Коренной перелом великой отечественной войны план

Коренной перелом великой отечественной войны план thumbnail

Источник

Развёрнутый план по теме: «Коренной перелом»

Вступление:

Понятие «коренной перелом» характеризует переход стратегической инициативы в ВОВ на сторону СССР. Данный период в истории длится с ноября 1942 года по декабрь 1943 года.

17 июля 1942 года — 2 февраля 1943 года — Сталинградская битва. Сначала оборона, а потом контрнаступление советских войск (осуществление плана «Уран» — фактическое начало «коренного перелома») Для обороны были 62 армия, которую возглавил Чуйков, а 64 армию возглавил Шумилов. В контрнаступлении (план «Уран») участвовали: Юго-Западный фронт — командующий Ватутин Донской фронт — под командованием Рокоссовского Сталинградский фронт — командующий Ерёменко.

Итог: Капитуляция 6-ой немецкой армии, под командованием Фон Паулюса

Окончательный перевод советской экономики на военные рельсы

Уже к лету 1942 года СССР производил больше оружия чем Германия

5 июля 1943 года — 23 августа 1943 года — Курская битва (немецкая операция «Цитадель» ).

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Курская дуга. 12 июля 1943 года — Крупнейшее в истории танковое сражение под Прохоровкой. 5 августа 1943 года — освобождены Орёл и Белгород (первый в Москве салют) 23 августа 1943 года — Освобождение Харькова.

25 августа — 13 декабря 1943 года — Битва за Днепр. Фронты: Центральный фронт — Рокоссовский Воронежский фронт — Ватутин Степной фронт — Конев 6 ноября 1943 года — Освобождение Киева.

28 ноября — 1 декабря 1943 года — Тегеранская конференция Антигитлеровской коалиции (Большой тройки). Решения вопроса об открытии второго фронта в Нормандии.

Заключение:

«Коренной перелом» является период радикального изменения сил в ходе Великой Отечественной войны, переходом СССР от оборонительных действий к наступательным операциям.

Развёрнутый план по теме: Завершающий этап Великой Отечественной войны

Вступление:

Данный период времени с января 1944 года по май 1945 года принято называть «Заключительным этапом Великой Отечественной войны». В этот период происходят важнейшие , заключительные сражения повлиявшие на всю дальнейшую историю.

24 январь 1944 года – 16 февраль 1944 года — Корсунь-Шевченковская операция по освобождению Правобережной Украины. Фронты: 1-ый Украинский фронт — Ватутин 2-ой Украинский фронт — Конев

27 января 1944 года — Окончательное снятие блокады Ленинграда.

8 апрель 1944 года — 12 мая 1944 года — Крымская операция.

9 мая 1944 года — Освобождение Севастополя.

6 июня — 25 августа 1944 года — Операция «Оверлорд». Открытие второго фронта союзников в Нормандии.

22 июня 1944 года – 19 августа 1944 года — Операция «Багратион». Операция по освобождению Белоруссии. Фронты: 1-ый Прибалтийский фронт — Баграмян (прорвал немецкую оборону) 1-ый Белорусский фронт — Рокоссовский (разгромил 9-ую германскую армию) 3-ий Белорусский фронт — Черняховский 3 июля 1944 года — Освобождение Минска

20 августа 1944 года — 29 августа 1944 года — Ясско-Кишинёвская операция. 2-й Украинский фронт — командующий Малиновский 3-й Украинский фронт — командующий Толбухин В ходе операции была освобождена Румыния.

9 сентября 1944 года — Освобождение Софии.

14 сентября 1944 года – 24 ноября 1944 года — Прибалтийская операция. Освобождение Прибалтики: Эстонии (сентябрь 1944), Литвы (сентябрь — ноябрь), Латвии (сентябрь — ноябрь).

19 сентября 1944 года — Выход Финляндии из Войны. Заключение между ней и СССР «Московского перемирия», условием которого является тот факт, что все завоёванные СССР территории Финляндии остаются за СССР.

12 января — 3 февраля 1945 года — Висло-Одерская операция. Освобождение Польши. Фронты: 1-ый Украинский фронт — Конев 1-ый Белорусский фронт — Жуков 17 января 1945 года — Освобождение Варшавы

4 февраля — 11 февраля 1945 года — Ялтинская Конференция. Главная тема освещённая на конференции: послевоенное устройство Германии, а также её безоговорочная капитуляция.

16 апреля 1945 года — 25 апреля 1945 года — Зееловские высоты. Операция по вторжению в Германию. Фронты: 1-ый Белорусский фронт — Жуков 1-ый Украинский фронт — Конев 30 апреля 1945 года — Советская армия зашла в Берлин. Над Рейхстагом взвилось Красное Знамя Победы.

25 апреля 1945 года — Встреча войск СССР, США и Англии близ реки Эльба.

8 — 9 мая 1945 года — Безоговорочная капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны.

Заключение:

Данный период истории идёт сразу после «коренного перелома», который если можно так сказать, уже предвещал победу СССР и его союзников в Великой отечественной войне. Этот этап войны является важнейшим, заключительным, так как именно в этот период СССР начинает одерживать грандиозные победы над противником, а в конце и вовсе его «уничтожает».

Читайте также:  Температура при открытом переломе

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id77238

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           — командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             — обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Читайте также:  Перелом внутренней лодыжки закрытый

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

— направление планируемых ударов немецких войск;

— направление контрударов советских войск;

— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

 Урок истории по теме

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Зятикова С.А , МБОУ СОШ № 74

Цели:

  • формирование знаний о военных действиях в 1942-1943г.г.;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся, работы с текстом;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание чувства гордости за народ, победивший фашизм.

Оборудование:

  • учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России”, 9 класс;
  • копии текста о Курской битве;
  • карта “Великая Отечественная война”;
  • карта “Курская битва”
  • медиапроектор;
  • презентация.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: кластер, инсерт, синквейн, древо предсказаний.

Ход урока

Вызов – осмысление – рефлексия.

1. Учитель формулирует цели урока. Обращается к эпиграфу “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (У.Черчилль). (слайд 2, см. Приложение)

К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР ( идет работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.

– Как вы думаете, почему? (работа с термином “коренной перелом”: советские войска перехватили инициативу, Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению).(слайд 3)

2. Сейчас мы с вами познакомимся с ходом военных действия под Сталинградом. Выступает ученик с опережающим заданием. По ходу рассказа учащиеся в тетради составляют хронологию событий, выделяют героев Сталинградской битвы. (слайд 4, 5)

Беседа с учащимися: – Какие этапы Сталинградской битвы можно выделить?

  1. 17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда
  2. 19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление (слайд 6)

Задание учащимся: составить кластер “Значение Сталинградской битвы”.

Проверка задания. (слайд 7)

.

Работа по карте: показать пути отступления немецких войск после Сталинградской битвы.

– Почему Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне? (В ответах учащиеся используют знание термина “коренной перелом”).

3. Учитель продолжает рассказ о событиях лета 1943г. Организована работа с картой “Курская битва”. Операция “Цитадель”. (слайд 8, 9)

Работа с текстом  Приложение 1. Отметить знаком:

+ – интересно
— – неважно, неинтересно 
! – новое для меня.

Беседа с учащимися:

— Какие факты в тексте у вас вызвали интерес? Почему?
— Что нового вы узнали?

Коллективная работа по составлению кластера “Причины победы в Сталинградской и Курской битве”. (можно пользоваться учебником с. 230).

При проверке ответы проецируются на экран (слайд 10)

– Какую роль в победе сыграл приказ 227 “Ни шагу назад!” Приложение 2

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии.(слайд 11)

Задание: в форме синквейна выразить основную тему урока.(слайд 12)

Выступления учащихся. (составлены примерные синквейны)

Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.

Используется прием “древо предсказаний”: предположите, как развивались бы события, если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным? (гипотезы учащихся).

Домашнее задание

$ 34.Подготовить выступления о героях Сталинградского и Курского сражений

Источник