Конспект по лфк при переломах
В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник
Содержание
Дозировка
Организационно – методические указания
Подготовительная часть 15 мин.
Ходьба:- на носках, — на пятках, — на внешней стороне стопы,- в полуприседи,- в полном приседе.
О.Р.У.
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклоны головы 1- вперед, 2- вправо, 3 – влево,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, рывковые движения в стороны,
— и.п. – основная стойка, правая рука вверху, левая внизу, рывковые движения назад,
— и.п. – основная стойка, 1 – поднять плечи, 2 – опустить плечи,
— и.п. – ноги на ширине плеч, разноименные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, одновременные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон туловища вперед – руки в стороны « мельница».
— и.п. – основная стойка, руки на поясе, наклоны туловища, вперед, назад, вправо ,влево ,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища на 2 счета,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон туловища вперед на 1 – к правой ноге, 2 – к середине, 3 – к левой,
— и.п. – ноги вместе.
— и.п.- ноги вместе, приседания,
— и.п. – присед на правой ноге, перекаты,
— и.п. – в упоре присев на правой ноге — левая сзади. Смена ног.
— и.п. – основная стойка, 1 – мах правой ногой с хлопком под коленом,
2 — мах левой с хлопком под коленом,
— и.п. – основная стойка, 1–ноги врозь, руки вверх – хлопок над головой,
2- и.п. Прыжки «Звездочка»,
— Упражнение на дыхание.
3 мин.
11 мин.
8 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раза
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
3 раза
3 раза
Руки вверх — глаза смотрят вверх.
Руки за головой, локти в стороны – глаза смотрят вниз.
Руки на поясе, пальчики ног поджаты, работа глаз 1- вправо, 2- влево.
Спина прямая, глаза рисуют «бантик».
Руки за головой, локти в стороны, спина прямая
Спина прямая, дыхание ровное.
Руки прямые — на уровне плеч, 1 – вдох, 2 – выдох,
Руки прямые, движения выполняются до отказа.
Спина прямая.
Вдох через нос и выдох через рот.
Голова на месте, скручивание грудного отдела позвоночника.
Дыхание произвольное, ноги прямые.
Стопы не отрывать от пола.
Ноги в коленях не сгибать.
Ноги прямые, руками коснуться пола
Пятки от пола не отрывать, руки впереди.
Колено вперед, нога сзади прямая.Спина прямая, нога прямая.
Дыхание произвольное.
Вдох через нос, выдох через нос.
— и.п. – лежа на спине, руки за головой, 1-2 глубокий вдох, поднять грудную клетку, 3-4 спокойный выдох,
— и.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, 1- поднять прямую ногу вверх, 2- и.п., 3-4 тоже другой ногой
— и.п. – тоже, 1-2 – поднять руки вверх глубокий вдох, 3-4- руки опустить спокойный выдох,
— и.п. – тоже, на каждый счет отведение ног в сторону поочередно,
— и.п. – лежа на спине , руки вдоль туловища, ноги вместе прямые, 1- согнуть правую ногу в колене, 2- и.п.,
3-4- тоже левой,
— и.п.- тоже, 1- согнуть ноги в коленных суставах, 2- выпрямить ноги вверх, 3- согнуть, 4- и.п.,
— и.п. – лежа на спине, руки в стороны, 1-2 –поднять таз, удерживаясь на руках и стопе, 3-4- и.п.,
— и.п.- тоже, ноги приподняты и согнуты в коленях под углом 90 град.,
1-2- вдох, медленно положить ноги вправо, 3-4 – и.п., 5-8 тоже влево,
— и.п.- сед – ноги вместе, 1- прогнуться в пояснице, 2 – и.п.,
— и.п. – сед ноги скрестно, руки на поясе, 1- наклон вправо, 2- наклон влево,
— и.п. – сед в группировке. Перекаты.
— и.п. – сед на пятках, руки вперед, туловище наклонено вперед. Растяжка
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
Таз не отрывать от пола.
Лопатки не отрывать от пола.
Спина прямая.
Ноги прямые.
Голова прямо, лопатки прижаты к полу.
Лопатки от пола не отрывать
Голова прямо, прогнуться в поясничном отделе позвоночника.
Лопатки от пола не отрывать.
Таз поднять.
Спина прямая.
Подбородок прижат к коленям.
Руки прямые. Тянемся вперед.
Руки прямые. Вдох через нос, выдох через рот.
Прогнуться в спине, ноги прямые.
Дети стоят в одной шеренге.
Заключительная часть 10 мин.
Подвижная игра.
Дыхательные упражнения:
— 1- руки через сторон , встать на носочки – вдох, 2- и.п. -выдох .,
— и.п.- ноги на ширине плеч, руки в замке на груди, 1- вдох, 2- наклон туловища вперед- руки в замке потянуться вперед за руками – выдох,
8 мин.
6 раз
6 раз
Источник
№
Содержание
Дозиров-
ка
Организационно – методические
указания
1.
2.
3.
Подготовительная часть:
Ходьба:
— на носках,
— на пятках,
— на внешней стороне стопы,
— в полуприседи,
— в полном приседе.
О.Р.У.
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклоны го ловы 1- вперед, 2- вправо, 3 – влево,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки
перед грудью, рывковые движения в
стороны,
— и.п. – основная стойка, правая рука
вверху, левая внизу, рывковые дви-
жения назад,
— и.п. – основная стойка, 1 – поднять
плечи, 2 – опустить плечи,
— и.п. – ноги на ширине плеч, разно-
именные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, одновре-
менные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон
туловища вперед – руки в стороны
« мельница».
— и.п. – основная стойка, руки на поя-
се, наклоны туловища, вперед, на-
зад, вправо ,влево ,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки на
поясе, повороты туловища на 2 сче-
та,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон
туловища вперед на 1 – к правой
ноге, 2 – к середине, 3 – к левой,
— и.п. – ноги вместе. Наклон вперед.
« растяжка»,
— и.п.- ноги вместе, приседания,
— и.п. – присед на правой ноге, пере-
каты,
— и.п. – в упоре присев на правой ноге
— левая сзади. Смена ног.
— и.п. – основная стойка, 1 – мах пра-
вой ногой с хлопком под коленом,
2 — мах левой с хлопком под коле-
ном,
— и.п. – основная стойка, 1–ноги врозь,
руки вверх – хлопок над головой,
2- и.п. Прыжки «Звездочка»,
— Упражнение на дыхание.
Основная часть:
— и.п. – лежа на спине, руки за голо-
вой, 1-2 глубокий вдох, поднять груд
ную клетку, 3-4 спокойный выдох,
— и.п. – лежа на спине, руки вдоль ту-
ловища, 1- поднять прямую ногу
вверх, 2- и.п., 3-4 тоже другой ногой
— и.п. – тоже, 1-2 – поднять руки вверх
глубокий вдох, 3-4- руки опустить-
спокойный выдох,
— и.п. – тоже, на каждый счет отведе-
ние ног в сторону поочередно,
— и.п. – лежа на спине , руки вдоль ту-
ловища, ноги вместе прямые, 1- сог-
нуть правую ногу в колене, 2- и.п.,
3-4- тоже левой,
— и.п.- тоже, 1- согнуть ноги в колен-
ных суставах, 2- выпрямить ноги
вверх, 3- согнуть, 4- и.п.,
— и.п. – лежа на спине, руки в стороны,
1-2 –поднять таз, удерживаясь на ру-
ках и стопе, 3-4- и.п.,
— и.п.- тоже, ноги приподняты и согну-
ты в коленях под углом 90 град.,
1-2- вдох, медленно положить ноги
вправо, 3-4 – и.п., 5-8 тоже влево,
— и.п.- сед – ноги вместе, 1- прогнуться
в пояснице, 2 – и.п.,
— и.п. – сед ноги скрестно, руки на
поясе, 1- наклон вправо, 2- наклон
влево,
— и.п. – сед в группировке. Перекаты.
— и.п. – сед на пятках, руки вперед, ту-
ловище наклонено вперед. Растяжка.
Заключительная часть.
Дыхательные упражнения:
— 1- руки через сторон , встать на но-
сочки – вдох, 2- и.п. -выдох .,
— и.п.- ноги на ширине плеч, руки в
замке на груди, 1- вдох, 2- наклон ту-
ловища вперед- руки в замке потя-
нуться вперед за руками – выдох,
— игра малой подвижности
« Внимание, класс!».
15 мин.
3 мин.
12 мин.
3 раза
4 раза
4 раза
6 раз
8 раз
8 раз
6 раз
3 раза
4 раза
6 раз
3 раза
5-7 раз
6-8 раз
6-8 раз
4-5 раз
5-6 раз
3 раза
15 мин.
3 раза
3 раза
3 раза
4-6 раз
4 раза
4 раза
4 раза
4 раза
3-4 раза
6 раз.
3-4 раза.
1 мин
5 мин
3-4 раза.
3-4 раза.
2 мин.
Руки вверх — глаза смотрят вверх.
Руки за головой, локти в стороны – глаза смотрят вниз.
Руки на поясе, пальчики ног поджаты,
работа глаз 1- вправо, 2- влево.
Спина прямая, глаза рисуют «бантик».
Руки за головой, локти в стороны, спина прямая
Спина прямая, дыхание ровное.
Руки прямые — на уровне плеч,
1 – вдох, 2 – выдох,
Руки прямые, движения выполняются до отказа.
Спина прямая.
Наклон туловища вперед, махи руками выше спины. Вдох через нос и выдох
через рот.
Имитация движений рук при спуске с горы, вдох через нос , выдох через рот.
Голова на месте, скручивание грудного
отдела позвоночника.
Дыхание произвольное, ноги прямые.
Стопы не отрывать от пола.
Ноги в коленях не сгибать.
Ноги прямые, руками коснуться пола
Пятки от пола не отрывать, руки впереди.
Нога в стороне прямая.
Колено вперед, нога сзади прямая
Спина прямая, нога прямая.
Дыхание произвольное.
Вдох через нос, выдох через нос.
Таз не отрывать от пола.
Лопатки не отрывать от пола.
Спина прямая.
Ноги прямые.
Голова прямо, лопатки прижаты к по-
лу.
Лопатки от пола не отрывать
Голова прямо, прогнуться в поясничном отделе позвоночника.
Лопатки от пола не отрывать.
Таз поднять.
Спина прямая.
Подбородок прижат к коленям.
Руки прямые. Тянемся вперед.
.
Руки прямые. Вдох через нос, выдох
через рот.
Прогнуться в спине, ноги прямые.
Дети стоят в одной шеренге. Упражне-
ния выполняются в том случае, когда
учитель говорит: «Класс!». Не внима-
тельные делают шаг вперед.
Источник
Содержание
Дозировка
Организационно – методические указания
Подготовительная часть 15 мин.
Ходьба:- на носках, — на пятках, — на внешней стороне стопы,- в полуприседи,- в полном приседе.
О.Р.У.
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклоны головы 1- вперед, 2- вправо, 3 – влево,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, рывковые движения в стороны,
— и.п. – основная стойка, правая рука вверху, левая внизу, рывковые движения назад,
— и.п. – основная стойка, 1 – поднять плечи, 2 – опустить плечи,
— и.п. – ноги на ширине плеч, разноименные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, одновременные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон туловища вперед – руки в стороны « мельница».
— и.п. – основная стойка, руки на поясе, наклоны туловища, вперед, назад, вправо ,влево ,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища на 2 счета,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон туловища вперед на 1 – к правой ноге, 2 – к середине, 3 – к левой,
— и.п. – ноги вместе.
— и.п.- ноги вместе, приседания,
— и.п. – присед на правой ноге, перекаты,
— и.п. – в упоре присев на правой ноге — левая сзади. Смена ног.
— и.п. – основная стойка, 1 – мах правой ногой с хлопком под коленом,
2 — мах левой с хлопком под коленом,
— и.п. – основная стойка, 1–ноги врозь, руки вверх – хлопок над головой,
2- и.п. Прыжки «Звездочка»,
— Упражнение на дыхание.
3 мин.
11 мин.
8 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раза
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
3 раза
3 раза
Руки вверх — глаза смотрят вверх.
Руки за головой, локти в стороны – глаза смотрят вниз.
Руки на поясе, пальчики ног поджаты, работа глаз 1- вправо, 2- влево.
Спина прямая, глаза рисуют «бантик».
Руки за головой, локти в стороны, спина прямая
Спина прямая, дыхание ровное.
Руки прямые — на уровне плеч, 1 – вдох, 2 – выдох,
Руки прямые, движения выполняются до отказа.
Спина прямая.
Вдох через нос и выдох через рот.
Голова на месте, скручивание грудного отдела позвоночника.
Дыхание произвольное, ноги прямые.
Стопы не отрывать от пола.
Ноги в коленях не сгибать.
Ноги прямые, руками коснуться пола
Пятки от пола не отрывать, руки впереди.
Колено вперед, нога сзади прямая.Спина прямая, нога прямая.
Дыхание произвольное.
Вдох через нос, выдох через нос.
— и.п. – лежа на спине, руки за головой, 1-2 глубокий вдох, поднять грудную клетку, 3-4 спокойный выдох,
— и.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, 1- поднять прямую ногу вверх, 2- и.п., 3-4 тоже другой ногой
— и.п. – тоже, 1-2 – поднять руки вверх глубокий вдох, 3-4- руки опустить спокойный выдох,
— и.п. – тоже, на каждый счет отведение ног в сторону поочередно,
— и.п. – лежа на спине , руки вдоль туловища, ноги вместе прямые, 1- согнуть правую ногу в колене, 2- и.п.,
3-4- тоже левой,
— и.п.- тоже, 1- согнуть ноги в коленных суставах, 2- выпрямить ноги вверх, 3- согнуть, 4- и.п.,
— и.п. – лежа на спине, руки в стороны, 1-2 –поднять таз, удерживаясь на руках и стопе, 3-4- и.п.,
— и.п.- тоже, ноги приподняты и согнуты в коленях под углом 90 град.,
1-2- вдох, медленно положить ноги вправо, 3-4 – и.п., 5-8 тоже влево,
— и.п.- сед – ноги вместе, 1- прогнуться в пояснице, 2 – и.п.,
— и.п. – сед ноги скрестно, руки на поясе, 1- наклон вправо, 2- наклон влево,
— и.п. – сед в группировке. Перекаты.
— и.п. – сед на пятках, руки вперед, туловище наклонено вперед. Растяжка
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6 раз
Таз не отрывать от пола.
Лопатки не отрывать от пола.
Спина прямая.
Ноги прямые.
Голова прямо, лопатки прижаты к полу.
Лопатки от пола не отрывать
Голова прямо, прогнуться в поясничном отделе позвоночника.
Лопатки от пола не отрывать.
Таз поднять.
Спина прямая.
Подбородок прижат к коленям.
Руки прямые. Тянемся вперед.
Руки прямые. Вдох через нос, выдох через рот.
Прогнуться в спине, ноги прямые.
Дети стоят в одной шеренге.
Заключительная часть 10 мин.
Подвижная игра.
Дыхательные упражнения:
— 1- руки через сторон , встать на носочки – вдох, 2- и.п. -выдох .,
— и.п.- ноги на ширине плеч, руки в замке на груди, 1- вдох, 2- наклон туловища вперед- руки в замке потянуться вперед за руками – выдох,
8 мин.
6 раз
6 раз
Источник
№
Содержание
Дозиров-
ка
Организационно – методические
указания
1.
2.
3.
Подготовительная часть:
Ходьба:
— на носках,
— на пятках,
— на внешней стороне стопы,
— в полуприседи,
— в полном приседе.
О.Р.У.
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклоны го ловы 1- вперед, 2- вправо, 3 – влево,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки
перед грудью, рывковые движения в
стороны,
— и.п. – основная стойка, правая рука
вверху, левая внизу, рывковые дви-
жения назад,
— и.п. – основная стойка, 1 – поднять
плечи, 2 – опустить плечи,
— и.п. – ноги на ширине плеч, разно-
именные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, одновре-
менные махи руками,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон
туловища вперед – руки в стороны
« мельница».
— и.п. – основная стойка, руки на поя-
се, наклоны туловища, вперед, на-
зад, вправо ,влево ,
— и.п. – ноги на ширине плеч, руки на
поясе, повороты туловища на 2 сче-
та,
— и.п. – ноги на ширине плеч, наклон
туловища вперед на 1 – к правой
ноге, 2 – к середине, 3 – к левой,
— и.п. – ноги вместе. Наклон вперед.
« растяжка»,
— и.п.- ноги вместе, приседания,
— и.п. – присед на правой ноге, пере-
каты,
— и.п. – в упоре присев на правой ноге
— левая сзади. Смена ног.
— и.п. – основная стойка, 1 – мах пра-
вой ногой с хлопком под коленом,
2 — мах левой с хлопком под коле-
ном,
— и.п. – основная стойка, 1–ноги врозь,
руки вверх – хлопок над головой,
2- и.п. Прыжки «Звездочка»,
— Упражнение на дыхание.
Основная часть:
— и.п. – лежа на спине, руки за голо-
вой, 1-2 глубокий вдох, поднять груд
ную клетку, 3-4 спокойный выдох,
— и.п. – лежа на спине, руки вдоль ту-
ловища, 1- поднять прямую ногу
вверх, 2- и.п., 3-4 тоже другой ногой
— и.п. – тоже, 1-2 – поднять руки вверх
глубокий вдох, 3-4- руки опустить-
спокойный выдох,
— и.п. – тоже, на каждый счет отведе-
ние ног в сторону поочередно,
— и.п. – лежа на спине , руки вдоль ту-
ловища, ноги вместе прямые, 1- сог-
нуть правую ногу в колене, 2- и.п.,
3-4- тоже левой,
— и.п.- тоже, 1- согнуть ноги в колен-
ных суставах, 2- выпрямить ноги
вверх, 3- согнуть, 4- и.п.,
— и.п. – лежа на спине, руки в стороны,
1-2 –поднять таз, удерживаясь на ру-
ках и стопе, 3-4- и.п.,
— и.п.- тоже, ноги приподняты и согну-
ты в коленях под углом 90 град.,
1-2- вдох, медленно положить ноги
вправо, 3-4 – и.п., 5-8 тоже влево,
— и.п.- сед – ноги вместе, 1- прогнуться
в пояснице, 2 – и.п.,
— и.п. – сед ноги скрестно, руки на
поясе, 1- наклон вправо, 2- наклон
влево,
— и.п. – сед в группировке. Перекаты.
— и.п. – сед на пятках, руки вперед, ту-
ловище наклонено вперед. Растяжка.
Заключительная часть.
Дыхательные упражнения:
— 1- руки через сторон , встать на но-
сочки – вдох, 2- и.п. -выдох .,
— и.п.- ноги на ширине плеч, руки в
замке на груди, 1- вдох, 2- наклон ту-
ловища вперед- руки в замке потя-
нуться вперед за руками – выдох,
— игра малой подвижности
« Внимание, класс!».
15 мин.
3 мин.
12 мин.
3 раза
4 раза
4 раза
6 раз
8 раз
8 раз
6 раз
3 раза
4 раза
6 раз
3 раза
5-7 раз
6-8 раз
6-8 раз
4-5 раз
5-6 раз
3 раза
15 мин.
3 раза
3 раза
3 раза
4-6 раз
4 раза
4 раза
4 раза
4 раза
3-4 раза
6 раз.
3-4 раза.
1 мин
5 мин
3-4 раза.
3-4 раза.
2 мин.
Руки вверх — глаза смотрят вверх.
Руки за головой, локти в стороны – глаза смотрят вниз.
Руки на поясе, пальчики ног поджаты,
работа глаз 1- вправо, 2- влево.
Спина прямая, глаза рисуют «бантик».
Руки за головой, локти в стороны, спина прямая
Спина прямая, дыхание ровное.
Руки прямые — на уровне плеч,
1 – вдох, 2 – выдох,
Руки прямые, движения выполняются до отказа.
Спина прямая.
Наклон туловища вперед, махи руками выше спины. Вдох через нос и выдох
через рот.
Имитация движений рук при спуске с горы, вдох через нос , выдох через рот.
Голова на месте, скручивание грудного
отдела позвоночника.
Дыхание произвольное, ноги прямые.
Стопы не отрывать от пола.
Ноги в коленях не сгибать.
Ноги прямые, руками коснуться пола
Пятки от пола не отрывать, руки впереди.
Нога в стороне прямая.
Колено вперед, нога сзади прямая
Спина прямая, нога прямая.
Дыхание произвольное.
Вдох через нос, выдох через нос.
Таз не отрывать от пола.
Лопатки не отрывать от пола.
Спина прямая.
Ноги прямые.
Голова прямо, лопатки прижаты к по-
лу.
Лопатки от пола не отрывать
Голова прямо, прогнуться в поясничном отделе позвоночника.
Лопатки от пола не отрывать.
Таз поднять.
Спина прямая.
Подбородок прижат к коленям.
Руки прямые. Тянемся вперед.
.
Руки прямые. Вдох через нос, выдох
через рот.
Прогнуться в спине, ноги прямые.
Дети стоят в одной шеренге. Упражне-
ния выполняются в том случае, когда
учитель говорит: «Класс!». Не внима-
тельные делают шаг вперед.
Источник
В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник