Лечебная физическая культура при переломе костей
В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник
Перелом плечевой кости является тяжёлой травмой. Плечевой сустав самый подвижный. Его травмы заметно сказываются на трудоспособности и активности человека. Переломы плеча бывают открытыми и закрытыми, со смещением и без смещения. В зависимости от локализации нарушения целостности костной ткани различают следующие виды переломов плечевой кости:
- перелом головки, хирургической, анатомической шейки, бугорков;
- перелом тела плечевой кости;
- перелом блока, наружного и внутреннего надмыщелков.
Пациент после перелома плеча долгое время воздерживается от любой деятельности, вызывающей боль. Врачи рекомендуют избегать тянущих и толкающих движений, подъёма тяжестей, а также действий, сопряжённых с поднятием рук. Лечебная физкультура позволяет пройти процессу заживления без осложнений. Реабилитологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают комплекс упражнений, учитывая время и место перелома, состояние пациента и наличие сопутствующих заболеваний. Для ускорения восстановления функции верхней конечности физиотерапевты проводят комплексное лечение, включающее массаж, электропроцедуры.
В Юсуповской больнице созданы все условия для быстрого восстановления пациентов с переломом плечевой кости. ЛФК при переломе плеча начинают как можно скорее. Пациенты выполняют упражнения под руководством старшего инструктора по ЛФК. Во время реабилитации больных консультирует невролог, травматолог. Реабилитологи применяют инновационные методики физической реабилитации.
Лечебная физкультура при переломе плечевой кости
ЛФК после перелома плеча проводят на иммобилизационном этапе лечения, в первые 3 недели после перелома. Реабилитологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают комплекс физических упражнений, которые пациент выполняет по 30 минут 6-8 раз в день. Рука постоянно должна быть в повязке, за исключением занятий. Активные движения (вращения, сгибания и разгибания, повороты внутрь и наружу) в кисти, лучезапястном и локтевом суставах стимулируют кровообращение в руке, уменьшают отёк и снижают риск образования тромбов.
Маятникообразные движения руками отлично помогают снять болевой синдром в любое время. Пациент может вынуть больную конечность из повязки и в положении стоя с наклоном вперед сделать рукой несколько маятникообразных покачиваний. В комплекс ЛФК после перелома плечевой кости реабилитологи включают следующие упражнения:
- отведение и приведение верхней конечности или локтя к туловищу;
- скрещивание рук перед грудью;
- хлопок сначала перед грудью, а затем за спиной;
- повороты туловища с руками, сцепленными в замок перед грудью.
При выписке домой пациент получает список упражнений, которыми необходимо заниматься ежедневно.
Лечебная физкультура после перелома плеча
Функциональный этап реабилитации длится 3-6 недель. Спустя 3-4 недели после травмы плеча пациенту рекомендуют регулярные занятия лечебной физкультурой. Реабилитологи Юсуповской больницы для восстановления функции конечности применяют современные аппараты ведущих европейских производителей. Целью реабилитации на этом этапе является восстановление прежнего объема активных и пассивных движений. Комплекс упражнений постоянно расширяется, но исходное положение остаётся прежним.
Пациенту следует стремиться к постепенному разгибанию руки и выполнению упражнений стоя без наклона вперёд. Он ежедневно должен 4-6 раз выполнять следующие физические упражнения:
- подъём прямой руки перед собой;
- махи руками вперёд, назад и в стороны из исходного положения «стоя с небольшим наклоном вперёд»;
- отведение рук за спину со сведением лопаток (согнутые в локтях руки вначале должны находиться перед грудью).
На этом этапе восстановления реабилитологи используют блочные тренажёры. Пациенты выполняют на них подъём и опускание травмированной конечности, разведение рук в стороны. Лечебная физкультура дополняется водными процедурами. Пациенту рекомендуют в бассейне выполнять разнообразные движения конечностями, скрещивание рук перед грудью, упражнения, имитирующие плавание вольным стилем и брассом. Пребывание в воде повышает эффективность тренировки, даёт дополнительную нагрузку на мышцы, улучшает кровообращение в них. Физиотерапевты включают в комплекс реабилитации по 10-12 процедур магнитотерапии, бальнеологического лечения.
Тренировочный этап реабилитации
Через 7-8 недель после перелома плечевой кости пациент под наблюдением реабилитологов Юсуповской больницы полностью восстанавливает функциональность травмированного плеча и верхней конечности. Дальнейшие физические упражнения направлены на укрепление мышц и полное восстановление амплитуды движений. Занятия ЛФК должны проходить 3-4 раза в день. Пациенту составляют комплекс упражнений, каждое из которых ему рекомендуют повторять 10-12 раз.
Лечебная физкультура на этом этапе восстановления после перелома плеча состоит из следующих упражнений:
- подъём перед собой рук из положения стоя;
- отведение, приведение, вращение, пронация и супинация верхней конечности;
- упоры на руки и отжимания;
- вис на перекладине или шведской стенке;
- манипуляции гантелями весом не более 5 кг и с медболами.
