Коренной перелом в войне история 9 класс

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           — командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             — обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

Читайте также:  Медикаментозное лечение при переломах костей

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

— направление планируемых ударов немецких войск;

— направление контрударов советских войск;

— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Разработка урока по теме: «Коренной перелом в ходе войны».

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-исследование.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного

перелома в Великой Отечественной войне;

2) проанализировать причины победы на II этапе войны;

3) продолжить развитие исследовательских умений и навыков;

4) пробудить гражданские качества через освещение массового

и личного героизма советских людей во время войны.

Оборудование и материалы к уроку:

1. Карта «Великая Отечественная война советского союза»;

2. Таблицы «соотношение сил противников к 19 ноября

1942 г. на Сталинградском направлении», «Соотношение сил

противников, сконцентрированных на Орловско-Курском

направлении»;

3. Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал  для работы

 в группах, компьютер, проектор, слайды.

Основные понятия:

коренной перелом, антигитлеровская коалиция, Курская дуга.

I этап: Проверка домашнего задания. (8 мин.)

I Устный опрос:

вопрос №1 §29 Почему Сталин считал, что Германия не нападет на СССР летом 1941 г.?

вопрос №5 §29 Как проходила Московская битва?

Какого ее значение?

II Выполнить задания на доске по карточкам:

Карточка №1. Перечислить меры, которые принимало советское

руководство по отражению агрессии?

Карточка №2. Расставьте в хронологическом порядке  события.

  1. Штурм линии Маннергейма
  2. Сражение за Смоленск
  3. Создание ГКО
  4. Создание ставки Главнокомандования
  5. Начало блокады Ленинграда.

Ответ: 1 4 3 2 5

Карточка №3. Продолжите предложения.

  1. План нападения на СССР имел кодовое название… («Барбаросса»).
  2. 22 июня немецко-фашистские войска наносили удары по трем направлениям: на________, на____________, на___________( Москву, Ленинград, Киев).
  3. Операция по захвату Москвы имела кодовое название….(«Тайфун»).
  4. Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось…(30 сентября 1941 г.).
  5. Контрнаступление советских войск под Москвой началось…(5 декабря 1941 г.).         

Карточка №4. Соотнесите имена и свидетельства.

1) Г.К. Жуков

А) Командующий Резервным фронтом (август-сентябрь), Ленинградским фронтом (сентябрь-октябрь), Западным фронтом (с октября 1941 г.)

2) И. В. Панфилов

Б) Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР

3) И. В. Сталин

В) нарком иностранных дел, заместитель Председателя ГКО, член Ставки Верховного Главнокомандования

4) В. Г. Клочков

Г) командир 316-й стрелковой дивизии, в ходе Московской битвы державшей оборону западнее Волокамска (погиб 18 ноября 1941 г.)

5) В. М. Молотов

Д) политрук роты 1075 стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии, совершил подвиг, бросившись со связкой гранат на фашистский танк и взорвав его.

III Задание классу:

Составить план ответа на вопрос:

Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

II Изучение нового материала.(30 мин.)

Вступительное слово учителя.

 Великой Отечественной войне посвящено большое количество литературы. И тем не менее, обращаясь к давним событиям с высоты сегодняшнего дня мы должны признать, что до сих пор в ее историографии есть не мало «белых», «черных» и даже «кровавых пятен». Подавляющее большинство работ написано с казенно-патриотических позиций. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о войне лежал отпечаток культа личности Сталина. К счастью, в наши дни положение дел изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была.

Читайте также:  Перелом стопы скелет ноги

  Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей на втором этапе войны.

Знакомство учащихся с планом работы:

1. Сталинградская битва.

2. Сражение на Курской дуге.

3. Битва за Днепр.

4. Итоги второго периода.

I. Сталинградская битва 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г.

Прогнозирование результатов: (составляется кластер).

Задание классу: Работая с учебником и картой, охарактеризуйте

военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных

рубежах СССР накануне Сталинградской битвы.

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Поиск путей решения проблемы (работа в группах). 12 мин.

1 группа: Изучить планы Германии и СССР накануне Сталинградской битвы.

Составить таблицу (учебник, карта, рабочая тетрадь стр. 84 №10).

2 группа: Проанализируйте диаграммы.

  3 группа: Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом.

  Документ №1: Из дневника Вильгельма Гофмана:

«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»

  Документ №2: Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В боях и полевой службе немецкий солдат знал свое дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…» «Советскому воину пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так то просто. Чтабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радио средств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».

  Стихотворение К. Симонова «Если дорог тебе твой дом…»

Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты, в люльке качаясь, плыл;

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы…

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что родиной мы зовем,—

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.

И пока его не убил,

Ты молчи о своей любви,

Край, где рос ты, и дом, где жил,

Своей родиной не зови.

Пусть фашиста убил твой брат,

Пусть фашиста убил сосед,—

Это брат и сосед твой мстят,

А тебе оправданья нет.

За чужой спиной не сидят,

Из чужой винтовки не мстят.

Раз фашиста убил твой брат,—

Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина,—

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

4 группа: Изучите Приказ №227 «Ни шагу назад!» (учебник, стр.220) и

ответьте на вопросы:

  1. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

Учитель: Советским командованием был разработан план «Уран» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами 3-х фронтов:

Юго-Западного – командующий Н. Ф. Ватутин

Донского – командующий К. К. Рокоссовский

Сталинградского – командующий А. И. Еременко.

Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек. Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Итоги Сталинградской битвы:

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.

  Учитель: в результате мощного наступления войск Воронежского фронта

на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой).

Работа в группах. 12 мин.

Читайте также:  Перелом позвонка кт или мрт

 1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон

на летнюю компанию 1943 г.

Германия

Советский Союз

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация (20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинант»

  2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы, см. раздаточный материал)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

  3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего Танкового

сражения.

  4 группа: изучить работу Тегеранской конференции (учебник) и ответьте на вопросы:

  1.  Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

     2) Какие решения были приняты?

     3) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны.

  Учитель: Перейдя в наступление, советская армия освободила города

Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен 1-й победный салют.

III. Битва за Днепр сентябрь – ноябрь 1943 г.

  Учитель: закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 г.

в битве за Днепр. (карта)

  Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали непреступной.

6 ноября 1943 г. был освобожден город Киев.

  Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый

под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно

перешла к Советской армии.

1. Возвращение к кластеру

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Рабочая тетрадь стр. 92, зад. 5,7.

 Эссе «Страх или свобода» или сделать презентацию.

Список источников и литературы.

 I. Источники .

1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 3 томах. М .:АПН,1988.т.3.

2.Ржевская Е. Берлин, май 1945.М.:Детская литература.1985.

3.Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М.:Воениздат.1985.

II. Литература.

1.Алябина Г.И.От штыка до могучих ракет.//.Последний звонок,2002,№11.

2.Бартенева Н.В.Научно-исследовательская работа учащихся //Преподавание истории в школе.-2005.-№3.-с.31-39.

3.Великая Отечественная война 1941-1945.Военно-исторические очерки в 4-х кн.М.1998.Кн.1,2.

4.Великая Отечественная война.1941-1945.Энциклопедия для школьников.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.

5.Вяземский Е.Е. и др. Проект государственного образовательного стандарта.

//История.-1997. -№2.

6.Вяземский Е.Е…,Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории.- М.:ГИЦ «Владос»,2003.

7.Данилов А. А., Косулина Л. Г. Программа по истории России 9 класс

8.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Учебник

9.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Рабочая тетрадь

10.Иванова Т.Н.Сценарии ролевых игр, тесты.- Чебоксары 2000.

11.История.5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. Гукова В.В. и др.-Волгоград:Учитель,2009.

12.Кадневский К. М. Тесты

13.Калинкина Е. Г. Инновационные процессы в образовании в условиях перехода к постиндустриальному обществу. История и обществознание в школе. Сборник научных и методических трудов. — Н. Новгород, 2003

14.Кларин М.В Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования ,игры и дискуссии .-Рига: НПЦ «Эксперимент»,1995.

15.Кон И.С.Психология ранней юности: Книга для учителя.М.:Просвещение,1989.

16.Короткова М.В., Студеникин М.Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М.;ГИЦ «Владос» ,1999.

17.Лебедева И.М.Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах-М.:Просвещение,1990.

18.Лубовский Д.Развитие мотивов межличностных отношений у

подростков 12-15.//Воспитание школьников.-1997.-№2.

19.Мавлевич Н.Дети пишут историю. Семья и школа,2003.-№9.

20.Мельников А.А.Великая Отечественная война.//Последний звонок,2006,№1.

21. Наш край. – Н. Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 1997.

22.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.

23.Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России

24.Шевченко Н.И.Технологии обучения истории в старшей школе: 25.Шевченко Н.И.Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.-2-е изд.-М.ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009.

Методическое пособие.М.,2001.

26.Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания в старшей школе/Преподавание истории в школе.-2002-№9.-с-46-50.

27.Школьная энциклопедия «Руссика». История России.20 век. -М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование,2003.

28.Яковлев Н.Маршал Жуков. ЖЗЛ.М.: Молодая гвардия. Любое издание.

Источник