Лечение переломов и вывихов хирургия
Переломы — нарушение анатомической целостности костей.
Классификация:
По происхождению: 1.Врожденные — при внутриутробном развитии.
2.Приобретенные — переломы при родах и далее в последующие годы.
По причинам:
1. Травматические (при падении, ударе, компрессии, ротации, отры-
ве).
2. Патологические (при остеомиелите, опухолях, нарушении обмена
веществ).
По состоянию кожных покровов и слизистых:
1. Закрытые — без повреждения кожи и слизистых.
2. Открытые — с повреждением кожных покровов и слизистых.
По полноте перелома:
1. Полные.
2. Неполные: а)трещины;
б)поднадкостничные (у детей по типу «зеленой ветки»).
По локализации:
1. Диафизарные.
2. Метафизарные.
3. Эпифизарные.
4. Внутрисуставные.
По линии перелома:
1. Поперечные.
2. Продольные.
3. Косые.
4. Винтообразные.
5. Оскольчатые.
6. Отрывные.
7. Вколоченные.
8. Компрессионные.
По смещениям:
1. Без смещения.
2. Со смещением а)по длине: с укорочением и удлинением конечности.
б)под углом: абдукционные — угол кнаружи
аддукционные — угол во внутрь
в)ротационные — по оси.
По сложности:
1. Простые.
2. Комбинированные (переломы нескольких костей).
3. Сочетанные (перелом с другой травмой: ожогом и др.).
Осложненные:
1. Кровотечение.
2. Травматический шок.
3. Повреждения головного и спинного мозга.
4. Повреждения внутренних органов.
Заживление:
1. Первичная гематома.
2. Первичная костная мозоль (4-6 недель).
3. Вторичная костная мозоль (5-6 недель).
Клиника:
Косвенные признаки: 1. Боль.
2. Припухлость, гематома.
3. Деформация.
4. Нарушение функции.
5. Изменение длины конечности (укорочение,
удлинение).
Достоверные признаки:
1. Ненормальная подвижность.
2. Крепитация (костный хруст).
Диагностика:
Рентгенография в 2-х проекциях.
Лечение:
При лечении переломов должны быть соблюдены 4 принципа:
1. Репозиция,
2. Иммобилизация (фиксация),
3. Функциональное лечение,
4. Стимуляция образования костной мозоли.
Репозиция — сопоставление отломков в правильном положении, выпол-
няют после рентгенологической оценки характера смещения, хорошего
обезболивания (новокаиновая блокада, наркоз).
Различают: одномоментную репозицию и длительную репозицию.
Одномоментная репозиция: при переломах небольших костей, или при
небольших смещениях под углом.
При переломе больших костей (бедренная, кости голени, плечевая)
со смещением костей по длине одномоментная репозиция невыполнима из-за
сопротивления мышц. В таких случаях выполняют длительную репозицию —
путем скелетного вытяжения.
Фиксация — обеспечение неподвижности отломков для заживления пе-
релома.
3 вида: гипсовые повязки,
вытяжение,
оперативный метод.
Гипсовая повязка: должна фиксировать 2 сустава, при переломе бед-
ренной и плечевой костей — 3 сустава.
Виды: 1.Циркулярная повязка,
2.Лонгетная повязка,
3.Корсетная повязка (на туловище).
Гипсовые повязки не должны сдавливать ткани, не должны нарушать
кровообращение (оставляют пальцы открытыми для контроля за кровоснаб-
жением). При наличии ран на коже в гипсовой повязке оставляют окно
для перевязок.
Метод вытяжения:
Липкопластырное.
Скелетное.
Конечность располагают в специальных шинах (шина Белера) и подве-
шивают груз (8-12 кг при переломе бедра, 2-4 кг — при переломе голени).
Скелетное вытяжение применяют в тех случаях, когда одномоментная
репозиция отломков невозможна.
При вытяжении: сохраняется подвижность в суставах, что предупреж-
дает атрофию мышц и нарушение трофики, поэтому этот метод называют
функциональным методом.
Функциональное лечение — применяется при всех видах и всех мето-
дах лечения. Это сохранение функциональной активности конечности в пе-
риод созревания костной мозоли. Сюда относятся: сопоставление отломков
при физилогическом адекватном положении конечности, возможность сох-
ранения функции конечности без ущерба на процесс заживления, что пре-
дупреждает неправильное сращение переломов, контрактуру, ложный сустав.
Однако скелетное вытяжение имеет недостаток: необходимость соблю-
дения постельного режима в течение длительного времени. Поэтому чаще
всего скелетное вытяжение проводят до полной репозиции отломков, после
чего переходят на гипсовый метод.
Оперативное лечение переломов.
Все виды операций при переломах называются остеосинтезом, делятся
на 3 группы:
1.Интрамедулярный остеосинтез, когда металлический стержень вво-
дится в костно-мозговой канал.
2.Экстрамедулярный остеосинтез, когда отломки соединяются вне
костно-мозгового канала, с помощью пластин, шурупов, проволоки и др.
3.Внеочаговый остеосинтез, с использованием аппаратов Илизарова,
Гудушаури и др. По другому — компрессинно-дистракционный способ — сти-
муляция образования костной мозоли дозированной компрессией или дист-
ракцией области перелома.
Осложнения переломов.
Непосредственные.
Отдаленные.
Непосредственные — травматический шок, повреждение отломками мяг-
ких тканей, кровотечения, повреждения мягких тканей.
Отдаленные — неправильное сращение переломов, остеомиелит, ложный
сустав. анкилоз.
К нарушениям консолидации переломов относятся:
1.Замедленная консолидация переломов.
2. Ложный сустав.
Замедленная консолидация переломов — сращение есть, но замедлено
по срокам. Причины: 1)общие: недостаток витаминов, Са, пожилой воз-
раст, сопутствующие заболевания;
2)местные: недостаточная иммобилизация, частичная интерпозиция
мягких тканей между отломками.
