Консервативный метод лечения при переломе
55. Консервативные методы лечения переломов
В настоящее время в лечении переломов костей применяются консервативный или оперативный методы. К консервативным методам лечения относятся:
1) закрытая репозиция отломков с последующей фиксацией гипсовой повязкой или лонгетой;
2) скелетное вытяжение с последующей ручной репозицией отломков;
3) репозиция и фиксация отломков с помощью спиц с упорными площадками;
4) репозиция и фиксация отломков на специальных аппаратах.
Иммобилизация гипсовой повязкой или лонгетой без репозиции отломков применяется при закрытых или открытых трещинах костей, при переломах без существенного смещения отломков, при вколоченных переломах.
Закрытая репозиция отломков с последующим наложением гипсовой повязки проводится при диафизарных, околосуставных и внутрисуставных закрытых и открытых переломах костей конечностей, со смещением отломков, при компрессионных переломах тел позвонков и др.
Скелетное вытяжение наиболее часто применяется при лечении переломов костей со смещением отломков. Спица проводится через кость в определенных точках, затем она фиксируется и натягивается в скобе Киршнера или ЦИТО.
При переломе бедра определение величины груза проводится из следующего расчета:
15 % от веса больного + 1 кг на каждый сантиметр смещения отломков по длине, из них 2/3 подвешивается на бедро и 1/3 – на голень с помощью накожного вытяжения.
Репозиция и фиксация отломков на специальных аппаратах. Из всех предложенных аппаратов для репозиции и фиксации отломков лучшим в этом отношении оказался аппарат Илизарова и Волкова—Оганесяна.
Показаниями к оперативному лечению переломов являются:
1) интерпозиция (ущемление) мягких тканей между отломками (отсутствие хруста отломков, втянутость мягких тканей, нерепонированные отломки);
2) отрывные переломы надколенника и локтевого отростка с расхождением отломков более чем на 2 мм;
3) поперечные и косопоперечные переломы бедра (при наличии условий и травматолога);
4) невколоченные переломы медиальной шейки бедра;
5) винтообразные переломы большеберцовой кости;
6) множественные диафизарные переломы;
7) нерепонированные переломы;
8) вновь сместившиеся переломы в гипсовой повязке.
К наиболее распространенным способам открытого соединения отломков относятся операции:
1) открытая репозиция отломков без дополнительной их фиксации;
2) открытая репозиция отломков с фиксацией с использованием различных металлических конструкций.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
3. Методы лечения острого мастита. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Хирургическое лечение включает вскрытие и дренирование очага. В зависимости от локализации воспаления выделяют параареолярный, радиарный разрезы и разрез по переходной
6. Методы лечения острого паротита. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Проводится стационарное лечение. Больному необходимо обеспечить покой всех мышц и образований, вовлеченных в процесс. Для этого полностью запрещается разговаривать, жевать,
3. Методы лечения абсцесса и гангрены легкого. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Поскольку при гангрене легкого прогноз всегда серьезный, обследование и лечение больных необходимо проводить как можно быстрее. Первоначальной задачей является
3. Методы лечения эмпиемы легкого. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Лечение заболевания делится на консервативные и хирургические методы. Для более эффективного лечения предпочтение следует отдавать хирургическим манипуляциям, позволяющим
3. Основные методы лечения гнойного медиастинита. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Лечение данного заболевания производится в соответствии с основными правилами гнойной хирургии. Так, хирургическое лечение включает в себя определение
3. Основные методы лечения фурункулов и карбункулов. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Лечение может подразделяться на общее и местное, специфическое и неспецифическое.К общим методам воздействия на организм больного относятся меры режима и
3. Основные методы лечения абсцессов. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
В самом начале заболевания, когда гнойник еще не сформирован, но имеются анамнестические данные, позволяющие предположить возможность его возникновения, допустимо
6. Основные методы лечения флегмоны. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Лечение аналогично описанному ранее при абсцессах. Отличием может служить только необходимость немедленного проведения антибиотикотерапии и хирургического лечения с
3. Основные методы лечения рожистого воспаления. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Вопрос о госпитализации решается в зависимости от общего состояния больного. При эритематозной форме возможно лечение в домашних условиях. Но в любом случае
6. Общие принципы лечения остеомиелита. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Местное лечение заключается в создании оттока для гноя, очищении костномозгового канала и его дренировании. Общее лечение заключается в дезинтоксикационной,
4. Общие принципы лечения гнойных заболеваний кисти. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
В зависимости от стадии, на которой находится воспалительный процесс, предпочтение может быть отдано как консервативным, так и оперативным методам лечения.
3. Основные методы лечения столбняка. Специфические и неспецифические методы лечения
К неспецифическим методам лечения относится ряд мероприятий. В первую очередь это госпитализация больного в специализированный стационар с обязательным помещением в отдельную палату
3. Основные методы лечения перитонита. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения
Абсолютно показаны экстренная госпитализация в хирургический стационар и хирургический метод лечения. Если осмотр при поступлении позволяет предположить наличие
4. Принципы лечения переломов. Общие принципы лечения – адекватное обезболивание, репозиция и фиксация отломков в правильном положении
Лечение переломов в стационаре заключается в различных способах репозиции и фиксации отломков в необходимом положении. Общие
КОНСЕРВАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Самыми распространенными консервативными методами лечения переломов позвоночника являются: метод одномоментной репозиции с последующим наложением корсета, функциональный метод, а также метод постепенной репозиции с последующим
Консервативные методики лечения
Устаревшие методики характеризуются сложностью проведения операций и наличием на коже следов оперативного вмешательства. К ним относят криохирургический метод, криосклерозирование, прошивание вен, катетерную стволовую
Источник
- Полимерная иммобилизация
- Кинезиотейпинг
- Физиолечение
- Лечебные блокады
- Массаж и ЛФК
- Кабинет долечивания
Переломом кости называется нарушение её целостности. Причины появления этой патологии различны, но чаще всего она образуется в результате травмы, полученной различными способами. При переломе кости важно сразу же обратиться за помощью к специалисту и предпринять меры для её восстановления. В противном случае могут развиваться различные осложнения.
Причины переломов
Основными причинами перелома костей обычно становятся:
- всевозможные травмы: падение, удар, иные воздействия;
- ослабленная костная ткань и заболевания костей: остеопороз, опухоли тканей;
- чрезмерно избыточный вес: более 150 килограмм.
В результате травмы случается больше всего переломов в любом возрасте. Другие случаи встречаются реже. Однако при остеопорозе риск переломов значительно возрастает. В зависимости от стадии заболевания, он может произойти, даже если резко встать после долгого сидения. Причиной таких переломов является потеря прочности костной ткани, которая становится более пористой и мягкой.
При избыточном весе переломы случаются достаточно редко, но это тоже является одной из причин. К примеру, при попытке прыгнуть или неправильном распределении нагрузки.
Также возрастает риск переломов в пожилом возрасте: костная ткань с годами становится более пористой, из-за чего снижается её прочность.
Типы переломов
Большинство людей различают только два вида переломов: открытые и закрытые. На самом деле их гораздо больше. Они подразделяются в основном по следующим признакам:
Причины: различают травматические и патологические. Первые происходят при повреждении в результате травмы. Вторые — из-за развития костных и других заболеваний, при которых снижается прочность костей.
Характер повреждения кожных покровов: закрытый и открытый. При первом кожные покровы остаются целы. При втором наблюдается открытая рана, смещение кости может быть значительным.
Форма перелома: зависит от направления повреждения по отношению к оси. Могут быть поперечными, продольными, V-образными, Т-образными, косыми, винтообразными.
Степень повреждения: полные и неполные переломы. При первых отломки полностью отделяются друг от друга, могут смещаться в различных направлениях. При вторых образуется трещина в кости или её односторонний надлом.
Различают также оскольчатый перелом, при котором в месте повреждения отделяется несколько отломков костей разного размера. Существует ещё множество различных типов переломов, при которых диагностируется различное положение костей. К примеру, если один отломок вдавлен в другой, входит в него в виде клина и так далее.
Различаются переломы и по месту локализации согласно названию костей: берцовой, голени, шейки бедра, предплечья, ключицы, кисти и так далее.
Симптомы перелома
Не всегда признаки перелома очевидны. Если он закрытый, без видимых изменений формы кости, его можно ошибочно принять за сильный ушиб. К таким симптомам можно отнести следующие признаки:
- резкая не унимающаяся боль, которая усиливается при движении или нагрузке на повреждённое место;
- при повреждении конечности — значительное ограничение её функции;
- появление отёка в месте травмы;
- гематома — образуется спустя какое-то время после получения травмы.
Эти симптомы — очевидные признаки для того, чтобы обратиться к врачу и пройти диагностику для исключения или подтверждения перелома.
Очевидные симптомы перелома:
- изменение формы повреждённой кости;
- наличие патологической подвижности в месте травмы, хруст при нажиме;
- открытая рана, в которой просматриваются костные отломки.
Обратиться к врачу желательно в первые несколько часов после получения травмы. Переломы не заживают сами по себе. Возможно только неправильное срастание, после которого придётся исправлять это более жёсткими методами. Поэтому крайне важно не пускать лечение перелома на самотёк.
