Лечение переломов история
История лечения переломов представляет собой яркий пример успешного взаимодействия физиологической науки с достижениями в области техники. В XIX веке произошли революционные изменения в области лечения переломов длинных трубчатых костей, когда Сэмюель Гросс впервые применил лейкопластырное вытяжение. Позднее Генри Г.Дэвис стал использовать для вытяжения эластичную повязку. Этот метод, усовершенствованный Гордоном Баком, широко практиковался в медицинском корпусе Армии Союза во время гражданской войны в США.
В период Испано-американской войны активно применялась гипсовая фиксация с антисептической окклюзией. В 1885 г. Фемистокл Глюк впервые в лечении переломов использовал для иммобилизации покрытые никелем стальные пластины, винты, внутрикостные штифты и спицы. Однако лишь Люка-Шампионер в 1910 г. указал на тот факт, что скорейшему формированию костной мозоли способствует движение, а не длительный постельный режим.
Герхард Кюнтшер
В 1916 г. Гей-Гровс описал обратные и прямые внутрикостные штифты для остеосинтеза. В 1929 г. Бёлер предложил лечить переломы длинных трубчатых костей при помощи закрытой репозиции и наложения гипсовых повязок, а также рекомендовал пациентам после операции активно разрабатывать поврежденные конечности. Братья Раш из Миссисипи в 1937 г. опубликовали результаты проведенных ими экспериментов по использованию внутрикостных стержней для фиксации переломов локтя.
Кардинальные перемены в практике лечения переломов произошли в 1930-х годах, когда Герхард Кюнтшер спроектировал штифт из нереактивной и нетоксичной ванадиевой стали и испытал его на немецких солдатах во время Второй мировой войны. В 1942 г. Маатц описал технику расширения костного диафиза для максимизации толщины стержня.57 Впоследствии Робер Дани предложил использовать при переломах костей осевую компрессию и так называемый «первичный шов», что позволяло пациенту разрабатывать соединенный сустав непосредственно после операции.
В 1950-х годах М.Е.Мюллер, М. Аллговер и Г.Вилленеггер основали Ассоциацию по изучению внутреннего остеосинтеза (нем. Arbeitsgemeinschaft fur Osteosynthesefragen, сокр. АО), работа которой была направлена на развитие методов атравматичного точного вправления и жесткой внутрикостной фиксации с ранним восстановлением подвижности. Основываясь на открытиях АО, Сармиенто разработал подколенную гипсовую повязку для лечения переломов болыпеберцовых костей, которая допускала полную нагрузку на ногу и неограниченную подвижность коленного сустава. Методы внутренней и внешней фиксации, обеспечивающие раннюю подвижность, способствуют сокращению количества осложнений, возникающих вследствие длительной неподвижности, и оптимизируют функциональное восстановление пациентов с переломами.
— Вернуться в раздел сайта «травматология»
Оглавление темы «История травматологии»:
- История травматологии. Древний Египет и Индия
- История медицины Древней Греции. Развитие травматологии
- История медицины Римской империи. Достижения в травматологии
- История медицины средневековья. Достижения травматологии с средние века
- История медицины эпохи Возрождения. Достижения травматологии
- История медицины 17-го века. Достижения травматологии
- История медицины 18-го века. Достижения травматологии
- История медицины 19-го века. Достижения травматологии
- История медицины 20-го века. Достижения травматологии
- История лечения переломов. Фиксация переломов
Источник
Результаты лечения переломов костей десятки тысяч лет назад стали нам известны благодаря археологическим находкам.
Л. П. Николаев (1935) приводит ряд интересных сведений, почерпнутых из литературы, и описания музейных экспонатов, которые демонстрируют отдаленные исходы переломов и позволяют предполагать существование в древности еще очень примитивного, но тем не менее медицинского подхода к лечению повреждений скелета человека.
Рассматривая скелеты доисторических людей с теми или иными повреждениями, некоторые склонны считать, что в лечении переломов существовал известный «ортопедический подход». Доказательством этого является хорошее сращение переломов при правильном сопоставлении фрагментов костей. Так, у неандертальцев были обнаружены следы сращения костей, а перелом ключицы срастался при абсолютно правильном стоянии отломков. Давая оценку результатам лечения переломов некоторых трубчатых костей в неолитический период, Паэлс приводит сведения о 36 различных переломах, при которых только у 11 скелетов отмечены неудовлетворительные результаты сращения и «сомнительные» у двух. Представляет интерес, что для сращения большинства этих переломов требуется надежная иммобилизация (шейка бедра, средняя треть ключицы). Обнаружение черепов со следами трепанаций в доисторическом периоде еще раз подтверждает, что приблизительно 10 000 лет назад первобытный человек уже имел представление о хирургическом подходе к лечению повреждений.
О лечении заболеваний костного аппарата у древних людей пока ничего неизвестно, однако большинство заболеваний, наблюдающихся у современного человека, встречалось и в неандертальский период. Так, в неолитический период деформирующий артроз суставов и особенно часто позвоночника достигал, по материалам раскопок, 20% (возможно, причиной являлось пребывание людей в темных и сырых пещерах, скудость и однообразие пищи, неблагоприятный климат). Раскопки показали, что у древних людей встречалось поражение костей и суставов туберкулезом, а также сифилитическое поражение большеберцовой кости. Довольно частым было поражение костей, характерное для рахитического процесса. Сопоставление данных раскопок в различных частях света свидетельствует о неравномерности распределения тех или иных заболеваний костно-суставной системы человека. Так, туберкулез костей был довольно частым заболеванием в Египте в бронзовом веке, а у мумий этого же периода в Южной Америке туберкулезного поражения скелета не отмечено. Возможно, туберкулез был завезен туда позднее из Европы.