Эффективны упражнения на растяжку: заведение гимнастической палки или полотенца за спину, «ходьба» пальцами по стене в стороны и вверх. Эти манипуляции позволяют добиться полного восстановления подвижности руки во всех направлениях.
При рационально подобранной схеме реабилитации полное восстановление пациента с переломом плеча происходит через 2-3 месяца. Только после этого реабилитологи назначают упражнения, рассчитанные на развитие растяжки, физической силы, выносливости.
Лечебная физкультура после перелома плечевого сустава
Лечебную физкультуру при переломе плечевого сустава начинают через 10-14 дней после наложения повязки. Сначала пациенты выполняют пассивную гимнастику, а потом и активную с дальнейшим увеличением нагрузки. Задачи ЛФК после перелома плечевого сустава следующие:
- восстановить объём движения травмированной конечности;
- вернуть эластичность тканей;
- укрепить мышечный аппарат.
Реабилитолог составляет комплекс упражнений индивидуально для каждого пациента. Вначале пациент выполняет следующие упражнения:
- покачивание верхней конечности вперёд и назад в плечевом суставе при расслабленных мышцах, наклонив туловище в сторону травмированной руки;
- сжимание и разжимание пальцев;
- сгибание и разгибание конечности в локтевых суставах, взявшись здоровой рукой за нижнюю треть предплечья больной конечности.
В конце второй недели реабилитолог рекомендует выполнять небольшие по амплитуде маятникообразные качательные движения в сторону, небольшие круги прямой рукой. С пятнадцатого дня начинают применяться упражнения, которые подготавливают руку к подниманию до горизонтального уровня: увеличивается амплитуда маятникообразных движений прямой рукой, выполняются качательные движения конечности в сторону, подталкивая короткими толчками больную руку здоровой. Известно много разных упражнений для лечебной физкультуры при переломе плечевого сустава. Видео есть в интернете. Реабилитологи Юсуповской больницы не рекомендуют выполнять их без консультации специалиста.
Пациент может сделать небольшой наклон туловища в сторону больной руки, лёгким маховым движением забросить руку за спину, сгибая её в локте, постепенно увеличивая амплитуду. Рекомендуется выполнять медленное поднимание локтей, уменьшая нагрузку на дельтовидную мышцу за счёт опоры ладонями о туловище. Эффективны вращательные движения в плечевом суставе при наклоне туловища в сторону больной конечности (рука свободно свисает при разогнутом локте). Можно отводить локоть до горизонтального положения при поддержке здоровой конечностью за нижнюю треть предплечья травмированной руки. При выполнении этого упражнения больная рука должна быть согнутой в локтевом суставе под острым углом.
Реабилитологи Юсуповской больницы составят индивидуальный план занятий лечебной физкультурой после перелома плечевой кости. Для эффективного восстановления функции конечности специалисты клиники реабилитации используют современные тренажёры и авторские методики. Звоните по телефону Юсуповской больицы и врач-координатор запишет вас на прием к врачу.
Автор
Логопед-дефектолог, кандидат медицинских наук
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Невролог, кандидат медицинских наук
Невролог, кандидат медицинских наук
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Физиотерапевт, кандидат медицинских наук
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Ìåõàíèçìû âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìîâ ãîëåíè, èõ äèàãíîñòèêà. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ òàêîãî ðîäà. Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà è ãîëåíè. Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ ñóñòàâîâ íèæíåé êîíå÷íîñòè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò
Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè
Èñïîëíèòåëü
Äûáîâ Ñâåòîñëàâ Ïåòðîâè÷
Ââåäåíèå. Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû
ïåðåëîì ãîëåíü ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà
Íåñìîòðÿ íà çíà÷èòåëüíûå óñïåõè, äîñòèãíóòûå òðàâìàòîëîãèåé â âîïðîñàõ ðåïîçèöèè è ôèêñàöèè îòëîìêîâ (ìåòàëëî-îñòåîñèíòåç, óëüòðàçâóêîâàÿ ñâàðêà, îìïðåññèîííûéìåòàëëî-îñòåîñèíòåç) èíâàëèäíîñòü è ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè, à òàêæå ðàáîòîñïîñîáíîñòè ïîñëå òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà îñòàþòñÿ âûñîêèìè (4; 7;
Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî âñå ïàöèåíòû ñ ïîâðåæäåíèåì ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà, íåçàâèñèìî îò òîãî ÿâëÿþòñÿ ëè îíè íå îñëîæíåííûìè èëè îñëîæí¸ííûìè, à òåì áîëåå, ïàöèåíòû ñ ïåðåëîìàìè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, íóæäàþòñÿ â ðåàáèëèòàöèè.
13). Ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò íàèáîëüøèé ïðîöåíò èíâàëèäíîñòè, ÷òî ÷àñòî ñâÿçàíî ñ íåðàöèîíàëüíûì íàçíà÷åíèåì ôóíêöèîíàëüíîé íàãðóçêè. Ïî äàííûì Áåëÿêîâà À.À. 2003 ãîä, ïåðåëîìû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äàþò 69 ñëó÷àåâ èíâàëèäíîñòè èç 506. Èç íèõ 23 ïðèõîäèòñÿ íà ðàííþþ íàãðóçêó è 46 íà ïîçäíþþ.
 ýòîé ñâÿçè äàëüíåéøåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïðîäîëæàåò îñòàâàòüñÿ àêòóàëüíûì è ïðåäñòàâëÿåò áîëüøóþ ñîöèàëüíî — ýêîíîìè÷åñêóþ ïðîáëåìó. Íàèáîëåå ñëàáûì çâåíîì â ðåøåíèè ýòîé ïðîáëåìû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå âîïðîñîâ, ñâÿçàííûõ ñ ïðîôèëàêòèêîé, ëå÷åíèåì ïîñòòðàâìàòè÷åñêèõ îñëîæíåíèé è èçó÷åíèåì ïðè÷èí, ïðåïÿòñòâóþùèõ íîðìàëüíî — òåêóùåìó ïðîöåññó ðåãåíåðàöèè (Àòàåâ Ç.Ì. 1973ã., Áåðêóòîâ À.Í., Ñìèðíîâ Þ.Ã. 1996ã.)
Ñîâðåìåííûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ñ øèðîêèìè ïîêàçàíèÿìè ê îïåðàòèâíîìó ìåòîäó ëå÷åíèÿ è âûñîêèìè òðåáîâàíèÿìè ê êà÷åñòâó òðóäîâîé ðåàáèëèòàöèè äåëàþò î÷åâèäíîé àêòóàëüíîñòü ðàçðàáîòîê íîâûõ áîëåå ñîâåðøåííûõ ìåòîäèê ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ýôôåêòèâíûìè ñðåäñòâàìè âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè.  îòëè÷èå îò áàçîâîé äèñöèïëèíû îáúåêò ïîçíàíèÿ è ïðåîáðàçîâàíèÿ â àäàïòèâíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå — íå çäîðîâûå, à áîëüíûå ëþäè, â òîì ÷èñëå è èíâàëèäû, èìåííî ñâîåé îðèåíòàöèåé íà õðîíè÷åñêèõ áîëüíûõ è èíâàëèäîâ àäàïòèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è îòëè÷àåòñÿ îò îäíîãî èç ðàçäåëîâ (âèäîâ) îáùåé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ «îçäîðîâèòåëüíî-ðåàáèëèòàöèîííàÿ, èëè ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà» èëè «äâèãàòåëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ». Òàêèì îáðàçîì àêòóàëüíîñòü èçó÷åíèÿ çíà÷åíèÿ è ðîëè àäàïòèâíî — ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê ïðè ðåàáèëèòàöèè ïîñëå ðàçëè÷íûõ òðàâì è ïîâðåæäåíèé íå âûçûâàåò ñîìíåíèé è ÿâëÿåòñÿ î÷åâèäíîé.
Òåîðåòè÷åñêóþ áàçó äàííîé ðàáîòû ñîñòàâèëè ðàçëè÷íûå òðóäû (ñòàòüè, ìîíîãðàôèè, ó÷åáíèêè è ó÷åáíûå ïîñîáèÿ) ðàçëè÷íûõ àâòîðîâ, òàêèõ êàê: Áàõðàõ È.È., Ãðåö Ã.Í., Áåëàÿ Í.À., Åïèôàíîâ Â.À., Ïîïîâ Ñ.Í., Þìàøåâ Ã.Ñ., Þðüåâ Â.Ï. è äðóãèå.
1. Ìåõàíèçìû âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìîâ ãîëåíè. Äèàãíîñòèêà
 ìåõàíèçìå âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåëîìà äèàôèçà êîñòåé ãîëåíè îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò íåïðÿìàÿ òðàâìà, êîòîðàÿ îáû÷íî ñâÿçàíà ñ ïàäåíèåì è îáóñëîâëåíà ïåðåãèáîì èëè âðàùåíèåì ãîëåíè ïðè ôèêñèðîâàííîé ñòîïå. Ïîäîáíûé ìåõàíèçì äåéñòâèÿ âûçûâàåò âèíòîîáðàçíûå èëè êîñûå ïåðåëîìû îäíîé áîëüøîé áåðöîâîé êîñòè èëè äâóõ êîñòåé. Ïðÿìîå äåéñòâèå òðàâìèðóþùåé ñèëû ïðèâîäèò ê ïîïåðå÷íûì ïåðåëîìàì. Îáû÷íî ïðè óäàðå áàìïåðîì ìàøèíû. Äëÿ êîñûõ è âèíòîîáðàçíûõ ïåðåëîìîâ íàèáîëåå õàðàêòåðíû ñìåùåíèå ïî äëèíå, ïðîãèá ñ óãëîì, îòêðûòûì êíóòðè, è ðîòàöèÿ ïåðèôåðè÷åñêîãî îòëîìêà êíàðóæè.
2. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìà ãîëåíè
Êëèíèêà ïåðåëîìà êîñòåé ãîëåíè ÷åòêàÿ. Õàðàêòåðíû ñèìïòîìû äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìîâ ëþáîé ëîêàëèçàöèè (áîëü, îòå÷íîñòü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, êðåïèòàöèÿ, ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü, àíàòîìè÷åñêîå óêîðî÷åíèå ãîëåíè). Êðîìå òîãî, âîçìîæíî âîðîíêîîáðàçíîå âòÿæåíèå (óìáèëèêàöèÿ) êîæè íàä ìåñòîì ïåðåëîìà, ÷òî ãîâîðèò îá èíòåðïîçèöèè ìÿãêèõ òêàíåé. Ðåíòãåíîãðàììà â äâóõ ïðîåêöèÿõ óòî÷íÿåò äèàãíîç. Äâóõìîìåíòíîñòü òðàâìèðóþùåé ñèëû ìîæåò âûçâàòü äâîéíîé ïåðåëîì. Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü êàê áîëüøåáåðöîâîé è ìàëîáåðöîâîé êîñòåé îòäåëüíî, òàê è îáåèõ êîñòåé. ×àùå ïîâðåæäàþòñÿ îáå êîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî è äèñòàëüíîãî êîíöîâ (à è á), äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû .
Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû ïåðåëîìîâ äèàôèçà ãîëåíè:
Ðèñ 1.
— âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);
— êîñûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé áîëüøå 30°);
— ïîïåðå÷íûå ïåðåëîìû (óãîë ëèíèè ïåðåëîìà ñ ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèåé ìåíüøå 30°);
-ïåðåëîì ñ íàëè÷èåì êëèíîâèäíîãî îòëîìêà;
— ñãèáàëüíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;
— ìíîãîôðàãìåíòàðíûé îñêîëü÷àòûé ïåðåëîì;
— ñëîæíûé ñïèðàëüíûé ïåðåëîì;
— ñëîæíûé ñåãìåíòàðíûé ïåðåëîì;
— ñëîæíûé ïåðåëîì íåïðàâèëüíîé ôîðìû âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå ïåðåëîìû);
Ëå÷åíèå:
 çàâèñèìîñòè îò ñëîæíîñòè ïåðåëîìà íàçíà÷àþò ëå÷åíèå.
Ïðè çíà÷èòåëüíîì ñìåøåíèè êîñòåé äåëàþò âûòÿæêó ãðóçîì ÷åðåç áëîê.
Ïðè ëåãêîé ôîðìå ïåðåëîìîâ íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó. Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà íàêëàäûâàåòñÿ íà 3 ìåñÿöà; ïîñëå åå ñíÿòèÿ ïðîèçâîäèòñÿ êîíòðîëüíàÿ ðåíòãåíîãðàôèÿ â äâóõ ïðîåêöèÿõ.  ïåðâûå 10—12 äíåé áîëüíîìó ïðåäïèñûâàþò ïîñòåëüíûé ðåæèì, ïðè÷åì äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òîíóñà ñîñóäîâ ðåêîìåíäóþò ïåðèîäè÷åñêè îïóñêàòü íîãó. Áûñòðîå óìåíüøåíèå îòåêà ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü âòîðè÷íîìó ñìåùåíèþ îòëîìêîâ. ×åðåç 10—12 äíåé ïðîèçâîäÿò êîíòðîëüíóþ ðåíòãåíîãðàôèþ. Ïðè õîðîøåì ñòîÿíèè îòëîìêîâ è öåëîñòè ãèïñîâîé ïîâÿçêè áîëüíîìó ðàçðåøàþò õîäèòü íà êîñòûëÿõ. çàêàí÷èâàåòñÿ ëå÷åíèå íàçíà÷åíèåì ËÔÊ, ìàññàæà, ìåõàíîòåðàïèè è ïîñòåïåííîé äîçèðîâàííîé íàãðóçêè íà áîëüíóþ êîíå÷íîñòü.
Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè
Öåëü ýòàïà ðåàáèëèòàöèè — ìàêñèìàëüíî ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé, èñõîäÿ èç ñëîæèâøåéñÿ ïîñëå òðàâìû àíàòîìè÷åñêîé ñèòóàöèè. Ýòî îãðîìíàÿ, òÿæ¸ëàÿ ðàáîòà, òðåáóþùàÿ îò ïàöèåíòà òåðïåíèÿ è óïîðñòâà, à îò âðà÷à, êóðèðóþùåãî ïðîöåññ, ñïåöèàëüíûõ çíàíèé, íàâûêîâ, íàëè÷èÿ â àðñåíàëå íåîáõîäèìîãî ðåàáèëèòàöèîííîãî îáîðóäîâàíèÿ, òðåíàæåðîâ, ïðèñïîñîáëåíèé.
