Конспект занятия первая помощь при переломах
Открытый урок по ОБЖ «Оказание первой помощи при переломах».
Преподаватель- организатор ОБЖ – Смыкова Елена Анатольевна.
Класс: 6 «А».
Урок- комбинированный с практической частью.
Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой помощи при переломах — научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.
Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с правилами оказания первой помощи при переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе; профилактика травматизма в повседневной жизни.
Оборудование: бинты, импровизированные шины, таблица классификации травм и ПМП, рисунок аптечки ПМП, рисунки растяжения, вывиха, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро! Ребята сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Первая помощь». Давайте еще раз вспомним, для чего нам необходимо знать правила оказания первой помощи и пригодится ли вам это в жизни.
Ответы ребят.
Молодцы!
2. Актуализация прежних знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучали виды кровотечений и способы оказания первой помощи. Давайте посмотрим как вы усвоили материал. Внимание на экран. На экране задания с видами кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Например: «Девочка играла дома с мячом…, нечаянно разбила окно…, серьезно порезалась осколком…, кровь алая бьёт фонтаном. Ваши действия.»
— Ребята, на столах у вас предметы которые вам могут пригодиться для выполнения заданий. Ознакомьтесь с заданием.
Итак, отвечаем. Кто готов?
Ответы на задания. Молодцы!
— К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь. Внимание на экран. Человек лежит без сознания. Какую помощь мы можем оказать ему?
Ответы ребят.
А как вы будете проверять пульс?
Ответы ребят.
Найдем пульс у себя. Найдем пульс у соседа. Все нормально? Все бодры. Продолжаем.
3. Новая тема.
Сегодня мы с вами продолжим изучать способы оказания первой помощи. Фрагмент мультфильма “Ну, погоди”.
Кто же ответит какая у нас сегодня тема урока?
Тема нашего урока: Первая помощь при переломах.
Ответьте на вопрос: в каких ситуациях можно получить такие травмы?
Ответы детей: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…
Учитель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу, при посещения музея…
Как же нужно помочь пострадавшему в таких случаях? (ответы учащихся).
На экране презентация «Переломы. Что такое открытые и закрытые переломы и как оказывать первую помощь при них?»
Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.
Симптомы при переломах:
сильная боль,
деформация конечности,
кровоизлияние,
нарушение опороспособности.
Любой перелом опасен осложнениями!
Первая помощь при переломах:
Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
И мы с вами сегодня познакомимся с новым медицинским словом: «Иммобилизация». Прошу не путать это слово с мобилизация или эвакуация.
Иммобилизация- это метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата. Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести к вторичному смещению отломков, повреждению близлежащих нервных стволов, крупных сосудов и мышц острыми концами костных отломков.
Различают иммобилизацию временную, или транспортную, и постоянную, или лечебную.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.
Записываем новое слово в свой словарик ОБЖ.
А какие предметы могут заменить шины? Ответы ребят.
Разработаем наш алгоритм действий.
При закрытом переломе:
обеспечить неподвижность конечности,
обезболить.
При открытом переломе:
остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
обезболить,
обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!
Для закрепления новой темы посмотрим видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».
4. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.
Упражнение АИСТ. У аиста длинные ноги, он стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки и опуститесь на пятки. Сделайте несколько раз.
Упражнение ПТИЦЫ. Птицы хлопают крыльями вверх-вниз, назад-вперед, чтобы летать. Стоя сделайте несколько раз такие же движения руками.
Упражнение ЖИРАФ. Жираф имеет длинную, тонкую шею и может наклонять и вытягивать её, совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз. Стоя повторите шеей движения жирафа.
5. Практическая работа.
Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами переломов, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья и голени. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.Просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – «пострадавшего».
Эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.
Наш класс поделен на группы. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).
Практическая работа в группах.
Прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оценивается всем классом.
6. Домашнее задание.
Вместе с родителями прочитайте материал урока на страницах 106-109 учебника. Выберите одного родителя пострадавшим и окажите ему помощь при закрытом переломе руки или ноги. Кроме папы или мамы пострадавшими могут быть кукла или плюшевый мишка. Чтобы не забыть правила повторите свои действия несколько раз.
7. Обобщение.
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с вами с переломами. Ответьте на вопрос: какие предметы изображенные на рисунке могут служить шинами при вывихах и переломах? Работа по рисунку “Что лучше приложить к месту перелома”.
8. Подведение итогов.
Рефлексия. На экране недописанные предложения:
Я сегодня узнал….
Мне было интересно… и т.д.
Каждый учащийся выбирает предложение и заканчивает его.
Выставление оценок за урок.
-Спасибо всем за работу.
Источник
ОТКРЫТЫЙ УРОК
1 слайд
В повседневной жизни человек находится в постоянном движении: кто-то занимается спортом, кто-то работой, кто-то просто бегает, играет. Ведь движение – это жизнь. Но иногда случается беда, взрослый или ребёнок получает травму и становится пострадавшим, больным человеком.
Иногда люди оказываются рядом с такой бедой и не знают как себя вести, а от их действий порой зависит здоровье и даже жизнь человека.
Вот для того, чтобы быть полезным, а может и спасти человека, мы познакомимся с видами переломов и будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
И сегодня тема нашего урока «Первая медицинская помощь при переломах»
( 3 слайд)
— Что служит опорой, для мягких тканей, мышц человека?
(5 слайд)
Человеческий скелет состоит из множества костей, в течение жизни они изменяются. Например, у новорожденного ребёнка в скелете насчитывается 270 костей, а у человека в возрасте 25 лет в зависимости от особенностей организма остаётся только 200-213костей.
-Как вы думаете, почему у взрослого человека костей становится меньше?
(мелкие косточки с возрастом срастаются в крупные кости)
6 слайд
— Какие названия костей человека вы знаете?
— Назовите кости человека, которые чаще травмируются?
— Назовите кости верхних конечностей?
— Какая кость находится рядом с локтевой костью?
— В какой области руки находятся локтевая и лучевая кости?
Перечислите кости нижних конечностей.
— В какой области ноги находится бедренная кость?
— Какая кость находится рядом с малоберцовой костью?
7 слайд
Прочность костей очень велика, но удар, падение, сдавливание могут привести к перелому кости.
(Записывают) Перелом – нарушение целостности кости при избыточной нагрузке на нее.
Запишем, виды переломов:
По тяжести повреждения:
полные
неполные (трещины, надломы)
8слайд
2. По форме и направлению перелома:
поперечные (перпендикулярно оси кости)
продольные (параллельно оси кости)
косые (под острым углом к оси кости)
винтообразные (с вращением костных обломков)
оскольчатые (кость раздроблена на отдельные отломки)
9 слайд
3. По целостности кожных покровов:
закрытые (не сопровождаются ранениями тканей)
открытые (сопровождаются ранами и сообщаются с внешней средой)
10 слайд
А теперь посмотрим ролик «Виды переломов», закрепим пройденное
11 слайд
Но чтобы оказать помощь нужно уметь отличать переломы от других механических повреждений по характерным признакам.
12 слайд
Запишем признаки переломов:
Относительные признаки перелома (свойственны и другим видам травм):
Боль – усиливается в месте перелома
Отек – возникает в области повреждения
Гематома – появляется в области перелома
Нарушение функции поврежденной конечности
Изменение формы конечности
Абсолютные признаки перелома (характерны только для этого повреждения):
Патологическая подвижность – конечность подвижна в том месте, где нет сустава
Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома
Костные отломки – при открытом переломе они могут быть видны в ране
13 слайд
Как оказать первую помощь пострадавшему с переломом?
14 слайд
Первая помощь при закрытых переломах
Первая помощь при закрытых переломах заключается в фиксации конечности. При этом от ее качества будет зависеть болезненность ощущений у пострадавшего. Шину на поврежденную кость накладывают по общим правилам. При этом не следует сильно плотно обматывать поврежденное место, чтобы не нарушить активное кровообращение. В случаях, когда средства для наложения шины отсутствуют, поврежденную руку можно «подвесить» на косынку, а травмированную ногу прибинтовать к здоровой ноге.
Также при оказании первой помощи при переломах следует приложить к месту повреждения лед. Это будет способствовать уменьшению отека и снизит боль и вероятность развития гематомы
15 слайд
Первая помощь при открытых переломах
Прежде всего, при оказании первой помощи при открытых переломах необходимо обработать антисептическим раствором кожу вокруг раны и наложить стерильную повязку.
Поскольку открытый перелом конечности обычно сопровождается обильным кровотечением, может возникнуть необходимость наложения кровоостанавливающего жгута.
При оказании первой помощи не следует стараться полностью исправлять имеющиеся деформации конечности, а тем более вправлять в глубину раны выступающие на поверхности отломки кости, чтобы не инфицировать рану, а также не повредить нервы и сосуды и не вызвать новый приступ боли у пострадавшего.
16 слайд
Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе
Шины – приспособления, предназначенные для обездвиживания участков тела при повреждении костей
1. Металлические сетчатые шины.
Могут быть скатаны в рулон в виде бинта. Применяют для иммобилизации кисти и предплечья.
2. Фанерные шины.
Изготовлены из листовой фанеры, изогнуты желобом. Выпускаются двух размеров: 70 и 125 см.
3. Лестничные проволочные шины Крамера.
Выпускаются двух размеров: малая – 80 см и большая – 120 см. Шина Крамера хорошо моделируется (гнется), обладает достаточной жесткостью, поэтому является наиболее универсальной, т.е. применяется для иммобилизации верхней и нижней конечностей, позвоночника.
4. Пневматическая шина (надувная).
Состоит из прозрачной двухслойной полимерной оболочки, застежки-молнии и клапанного устройства с трубкой для нагнетания воздуха. Шина закрепляется на конечности застежкой-молнией. Через клапанно-запорное устройство нагнетается ртом воздух в междуслойное пространство (рис. 2.4). В результате шина приобретает необходимую упругость и обездвиживает конечность. Размеры шины позволяют свободное её наложение на конечность поверх одежды и обуви. Пневматические шины выпускаются трех размеров: для кисти и предплечья, для стопы и голени, для коленного сустава и бедра.
5. Пластмассовая шина.
Предназначается для иммобилизации верхней конечности, голени и стопы. По обеим кромкам шины имеются отверстия для шнуровки. Пластмассовые шины выпускаются трех размеров: для иммобилизации голени и предплечья, верхней конечности, верхней и нижней конечностей у детей.
6. Шина Дитерихса (раздвижная деревянная).
Применяется для иммобилизации при переломе бедра. Состоит из двух раздвижных деревянных пластин, фанерной подошвы и палочки-закрутки.
17 слайд
Правила иммобилизации:
Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, не пытаясь вправить кость на место
Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава
При наложении шины и наличии ран сначала остановить кровотечение и обработать рану.
ДЗ – читать стр.176 – 178, вопросы 1-4 устно.
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Центр патриотического воспитания и подготовки юнармейцев
План – конспект занятий.
Возраст детей:
11 – 16 лет
Дополнительная общеобразовательная программа:
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Раздел № 7.4 Первая помощь при переломах.
Разработчики:
педагог дополнительного образования
Рубан А. В.
г. Ростов-на-Дону
2020 г.
Дата и время проведения: 32 и 35 недели
Тема: Первая помощь при переломах.
Форма проведения занятия: внеаудиторная
Цель занятия: изучить с учащимися действия при оказании первой помощи при переломах.
Задачи занятия:
обучающие:
формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала;
восполнить пробелы в знаниях;
обеспечить в ходе урока закрепление знаний по действиям мотострелкового отделения в современном общевойсковом бою.
воспитательные:
содействовать развитию интереса к изучению военного дела;
содействовать формированию патриотических чувств;
содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
развивающие:
развивать эмоции, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации;
развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
развивать познавательный интерес учеников.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер, интернет.
Структура занятия:
1.Организационный этап
Знакомство с технологией проведения занятия.
2.Основной этап.
Порядок оказания первой доврачебной помощи
Убедится, что «пострадавший» жив, для чего проверить наличие пульса, дыхания, реакции зрачка.
Наложить жгут выше места перелома для остановки кровотечения. Прикрыть рану салфеткой для предотвращения загрязнения.
Привести «пострадавшего» в чувство с помощью воды, раствора аммиака или воздействия на болевую точку.
Провести опрос «пострадавшего» с целью выявления скрытых повреждений:
— «Как тебя зовут?»;
— «Сколько ты видишь пальцев?»;
— «Ты можешь пошевелить рукой?»;
— «Ты можешь пошевелить ногой (указать непострадавшую ногу)?»;
— «Болит ли что-то кроме ноги?».
4. При отсутствии противопоказаний провести транспортную иммобилизацию «пострадавшей» ноги.
5. Уложить «пострадавшего» на плащ-палатку и подготовить её для переноски, для чего свернуть боковые края в валик.
6. Взять плащ-палатку с «пострадавшим» за свернутые в валик края (по три человека с каждой стороны). Седьмой член отряда несет амуницию «пострадавшего». Восьмой — оказывает помощь наиболее уставшим. Командир руководит транспортировкой «пострадавшего». Наиболее сильные члены отряда становятся при транспортировке впереди.
7. Транспортировать «пострадавшего» на Финиш головой вперед, соблюдая ритмичность движения и не допуская падения «пострадавшего». Допускается совершать остановки для отдыха при условии аккуратного опускания «пострадавшего» на землю.
Правила транспортной иммобилизации
Основная задача транспортной иммобилизации заключается в обеспечении неподвижности фрагментов сломанных костей и покоя поврежденному участку тела на период транспортировки пострадавшего. Она способствует значительному уменьшению болей, без нее практически невозможно предупредить развитие или углубление травматического шока при тяжелых переломах.
Общие принципы транспортной иммобилизации:
Одежда и обувь на пострадавшем обычно не препятствуют транспортной иммобилизации, более того, они служат мягкой прокладкой под шину. Снятие одежды и обуви производится лишь при крайней необходимости.
При наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины. Доступ к ране осуществляется путем рассечения одежды, желательно по шву.
При открытом переломе отломки костей, выступающие из раны, трогать нельзя.
Наложение жгута производится до иммобилизации. Не следует закрывать жгут бинтами. Время наложения жгута (дату, часы и минуты) необходимо указать в записке, закрепляемой на жгуте.
Шина не должна оказывать слишком сильного давления на мягкие ткани, особенно в области выступов во избежание образования пролежней, сдавливать крупные кровеносные сосуды и нервные стволы.
При переломах длинных трубчатых костей обязательно должны быть зафиксированы минимум два сустава, смежных с поврежденным сегментом конечности.
Надежность иммобилизации достигается прочной фиксацией шины (ремнями, косынками, лямками) на всем протяжении.
Во время наложения шин необходимо бережное обращение с поврежденной конечностью во избежание нанесения дополнительной травмы.
В зимнее время года травмированная конечность более подвержена отморожению, чем здоровая, особенно при сочетании с повреждением сосудов. При транспортировке конечность с наложенной шиной необходимо утеплять.
Для иммобилизации поврежденной конечности можно использовать различные подручные средства — доски, палки, прутья и др.
При их отсутствии поврежденную верхнюю конечность можно прибинтовать к туловищу, а сломанную ногу — к здоровой ноге.
Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а – простая иммобилизация; б – иммобилизация с легким вытяжением.
Для осуществления иммобилизации необходимы также бинты, которыми шины фиксируются к конечности; вата — для прокладок под конечность. Бинты можно заменять подручными средствами: ремнем, полосами тканей, веревкой и т.п. Вместо ваты могут использоваться полотенца, матерчатые прокладки, пучки сена, травы, соломы и т.п.
Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавливания.
3.Итоговый этап.
Первая медицинская помощь переломах?
Первая помощь при наличии раны?
Что означает транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»?
Педагог дополнительного образования
А. Рубан
Источник