Коренной перелом великой отечественной войны план
Источник
Развёрнутый план по теме: «Коренной перелом»
Вступление:
Понятие «коренной перелом» характеризует переход стратегической инициативы в ВОВ на сторону СССР. Данный период в истории длится с ноября 1942 года по декабрь 1943 года.
17 июля 1942 года — 2 февраля 1943 года — Сталинградская битва. Сначала оборона, а потом контрнаступление советских войск (осуществление плана «Уран» — фактическое начало «коренного перелома») Для обороны были 62 армия, которую возглавил Чуйков, а 64 армию возглавил Шумилов. В контрнаступлении (план «Уран») участвовали: Юго-Западный фронт — командующий Ватутин Донской фронт — под командованием Рокоссовского Сталинградский фронт — командующий Ерёменко.
Итог: Капитуляция 6-ой немецкой армии, под командованием Фон Паулюса
Окончательный перевод советской экономики на военные рельсы
Уже к лету 1942 года СССР производил больше оружия чем Германия
5 июля 1943 года — 23 августа 1943 года — Курская битва (немецкая операция «Цитадель» ).
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Курская дуга. 12 июля 1943 года — Крупнейшее в истории танковое сражение под Прохоровкой. 5 августа 1943 года — освобождены Орёл и Белгород (первый в Москве салют) 23 августа 1943 года — Освобождение Харькова.
25 августа — 13 декабря 1943 года — Битва за Днепр. Фронты: Центральный фронт — Рокоссовский Воронежский фронт — Ватутин Степной фронт — Конев 6 ноября 1943 года — Освобождение Киева.
28 ноября — 1 декабря 1943 года — Тегеранская конференция Антигитлеровской коалиции (Большой тройки). Решения вопроса об открытии второго фронта в Нормандии.
Заключение:
«Коренной перелом» является период радикального изменения сил в ходе Великой Отечественной войны, переходом СССР от оборонительных действий к наступательным операциям.
Развёрнутый план по теме: Завершающий этап Великой Отечественной войны
Вступление:
Данный период времени с января 1944 года по май 1945 года принято называть «Заключительным этапом Великой Отечественной войны». В этот период происходят важнейшие , заключительные сражения повлиявшие на всю дальнейшую историю.
24 январь 1944 года – 16 февраль 1944 года — Корсунь-Шевченковская операция по освобождению Правобережной Украины. Фронты: 1-ый Украинский фронт — Ватутин 2-ой Украинский фронт — Конев
27 января 1944 года — Окончательное снятие блокады Ленинграда.
8 апрель 1944 года — 12 мая 1944 года — Крымская операция.
9 мая 1944 года — Освобождение Севастополя.
6 июня — 25 августа 1944 года — Операция «Оверлорд». Открытие второго фронта союзников в Нормандии.
22 июня 1944 года – 19 августа 1944 года — Операция «Багратион». Операция по освобождению Белоруссии. Фронты: 1-ый Прибалтийский фронт — Баграмян (прорвал немецкую оборону) 1-ый Белорусский фронт — Рокоссовский (разгромил 9-ую германскую армию) 3-ий Белорусский фронт — Черняховский 3 июля 1944 года — Освобождение Минска
20 августа 1944 года — 29 августа 1944 года — Ясско-Кишинёвская операция. 2-й Украинский фронт — командующий Малиновский 3-й Украинский фронт — командующий Толбухин В ходе операции была освобождена Румыния.
9 сентября 1944 года — Освобождение Софии.
14 сентября 1944 года – 24 ноября 1944 года — Прибалтийская операция. Освобождение Прибалтики: Эстонии (сентябрь 1944), Литвы (сентябрь — ноябрь), Латвии (сентябрь — ноябрь).
19 сентября 1944 года — Выход Финляндии из Войны. Заключение между ней и СССР «Московского перемирия», условием которого является тот факт, что все завоёванные СССР территории Финляндии остаются за СССР.