Ложный сустав — сращение между отломками полностью отсутствует.
Причины: остеомиелит,
полная интерпозиция мягких тканей между отломками.
Лечение:
При замедленной консолидации — удлинить сроки гипсования, общее
лечение (препараты Са, витамины и др.).
При ложном суставе — лечение оперативное: 1)удаление мягких тка-
ней; 2)резекция пораженных отломков, фиксация аппаратом Илизарова.
Вывихи — смещение суставных поверхностей костей по отношению друг
к другу.
Классификация:
1. Полные.
2. Неполные (подвывих) — суставные поверхности сохраняют частич-
ный контакт.
1. Приобретенные.
2. Врожденные.
Привычный вывих — при повреждении связочного аппарата и капсулы
сустава. Привычный — более 1 раза в одном суставе.
Клиника:
1. Боль.
2. Вынужденное положение конечности, при котором боль наименьшая.
При попытке изменить положение — конечность занимает прежнее положение
— симптом пружинистой фиксации.
3.Ограничение объема или полная невозможность движений в суставе.
4. Деформация сустава.
5. Изменение длины конечности.
Диагностика: 1. Клиника.
2. Рентгенография сустава.
Лечение:
1. Вправление — под местной анестезией или наркозом. Методы Кохе-
ра, Джанелидзе, Гиппократа.
2. Фиксация (иммобилизация) конечности на 2-3 недели.
Оперативное вмешательство — при застарелых вывихах, при привычном
вывихе.
Источник
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
Ïåíçåíñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò
Ìåäèöèíñêèé Èíñòèòóò
Êàôåäðà Òðàâìàòîëîãèè
Çàâ. êàôåäðîé ä. ì. í.,
íà òåìó:
«Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ è âûâèõîâ»
Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà V êóðñà
Ïðîâåðèë: ê. ì. í., äîöåíò
Ïåíçà 2008
Ïëàí
1. Ïåðâàÿ ïîìîùü
2. Ñïåöèôè÷åñêîå ëå÷åíèå
3. Çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ
4. Èììîáèëèçàöèÿ
5. Öèðêóëÿðíàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà
6. Ëîíãåòû
7. Ñèíòåòè÷åñêèå ìàòåðèàëû
8. Îñëîæíåíèÿ ïðè èììîáèëèçàöèè ãèïñîâûìè ïîâÿçêàìè
9. Îòêðûòûå ïåðåëîìû
10. Âûâèõè
11. Ïåðåëîìû ó äåòåé
Ëèòåðàòóðà
1. Ïåðâàÿ ïîìîùü
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïàöèåíòó ñ âîçìîæíûì ïåðåëîìîì îêàçûâàåòñÿ íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ; îñíîâîé íåîòëîæíîãî ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ øèíèðîâàíèå. Ïîïûòêè ðåïîçèöèè ïåðåëîìà èëè âûâèõà íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ, êàê ïðàâèëî, íå ïðåäïðèíèìàþòñÿ, åñëè òîëüêî íåò óãðîçû äëÿ æèçíè ïàöèåíòà (èëè äëÿ åãî êîíå÷íîñòè). Ñèòóàöèè, êîãäà äâèæåíèå â ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè áûâàåò âîçìîæíûì áåç ïðåäâàðèòåëüíîãî øèíèðîâàíèÿ, î÷åíü ðåäêè. Àäåêâàòíîå øèíèðîâàíèå ïðåäîòâðàùàåò äàëüíåéøåå ïîâðåæäåíèå êîñòè è ìÿãêèõ òêàíåé, ïðåäóïðåæäàåò îñëîæíåíèÿ, óìåíüøàåò áîëü è äåëàåò âîçìîæíîé áîëåå ðàííþþ òðàíñïîðòèðîâêó ïîñòðàäàâøåãî. Ñàìè øèíû äîëæíû áûòü ïðàêòè÷íûìè, íàäåæíûìè è ýôôåêòèâíûìè. Çäåñü óìåñòíî è ïðèìåíåíèå èìïðîâèçèðîâàííûõ øèí, äëÿ êîòîðûõ ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ ëþáîé ïîäðó÷íûé ìàòåðèàë — îò ãàçåòû äî ïîëîòåíöà.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ âïîëíå äîñòóïíû øèíû èç áîëåå ïîäõîäÿùåãî ìàòåðèàëà (äåðåâî, ìåòàëë), à òàêæå íàäóâíûå øèíû, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ íàðÿäó ñî ñïåöèàëüíûìè óñòðîéñòâàìè, ïðåäíàçíà÷åííûìè äëÿ îïðåäåëåííûõ ïåðåëîìîâ (íàïðèìåð, øèíû Òîìàñà, Ãîâàðäà è Ñåéåðà). Âðà÷è è ïåðñîíàë, îêàçûâàþùèå íåîòëîæíóþ ïîìîùü, äîëæíû õîðîøî çíàòü ðàçëè÷íûå øèíû è óìåòü ïðàâèëüíî èõ íàêëàäûâàòü.
