Лев николаевич толстой перелом

Лев николаевич толстой перелом thumbnail

Детство, отрочество, юность    
Военная карьера    
Путешествие    
Семейная жизнь    
Перелом

        «Война и мир» имела большой успех, и доход Толстого резко вырос. Однако после «Анны Карениной» произошел срыв. Толстой уперся в стену – он исписался.

        Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 — начале 1880 годов, завершился переломом в его мировоззрении. Тогда он обратился к Евангелию, в первую очередь к Нагорной проповеди, и решил, что нужно полностью следовать ее учению. Это означало жить по-крестьянски, отказываться от богатства (и от гонораров), отрицать любое насилие, исповедовать пацифизм и вегетарианство, самостоятельно косить траву (плохо) и тачать себе сапоги (с чудовищными результатами). Стремление к «чистой, простой жизни» и идея о непротивлении злу насилием стали ядром системы Толстого.

        Он даже велел своим гостям самим выносить свои ночные горшки, хотя для этого в доме имелись слуги. Чем больше он старался жить по мирному учению Христа, тем менее мирной становилась его домашняя жизнь. В итоге вместо мира и гармонии в доме он получил хаос, разочарования и яростные споры с Софьей, отчаянно стремившейся защитить благосостояние детей. Она добилась этого, опубликовав многотомник его избранных сочинений.

        Идеи Толстого нашли отклик в сердцах многих людей по всему миру. Последователи Льва Николаевича, называвшие себя «толстовцами». Ход переворота, совершившегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).

        Последний роман Льва Толстого «Воскресение» (1889–99) воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.

        Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

        Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность, следила вся Россия. На станции Астапово Лев Толстой и скончался 20 ноября 1910 года (7 ноября по старому стилю) в окружении прибывших родных. В ночь на 22 ноября (9 ноября по ст. стилю) гроб с телом Льва Николаевича Толстого был отправлен в Ясную поляну.

        Похороны Льва Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба. Но, к сожалению многих его почитателей похороны прошли по гражданскому обряду, так как Толстой был отлучен от церкви.

Наверх

Источник

На рубеже1870—1880-х годов Л. Н. Толстой пережил один из самых острых и сложных кризисов на своем пути, завершившийся переломом — решительной перестройкой всего мировоззрения.
Учение Л.Н.Толстого об истинной жизни основано на пяти
заповедях Иисуса Христа из Нагорной проповеди, приведенных в
Евангелии от Матфея: придерживаться принципа непротивления
злу насилием; не прелюбодействовать и соблюдать чистоту семейной
жизни; не клясться и не присягать никому и ни в чем; не мстить
никому и не оправдывать чувства мести тем, что тебя обидели,
учиться терпеть обиды; помнить: все люди братья — и учиться во
врагах видеть доброе. Главной заповедью писатель считал
непротивление злу насилием. Л. Н. Толстой был убежден, что злом
нельзя уничтожить зло, только воздержание от насилия может стать
средством борьбы с насилием.

Нагорная проповедь Спасителя — проповедь, в которой как бы сконцентрировано все Евангелие, собрано все то главное, что необходимо знать и делать христианину. Эту проповедь записал Святой Евангелист Матфей. Господь произнес Нагорную проповедь на невысокой горе, находящейся на северном берегу Галилейского озера около города  Капернаума, впервый год Своего служения.
Лев Николаевич Толстой 257
В статье «Исповедь» (1882) Л. Н. Толстой рассказал о своем
постепенном, но последовательном разочаровании в казенной религии и Церкви, о том, как он убедился в искажении ими истинного
смысла человеческого бытия. Писатель отверг правомерность
разделения людей на народ и «образованное сословие», потребовал от
людей любого социального статуса трудиться своими руками на
земле. Отрицая все современные порядки, единственное и вместе с
тем несомненное средство спасения он усматривал во всеобщем и
безусловном отказе от насилия.
В работе «Исследование догматического богословия» (1884)
Л. Н. Толстой безоговорочно развенчал догматы православной веры,
а в трактате «В чем моя вера?» (1884) противопоставил им свое
религиозно-нравственное учение, проповедь «непротивления злу
насилием». Трактат «Так что же нам делать?» (1886), в основание
которого легли наблюдения самого писателя над жизнью трудового
люда, главным образом во время переписи, представил широкую
картину народных бедствий и нищеты.
Учение графа Толстого вызвало возмущение официальных
представителей Русской православной церкви. В 1901 году в газете
«Церковные ведомости» было напечатано «Определение Святейшего
Синода» об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. Характерно, что в
этом документе писатель не был предан анафеме. (Анафема — отлучение
христианина от общения с верующими и от святых таинств, применяемое в
качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за
измену православию и уклонение в ересь или раскол)