Об искусстве лечения переломов задолго до нашей эры свидетельствуют находки мумий за 2500 лет до н. э. Уже тогда переломы лечили, соблюдая принципы иммобилизации отломков костей (рис. 1). О том, что в древности на Ближнем Востоке были искусные врачеватели, свидетельствует бессмертное произведение Гомера «Илиада». В нем говорится об искусстве врачей «вырезывать стрелы» из ран, «выгонять кровь» и рану «врачествами осыпать» и упоминается даже о лекарстве, дающем местный обезболивающий эффект: «…присыпал горьким, врачующим боли, который ему совершенно боль утолил, и кровь унялась, и рана подсохла».
Рис. 1. Фиксация переломов костей пальмовыми листьями а Древнем Египте (мумия).
В этом же произведении Гомер, оценивая значение врача, особенно во время войны, отмечал:
«Опытный врач драгоценней многих других человеков,
Зная вырезывать стрелы и раны лечить врачествами».
В IV веке до н. э. (460—356) изложил свои знания по медицине великий ученый Гиппократ.
Красной нитью во всех его сочинениях проходит знаменитое положение, ставшее законом для врачей всех времен: «врач должен лечить не болезни, а больного». Наибольший интерес для нас представляют труды Гиппократа «О переломах», «О суставах», «О рычаге», «Ранение головы».
В трактатах подробно излагаются симптоматика и методы лечения вывихов и переломов. Многие из них послужили в дальнейшем прототипами различных аппаратов для репозиции, а метол вправления вывихов по Гиппократу не утратил своей ценности до настоящего времени.
Гиппократ предложил различные способы вправления вывихов плеча — рукой, пяткой, плечом, круглой палкой по методу рычага (пестом) и посредством планки (рис. 2). После вправления вывихов Гиппократ рекомендовал во избежание рецидива надежную иммобилизацию (подкладывать валик в подмышечную ямку, а плечо привязывать к телу мягкой повязкой). Много внимания уделял Гиппократ вывихам бедра. Он предложил для вправления их несколько методов с применением специальных устройств. Один из методов с валиком-распоркой между ног и тягой с помощью ворота показан на рис. 3.
Рис. 2. Вправление вывиха плеча при помощи планки по Гиппократу.
Рис. 3. Вправление вывиха бедра. 1 — поврежденная конечность; 2 – валик; 3 — вороты, действующие противоположном направлении
Очень оригинален метод лечения врожденной косолапости, при котором производились манипуляции, аналогичные применяемым в настоящее время. Гиппократ советовал поставить в правильное положение все «отклоненные и неестественно растянутые части, производя выпрямление их руками и повязкой». После редрессации он рекомендовал носить специальный свинцовый башмачок, по идее напоминающий современную ортопедическую обувь.
Для репозиции переломов Гиппократ пользовался аппаратами. При переломе плеча им предложено приспособление, благодаря которому можно было производить вытяжение по оси, а освобожденными руками врач производил репозицию фрагментов кости. Для репозиции костей голени Гиппократ предложил оригинальную методику, основанную на длительном растяжении отломков посредством двух колец, надетых на голень в области лодыжек и мыщелков большеберцовой кости. С целью иммобилизации и постоянного растяжения использовались упругие и эластичные прутья, которые вставлялись в эти кольца как распорки. Кроме того, Гиппократ предложил универсальное устройство (скамья Гиппократа) для вправления переломов любой локализации, рычаговое приспособление для репозиции вывиха позвоночника и многие другие аппараты.
Все переломы Гиппократ делил на простые и осложненные (открытые). Говоря об открытых переломах, он рекомендовал отпиливать выступающий на поверхность раны кусок кости, «если нельзя ее сдвинуть на свое место».
Много различных консервативных способов предложил Гиппократ для ускорения сращения костей. Особое значение он придавал методу постукивания по отломкам для ускорения сращения. Он использовал также солнечные и водяные ванны, а особенно советовал «растирание» поврежденной конечности. Метод «растирания» намного позднее был систематизирован арабской школой врачей и получил название массажа (от арабского слова «таяв», что переводится как «нежное давление»).
В I веке нашей эры римский врач Корнелий Цельс написал трактат «О медицине», в котором углубил и дополнил представление Гиппократа о ранах, дал характеристику некоторых заболеваний костей и дополнил понятие об операциях на костях (выскабливание, прижигание, резекция кости до момента появления небольшого количества крови и т. д.). Это уже те советы врачам, которым мы следуем в настоящее время. Цельс предложил ряд инструментов для операции на костях (венечный трепан по типу цилиндрической трубки с острыми зубцами по краю цилиндра, менингофилакс — предохранитель мозговой оболочки и т. д.). Кроме того, он значительно обогатил систематику черепно-мозговой травмы: потеря зрения, спутанность сознания и бред, расстройство речи, сна, аппетита, ригидность затылочных мышц и т. д.
Почти в одно время с Цельсом разрабатывал вопросы деформаций и повреждения скелета человека Гален (131—206 гг. н. э.), которому мы обязаны введением таких распространенных по сей день терминов, как «лордоз», «кифоз», «сколиоз».
Гален и Цельс отмечали своеобразие в течении некоторых деформаций и заболеваний у детей, а Цельс, кроме того, указывал, что детей следует лечить иначе, чем взрослых.
Большой вклад в учение о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата внесли представители греко-римской и арабской школ. Так, Авиценна (Ибн-Сина, 980—1037 гг.) подробно описал переломы, вывихи и предложил способ вправления вывиха плеча посредством давления на его головку. Абулказис (926—1013 гг.) в своих трудах изобразил инструментарий, применявшийся в хирургии, и ряд аппаратов для репозиции костных отломков.
Большой вклад в развитие травматологии и ортопедии внес французский врач Амбруаз Парэ (1510—1590). Он предложил много методов лечения ортопедических заболеваний и повреждений. Основное внимание он сосредоточил на применении различных корригирующих и удерживающих приспособлений. Впервые ввел жестяной корсет для вправления искривления позвоночника, рекомендовал специальную обувь при косолапости и т. д.
Много внимания Парэ уделял протезированию. Описание протезов дано им в специальном трактате, опубликованном в 1564 г. В этой работе Парэ указывает, что чертежи различных протезных аппаратов ему удалось сделать совместно со слесарем, вследствие чего приведенные в работе чертежи и схемы понятны каждому слесарю; это позволило изготовлять аппараты-протезы в широких масштабах. В его протезах механическое устройство позволяло приводить в движение пальцы и кисть.
Несомненной заслугой Парэ является то, что он впервые делает попытку выделить «науку об искривлениях» как особую отрасль хирургии. Много внимания он уделяет лечению переломов, впервые говорит о переломах надколенника и методах его лечения, отдельно выделяет переломы шейки бедра. Особенно ценным явилось предложение Парэ о накладывании специальных металлических шин с отверстиями при открытых переломах костей конечностей, что позволило производить перевязку, не снимая иммобилизирующих приспособлений.
В лечении больных с различными дефектами опорно-двигательного аппарата Парэ исходил из основ консервативного лечения, и непоколебимость его авторитета задержала прогресс ортопедии.
Гаспаром Тальякоцци (1546—1599) предложена кожная пластика на питающей ножке, получившая название итальянского способа. Но еще в VI веке метод пластики на питающей ножке использовался в Индии для закрытия дефектов носа. Классический труд Тальякоцци «О хирургии дефектов всаживанием» вышел в 1597 г. Излагаемые в книге принципы пластической хирургии были истолкованы духовенством как попытка вмешаться в дела господа бога. Автор был предан анафеме, останки его изъяты из гроба и захоронены на «неосвященной» земле. Так инквизиция подавляла развитие науки.
В следующем столетии появились работы некоторых ученых (в основном консервативного направления), работающих над исправлением деформации тела человека и лечением переломов.
В 1660 г. вышло сочинение Глиссона (1597—1677) о рахитических изменениях, которые автор предлагал лечить рядом консервативных методов. Одним из предложений Глиссона широко пользуются и в настоящее время для фиксации и растяжения шейного отдела позвоночника — так называемая петля Глиссона.
В доасептический период ограничение числа операций объясняется тем, что тяжелые осложнения удерживали хирургов даже от простых вмешательств.
Травматология и ортопедия. Юмашев Г.С., 1983г.
Источник
Ñðåäíåâåêîâàÿ ìåäèöèíà: 10 ìó÷èòåëüíûõ ñïîñîáîâ èñöåëåíèÿ
Ñóááîòà, 28 ìàðòà 2009, 19:06, Ratso
Ñòàòüÿ Äåâèäà Ìîðòîíà. Âíèìàíèå: íå äëÿ ñëàáîíåðâíûõ
1. Õèðóðãèÿ: íåãèãèåíè÷íî, ãðóáî è óæàñíî áîëåçíåííî
Óðîê àíàòîìèè
Íå ñåêðåò, ÷òî â Ñðåäíèå âåêà ëåêàðè èìåëè î÷åíü ñêóäíîå ïðåäñòàâëåíèå îá àíàòîìèè ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, è áîëüíûì ïðèõîäèëîñü òåðïåòü óæàñíóþ áîëü. Âåäü îá îáåçáîëèâàþùèõ è àíòèñåïòè÷åñêèõ ñðåäñòâàõ çíàëè ìàëî. Ñëîâîì, íå ëó÷øåå âðåìÿ, ÷òîáû ñòàòü ïàöèåíòîì, íî… åñëè Âû öåíèòå ñâîþ æèçíü, âûáîð áûë íå âåëèê…
×òîáû îáëåã÷èòü áîëü, Âàì ïðèøëîñü áû ñäåëàòü ñåáå ÷òî-íèáóäü åùå áîëåå áîëåçíåííîå è, åñëè Âàì ïîâåçåò, Âàì ñòàíåò ëó÷øå. Õèðóðãàìè â ðàííåå Ñðåäíåâåêîâüå áûëè ìîíàõè, âåäü ó íèõ áûë äîñòóï ê ëó÷øåé íà òî âðåìÿ ìåäèöèíñêîé ëèòåðàòóðå ÷àùå âñåãî íàïèñàííîé àðàáñêèìè ó÷åíûìè. Íî â 1215 ã. ïàïà ðèìñêèé çàïðåòèë ìîíàøåñòâó ïðàêòèêîâàòü ìåäèöèíó. Ìîíàõàì ïðèøëîñü ó÷èòü êðåñòüÿí âûïîëíÿòü íå îñîáî ñëîæíûå îïåðàöèè ñàìîñòîÿòåëüíî. Ôåðìåðàì, ÷üè ïîçíàíèÿ â ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíå ðàíåå ñâîäèëèñü ìàêñèìóì ê êàñòðàöèè äîìàøíèõ æèâîòíûõ, ïðèøëîñü ó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü êó÷ó ðàçëè÷íûõ îïåðàöèé îò âûðûâàíèÿ áîëüíûõ çóáîâ äî îïåðàöèé ñ êàòàðàêòîé ãëàç.
Íî áûë è óñïåõ. Àðõåîëîãè íà ðàñêîïêàõ â Àíãëèè îáíàðóæèëè ÷åðåï êðåñòüÿíèíà, äàòèðîâàííûé ïðèìåðíî 1100 ãîäîì. È ïî âèäèìîìó åãî âëàäåëüöà óäàðèëî ÷åì-òî òÿæåëûì è îñòðûì. Ïðè áîëåå òùàòåëüíîì îñìîòðå îáíàðóæèëîñü, ÷òî êðåñòüÿíèíó ñäåëàëè îïåðàöèþ, êîòîðàÿ ñïàñëà åãî æèçíü. Åìó ñäåëàëè òðåïàíàöèþ îïåðàöèþ, êîãäà â ÷åðåïå ïðîñâåðëèâàþò äûðî÷êó è ÷åðåç íåå âûíèìàþò îñêîëêè ÷åðåïíîé êîðîáêè.  ñëåäñòâèè ÷åãî äàâëåíèå íà ìîçã îñëàáëî è ìóæ÷èíà âûæèë. Ìîæíî òîëüêî äîãàäûâàòüñÿ êàê ýòî áûëî áîëüíî! (Ôîòî èç Âèêèïåäèè: Óðîê àíàòîìèè)
2. Áåëëàäîííà: ñèëüíîå îáåçáîëèâàþùèå ñ âîçìîæíûì ëåòàëüíûì èñõîäîì
Áåëëàäîííà: ñòàðî-àíãëèéñêîå îáåçáîëèâàþùåå
 Ñðåäíèå âåêà ê õèðóðãèè ïðèáåãàëè òîëüêî â ñàìûõ çàïóùåííûõ ñèòóàöèÿõ ïîä íîæ èëè ñìåðòü. Îäíà èç ïðè÷èí ýòîãî â òîì, ÷òî äåéñòâèòåëüíî íàäåæíîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà, ñïîñîáíîãî îáëåã÷èòü ìó÷èòåëüíóþ áîëü îò ñóðîâûõ ðåçàòåëüíî-ðóáèòåëüíûõ ïðîöåäóð, ïðîñòî íå ñóùåñòâîâàëî. Êîíå÷íî ìîæíî áûëî äîñòàòü êàêèå-òî íåïîíÿòíûå çåëüÿ îáëåã÷àþùèå áîëü èëè óñûïëÿþùèå íà âðåìÿ îïåðàöèè, íî êòî çíàåò ÷òî ïîäñóíåò âàì íåçíàêîìûé òîðãîâåö ñíàäîáüÿìè… Ïîäîáíûå çåëüÿ ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿëè ñîáîé âàðåâî èç ñîêà ðàçëè÷íûõ òðàâ, æåë÷è êàñòðèðîâàííîãî êàáàíà, îïèÿ, áåëèíû, ñîêà áîëèãîëîâà è óêñóñà. Ýòîò «êîêòåéëü» ïîäìåøèâàëè â âèíî ïðåæäå ÷åì äàòü ïàöèåíòó.
 àíãëèéñêîì ÿçûêå âðåìåí Ñðåäíåâåêîâüÿ ñóùåñòâîâàëî ñëîâî, îïèñûâàþùåå îáåçáîëèâàþùåå — «dwale» (ïðîèçíîñèòñÿ êàê dwaluh). Ñëîâî ýòî îçíà÷àåò áåëëàäîííà.
Ñîê áîëèãîëîâà ñàì ïî ñåáå ìîã çàïðîñòî ïðèâåñòè ê ñìåðòåëüíîìó èñõîäó. «Îáåçáîëèâàþùåå» æå ìîãëî ââåñòè ïàöèåíòà â ãëóáîêèé ñîí, ïîçâîëèâ õèðóðãó çàíÿòüñÿ ñâîèì äåëîì. Åñëè èì ñèëüíî ïåðåáîðùèòü, òî ïàöèåíò ìîã äàæå ïåðåñòàòü äûøàòü
Ïàðàöåëüñ, øâåéöàðñêèé ìåäèê, áûë ïåðâûì, êòî äîäóìàëñÿ èñïîëüçîâàòü ýôèð êàê îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî. Òåì íå ìåíåå, ýôèð íå ïîëó÷èë øèðîêîãî ïðèçíàíèÿ è èñïîëüçîâàëè åãî íå ÷àñòî. Ñíîâà ïðèìåíÿòü åãî íà÷àëè 300 ëåò ñïóñòÿ â Àìåðèêå. Ïàðàöåëüñ òàêæå èñïîëüçîâàë ëàóäàíóì — íàñòîéêó îïèÿ, ÷òîáû îáëåã÷èòü áîëü. (Ôîòî pubmedcentral: Áåëëàäîííà ñòàðî-àíãëèéñêîå îáåçáîëèâàþùåå)
3. Êîëäîâñòâî: ßçû÷åñêèå ðèòóàëû è ðåëèãèîçíàÿ åïèòèìüÿ êàê ôîðìà ëå÷åíèÿ
Êîëäîâñòâî è ìîëèòâû
Ðàííÿÿ Ñðåäíåâåêîâàÿ ìåäèöèíà ÷àùå âñåãî ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ãðåìó÷óþ ñìåñü ÿçû÷åñòâà, ðåëèãèè è ïëîäîâ íàóêè. Ñ òåõ ïîð êàê öåðêîâü ïîëó÷èëà áîëüøå âëàñòè, ïðîâåäåíèå ÿçû÷åñêèõ «ðèòóàëîâ» ñòàëî íàêàçóåìûì ïðåñòóïëåíèåì. Ñðåäè òàêèõ íàêàçóåìûõ ïðåñòóïëåíèé, âîçìîæíî, áûëî è ñëåäóþùåå:
«Åñëè öåëèòåëü, ïðèáëèæàÿñü ê äîìó, ãäå ëåæèò áîëüíîé, óâèäèò ðÿäîì ëåæàùèé êàìåíü, ïåðåâåðíåò åãî, è, åñëè îí [öåëèòåëü] óâèäèò ïîä íèì êàêîå-íèáóäü æèâîå ñóùåñòâî áóäü òî ÷åðâü, ìóðàâåé èëü äðóãàÿ òâàðü, òî öåëèòåëü ìîæåò ñ óâåðåííîñòüþ óòâåðæäàòü, ÷òî áîëüíîé âûçäîðîâååò.» (Èç êíèãè «The Corrector & Physician», àíãë. «Íàïðèâèòåëü è ìåäèê»)
Ïàöèåíòàì êîãäà-ëèáî êîíòàêòèðîâàâøèìè ñ áîëüíûìè áóáîííîé ÷óìîé ñîâåòîâàëè ïðîâåñòè åïèòèìüþ çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî Âû ïðèçíàåòåñü âî âñåõ ñâîèõ ãðåõàõ ïîñëå ÷åãî ïðîèçíîñèòå0 ìîëèòâó, ïðåäïèñàííóþ ñâÿùåííèêîì. Êñòàòè ãîâîðÿ, ýòî áûë ñàìûé ïîïóëÿðíûé ñïîñîá «ëå÷åíèÿ». Áîëüíûì ãîâîðèëè, ÷òî, âîçìîæíî, ñìåðòü ïðîéäåò ñòîðîíîé, åñëè îíè ïðàâèëüíî ïðèçíàþòñÿ âî âñåõ ñâîèõ ãðåõàõ. (Ôîòî motv)
4. Õèðóðãèÿ ãëàç: áîëåçíåííî è ãðîçèò ñëåïîòîé
Ëå÷åíèå êàòàðàêòû
Îïåðàöèÿ ïî óäàëåíèþ êàòàðàêòû â Ñðåäíèå âåêà îáû÷íî ïðåäïîëàãàëà íàëè÷èå êàêîãî-ëèáî îñîáî îñòðîãî èíñòðóìåíòà, íàïðèìåð, íîæà èëè áîëüøîé èãëû, êîòîðûì ïðîòûêàëè ðîãîâèöó è ïûòàëèñü âûòîëêàòü õðóñòàëèê ãëàçà èç îáðàçîâàâøåéñÿ êàïñóëû è âûòîëêàòü åå âíèç ê íèæíåé ÷àñòè ãëàçà
Êàê òîëüêî ìóñóëüìàíñêàÿ ìåäèöèíà ïîëó÷èëà øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå â ñðåäíåâåêîâîé Åâðîïå, òåõíèêà ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèé íàä êàòàðàêòîé áûëà óëó÷øåíà. Äëÿ èçâëå÷åíèÿ êàòàðàêòû òåïåðü èñïîëüçîâàëè øïðèö. Íåæåëàòåëüíóþ çàòóìàíèâàþùóþ çðåíèå ñóáñòàíöèþ ïðîñòî âûñàñûâàëè èì. Ïîëûé ìåòàëëè÷åñêèé ïîäêîæíûé øïðèö âñòàâëÿëè â áåëóþ ÷àñòü ãëàçà è óñïåøíî óäàëÿëè êàòàðàêòó, ïðîñòî âûñàñûâàÿ åå.
5. Ó Âàñ çàòðóäíåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ? Âñòàâüòå òóäà ìåòàëëè÷åñêèé êàòåòåð!
Êàòåòåð â äåéñòâèè
Çàñòîé ìî÷è â ìî÷åâîì ïóçûðå èç-çà ñèôèëèñà è äðóãèõ âåíåðè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé áåç ñîìíåíèé ìîæíî íàçâàòü îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé òîãî âðåìåíè, êîãäà àíòèáèîòèêîâ ïðîñòî íå áûëî. Êàòåòåð äëÿ ìî÷è ýòî òàêàÿ ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáêà, êîòîðóþ âñòàâëÿëè ÷åðåç ìî÷åèñïóñêàòåëüíûé êàíàë â ìî÷åâîé ïóçûðü. Âïåðâûå åå íà÷àëè èñïîëüçîâàòü â ñåðåäèíå 1300-õ ãîäîâ. Êîãäà òðóáêîé íå ïîëó÷àëîñü äîñòè÷ü öåëè äëÿ òîãî, ÷òîáû óñòðàíèòü ïðåãðàäó èñïóñêàíèþ âîä, ïðèõîäèëîñü ïðèäóìûâàòü äðóãèå ïðîöåäóðû, íåêîòîðûå èç íèõ áûëè âåñüìà èçîáðåòàòåëüíû, íî, âåðîÿòíåå âñåãî, âñå áûëè äîñòàòî÷íî áîëåçíåííûå, âïðî÷åì êàê è ñàìà ñèòóàöèÿ.