2. Ñïåöèôè÷åñêîå ëå÷åíèå
Ïîñëå îñìîòðà ïàöèåíòà, îöåíêè åãî ñîñòîÿíèÿ è èììîáèëèçàöèè îáëàñòè ïåðåëîìà ïðîâîäèòñÿ ðÿä ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé. Âðà÷ äîëæåí ïîïûòàòüñÿ çàêðûòûì ñïîñîáîì ïðèäàòü àíàòîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå îòëîìêàì êîñòè (íàñêîëüêî ýòî âîçìîæíî) â íàäåæäå âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ ôóíêöèþ è âíåøíèé âèä êîíå÷íîñòè â ìàêñèìàëüíî êîðîòêèå ñðîêè. Ïîñêîëüêó ñî âðåìåíåì ïðîèñõîäèò ðåôîðìèðîâàíèå è ìîäåëèðîâàíèå àíàòîìè÷åñêèõ ñòðóêòóð ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, òî÷íîå ñîïîñòàâëåíèå ôðàãìåíòîâ êîñòè íå âñåãäà íåîáõîäèìî, îñîáåííî åñëè íåò óãëîâîé èëè ðîòàöèîííîé äåôîðìàöèè, à óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè íå ñëèøêîì âåëèêî. Îäíàêî âðà÷ äîëæåí ïîïûòàòüñÿ âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ ôóíêöèþ ñóñòàâîâ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Âàæíîå çíà÷åíèå èìååò òàêæå ïî÷òè ïîëíîå ðåïîíèðîâàíèå âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìîâ. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü åùå äâà âàæíûõ ìîìåíòà: ðåäóêöèÿ íå äîëæíà ïðîèçâîäèòüñÿ ñëèøêîì áûñòðî, åñëè ýòî ñîïðÿæåíî ñ îïàñíîñòüþ äëÿ ïàöèåíòà; íèêîãäà íå ñëåäóåò ïðèáåãàòü ê ôîðñèðîâàííûì ìàíèïóëÿöèÿì ñ ïåðåëîìîì äëÿ äîñòèæåíèÿ àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè êîñòè.
3. Çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ
Ïåðåëîìû ðåïîíèðóþò òðàêöèåé èëè òðàêöèåé ñ äîïîëíèòåëüíûìè ìàíèïóëÿöèÿìè ñ îòëîìêàìè. Òðàêöèÿ òðåáóåò èñïîëüçîâàíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé äëÿ ïîääåðæèâàíèÿ è óêðåïëåíèÿ ìåñòà ïåðåëîìà ïîñëå ñîïîñòàâëåíèÿ êîíöîâ êîñòè. Âîññòàíîâëåíèå öåëîñòè êîñòè ìîæåò áûòü çàòðóäíåíî ïðè íàëè÷èè îáøèðíîé ãåìàòîìû â ìåñòå ïåðåëîìà, à òàêæå â òîì ñëó÷àå, åñëè ìÿãêèå òêàíè ìåøàþò ðåïîçèöèè êîñòè èëè êîñòü çàõëåñòíóòà «ïåòëåé» èç ìÿãêèõ òêàíåé. Òðàêöèÿ âñåãäà âûïîëíÿåòñÿ ïî ïðîäîëüíîé îñè êîñòè. Êîãäà ïîïûòêà ìàíèïóëÿöèè ñ ïåðåëîìîì ïðè òðàêöèè óäàëàñü, ïåðåõîäÿò ê ìàíèïóëÿöèè ñ äèñòàëüíûì ôðàãìåíòîì, êîòîðûé ìîæåò áûòü ñìåùåí è óäåðæàí íàäåæíåå, ÷åì ïðîêñèìàëüíûé.
Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ öåëîñòè êîñòè è ñîçäàíèÿ áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé âàæíà àäåêâàòíàÿ àíåñòåçèÿ. Ñóùåñòâóåò ðÿä ìåòîäîâ ìåñòíîé àíåñòåçèè, ïðèìåíÿåìîé ïðè ðåäóêöèè: ìåñòíàÿ èíôèëüòðàöèÿ àíåñòåòèêà â ãåìàòîìó â îáëàñòè ïåðåëîìà; ðåãèîíàðíàÿ âíóòðèâåííàÿ àíåñòåçèÿ êîíå÷íîñòè; ðåãèîíàðíàÿ áëîêàäà è âíóòðèâåííîå ââåäåíèå ñåäàòèâíûõ ïðåïàðàòîâ, ÷òî âûçûâàåò íåêîòîðóþ àìíåçèþ. Ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ è îáùàÿ àíåñòåçèÿ, îñîáåííî ó äåòåé.
 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ ïðîòèâîïîêàçàíà: ïðè íåçíà÷èòåëüíîì ñìåùåíèè; ïðè íàëè÷èè ïðÿìûõ ïîêàçàíèé ê îïåðàòèâíîìó âìåøàòåëüñòâó è ðåïîçèöèè. Õèðóðãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ ïîêàçàíà â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ: ïðè íàëè÷èè ïåðåëîìîâ, ïðè êîòîðûõ âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè íåâîçìîæíî ââèäó íåñòàáèëüíîñòè îòëîìêîâ ïðè ðåïîçèöèè; ïðè ïåðåëîìàõ âñëåäñòâèå ÷ðåçìåðíîãî íàïðÿæåíèÿ; ïðè âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì; ïðè ïåðåëîìàõ, ñî÷åòàþùèõñÿ ñ ïîâðåæäåíèåì àðòåðèé; ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé, ïîðàæåííûõ ìåòàñòàçàìè; ïåðåëîìàõ ó ïàöèåíòîâ, êîòîðûå íå ìîãóò äëèòåëüíîå âðåìÿ îñòàâàòüñÿ â ïîñòåëè; ïðè îòñóòñòâèè äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ìÿãêèõ òêàíåé äëÿ êîððåêöèè.
