Консервативным методом лечения переломов является
Под консервативным методом лечения перелома обычно понимают одномоментную закрытую репозицию с последующей иммобилизацией с помощью гипсовой повязки.
Метод применим при простых закрытых переломах без значительного смещения отломков или при возможности легкого его устранения (простые переломы костей голени и предплечья, переломы лодыжек, костей кисти и стопы, фаланг пальцев и пр.).
а) Репозиция
Наиболее часто применима ручная одномоментная закрытая репозиция. Ее техника заключается в следующем.
Обезболивание
Метод обезболивания может быть различен (введение новокаина в гематому в зоне перелома по Беллеру, проводниковая анестезия, внутривенный наркоз).
Наиболее простым способом является введение новокаина в гематому. Для этого непосредственно над зоной перелома с соблюдением всех правил асептики осуществляют внутрикожную анестезию, а затем, предпосылая новокаин, продвигают иглу в направлении линии перелома, потягивая периодически на себя поршень шприца. Появление при этом в шприце крови свидетельствует о нахождении иглы в области гематомы в зоне перелома. В этот момент вводят 20-30 мл 1-2% раствора новокаина.
Техника репозиции Пациента следует положить в удобном для него положении. Помощник врача-травматолога фиксирует конечность проксимальнее перелома (центральный отломок), а врач осуществляет тягу за дистальную ее часть (периферический отломок) в нужном направлении, что определяется характером смещения по данным рентгенографии (рис. 11.9).
После того как по мнению врача-травматолога репозиция достигнута, накладывают гипсовую лонгету для временной фиксации и производят контрольное рентгенографическое исследование. Если результаты его свидетельствуют об удовлетворительном стоянии отломков, производят окончательную иммобилизацию. Если смещение отломков сохраняется, то производят повторную репозицию.
б) Иммобилизация
При консервативном способе лечения иммобилизация осуществляется с помощью гипсовых повязок.
В травматологическом стационаре (травмлункте) имеются специальные гипсовые комнаты, оснащенные соответствующим инвентарем и инструментами.
В ней должны быть: ортопедический стол, таз с клеенкой, бинты, гипсовый порошок, инструменты для снятия гипса.
Гипс — это сульфат кальция, высушенный при температуре 100- 130°С. Просушенный гипс представляет из себя мелкий белый порошок, обладающий гидрофильными свойствами. При смешивании с водой он быстро присоединяет кристаллизованную воду, образуя плотную, твердую кристаллическую массу.
На ощупь гипсовый порошок должен быть мягким, тонким, без частиц и крупинок. При смешивании его с равным количеством воды на тарелке при комнатной температуре через 5-6 минут должна образоваться твердая пластинка, которая не крошится и не деформируется при надавливании.
Для ускорения затвердевания гипса применяют более низкую температуру воды, добавление поваренной соли или крахмала.
Гипсовая техника Подготовка гипсовых бинтов — на специальном столе раскатывают марлевые бинты, пересыпают их гипсовым порошком и вновь скатывают. В последнее время в основном используют гипсовые бинты фабричного производства, хранящиеся в герметичных упаковках из полиэтилена.
Замачивание бинтов — бинты в скатанном виде на 1-2 минуты погружают в таз с водой комнатной температуры. Косвенным признаком намокания всего бинта является прекращение выделения пузырьков воздуха. После этого бинты вынимают и аккуратно отжимают воду с концов бинта — в середину, без выкручивания и сильных усилий во избежание потери с водой гипсового порошка.
Подготовка лонгет — влажные бинты раскатывают на столе, покрытом клеенкой, на определенную, предварительно измеренную длину и тщательно разглаживают. Затем поверх первого слоя укладывают второй, третий и т. д. Для подготовки лонгеты на предплечье достаточно 5-6 слоев, на голень — 8-10 слоев, на бедро — до 10-12 слоев гипсового бинта.
Наложение повязки — после обработки ссадин антисептиками на выступающее костное образование укладывают вату или кусочки ткани, накладывают подготовленные лонгеты и осуществляют бинтование гипсовым бинтом. При этом следует соблюдать определенные правила:
- конечность по возможности должна находиться в физиологически выгодном положении,
- повязка обязательно захватывает один сустав выше и один — ниже перелома,
- бинт не перекручивают, а подрезают,
- дистальные участки конечности (кончики пальцев) должны оставаться открытыми.
Последнее положение заслуживает особого внимания. При наложении циркулярной гипсовой повязки вследствие прогрессирования отека может произойти сдавление мягких тканей, нарушиться венозный отток вплоть до возникновения тяжелых расстройств кровообращения.
Поэтому при малейшем появлении отека пальцев и их цианоза необходимо рассечь циркулярную повязку по передней поверхности и развести края в области разреза для увеличения ее объема на время отека. Пренебрежение указанным правилом может привести к развитию тяжелейших осложнений — некрозов под гипсом и гангрене конечности.
Сушка — происходит в течение 5- 10 минут, затвердевание определяется легким постукиванием по повязке — раздается характерный для постукивания по твердому предмету звук.
