Конспекты по обж по переломам 6 класс
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа
Оренбургского района» Оренбургской области
Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ
высшей квалификационной категории
Панарин Петр Анатольевич
п. Экспериментальный – 2016 г.
Пояснительная записка
УРОК № 28
6 класс
Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах
Цель урока: Познакомить учащихся с видами травм, их
признаками и алгоритмом действий при
оказании первой медицинской помощи.
Урок проводится согласно календарно – тематического планирования по программе для общеобразовательных школ под редакцией А.Т. Смирнова
2011 года.
На уроке используется:
Учебник ОБЖ: 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 6-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 191
Приложение из слайдов презентации разработана и создана автором методической разработки урока – П.А. Панарин.
ТАВС (технические аудио – видео системы): интерактивная доска, ноутбук, проектор, экран.
УРОК № 28
6 класс
Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах
Цель урока: Познакомить учащихся с видами травм, их
признаками и алгоритмом действий при
оказании первой медицинской помощи.
(слайд № 1)
Ход урока:
I. Организационный момент: (готовность к уроку, доклад дежурного)
(2 мин.)
II. Опрос домашнего задания: Потёртости, мозоли, ссадины и порезы.
(15 мин.)
1. Как можно предупредить образование потёртостей и мозолей?
Ответ: Следует пользоваться предварительно разношенной (но и не слишком свободной) обувью, без неровностей и складок внутри. Носки должны быть из мягкого материала, по размеру, без узлов, заплат, грубой штопки.
2. Что предпринять, если потёртость или мозоль уже образовались?
Ответ: Обнаружив признаки потёртости ( покраснение кожи, её
болезненность), необходимо заклеить повреждённый участок кожи
лейкопластырем, подогнать обувь и дать ноге отдохнуть. Если мозоль
уже образовалась, то вскрыв пузырь, надо наложить на это место
тугую повязку с синтомициновой эмульсией. Повязка должна быть
компактной.
3. Первая медицинская помощь при порезе и ссадине.
Ответ: При порезе необходимо прижать ранку пальцем (через
стерильную салфетку) на несколько минут, затем обработать
края ранки раствором йода или перекиси водорода и наложить
бинт. При необходимости доставить в лечебное учреждение.
Помни: прежде чем оказывать помощь, тщательно вымой руки..
Подведение итогов.
Физическая минутка (видеоролик) (2 мин.)
III. Основная часть урока: (20 мин.)
Тема сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при травмах». Мы с вами познакомимся с видами травм, их признаками и алгоритмом действий при оказании первой медицинской помощи.
Нередко от падения, неловкого движения, удара о твёрдый предмет могут произойти различные травмы – от лёгких ушибов тканей до тяжёлых переломов костей. (слайд № 2)
Какие виды травм существуют?
Виды травм: Ушибы. Растяжения. Сдавление. Вывихи. Переломы. (слайд № 3)
Ушиб — это закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). Тяжесть повреждения тканей зависит от величины веса, формы предмета, которым был нанесен удар или о который ударился человек, от силы удара, возраста пострадавшего, места травмы и сопротивляемости тканей. Помимо повреждения тканей, при ушибах всегда в той или ной степени, нарушается целостность лимфатических и кровеносных сосудов. (слайд № 4)
Первая медицинская помощь при ушибах.
Сразу на место ушиба груз (сдавливаем сосуды, уменьшаем кровотечение).
По возможности сделать тугое бинтование.
Холод на место ушиба. Держать 1 час
(по 15-20 минут, с интервалом 5-10 минут).
Если зона ушиба расположена близко к кости
(голень, предплечье, сустав) обратиться в
медицинское учреждение для исключения
повреждения кости (перелома).
Три-четыре дня, кроме тугого бинтования, не применять ни каких действий к месту ушиба. Затем любое сухое тепло (грелка, растирания, физиопроцедуры).
При выраженной боли в первые сутки принимать обезболивающие препараты, с учетом индивидуальной переносимости, из расчета 1таб. – до 70 кг веса, 2 таб. > 70 кг веса.
При подозрении на перелом произвести иммобилизацию и транспортировать в травмпункт.
Признаки ушиба: Боль. Покраснение. Припухлость. Местное повышение температуры. (слайд № 5)
Растяжение связок. Растяжение (частичный разрыв) связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Чрезмерная нагрузка может привести к разрыву сосудов и частичному надрыву или полному разрыву волокон связки. Растяжение связок возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный. Иногда растяжение связок может иметь серьезные функциональные последствия, так как сустав после растяжения или разрыва связок может стать менее устойчивым, что повышает вероятность повторной травмы. (слайд № 6)
Первая медицинская помощь при растяжении связок
В первые минуты после травмы наложить холод на место
повреждения. Затем зафиксировать его эластичным
бинтом, но не заматывать его слишком туго, чтобы не
нарушить кровообращение. При наложении эластичного
бинта соблюдать анатомическое положение сустава.