4. Èììîáèëèçàöèÿ
Èììîáèëèçàöèÿ ìåñòà ïåðåëîìà ïîñëå ðåïîçèöèè êîñòè íåîáõîäèìà äëÿ ñîõðàíåíèÿ äîñòèãíóòîãî ñòîÿíèÿ îòëîìêîâ è ïðåäóïðåæäåíèÿ ÷ðåçìåðíîé íàãðóçêè â îáëàñòè ïåðåëîìà. Èììîáèëèçàöèÿ íå äîëæíà îãðàíè÷èâàòü ïîäâèæíîñòü íåïîâðåæäåííûõ ñóñòàâîâ (îñîáåííî ó âçðîñëûõ) è ìåøàòü ïàöèåíòó ïåðåäâèãàòüñÿ. Äëÿ èììîáèëèçàöèè ìåñòà ïåðåëîìà ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ ãèïñîâàÿ èëè ñèíòåòè÷åñêàÿ ïîâÿçêà, âûòÿæåíèå èëè ôèêñàöèÿ.  äàííîé ãëàâå îáñóæäàåòñÿ òîëüêî èììîáèëèçàöèÿ ñ ïîìîøüþ ãèïñîâîé èëè ñèíòåòè÷åñêîé ïîâÿçêè.
Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìàðëþ, ïðîïèòàííóþ äåêñòðîçîé èëè êðàõìàëîì è ïîëóãèäðèðîâàííûì ñóëüôàòîì êàëüöèÿ. Ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîäîé ãèïñ êðèñòàëëèçóåòñÿ ñ âûäåëåíèåì òåïëà. Âðåìÿ çàòâåðäåâàíèÿ ãèïñà ïðÿìî ïðîïîðöèîíàëüíî òåìïåðàòóðå âîäû è êîëè÷åñòâó âûäåëÿåìîãî òåïëà ïðè ðåàêöèè ïðèñîåäèíåíèÿ êàëüöèåì ìîëåêóë âîäû. ×åì ãîðÿ÷åå âîäà, òåì áûñòðåå ïðîèñõîäèò çàòâåðäåâàíèå ãèïñà è òåì áîëüøå âûäåëÿåòñÿ òåïëà. Îáðàçóþùååñÿ òåïëî ìîæåò âûçâàòü äèñêîìôîðò ó ïàöèåíòà è (ïðè îòñóòñòâèè ïðîêëàäêè) äàæå îæîã. Êðèñòàëëèçàöèÿ ãèïñà ìîæåò áûòü çàìåäëåíà ïðè èñïîëüçîâàíèè õîëîäíîé âîäû èëè ïðè äîáàâëåíèè â âîäó ñîëè.
Ïðè íåêîòîðûõ ïåðåëîìàõ íàêëàäûâàåòñÿ öèðêóëÿðíàÿ ïîâÿçêà èëè øèíà. Îáû÷íî èììîáèëèçóþòñÿ ñóñòàâû âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Êðîìå òîãî, ïîâÿçêîé óäåðæèâàþòñÿ îòëîìêè êîñòè ïîñëå åå ðåïîçèöèè. Äëÿ ýòîãî êîíå÷íîñòü íåîáõîäèìî îáåðíóòü âàòîé, òðèêî è íàëîæèòü òðè ñëîÿ ãèïñîâîãî áèíòà. Åñëè ïðåäïîëàãàåòñÿ ðàçâèòèå îòåêà, òî êîñòíûå âûñòóïû ñëåäóåò õîðîøî óêðûòü âàòîé äî íàëîæåíèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè.
5. Öèðêóëÿðíàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà
Ñóùåñòâóåò ðÿä ðåêîìåíäàöèé ïî íàëîæåíèþ öèðêóëÿðíîé ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïðåæäå ÷åì ãèïñîâûé áèíò áóäåò îïóùåí â âîäó, åãî ñëåäóåò ðàçâåðíóòü íà 5-7,5 ñì, ñ òåì, ÷òîáû åãî êîíåö ìîæíî áûëî ëåãêî íàéòè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ èñïîëüçóåòñÿ òåïëàÿ âîäà. Ãèïñîâûé áèíò äîëæåí áûòü êàê ìîæíî øèðå, ÷òîáû ïîêðûòü âñþ ïîðàæåííóþ îáëàñòü. Åãî äåðæàò â âîäå äî ïðåêðàùåíèÿ âûäåëåíèÿ ïóçûðüêîâ âîçäóõà. Çàòåì åãî áåðóò çà îáà êîíöà è îòæèìàþò âîäó, íå âûêðó÷èâàÿ; ïðè ýòîì íåæåëàòåëüíî «ðàçìàòûâàíèå» áèíòà.
Ïîâÿçêà âñåãäà íàêëàäûâàåòñÿ â òîì æå íàïðàâëåíèè, ÷òî è âàòíàÿ ïðîêëàäêà; åå ñëåäóåò íàêàòûâàòü äîìèíèðóþùåé ðóêîé áåç ïåðåìåùåíèÿ ïàöèåíòà âî âðåìÿ ïðîöåäóðû áèíòîâàíèÿ. Êàæäûé ïîñëåäóþùèé ñëîé áèíòà äîëæåí ïîêðûâàòü ïðåäûäóùèé íà 50%; áèíòîâàíèå ïðîèçâîäèòñÿ íåïðåðûâíî. Ïîâÿçêà ìîäåëèðóåòñÿ ëàäîíÿìè (âîçâûøåíèÿ â ìåñòå îòõîæäåíèÿ áîëüøîãî ïàëüöà). Òàê êàê ïî êðàÿì ïîâÿçêà èíîãäà èñòîí÷àåòñÿ, ïîìîùíèê ìîæåò ïîäîãíóòü åå, îáåñïå÷èâ, òàêèì îáðàçîì, ðàâíîìåðíîñòü ïîêðûòèÿ, îñîáåííî ó åå íèæíåãî êðàÿ. Áèíò ñëåäóåò íàêëàäûâàòü ñ ìèíèìàëüíûì íàòÿæåíèåì, íè â êîåì ñëó÷àå íå ìåíÿÿ åãî íàïðàâëåíèÿ. Ñðàçó æå ïîñëå íàëîæåíèÿ ïîâÿçêó ñëåäóåò ïðèãëàäèòü è îòìîäåëèðîâàòü (âîçâûøåíèÿìè ëàäîíåé) â íàïðàâëåíèè, ïðîòèâîïîëîæíîì õîäó áèíòîâàíèÿ, ÷òî ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü ãîìîãåííóþ ôîðìó.
 òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà äëÿ èììîáèëèçàöèè ñóñòàâà ïîâÿçêà íàêëàäûâàåòñÿ â íåñêîëüêî ñëîåâ, ìîæíî ïðèáåãíóòü ê äîïîëíèòåëüíûì ìàíèïóëÿöèÿì â ìåñòå ïåðåëîìà, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íàäëåæàùóþ ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ, ïîêà ãèïñ åùå íå çàòâåðäåë.
Ìîäåëèðîâàíèå, îñóùåñòâëÿåìîå, êàê óæå îòìå÷àëîñü, âîçâûøåíèÿìè ëàäîíåé, äîëæíî áûòü çàâåðøåíî äî êðèñòàëëèçàöèè ãèïñà. Ãèïñ íåëüçÿ ïîäâåðãàòü ðåêðèñòàëëèçàöèè, ïîýòîìó ïðè íåîáõîäèìîñòè êîððåêöèè ïîâÿçêè åãî íóæíî ñëîìàòü; îäíàêî èììîáèëèçàöèÿ â ýòîì ñëó÷àå áóäåò íåýôôåêòèâíîé.
Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà äîëæíà áûòü íàëîæåíà òàê, ÷òîáû îíà äëèòåëüíîå âðåìÿ ëåãêî ïåðåíîñèëàñü ïàöèåíòîì. Åå ñëåäóåò ïðèâåñòè â ïîðÿäîê è îáðåçàòü äî òðåáóåìîé äëèíû, ïîñëå ÷åãî îñíîâó ìîæíî ïîäâåðíóòü èëè çàãíóòü êíàðóæè è ïðèæàòü ñâåðõó îäíèì ñëîåì áèíòà.
Ïîñëå òîãî êàê ïîâÿçêà íàëîæåíà, îòìîäåëèðîâàíà è ðàçãëàæåíà, åé äàþò âûñîõíóòü. Ãèïñ çàñòûâàåò â òå÷åíèå 15 — 30 ìèíóò, íî äëÿ åãî ïîëíîãî çàòâåðäåíèÿ íåîáõîäèìî ïðèìåðíî 24 ÷àñîâ.  òå÷åíèå ýòîãî âðåìåíè ïîâÿçêà íå äîëæíà èñïûòûâàòü íàãðóçîê èëè ïîäâåðãàòüñÿ âîçäåéñòâèþ âëàãè.
6. Ëîíãåòû
Ãèïñîâûå ëîíãåòû íàêëàäûâàþò ïðè íåêîòîðûõ ïåðåëîìàõ, à òàêæå ïðè îòåêå ìÿãêèõ òêàíåé. Ëîíãåòà ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü (ïðè íåîáõîäèìîñòè) âèçóàëüíûé êîíòðîëü è ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà.
Ëîíãåòà ïîçâîëÿåò òàêæå îáåñïå÷èòü íàäëåæàùóþ èììîáèëèçàöèþ áåç îïàñåíèÿ îñòàòî÷íûõ ÿâëåíèé âñëåäñòâèå ñäàâëåíèÿ ñîñóäîâ è íåðâîâ.
Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ñïîñîáîâ èçãîòîâëåíèÿ òàêîé ïîâÿçêè, íî â ïðèíöèïå ëîíãåòà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îäèí ñëîé òðèêîòàæíîé îñíîâû ñ âàòíîé ïðîêëàäêîé (èëè áåç íåå) è ïðèìåðíî 10 ñëîåâ ãèïñîâûõ áèíòîâ, îáðåçàííûõ äî ñîîòâåòñòâóþùåé äëèíû. Êðàÿ ëîíãåòû äîëæíû áûòü îòìîäåëèðîâàíû è ðàçãëàæåíû, ÷òîáû íå ïðè÷èíÿòü íåóäîáñòâà áîëüíîìó. Ëîíãåòà íàêëàäûâàåòñÿ âî âëàæíîì ñîñòîÿíèè è ïîìåùàåòñÿ íà âàòíóþ èëè ýëàñòè÷íóþ ïðîêëàäêó. Òàêàÿ ïðîêëàäêà íå äîëæíà ïðèëåãàòü ñëèøêîì òóãî èëè ñäàâëèâàòü ñîñóäû è íåðâû. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ãîòîâûõ ëîíãåò, êîòîðûå ìîæíî èñïîëüçîâàòü òàì, ãäå îíè ñïîñîáíû îáåñïå÷èòü óäîáíóþ èììîáèëèçàöèþ òîãî èëè èíîãî ó÷àñòêà.
7. Ñèíòåòè÷åñêèå ìàòåðèàëû
Íåêîòîðîå âðåìÿ ãîòîâûå ïîâÿçêè èç ñèíòåòè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ èìåëèñü â ñâîáîäíîé ïðîäàæå. Ðàíüøå äëÿ èõ èñïîëüçîâàíèÿ áûë íåîáõîäèì ñïåöèàëüíûé èñòî÷íèê ñâåòà èëè òðåáîâàëîñü êàêîå-òî èíîå óñòðîéñòâî äëÿ òîãî, ÷òîáû øèíà ñîîòâåòñòâîâàëà ìåñòó ïåðåëîìà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðèìåíÿþòñÿ íîâûå ìàòåðèàëû, êîòîðûå ìîæíî ïîãðóæàòü â õîëîäíóþ âîäó, ðàñêàòûâàòü, êàê ãèïñîâûé áèíò, è ëåãêî ìîäåëèðîâàòü. Ïðåèìóùåñòâ ó ñèíòåòè÷åñêèõ ïîâÿçîê ìíîãî: îíè ëåãêè, óäîáíû, ïðî÷íû è âîäîíåïðîíèöàåìû; ïàöèåíò ìîæåò íàãðóæàòü èõ ÷åðåç 20 ìèíóò ïîñëå íàëîæåíèÿ. Îíè îñîáåííî ïðèãîäíû äëÿ ïîâòîðíîé èììîáèëèçàöèè.