Âîò îïèñàíèå ëå÷åíèÿ ïî÷å÷íûõ êàìíåé: «Åñëè Âû ñîáèðàåòåñü óäàëÿòü ïî÷å÷íûå êàìíè, òî, ïðåæäå âñåãî, óáåäèòåñü â òîì, ÷òî ó Âàñ âñå åñòü: ÷åëîâåêà ñ íå äþæåé ñèëîé íóæíî ïîñàäèòü íà ñêàìüþ, à íîãè åãî ïîëîæèòü íà ñòóë; ïàöèåíò äîëæåí ñèäåòü íà êîëåíêàõ, íîãè åãî äîëæíû áûòü ïðèâÿçàíû ê øåå ïîâÿçêîé èëè ëåæàòü íà ïëå÷àõ àññèñòåíòà. Ëåêàðü äîëæåí âñòàòü ïîäëå ïàöèåíòà è âñòàâèòü äâà ïàëüöà ïðàâîé ðóêè â àíóñ, äàâÿ ïðè ýòîì ëåâîé ðóêîé íà ëîáêîâóþ îáëàñòü ïàöèåíòà. Êàê òîëüêî ïàëüöû äîòÿíóòñÿ äî ïóçûðÿ ñâåðõó, åãî íóæíî áóäåò âåñü îùóïàòü. Åñëè ïàëüöû íàùóïàþò òâåðäûé, êðåïêî çàñåâøèé øàðèê, òî ýòî ïî÷å÷íûé êàìåíü… Åñëè Âû õîòèòå èçâëå÷ü êàìåíü, òî ýòîìó äîëæíà ïðåäøåñòâîâàòü ëåãêàÿ äèåòà è ãîëîäàíèå â òå÷åíèè äâóõ äíåé. Íà òðåòèé äåíü,… íàùóïàéòå êàìåíü, ïðîòîëêíèòå åãî ê øåéêå ïóçûðÿ; òàì, íà âõîäå, ïðèëîæèòå äâà ïàëüöà íàä àíóñîì è ñäåëàéòå ïðîäîëüíûé ðàçðåç èíñòðóìåíòîì, ïîñëå ÷åãî èçâëåêèòå êàìåíü.» (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè)
6. Õèðóðã íà ïîëå áðàíè: ñòðåëû âûòàñêèâàòü ýòî òåáå íå â íîñó êîâûðÿòü…
The Wound Man
Äëèííûé ëóê áîëüøîå è ìîùíîå îðóæèå, ñïîñîáíîå ïîñûëàòü ñòðåëû íà îãðîìíûå äèñòàíöèè, â Ñðåäíèå âåêà îáðåë ìíîãî ïîêëîííèêîâ. Íî ýòî è ñîçäàëî íàñòîÿùóþ ïðîáëåìó äëÿ ïîëåâûõ õèðóðãîâ: êàê æå âûòàùèòü ñòðåëó èç òåë ñîëäàò.
Íàêîíå÷íèêè áîåâûõ ñòðåë íå âñåãäà ïðèêëåèâàëè ê äðåâêó, ÷àùå îíè ïðèêðåïëÿëèñü òåïëûì ï÷åëèíûì âîñêîì. Êîãäà âîñê çàòâåðäåâàë, ñòðåëàìè ìîæíî áûëî áåç ïðîáëåì ïîëüçîâàòüñÿ, íî ïîñëå âûñòðåëà, êîãäà íóæíî áûëî âûòàùèòü ñòðåëó, äðåâêî ñòðåëû âûòàñêèâàëîñü, à íàêîíå÷íèê íå ðåäêî îñòàâàëñÿ âíóòðè òåëà.
Îäíî èç ðåøåíèé ýòîé ïðîáëåìû ýòî ëîæêà äëÿ ñòðåë, ñîçäàííàÿ ïî èäåå àðàáñêîãî ìåäèêà ïî èìåíè Àëüáóêàñèñ (Albucasis). Ëîæêà âñòàâëÿëàñü â ðàíó è ïðèêðåïëÿëàñü ê íàêîíå÷íèêó ñòðåëû, ÷òîáû åå ìîæíî áûëî ñïîêîéíî âûòàùèòü èç ðàíû íå ïðè÷èíÿÿ óùåðáà, ò. ê. çóáöû íàêîíå÷íèêà áûëè çàêðûòû.
Ðàíû ïîäîáíûå ýòîé òàêæå ëå÷èëèñü ïðèæèãàíèåì, êîãäà íàêàëåííûé äî êðàñíà êóñîê æåëåçà ïðèêëàäûâàëè ê ðàíå, ÷òîáû ïðèæå÷ü òêàíü è êðîâåíîñíûå ñîñóäû è ïðåäîòâðàòèòü êðîâîïîòåðþ è èíôåêöèè. Ïðèæèãàíèå ÷àñòî èñïîëüçîâàëîñü ïðè àìïóòàöèè.
Íà èëëþñòðàöèè âûøå ìîæíî óâèäåòü ãðàâþðó «Èçðàíåííûé ÷åëîâåê», êîòîðàÿ ÷àñòî èñïîëüçîâàëàñü â ðàçëè÷íûõ ìåäèöèíñêèõ òðàêòàòàõ äëÿ èëëþñòðàöèè òåõ ðàí, êîòîðûå ïîëåâîé õèðóðã ìîæåò óâèäåòü íà ïîëå áîÿ. (Ôîòî: FM)
7. Êðîâîïóñêàíèå: ïàíàöåÿ îò âñåõ áîëåçíåé
Êðîâîïóñêàíèå
Ìåäèêè Ñðåäíåâåêîâüÿ âåðèëè, ÷òî áîëüøèíñòâî ÷åëîâå÷åñêèõ áîëåçíåé ýòî ðåçóëüòàò èçáûòêà æèäêîñòè â òåëå (!). Ëå÷åíèå æå ñîñòîÿëî â òîì, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò èçëèøíåé æèäêîñòè, îòêà÷àâ áîëüøîå êîëè÷åñòâî êðîâè èç òåëà. Äëÿ ýòîé ïðîöåäóðû îáû÷íî èñïîëüçîâàëîñü äâà ìåòîäà: ãèðóäîòåðàïèÿ è âñêðûòèå âåíû.