Êàê ïðàâèëî, ÷åëîâåê ïîñëå òðàâìû íå â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ: íåò äîñòàòî÷íîé ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, áîëüíî, àòðîôèðîâàíû è íå ðàáîòàþò ìûøöû è ò.ä.  çàâèñèìîñòè îò îáùåãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà áîëüíîãî ñòðîèòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ ïðîãðàììà çàíÿòèé ËÔÊ. Ïîýòîìó, ñ êàæäûì áîëüíûì íåîáõîäèìî ïàöèåíòîì ó íàñ ðàáîòàåò ïåðñîíàëüíûé èíñòðóêòîð. Åãî çàäà÷à — ïîìîùü áîëüíîìó ïðè âûïîëíåíèè èìïåðàòèâíî — êîððåãèðóþùèõ óïðàæíåíèé, èç êîòîðûõ è ñêëàäûâàåòñÿ åãî ïåðñîíàëüíàÿ ïðîãðàììà ðåàáèëèòàöèè
3. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè ñîîòâåòñòâåííî ïåðèîäó ËÔÊ
Ïåðâûé ïåðèîä
Çàäà÷è 1-ãî ïåðèîäà
1.Óëó÷øèòü ôóíêöèþ âåãåòàòèâíûõ ñèñòåì (êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, ïèùåâàðåíèÿ è äð.).
2.Àêòèâèçèðîâàòü îáìåííûå ïðîöåññû.
3.Óëó÷øèòü òðîôèêó èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè çà ñ÷åò èíòåíñèôèêàöèè ëîêàëüíîãî êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ.
4.Ñòèìóëèðîâàòü ïðîöåññû ðåãåíåðàöèè â ìåñòå ïåðåëîìà.
5.Ïðåäóïðåäèòü àòðîôèþ ìûøö è òóãîïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ èììîáèëèçîâàííîé êîíå÷íîñòè.
6.Ðàçâèòü íåîáõîäèìûå æèçíåííûå íàâûêè.
7.Ïîâûñèòü ïñèõîýìîöèîíàëüíûé òîíóñ áîëüíîãî
8. Ñïåöèàëüíûå çàäà÷è ËÔÊ: óëó÷øèòü òðîôèêó â îáëàñòè òðàâìû, óñêîðèòü êîíñîëèäàöèþ ïåðåëîìà, ñïîñîáñòâîâàòü ïðîôèëàêòèêå àòðîôèè ìûøö, òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, âûðàáîòêå íåîáõîäèìûõ âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé.
Ïåðâûé ïåðèîä âîññòàíîâëåíèÿ ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè äëèòåëüíîñòüþ 2 íåäåëè ñîîòâåòñòâóþò âòîðîé ñòàäèè ðåãåíåðàöèè êîñòíîé òêàíè — îáðàçîâàíèþ ïåðâè÷íîé êîñòíîé ìîçîëè.  ýòîò ìîìåíò ïðîèñõîäèò ðîñò ìîëîäûõ êëåòîê ïîâðåæäåííîé òêàíè. (28)
Äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷ íà ïåðâîì ýòàïå ðåêîìåíäîâàíû äûõàòåëüíûå (ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà) è îáùåòîíèçèðóþùèå ýëåìåíòàðíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ïëå÷åâîãî ïîÿñà, âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà.
Ïðè îáåçäâèæåííîñòè áîëüíîãî íàçíà÷àþò ìûñëåííî âîîáðàæàåìûå (ôàíòîìíûå), èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ èëè óïðàæíåíèÿ «â ïîñûëêå èìïóëüñîâ ê ñîêðàùåíèþ» âûïîëíÿþò ìûñëåííî, ïðèìåíÿþò ïðè òðàâìàõ â ïåðèîä èììîáèëèçàöèè, ïåðèôåðè÷åñêèõ ïàðàëè÷àõ, ïàðåçàõ. Ðåôëåêòîðíûå óïðàæíåíèÿ çàêëþ÷àþòñÿ â âîçäåéñòâèè íà ìûøöû, îòäàëåííûå îò òðåíèðóåìûõ. Íàïðèìåð, äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö òàçîâîãî ïîÿñà è áåäðà ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå ìûøöû ïëå÷åâîãî ïîÿñà. Ïàññèâíûìè íàçûâàþò óïðàæíåíèÿ, âûïîëíÿåìûå ñ ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà, áåç âîëåâîãî óñèëèÿ áîëüíîãî, ïðè îòñóòñòâèè àêòèâíîãî ñîêðàùåíèÿ ìûøöû. Ïàññèâíûå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò, êîãäà áîëüíîé íå ìîæåò âûïîëíèòü àêòèâíîå äâèæåíèå, äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òóãîïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ, äëÿ âîññîçäàíèÿ ïðàâèëüíîãî äâèãàòåëüíîãî àêòà (ïðè ïàðåçàõ èëè ïàðàëè÷àõ êîíå÷íîñòåé). Óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ñíèæàþò òîíóñ ìûøö, ñîçäàþò óñëîâèÿ îòäûõà. Áîëüíûõ îáó÷àþò «âîëåâîìó» ðàññëàáëåíèþ ìûøö ñ èñïîëüçîâàíèåì ìàõîâûõ äâèæåíèé, âñòðÿõèâàíèé. Ðàññëàáëåíèå ÷åðåäóþò ñ äèíàìè÷åñêèìè è ñòàòèñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.
Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ è ïàñòåëüíîì ðåæèìå óïðàæíåíèÿ ïîäáèðàþò ñ ó÷åòîì ñòåïåíè çàæèâëåíèÿ ðàíû.  ïåðâûå äíè ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ñî÷èòàÿ è ñ ïðîñòåéøèìè äâèæåíèÿìè ãîëîâû, ðóê, è íåèììîáèëèçèðîâàíîé íîãè. Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ãîëåíè ïðè ëå÷åíèè âûòÿæåíèåì â I ïåðèîäå ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ ñòîïû. Î÷åíü îñòîðîæíî ñëåäóåò âêëþ÷àòü óïðàæíåíèÿ äëÿ êîëåííîãî ñóñòàâà. Ýòî ìîæíî îñóùåñòâèòü çà ñ÷åò äâèæåíèé áåäðà ïðè ïîäíèìàíèè è îïóñêàíèè òàçà. Ó áîëüíûõ ïîñëå ìåòàëëî-îñòåîñèíòåçà ðàíî ðàçðåøàþò õîäüáó ñ êîñòûëÿìè ñ ïðèñòóïàíèåì íà áîëüíóþ íîãó è ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò íàãðóçêó íà íåå (îñåâóþ íàãðóçêó) íî ñòðîãî äîçèðóþò ñòåïåíü îïîðû.
Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ îïîðîñïîñîáíîñòè íåïîâðåæäåííîé íîãè áîëüíîìó ðåêîìåíäîâàëè àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ (ñãèáàíèå, ðàçãèáàíèå, îòâåäåíèå, ïðèâåäåíèå è ò.ä.), èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö áåäðà è ãîëåíè (â òå÷åíèè 5 — 7 ñåêóíä). Ðàííåå è ÷àñòîå èçìåíåíèå ïîëîæåíèå òåëà â ïîñòåëè, ïîäòÿãèâàíèå çà áàëêàíñêóþ ðàìó, äâèæåíèÿ ãîëîâîé (íàêëîíû, ïîâîðîòû) ïðåäóïðåæäàþò ðàçâèòèå îðòîñòàòè÷åñêîãî êîëëàïñà Äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî è òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâîâ èñïîëüçóþò àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ, ïîääåðæèâàÿ ðóêàìè áåäðî.
Ïðè ëå÷åíèè â àïïàðàòàõ Èëèçàðîâà è äðóãèõ â ïåðâûå äíè ïðèìåíÿþò èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëàñòè îïåðèðîâàííîãî ñåãìåíòà è óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ íåèììîáèëèçèðàâàííûõ ñóñòàâîâ. Èñïîëüçóþò âíà÷àëå îáëåã÷åííûå, óïðàæíåíèÿ íà ñêîëüçÿùèõ ïëîñêîñòÿõ.
Îïàñíîñòü ñìåùåíèÿ ìåíüøå ïðè ñîåäèíåíèè îòëîìêîâ ìåòàëëè÷åñêèìè êîíñòðóêöèÿìè, êîñòíûìè øòèôòàìè, ïëàñòèíàìè; ïîýòîìó ìîæíî â áîëåå ðàííèå ñðîêè âêëþ÷àòü àêòèâíûå ñîêðàùåíèÿ ìûøö è äâèæåíèÿ â ñìåæíûõ ñóñòàâàõ.
Ìàññàæ ïðè äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìàõ ó áîëüíûõ ñ ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íàçíà÷àþò ñî 2-é íåäåëè. Íà÷èíàþò ñî çäîðîâîé êîíå÷íîñòè, à çàòåì âîçäåéñòâóþò íà ñåãìåíòû ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûå îò èììîáèëèçàöèè, íà÷èíàÿ âîçäåéñòâèå âûøå ìåñòà òðàâìû. Ó áîëüíûõ, íàõîäÿùèõñÿ íà ñêåëåòíîì âûòÿæåíèè, ìàññàæ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè è âíåî÷àãîâûé íà ïîâðåæäåííîé íà÷èíàþò ñî 2-3-ãî äíÿ. Ïðèìåíÿþò âñå ïðèåìû ìàññàæà è îñîáåííî — ñïîñîáñòâóþùèå ðàññëàáëåíèþ ìûøö íà ïîðàæåííîé ñòîðîíå.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ãíîéíûå ïðîöåññû, òðîìáîôëåáèò.
II ïåðèîä (ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé).
II ïåðèîä íà÷èíàåòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè èëè âûòÿæåíèÿ. Ó áîëüíûõ îáðàçîâàëàñü ïðèâû÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñíèæåíà ñèëà ìûøö, îãðàíè÷åíà àìïëèòóäà äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ.
Çàäà÷è âòîðîãî ïåðèîäà:
Óëó÷øèòü êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.
Óñêîðåíèå ñðîêîâ ðåãåíåðàöèè êîñòíîé ìîçîëè.
Ñòèìóëÿöèÿ îáìåííî-òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.
Îáó÷åíèå õîäüáå íà êîñòûëÿõ.
Ïîâûøàòü îïîðîñïîñîáíîñòü òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè.
Óêðåïèòü ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íûé àïïàðàò.
Ïðèìåíåíèå ËÔÊ ñîãëàñíî ïåðèîäîâ
 ýòîì ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà äàëüíåéøóþ íîðìàëèçàöèþ òðîôèêè â îáëàñòè òðàâìû äëÿ îêîí÷àòåëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè, ëèêâèäàöèè àòðîôèè ìûøö è äîñòèæåíèÿ íîðìàëüíîãî îáúåìà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, ëèêâèäàöèè âðåìåííûõ êîìïåíñàöèé, âîññòàíîâëåíèÿ îñàíêè.
Ïðè ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïåðâè÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü åùå íåäîñòàòî÷íî ïðî÷íà.  ýòîì ïåðèîäå óâåëè÷èâàþò äîçèðîâêó îáùåóêðåïëÿþùèõ óïðàæíåíèé, ïðèìåíÿþò ðàçíîîáðàçíûå ÈÏ; ïîäãîòàâëèâàþò ê âñòàâàíèþ (äëÿ íàõîäèâøèõñÿ íà ïîñòåëüíîì ðåæèìå), òðåíèðóþò âåñòèáóëÿðíûé àïïàðàò, îáó÷àþò ïåðåäâèæåíèþ íà: êîñòûëÿõ, òðåíèðóþò ñïîðòèâíóþ ôóíêöèþ çäîðîâîé íîãè (ïðè òðàâìå íîãè), âîññòàíàâëèâàþò íîðìàëüíóþ îñàíêó.
Äëÿ ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè ïðèìåíÿþò àêòèâíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â îáëåã÷åííûõ, ÈÏ, êîòîðûå ÷åðåäóþò ñ óïðàæíåíèÿìè íà ðàññëàáëåíèå äëÿ ìûøö ñ ïîâûøåííûì òîíóñîì. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ñèëû ìûøö èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì, ïðåäìåòàìè, ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè.
Ìàññàæ íàçíà÷àþò ïðè ñëàáîñòè ìûøö, èõ ãèïåðòîíóñå è ïðîâîäÿò ïî îòñàñûâàþùåé ìåòîäèêå, íà÷èíàÿ âûøå ìåñòà òðàâìû. Ïðèåìû ìàññàæà ÷åðåäóþò ñ ýëåìåíòàðíûìè ãèìíàñòè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.
III ïåðèîä (âîññòàíîâèòåëüíûé).
Äëèòåëüíîñòü ÷åòâåðòîé íåäåëè ñîîòâåòñòâóåò òðåòüåé ñòàäèè ïðîöåññà ðåãåíåðàöèè — ôîðìèðîâàíèþ êîñòíîé ìîçîëè.
Çàäà÷è: òðåòüåãî ïåðèîäà: Ïðèâåäåíèå â íîðìó âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà. Ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå âñåõ äâèãàòåëüíûõ.  III ïåðèîäå ËÔÊ íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ïîëíîé àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ, äàëüíåéøåå óêðåïëåíèå ìûøö. Îáùåðàçâèâàþùèå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò ñ áîëüøåé íàãðóçêîé, äîïîëíÿþò èõ õîäüáîé, ïëàâàíèåì, ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè â âîäå, ìåõàíîòåðàïèåé.
Óïðàæíåíèÿ III ïåðèîäà
Îíè íàïðàâëåíû íà âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé àìïëèòóäû äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, óêðåïëåíèå ñèëû ìûøö, óñòðàíåíèå êîíòðàêòóð, ïðåäóïðåæäåíèå óïëîùåíèÿ ñâîäîâ ñòîïû. â âîäå, ìàññàæ, ôèçèîáàëüíåîòåðàïèþ. Óïðàæíåíèÿ íàïðàâëåííûå áûòîâóþ è ïðîôåññèîíàëüíóþ ðåàáèëèòàöèþ.  äàííîì ýòàïå íàçíà÷àþòñÿ òàêèå óïðàæíåíèÿ êàê áåã è õîäüáà ñ ïðåïÿòñòâèÿìè, ñîñêîêè, òàíöåâàëüíûå øàãè. Ïðè ýòîì íóæíî ôèêñèðîâàòü ñóñòàâ ïðè ïîìîùè ýëàñòè÷íîãî áèíòà.
Ðåêîìåíäóþòñÿ óïðàæíåíèÿ òðåáóþùèå ñëîæíûõ è òî÷íûõ íà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé. Ñïîðòèâíûå óïðàæíåíèÿ, òàíöåâàëüíûå ïðèåìû ðàçìèíêè èç áàëåòà. Ëå÷åáíûå ãèìíàñòèêè â áàññåéíå.
4.Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ âñåõ ñóñòàâîâ íèæíåé êîíå÷íîñòè
ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, ñòîïà áîëüíîé íîãè íà íàáèâíîì ìÿ÷å. Ïåðåêàòûâàíèå ìÿ÷à ê òóëîâèùó è â ÈÏ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç). ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå, âçÿâøèñü ðóêàìè çà êðàÿ êðîâàòè. «Âåëîñèïåä». Òåìï ñðåäíèé äîáûñòðîãî (30-40 ðàç).
ÈÏ -ëåæà íà ñïèíå, ðóêè çà ãîëîâîé «Íîæíèöû» ñêðåñòíûå äâèæåíèÿ ïðÿìûìè íîãàìè.
ÈÏ -îïîðà íà ÿãîäèöû, ðóêè ïðÿìûå ïåðåä ñîáîé, íîãè ïîä óãëîì 45 ãðàäóñîâ âûòÿíóòû âïåðåä. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïîé è êèñòÿìè ðóê â ëåâî 8ðàç è â ïðàâî 8 ðàç. Òåìï áûñòðûé.
ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ñïèíêå êðîâàòè ñ îïîðîé ðóêàìè: à) ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã âïåðåä, ñãèáàÿ èõ â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); á) ïîëóïðèñåäàíèå. Òåìï ìåäëåííûé (8-10 ðàç); â. ÈÏ — ñòîÿ, áîëüíàÿ íîãà íà øàã âïåðåä. Ñãèáàíèå áîëüíîé íîãè â êîëåíå è íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä äî ïîëîæåíèÿ «âûïàä». Òåìï ìåäëåííûé (10-25 ðàç). ÈÏ — ñòîÿ ëèöîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ëàçàíèå ïî ñòåíêå íà íîñêàõ ñ äîïîëíèòåëüíûìè ïðóæèíÿùèìè ïðèñåäàíèÿìè íà íîñêå áîëüíîé íîãè. Òåìï ìåäëåííûé (2-3 ðàçà). ÈÏ — âèñ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: à) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå íîã, ñîãíóòûõ â êîëåííûõ ñóñòàâàõ; á) ïîïåðåìåííîå è îäíîâðåìåííîå ïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã. Òåìï ìåäëåííûé (6-8 ðàç). Âñå óïðàæíåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ áåç ÷ðåçìåðíîãî íàïðÿæåíèÿ â ñïîêîéíîì ðàçìåðåííîì ðèòìå. Êàæäîå óïðàæíåíèå ïîâòîðÿåòñÿ 7-8 ðàç. Äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðîèçâîëüíûì.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. / Ïîä ðåä. Á.Â. Ïåòðîâñêîãî — Ì.: «Ñîâ. Ýíöèêëîïåäèÿ», 1980 -ò. 13.
2. Â.À. Åïèôàíîâà «Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Ñïðàâî÷íèê». — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1988.
3. Âûäðèí Â.Ì., Çûêîâ Á.Ê., Ëîòîíåíêî À.Â. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ñòóäåíòîâ âóçîâ. — Ì.: 1996.
4. ĸìèí Ä.Ô. Âðà÷åáíûé êîíòðîëü ïðè çàíÿòèÿõ ÔÊ. — ÑÏá.: 1999.
5. Êîö ß.Ì., Ñïîðòèâíàÿ ôèçèîëîãèÿ. — Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò, 1986.
6. È.Ë. Êðóïêî. Ðóêîâîäñòâî ïî òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè — Ëåíèíãðàä: «Ìåäèöèíà», 1976.
7. Ã.Ñ. Þìàøåâ. Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ. — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1977.
8. À.Í. Áàêóëåâ, Ô.Ô. Ïåòðîâ «Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ». — ÑÏá.: 1998.
9. Ïåòðîâñêèé Á.Â. «Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ». — Òàøêåíò, 1993.
10. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ. / Ïîä ðåä. Â.È. Áåëîâà. — Ì.: 1993.
11. Í.Ì. Àìîñîâ, ß.À. Áåíäåò. Çäîðîâüå ÷åëîâåêà — Ì.: 1984.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник