Коренной перелом в ходе войны урок в 9 классе

Конспект урока в 9 классе

на тему «Коренной перелом в ходе ВОВ»

Цель:

Образовательные: на основе анализа исторических источников проанализировать события коренного перелома в ходе ВОВ.

— выявить предпосылки и последствия коренного перелома.

Развивающие:

— совершенствование навыков работы с историческими источниками, статистическими материалами.

— развитие умения анализировать факты, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к военной истории, чувства патриотизма, гордости за свою страну, героизм советских солдат на войне.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный.

Основные понятия:

-коренной перелом

-стратегическая инициатива

-котел

-плацдарм

-форсирование

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ход урока.

  1. Орг.момент

Фронтальная беседа.

  1. Каковы были планы сторон на 1942 год?
  2. Почему Красная Армия терпит поражение на начальном этапе войны?
  3. Как вы думаете, почему нарком обороны был вынужден подписать Приказ №227 от 28 июля 1942 года?
  4. Каков главный итог первого периода войны?

111     Изучение нового материала

  1. Учитель. Какую битву можно  считать началом коренного перелома?

Сегодня на этот вопрос есть однозначный ответ- это Сталинградская битва. ЕЕ задачей было отстоять город Сталина. Послушаем сообщение об этом событии.

  1. Разгром немцев под Сталинградом- Агафонова Светлана

Еще в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана контрнаступления под кодовым названием «Уран». Для его успешной реализации к ноябрю 1942 были созданы следующие условия.

      13 ноября 1942г. план контрнаступления советских войск под Сталинградом, разработанный заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуковым и начальником Генерального штаба А.М.Василевским, был утвержден Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным.

  План «Уран» был успешно реализован советскими войсками. Для организации контрнаступления были созданы фронты:

  Юго-Западный фронт –    Ватутин Н.Ф.

  Сталиградский фронт – Еременко А.И.

  Донской фронт – Рокосссовский К.К.

 В документах из личного архива фельдмаршала Паулюса можно найти следующие строки из донесения в Верховное главнокомандование германских сухопутных сил:

«Боеспособность войск быстро снижается вследствие катастрофического положения с продовольствием, горючим и боеприпасами. Имеется 16 тысяч раненых, которые не получают никакого ухода. Начинают отмечаться явления морального разложения. Еще раз прошу свободу действий, чтобы продолжать сопротивление, пока это возможно, или прекратить боевые действия, если их нельзя будет вести, и тем самым обеспечить уход за ранеными и избежать полного разложения.

   В ответ пришло следующее сообщение:

   «Капитуляция исключена. Армии выполнять свою историческую задачу…».

   Окруженные немецкие части голодали и воочию видели полное непонимание их положения со стороны Берлина. В конце декабря 1942г. им было доставлено 5 т конфет, 200 тыс. брошюр отдела пропаганды вермахта. Наконец, чтобы подкрепить падающий дух окруженной 6-й армии, Гитлер присвоил ее командующему высшее воинское звание «генерал-фельдмаршал».

  8 января 1943 г. командующий Донским фронтом К.К.Рокоссовский предложил немецким войскам сдаться. Но этот ультиматум был отклонен командованием 6-й немецкой армии. Начались действия советских войск по уничтожению окруженной группировки.

   31 января 1943г. сдался в плен Паулюс, 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть.

    Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная армия захватила стратегическую инициативу.

   После Сталинграда Красная Армия, развивая наступление, зимой 1943г. отбросила врага на 600-700 км на запад. Немцы вынуждены были отвести свои войска с Северного Кавказа. Частично была прорвана блокада Ленинграда (коридор шириной 8-11 км).

   После этого весной 1943 г. на советско-германском фронте наступило относительное затишье. Обе стороны подтягивали резервы, готовясь к решающим летним боям.

Презентация

Слайд 1   Основным событие, завершившим коренной перелом, явилась битва на Курской дуге

Слайд   2    Невиданная по масштабам битва Великой Отечественной войны разыгралась летом 1943 года. С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 млн. чел, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.   

  В апреле 1943 года, выступая в Харькове перед офицерами танкового корпуса СС, Генрих Гимлер заявил: «Здесь, на Востоке решается судьба… Здесь русские должны быть истреблены как люди и как военная сила и захлебнуться в собственной крови». Большие надежды немецко-фашистское командование возлагало на применение новых тяжёлых танков «Тигр и Пантера», штурмовых орудий «Фердинанд», истребителей «Фокке – Вульф – 190А» и штурмовиков «Хеншель – 129»            

По мнению маршала Советского Союза Г.К.Жукова это сражение  «по своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по количеству людей не имеет себе равных в мировой истории за всю историю войн. Это была, несомненно, самая крупная битва».

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции «Цитадель» начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода.

Посмотрите на карте  общий ход событий зимней кампании 1942-43 годов.

   СЛАЙД 3     12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка (56 км к северу от Белгорода) произошло самое крупное танковое сражение второй мировой войны . С обеих сторон в сражении принимало участие до 1200 танков и самоходных установок За один день противник потерял около 10 тыс. человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.

К местам предполагаемых прорывов южнее Орла  и севернее Харькова– стягивалось огромное количество техники и вооружения, поскольку  большие надежды гитлеровское командование возлагало на танковые войска. 9 лучших танковых дивизий вермахта – среди них танковые дивизии СС «Адольф Гитлер» , «Мёртвая голова» и «Рейх» — готовились атаковать на участке фронта в длиной всего 45км! Однако противнику не удалось создать перевес над советскими войсками: по живой силе советские войска превосходили врага                  

Читайте также:  Упражнения голеностопа после перелома

   СЛАЙД 4    Многотонные стальные машины превращались в груды металлического лома. С танков летели башни, стволы пушек, на куски рвались гусеницы. Тучи пыли и дыма заволокли все кругом.. Обе стороны понесли большие потери. Как вспоминал генерал П.А.Ротмистров , «Поле сражения  клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись уже не могли разойтись , бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами».

   СЛАЙД 5    20 августа, подтянув крупные резервы, советские войска снова пошли в наступление западнее Харькова. В ночь на 23 августа 1943 года части Степного фронта начали штурм города и в 11 часов утра полностью очистили город. Этот день и стал окончанием Курской битвы.

СЛАЙД 6    За 50 дней Курской битвы было разгромлено до 30 дивизий противника. Общие потери немецко-фашистских войск составили свыше 500 тыс. человек. Советские ВВС окончательно завоевали господство в воздухе. Большую роль сыграло партизанское движение: оно сковало до 100 тыс. вражеских солдат и офицеров.

Историю нельзя понять , не изучая документы. Сохранились воспоминания участников о Курской битве. Вам предлагается изучить документы и заполнить таблицу, которую вы будете комментировать.

  1. Анализ документов учащимися с заполнением маркировочной таблицы

Я знал

Узнал новое

Хочу узнать

Жуков

23 июля 1943 года в 2 часа 20 минут был подан сигнал об артиллерийской подготовке.

Началась мощная симфония величайшего сражения в районе Курской дуги. Особенно выделялись звуки тяжелой артиллерии и разрывы реактивных снарядов М-31.

Тогда трудно было сразу понять и определить результаты контрподготовки, но начатое гитлеровцами в 5 часов 30 минут недостаточно организованное и не везде одновременное наступление говорило о серьезных потерях, которые причинил им наш огневой удар…

…Несмотря на хорошо организованную оборону, величайшее мужество и массовый героизм наших войск, за 5 и 6 июля немецко-фашистским войскам ценою больших потерь удалось все же продвинуться на некоторых участках до 10 км. Однако прорвать тактическую оборону они так и не смогли…

…12 июля войска Брянского фронта и 11-я гвардейская армия И.Х. Баграмяна перешли в наступление. В первый же день операции наши части прорвали сильно развитую в инженерном отношении и глубокоэшелонированную оборону противника и начали продвижение в общем направлении на Орел.

…План нашей операции в районе Курска под условным названием «Кутузов» предусматривал нанесение удара по орловской группировке врага с трех сторон. Начавшиеся бои в районе Орла, а также большие потери в районе Белгорода заставили гитлеровское руководство признать свой широко задуманный план «Цитадель» провалившимся.