Ïðè ãèðóäîòåðàïèè ìåäèê ïðèêëàäûâàë ê ïàöèåíòó ïèÿâêó, êðîâîñîñóùåãî ÷åðâÿ. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ïèÿâîê íóæíî êëàñòü íà ìåñòî, êîòîðîå áîëüøå âñåãî áåñïîêîèò ïàöèåíòà. Ïèÿâêàì ïîçâîëÿëè êðîâîïèéñòâîâàòü ïîêà ïàöèåíò íå íà÷íåò ïàäàòü â îáìîðîê.
Âñêðûòèå âåíû ýòî ïðÿìîå ðàçðåçàíèå âåí, îáû÷íî íà âíóòðåííåé ñòîðîíå ðóêè, äëÿ ïîñëåäóþùåãî âûñâîáîæäåíèÿ ïðèëè÷íîãî êîëè÷åñòâà êðîâè. Äëÿ ýòîé ïðîöåäóðû èñïîëüçîâàëè ëàíöåò — òîíêèé ïðèìåðíî â 1,27 ñì äëèííîé íîæ, ïðîòûêàþùèé âåíó è îñòàâëÿþùèé íåáîëüøóþ ðàíêó. Êðîâü ñòåêàëà â ìèñêó, êîòîðóþ èñïîëüçîâàëè äëÿ îïðåäåëåíèÿ êîëè÷åñòâà ïîëó÷åííîé êðîâè.
Ìîíàõè âî ìíîãèõ ìîíàñòûðÿõ ÷àñòî ïðèáåãàëè ê ïðîöåäóðå êðîâîïóñêàíèÿ — ïðè÷åì, íå çàâèñèìî îò òîãî áîëüíû îíè èëè íåò. Òàê ñêàçàòü, äëÿ ïðîôèëàêòèêè. Ïðè ýòîì èõ îñâîáîæäàëè íà íåñêîëüêî äíåé îò ñâîèõ îáû÷íûõ îáÿçàííîñòåé äëÿ ðåàáèëèòàöèè. (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè è FM)
8. Äåòîðîæäåíèå: æåíùèíàì ãîâîðèëè ãîòîâüòåñü ê âàøåé ñìåðòè
Àêóøåðêè çà ðàáîòîé
Äåòîðîæäåíèå â Ñðåäíèå âåêà ñ÷èòàëîñü íàñòîëüêî ëåòàëüíûì äåéñòâîì, ÷òî Öåðêîâü ñîâåòîâàëà áåðåìåííûì æåíùèíàì çàðàíåå ãîòîâèòü ñàâàí è ïðèçíàòüñÿ â ñîäåÿííûõ ãðåõàõ íà ñëó÷àé ñìåðòè.
Àêóøåðêè áûëè âàæíû äëÿ Öåðêâè èç-çà èõ ðîëè â êðåùåíèè ïðè ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ è èõ äåÿòåëüíîñòü ðåãóëèðîâàëàñü ðèìñêèì-êàòîëè÷åñêèì çàêîíîì. Ïîïóëÿðíàÿ ñðåäíåâåêîâàÿ ïîñëîâèöà ãîâîðèò: «×åì ëó÷øå âåäüìà, òåì ëó÷øå èç íåå àêóøåðêà» («The better the witch; the better the midwife»). ×òîáû îáåçîïàñèòüñÿ îò âåäüìîâñòâà, Öåðêîâü îáÿçûâàëà àêóøåðîê ïîëó÷àòü ëèöåíçèþ ó åïèñêîïîâ è äàâàòü êëÿòâó íå ïðèìåíÿòü ìàãèþ íà ðàáîòå ïðè ðîäàõ.
 ñèòóàöèÿõ, êîãäà ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ â íåïðàâèëüíîé ïîçèöèè è âûõîä çàòðóäíåí, àêóøåðêàì ïðèõîäèëîñü ðàçâîðà÷èâàòü ðåáåíêà ïðÿìî â ÷ðåâå èëè òðÿñòè êðîâàòü, ÷òîáû ïîïûòàòüñÿ ïðèäàòü áîëåå ïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå ïëîäó. Ìåðòâîãî ðåáåíêà, êîòîðîãî íå óäàëîñü èçâëå÷ü, îáû÷íî ðåçàëè íà êóñî÷êè ïðÿìî â ìàòêå îñòðûìè èíñòðóìåíòàìè è âûòàñêèâàëè ñïåöèàëüíûì èíñòðóìåíòîì. Îñòàâøóþñÿ ïëàöåíòó èçâëåêàëè ñ ïîìîùüþ ïðîòèâîâåñà, êîòîðûé âûòàñêèâàë åå ñèëîé. (Ôîòî: Âèêèïåäèÿ)
9. Êëèñòèð: ñðåäíåâåêîâûé ìåòîä ââåäåíèÿ ëåêàðñòâ â àíóñ
Êëèñòèð â äåéñòâèè
Êëèñòèð ýòî ñðåäíåâåêîâàÿ âåðñèÿ êëèçìû, èíñòðóìåíòà äëÿ ââåäåíèÿ æèäêîñòè â òåëî ÷åðåç àíóñ. Êëèñòèð âûãëÿäèò êàê äëèííàÿ ìåòàëëè÷åñêàÿ òðóáêà ñ ÷àøåîáðàçíîé âåðøèíîé, ÷åðåç êîòîðóþ ëåêàðü çàëèâàë ëå÷åáíûå æèäêîñòè. Íà äðóãîì êîíöå, óçêîì, áûëî ïðîäåëàíî íåñêîëüêî îòâåðñòèé. Ýòèì êîíöîì ñåé èíñòðóìåíò è âñòàâëÿëè â ìåñòî ïîíèæå ñïèíû. Æèäêîñòü çàëèâàëàñü, à äëÿ ïóùåãî ýôôåêòà, ÷òîáû çàãíàòü ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà â êèøêó, èñïîëüçîâàëñÿ èíñòðóìåíò, íàïîìèíàþùèé ïîðøåíü.
Ñàìîé ïîïóëÿðíîé æèäêîñòüþ, çàëèâàåìîé êëèñòèðîì, áûëà òåïëàÿ âîäà. Òåì íå ìåíåå, èíîãäà èñïîëüçîâàëèñü è ðàçëè÷íûå ìèôè÷åñêèå ÷óäîäåéñòâåííûå ñíàäîáüÿ, íàïðèìåð, ïðèãîòîâëåííûå èç æåë÷è ãîëîäíîãî õðÿêà èëè óêñóñà.
 16 è 17 âåêàõ ñðåäíåâåêîâûé êëèñòèð çàìåíèëà áîëåå ïðèâû÷íàÿ íàì êëèçìåííàÿ ãðóøà. Âî Ôðàíöèè, òàêîå ëå÷åíèå äàæå ñòàëî äîâîëüíî ìîäíûì. Êîðîëþ Ëþäîâèêó XIV ïîñòàâèëè 2,000 êëèçì çà âñå âðåìÿ ñâîåãî ïðàâëåíèÿ. (Ôîòî CMA)
10. Ãåìîððîé: ëå÷èì àãîíèþ àíóñà çàêàëåííûì æåëåçîì
Ëå÷èì ïî ìåòîäó Ãèïïîêðàòà
Ëå÷åíèå ìíîãèõ áîëåçíåé â Ñðåäíèå âåêà ÷àñòî âêëþ÷àëî ìîëèòâû ñâÿòûì ïîêðîâèòåëÿì â íàäåæäå íà áîæåñòâåííîå âìåøàòåëüñòâî. Èðëàíäñêèé ìîíàõ 7 âåêà, Ñâÿòîé Ôèàêð áûë ïîêðîâèòåëåì ñòðàäàþùèõ ãåìîððîåì. Èç-çà ðàáîòû â ñàäó ó íåãî ðàçâèëñÿ ãåìîððîé, íî, îäíàæäû, ñèäÿ íà êàìíå, îí ÷óäåñíûì îáðàçîì èñöåëèëñÿ. Êàìåíü äîæèë äî ñåãîäíÿøíèõ äíåé è åãî ïîñåùàþò äî ñèõ ïîð âñå, èùóùèå ïîäîáíîãî èñöåëåíèÿ.  Ñðåäíèå âåêà ýòó áîëåçíü ÷àñòî íàçûâàëè «Ïðîêëÿòüå Ñâ. Ôèàêðà».
 îñîáî òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ãåìîððîÿ ñðåäíåâåêîâûå ëåêàðè ïðèìåíÿëè ïðèæèãàíèå ðàñêàëåííûì ìåòàëëîì äëÿ ëå÷åíèÿ. Äðóãèå æå âåðèëè, ÷òî ðåøèòü ïðîáëåìó ìîæíî, âûòîëêíóâ ãåìîððîé íîãòÿìè. Ýòîò ìåòîä ëå÷åíèÿ ïðåäëîæèë ãðå÷åñêèé ìåäèê Ãèïïîêðàò.
Åâðåéñêèé ìåäèê 12-îãî âåêà Ìîèñåé Åãèïåòñêèé (òàêæå èçâåñòåí ïîä èìåíàìè Ìàéìîìèä è Ðàìáàì) íàïèñàë öåëûé òðàêòàò èç 7 ãëàâ î òîì, êàê ëå÷èòü ãåìîððîé. Îí íå ñîãëàñåí ñ òåì, ÷òî äëÿ ëå÷åíèÿ íóæíî ïðèìåíÿòü õèðóðãèþ. Âìåñòî ýòîãî îí ïðåäëàãàåò ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé íà ñåãîäíÿ ìåòîä ëå÷åíèÿ ñèäÿ÷èå âàííû. (Ôîòî: Êîëëåêöèÿ Ìàê-Êèííè)
Äýâèä Ìîðòîí Äåâèä Ìîðòîí áëîããåð è ïèñàòåëü èç Âàíêóâåðà, ðàáîòàþùèé íàä ðîìàíîì î ìîíàñòûðÿõ â Ñðåäíèå âåêà. Åùå îí ðàáîòàåò ó÷èòåëåì àíãëèéñêîãî êàê âòîðîãî ÿçûêà. Åãî áëîã ìîæíî ïî÷èòàòü ïî àäðåñó: https://blog.dmorton.ca
Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî è èìïðîâèçàöèÿ — Ratso.
Âíèìàíèå! 15.09.2010 Ñòàòüÿ îáíîâëåíà. Äîáàâëåíû ññûëêè íà ïåðñîíàëèè â Âèêèïåäèþ, èìåíà âðà÷åé è ó÷åíûõ ïðèâåäåíû ê ïðàâèëüíîìó âàðèàíòó íàïèñàíèÿ íà ðóññêîì.
Îðèãèíàëüíîå íàçâàíèå ñòàòüè — 10 Excruciating Medical Treatments from the Middle Ages
Источник