Конспект урока коренной перелом 11 класс
Открытый урок по истории в 11 классе.
Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях на южном фронте в 1942-1943 году, определить причины коренного перелома в ходе войны.
Задачи урока:
I. Педагогические:
Развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом (учебник, карта) и дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности. Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу. Образовательная: ознакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 г., выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.
II. Развитие образовательного процесса:
1. диагностические
2. познавательные
3. исследовательские
Оборудование урока:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», мультимедийный проектор и ПК (презентация по теме), фотографии и иллюстрации на стенде по теме урока
Ход урока:
Мотивация:
Ребята, скажите, что вы чувствуете, видя эти фото, какие эмоции у вас возникают?
Как вы думаете, какие события здесь запечатлены?
-Это кадры из фашистских концлагерей, где во время войны уничтожалось мирное население восточной Европы и СССР.
-Вы видели бараки, в которых содержались мирные ни в чём не повинные люди, камеры пыток, в которых они безжалостно истязались и уничтожались, печи и рвы, ставшие для них последним мучительным пристанищем.
На этих кадрах вы видели не только взрослых людей, но и детей.
Скажите, существуют ли в мире какие-то законы, которые бы защищали их от подобного зла?
Верно, существует большой пакет таких общечеловеческих документов, получивших название Международной хартии прав человека.
Это сводный документ, а из каких самостоятельных документов он состоит?
Всеобщая декларация прав человека, международный Пакт о гражданских и политических и др. правах человека…
Да, но ведь в них идёт речь о «мирных» правах? Какие документы, отдельные договора защищают мирных жителей именно во время войны?
Международные соглашения о защите прав человека в периоды вооружённых конфликтов, так называемое международное гуманитарное право: о защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненых и больных в действующих армиях.
Но, как вы только что убедились, их существование не является залогом мирного существования народов на земле. Есть те, кто развязывает кровопролитные войны. Война – страшное слово. Война ранит и калечит не только воинов, она оставляет глубочайшие раны на сердцах тех, кто любит и ждёт, верит и помнит своего сына, брата, отца, мужа, деда.
Да, действительно, тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы? Для того, чтобы вы никогда, не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких… А вот как сражались советские солдаты с немецко-фашистскими захватчиками, мы узнаем в процессе сегодняшнего урока, Темой которого будет «Сталинградская битва: коренной перелом в войне».
Актуализация знаний:
Ребята, в течение предыдущих уроков вы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом Второй мировой войны и непосредственно началом ВОВ. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.
Индивидуальное задание:
Первое задание: показать на карте схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».
Второе задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
Третье задание: сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
/Что вы видели на этих кадрах? Солдат? Каких солдат? Есть ли оружие? В какой они форме? Можем ли мы предположить, что это военнопленные? А где и когда могли быть они пленены в таком количестве? – наводящие вопросы/.
Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока, в процессе которого, мы должны определить, Стала ли Сталинградская битва переломным событием в ходе войны?
На доске «основное понятие»:
Коренной перелом в войне —
Процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.
1. Изложение нового материала.
Введение.
В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря. Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.
Первый вопрос
«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».
/На доске обозначены силы сторон: Соотношения сил воющих сторон.
В Середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф. Паулюса.
Сообщение 1
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и К середине августа Вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.
Сообщение 2
В этот день фашистская авиация подвергла жесточайшему бомбовому удару весь город, совершив 2 тыс. боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.
А теперь внимание.
На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? /Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?/
Возможный ответ учащихся: Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т. к. инициатива перешла на сторону немецких войск, а именно 6й и 44й армий.
Вывод учителя: Таким образом, I этап прошёл под знаком побед 6-й и 44-й немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
Второй вопрос
«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».
Сообщение 3
Гитлер непрестанно требовал во что бы то ни стало взять город. Сосредоточив против ослабленных в боях 62-й и 64-й советских армий, непосредственно оборонявших город, превосходящие силы пехоты и танков, Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом, продолжались беспрерывно более двух месяцев. К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М. С. Шумилов).