12 января — 3 февраля 1945 года — Висло-Одерская операция. Освобождение Польши. Фронты: 1-ый Украинский фронт — Конев 1-ый Белорусский фронт — Жуков 17 января 1945 года — Освобождение Варшавы
4 февраля — 11 февраля 1945 года — Ялтинская Конференция. Главная тема освещённая на конференции: послевоенное устройство Германии, а также её безоговорочная капитуляция.
16 апреля 1945 года — 25 апреля 1945 года — Зееловские высоты. Операция по вторжению в Германию. Фронты: 1-ый Белорусский фронт — Жуков 1-ый Украинский фронт — Конев 30 апреля 1945 года — Советская армия зашла в Берлин. Над Рейхстагом взвилось Красное Знамя Победы.
25 апреля 1945 года — Встреча войск СССР, США и Англии близ реки Эльба.
8 — 9 мая 1945 года — Безоговорочная капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны.
Заключение:
Данный период истории идёт сразу после «коренного перелома», который если можно так сказать, уже предвещал победу СССР и его союзников в Великой отечественной войне. Этот этап войны является важнейшим, заключительным, так как именно в этот период СССР начинает одерживать грандиозные победы над противником, а в конце и вовсе его «уничтожает».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id77238
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник
Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
- СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
- БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
- Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
- Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
- Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
— обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Силы и средства | Советский Союз | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
- Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
- Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему он стал возможен?
- Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
- Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
- В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
- Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Источник
Урок истории по теме
«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Зятикова С.А , МБОУ СОШ № 74
Цели:
- формирование знаний о военных действиях в 1942-1943г.г.;
- развитие мыслительной деятельности учащихся, работы с текстом;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание чувства гордости за народ, победивший фашизм.
Оборудование:
- учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России”, 9 класс;
- копии текста о Курской битве;
- карта “Великая Отечественная война”;
- карта “Курская битва”
- медиапроектор;
- презентация.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы: кластер, инсерт, синквейн, древо предсказаний.
Ход урока
Вызов – осмысление – рефлексия.
1. Учитель формулирует цели урока. Обращается к эпиграфу “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (У.Черчилль). (слайд 2, см. Приложение)
К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР ( идет работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.
– Как вы думаете, почему? (работа с термином “коренной перелом”: советские войска перехватили инициативу, Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению).(слайд 3)
2. Сейчас мы с вами познакомимся с ходом военных действия под Сталинградом. Выступает ученик с опережающим заданием. По ходу рассказа учащиеся в тетради составляют хронологию событий, выделяют героев Сталинградской битвы. (слайд 4, 5)
Беседа с учащимися: – Какие этапы Сталинградской битвы можно выделить?
- 17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда
- 19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление (слайд 6)
Задание учащимся: составить кластер “Значение Сталинградской битвы”.
Проверка задания. (слайд 7)
.
Работа по карте: показать пути отступления немецких войск после Сталинградской битвы.
– Почему Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне? (В ответах учащиеся используют знание термина “коренной перелом”).
3. Учитель продолжает рассказ о событиях лета 1943г. Организована работа с картой “Курская битва”. Операция “Цитадель”. (слайд 8, 9)
Работа с текстом Приложение 1. Отметить знаком:
+ – интересно
— – неважно, неинтересно
! – новое для меня.
Беседа с учащимися:
— Какие факты в тексте у вас вызвали интерес? Почему?
— Что нового вы узнали?
Коллективная работа по составлению кластера “Причины победы в Сталинградской и Курской битве”. (можно пользоваться учебником с. 230).
При проверке ответы проецируются на экран (слайд 10)
– Какую роль в победе сыграл приказ 227 “Ни шагу назад!” Приложение 2
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии.(слайд 11)
Задание: в форме синквейна выразить основную тему урока.(слайд 12)
Выступления учащихся. (составлены примерные синквейны)
Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.
Используется прием “древо предсказаний”: предположите, как развивались бы события, если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным? (гипотезы учащихся).
Домашнее задание
$ 34.Подготовить выступления о героях Сталинградского и Курского сражений
Источник