8. Îñëîæíåíèÿ ïðè èììîáèëèçàöèè ãèïñîâûìè ïîâÿçêàìè
Ïðè èñïîëüçîâàíèè ãèïñîâûõ ïîâÿçîê, êàê è ïðè äðóãèõ ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ, ìîãóò âîçíèêíóòü îñëîæíåíèÿ. Íåïëîòíî íàëîæåííàÿ ïîâÿçêà, äîïóñêàþùàÿ ïîäâèæíîñòü, ìîæåò íàðóøèòü ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ è ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ èçúÿçâëåíèé è ññàäèí ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì èíôåêöèè. Ïàöèåíòà ñëåäóåò ïðîèíñòðóêòèðîâàòü î íåîáõîäèìîñòè ïîâòîðíîãî îáðàùåíèÿ â îòäåëåíèå íåîòëîæíîé ïîìîùè (èëè âûçîâà âðà÷à) â ñëó÷àå óñèëåíèÿ áîëè èëè ïîÿâëåíèÿ ïîêàëûâàíèÿ äèñòàëüíåå ìåñòà ïåðåëîìà èëè â îáëàñòè, îõâà÷åííîé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé. Áîëåå òîãî, â ïåðâûå 24-36 ÷àñîâ ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷à ââèäó âîçìîæíîãî ïîÿâëåíèÿ áîëè è ïîáëåäíåíèÿ êîæè, èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà, âîçíèêíîâåíèÿ ïàðåñòåçèè è ïàðàëè÷à; ïðè ýòîì ïðîâîäèòñÿ îöåíêà åãî íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà è ñîñòîÿíèÿ ñîñóäîâ. Èçáåæàòü òàêèõ îñëîæíåíèé ìîæíî, îòêàçàâøèñü îò íàëîæåíèÿ öèðêóëÿðíîé ãèïñîâîé ïîâÿçêè â îáëàñòè ïåðåëîìà ñ ìàññèâíûì îòåêîì èëè íåäîñòàòî÷íûì êðîâîîáðàùåíèåì, à òàêæå ïðè íàðóøåíèè ÷óâñòâèòåëüíîñòè ëþáîãî ãåíåçà.
Êîëè÷åñòâî âàòû èëè ïðîêëàäîê, èñïîëüçóåìûõ ïåðåä íàëîæåíèåì ãèïñîâîé ïîâÿçêè, îïðåäåëÿåòñÿ ñ ó÷åòîì ïðåäïîëàãàåìîãî îòåêà, à òàêæå íåîáõîäèìîñòè çàùèòû âûñòóïàþùèõ ó÷àñòêîâ êîñòè.
Ïðè óìåíüøåíèè îòåêà è ïðè ïîâòîðíîì íàëîæåíèè ïîâÿçêè èñïîëüçóåòñÿ ìåíüøå ïðîêëàäîê, òàê ÷òî èììîáèëèçàöèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà íå íàðóøàåòñÿ.
Ïðè ëþáûõ ïåðåëîìàõ íåçàâèñèìî îò ìåòîäà èììîáèëèçàöèè ñëåäóåò ïðèäàòü âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, îáëîæèòü åå ëüäîì è îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé â ïåðâûå 2-3 äíÿ.
Ïðè ïîñòóïëåíèè â ÎÍÏ ïàöèåíòà ñ ìàññèâíûì îòåêîì, âûçâàííûì êàêîé-ëèáî òðàâìîé ñîñóäîâ è íåðâîâ (èëè â ñëó÷àå ïîäîçðåíèÿ íà òàêóþ òðàâìó), öèðêóëÿðíóþ ãèïñîâóþ ïîâÿçêó ðàññåêàþò ïî âñåé äëèíå. Âàòíóþ ïðîêëàäêó è òðèêîòàæíóþ îñíîâó ðàçðåçàþò íîæíèöàìè; âñÿ ïîâÿçêà äîëæíà áûòü ðàñêðûòà äëÿ óìåíüøåíèÿ îòåêà è âîññòàíîâëåíèÿ öèðêóëÿöèè.
Åñëè íåîáõîäèìà «äâóñòâîð÷àòàÿ» ïîâÿçêà, òî ãèïñ, âàòó è îñíîâó ðàññåêàþò ñ ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû. Îáå ïîëîâèíû ïîâÿçêè çàòåì ñîåäèíÿþò õëîï÷àòîáóìàæíûì ýëàñòè÷íûì áèíòîì.
Ñëåäóåò ïðîèíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà íå òîëüêî î íåîáõîäèìîñòè íàáëþäåíèÿ çà ñîñòîÿíèåì êîíå÷íîñòè (îòåê), íî è î âîçìîæíîì ïîÿâëåíèè íåêîòîðîé ïîäâèæíîñòè â ìåñòå ïåðåëîìà äî òåõ ïîð, ïîêà íå ñôîðìèðóåòñÿ ìîçîëü.
Êðîìå òîãî, ïàöèåíò äîëæåí çíàòü î âîçíèêíîâåíèè çóäà ïîä ïîâÿçêîé â ïåðèîä çàæèâëåíèÿ; èñïîëüçîâàíèå ïðè ýòîì êðþ÷êîâ, ïðîâîëîêè èëè äðóãèõ èíñòðóìåíòîâ î÷åíü îïàñíî ââèäó âîçìîæíîãî ïîâðåæäåíèÿ êîæè è âíåñåíèÿ èíôåêöèè.
