Куприн на переломе анализ

Куприн на переломе анализ thumbnail

Александр Куприн «На переломе» (1900)

Куприн На переломе

Александр Куприн готовился к «Поединку». Для шага в сторону откровенного разговора с читателем осталось малое — дождаться первой войны России, на которой, отвыкшая от сражений страна, продемонстрирует неумелое управление человеческими ресурсами. Почему именно так получится? Виной тому сами люди, населявшие страну, плохо представлявшие, зачем они делают то, что делают. Армия начинала разваливаться с основ, то есть с ученических скамей. Куприн знает о чём говорит: он сам был кадетом, пропустив через себя всю важность образовательной системы, не воспитывавшей защитников отечества, а отравлявшей существование вступающим в жизнь. Пока ещё не случилось 1905 года, но обида за годы доставшихся унижений побудила Куприна написать повесть «На переломе», словно Александр знал, какой перелом свершился для него и каким переломом это вскоре грозит самой России.

С чего начинается жизнь для главного героя произведения? Он поступает в учебное учреждение и сразу сталкивается с грубостью: ему отрывают пуговицу. И кто отрывает? Не сверстник и не преподаватель, а переросток, которому по возрасту пора к выпуску готовиться, вместо чего он продолжает оставаться в одном и том же классе. Не раз главного героя в дальнейшем обидят, тем подготавливая к несправедливостям взрослой жизни. С подобным в человеческом обществе всегда проблема. То не стоит чрезмерного к нему внимания. Важно другое. Как относятся к ученикам преподаватели и руководство учебного учреждения.

Действительно. Как? Куприн показывает. Оказывается, будущие защитники страны сызмальства готовятся к невзгодам. Одно дело, когда бьют свои. Другое, когда своим ты совершенно безразличен. Настолько безразличен, что стоит сказать спасибо, если помнят о необходимости преподавать. Всем остальным главный герой вместе со сверстниками обделён: им форму выдали от учеников прежних курсов, без различия размера и удобности, да с прилагающимися к ней вшами. Кого Россия хотела получить из таких людей, чьё достоинство её не интересовало?

В остальном повесть «На переломе» показала будни учеников. Набивший руку на «Киевских типах», Куприн реализовал подобное и в стенах учебного учреждения. Перед читателем открылись существовавшие тогда типы курсантов. Стоит предполагать, что с тех пор ничего не изменилось: остались зазывалы, отчаянные, благородные, силачи, фискалы и прочие, пусть и под другими прозваниями. С этим ничего не поделаешь — люди разные, вместе с тем и схожие по ряду отличий. Их особенности не сказывались на общей ситуации.

Одного Россия не могла забыть — требовать от людей того, чего сама не хотела давать. В стране каждый уважал только себя и тех, кто выше его по чину, всех прочих предпочитая унижать. Если требовалось наказать за дерзость, наказание следовало незамедлительно. Это ломало людей: наносило памятные шрамы, напоминавшие об искалеченной душе. Тем повествование и закончится: Куприн покажет, насколько ожидания способны рассыпаться в прах из-за неспособности людей понять твои чувства.

Повесть «На переломе» принято считать автобиографическим произведением. Много позже её продолжит роман «Юнкера», написанный в более светлых оттенках. Куприн осознает, что хорошо требовать, когда есть от кого требовать, но остаётся сожалеть, ежели некогда чёрное, будь оно хоть худшим из возможного, окрасится в совершенно непроницаемый чёрный цвет, показав, как худшее из возможного являлось не настолько уж плохим. Только тогда окажется, каким прекрасным было твоё прошлое, каким несправедливым ты был к обстоятельствам.

Куприн всё равно оказался прав. Он дал представление о том, почему Россию начинало лихорадить. Читатель сам понял, почему от этой лихорадки царской России предстояло умереть.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: куприн на переломе критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Aleksandr Kuprin, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна

Источник

человек малодушен, то он легко может предать, опасаясь за свою жизнь, совершить подлый поступок.

В этом и кроется опасность малодушия.

II.

«Дорожка к пониманию фрагмента текста «На переломе. (Кадеты)»

➢ Внимательно прочитайте текст А.И.Куприна

(1)— Эй, как тебя!.. (2)Новичок… как твоя фамилия?

(3) Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4) Перед ним, заложив руки в карманы панталон,

стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.

(5) Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на

Читайте также:  Перелом носа нос ровный

курточке Буланина.

(6) — Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, — сказал он, трогая одну из них пальцем.

(7) — О, это такие пуговицы… — суетливо обрадовался Буланин. — (8)Их ни за что

оторвать нельзя. (9)Вот попробуй-ка!

(10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу и начал вертеть

ее. (11)Но пуговица не поддавалась. (12)Воспитанник оставил пуговицу, поглядел на свои

пальцы, где от нажима острых краев остались синие рубцы.

(13)Скоро вокруг Буланина, в углу между печкой и дверью, образовалась довольно густая

толпа. (14)Тотчас же установилась очередь. (15)«Чур, я за Базуткой!» — крикнул чей-то голос,

и тотчас же остальные загалдели: «А я за Миллером! (16)А я за Утконосом! (17)А я за тобой!»

— и покамест один вертел пуговицу, другие уже протягивали руки и даже пощелкивали от

нетерпения пальцами.

(18) Но пуговица держалась по-прежнему крепко.

(19) — Позовите Грузова! — сказал кто-то из толпы.

(20) Тотчас же другие закричали: «Грузов! (21)Грузов!» (22)Пришел Грузов, малый лет

пятнадцати, с желтым, испитым, арестантским лицом, сидевший в первых двух классах уже

четыре года, — один из первых силачей возраста. (23)Ему объяснили, зачем его звали. (24)Он

самоуверенно взялся за пуговицу и стал ее с ожесточением крутить. (25)Однако, несмотря на

то, что он прилагал все большие и большие усилия, пуговица продолжала упорно держаться на

своем месте. (26)Тогда, из боязни уронить свой авторитет перед «малышами», весь красный от

натуги, он уперся одной рукой в грудь Буланина, а другой изо всех сил рванул пуговицу к себе.

(27)Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на

пол. (28)На этот раз никто не рассмеялся. (29)Может быть, у каждого мелькнула в это

мгновение мысль, что и он когда-то был новичком, в такой же курточке, сшитой дома

любимыми руками.

(30)Буланин поднялся на ноги. (31)Как он ни старался удержаться, слезы все-таки же

покатились из его глаз, и он, закрыв лицо руками, прижался к печке.

(32)

— Эх ты, рева-корова! — произнес Грузов презрительно, стукнул новичка ладонью по

затылку, бросил ему пуговицу в лицо и ушел своей разгильдяйской походкой.

(33)

Ночью, когда шум совершенно прекратился, когда отовсюду послышалось глубокое

дыхание спящих, прерываемое изредка сонным бредом, Буланину сделалось невыразимо

тяжело. (34)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнила

сердце Буланина. (35)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел,

несмотря на темноту. (36)«Бедная мама! (37) Как старательно пришивала она эти пуговицы,

откусывая концы нитки зубами. (38)С какою гордостью во время примерки любовалась она

этой курточкой, обдергивая ее со всех сторон…» (39)Буланин почувствовал, что он совершил

сегодня утром против нее нехороший, низкий и трусливый поступок, когда предлагал

старичкам оторвать пуговицу.

(40)Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями… (41)Но и

во сне Буланин долго еще вздыхал прерывисто и глубоко, как вздыхают после слез очень

3

Источник

  • Краткие содержания
  • Куприн
  • На переломе (кадеты)

Прекрасно написанная повесть Куприна «На переломе (Кадеты)» оставляет более чем тяжёлое впечатление, рассказанное в безрадостном и печальном событии.

Мальчик по имени Миша Буланин, воспитанный в хорошей семье, добрый, воспитанный и очень ранимый, привыкший верить людям, попадает в кадетский корпус на учёбу. Где присутствуют суровые законы и дикие порядки. В этот момент и произошел тяжелый перелом в жизни Миши.

Из-за жесткого взаимоотношения с кадетами, мальчик превращается в отчаянного и безжалостного подростка.  Младших воспитанников обижали старшие, учителя были со странностями, им было все равно чем заняты кадеты. Странно то, что после такого, они каким-то образом становились отличными офицерами армии. За провинности кадеты назывались: лишались отпуска, питания, сажались в карцер, а иногда их даже секли.

Миша Буланин часто ходил с синяками, так как его частенько поколачивали, часто оставался без еды, забросил учёбу. Ему всё это приходилось терпеть. Но всё это прекратилось, как только он огрубел и стал равноправным членом такого буйного общества.

Рассказ нас учит тому, что общество способно изменить людей, а иногда даже и сломать. В каждой ситуации нужно оставаться верным себе и не позволять себя унижать.

