, отставляя больную ногу назад на носок и сгибая здоровую. Темп медленный. Поворить 3-4 раза.

7. ИП — стоя на гимнастической скамейке или на 2-й рейке гимнастической стенки на здоровой ноге, больная свободно опущена: а) раскачивание больной ноги, 12-16 движений; б) описывание восьмерки бальной ногой. Повторить 4-6 раз.

8. ИП — ходьба с помощью костылей (не опираясь на больную ногу, слегка приступая на больную ногу, нагружая больную ногу). Варианты: ходьба с одним костылем и палкой, с одним костылем, одной палкой.

Источник