…Второй этап битвы в районе Белгорода начался 3 августа, через 20 дней после начала контрнаступления под Орлом. По плану операции Воронежского и Степного фронтов, имевшей условное название «Румянцев», главный удар наносился из района Белгорода их смежными флангами в общем направлении на Богодухов – Валки – Новая Водолага в обход Харькова с запада.

…В 6 часов утра 5 августа в Белгород первым ворвался 270-й гвардейский стрелковый полк 89-й гвардейской стрелковой дивизии. Вечером 5 августа столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам Брянского, Западного, Центрального фронтов, освободившим Орел и Белгород. Это был первый артиллерийский салют в ходе Великой Отечественной войны доблестным советским войскам.

…Битва под Курском, продолжавшаяся пятьдесят суток, завершилась победой Советской Армии, разгромившей 30 отборных дивизий врага, в том числе 7 танковых. Противник потерял более 500 000 солдат и офицеров, около 2 000 танков, более 3 000 орудий и минометов, большое количество самолетов.

Рокоссовский

…Наряду с организацией обороны войска фронта, используя временное затишье, усиленно занимались боевой подготовкой. Не менее трети всех занятий проводилось в ночных условиях. Регулярно велась учеба штабов всех степеней.
Специально проводились занятия по изучению тактико-технических данных новых тяжелых танков «тигр» и методов борьбы с ними. В каждой армии были оборудованы полигоны для боевых стрельб по танкам-мишеням.

Готовность артиллеристов к предстоящим сражениям проверялась на позициях. Прибыв на наблюдательный пункт, проверяющий в соответствии с планом обороны указывал командиру-   в таком-то районе появился противник. Не проходило и минуты, как по указанной цели открывался огонь.

Мне лично неоднократно приходилось проводить такие проверки, и я всегда убеждался в том, что артиллеристы поняли свою роль в будущих боях и выполнят долг перед Родиной.

И. Н. Кожедуб

Очутившись над полем боя и оглядев небо, я понял, что предстоит большое воздушное сражение…

…Все, что я видел , выглядело примерно так. На земле, по дорогам и полям густыми колоннами или же в рассредоточенном порядке ползли на восток вражеские автомашины, штурмовые орудия и танки. Движение было столь интенсивным, что на переправах образовались скопища всевозможной техники. Там, где немецкие войска входили в соприкосновение с нашими передовыми частями, бушевал артиллерийский огонь. Высоко поднималась гарь пожарищ. Ее запах ощущался даже в кабине самолета.
Всю массу вражеских танков и штурмовых орудий поддерживали большие партии пикировщиков, истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Это был своего рода танково-воздушный таран, которым немцы хотели пробить нашу оборону.

Читайте также:  Перелом сдвиг фаза изменение одним словом

…В небе было тесно. А к полю боя еще и еще подходили немецкие самолеты. Всего в поле зрения, по-моему, их в тот момент было, по крайней мере, около 250 – 300. Идя от дельными группами фашисты образовали многоярусный боевой порядок. Внизу, на высоте в полторы тысячи метров, шли «Юнкерсы-87». Чуть выше, обгоняя пикировщиков, проносились отряды «фокке-вульфов». Еще выше, в плотных строях, плыли двухмоторные бомбардировщики «Юнкерс-88» и «хенкель-111». Между ними барражировала охрана. Это были «мессершмитты» последних, усовершенствованных типов. А в самом верхнем ярусе сновали отдельные пары немецких истребителей–охотников…

  1. Составление таблицы, ее обсуждение

Я знал

Узнал новое

Хочу узнать

5.  Составление синквейна

— слово-ключ к теме

— одно существительное

— 2 прилагательных

— три глагола

— предложение-вывод из 5 слов

Собеседование

— Какое событие можно считать началом коренного перелома? Почему?

— А какое событие можно считать завершением коренного перелома?

— Последствия перелома?

Подведение итогов учителем

Домашнее задание, оценивание работы учащихся

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

— 19 ноября 1942 (осень) — 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

— 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина — мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия — «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров — «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Читайте также:  Для шинирования переломов зубов

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить — убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения — прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник