Коренной перелом в войне урок 11 класс

Коренной перелом в войне урок 11 класс thumbnail

Щербакова Татьяна, 672 гр.

Урок по теме: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 – зима 1943г.»

Цели урока:

1) Образовательные:

  1. Добиться усвоения причин разгрома немецко — фашистских захватчиков под Сталинградом и подвести к пониманию дальнейших военных действий;

  2. Обеспечить усвоения учащимися основных событий на завершающем этапе коренного перелома (Орловско – Курская дуга, битва под Прохоровкой);

  3. Раскрыть значение решений принятых на Тегеранской конференции и подвести учащихся к пониманию военно-стратегической ситуации того времени;

  4. Раскрыть значение партизанского движения для понимания учащимися патриотического духа населения в годы ВОВ.

2) Воспитательные:

  1. Продолжить формирование у учащихся чувство гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах ВОВ;

  2. Обеспечить усвоение мировоззренческих идей военного времени;

  3. Прививать у учащихся интерес к изучению истории Отечества XX века;

  4. Прививать уважение друг к другу в слушании на уроках во время устных ответов.

3) Развивающие:

  1. Содействовать формированию приемов работы с учебником и кинофрагментами;

  2. Способствовать формированию умений логически излагать собственное мнение, аргументировать свои мысли о происходящих событиях в годы войны;

  3. Развивать память и внимание.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  1. Н. В. Загладин, История Отечества XX- начало XXI века. Учебник для 11 класса/ Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. — М.: Русское слово, 2006.- 479 С.

  2. Карта « Великая Отечественная война 1941 – 1941-1945 г.»

  3. Документальный фильм « Курская битва», 2010г.

  4. Компьютер с проектором.

Приемы работы

Организация деятельности

Примечания

I.

мотивация

II.

Целевая установка

Вводная беседа

Вывод

Характеристика

Организация работы с таблицей

Л/з

Вывод

Объяснение

Закрепительная беседа

Изобразительная наглядность

Эвристическая беседа

Вывод

Организация самостоятельной работы с текстом учебника

Вывод

Краткое повествование

Вывод по теме

III.

Закрепляющая беседа

IV.

Организационный момент

Сегодня мы продолжим изучать ВОВ. Эпиграфом к нашему уроку служит слова русского философа Ильина: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь» Это не случайно. Ибо тогда в далекие 40-е годы Гитлер хотел их исторической пылью, стереть с лица земли такую страну, как Советский Союз. Но этого не хотел народ. Советский народ ценой своей собственной жизни защищал каждый клочок советской земли. И сегодня, как никогда, это важно. Ведь вы – граждане России и вам ее защищать и развивать.

Изучение нового материала

План

  1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;

  2. Орловско-курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;

  3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.

  4. Партизанское движение;

Тема урока «Коренной перелом в ходе ВОВ. Ноябрь 1942 – зима 1943г.»

Сегодня мы изучим второй этап войны, называемый коренным переломом. Сегодня мы часто слышим мнения о том, что пора прекратить постоянно напоминать о той войне, что уже уже и ветеранов почти не осталось, что есть дела поважнее. Можно ли забыть войну? Надо ли забывать свою истории? Ведь история страны- эта история людей ее населяющих. Действительно ли это так? На эти вопросы мы и будем с вами отвечать на уроке.

Ребят, а кто сможет охарактеризовать обстановку на советско-германском фронте, сложившуюся к осени 1942 г.?

Назовите основные события коренного перелома в ходе ВОВ.

Летом 1942 г. германские войска прорвали фронт севернее Курска и вышли к Воронежу. Попытки Красной Армии ликвидировать блокаду Ленинграда также обернулись неудачей. Вермахт приступил к выполнению плана по захвату Кавказа.

К концу лета немцы подошли к Сталинграду, упорная оборона Сталинграда вынудила их направить к линии фронта все резервы

В ноябре 1942г. советские войска начали операцию «Уран» по уничтожению группировок немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении.

Откройте учебник на странице 239. Все открыли? Находим таблицу «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942»

Сравните соотношение сил СССР и германии перед Сталинградской битвой.

Мы видим явное преимущество Красной Армии.

Юго-Запдный (командующий Н.Ф.Ватутин) и Донской (командующий К.К. Рокоссовский) фронты нанесли удар на левом фланге 6-й германской армии, а Сталинградский фронт (командующий А. И. Еременко) – на ее правом фланге. На западе советские войска окружили германскую группировку численность около 330ттысю человек. Немецкие войска пытались прорвать окружение, но попытки закончились неудачей.

Потеряв в результате боев, голода и наступивших морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Ф. Паульсом капитулировала. Впервые с начала второй мировой войны Германия потеряла серьезное поражение. Сталинградская битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе ВОВ.

17 июля 1942г.-2 февраля 1943г. – Сталинградская битва

«Уран» — кодовое название операции под Сталинградом

Какое значение имела победа в Сталинградской битве?

Еще одним событием коренного перелома являются военные действия на Орловско-Курской дуге, после которых военная инициатива окончательно перешла к Красной армии.

Читайте также:  Переломы таза классификация диагностика лечение

Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент документального фильма «Курская дуга». После просмотра фильма вы должны будете ответить на следующие вопросы:

Вопросы к фильму:

  1. Почему сражение над Курской дугой считают одной из самых величайших битв в военной истории?

  2. Почему этой победе придают большое значение?

Показ документального фильма «Курская битва»

Ребята, просмотрев данный фрагмент, давайте ответим на вопросы.

5 июля 1943г. – 23 августа 1943 г.- курская битва

«Цитадель» — кодовое название операции у Курской дуги.

Таким образом, коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии. После чего была проведена конференция великих держав в Тегеране, которая имела важное значение.

3. Отношение с союзниками. Конференция в Тегране

Открываем учебник на стр. 243. Находим пункт Отношение с союзниками. Конференция в Тегеране, читаем его и отвечаем на вопрос на стр.247 вопрос № 6 письменно.

  • Cогласовали сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 г.;

  • Подтверждалась решимость союзников настаивать на безоговорочной капитуляции Германии;

  • Расширение границ Польского государства на западе;

  • Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР;

  • Договорились о предоставлении Советскому Союзу незамерзающих портов Балтийского моря – Кенигсберга, Мемеля.

Таким образом, на Тегеранской конференции был решен вопрос об открытии второго фронта и обсуждались вопросы о послевоенном устройстве мира.

Очень большую роль в победе над фашистскими захватчиками сыграли партизаны.

4.Партизанское движение

Еще в период битвы под Москвой на оккупированной территории нашей страны действовало около 2 тыс. партизанских отрядов.

В мае 1942 г. создан Центральный штаб партизанского движения, который координировал свои действия с командованием Красной Армии.

Знаменитым был рейд кавалерийских партизанских соединений (3 тыс. чел.) под командованием С. А. Ковпака и А. Н. Сабурова.

Погибли десятки тысяч партизан и тех, кого фашисты подозревали в связях с ними. Немцы безжалостно сжигали целые селения за связь с партизанами.

Таким образом, сегодня мы изучили второй этап ВОВ, называемый коренным переломом. Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.

Закрепление

— Что вы понимаете под коренным переломом в войне?

— Назовите дату Сталинградской битвы?

— Назовите дату Курской битвы?

Домашнее задание

§ 25

2-3 мин

1 мин

35 мин

Тема урока и план записаны на доске, и учитель озвучивает тему.

1 мин

2-3 мин

Стр. 239

Запись в тетради

Отвечают на поставленные вопросы

Запись в тетради

Стр.243

Результаты задания записывают в тетр.

5мин + 3мин. На проверку

Запись в тетради

2- 3мин

Источник

Слайд 1

Subtitle here

Слайд 2

РАЗМИНКА Первая мировая война началась Начало Великой Отечественной войны План нападения на СССР имел кодовое название Операция по захвату Москвы имела кодовое название Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР Государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам боеприпасы, технику, продовольствие называется Официально Антигитлеровская коалиция оформилась Лидерами коалиции были 1 сентября 1939 г. 22 июня 1941 г. «Барбаросса» «Тайфун» И. В. Сталин Ленд – лиз 1 января 1942 г. Россия, США, Англия

Слайд 3

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Нападение Германии на СССР : первые месяцы войны. Каковы причины неудач Красной Армии? Зимнее контрнаступление Красной Армии 1941 г. Почему Германии не удалось реализовать план молниеносной войны? Оборонные бои Красной Армии: лето – осень 1942 г. Расскажи. Антигитлеровская коалиция: как вы думаете, можно ли согласиться с существующей в западной историографии Второй мировой войны точкой зрения, что победу СССР в войне с Германией обеспечила помощь союзников по ленд-лизу?

Слайд 4

Тема урока. Коренной перелом.

Слайд 5

ЗАДАЧИ Рассмотреть, в чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Показать всемирно-историческое значение Сталинградской битвы и Курского сражения. Познакомиться с победами союзнических войск в Северной Африке и на Тихом океане. Воспитание патриотизма. Формирование коммуникативных качеств, познавательной активности, интереса к предмету.

Слайд 6

Работа в группах по стратегии ИДЕАЛ И – идентифицируйте проблему. Д – доберитесь до её сути (формулировка проблемы в виде вопроса). Е – есть варианты решения (генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы). А – а теперь за работу! Выбор оптимального варианта решения проблемы. Л – логические выводы. Подготовка выступления.

Слайд 7

Задания для групп 1 группа — Сталинградская битва. Курская битва. 2 группа – РОА генерала А. Власова. 3 группа – Сражения в Северной Африке и на Тихом океане 1942 – 1943 годов. События, способствующие коренному перелому в ходе Второй мировой войны. 4 группа – Политика Гитлера на оккупированных территориях.

Слайд 8

Сталинградская битва: 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 гг. Операция «Уран» Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Стратегическая инициатива на советско – германском фронте перешла к СССР. Активизировалась борьба антифашистов во всех странах Европы. Развеян миф о непобедимости германской армии.

Читайте также:  Компрессионный перелом колена это

Слайд 9

Курская битва: июль 1943 г. 12 июля великое танковое сражение под Прохоровкой. Резкий поворот хода событий войны, Советская Армия взяла инициативу в свои руки. Фашисты потерпели поражение в своей операции «Цитадель», на мировом уровне это выглядело как полный разгром немецкой кампании перед Советской Армией. Фашисты были морально подавлены, пропала уверенность в своём превосходстве.

Слайд 10

РОА (Российская освободительная армия) генерала Андрея Власова

Слайд 11

Сражения в Северной Африке и на Тихом океане 1942 – 1943 гг. Командующий африканским корпусом итало-немецких войск Роммель . Капитуляция в Тунисе – май 1943 г. Командующий английскими войсками Монтгомери. Решающее сражение на Тихом океане – июнь 1942 г. 1943 г – Японцы потерпели поражение.

Слайд 12

Поражение Муссолини. Италия объявляет Германии войну.

Слайд 13

Тегеран 1943 г. Открытие Второго фронта.

Слайд 14

Политика Гитлера на оккупированных территориях.

Слайд 15

Подводим итог. II фронт в Западной Европе был открыт союзниками с большой задержкой. За 11 мес. до капитуляции Германии. Западные историки утверждают, это было вызвано отсутствием у США и Англии необходимых сил и средств и будто бы компенсировалось военными поставками СССР по ленд-лизу. Как вы считаете, можно ли согласиться с подобным утверждением? Или оно вызывает у вас сомнение? Свою точку зрения аргументируйте. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : параграф 25, читать, вопросы 1,2,3 с.173 – 174 отвечать, https:// www.youtube.com/watch?v=TKjOe_baOs4 смотреть видео, посмотреть к/ ф «Они сражались за Родину» – о Курском сражении, прочитать роман Юрия Бондарева «Горячий снег» – о Сталинградской битве (есть одноимённый фильм).

Слайд 16

ОЦЕНИ УРОК Что узнал? Что потрясло? Чему научился? Каково было твоё психологическое состояние на уроке? Почему?

Источник

Конспект открытого урока по истории

Класс: 11

Учитель: Кузнецова Виктория Валерьевна

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»

Цели:

1. образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2. воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, толерантность;

3. развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.

Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный вопрос, частично-поисковый

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник “История Отечества ХХ-начало ХХI века” 11 класс, Н.В.Загладина, С.И.Козленко, тесты, иллюстрации, медиапроектор, презентация, таблица.

I. Организационный момент.

Учитель: — Здравствуйте! Сегодня мы на уроке рассмотрим тему “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны”. Наша работа будет включать следующие вопросы:

1.Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;

2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;

3.Тегеранская конференция.

Основные понятия нашего урока:

1.коренной перелом;

2.антигитлеровская коалиция.

II. Проверка домашнего задания.

-Но сначала давайте вспомним материалы предыдущего урока.

Итак, ответьте на следующие вопросы.

1.Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

Ответ: Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 — 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).

2.Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы.

Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку.

3.Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.

Ответ: На захваченных землях германские власти устанавливали свои порядки. У населения изымалась продукция сельского хозяйства, передвижение между населенными пунктами допускалось только по специальным пропускам, людей работоспособного возраста принудительно отправляли в Германию.

— А теперь, ребята, поработаем по тесту.

III. Знакомство с новой темой.

— На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны. Проблемный вопрос сегодняшнего урока звучит так: «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?». К концу урока мы должны ответить на этот вопрос. По ходу урока заполняйте таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

1.Итак, мы переходим к первому вопросу «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом». Послушаем сообщение _Казанокову Мариду_____________.

-Итак, мы прослушали сообщение. А теперь, давайте поработаем с документами. (§25 по учебнику). Ознакомьтесь с документальным материалом и сравните взгляды К.К. Рокоссовского и Э.Манштейна на Сталинградскую битву.

Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.

Читайте также:  Обезболивающие мази при переломах ребер

2. -Переходим ко второму вопросу «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне».

Рассказ учителя.

— В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

Силы и средства Советские войска Германские войска

Личный состав(тыс.чел.) 1336 900

Количество танков и САУ 3444 2733

Количество орудий и минометов 19100 10000

Количество самолетов 2172 2050

-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.

Рассказ учителя с опорой на карту.

— От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижения Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление- операцию «Цитадель»- на Курском участке фронта.

Рассказ учителя о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения — это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.

-А теперь предоставим слово _Киржинову Алину______________ с сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой»

-Второй этап — это наступление Красной армии 15 июля 1943г.- 28 августа 1943г.

Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.

— Опираясь на карту в учебнике, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.

— Подумайте, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа».

3. — Третий вопрос сегодняшнего урока «Тегеранская конференция».

Предоставим слово _Шурдумовой Марине____________ с сообщением.

Рассказ учителя.

— Итак, как вы поняли, были согласованы сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 года. Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира.

IV. Закрепление изученного материала.

-А теперь, давайте проверим ваши таблицы. Пожалуйста, поменяйтесь работами и соотнесите ответы с правильными. Каждый правильный ответ отметьте плюсом. (слайд с правильными ответами)

Проверяется заполнение таблицы «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

V. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Конференции антигитлеровской коалиции».

§ 25. Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники Курской битвы», «Мои земляки – участники Сталинградской битвы».

VI. Итоги урока.

— Итак, ребята, давайте вернёмся к проблемному вопросу. «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»

Вывод учителя:

— В военной области — это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.

В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.

В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.

— Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.

— Оценки за сегодняшний урок.

-Урок закончен. До свидания.

Источник