Работа с документами
Ребята, у вас на столах лежат документы – это воспоминания военачальников воющих сторон.
Документ
Из воспоминаний маршала В. И.Чуйкова (командующего 62-й армией)
Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой.
Давайте дадим характеристику этому этапу сражения.
Возможный ответ учащихся: Советские войска в тяжелейших боях измотали и обескровили крупную группировку немецких войск, остановили её и создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.
Верно, 11 ноября 1942 года немецкие войска предприняли последнюю попытку штурма города.
Третий вопрос «III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)» /освещается после выслушивания выступлений учащихся по мини-исследованию/.
Сообщение 4
Ещё в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. Для достижения этой цели имелись все Условия. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск современной боевой техники. В тылу заканчивалось формирование резервных армий, в том числе танковых. Осенью 1942 г, в результате больших потерь, понесённых немецкими армиями под Сталинградом и на Кавказе, общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии. Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Её разгром должен был привести к крушению южного фланга противника и к перелому в оде войны.
Сообщение 5
Для уточнения деталей плана, получившего условное название «Уран», под Сталинград в сентябре 1942 г. выехал заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский. К ноябрю все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября 1942 г. план контрнаступления утвердил И. В. Сталин. Ставка намечала нанести главные удары силами двух фронтов – Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин) и Сталинградского (командующий Д. И. Ерёменко), по сходящимся направлениям, окружить и разгромить войска противника, находившиеся в междуречье Волги и Дона. На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить внезапность перехода войск в контрнаступление.
Сообщение 6
В 7 ч 30 мин 19 ноября 1942г. советская артиллерия открыла шквальный огонь по противнику, занимавшему оборону на правом берегу Дона, северо-западнее Сталинграда. Удар артиллерии был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были введены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта, которые устремились с севера на юг и на юго-восток. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, расположенные южнее Сталинграда. В этот же день они прорвали оборону противника и устремились на северо-запад, навстречу наступавшим частям Юго-Западного фронта.
Документ /читается учителем/
Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом.
Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…
Сообщение 7
Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага – 6-я и4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым армиям с юго-запада на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Р. Я. Малиновского не только остановила врага, но нанесла ему сокрушительное поражение. Остатки немецких войск отступили к Ростову.
После перехода в наступление войск Юго-Западного фронта на Среднем Дону в направлении Донбасса и разгрома войск Манштейна окружённая немецкая группировка оказалась в глубоком тылу. Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.
Вопрос учителя классу: Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так?
Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировке. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г.
Сообщение 8
31 января основные силы окружённых немецких войск во главе с произведённым накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть. Всего же в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 тыс. чел., 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолётов. Всего в плен была взята 91тыс. чел., в том числе 24 генерала.
Итог:
Так завершилось одно из крупнейших сражений ВОВ.
А теперь внимание: скажите, какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве?
На данном этапе можно говорить о переломе в ходе войны? Почему?
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.
Действительно, разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа:
2. Закрепление изученного материала.
«А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.
-Укажите на карте район, где были окружены войска генерала Ф. Паулюса.
-Какие факты позволяют нам сказать о том, что победоносное шествие немецких войск было остановлено?
3. Домашнее задание: Прочитать текст параграфа в учебнике. Ответить устно на вопросы после параграфа
Источник
Слайд 1
Subtitle here
Слайд 2
РАЗМИНКА Первая мировая война началась Начало Великой Отечественной войны План нападения на СССР имел кодовое название Операция по захвату Москвы имела кодовое название Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР Государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам боеприпасы, технику, продовольствие называется Официально Антигитлеровская коалиция оформилась Лидерами коалиции были 1 сентября 1939 г. 22 июня 1941 г. «Барбаросса» «Тайфун» И. В. Сталин Ленд – лиз 1 января 1942 г. Россия, США, Англия
Слайд 3
МОЗГОВОЙ ШТУРМ Нападение Германии на СССР : первые месяцы войны. Каковы причины неудач Красной Армии? Зимнее контрнаступление Красной Армии 1941 г. Почему Германии не удалось реализовать план молниеносной войны? Оборонные бои Красной Армии: лето – осень 1942 г. Расскажи. Антигитлеровская коалиция: как вы думаете, можно ли согласиться с существующей в западной историографии Второй мировой войны точкой зрения, что победу СССР в войне с Германией обеспечила помощь союзников по ленд-лизу?