Если пострадавший испытывает чувство онемения в
забинтованной конечности, повязку следует ослабить.
Поверх бинта к травмированному месту полезно снова
приложить холод.
Признаки растяжения и разрыва связок.
Постоянная боль.
Кровоизлияние в месте травмы.
Резкое ограничение функции сустава.
Болезненность при пальпации.
При растяжении и разрыве связок конечность, в отличие от переломов и вывихов, не деформируется. (слайд № 7)
Сдавление. Очень тяжелой травмой конечности является сдавление, при котором происходит размозжение мышц, подкожной жировой клетчатки, сосудов и нервов. Такие повреждения возникают от давления больших тяжестей (стена, балка, земля) во время обвалов, бомбардировок, землетрясений. Сдавления сопровождаются развитием шока, а в последующем — отравлением организма продуктами распада разрушенных мягких тканей. (слайд № 8)
Основной задачей первой помощи при сдавлении
является организация мер по немедленному
извлечению пострадавшего из-под обрушившихся
на него тяжестей. Сразу после освобождения от
тяжестей для предотвращения поступления ядовитых
продуктов распада в организм из размозженных тканей
конечностей на последние необходимо наложить
жгуты как можно ближе к основанию конечности, как при остановке артериального кровотечения, обложить конечности пузырями со льдом или тканью, смоченной холодной водой. Поврежденные конечности иммобилизуют при помощи шин. У таких больных очень часто уже в момент травмы развивается тяжелое общее состояние — шок.
Для борьбы с шоком или для его профилактики больного следует тепло укрыть, дать водки, вина, горячего кофе или чая. По возможности следует ввести наркотики (омнопон, морфин), сердечные средства. Больной подлежит немедленной транспортировке в лечебное учреждение в положении лежа.
при сдавление происходит размозжение мышц, подкожной жировой клетчатки, сосудов и нервов. Такие повреждения возникают от давления больших тяжестей (стена, балка, земля) во время обвалов, бомбардировок, землетрясений.
Сдавления сопровождаются развитием шока, а в последующем — отравлением организма продуктами распада разрушенных мягких тканей. (слайд № 9)
Перелом — это полное или частичное нарушение
целостности кости, возникшее при внешнем
механическом воздействии. (слайд № 10)
Виды переломов.
Закрытый перелом- целостность кожного покрова не
нарушена.
Открытый перелом- нарушена целостность кожного покрова над местом деформации, перелома или вблизи него.
Первая медицинская помощь при переломах.
Если пострадавший в сознании и адекватен, то необходимо выяснить у него место наибольшей болезненности и обстоятельства получения травмы.
При открытом переломе одежду над местом перелома РАЗРЕЗАТЬ (не снимать).
ВНИМАНИЕ! В случае открытого перелома в рану отломки кости НЕ ВПРАВЛЯТЬ!
Осмотреть рану, определить вид и силу кровотечения, произвести остановку кровотечения и обработку раны.
Обработать саму рану.
Дать 1-2 таблетки обезболивающего препарата.
Сделать иммобилизацию.
Транспортировка в травмпункт.
(слайд № 10)
Признаки перелома.
Деформация (изменение формы конечности, укорочение или изменение ее оси).
Локальная (местная) боль.
Припухлость мягких тканей над переломом, кровоизлияние в них.
При открытых переломах — рваная рана с видимыми отломками кости, или без них.
Нарушение функции конечности.
При пальпации слышен «хруст» сломанной кости. При переломах позвоночника возможно выпадение чувствительности и движений ниже места повреждения, нарушение мочеиспускания. Истечение из носа крови, а из ушей жидкости красно- желтого цвета (крови и сукровицы) говорит о возможном переломе основания черепа. (слайд № 11)
Вывих — это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. Вывихи возникают чаще в суставах, имеющих форму шара или блока (плечевой, тазобедренный, локтевой). Когда головка кости выходит за пределы своего нормального положения, происходит растяжение или разрыв связок. Воздействие большой силы, приведший к вывиху, может также вызвать перелом кости, повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Вывих обычно легко определить по видимой деформации сустава. (слайд № 12)
Первая медицинская помощь при вывихах.
Самим НЕ ВПРАВЛЯТЬ!
Холод на сустав.
1-2 таблетки обезболивающего препарата.
Иммобилизация и госпитализация.
Чем быстрее пострадавший будет доставлен
в лечебное учреждение, тем легче вправление
вывиха.
Признаки вывиха.
Западение в области сустава.
Боль.
Невозможность движения.
Пружинящая амортизация. (слайд № 13)
IV. Рефлексия (4 мин.)
Повторить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при различных видах травм:
ушиб (слайд № 4)
растяжение связок (слайд № 6)
сдавление (слайд № 8)
перелом (слайд № 10)
вывих (слайд № 12)
В конце урока приведём пример обезболивающих и разогревающих средств при получении одного из видов травм. (слайд №14)
V. Домашнее задание: (2 мин.)
§5 стр. 144 – 149.
ОБЖ 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 6-изд. – М.: Просвещение, 2012. –
191 (слайд №15)
Будьте здоровы! Будьте здоровы! Будьте любезны не хворать! (слайд №16)
Самоанализ
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок «открытия» нового знания закрепления его
Цель урока: Познакомить учащихся с видами травм, их признаками и алгоритмом действий при оказании первой медицинской помощи.
Используемая технология развивающего обучения:
технология проблемного обучения.
Формы учебной работы, используемые на уроке:
1) фронтальная работа со всем классом
2) групповая работа
3) индивидуальная работа
Методы, используемые на уроке:
эвристический метод
исследовательский метод (частично).
Изучив материал урока, учащиеся должны знать:
Правила оказания первой помощи при различных видах трав;
знать алгоритм оказания первой помощи;
давать рекомендации людям по оказанию первой помощи при различных травмах.
Задачи урока:
* образовательная — сформировать систему знаний об оказании первой помощи при различных видах травм;
* развивающая — развить саногенное мышление, способность к
гипотетической деятельности в условиях оказания первой помощи;
* воспитательная — воспитать чувство ответственности,
организованность и инициативность в условиях оказания первой помощи.
Структура урока включала следующие элементы:
1. Организационный момент (2 мин).
2. Опрос домашнего задания (15 мин)
3. Физическая минутка (2 мин)
3. Объяснение нового материала (20 мин)
4. Рефлексия подведение итогов урока (4 мин)
5. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (2 мин).
Организация урока:
— учащиеся организационно были готовы к уроку.
- был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие
деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с
поставленными задачами.
— для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при
изложении нового материала использовались яркие примеры, факты,
учащиеся подключались к их обсуждению, побуждались к подкреплению
теоретических положений собственными примерами..
Отбор учебного материала:
Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, доступности и последовательности изложения. Теоретические положения связывались с личным опытом учащихся. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учащихся.
Методы и приемы работы учителя на уроке:
Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием урока. Основными методами были лекция и объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов. Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась творческой за счет постановки проблемных вопросов при изложении нового материала.
Общая оценка урока:
Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения. Урок был завершен правильно. Итоги подведены.
Источник
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ОБЖ В 6 КЛАССЕ.
УРОК № 26.
Тема урока: « Тема нашего урока: Первая медицинская помощь при закрытых травмах».
Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой медицинской помощи при закрытых травмах — научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.
Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с наиболее распространёнными видами закрытых травм — растяжением, вывихом, переломом, характеризующими их симптомами; познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при растяжении, вывихе, переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья; профилактика травматизма в повседневной жизни.
Оборудование: бинты, импровизированные шины и лёд — пенопласт, таблица классификации травм и ПМП, рисунок аптечки ПМП, рисунки растяжения, вывиха, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”, рисунок “Что лучше приложить к месту вывиха и перелома”, памятка учащимся “Правила и способы наложения шин”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Сегодня мы продолжим тему “Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи”. Вы уже знаете, что для оказания ПМП необходимо иметь с собой индивидуальную аптечку. Отправляясь в поход, дальнюю поездку, за грибами, на велосипедную прогулку, аптечку обязательно нужно брать с собой. В ней должны быть минимум средств для оказания, в случае необходимости, первой медицинской помощи или самопомощи.
Какие средства и препараты должны находиться в индивидуальной аптечке?
На моём рисунке изображены средства, входящие и не входящие в аптечку первой медицинской помощи. Внимательно рассмотрите, назовите средства, определите их принадлежность, обоснуйте свой ответ (ответы учащихся).
К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь, но использование только средств индивидуальной аптечки недостаточно. Травма намного серьезнее.
3. НОВАЯ ТЕМА.
Рассмотрим ситуации, при которых можно получить такие травмы. Посмотрите фрагменты мультфильма “Ну, погоди” и ответьте на вопрос: в каких ситуациях Волк получал травмы?
(просмотр фрагментов м/ф “Ну, погоди”).
Ответы детей: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…
Учитель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу, при посещения музея… Как же нужно помочь пострадавшему в таких случаях? (ответы учащихся).
Тема нашего урока: Первая медицинская помощь при закрытых травмах.
Мы познакомимся с тремя видами закрытых травм: растяжением, вывихом, переломом. Узнаем симптомы, по которым их можно различить, а главное – как нужно оказывать первую медицинскую помощь при этих травмах. На практике научимся наложению импровизированных шин при закрытом переломе предплечья.
Что такое закрытые травмы и как оказывать первую медицинскую помощь при них?
Рассмотрим понятие “закрытые” травмы. Какие травмы называют закрытыми? (учащиеся выясняют на основе рисунков).
Закрытые травмы — травмы, при которых не нарушается целостность кожных покровов. Если кожа повреждена, имеет рану, то такая травма называется открытой.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим три виды закрытых травм: растяжение, вывихи, переломы. Узнаем правила оказания первой медицинской помощи при каждой.
(Просмотр презентации)
Растяжением называется чрезмерное перенапряжение мышечных тканей. Растяжения происходят при внезапных резких движениях или падении. Чаще всего травмируются связки голеностопного сустава, когда подвёртывается стопа.
Симптомы при растяжении:
острая боль в момент травмы,
припухлость,
кровоизлияние, через некоторое время изменение цвета кожи, синюшность,
движение конечностью ограниченно и болезненно.
Первая медицинская помощь при растяжении:
наложение холода на поврежденное место,
наложение тугой повязки,
придание поврежденной конечности возвышенного положения,
обеспечение покоя поврежденной поверхности.
Вывихом называется смещение суставных концов костей относительно друг друга. Чаще вывихи происходят при падении или ударе о твёрдый предмет. Различают полный и неполный вывих. Полный вывих – суставные концы костей полностью не соприкасаются друг с другом. Неполный вывих — суставные концы костей частично соприкасаются.
Врачи утверждают, что чаще всего происходят вывихи плечевого сустава, так как, падая, мы опираемся на руку. На втором месте — вывихи локтевого сустава.
Симптомы при вывихе:
боль,
резкая деформация сустава,
кажущееся укорочение конечности.
Первая медицинская помощь при вывихах:
обеспечить покой поврежденной конечности,
наложить тугую повязку,
обезболить.
Главная задача – быстро, не причиняя вреда доставить пострадавшего в больницу! А вправлять вывихи – врачебная процедура!
Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.
Симптомы при переломах:
сильная боль,
деформация конечности,
кровоизлияние,
нарушение опороспособности.
Любой перелом опасен осложнениями!
Первая медицинская помощь при переломах:
Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
При закрытом переломе:
обеспечить неподвижность конечности,
обезболить.
При открытом переломе:
остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
обезболить,
обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!
Для закрепления новой темы повторим материал урока по таблице.
(работа с таблицей).
4. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.
Упражнение АИСТ. У аиста длинные ноги, он стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки и опуститесь на пятки. Сделайте несколько раз.
Упражнение ПТИЦЫ. Птицы хлопают крыльями вверх-вниз, назад-вперед, чтобы летать. Стоя сделайте несколько раз такие же движения руками.
Упражнение ЖИРАФ. Жираф имеет длинную, тонкую шею и может наклонять и вытягивать её, совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз. Стоя повторите шеей движения жирафа.
5. Практическая работа.
Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами закрытых травм, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.
(просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – “пострадавшего”)
Эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.
Наш класс поделен на группы. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь использую набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).
(практическая работа в группах)
Прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оцениваются всем классом.
6. Домашнее задание.
Вместе с родителями прочитайте материал урока на страницах 106-109 учебника. Выберите одного родителя пострадавшим и окажите ему помощь при закрытом переломе руки или ноги. Кроме папы или мамы пострадавшими могут быть кукла или плюшевый мишка. Чтобы не забыть правила повторите свои действия несколько раз.
7. Обобщение.
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с тремя видами закрытых травм – растяжением, вывихом, переломом. Научились накладывать импровизированные шины при закрытом переломе. Ответьте на вопрос: какие предметы изображенные на рисунке могут служить шинами при вывихах и переломах?
(работа по рисунку “Что лучше приложить к месту вывиха или перелома”).
8. Подведение итогов, выставление оценок за урок.
Источник