9. Îòêðûòûå ïåðåëîìû
Åñëè ìÿãêèå òêàíè íàä ïåðåëîìîì ïîâðåæäåíû, òî â ïåðâóþ î÷åðåäü âíèìàíèå äîëæíî áûòü îáðàùåíî èìåííî íà íèõ. Ýòè òêàíè äîëæíû áûòü î÷èùåíû, à èõ êðàÿ èññå÷åíû; çàòåì ïðèíèìàåòñÿ ðåøåíèå îòíîñèòåëüíî ïåðâè÷íîãî èëè âòîðè÷íîãî çàêðûòèÿ ðàíû. Åñëè ðàíà ñîîáùàåòñÿ ñ ïåðåëîìîì, òî íåîáõîäèìî åå ïðîìûòü è î÷èñòèòü. Ðåøåíèå î ïðîôèëàêòè÷åñêîì íàçíà÷åíèè àíòèáèîòèêîâ, ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íîé ñûâîðîòêè è ñòîëáíÿ÷íîãî èììóíîãëîáóëèíà äîëæíî áûòü ïðèíÿòî íå ïîçäíåå ÷åì ÷åðåç 3 ÷ ïîñëå ïîâðåæäåíèÿ: òîëüêî â ýòîì ñëó÷àå äîñòèãàåòñÿ ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò. Åñëè äëÿ èììîáèëèçàöèè ïåðåëîìà íåîáõîäèìà ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà, òî â íåé ìîæåò áûòü ñäåëàíî îêíî äëÿ íàáëþäåíèÿ çà çàæèâëåíèåì ïîâðåæäåííûõ ìÿãêèõ òêàíåé, ê êîòîðûì ïðèáèíòîâûâàþò íåñêîëüêî ñëîåâ ìàðëè äî íàëîæåíèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè.
10. Âûâèõè
Âûâèõ —
ýòî ïîëíûé ðàçðûâ êàïñóëû ñóñòàâà ñ ïðåêðàùåíèåì êîíòàêòà ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé. Ïîäâûâèõ,
â îòëè÷èå îò âûâèõà ïðåäñòàâëÿåò ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå êîíòàêòà ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé; îí ÷àùå ñî÷åòàåòñÿ ñ ïåðåëîìîì.
Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè âûâèõà àíàëîãè÷íû íàáëþäàåìûì ïðè ïåðåëîìå. Ïàöèåíò èñïûòûâàåò áîëü, óòðà÷èâàåòñÿ íîðìàëüíîå äâèæåíèå â ñóñòàâå, íàïðÿãàþòñÿ ìûøöû. Äëÿ îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ñóñòàâà íåîáõîäèìî ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå; äëÿ òî÷íîãî îïðåäåëåíèÿ ïîðàæåíèÿ îñîáåííî âàæíû ñíèìêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ ïîä ïðÿìûì óãëîì. Âåñüìà âàæíî òàêæå èññëåäîâàòü ïåðèôåðè÷åñêèå ñîñóäû è íåðâû, òàê êàê ïðè âûâèõàõ ÷àñòîòà íåðâíî-ñîñóäèñòûõ ïîâðåæäåíèé âîçðàñòàåò, îñîáåííî â îáëàñòè ïëå÷åâîãî è êîëåííîãî ñóñòàâîâ. Ïîñëå óñòðàíåíèÿ âûâèõà ñëåäóåò ïîëó÷èòü íåîáõîäèìûå ðåíòãåíîãðàììû è ïðîâåñòè îáñëåäîâàíèå ñ ðåãèñòðàöèåé åãî ðåçóëüòàòîâ.
11. Ïåðåëîìû ó äåòåé
Ïåðåëîìû ó äåòåé îòëè÷àþòñÿ îò ïåðåëîìîâ ó âçðîñëûõ. Âçðîñëûå ïîäâåðæåíû áîëåå ðàçíîîáðàçíûì ïîâðåæäåíèÿì; ó äåòåé æå ïðè÷èíû ïåðåëîìîâ îáû÷íî î÷åíü ïðîñòû, íàïðèìåð ïðÿìîå âîçäåéñòâèå ñèëû. Êîñòíûå èçìåíåíèÿ è èñõîä ýòèõ ïåðåëîìîâ, êàê ïðàâèëî, ïðåäñêàçóåìû.
Ñáîð àíàìíåçà (îñîáåííî óòî÷íåíèå ìåõàíèçìà òðàâìû) ó ìëàäåíöåâ è äåòåé, áåçóñëîâíî, áîëåå òðóäåí. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè íå èìåþò áîëüøèõ ðàçëè÷èé, îäíàêî ñëåäóåò îáðàòèòü îñîáîå âíèìàíèå íà ïîâåäåíèå ðåáåíêà. Ìëàäåíöû è äåòè íå ïðèíèìàþò íèêàêîé ïîçû, êîòîðàÿ ïðè÷èíÿåò áîëü, è íå ïðîèçâîäÿò íèêàêèõ äâèæåíèé, óñèëèâàþùèõ åå.
Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå íåîáõîäèìî, íî èíòåðïðåòàöèÿ åãî äàííûõ ó äåòåé çàòðóäíåíà ââèäó îòñóòñòâèÿ îññèôèêàöèè. Ïåðåëîìû ÷åðåç ýïèôèçàðíóþ ïëàñòèíêó (êîòîðûå ñîñòàâëÿþò 15% ïåðåëîìîâ ó äåòåé) òðåáóþò ýêñïåðòíîé îöåíêè. Ëþáîé äåôåêò êîñòè ïîäîçðèòåëåí íà ïåðåëîì. Ïîÿâëåíèå ñêëàäîê èëè èçìåíåíèå êîíòóðîâ êîðòèêàëüíîãî ñëîÿ (òîðçèîííûé èëè ñãèáàòåëüíûé ïåðåëîì) ëåãêî ïðîñìîòðåòü, åñëè íå îáðàòèòü íà ýòî îñîáîãî âíèìàíèÿ ïðè ÷òåíèè ðåíòãåíîãðàìì. Íåâûÿâëåííûé ïåðåëîì ýïèôèçà ìîæåò âïîñëåäñòâèè ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé íàðóøåíèÿ ðîñòà êîñòè è îãðàíè÷èòü ïîëüçîâàíèå êîíå÷íîñòüþ.
Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïðîñòû, ïðè ýòîì íàèáîëåå âàæíîå çíà÷åíèå èìååò âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè. Õîòÿ íåêîòîðàÿ óãëîâàÿ äåôîðìàöèÿ ó äåòåé âïîëíå äîïóñòèìà, íàëè÷èå ðîòàöèîííîé äåôîðìàöèè ñîâåðøåííî íåïðèåìëåìî. Êîñòè ó äåòåé ðåìîäåëèðóþòñÿ â îòâåò íà ëèíåéíîå äåéñòâèå ñèëû, ïîýòîìó ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ó íèõ íå ñòîëü âàæíî. ×åì ìåíüøå âîçðàñò ðåáåíêà, òåì ïðîêñèìàëüíåå ïîâðåæäàåòñÿ ýïèôèçàðíàÿ ïëàñòèíêà è òåì áîëüøå ñòåïåíü ðåìîäåëèðîâàíèÿ, à çíà÷èò, è ñòåïåíü ïðèåìëåìîé óãëîâîé äåôîðìàöèè. Ýòî îñîáåííî ñïðàâåäëèâî, åñëè ïåðåëîì ëîêàëèçóåòñÿ â îäíîì èç ïðîêñèìàëüíûõ øàðíèðíûõ ñóñòàâîâ. Ïîñêîëüêó ðîñò êîñòè ìîæåò ñòèìóëèðîâàòüñÿ, íåêîòîðîå íàëîæåíèå îòëîìêîâ äðóã íà äðóãà èëè èõ áîêîâîå ñìåùåíèå æåëàòåëüíî â îïðåäåëåííûõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ, îñîáåííî ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.
Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ó äåòåé òàêèå æå, êàê ó âçðîñëûõ, íî ïðèìåíÿåìûå ìåòîäû ðàçëè÷íû. Âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè âñåãäà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ îñòîðîæíîñòüþ è ìîæåò òðåáîâàòü îáùåé àíåñòåçèè. Èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà ó ðåáåíêà äîëæíà áûòü äîñòàòî÷íîé äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ëþáîé äåôîðìàöèè áåç âîçíèêíîâåíèÿ äèñêîìôîðòà. Èíîãäà íåîáõîäèìà èììîáèëèçàöèÿ ñóñòàâîâ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà (ââèäó àêòèâíîñòè ðåáåíêà).  îòëè÷èå îò âçðîñëûõ ïîñòîÿííàÿ òóãîïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ ó äåòåé ïðàêòè÷åñêè íåèçâåñòíà. Ïîýòîìó ïîäîáíàÿ èììîáèëèçàöèÿ ñóñòàâîâ ó íèõ âïîëíå ïðèåìëåìà. Ïåðèîä èììîáèëèçàöèè ó äåòåé êîðî÷å, òàê êàê ïåðåëîì êîñòè çàæèâàåò áûñòðî. Ñêîðîñòü çàæèâëåíèÿ îáðàòíî ïðîïîðöèîíàëüíà âîçðàñòó. Íåñðàùåíèå êîñòåé ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ íå÷àñòî, ïîýòîìó îòêðûòûå ñïîñîáû âîññòàíîâëåíèÿ ïðèìåíÿþòñÿ ðåäêî.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ïðè êëèíè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè ðåáåíêà âîçíèêàåò ïîäîçðåíèå íà ïåðåëîì, íî îí íå îáíàðóæèâàåòñÿ íà ðåíòãåíîãðàììå, âñåãäà ðåêîìåíäóåòñÿ êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ñ èììîáèëèçàöèåé, òàêîé êàê òûëüíîå øèíèðîâàíèå. Ðàáîòà îðòîïåäà-òðàâìàòîëîãà èëè ïåäèàòðà, íàáëþäàþùåãî ïàöèåíòà, îáëåã÷àåòñÿ ïðè ñîîòâåòñòâóþùåé èììîáèëèçàöèè, îáêëàäûâàíèè êîíå÷íîñòè ëüäîì, ïðèäàíèè åé âîçâûøåííîãî ïîëîæåíèÿ è îáåñïå÷åíèè ïîêîÿ.
Ëèòåðàòóðà
1. «Íåîòëîæíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü», ïîä ðåä. Äæ.Ý. Òèíòèíàëëè, Ðë. Êðîóìà, Ý. Ðóèçà, Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî ä-ðà ìåä. íàóê Â.È. Êàíäðîðà, ä. ì. í. Ì.Â. Íåâåðîâîé, ä-ðà ìåä. íàóê À.Â. Ñó÷êîâà, ê. ì. í. À.Â. Íèçîâîãî, Þ.Ë. Àì÷åíêîâà; ïîä ðåä.Ä. ì. í.Â.Ò. Èâàøêèíà, Ä.Ì. Í.Ï.Ã. Áðþñîâà; Ìîñêâà «Ìåäèöèíà» 2001
2. Âîåííî-ïîëåâàÿ òåðàïèÿ. Ïîä ðåäàêöèåé Ãåìáèöêîãî Å.Â. — Ë.; Ìåäèöèíà, 1987. — 256 ñ.
ñîäåðæàíèå ..
297
298
299 ..
Источник