Слайд 4
Тема урока. Коренной перелом.
Слайд 5
ЗАДАЧИ Рассмотреть, в чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Показать всемирно-историческое значение Сталинградской битвы и Курского сражения. Познакомиться с победами союзнических войск в Северной Африке и на Тихом океане. Воспитание патриотизма. Формирование коммуникативных качеств, познавательной активности, интереса к предмету.
Слайд 6
Работа в группах по стратегии ИДЕАЛ И – идентифицируйте проблему. Д – доберитесь до её сути (формулировка проблемы в виде вопроса). Е – есть варианты решения (генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы). А – а теперь за работу! Выбор оптимального варианта решения проблемы. Л – логические выводы. Подготовка выступления.
Слайд 7
Задания для групп 1 группа — Сталинградская битва. Курская битва. 2 группа – РОА генерала А. Власова. 3 группа – Сражения в Северной Африке и на Тихом океане 1942 – 1943 годов. События, способствующие коренному перелому в ходе Второй мировой войны. 4 группа – Политика Гитлера на оккупированных территориях.
Слайд 8
Сталинградская битва: 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 гг. Операция «Уран» Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Стратегическая инициатива на советско – германском фронте перешла к СССР. Активизировалась борьба антифашистов во всех странах Европы. Развеян миф о непобедимости германской армии.
Слайд 9
Курская битва: июль 1943 г. 12 июля великое танковое сражение под Прохоровкой. Резкий поворот хода событий войны, Советская Армия взяла инициативу в свои руки. Фашисты потерпели поражение в своей операции «Цитадель», на мировом уровне это выглядело как полный разгром немецкой кампании перед Советской Армией. Фашисты были морально подавлены, пропала уверенность в своём превосходстве.
Слайд 10
РОА (Российская освободительная армия) генерала Андрея Власова
Слайд 11
Сражения в Северной Африке и на Тихом океане 1942 – 1943 гг. Командующий африканским корпусом итало-немецких войск Роммель . Капитуляция в Тунисе – май 1943 г. Командующий английскими войсками Монтгомери. Решающее сражение на Тихом океане – июнь 1942 г. 1943 г – Японцы потерпели поражение.
Слайд 12
Поражение Муссолини. Италия объявляет Германии войну.
Слайд 13
Тегеран 1943 г. Открытие Второго фронта.
Слайд 14
Политика Гитлера на оккупированных территориях.
Слайд 15
Подводим итог. II фронт в Западной Европе был открыт союзниками с большой задержкой. За 11 мес. до капитуляции Германии. Западные историки утверждают, это было вызвано отсутствием у США и Англии необходимых сил и средств и будто бы компенсировалось военными поставками СССР по ленд-лизу. Как вы считаете, можно ли согласиться с подобным утверждением? Или оно вызывает у вас сомнение? Свою точку зрения аргументируйте. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : параграф 25, читать, вопросы 1,2,3 с.173 – 174 отвечать, https:// www.youtube.com/watch?v=TKjOe_baOs4 смотреть видео, посмотреть к/ ф «Они сражались за Родину» – о Курском сражении, прочитать роман Юрия Бондарева «Горячий снег» – о Сталинградской битве (есть одноимённый фильм).
Слайд 16
ОЦЕНИ УРОК Что узнал? Что потрясло? Чему научился? Каково было твоё психологическое состояние на уроке? Почему?
Источник