Лечение переломов
При отсутствии серьёзных патологий и сильной раздробленности кости применяется консервативное лечение перелома. Оно включает в себя следующие приёмы:
- иммобилизация: необходима для предотвращения дальнейшего усугубления патологии и травмирования окружающих тканей (сосудов, вен, внутренних органов при переломе ребра);
- обезболивание: применяется местный анестетик для снижения болевого синдрома;
- остановка кровотечения: необходима при открытом переломе;
- вправление отломков: выполняется в стационаре квалифицированным врачом;
- наложение гипса.
После этого пациенту даётся ряд рекомендаций, прописываются противовоспалительные препараты и антибиотики (в случае открытого перелома).
Реабилитация после травм
Посттравматическая реабилитация — очень важный период для пациентов, перенесших травмы и операции на опорно-двигательном аппарате. Грамотное соблюдение всех предписаний врача позволяет полностью восстановить двигательные функции, сохранить тонус мышечной ткани и вернуться к нормальному образу жизни.
Процедуры для реабилитации различаются, в зависимости от предшествующей травмы или оперативного вмешательства и особенностей пациента. Методы реабилитации включают в себя:
- иммобилизацию травмированной области при помощи шины, гипса;
- физиотерапевтическое лечение, способствующее ускоренному восстановлению;
- массаж и ЛФК для поддержания тонуса мышц, связок и восстановления функций опорно-двигательного аппарата;
- другие процедуры в соответствии с показаниями врача.
Процесс реабилитации в разных случаях занимает от одного до нескольких месяцев. Крайне важно в этот период не отклоняться от рекомендованных процедур и графика их выполнения.
По любым вопросам относительно консервативного лечения и реабилитации после травм опорно-двигательного аппарата вы можете обратиться ко мне по телефону +7 (905) 640-64-27 или через личное сообщение в разделе «Контакты». Отвечаю на все запросы без исключения.
Источник
Çäåñü — ëèøü ñîáðàííàÿ èç îòêðûòûõ èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèÿ. Íèêàêîãî àâòîðñòâà
Êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ òðàâìû ïîçâîíî÷íèêà
Ñàìûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ: ìåòîä îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà, ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä, à òàêæå ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà.
Îäíîìîìåíòíàÿ ðåïîçèöèÿ ïîêàçàíà ïðè çíà÷èòåëüíûõ òðàâìàõ, íàïðèìåð êîìïðåññèÿ òåëà ïîçâîíêà íà ïîëîâèíó òåëà è áîëåå. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìî âûâèõè ñ çàìûêàíèåì ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ, ýêñòåíñèâíûå ïåðåëîìû, ïîâðåæäåíèÿ ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà, ïåðåëîìû ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è äóæåê, òðàâìàòè÷åñêèå ñïîíäèëîëèñòîçû, ïðåêëîííûé âîçðàñò ïîñòðàäàâøåãî, à òàêæå îáùåå òÿæåëîå ñîñòîÿíèå, ñîïóòñòâóþùèå ïîâðåæäåíèÿ è çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïîì ìåòîäà ÿâëÿåòñÿ ðàñïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà áûñòðûì ðàçãèáàíèåì ïîçâîíî÷íèêà ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì êîðñåòà äî ñðàùåíèÿ ïåðåëîìà. Ðåïîçèöèþ ïðîâîäÿò ïðè íàäåæíîì îáåçáîëèâàíèè ïî ìåòîäó Áåëåðà, õîòÿ òàê æå ÷àñòî èñïîëüçóþò àíåñòåçèþ ïî Øíåêó. Ìåñòíîå îáåçáîëèâàíèå äîïîëíÿþò ïîäêîæíûì ââåäåíèåì àíàëüãåòèêîâ. Ðåïîçèöèþ ïîçâîíêà ìîæíî ïðîâîäèòü íà ðàçíîâûñîêèõ ñòîëàõ — ýòî ìåòîä Óîòñîíà Äæîíñà Áåëåðà, èëè ïîäòÿãèâàíèåì ââåðõ íîã áîëüíîãî, ëåæàùåãî âíèç ëèöîì, — ýòî ìåòîä Äåâèñà.