 Вместо слова «анафема» в определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной»,
«отпадение его от Церкви». Таким образом, Синод лишь
зафиксировал своим документом факт свободной воли человека —
отход Л. Н. Толстого от церковной жизни.
Через месяц Л. Н. Толстой выступил со статьей «Ответ на
постановление Синода», в которой заявил: «Я действительно
отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей… То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо». Завещание писателя было исполнено: он умер без покаяния и погребен вне территории фамильного кладбища Толстых.
После перелома: народные рассказы, повести, драматургия. Народные
рассказы Л.Н.Толстой адресовал самому широкому читательскому кругу. Он
взялся ответить на такие «первоосновные» вопросы, как: «чем люди живы?» или «много ли человеку земли нужно?».
Однако Л. Н. Толстой продолжал писать и в прежней своей,
«необщедоступной», как он ее сам иногда называл, манере. Так, в частности,
написаны повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова
соната» (1889), «Дьявол» (1890), «Отец Сергий» (1898).
В повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстой предъявил всей современной жизни обвинение в том, что она лишена подлинного человеческого наполнения и не может выдержать проверки смертью. Перед лицом смерти всё у Ивана Ильича, прожившего жизнь самую обычную, похожую на множество других жизней, оказывается «не т о » . Имевший службу, семью, друзей, доставшуюсяему по традиции веру, он умирает одиноким, испытывая неодолимый ужас и не
зная, чем помочь остающемуся жить мальчику — своему сыну.

Читайте также:  Кожа после перелома и гипса

Период после перелома принес Л.Н.Толстому первые свершения в области
драматургии— в 1880-х годах были написаны пьесы «Власть тьмы» и
«Плоды просвещения», пьеса «Живой труп».

«Воскресение» (1899). Последнему роману Л.Н.Толстого «Воскресение»,
который создавался десять лет, суждено было стать и одним из итоговых
романов XIX века.
С первых строк романа все современное жизнеустройство сразу же
предстает перед нами как ложное в самом своем основании, опутавшее и
запутавшее всех людей, о чем писатель прямо и с полной убежденностью
объявляет. Л.Н.Толстой обвиняет и обвиняет.
Дальше читатель узнает, что Катюшу Маслову ведут в суд. И
судить ее будут за преступление, которого она не совершала. В числе
ее судей — барин Нехлюдов, повинный во всем горьком и страшном,
что с ней случилось. Несправедливость достигла последнего предела.
Люди, которые судят Катюшу, поймут ее и поверят ей. Они не
захотят ей зла. Но их отношения с ней разворачиваются в границах
установившейся нравственности и общественной системы. Сами
того не желая, они обрекают ее на каторгу и Сибирь.
Нехлюдову достаточно встретить в суде обманутую и брошенную им когда-то Катюшу, чтобы он решительно переломил свою
жизнь, отказался от владения землей, взял на себя ответственность
за всю дальнейшую судьбу Масловой, с головой окунулся в хлопоты о
многих и многих арестантах. Катюше появление перед ней
Нехлюдова вернуло ее давнюю чистую любовь к нему, заставило и ее
думать и помнить уже не о себе, но о других: снова любя Нехлюдова,
она не разрешает себе воспользоваться его чувством вины перед ней
и уходит с другим человеком, которому она нужна. Воскресают в
романе и Катюша, и Нехлюдов для совсем новых отношений друг к
другу, указывая тем самым новый путь и всякому из людей. В конце
романа Нехлюдов показан за чтением Евангелия — общество,
которому предстоит сложиться, полагал Л. Н. Толстой, должно
объединить теперь всех на той же нравственной основе, на какой
все для человечества когда-то начиналось.

В эстетическом трактате « Что такое искусство?» (1898), в
статьях об искусстве этого десятилетия Л. Н.Толстой возлагал на
 ответственность за положение в обществе, за состояние
отношений между людьми.
Последние годы жизни. После романа «Воскресение» все последнее десятилетие своей жизни Л.Н.Толстой продолжал писать, как
это у него называлось, «художественное». Его удивительный дар не
слабел.
Опубликованная, как и пьеса «Живой труп», посмертно, в 1911
году, повесть «Хаджи-Мурат» (1904) посвящена историческим
событиям времен Кавказской войны. Убедительно показано, как
одинок, как затерян в потоке событий, а часто и обречен живой
человек, сколь ответствен и виновен перед ним ход истории, какую
жалкую цену имеет даже самая яркая и сильная человеческая
жизнь.
Поздний Л.Н.Толстой все больше сосредоточивал свои усилия на
прямом вмешательстве в ход жизненных событий и захвачен был
прежде всего прямым пересозданием мира людского.
Он неуклонно борется против применения насилия. В1900 году
выступает со статьей «Не убий». В 1901 году писатель потребовал от
царя прекратить репрессии против студентов. После поражения
революции 1905 года в знаменитом своем произведении «Не могу
молчать» (1908) он осудил правительственный террор, смертные
казни.
Неустанная работа Л. Н. Толстого над самим собой продолжалась. Он видел в ней обязательное условие понимания других
людей. За пять лет до смерти, 21 сентября (3 октября) 1905 года, он
записал: «Во мне все пороки, и в высшей степени… Все, все есть, и в
гораздо большей степени, чем у большинства людей. Одно мое
спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. От этого они
называют меня психологом». Стремясь, видимо, быть
последовательным до конца, привести ради этого собственный быт в
совершенное соответствие с утверждаемой программой жизни,
поддержать личным примером призыв «отойти от зла», Л. Н. Толстой
на восемьдесят третьем году жизни ушел из Ясной Поляны. Этим он
осуществил свою давнюю мечту гармонизировать свою внутреннюю
духовную жизнь и быт. С момента перелома в мировоззрении
писателя мучила необходимость оставаться в прежних социально-бытовых условиях. Еще в 1894 году он отказался от владения
собственностью, как будто умер, передав все права наследства
семье. Этого было мало. Жизнь яснополянского графа угнетала его.
Единственной возможностью обрести равновесие и идти своим
духовным путем был уход. В сопровождении дочери Александры и
доктора Душана Маковицкого в ночь с 27 на 28 октября (9 —10
ноября) он тайно покидает Ясную Поляну. В дороге он простудился,
заболел воспалением легких и сошел с поезда на станции Астапово
Рязанской железной дороги. 7 (20) ноября 1910 года Лев Николаевич
Толстой скончался. Похоронен Л.Н.Толстой, согласно его завещанию,
в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, где в
детстве с братом Николенькой они искали зеленую палочку, на
которой была написана тайна «муравейных братьев», как сделать
всех людей счастливыми.

Читайте также:  Лекарственный препарат при переломах

Творчество Л. Н. Толстого в мировой литературе. Личность и
творчество великого русского писателя оказали огромное влияние на
русских и зарубежных литераторов.
Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях
масштабную эпическую традицию Л. Н. Толстого («Жизнь Клима
Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Хождение по
мукам» А. Н. Толстого, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Красное
колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» А. И. Солженицына и
др.).
Толстовская идея исторической закономерности, толстовское
отрицание роли «великих людей» — все это ясно ощущается в
последних книгах Василия Гроссмана. Тема государственной
необходимости, противостоящей человеческой свободе, стала
основной в романе Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927).
По словам Л.Н. Толстого, настоящий художник должен
жертвовать « своим спокойствием и своим благосостоянием », чтобы
выполнить свой долг перед людьми. Эта мысль великого русского
писателя навсегда запала в душу выдающегося французского
литератора, бойца против войны и фашизма Ромена Роллана (1866
—1944). На протяжении всей жизни он с глубоким уважением
относился к самому Л. Н. Толстому и к его творчеству, поэтому все
произведения Р. Роллана проникнуты толстовскими настроениями. В
книге «Жизнь Толстого» (1911) Р.Роллан создал величественный образ
человека, художника, мыслителя.
Один из наиболее сложных и самобытных мастеров западноевропейского реализма XX века Томас Манн (1875 — 1955) ощущал в
Л.Н. Толстом художника громадного диапазона. Т.Манн считал, что
единственной возможностью для спасения рода человеческого может
служить поддержка конструктивных, созидательных сил истории.
Эти идеи подтолкнули Т. Манна к созданию романа на основе
библейской легенды об Иосифе. К написанию романа «Иосиф и его
братья» Т. Манн обратился и под влиянием Л. Н Толстого, считавшего
библейский текст об Иосифе высшим проявлением подлинного
искусства и подлинной человечности.
Л. Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского
писателя XIX века Ги де Мопассана (1859 —1893), написавшего в
1879 году: «Нам всем следует учиться у графа Толстого, автора
«Войны и мира»». Мопассан опирался на творчество Л. Н. Толстого в
разработке военно-патриотической темы.
Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй
(1899 —1961) считал Л.Н.Толстого своим учителем в изображении
войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз
утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и
высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости
Л.Н.Толстого. В повести Хемингуэя «Старик и море» Сантьяго,
подобно любимым героям Л.Н.Толстого в лучшие минуты их жизни,
испытывает чувство причастности к бескрайней полноте жизни.
Выдающийся австрийский писатель, мастер новеллы Стефан
Цвейг (1881 —1942) в своих очерках о Л.Н. Толстом («Прелюдия»,
«Певец своей жизни») говорил об особенностях мировоззрения
великого русского писателя, о сильных и слабых сторонах его
характера. Благодаря работам Цвейга за рубежом возрос интерес к
личности и творчеству Л.Н.Толстого.
Французского писателя Анатоля Франса (настоящее имя —
Анатоль Франсуа Тибо; 1844 —1924) восхищали в Л. Н. Толстом
глубинное понимание жизни, общества и при этом удивительная
сила любви и милосердие к человеку. Франс считал Л. Н. Толстого
учителем не только для себя, но и для всех.
Влияние Л.Н.Толстого как мыслителя чувствуется во многих
произведениях английского писателя-драматурга Джорджа
Бернарда Шоу (1856 —1950). Именно благодаря Л.Н.Толстому Шоу
открыл для себя критико-реалистическое направление в творчестве,
нашел беспощадную, прямую постановку самых острых и коренных
вопросов.
В целом творчество Л. Н. Толстого привнесло в мировую литературу тонкость и точность психологического анализа, оригинальность и силу художественного слова, мощное эпическое начало, искреннее бесстрашие обличения.

Источник

ИДЕЙНЫЙ ПЕРЕЛОМ ТОЛСТОГО Печать

 

ИДЕЙНЫЙ ПЕРЕЛОМ ТОЛСТОГО

К концу XIX в. яснополянская усадьба превращается в своеобразный культурный центр, куда из разных концов России и других стран света приезжают писатели, учёные и общественные деятели, чтобы познакомиться с Толстым.

Читайте также:  Перелом северной войны

М. Горький с изумлением и гордостью писал: «Весь мир, вся земля смотрит на него, из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые трепетные нити, его душа — для всех и — навсегда».

В Ясной Поляне Толстого посещают писатели — И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. П. Чехов, М. Горький, Н. С. Лесков, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, В. В. Вересаев и др.; художники — И. Е. Репин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге,М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, В. А. Серов, Н. А. Ярошенко и др.; скульпторы — П. П. Трубецкой, И. Я. Гинзбург; композиторы и музыканты — С. И. Танеев. А. Б. Гольденвейзер, А. С. Аренский, К. Н. Игумнов; учёные — И. И. Мечников и др.

В 80-х и 90-х годах (с 1881 по 1901 г.) Толстой Последние в интересах детей, которых нужно было учить, годы жизни жил ПреиМуЩественно в Москве. Здесь, в Хамоз-ническом переулке (теперь улица Льва Толстого), он приобрёл себе дом.

Девятнадцать зим прожил Толстой в Москве (летом он неизменно уезжал в Ясную Поляну). Небольшой двухэтажный особняк в глубине сада привлекал к себе посетителей так же, как и яснополянская усадьба.

Толстой в Москве вёл такую же простую жизнь, как и в Ясной Поляне. Он сам возил себе на салазках воду, колол дрова, занимался сапожным ремеслом. До старости он сохранил замечательную физическую силу. Достаточно указать, что в семьдесят лет он легко катался на коньках, в семьдесят пять лет увлекался велосипедным спортом, в восемьдесят лет быстро ездил верхом на лошади. Помимо литературной работы, он по-прежнему много внимания уделял и общественной деятельности. В 1882 г. он принял горячее участие в московской переписи населения, выбрав себе участок, населённый беднотой. С 1891 по 1894 г.- в неурожайные годы — он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам.

В конце 1901 г. Толстой опасно заболел воспалением лёгких. Несколько месяцев он лечился в Крыму, в Гаспре. Здесь он часто встречался с М. Горьким и А. П. Чеховым, которых очень любил и ценил. Прекрасную характеристику Толстого на этом этапе его жизни мы находим в воспоминаниях М. Горького.

Вернувшись из Крыма, Толстой снова поселяется в Ясной Поляне, где прошла почти вся его жизнь, и до конца дней уже не покидает её.

 

Развитие взглядов Толстого последовательно привело его  к пересмотру всей предшествующей литературной деятельности.

В трактате «Так что же нам делать?» он пишет: «Мы произвели пропасть людей и великих писателей, разобрали  этих писателей по косточкам и написали горы критик, и критик на критики, и критик на критики критик, и картинные галереи собрали, и школы искусств разные изучили до тонкостей, и симфонии, и оперы у нас такие, что уже нам самим трудно становится их слушать. А что мы прибавили к народным былинам, легендам, сказкам, песням, какие картины передали народу и какую музыку?» Толстой утверждает, что «литература, так же как и откупы, есть только искусная эксплуатация, выгодная только для её участников и невыгодная для народа».

Он приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, видя в ней лишь средство возбуждения греховных страстей. «Ð’ соответствии с этим взглядом он переходит в 80-х годах к художественным произведениям, в которых главной своей задачей ставит учить народ нравственности. Так появляется целый ряд его маленьких нравоучительных рассказов для народа: «Чем люди живы?», «Свечка», «Два старика», «Бог правду видит, да не скоро скажет» и т. п. Поучительная тенденция звучит и в более крупных его произведениях 80-90-х годов: «Смерть Ивана Ильича» ( 1886), «Власть тьмы» (1886), «Крейперова соната» (1890), «Плоды просвещения» (1891), «Хозяин и работник» (1895) и др.

В 80-х годах, с целью дать дешёвую и полезную литературу для народа, Толстой организует книжное издательство «Посредник». Книжки «Посредника» ценой в одну-полторы копейки в громадном количестве распространялись в народной массе.

Решение Толстого покончить с художественной литературой взволновало его друзей и поклонников. И. С. Тургенев, умирая, пишет ему в предсмертном письме: «Друг мой. вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»

Впрочем, и сама жизнь, и потребность в литературной деятельности, и желание осветить в широком художественном полотне своё новое отношение к действительности толкали Толстого к художественному творчеству. Под влиянием всего этого отношение его к искусству в 90-х годах снова меняется. Он приходит к мысли, что работа над художественными произведениями даст ему возможность выразить те взгляды, которые сложились у него в последние десятилетия. В 1891 г. он записывает в дневнике: «Стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи».

Таким романом явилось «Воскресение».

Еще по данной теме::

Источник