Читайте также:  Время реабилитации после перелома лучевой кости

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

  • Allez!
  • Анафема
  • Барбос и Жулька
  • Белый пудель
  • В недрах земли
  • В цирке
  • Впотьмах
  • Гамбринус
  • Гранатовый браслет
  • Завирайка
  • Звезда Соломона
  • Золотой петух
  • Изумруд
  • Колесо времени
  • Куст сирени
  • Листригоны
  • Мой полёт
  • Молох
  • На переломе (кадеты)
  • Олеся
  • Песочные часы
  • Пиратка
  • Поединок
  • Сапсан
  • Святая ложь
  • Синяя звезда
  • Скворцы
  • Слон
  • Собачье счастье
  • Суламифь
  • Тапёр
  • Храбрые беглецы
  • Четверо нищих
  • Чудесный доктор
  • Штабс-капитан Рыбников
  • Ю-ю
  • Юнкера
  • Яма

На переломе (кадеты). Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Аврелий Августин Исповедь

    В произведение с общим названием «Исповедь» входит 13 автобиографических трудов Августина Блаженного. Созданная в IV в. н. э., книга рассказывает о становлении его как писателя, об обращении в христианскую веру

  • Краткое содержание Усвятские шлемоносцы Носова

    В повести описываются предвоенные дни в 1941 году в селе Усвяты. В книге рассказывается о деревенском быте. Автор описывает жизнь и труд сельских мужиков на поле. Основным персонажем книги является мужчина по имени Касьян

  • Искандер

    Знаменитый классик Фазиль Абдулович вошел в сокровищницу русской литературы XX века благодаря таким работам, как «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура». В ранней молодости он приобретал множество книг на рынке

  • Краткое содержание Короленко Дети подземелья

    Герой повести – Вася. Он рассказывает об одном из эпизодов своего детства. Мальчик живет со своим отцом-судьей в польском захудалом городке Княжье-Вено.

  • Краткое содержание Стругацкие Малыш

    В повести рассказывается о группе ученых, которые хотели установить контакт с инопланетными существами. Рассказчиком книги является один из участников экспедиции «Ковчег» Стась Попов. Экспедицией руководил капитан Яков Вандерхузе.

Источник

На протяжении почти полувека, предшествовавшего второй мировой войне, в России и за её пределами постоянно раздавался писательский голос Александра Куприна, не такой громкий, как голос Максима Горького и Леонида Андреева, но столь же искренний и правдивый. Убеждённый гуманист и демократ, прочными духовными нитями связанный со своим народом и своей эпохой, талантливый писатель-реалист, общепризнанный мастер художественного слова, увлекательный рассказчик и проникновенный лирик в прозе, Куприн был чутко отзывчив на все значительные события современной ему действительности, на запросы, настроения и чаяния обездоленных народных масс, отражал их недовольство и возмущение социальным неравенством, малейшее проявление в народе гнева, протеста и борьбы за лучшую жизнь, гражданские свободы и разумное общественное устройство.

Как большинство писателей, Куприн начинал со стихов.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Он писал их с тридцатилетнего возраста, но со временем охладел к ним и перешёл на прозу, хотя изредка писал стихи и в последующие годы. Своё истинное писательское призвание Куприн нашёл в повествовательных жанрах рассказа, очерка и повести.

Первый его рассказ «Последний дебют» появился в печати свыше ста лет тому назад — в декабре 1889 года. В художественном отношении он, конечно, был слаб. Последовавшие за ним произведения Куприна, например, повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью», «Психея», «Безумие», написанные в начале 90-х

Годов, тоже страдали несовершенством формы. Молодой писатель — что вполне естественно — не достигал выразительности образов, психологической глубины и правды характеров, реалистической жизненности картин действительности. Сюжетные положения в названных рассказах нередко были мелодраматичными, персонажи подчас выглядели психически неуравновешенными и склонными к экстравагантным поступкам, а изъяснялись они порою выспренним языком, да и авторский слог был несвободен от условной словесной «красивости». Впрочем, даже и в ранних прозаических опытах Куприна видно умение строить живой диалог, создавать реалистический портрет и красочную пейзажную зарисовку.

По природе своего писательского таланта Куприн был реалистом, и как художник он чувствовал себя уверенно тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности, изображая лишь то, что сам знал великолепно. Вот почему он всю свою жизнь – с отрочества и до глубокой старости — отличался неуёмной жаждой самому всё изведать, испытать всё, что доступно человеку, узнать как можно больше и до всего прикоснуться лично, непосредственно.