Основные виды гипсовых повязок представлены на рис. 1L10.
Гипсовая повязка накладывается на весь срок, необходимый для консолидации перелома — в основном от 3-4 недель до 2-3 месяцев.
в) Достоинства и недостатки консервативного метода лечения
К достоинствам консервативного метода относятся его простота, мобильность больного и возмож
ность амбулаторного лечения, а также отсутствие повреждения кожных покровов и возможности инфекционных осложнений.
Основными недостатками метода являются:
- Закрытая одномоментная репозиция не всегда может быть успешной.
- Невозможно удержать отломки костей в массивных мышечных тканях (бедро).
- Обездвиживание всей конечности приводит к:
атрофии мышц, тугоподвижности суставов, лимфовенозному стазу, флебиту.
- Тяжесть и невозможность передвижения при массивных повязках у стариков и детей.
- Невозможность наблюдения за состоянием конечности.
Источник
Консервативное лечение перелома чаще всего означает одномоментную закрытую репозицию с последующей иммобилизацией по- вреждённого сегмента (конечности) с помощью гипсовой повязки. Метод применяют при закрытых переломах без значительного смещения отломков или возможности его устранения с помощью
ручной репозиции (простые переломы длинных костей голени и предплечья, переломы лодыжек, костей кисти и стопы, фаланг пальцев и др.).
Репозиция
Наиболее часто прибегают к ручной одномоментной закрытой репозиции. Её методика заключается в следующем.
Обезболивание.Метод обезболивания может быть различен (введение местного анестетика в гематому в области перелома по Беллеру, проводниковая анестезия, внутривенный наркоз). Наиболее простой способ — введение местного анестезирующего средства в гематому. Для этого непосредственно над зоной перелома с соблюдением всех правил асептики осуществляют внутрикожную анестезию, а затем, предпосылая раствор анестетика, продвигают иглу в направлении линии перелома, периодически потягивая поршень шприца на себя. Появление в шприце крови свидетельствует о нахождении иглы в области гематомы в зоне перелома. Не изменяя положения иглы, вводят необходимое количество концентрированного раствора анестетика, но не более однократно допустимой дозы (например, в перерасчете на прокаин это составляет не более 0,5 г сухого вещества).
Техника репозиции.Пациента следует уложить на ортопедический или перевязочный стол в удобном для него положении. Помощник врача-травматолога фиксирует конечность проксимальнее перелома (центральный отломок), а врач осуществляет тягу за дистальную её часть (периферический отломок) в нужном направлении, что определяется характером смещения по данным рентгенографии.
После того как, по мнению врача-травматолога, репозиция осуществлена, накладывают гипсовую лонгету для временной фиксации и производят контрольное рентгенографическое исследование. Если его результаты свидетельствуют об удовлетворительном стоянии отломков, осуществляют окончательную иммобилизацию, если смещение отломков не устранено, то выполняют повторную репозицию.
Иммобилизация
При консервативном способе лечения иммобилизацию осуществляют с помощью гипсовых повязок.
В травматологическом стационаре (травмпункте) имеются специальные гипсовые комнаты, оснащённые соответствующим инвента- рём и инструментами. В ней должны быть ортопедический стол, таз,
клеёнка, бинты и гипсовый порошок (готовые гипсовые бинты, изготовленные заводским методом), инструменты для снятия гипса. Техника гипсования.
Гипс — сульфат кальция, высушенный при температуре 100-130 С. Просушенный гипс представляет из себя мелкий белый порошок, обладающими гидрофильными свойствами. При смешивании с водой гипс быстро твердеет, образуя плотную и прочную кристаллическую массу.
Для проверки качества гипса применяют ряд проб. На ощупь порошок должен быть мягким, мелким, без частиц и крупинок. При смешивании гипсового порошка на тарелке с равным количеством воды при комнатной температуре через 5-6 мин должна образоваться твёрдая пластинка, которая не крошится и не деформируется при надавливании.
Для ускорения затвердевания гипса применяют более низкую температуру воды, а также добавление поваренной соли или крахмала.
Подготовка гипсовых бинтов. На специальном столе раскатывают марлевые бинты, пересыпают их гипсовым порошком и вновь скатывают. В последние годы в основном используют гипсовые бинты фабричного производства, хранящиеся в герметичных упаковках из полиэтилена.
Подготовка лонгет. Сухие гипсовые бинты раскатывают на столе на нужную длину и тщательно разглаживают. Затем поверх первого слоя укладывают второй, третий и т.д. Для подготовки лонгеты для иммобилизации предплечья достаточно 5-6 слоёв, на голени — 8-10 слоёв, бедра — до 10-12 слоёв гипсового бинта.
Замачивание бинтов и лонгет. Гипсовые бинты в скатанном виде (лонгеты) на 1-2 мин погружают в таз с водой комнатной температуры. Косвенным признаком полного намокания бинта (лонгеты) является прекращение выделения пузырьков воздуха. После этого бинт (лонгету) вынимают и аккуратно отжимают воду без выкручивания и сильных усилий по направлению от концов к середине во избежание потери с водой и гипсового порошка.
Наложение повязки. После обработки ссадин и небольших ран под- готовленные лонгеты накладывают на повреждённую конечность, после чего их фиксируют обыкновенными бинтами либо гипсовыми, если требуется циркулярная повязка. При этом следует соблюдать определённые правила:
• конечность должна находиться в физиологически выгодном положении;
• повязка должна захватывать смежные суставы;
• гипсовые бинты следует подрезать, а не перекручивать;
• дистальные участки конечности, а кончики пальцев обязательно должны оставаться открытыми.
Последнее положение заслуживает особого внимания. При тугом наложении циркулярной гипсовой повязки вследствие прогрессирования отёка наступает сдавление мягких тканей с нарушением веноз- ного оттока, вплоть до возникновения тяжёлых расстройств кровообращения. Поэтому при появлении выраженного отёка пальцев и цианоза необходимо рассечь циркулярную повязку по передней поверхности, развести её края в области разреза для нужного увеличения объёма. Пренебрежение указанным правилом может привести к развитию тяжёлых осложнений — формированию некрозов мягких тканей под гипсом или даже гангрены конечности.
Готовность гипсовой повязки. В течение 5-10 мин гипсовую повязку удерживают в нужном положении, после лёгким постукиванием по повязке убеждаются в её окончательном затвердевании.
Гипсовую повязку накладывают на весь срок, необходимый для консолидации перелома — от 3-4 нед до 2-3 мес, в зависимости от локализации и характера перелома.
Достоинства и недостатки консервативного метода лечения
К достоинствамконсервативного метода относят его простоту, воз- можность для больного самостоятельно передвигаться и проходить лечение в амбулаторном порядке в большинстве случаев.
Основные недостаткиметода:
• не всегда возможно достижение успеха при выполнении одномоментной закрытой репозиции;
• невозможность удержания костных отломков в больших массивах мышц (бедро, голень, плечо);
• длительное обездвиживание конечности неизбежно приводит к атрофии мышц, тугоподвижности суставов, возможно возникновение лимфовенозного стаза, флебита;
• большая тяжесть некоторых повязок, трудности, а иногда невозможность самостоятельного передвижения при использовании массивных гипсовых повязок (тазобедренная, торакобрахиальная) у стариков и детей;
• трудности наблюдения за мягкими тканями, скрытыми под гипсовой повязкой.
Источник
Консервативные методы лечения переломов и вывихов имеют достаточно большую историю, но, несмотря на это, они не потеряли значение до сих пор и в части случаев являются методом выбора. При сочетанных травмах консервативные методы в значительной степени являются методом временной иммобилизации переломов в раннем периоде у тяжелопострадавших, поскольку в силу сложного характера переломов расширяются показания к оперативному лечению. Как окончательные методы гипсовая иммобилизация и скелетное вытяжение применяются реже, чем при изолированных травмах.
К особенностям консервативного лечения следует отнести и трудности в репозиции костных отломков. Это связано с тем, что и вправление вывихов, и репозицию проводят в вынужденном положении больного лежа на спине и при наличии переломов соседних сегментов конечностей, когда вправление одного перелома может привести к смещению другого.
К консервативным методам относят лечение положением, т.е. без иммобилизации, иммобилизацию гипсовыми повязками и тракцию скелетным вытяжением. Отдельно следует остановиться на вправлении вывихов.
Показаниями к лечению положением являются переломы, фиксированные связками и окружающими тканями и не имеющие тенденции к смещению. К ним относятся переломы лопатки, грудных и поясничных позвонков с небольшим смещением при целых дужках, стабильные переломы переднего полукольца таза, переломы крестца, переломы костей запястья и заднего отдела стопы без смещения. Поскольку пациент с политравмой находится достаточно длительное время на постельном режиме в положении лежа на спине, создаются благоприятные условия для сращения этих переломов.
Гипсовая иммобилизация как временная мера фиксации переломов при сочетанных травмах применяется достаточно широко и показана при любых повреждениях конечностей, кроме переломов бедра. Понятно, что следует стремиться к максимально точной репозиции отломков, но если по тем или иным причинам она не удается, то не следует выполнять многократные повторные репозиции. Гипсовую иммобилизацию используют также как дополнительный способ фиксации при недостаточно надежной фиксации спицами, аппаратами наружной фиксации, особенно у возбужденных пациентов.
Из гипсовых повязок применяют только гипсовые лонгеты; глухие гипсовые повязки противопоказаны. Это связано с тем, что у пациентов с политравмой быстро развивается отек поврежденной конечности и у большинства из них имеются нарушения сознания и снижение чувствительности к боли вследствие введения анальгетиков, поэтому они не могут адекватно контролировать состояние своей конечности. Пациент с изолированной травмой всегда заметит онемение и усиление болей в травмированной конечности и обратит на это внимание медицинского персонала.
Скелетное вытяжение применяют при вертикальных смещениях таза, переломах вертлужной впадины, переломах бедра и обеих костей голени с целью устранения смещения по длине, под углом и иммобилизации отломков. Скелетное вытяжение чаще всего является временной мерой, и в дальнейшем на профильном клиническом этапе выполняют остеосинтез переломов.
Консервативные методы не имеют противопоказаний, их можно использовать у всех категорий пострадавших, даже у самых тяжелых, поскольку они просты, не сопровождаются кровопотерей и обеспечивают удовлетворительную иммобилизацию отломков даже в тех случаях, когда репозиция не удается.
В.А. Соколов
Множественные и сочетанные травмы
Источник
Çäåñü — ëèøü ñîáðàííàÿ èç îòêðûòûõ èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèÿ. Íèêàêîãî àâòîðñòâà
Êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ òðàâìû ïîçâîíî÷íèêà
Ñàìûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ: ìåòîä îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà, ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä, à òàêæå ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà.
Îäíîìîìåíòíàÿ ðåïîçèöèÿ ïîêàçàíà ïðè çíà÷èòåëüíûõ òðàâìàõ, íàïðèìåð êîìïðåññèÿ òåëà ïîçâîíêà íà ïîëîâèíó òåëà è áîëåå. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìî âûâèõè ñ çàìûêàíèåì ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ, ýêñòåíñèâíûå ïåðåëîìû, ïîâðåæäåíèÿ ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà, ïåðåëîìû ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è äóæåê, òðàâìàòè÷åñêèå ñïîíäèëîëèñòîçû, ïðåêëîííûé âîçðàñò ïîñòðàäàâøåãî, à òàêæå îáùåå òÿæåëîå ñîñòîÿíèå, ñîïóòñòâóþùèå ïîâðåæäåíèÿ è çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïîì ìåòîäà ÿâëÿåòñÿ ðàñïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà áûñòðûì ðàçãèáàíèåì ïîçâîíî÷íèêà ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà äî ñðàùåíèÿ ïåðåëîìà. Ðåïîçèöèþ ïðîâîäÿò ïðè íàäåæíîì îáåçáîëèâàíèè ïî ìåòîäó Áåëåðà, õîòÿ òàê æå ÷àñòî èñïîëüçóþò àíåñòåçèþ ïî Øíåêó. Ìåñòíîå îáåçáîëèâàíèå äîïîëíÿþò ïîäêîæíûì ââåäåíèåì àíàëüãåòèêîâ. Ðåïîçèöèþ ïîçâîíêà ìîæíî ïðîâîäèòü íà ðàçíîâûñîêèõ ñòîëàõ — ýòî ìåòîä Óîòñîíà Äæîíñà Áåëåðà, èëè ïîäòÿãèâàíèåì ââåðõ íîã áîëüíîãî, ëåæàùåãî âíèç ëèöîì, — ýòî ìåòîä Äåâèñà.
Îäíàêî áîëåå öåëåñîîáðàçíà ðåïîçèöèÿ ïîçâîíêîâ íà ñïåöèàëüíîì îðòîïåäè÷åñêîì ñòîëå. Ýòîò ìåòîä ÿâëÿåòñÿ áîëåå óíèâåðñàëüíûì, áåçîïàñíûì, à òàêæå ëåã÷å ïåðåíîñèòñÿ áîëüíûìè, â îòëè÷èå îò äðóãèõ ìåòîäîâ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ è ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ. Äëèòåëüíîñòü ýòîãî ìåòîäà ñîñòàâëÿåò ïðèáëèçèòåëüíî îêîëî 10 ìèí ïîä íàðêîçîì è 40-50 ìèí ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ñðàçó æå ïîñëå ðåïîçèöèè è ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî êîíòðîëÿ ïðîâåäåííîé îïåðàöèè. Îí èìååò òðè òî÷êè îïîðû: ãðóäèíà, ñèìôèç è ïîÿñíè÷íûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà â îáëàñòè íàèáîëüøåãî ëîðäîçà. Îñíîâíàÿ çàäà÷à òàêîãî êîðñåòà — ïðåïÿòñòâèå ñãèáàíèþ ïîçâîíî÷íèêà è ïîääåðæàíèå åãî ïîñòîÿííî â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ, èìåííî ïîýòîìó òàêîé êîðñåò íàçûâàþò ýêñòåíçèîííûì. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ïî ìåòîäó Þìàøåâà Ñèëèíà Òàëàìáóìà. Îñíîâíîé ïðèíöèï, êîòîðûé íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïðè íàëîæåíèè òàêîãî êîðñåòà, — ïî âîçìîæíîñòè ìàêñèìàëüíî îòêðûòàÿ ñïèíà, ÷òî âïîñëåäñòâèè îáëåã÷àåò âîçäåéñòâèå íà îáëàñòü ñïèíû ãèãèåíè÷åñêèõ ïðîöåäóð, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé, à òàêæå ñäåëàåò âîçìîæíûì ìàññàæ ìûøö ñïèíû. Ôèçèîïðîöåäóðû, ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó è ìàññàæ ïðîâîäÿò ñ ïåðâûõ äíåé ïîñëå íàëîæåíèÿ êîðñåòà. Õîäèòü â êîðñåòå ïîêàçàíî òîëüêî ñ òðåòüåé íåäåëè ïîñëå ðåïîçèöèè. Ñíèìàþò êîðñåò ñïóñòÿ 4-6 ìåñÿöåâ. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîçâðàùàåòñÿ ñïóñòÿ ãîä ïîñëå òðàâìàòèçàöèè ïîçâîíî÷íèêà.  äàëüíåéøåì è â ñëó÷àÿõ çíà÷èòåëüíîé êîìïðåññèè ìîæåò áûòü ðåêîìåíäîâàíî íîøåíèå ñúåìíîãî îðòîïåäè÷åñêîãî êîðñåòà.
Ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä. Îí ïîêàçàí ïðè íåçíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè êîìïðåññèè (íå áîëåå îäíîé òðåòè âûñîòû òåëà ïîçâîíêà) ïðè îòñóòñòâèè ñäàâëåíèÿ ñîäåðæèìîãî, íàõîäÿùåãîñÿ â ñïèííîìîçãîâîì êàíàëå.
Ïðèíöèï ìåòîäà: èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà ïîñòåëüíûì ðåæèìîì è ïðîäîëüíûì âûòÿæåíèåì ïîçâîíî÷íèêà, ðàííÿÿ ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, ãèìíàñòèêà, íàïðàâëåííàÿ íà ñîçäàíèå ïîëíîöåííîãî ìûøå÷íîãî êàðêàñà. Ðàñïðàâëåíèå è ðåïîçèöèþ ïîçâîíêîâ ïðè ýòîì íå ïðîèçâîäÿò. Ïîëó÷åííàÿ äåôîðìàöèÿ ïîñòåïåííî êîððèãèðóåòñÿ çà ñ÷åò êîìïåíñàòîðíîãî èñêðèâëåíèÿ ñìåæíûõ ó÷àñòêîâ ïîçâîíî÷íèêà. Êîðñåò ïðè ýòîì òàêæå íå íàêëàäûâàåòñÿ. Äëÿ îñåâîé íàãðóçêè ïðèìåíÿþò ïðîäîëüíîå âûòÿæåíèå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû íà íàêëîííîì ùèòå. Ïîä ôèçèîëîãè÷åñêèå ëîðäîçû ïîäêëàäûâàþò âàëèêè, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ìàêñèìàëüíîå ðàññëàáëåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Âàëèêè íåîáõîäèìî ïîäîáðàòü òàêîãî ðàçìåðà è âûñîòû, ÷òîáû âîñïîëíèòü èìåþùèéñÿ ëîðäîç, íî íè â êîåì ñëó÷àå íå óñèëèòü ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ñ ïåðâûõ æå äíåé áîëüíîé äîëæåí çàíèìàòüñÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé. Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè äîëæåí ñîñòîÿòü èç ÷åòûðåõ ïåðèîäîâ ïî âîçðàñòàþùåé òðóäíîñòè.  îñíîâó êîìïëåêñà âõîäÿò ðàçãèáàòåëüíûå íàïðàâëåííûå óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò óêðåïëåíèþ ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà íå äîëæåí ïðåâûøàòü äâóõ ìåñÿöåâ. Ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå áîëüíîé äîëæåí ïðèíèìàòü ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà ïîñëå ïåðåëîìà. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðîõîäèò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå ïåðåëîìà. Ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè. Ïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ÿâëÿþòñÿ òå æå, ÷òî è ïðè îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Êðîìå òîãî, ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ è ïðè êðàéíèõ ñòåïåíÿõ íåñòàáèëüíîñòè ïåðåëîìà. Íàïðèìåð, ïðè ïîëíîì ïîâðåæäåíèè ñóñòàâíûõ îòðîñòêàõ ñ îáåèõ ñòîðîí, ïðè ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è ò. ä. Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåïîçèöèþ îñóùåñòâëÿþò ïîñòåïåííî ñ óâåëè÷åíèåì ðàçãèáàíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà â òå÷åíèå 1-2 íåäåëü, ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì ýêñòåíçèîííîãî êîðñåòà. Ðåïîçèöèþ ïðîèçâîäÿò íà ïîñòåëè ñ ùèòîì ïîäêëàäûâàíèåì øèðîêèõ âàëèêîâ ïîä ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü. Ñïóñòÿ 2-3 äíÿ âûñîòó âàëèêà óâåëè÷èâàþò è äîâîäÿò äî 10-12 ñì ê 7-10-ìó äíþ.
Ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ êîíñòðóêöèé, êîòîðûå ìîãóò îáåñïå÷èòü ïîñòåïåííîå ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Îäíîâðåìåííî ñ ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèåé íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé, ãèìíàñòèêîé, ìàññàæåì, à òàêæå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ. Íà 14-20-é äåíü íàêëàäûâàþò ýêñòåíçèîííûé êîðñåò â ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà ñïèíå. Ïîñëåäóþùèå ëå÷åíèå òî÷íî òàêîå æå, êàê è ïîñëå îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Îïåðàòèâíàÿ àëëîïëàñòè÷åñêàÿ çàäíÿÿ ôèêñàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Îíà ïîêàçàíà ïðè íåîñëîæíåííûõ ôëåêñèîííûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ.
Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîñëå ðåïîçèöèè ïåðåëîìà ïðîâîäÿò ôèêñàöèþ îñòèñòûõ îòðîñòêîâ, äóæåê èëè ïîïåðå÷íûõ îòðîñòêîâ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà ïîçâîíî÷íèêà. Èç çà ýòîãî íàãðóçêà ïåðåíîñèòñÿ íà çàäíèé íåïîâðåæäåííûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà è ïîâðåæäåííîå òåëî ïîçâîíêà ðàçãðóæàåòñÿ íà âåñü ïåðèîä çàðàñòàíèÿ ïåðåëîìà. Ïðè ýòîì ìåòîäå íå ïðèìåíÿåòñÿ âíåøíÿÿ èììîáèëèçàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Âïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïðåäîïåðàöèîííûé ïåðèîä ìåòîäîì îäíîìîìåíòíîé èëè ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ïîçâîíêà. Ñòàáèëüíûå ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà è ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ìîæíî ôèêñèðîâàòü ìåòàëëè÷åñêîé ñòÿæêîé Öèâüÿíà è Ðàìèõà êîíòðàêòîðîì Âåéôëîãà èëè ïðîâîäèòü àëëîïëàñòè÷åñêóþ ôèêñàöèþ áåç ïîâðåæäåíèÿ ìûøå÷íîãî êàðêàñà ñïèíû ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà. Ïðè îïåðàöèè ýòèìè ìåòîäàìè ôèêñàöèè çàäåéñòâîâàíû îñòèñòûå îòðîñòêè ïîçâîíêîâ, ëåæàùèå âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà.
Îïåðàöèþ ïðîâîäÿò ïîä ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì êîíòðîëåì. Ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ïðîèçâîäÿò ôèêñàöèþ ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè. Îñîáåííîñòè ýòîé îïåðàöèè â òîì, ÷òî ôèêñàöèè ïîäëåæàò ïî äâà ñìåæíûõ ïîçâîíêà âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà.  ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè íåîáõîäèìî áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿòü ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå, ãèìíàñòèêå è ìàññàæó. Âñå ìåðîïðèÿòèÿ äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ïîñòåïåííîå óêðåïëåíèå ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà çàâèñèò îò ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è îáúåìà ïîâðåæäåíèÿ ìûøö ñïèíû âî âðåìÿ îïåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, ïðè îïåðàöèè ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà áîëüíûõ ïîäíèìàþò íà íîãè ñïóñòÿ 4-6 äíåé, ïîñëå ôèêñàöèè ïî ìåòîäó Öèÿâèíà è Ðàìèõà — ÷åðåç 14-16 äíåé, à ïîñëå ôèêñàöèè ïëàñòèíàìè, ïðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò åùå áîëüøåå ïîâðåæäåíèå ìûøö ñïèíû, ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3 íåäåëü. Âîïðîñ î âîññòàíîâëåíèè òðóäîñïîñîáíîñòè ðåøàåòñÿ ñïóñòÿ 2-3 ìåñÿöà. Îäíàêî ïðîãíîç äëÿ òàêèõ áîëüíûõ áëàãîïðèÿòíûé òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïàöèåíò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå îïåðàöèè íå áóäåò íàãðóæàòü ñåáÿ ôèçè÷åñêè. Ìåòàëëè÷åñêèå ôèêñàòîðû ïîäëåæàò óäàëåíèþ íå ðàíüøå, ÷åì ñïóñòÿ ãîä ïîñëå îïåðàöèè.
Ïðè âçðûâíûõ ïåðåëîìàõ, êîãäà ñòóäåíèñòîå ÿäðî äèñêà âíåäðÿåòñÿ ìåæäó ôðàãìåíòàìè ñëîìàííîãî ïîçâîíêà è ìåøàåò ñðàñòàíèþ ïåðåëîìà, ïîêàçàíî îïåðàòèâíîå óäàëåíèå îáëîìêîâ ïîçâîíêà è çàìåùåíèå òåëà êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ñðåäíåãðóäíûõ è âåðõíåãðóäíûõ ïîçâîíêîâ
Ñðåäíåãðóäíûå è âåðõíåãðóäíûå ïîçâîíêè ïëîòíî ôèêñèðîâàíû ãðóäíîé êëåòêîé, ïîýòîìó ïåðåëîìû â ýòîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå ïðèâîäÿò ê êîìïðåññèè è âûâèõàì ïîçâîíêîâ. Ïî òîé æå ïðè÷èíå äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ â ðàñïðàâëåíèè ñëîìàííûõ ïîçâîíêîâ ïðàêòè÷åñêè íå óäàåòñÿ. Ïåðåëîìû âåðõíèõ è ñðåäíèõ ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ ëå÷àò ôóíêöèîíàëüíûì ìåòîäîì ïî Äðåâèíãó è Ãîðèíåâñêîé. Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíêîâ äî ïÿòîãî ãðóäíîãî âûòÿæåíèå ïðîâîäèòñÿ íå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû, à çà ãîëîâó ïåòëåé Ãëèññîíà.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ è âûâèõîâ øåéíûõ ïîçâîíêîâ
Îäíîìîìåíòíàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìîâ è îñîáåííî âûâèõîâ òàèò â ñåáå áîëüøóþ óãðîçó ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ïðîâîäèòñÿ òîëüêî îïûòíûìè ñïåöèàëèñòàìè. Ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ìåòîä ðåïîçèöèè øåéíûõ ïîçâîíêîâ ÿâëÿåòñÿ âûòÿæåíèå ïåòëåé Ãëèññîíà, à ïðè ïîâðåæäåíèè òðåõ âåðõíèõ ïîçâîíêîâ — ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà òåìåííûå áóãðû èëè ñêóëîâûå äóãè íà íàêëîííîì ùèòå.
Ñóùíîñòü ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîäâåøèâàíèè ãðóçà îò 6-7 êã ïðè ïåðåëîìå äî 15 êã è áîëåå ïðè âûâèõå èëè ïîäíèìàíèè ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè íà 50-60 ñì. Ïðè ôëåêñèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà, îòêðûòîãî êïåðåäè, ïîä ñïèíó äî îñíîâàíèÿ øåè íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê. Òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êçàäè ïî îòíîøåíèþ ê ïîñòðàäàâøåìó. Ïðè ýêñòåíçèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà äåôîðìàöèè, îòêðûòîãî êçàäè, âàëèê ïîäêëàäûâàþò ïîä ãîëîâó è òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êïåðåäè; ïîñëå ðåïîçèöèè ãðóç óìåíüøàþò äî 3-4 êã. Åñëè âûòÿæåíèå äîñòèãàëîñü çà ñ÷åò ìàññû òåëà, òî ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè íåîáõîäèìî îïóñòèòü äî âûñîòû 25-30 ñì.
Äàëüíåéøåå âåäåíèå áîëüíîãî ìîæåò èäòè ïî äâóì ïóòÿì.
×åðåç 5-7 äíåé ïîñëå ðåïîçèöèè âûòÿæåíèå çàìåíÿþò êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì â ôèêñèðîâàííîì ïîëîæåíèè øåéíîãî îòäåëà. Ñðîêè èììîáèëèçàöèè êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Ýòîò êîðñåò äîëæåí îïèðàòüñÿ ñâîåé íèæíåé ÷àñòüþ íà íàäïëå÷üÿ, ãðóäèíó, âåðõíèé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà, à ñâîåé âåðõíåé ÷àñòüþ ïîääåðæèâàòü ãîëîâó, óïèðàÿñü â çàòûëî÷íóþ îáëàñòü è ïîäáîðîäîê.
Ïðè ñòàáèëüíîì ïåðåëîìå òàêæå ìîæåò áûòü è ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä âåäåíèÿ áîëüíîãî. Ïðè ýòîì ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà êîëåáëåòñÿ îò ïîëóòîðà äî äâóõ ìåñÿöåâ. Îáÿçàòåëüíî äîëæíû ïðîâîäèòüñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, à òàêæå ìàññàæ. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå âûâèõà ê æåëàåìûì ðåçóëüòàòàì íå ïðèâåëî èëè ïðåäâàðèòåëüíàÿ ïîïûòêà çàêðûòîãî âïðàâëåíèÿ íå ïðåäïðèíèìàëàñü, ïðè íàëè÷èè íåâðîëîãè÷åñêèõ ïîêàçàíèé èëè âîçìîæíîñòè îñëîæíåíèÿ, íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå (äèñê ýêòîìèÿ è ïåðåäíèé ñïîíäèëîëèäåç èëè óäàëåíèå âûñòóïàþùåãî êçàäè ôðàãìåíòà òåëà ïîçâîíêà, ñ çàìåíîé òåëà ïîçâîíêà). Çàäíÿÿ îïåðàòèâíàÿ ôèêñàöèÿ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà áîëüøîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ íå ïîëó÷èëà.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûõ ïîâðåæäåíèåì ñîäåðæèìîãî ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà
Íàèáîëåå òÿæåëûìè è ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíûìè ïîâðåæäåíèÿìè ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûå ïîâðåæäåíèÿìè ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ëþáîì ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà ìîãóò âîçíèêíóòü ðàçëè÷íûå ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà — îò óøèáîâ è ññàäèí äî ïîëíîãî ïåðåðûâà êîðêîâîãî è ìîçãîâîãî âåùåñòâà ñïèííîãî ìîçãà.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ñóùåñòâóåò ïîäîçðåíèå íà ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ åãî äåêîìïðåññèÿ. Åñëè ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà îáóñëîâëåíî ñìåùåíèåì ïîçâîíêà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìà, êîòîðàÿ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ âûòÿæåíèåì, à åñëè ïåðåëîì ðàñïîëàãàåòñÿ â øåéíîì îòäåëå, òî ïðîèçâîäèòñÿ çàêðûòàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ. Îäíàêî ýòîò ìåòîä òàèò â ñåáå áîëüøóþ îïàñíîñòü äàëüíåéøåãî ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ìíîãèå âðà÷è ñ÷èòàþò áîëåå öåëåñîîáðàçíûì ìåòîäîì âïðàâëåíèÿ øåéíîãî ïîçâîíêà îòêðûòîå âïðàâëåíèå.
Óíèâåðñàëüíûì ìåðîïðèÿòèåì ïðè äëèòåëüíî òåêóùåì ñäàâëåíèè ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ äåêîìïðåññèîííàÿ ëàìèíýêòîìèÿ. Ñóòü ýòîé îïåðàöèè çàêëþ÷àþòñÿ â óäàëåíèè äóæåê ñëîìàííîãî ïîçâîíêà ïî îäíîé ó ñîñåäíèõ ïîçâîíêîâ ñâåðõó è ñíèçó.  õîäå îïåðàöèè äëèííûå ìûøöû ñïèíû îòñåêàþòñÿ ïî îáå ñòîðîíû îò îñòèñòûõ îòðîñòêîâ è äóæåê. Îñòèñòûå îòðîñòêè è äóæêà óäàëÿþòñÿ ñïåöèàëüíûìè êóñà÷êàìè. Äîõîäÿò äî ïîâðåæäåííûõ êîðåøêîâ, êîòîðûå ñøèâàþò ñ èñïîëüçîâàíèåì ìèêðîõèðóðãè÷åñêîé òåõíèêè. Çàòåì óøèâàþò òâåðäóþ ìîçãîâóþ îáîëî÷êó, ìûøöû, ôàñöèþ è êîæó. Åñëè æå âî âðåìÿ ëàìèíýêòîìèè íå îáíàðóæèâàåòñÿ ïîëíîãî ïåðåðûâà ñïèííîãî ìîçãà, òî îïåðàöèÿ ìîæåò áûòü çàêîí÷åíà çàäíåé ôèêñàöèåé ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè èëè êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì. Òàêàÿ ôèêñàöèÿ îáåñïå÷èâàåò ïðàêòè÷åñêè ïîëíóþ ñòàáèëèçàöèþ â çîíå ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè íåñòàáèëüíîì ïîâðåæäåíèè â øåéíîì îòäåëå ê ëàìèíýêòîìèè ìîæåò áûòü äîáàâëåí è ïåðåäíèé ñïîíäèëîäåç.  ñëó÷àÿõ êîìïðåññèè ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå ñïåðåäè âìåñòî ëàìèíýêòîìèè öåëåñîîáðàçíåå ïðîâîäèòü òðàíñêîðïîðàëüíóþ (÷åðåç òåëî ïîçâîíêà) äåêîìïðåññèþ ñïèííîãî ìîçãà è êîñòíîïëàñòè÷åñêóþ çàìåíó òåëà ïîçâîíêà. Íî åñëè çàáëàãîâðåìåííî äî îïåðàöèè èìååòñÿ àáñîëþòíàÿ óâåðåííîñòü â ïîëíîì ïåðåðûâå ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå, òî äåêîìïðåññèâíûå îïåðàöèè è êàêèå ëèáî ìàíèïóëÿöèè íå èìåþò íèêàêîãî ñìûñëà.
Ëå÷åíèå
Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ îñëîæíåííûìè ïåðåëîìàìè ïîçâîíêîâ, êàê ïîñëå îïåðàöèè, òàê è íå îïåðèðóåìûõ, íàïðàâëåíî íà ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé, óðîñåïñèñà (èíôèöèðîâàíèÿ ïàòîãåííîé ôëîðîé ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû), âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè, ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé, à òàêæå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ ôóíêöèé ïîçâîíî÷íèêà è ïîäãîòîâêó ê ïðîòåçèðîâàíèþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïðîëåæíåé èñïîëüçóþò êðîâàòè ñî ñïåöèàëüíûìè êîíñòðóêöèÿìè, ñëîæíûå ñèñòåìû âûòÿæåíèÿ, ðàçëè÷íûå êðóãè ïîä âûñòóïàþùèå ÷àñòè òåëà, ìíîãîêðàòíûå ïåðåâîðîòû â ïîñòåëè, ïðîòèðàíèå è ìàññàæ. Ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè ïîêàçàíî ðàííåå íàëîæåíèå íàäëîáêîâîãî ñâèùà (ïðè íåñïîñîáíîñòè áîëüíîãî ñàìîñòîÿòåëüíî ìî÷èòüñÿ), ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, à òàêæå ïðîìûâàíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ðàñòâîðàìè àíòèñåïòèêîâ. Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé ïðîâîäèòñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà. Ïðè îòñóòñòâèè ñïîíòàííîãî äûõàíèÿ èñïîëüçóþò òðàõåîòîìèþ è âñïîìîãàòåëüíîå èëè óïðàâëÿåìîå äûõàíèå.
Источник