Îäíàêî áîëåå öåëåñîîáðàçíà ðåïîçèöèÿ ïîçâîíêîâ íà ñïåöèàëüíîì îðòîïåäè÷åñêîì ñòîëå. Ýòîò ìåòîä ÿâëÿåòñÿ áîëåå óíèâåðñàëüíûì, áåçîïàñíûì, à òàêæå ëåã÷å ïåðåíîñèòñÿ áîëüíûìè, â îòëè÷èå îò äðóãèõ ìåòîäîâ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ è ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ. Äëèòåëüíîñòü ýòîãî ìåòîäà ñîñòàâëÿåò ïðèáëèçèòåëüíî îêîëî 10 ìèí ïîä íàðêîçîì è 40-50 ìèí ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ñðàçó æå ïîñëå ðåïîçèöèè è ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî êîíòðîëÿ ïðîâåäåííîé îïåðàöèè. Îí èìååò òðè òî÷êè îïîðû: ãðóäèíà, ñèìôèç è ïîÿñíè÷íûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà â îáëàñòè íàèáîëüøåãî ëîðäîçà. Îñíîâíàÿ çàäà÷à òàêîãî êîðñåòà — ïðåïÿòñòâèå ñãèáàíèþ ïîçâîíî÷íèêà è ïîääåðæàíèå åãî ïîñòîÿííî â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ, èìåííî ïîýòîìó òàêîé êîðñåò íàçûâàþò ýêñòåíçèîííûì. Êîðñåò íàêëàäûâàþò ïî ìåòîäó Þìàøåâà Ñèëèíà Òàëàìáóìà. Îñíîâíîé ïðèíöèï, êîòîðûé íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïðè íàëîæåíèè òàêîãî êîðñåòà, — ïî âîçìîæíîñòè ìàêñèìàëüíî îòêðûòàÿ ñïèíà, ÷òî âïîñëåäñòâèè îáëåã÷àåò âîçäåéñòâèå íà îáëàñòü ñïèíû ãèãèåíè÷åñêèõ ïðîöåäóð, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé, à òàêæå ñäåëàåò âîçìîæíûì ìàññàæ ìûøö ñïèíû. Ôèçèîïðîöåäóðû, ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó è ìàññàæ ïðîâîäÿò ñ ïåðâûõ äíåé ïîñëå íàëîæåíèÿ êîðñåòà. Õîäèòü â êîðñåòå ïîêàçàíî òîëüêî ñ òðåòüåé íåäåëè ïîñëå ðåïîçèöèè. Ñíèìàþò êîðñåò ñïóñòÿ 4-6 ìåñÿöåâ. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîçâðàùàåòñÿ ñïóñòÿ ãîä ïîñëå òðàâìàòèçàöèè ïîçâîíî÷íèêà.  äàëüíåéøåì è â ñëó÷àÿõ çíà÷èòåëüíîé êîìïðåññèè ìîæåò áûòü ðåêîìåíäîâàíî íîøåíèå ñúåìíîãî îðòîïåäè÷åñêîãî êîðñåòà.
Ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä. Îí ïîêàçàí ïðè íåçíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè êîìïðåññèè (íå áîëåå îäíîé òðåòè âûñîòû òåëà ïîçâîíêà) ïðè îòñóòñòâèè ñäàâëåíèÿ ñîäåðæèìîãî, íàõîäÿùåãîñÿ â ñïèííîìîçãîâîì êàíàëå.
Ïðèíöèï ìåòîäà: èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà ïîñòåëüíûì ðåæèìîì è ïðîäîëüíûì âûòÿæåíèåì ïîçâîíî÷íèêà, ðàííÿÿ ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, ãèìíàñòèêà, íàïðàâëåííàÿ íà ñîçäàíèå ïîëíîöåííîãî ìûøå÷íîãî êàðêàñà. Ðàñïðàâëåíèå è ðåïîçèöèþ ïîçâîíêîâ ïðè ýòîì íå ïðîèçâîäÿò. Ïîëó÷åííàÿ äåôîðìàöèÿ ïîñòåïåííî êîððèãèðóåòñÿ çà ñ÷åò êîìïåíñàòîðíîãî èñêðèâëåíèÿ ñìåæíûõ ó÷àñòêîâ ïîçâîíî÷íèêà. Êîðñåò ïðè ýòîì òàêæå íå íàêëàäûâàåòñÿ. Äëÿ îñåâîé íàãðóçêè ïðèìåíÿþò ïðîäîëüíîå âûòÿæåíèå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû íà íàêëîííîì ùèòå. Ïîä ôèçèîëîãè÷åñêèå ëîðäîçû ïîäêëàäûâàþò âàëèêè, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ìàêñèìàëüíîå ðàññëàáëåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Âàëèêè íåîáõîäèìî ïîäîáðàòü òàêîãî ðàçìåðà è âûñîòû, ÷òîáû âîñïîëíèòü èìåþùèéñÿ ëîðäîç, íî íè â êîåì ñëó÷àå íå óñèëèòü ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ñ ïåðâûõ æå äíåé áîëüíîé äîëæåí çàíèìàòüñÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé. Êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè äîëæåí ñîñòîÿòü èç ÷åòûðåõ ïåðèîäîâ ïî âîçðàñòàþùåé òðóäíîñòè.  îñíîâó êîìïëåêñà âõîäÿò ðàçãèáàòåëüíûå íàïðàâëåííûå óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò óêðåïëåíèþ ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà íå äîëæåí ïðåâûøàòü äâóõ ìåñÿöåâ. Ñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå áîëüíîé äîëæåí ïðèíèìàòü ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà ïîñëå ïåðåëîìà. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðîõîäèò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå ïåðåëîìà. Ìåòîä ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè. Ïîêàçàíèÿìè äëÿ ýòîãî ÿâëÿþòñÿ òå æå, ÷òî è ïðè îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Êðîìå òîãî, ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ è ïðè êðàéíèõ ñòåïåíÿõ íåñòàáèëüíîñòè ïåðåëîìà. Íàïðèìåð, ïðè ïîëíîì ïîâðåæäåíèè ñóñòàâíûõ îòðîñòêàõ ñ îáåèõ ñòîðîí, ïðè ïåðåëîìî âûâèõàõ ïîçâîíêîâ áåç çàìûêàíèÿ ñóñòàâíûõ îòðîñòêîâ è ò. ä. Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåïîçèöèþ îñóùåñòâëÿþò ïîñòåïåííî ñ óâåëè÷åíèåì ðàçãèáàíèÿ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà â òå÷åíèå 1-2 íåäåëü, ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì ýêñòåíçèîííîãî êîðñåòà. Ðåïîçèöèþ ïðîèçâîäÿò íà ïîñòåëè ñ ùèòîì ïîäêëàäûâàíèåì øèðîêèõ âàëèêîâ ïîä ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü. Ñïóñòÿ 2-3 äíÿ âûñîòó âàëèêà óâåëè÷èâàþò è äîâîäÿò äî 10-12 ñì ê 7-10-ìó äíþ.
Ïîñòåïåííàÿ ðåïîçèöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ êîíñòðóêöèé, êîòîðûå ìîãóò îáåñïå÷èòü ïîñòåïåííîå ðàçãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Îäíîâðåìåííî ñ ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèåé íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé, ãèìíàñòèêîé, ìàññàæåì, à òàêæå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ. Íà 14-20-é äåíü íàêëàäûâàþò ýêñòåíçèîííûé êîðñåò â ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà ñïèíå. Ïîñëåäóþùèå ëå÷åíèå òî÷íî òàêîå æå, êàê è ïîñëå îäíîìîìåíòíîé ðåïîçèöèè. Îïåðàòèâíàÿ àëëîïëàñòè÷åñêàÿ çàäíÿÿ ôèêñàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Îíà ïîêàçàíà ïðè íåîñëîæíåííûõ ôëåêñèîííûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ.
Ïðèíöèï ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîñëå ðåïîçèöèè ïåðåëîìà ïðîâîäÿò ôèêñàöèþ îñòèñòûõ îòðîñòêîâ, äóæåê èëè ïîïåðå÷íûõ îòðîñòêîâ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà ïîçâîíî÷íèêà. Èç çà ýòîãî íàãðóçêà ïåðåíîñèòñÿ íà çàäíèé íåïîâðåæäåííûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà è ïîâðåæäåííîå òåëî ïîçâîíêà ðàçãðóæàåòñÿ íà âåñü ïåðèîä çàðàñòàíèÿ ïåðåëîìà. Ïðè ýòîì ìåòîäå íå ïðèìåíÿåòñÿ âíåøíÿÿ èììîáèëèçàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Âïðàâëåíèå ñëîìàííîãî ïîçâîíêà îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïðåäîïåðàöèîííûé ïåðèîä ìåòîäîì îäíîìîìåíòíîé èëè ïîñòåïåííîé ðåïîçèöèè ïîçâîíêà. Ñòàáèëüíûå ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ áåç ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà è ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ìîæíî ôèêñèðîâàòü ìåòàëëè÷åñêîé ñòÿæêîé Öèâüÿíà è Ðàìèõà êîíòðàêòîðîì Âåéôëîãà èëè ïðîâîäèòü àëëîïëàñòè÷åñêóþ ôèêñàöèþ áåç ïîâðåæäåíèÿ ìûøå÷íîãî êàðêàñà ñïèíû ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà. Ïðè îïåðàöèè ýòèìè ìåòîäàìè ôèêñàöèè çàäåéñòâîâàíû îñòèñòûå îòðîñòêè ïîçâîíêîâ, ëåæàùèå âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà.
Îïåðàöèþ ïðîâîäÿò ïîä ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì êîíòðîëåì. Ïðè íåñòàáèëüíûõ ïåðåëîìàõ òåë ïîçâîíêîâ ñ íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè ïåðåäíåé ñòåíêè ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà ïðîèçâîäÿò ôèêñàöèþ ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè. Îñîáåííîñòè ýòîé îïåðàöèè â òîì, ÷òî ôèêñàöèè ïîäëåæàò ïî äâà ñìåæíûõ ïîçâîíêà âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà.  ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè íåîáõîäèìî áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿòü ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå, ãèìíàñòèêå è ìàññàæó. Âñå ìåðîïðèÿòèÿ äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ïîñòåïåííîå óêðåïëåíèå ìûøå÷íîãî êîðñåòà ñïèíû. Ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà çàâèñèò îò ñòåïåíè òÿæåñòè ïåðåëîìà ïîçâîíî÷íèêà è îáúåìà ïîâðåæäåíèÿ ìûøö ñïèíû âî âðåìÿ îïåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, ïðè îïåðàöèè ïî ìåòîäó Þìàøåâà-Ñèëèíà áîëüíûõ ïîäíèìàþò íà íîãè ñïóñòÿ 4-6 äíåé, ïîñëå ôèêñàöèè ïî ìåòîäó Öèÿâèíà è Ðàìèõà — ÷åðåç 14-16 äíåé, à ïîñëå ôèêñàöèè ïëàñòèíàìè, ïðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò åùå áîëüøåå ïîâðåæäåíèå ìûøö ñïèíû, ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3 íåäåëü. Âîïðîñ î âîññòàíîâëåíèè òðóäîñïîñîáíîñòè ðåøàåòñÿ ñïóñòÿ 2-3 ìåñÿöà. Îäíàêî ïðîãíîç äëÿ òàêèõ áîëüíûõ áëàãîïðèÿòíûé òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïàöèåíò â òå÷åíèå ãîäà ïîñëå îïåðàöèè íå áóäåò íàãðóæàòü ñåáÿ ôèçè÷åñêè. Ìåòàëëè÷åñêèå ôèêñàòîðû ïîäëåæàò óäàëåíèþ íå ðàíüøå, ÷åì ñïóñòÿ ãîä ïîñëå îïåðàöèè.
Ïðè âçðûâíûõ ïåðåëîìàõ, êîãäà ñòóäåíèñòîå ÿäðî äèñêà âíåäðÿåòñÿ ìåæäó ôðàãìåíòàìè ñëîìàííîãî ïîçâîíêà è ìåøàåò ñðàñòàíèþ ïåðåëîìà, ïîêàçàíî îïåðàòèâíîå óäàëåíèå îáëîìêîâ ïîçâîíêà è çàìåùåíèå òåëà êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ñðåäíåãðóäíûõ è âåðõíåãðóäíûõ ïîçâîíêîâ
Ñðåäíåãðóäíûå è âåðõíåãðóäíûå ïîçâîíêè ïëîòíî ôèêñèðîâàíû ãðóäíîé êëåòêîé, ïîýòîìó ïåðåëîìû â ýòîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå ïðèâîäÿò ê êîìïðåññèè è âûâèõàì ïîçâîíêîâ. Ïî òîé æå ïðè÷èíå äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ â ðàñïðàâëåíèè ñëîìàííûõ ïîçâîíêîâ ïðàêòè÷åñêè íå óäàåòñÿ. Ïåðåëîìû âåðõíèõ è ñðåäíèõ ãðóäíûõ ïîçâîíêîâ ëå÷àò ôóíêöèîíàëüíûì ìåòîäîì ïî Äðåâèíãó è Ãîðèíåâñêîé. Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíêîâ äî ïÿòîãî ãðóäíîãî âûòÿæåíèå ïðîâîäèòñÿ íå çà ïîäìûøå÷íûå âïàäèíû, à çà ãîëîâó ïåòëåé Ãëèññîíà.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ è âûâèõîâ øåéíûõ ïîçâîíêîâ
Îäíîìîìåíòíàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìîâ è îñîáåííî âûâèõîâ òàèò â ñåáå áîëüøóþ óãðîçó ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ïðîâîäèòñÿ òîëüêî îïûòíûìè ñïåöèàëèñòàìè. Ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ìåòîä ðåïîçèöèè øåéíûõ ïîçâîíêîâ ÿâëÿåòñÿ âûòÿæåíèå ïåòëåé Ãëèññîíà, à ïðè ïîâðåæäåíèè òðåõ âåðõíèõ ïîçâîíêîâ — ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà òåìåííûå áóãðû èëè ñêóëîâûå äóãè íà íàêëîííîì ùèòå.
Ñóùíîñòü ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîäâåøèâàíèè ãðóçà îò 6-7 êã ïðè ïåðåëîìå äî 15 êã è áîëåå ïðè âûâèõå èëè ïîäíèìàíèè ãîëîâíîãî êîíöà êðîâàòè íà 50-60 ñì. Ïðè ôëåêñèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà, îòêðûòîãî êïåðåäè, ïîä ñïèíó äî îñíîâàíèÿ øåè íåîáõîäèìî ïîäëîæèòü âàëèê. Òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êçàäè ïî îòíîøåíèþ ê ïîñòðàäàâøåìó. Ïðè ýêñòåíçèîííîì ïåðåëîìå ñ îáðàçîâàíèåì óãëà äåôîðìàöèè, îòêðûòîãî êçàäè, âàëèê ïîäêëàäûâàþò ïîä ãîëîâó è òÿãà íàïðàâëåíà ââåðõ è êïåðåäè; ïîñëå ðåïîçèöèè ãðóç óìåíüøàþò äî 3-4 êã. Åñëè âûòÿæåíèå äîñòèãàëîñü çà ñ÷åò ìàññû òåëà, òî ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè íåîáõîäèìî îïóñòèòü äî âûñîòû 25-30 ñì.
Äàëüíåéøåå âåäåíèå áîëüíîãî ìîæåò èäòè ïî äâóì ïóòÿì.
×åðåç 5-7 äíåé ïîñëå ðåïîçèöèè âûòÿæåíèå çàìåíÿþò êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì â ôèêñèðîâàííîì ïîëîæåíèè øåéíîãî îòäåëà. Ñðîêè èììîáèëèçàöèè êîðñåòîì ñ îøåéíèêîì îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Ýòîò êîðñåò äîëæåí îïèðàòüñÿ ñâîåé íèæíåé ÷àñòüþ íà íàäïëå÷üÿ, ãðóäèíó, âåðõíèé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà, à ñâîåé âåðõíåé ÷àñòüþ ïîääåðæèâàòü ãîëîâó, óïèðàÿñü â çàòûëî÷íóþ îáëàñòü è ïîäáîðîäîê.
Ïðè ñòàáèëüíîì ïåðåëîìå òàêæå ìîæåò áûòü è ôóíêöèîíàëüíûé ìåòîä âåäåíèÿ áîëüíîãî. Ïðè ýòîì ñðîê ïîñòåëüíîãî ðåæèìà êîëåáëåòñÿ îò ïîëóòîðà äî äâóõ ìåñÿöåâ. Îáÿçàòåëüíî äîëæíû ïðîâîäèòüñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, à òàêæå ìàññàæ. Åñëè êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå âûâèõà ê æåëàåìûì ðåçóëüòàòàì íå ïðèâåëî èëè ïðåäâàðèòåëüíàÿ ïîïûòêà çàêðûòîãî âïðàâëåíèÿ íå ïðåäïðèíèìàëàñü, ïðè íàëè÷èè íåâðîëîãè÷åñêèõ ïîêàçàíèé èëè âîçìîæíîñòè îñëîæíåíèÿ, íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå (äèñê ýêòîìèÿ è ïåðåäíèé ñïîíäèëîëèäåç èëè óäàëåíèå âûñòóïàþùåãî êçàäè ôðàãìåíòà òåëà ïîçâîíêà, ñ çàìåíîé òåëà ïîçâîíêà). Çàäíÿÿ îïåðàòèâíàÿ ôèêñàöèÿ øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà áîëüøîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ íå ïîëó÷èëà.
Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûõ ïîâðåæäåíèåì ñîäåðæèìîãî ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà
Íàèáîëåå òÿæåëûìè è ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíûìè ïîâðåæäåíèÿìè ïîçâîíî÷íèêà ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìû ïîçâîíêîâ, îñëîæíåííûå ïîâðåæäåíèÿìè ñïèííîãî ìîçãà. Ïðè ëþáîì ïîâðåæäåíèè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà ìîãóò âîçíèêíóòü ðàçëè÷íûå ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà — îò óøèáîâ è ññàäèí äî ïîëíîãî ïåðåðûâà êîðêîâîãî è ìîçãîâîãî âåùåñòâà ñïèííîãî ìîçãà.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ñóùåñòâóåò ïîäîçðåíèå íà ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ åãî äåêîìïðåññèÿ. Åñëè ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà îáóñëîâëåíî ñìåùåíèåì ïîçâîíêà, îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ðåïîçèöèÿ ïåðåëîìà, êîòîðàÿ ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ âûòÿæåíèåì, à åñëè ïåðåëîì ðàñïîëàãàåòñÿ â øåéíîì îòäåëå, òî ïðîèçâîäèòñÿ çàêðûòàÿ ðó÷íàÿ ðåïîçèöèÿ. Îäíàêî ýòîò ìåòîä òàèò â ñåáå áîëüøóþ îïàñíîñòü äàëüíåéøåãî ïîâðåæäåíèÿ ñïèííîãî ìîçãà, ïîýòîìó ìíîãèå âðà÷è ñ÷èòàþò áîëåå öåëåñîîáðàçíûì ìåòîäîì âïðàâëåíèÿ øåéíîãî ïîçâîíêà îòêðûòîå âïðàâëåíèå.
Óíèâåðñàëüíûì ìåðîïðèÿòèåì ïðè äëèòåëüíî òåêóùåì ñäàâëåíèè ñïèííîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ äåêîìïðåññèîííàÿ ëàìèíýêòîìèÿ. Ñóòü ýòîé îïåðàöèè çàêëþ÷àþòñÿ â óäàëåíèè äóæåê ñëîìàííîãî ïîçâîíêà ïî îäíîé ó ñîñåäíèõ ïîçâîíêîâ ñâåðõó è ñíèçó.  õîäå îïåðàöèè äëèííûå ìûøöû ñïèíû îòñåêàþòñÿ ïî îáå ñòîðîíû îò îñòèñòûõ îòðîñòêîâ è äóæåê. Îñòèñòûå îòðîñòêè è äóæêà óäàëÿþòñÿ ñïåöèàëüíûìè êóñà÷êàìè. Äîõîäÿò äî ïîâðåæäåííûõ êîðåøêîâ, êîòîðûå ñøèâàþò ñ èñïîëüçîâàíèåì ìèêðîõèðóðãè÷åñêîé òåõíèêè. Çàòåì óøèâàþò òâåðäóþ ìîçãîâóþ îáîëî÷êó, ìûøöû, ôàñöèþ è êîæó. Åñëè æå âî âðåìÿ ëàìèíýêòîìèè íå îáíàðóæèâàåòñÿ ïîëíîãî ïåðåðûâà ñïèííîãî ìîçãà, òî îïåðàöèÿ ìîæåò áûòü çàêîí÷åíà çàäíåé ôèêñàöèåé ìåòàëëè÷åñêèìè ïëàñòèíàìè èëè êîñòíûì òðàíñïëàíòàòîì. Òàêàÿ ôèêñàöèÿ îáåñïå÷èâàåò ïðàêòè÷åñêè ïîëíóþ ñòàáèëèçàöèþ â çîíå ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè íåñòàáèëüíîì ïîâðåæäåíèè â øåéíîì îòäåëå ê ëàìèíýêòîìèè ìîæåò áûòü äîáàâëåí è ïåðåäíèé ñïîíäèëîäåç.  ñëó÷àÿõ êîìïðåññèè ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå ñïåðåäè âìåñòî ëàìèíýêòîìèè öåëåñîîáðàçíåå ïðîâîäèòü òðàíñêîðïîðàëüíóþ (÷åðåç òåëî ïîçâîíêà) äåêîìïðåññèþ ñïèííîãî ìîçãà è êîñòíîïëàñòè÷åñêóþ çàìåíó òåëà ïîçâîíêà. Íî åñëè çàáëàãîâðåìåííî äî îïåðàöèè èìååòñÿ àáñîëþòíàÿ óâåðåííîñòü â ïîëíîì ïåðåðûâå ñïèííîãî ìîçãà â øåéíîì îòäåëå, òî äåêîìïðåññèâíûå îïåðàöèè è êàêèå ëèáî ìàíèïóëÿöèè íå èìåþò íèêàêîãî ñìûñëà.
Ëå÷åíèå
Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ îñëîæíåííûìè ïåðåëîìàìè ïîçâîíêîâ, êàê ïîñëå îïåðàöèè, òàê è íå îïåðèðóåìûõ, íàïðàâëåíî íà ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé, óðîñåïñèñà (èíôèöèðîâàíèÿ ïàòîãåííîé ôëîðîé ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû), âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè, ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé, à òàêæå âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííûõ ôóíêöèé ïîçâîíî÷íèêà è ïîäãîòîâêó ê ïðîòåçèðîâàíèþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïðîëåæíåé èñïîëüçóþò êðîâàòè ñî ñïåöèàëüíûìè êîíñòðóêöèÿìè, ñëîæíûå ñèñòåìû âûòÿæåíèÿ, ðàçëè÷íûå êðóãè ïîä âûñòóïàþùèå ÷àñòè òåëà, ìíîãîêðàòíûå ïåðåâîðîòû â ïîñòåëè, ïðîòèðàíèå è ìàññàæ. Ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ âîñõîäÿùåé ìî÷åâîé èíôåêöèè ïîêàçàíî ðàííåå íàëîæåíèå íàäëîáêîâîãî ñâèùà (ïðè íåñïîñîáíîñòè áîëüíîãî ñàìîñòîÿòåëüíî ìî÷èòüñÿ), ìåäèêàìåíòîçíîå ëå÷åíèå, à òàêæå ïðîìûâàíèå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ðàñòâîðàìè àíòèñåïòèêîâ. Ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé ïðîâîäèòñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà. Ïðè îòñóòñòâèè ñïîíòàííîãî äûõàíèÿ èñïîëüçóþò òðàõåîòîìèþ è âñïîìîãàòåëüíîå èëè óïðàâëÿåìîå äûõàíèå.
Источник