Пережитое и увиденное становилось содержанием его творчества, было исходным материалом для создания подавляющего большинства произведений. Уже среди ранних опытов Куприна есть немало произведений, покоряющих своей художественной достоверностью. Реалистически вполне зрелым является «Дознание» (1894) — рассказ из хорошо знакомого писателю военного быта. Куприн предстаёт здесь бытописателем казарменнной солдатской жизни, обличителем царской военщины, палочной дисциплины в армии, продолжателем традиций военно-художественной прозы Л. Толстого и В. Гаршина. В сущности, именно Куприн один из первых громко заговорил о бесправном положении русского солдата, безжалостно и жестоко истязуемого за самую ничтожную провинность. Описанная в «Дознаниии» экзекуция над рядовым Байгузиным, которого прогоняют сквозь палочный строй, предвосхищает аналогичную сцену истязаний в более позднем толстовском «После бала». Воплощением положительного идеала писателя выступает подпоручик Козловскй — совестливый интеллигент, правдоискатель, гуманный защитник солдат.

Читайте также:  Перелом ключицы осколочный со смещением правой

Чётко намеченные в «Дознании» темы и образы найдут свою дальнейшую художественную разработку в целой серии купринских военных произведений 90-х годов – в рассказах «Куст сирени», «Брегет», «Ночная смена», в повестях «Прапорщик армейский» и «На переломе» (или «Кадеты»). Сюда же непосредственно примыкает и рассказ «Поход» (1901). Казарменный армейский быт всюду изображён Куприным с позиции последовательного гуманистического и демократического мировоззрения, столь характерного для этого писателя. Военные рассказы были своеобразным прологом к знаменитой повести «Поединок».

Литературное творчество Куприна, неизменно питавшееся соками жизни, примечательно широтою охвата и глубиной эстетического исследования самых различных сторон современной писателю действительности.

В середине 90-х Куприн выступил смелым обличителем буржуазного, капиталистического общества, изнанка которого с большой художественной правдой показана в социально-психологической повести «Молох» (1896) — выдающимся произведении русского классического реализма. Писатель создал в повести сатирический образ промышленника и финансового дельца Квашнина, воспринимаемого как олицетворение алчности и жестокости капитализма – мира эксплуатации, хищничества и насилия, лицемерия и лжи, того мира, где всё продаётся и покупается и где совершается неумолимый процесс оподления человека (образы Зиненко, Свежевского). Критический пафос купринского «Молоха» направлен не только против социальных зол, порождаемых господством буржуазии, но и против буржуазного цинизма в области морали, в сфере семейно-бытовых отношений, основанных на корыстных денежных расчётах.

Осуждение и отрицание основ буржуазного общества связано в повести с образом чуткого и гуманистически настроенного инженера Боброва, психологически родственного Козловскому («Дознание») и Яхонтову («Поход»). Огромная заслуга автора «Молоха» в том, что, раскрыв классовый антагонизм общества, обнажив коренные противоречия буржуазной эпохи, он впервые в нашей литературе — притом даже ранее М. Горького – показал массовое выступление русского рабочего класса, взрыв его негодования, начальные, пусть ещё неудачные, усилия пролетариата подняться на борьбу за избавления от нищеты и эксплуатации. В «Молохе» Куприн достиг глубокого художественного раскрытия действительности — социального, бытового и психологического.

Враг общества, в котором человек порабощён человеком, Куприн внушал своими произведениями любовь к жертвам социального зла. Он охотно обращался к художественной разработке горьковской темы «дна», к показу экзотического мира люмпен-пролетариев — босяков, нищих, бездомных бродяг, воров («Пиратка», «С улицы», «Конокрады», «белый пудель» и др.). острым и устойчивым был интерес писателя к быту, жизни и нравам актёрской среды: работников цирка, художников, журналистов, литераторов. Тут целый ряд реалистических рассказов о горестной судьбе большой социальной прослойки людей искусства в буржуазном обществе: «Лидочка», «Лолли», «Пережитая слава», «Allez!», «По заказу», «В цирке», «На покое», «Локон», «как я был актёром», «Кляча»; сюда же примыкает и пьеса «Клоун».

Глубоким по своей жизненной и психологической правде произведением Куприна явилась, например, новелла «Allez!» (1897), проникнутая гуманистическим пафосом. Эту новеллу Толстой относил к числу лучших купринских созданий, называл её «прелестным рассказом», восхищался мастерским разоблачением в ней лжи и умением писателя срывать «фальшивую позолоту» с буржуазной цивилизации и морали, отмечал предельный лаконизм рассказа, его правдивость и точность художественных деталей. Под внешней сдержанностью авторского повествования скрыто глубоко человечное сострадание писателя к обездоленному человеку, брошенному в мир нищеты и обречённому на мучительную борьбу за кусок хлеба, за право на жизнь. Сиротская доля пятилетней девочки, превращённой в цирковую наездницу; полная ежеминутного риска работа искусной акробатки под куполом цирка, где человек всегда.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71774

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Источник