Когда спадает опухоль после перелома челюсти

Когда спадает опухоль после перелома челюсти thumbnail

Повреждение челюсти относят к особо опасным патологиям. Близость ствола мозга, крупных артерий, нервов головы, шеи создает риск травмирования и инфицирования жизненно важных систем.

Переломы нижней челюсти (80% случаев) признают открытыми формами повреждений, ведь кости отделяет от внешней среды исключительно тонкая слизистая оболочка.

Распространенная патология — результат дорожных аварий, особенно с участием мотоциклов, производственных и спортивных травм, рукоприкладства в конфликтных ситуациях. В трудных ситуациях чаще оказываются мужчины средних лет, ведущие активный образ жизни.

Анатомические особенности

Нижняя челюсть развивается из двух половинок, но впоследствии срастается и образует подковообразную форму.

В отличие от остальных черепных костей нижнечелюстную характеризует:

  • подвижность, связанную с функцией жевания пищи;
  • большой размер;
  • выдвинутость по расположению.

В структурном образовании челюсти принято выделять следующие области:

  • горизонтальное тело с подбородочным отверстием. С одной стороны находится зона зубных альвеол, с другой стороны — основание с каналом, заполненным нервами, сосудами;
  • ветви челюсти, отростки поднимаются к височной области под углом до 150°;
  • мыщелковый отросток, образующий суставную поверхность к месту сужения кости;
  • венечный отросток, соединенный с жевательной мышцей;
  • угол челюсти образует схождение ветвей с телом.

Кроме кости клиническую оценку имеет система жевательных мышц, нервов, сосудов, питающих нижнечелюстное образование.

По особенностям строения выделяют «слабые зоны», уязвимые к физическому воздействию и нагрузкам:

  • область угла челюсти — приводит к обильному кровотечению, образованию гематомы;
  • зона зубных клыков;
  • височно-челюстной сустав, парное соединение повышенной хрупкости.

Повреждения ветвей тройничного нерва приводит к потере чувствительности слизистых зон щек, языка, зубов. Функциональная нагрузка нижней челюсти с возрастом ослабевает и способствует снижению прочности.

Виды переломов

Характерные особенности повреждений зависят не только от силы внешнего воздействия, но и от факторов прочности самой кости.

Тактика лечения определяется причинно-следственными связями и типом перелома:

  1. Патологический перелом. В основе лежит функциональное нарушение костной ткани с ослабленной структурой. Среди причин выступают остеомиелит, распространенный по зубным каналам; нарушение метаболизма, хронические инфекции, препараты с блокировкой клеточного деления и другие факторы.
  2. Травматический перелом. Происходит под влиянием механического воздействия большой силы. Прямой либо опосредованный удар становится причиной раскола. Патологическая среда снижает уровень сопротивления челюстной структуры.

Согласно статистике травм, локализация перелома зависит от обстоятельственных причин. Области симфиза, мыщелкового отростка, зубных альвеол — результат аварий. Повреждения костного тела и угла возникают как последствия физического насилия.

Виды челюстных переломов разделяются на открытые, закрытые формы:

  • Открытые повреждения встречаются чаще, клинически сопровождаются дефектами тонких слизистых оболочек. Это очень опасные травмы из-за контакта с бактериальной средой полости рта.
  • Закрытые переломы характерны для ветвей челюсти и угла. Риск осложнений проявляется в меньшей степени.

Наличие двух изломов на правой или левой стороне челюсти называют двойным переломом. При двустороннем повреждении фиксируется дефект с каждой стороны.

Тяжесть травмы в большой степени зависит от подвижности отломков:

  1. Без смещения — дефект не меняет положение кости. Результат неполного разлома, физического воздействия низкой интенсивности.
  2. Со смещением. Отломки кости меняют положение под силой удара или влиянием мышечной тяги.
  3. Оскольчатый перелом. Результат большой ударной силы, направленной на небольшой участок кости (удар молотком). Острые отломки повреждают стенки сосудов и нервы.

Классификация отражает вид разлома:

  • тела: срединный (между резцами), ментальные (линия разлома между премолярами или клыком и премоляром), боковой, ангулярный (в зоне угла);
  • ветви: линия дефекта имеет перпендикулярное или параллельное направление к продольной оси.

Отдельное место в классификациях занимает переломовывих — совмещение разлома кости и вывиха височно-нижнечелюстного сустава.

Клиническая картина, диагностирование травмы определяют терапевтические подходы и методы оперативного вмешательства.

Симптомы

Перелом нижней челюсти зачастую сочетается с другими травмами, в том числе, черепно-мозговыми. С этим связано разнообразие симптомов и клинических проявлений.

Можно выделить ряд общих признаков, характерных для повреждения:

  • боль в эпицентре разлома с усилением при попытках движения челюсти, распространенная на другие участки черепа;
  • изменение прикуса;
  • изменение лицевого контура из-за отека или кровоизлияния;
  • затрудненность в движении челюсти;
  • повышенное слюноотделение;
  • визуализация кости в открытых ранах;
  • изменения чувствительности слизистых тканей и наружных, онемение участков;
  • кровотечение с преимущественным изливом в ротовую полость, подкожные гематомы;
  • отек лица;
  • крепитация (хруст) от трения костей.

На первичном врачебном осмотре фиксируются основные клинические проявления. Анализ крови отражает показатели грубых биохимических нарушений, пропорциональных тяжести перелома.

Одинарные переломы сопровождают трудности акта жевания, смыкания губ, онемение участков, болевой синдром. Тяжелые повреждения многократно усиливают боль, препятствуют глотанию, дыханию. Состояние пострадавшего может отягощаться потерей сознания.

Дополнительные факторы осложнений (высокая температура, воспалительные заболевания, хронические проявления, повреждения других органов) требуют незамедлительного медицинского вмешательства, участия необходимых специалистов, чтобы не развивалось ухудшение состояния пациента.

Осмотр позволяет установить при помощи пальпации и особых пальпаторных приемов:

  • причину ассиметрии лица (смещение костных фрагментов, инфильтрат, абсцесс, отек);
  • вывих челюстной головки;
  • вывих мыщелкового отростка;
  • перелом кости.

Симптомы, связанные с нарушениями сознания (головокружение, рвота, амнезия) свидетельствуют о проявлениях черепно-мозговой травмы.

Диагностика

В результате опроса больного, клинических данных врачом дается предварительная оценка состояния пациента. В основе лежат объективные (определенные со стороны) наблюдения и субъективные показания пострадавшего о своем самочувствии.

Читайте также:  Ларсен перелом

Дифференциальная диагностика возможна после инструментальных исследований и составления полной картины. Определяется не только место и вид перелома, но и особенности костных структур, важных в случае патологических повреждений.

Основные аппаратные методы включают:

  • рентгенографию;
  • ортопантомографию;
  • компьютерную томографию;
  • магнитно-резонансную томографию.

Рентгенографию в разных проекциях проводят для определения локализации повреждения и особенностей:

  • количество разломов;
  • наличие осколков;
  • степень смещения;
  • вовлеченность соседних костей.

Метод ортопантомографии позволяет получить панорамное изображение височно-челюстной области и зубных рядов.

Компьютерную томографию признают предпочтительным способом исследования для получения детальных данных. Обработка множества снимков дает послойное изображение области, трехмерный вид. В случае сложных переломов можно установить самые мелкие части кости, не видимые на обычном рентгеновском снимке.

Переломы со смещениями, осложненные воспалительными процессами, подлежат оперативному лечению. Метод остеосинтеза при помощи металлоконструкций является самым эффективным в восстановлении челюстной кости.

Отличие исследования магнитно-резонансной терапии от других заключается в фиксации изменений, происходящих в мягких тканях. Состояние мышц, сосудов, нервов, связок, очаги кровоизлияний лучше всего отражаются посредством МРТ.

Аппаратные данные играют ключевую роль в постановке диагноза и определении способов лечения.

Первая помощь

Своевременная обработка раны и оказание поддержки пострадавшему существенно влияют на дальнейший прогноз в лечении травмы.

До приезда медиков основной задачей является устранение угроз жизни:

  • удушья — в зависимости от состояния травмированного человека, его следует посадить или уложить на бок, очистить ротовую полость от осколков зубов, инородных тел, крови, следить за положением языка, чтобы не допустить западения;
  • кровопотери — найти очаг, ближайшую артерию для остановки кровотечения посредством бинта, давящей повязки, прижатия пальцами.

Важно предотвратить шоковое состояние и, по возможности, дать обезболивающее средство для стабилизации состояния. С учетом характера повреждения таблетку (анальгин, ревалгин) нужно измельчить, растворить в воде, дать выпить.

Прикладывание льда, холодного компресса к месту травмы благотворно влияет на снижение чувствительности, уменьшение отека, кровотечения.

Обращение к специалистам медицинских учреждений — жизненная необходимость для пострадавшего после получения доврачебной помощи. Самолечение приводит к тяжелейшим последствиям, вплоть до разрушения костной ткани.

Важным этапом является фиксация челюсти с помощью пращевидной повязки. Предварительная иммобилизация предотвращает осложнения и способствует благополучной транспортировке пострадавшего в больницу.

Подручными средствами: платками, шарфом, — подвязывают травмированную челюсть так, чтобы обеспечить ее неподвижность. Нельзя накладывать повязку человеку в бессознательном состоянии, так как смыкание челюстей увеличивает риск удушья от рвотных масс.

Лечение

В стоматологическом отделении производят антисептическую обработку повреждения челюсти и устранение сильной боли.

Лечение проводится в несколько этапов:

  1. Репозиция. В задачу входит правильное сопоставление отломков для последующего сращивания. Не всегда происходит одномоментное соединение. Препятствием выступает интерпозиция мягких тканей, осколочные края, смещение кости.
  2. Фиксация. От прочности соединения зависит правильное сращивание, устранение риска повторного сдвига отломков.

Создание неподвижных блоков при переломах линейного вида (без смещения) происходит ручным способом. Используются тугие повязки, лигатурные соединения, метод проволочного шинирования.

Существуют различные виды оперативного вмешательства:

  1. Наружный остеосинтез — введение специальных спиц для возвращения функционала кости в период лечения.
  2. Внутрикостный остеосинтез — введение в мозговой канал особого проводника.
  3. Накостный остеосинтез — наложение пластины на место разлома посредством винтов.
  4. Чрескостный остеосинтез — введение металлокреплений под углом для фиксации места излома.

Выбор метода во многом зависит от особенностей перелома и навыков хирурга-стоматолога по проведению операции. Любая тактика лечения включает лекарственную терапию с антибиотиками широкого спектра действия и препаратов кальция.

Восстановительный период

Период лечения составляет не менее 60 дней, после которого следует этап реабилитации.

Полное восстановление функций нижней челюсти происходит при соблюдении ряда условий:

  • гигиенический уход за ротовой полостью — полоскание после каждого приема пищи;
  • массаж десен для улучшения кровотока;
  • применение курса физиопроцедур — УВЧ, магнитотерапия, электрофорез;
  • лечебная гимнастика.

Рекомендуют блюда в виде пюре, измельченного состава, разбавленные бульонами. Суточная калорийность должна покрывать потребности организма. Нужно отказаться от горячей, острой пищи.

Особое внимание следует уделять пищевому режиму. В период лечения больной получает специальную жидкую пищу, но впоследствии требуется контролировать механические действия нижней челюсти в пережевывании продуктов.

Тщательный самоконтроль в период восстановления позволяет значительно ускорить заживление и возвращение функциональных возможностей поврежденной челюсти.

Получение травмы происходит одномоментно, но лечение и восстановление занимает длительный период и требует больших усилий врачей и самого пострадавшего. Берегите здоровье!

Источник

Ðåøåíèå íàïèñàòü î ïîáî÷íûõ ýôôåêòàõ îò õèìèîòåðàïèè âîçíèêëî ïî ïðè÷èíå òîãî, ÷òî ýòîé èíôîðìàöèè êðàéíå ìàëî è îíà âñÿ ñîñòîèò èç ñàìûõ îáùèõ ôðàç, ïðè ýòîì äîâîëüíî ÷àñòî ñ êðàéíå íåãàòèâíûì îòòåíêîì. Âîçìîæíî, ïîýòîìó ìíîãèå ïàöèåíòû çàðàíåå íà÷èíàþò áîÿòüñÿ «õèìèè», õîòÿ äàëåêî íå âñåãäà «ïîáî÷êà» ñòðàøíà òàê, êàê å¸ ìàëþþò. Äà, çíàþ è âèäåë, êàê ïîðîé áûâàåò – è ðâîòà, è ïîíîñ. Áûâàåò è òàê, ÷òî îò ëå÷åíèÿ ëþäè èñïûòûâàþò ìó÷åíèÿ áîëåå ñèëüíûå, ÷åì îò áîëåçíè, è îòêàçûâàþòñÿ ëå÷èòüñÿ. Ïðàâäà, â ýòîì ñëó÷àå ìíå ïî÷åìó-òî êàæåòñÿ, ÷òî îòêàç îò ëå÷åíèÿ åñòü îøèáêà, è ÿ ïîìíþ ñëîâà ìåäñåñòðû, ÷òî ñòàâèëà ìíå êàïåëüíèöû: «Íè â êîåì ñëó÷àå íå îòêàçûâàéòåñü îò ëå÷åíèÿ, òåðïèòå, íî íå îòêàçûâàéòåñü!», îäíàêî – òàê áûâàåò.

Читайте также:  Как делают гипс при переломе шейки бедра

Çàðàíåå: ýòî ìîé ëè÷íûé îïûò, îðãàíèçìû ó âñåõ ðàçíûå, çàáîëåâàíèÿ òîæå, ïîýòîìó íèêàêîé óíèâåðñàëüíîñòè, îïèøó ëèøü òî, ÷åðåç ÷òî ïðîø¸ë ÿ ñàì. È – îïÿòü æå çàðàíåå – ÿ íèêàêîé íå ñóïåðìåí, õîòÿ ìåäèêè, ñ êåì ïðèõîäèòñÿ îáùàòüñÿ, ñ÷èòàþò ìåíÿ óíèêàëüíûì ïàöèåíòîì. Âîçìîæíî – èì âèäíåå, â êîíöå êîíöîâ. Íî ðå÷ü íå îáî ìíå, à î «ñïåöýôôåêòàõ», êîòîðûå ïîðîé òÿãîñòíû, à ïîðîé äàæå çàáàâíû. Äà-äà, èìåííî òàê!

Ãëàâíîå ñêàæó ñðàçó: âñå âîñåìíàäöàòü êóðñîâ, à ýòî äåâÿòü ìåñÿöåâ êàæäûå äâå íåäåëè ïî äâà äíÿ, ÿ ïåðåí¸ñ ëåãêî. Ìåíÿ íè ðàçó íå ðâàëî, è òàáëåòêè îò òîøíîòû, ÷òî ìíå äàëè íà ïåðâîì êóðñå, òàê è ëåæàò ãäå-òî íå èñïîëüçîâàííûå. Íî áûëî äðóãîå.

 ïåðâûé æå äåíü ìåäñåñòðà ñêàçàëà: «Íå óäèâëÿéòåñü, êîãäà ïîéä¸òå äîìîé, ïîÿâèòñÿ îùóùåíèå, ÷òî êîæó íà ëèöå ñòÿãèâàåò îò õîëîäà, ýòî íîðìàëüíî». À äåëî, ê ñëîâó, áûëî â íà÷àëå çèìû. Âûøåë, èäó, è ÷óâñòâóþ – äà, êàê-òî íå òàê âñ¸, íî íå òî ÷òîáû ñòÿãèâàåò, à âîò êàê áûâàåò íà ìîðîçå, òàêîå ë¸ãêîå ïîêàëûâàíèå, ïîùèïûâàíèå. Ýòî áûë ñàìûé ïåðâûé ýôôåêò, ñ êîòîðûì ïðèøëîñü ñòîëêíóòüñÿ. Ïåðâûé, íî èìåâøèé ðàçâèòèå âî âðåìåíè. Ïîñòåïåííî ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê õîëîäó ñòàëà íàðàñòàòü, êóðñ çà êóðñîì, ðóêè íà÷àëè âíà÷àëå ì¸ðçíóòü îò õîëîäíîé âîäû è õîëîäíûõ ïðåäìåòîâ, äàëüøå – áîëüøå: â õîëîäèëüíèê òîëüêî â ïåð÷àòêàõ, çàòåì è ìåòàëëè÷åñêèå ïðåäìåòû êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû ïåðåñòàëè äîñòàâëÿòü óäîâîëüñòâèå îò îáëàäàíèÿ îíûìè. Ìàé ìåñÿö, òåïëî – à ðóêè â êàðìàíàõ ì¸ðçíóò. Äà, ýòî áûëî íå ñàìîå ïðèÿòíîå îùóùåíèå. Íî âïîëíå ïåðåíîñèìîå.

À âîò ñëåäóþùèé ýôôåêò áûë äîâîëüíî çàáàâíûé, îí ïîÿâèëñÿ ïðèìåðíî ïîñëå òðåòüåãî êóðñà. Îïèñàòü åãî (âïðî÷åì, êàê è îñòàëüíûå) î÷åíü ñëîæíî, ïîòîìó ÷òî â ÿçûêå íåò ñëîâ, êîòîðûìè ìîæíî ïåðåäàòü ïðîèñõîäÿùåå.  îáùåì, âûøåë ÿ ïîñëå î÷åðåäíîé êàïåëüíèöû, èäó è ÷óâñòâóþ, ÷òî êîæà ñëîâíî áû îòñëîèëàñü îò ëèöà è â òàêò øàãàì ïî èíåðöèè òàê ýòî ââåðõ-âíèç, ââåðõ-âíèç!.. Ïåðâîå èíñòèíêòèâíîå äâèæåíèå – ñõâàòèëñÿ çà ù¸êè, íî íåò, îíè íå ïîäïðûãèâàþò, âñ¸ íà ìåñòå, íî ýôôåêò áûë ïîòðÿñàþùèé. Ñî âðåìåíåì îí ðàñïðîñòðàíèëñÿ íà ðóêè, è ýòî òîæå áûëî çàáàâíî: ìàõí¸øü ðóêîé, à êîæà ñëîâíî âäîãîíêó ïóñêàåòñÿ.

Ïîòîì íà÷àëîñü îíåìåíèå ïàëüöåâ ðóê, çàòåì íîã. Ñ íîãàìè, êñòàòè, ñëó÷èëñÿ ýïèçîä, äî êîíöà ìíå íåïîíÿòíûé. Äåëî áûëî ïî âåñíå, ÿ âûøåë íà óëèöó è, ïðîéäÿ áóêâàëüíî ñîòíþ ìåòðîâ, ïî÷óâñòâîâàë, áóäòî íàòèðàþ íîãè. Íî ýòîãî íå ìîæåò áûòü, ÿ â ñâîèõ áåãîâûõ êðîññîâêàõ, äà è êàê ìîæíî íàòåðåòü íîãè çà ñòî ìåòðîâ? Ïîíÿòíîå äåëî – î÷åðåäíîé «ñïåöýôôåêò». Íó, äà, íåïðèÿòíî, íî íå ñìåðòåëüíî. Äåíü ïðîø¸ë; âåðíóëñÿ äîìîé, ðàçóëñÿ, ñíÿë íîñêè… Ìàìà äîðîãàÿ!.. Íîãè áûëè ñáèòû â êðîâü. Äî ñèõ ïîð íå ïîíèìàþ, êàê ýòî ìîãëî ïðîèçîéòè, âåäü åñëè ÷óâñòâèòåëüíîñòü ñíèçèëàñü, íåðâíûå êëåòêè îòìèðàþò, ñèãíàëû íå ïåðåäàþòñÿ, òî òîãäà ìîæíî áûëî áû íàòåðåòü íîãè, íî âåäü íå íà òàêîì ðàññòîÿíèè!.. Íó ÷òî, ëå÷èë, ìàçàë «ñèíòîìèöèíêîé», è ýòî çàêîí÷èëîñü ãäå-òî ÷åðåç òðè íåäåëè. Âîîáùå, íàäî ñêàçàòü, ÷òî âñå ýôôåêòû â îñíîâíîì ïðåõîäÿùè, ïîÿâëÿþòñÿ è èñ÷åçàþò áåç ñëåäà. Íó, èëè áåç âèäèìîãî ñëåäà.

Îäíàêî êóðñû ëå÷åíèÿ ïðîäîëæàëèñü, è îíåìåíèå òîæå ïðîäîëæàëîñü. Äîâîëüíî çàáàâíûé ýôôåêò – ýòî êîãäà ïîäóøå÷êè íà ñòóïíÿõ (òàê ìîæíî ñêàçàòü?) ñëîâíî áû íàäóâàþòñÿ. Êàê âàì îáúÿñíèòü?.. Íó, âîò õîäèøü òû îáû÷íî, âñ¸ ÷óâñòâóåøü, à çäåñü ê íîãàì ñëîâíî äîïîëíèòåëüíûé àìîðòèçàòîð ïðèñîáà÷èëè, íàäóâíîé òàêîé, ðåçèíîâûé, è òû è䏸ü, è âðîäå áû ÷óâñòâóåøü âñ¸, íî íå òàê, êàê âñåãäà – äîâîëüíî ïðèêîëüíîå ñîñòîÿíèå õîäüáû «íà âîçäóøíîé ïîäóøêå».

Ñàìîå ñêâåðíîå îùóùåíèå áûëî – ýòî êîãäà îíåìåíèå ðàñïðîñòðàíèëîñü íà ðîò. Ïðåäñòàâüòå ñåáå ðîò, èçíóòðè îáêëååííûé áàðõàòíîé áóìàãîé. Ïðîâîäèøü ÿçûêîì ïî í¸áó, ïî çóáàì, à òàì âñ¸ íå ãëàäêîå è ñêîëüçêîå, à øåðøàâîå. Ïëþñîì ê ýòîìó èçìåíåíèå âêóñà, ÷òî, â îáùåì, ëîãè÷íî.

Íàêîíåö, ôèíàëüíûì ìîùíûì àêêîðäîì ñòàëî îíåìåíèå… Íå ê ñòîëó áóäü ñêàçàíî… Ýñòåòñòâóþùèõ áàðûøåíü ïðîøó îòâåðíóòüñÿ îò êîíñîëè, ïîêà íå çàêîí÷èòñÿ ýòîò àáçàö!  îäèí ïðåêðàñíûé äåíü ñîáðàëñÿ ñòðàâèòü èçëèøêè äàâëåíèÿ æèäêîñòè, âèæó – ïðîöåññ èä¸ò, íî êàê îí èä¸ò – íå ÷óâñòâóþ! Ò.å. èñ÷åçëà ÷óâñòâèòåëüíîñòü âíóòðè, òàì, ãäå ñëèçèñòàÿ. Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî ýòî ìåíÿ ïîçàáàâèëî, ñðàçó ìûñëè íåõîðîøèå â ãîëîâó ïîëåçëè, îäíàêî äàëüøå îíåìåíèå íå ïîøëî, ïî ñ÷àñòüþ, è îñòàëüíûå ñèñòåìû ôóíêöèîíèðîâàëè íîðìàëüíî, òüôó-òüôó-òüôó. Êñòàòè, ïîñëå îêîí÷àíèÿ ëå÷åíèÿ âñ¸ ïîñòåïåííî ñòàëî ïðèõîäèòü â íîðìó, è ñåé÷àñ îñòàëèñü íå÷óâñòâèòåëüíûìè íîãè è ïîðîé ñáîÿò êîí÷èêè ïàëüöåâ íà ðóêàõ, îäíàêî ïî ãèòàðíûì ñòðóíàì ïîïàäàþ ïðàêòè÷åñêè áåç ïðîáëåì.

Читайте также:  Снять отек с голеностопа быстро после перелома

×òî áûëî åù¸? Åù¸ ïî âåñíå ïîÿâèëàñü ñïåöèôè÷åñêàÿ îêðàñêà êîæè ëèöà, ðóê è íîã. Íà íîãàõ ýòî âûãëÿäåëî, êàê ëàïû ó âîëêà èç «Íó, ïîãîäè!», íà ðóêàõ – êàê ïåð÷àòêè ïî÷òè äî ñåðåäèíû ïðåäïëå÷üÿ, íó è ëèöî ñ øååé ïîìåíÿëè öâåò. 

Âñ¸ ýòî ñòàëî òàêîãî áëàãîðîäíîãî êðàñíîâàòî-ôèîëåòîâîãî îòòåíêà. Îäíà ìîëîäàÿ áàðûøíÿ ñïðîñèëà ìåíÿ â èþíå:

— Âû ïðèåõàëè èç Èñïàíèè?

— Ñ ÷åãî âû âçÿëè?

— Íó, ïðîñòî ó âàñ òàêîé õàðàêòåðíûé äëÿ Èñïàíèè çàãàð…

ß âûïàë â îñàäîê è ñêàçàë:

— Íåò, ÿ íå èç Èñïàíèè, ÿ ñ «õèìèè».

Ïîñëå ÷åãî â îñàäîê âûïàëà óæå áàðûøíÿ.

Äà, ïðèìåðíî ñ ìàðòà ïî èþëü áûëî íîñîâîå êðîâîòå÷åíèå. Íå ñèëüíîå, íåò – ïðîñòî ëîïàëèñü ìåëêèå êàïèëëÿðû. Îíî âñ¸ áû è íè÷åãî, íî êðîâü èìååò ñâîéñòâî ñâîðà÷èâàòüñÿ, è ýòè êîðîñòû, îíè ìåøàþò æèòü, à óáðàòü èõ ìîæíî, ëèøü íåýñòåòè÷íî êîâûðÿÿ ïàëüöåì â íîñó. Ìíå, â îáùåì, ýñòåòèêà íå óï¸ðëàñü, íî âû æå çíàåòå, ÷òî ïðîèñõîäèò, êîãäà îòðûâàåøü êîðîñòó îò ðàíêè – ýòî íå î÷åíü ïðèÿòíî, êðîâîòå÷åíèå âîçîáíîâëÿåòñÿ, êîðîñòû âîçîáíîâëÿþòñÿ, ïåðïåòóóì ìîáèëå… Ïðîòèâíî, â îáùåì. Âñåãäà â êàðìàíå ïëàòî÷êè, è ÷åðåç íåáîëüøèå ïðîìåæóòêè âðåìåíè ïîä ðàçíûìè ïîâîäàìè-ìàñêèðîâêàìè… Íó, âû ìåíÿ ïîíÿëè…

Êñòàòè, ïðî êðîâü: êàê îíà âîíÿëà, êàê îòâðàòèòåëüíî îíà âîíÿëà õèìèåé, êîãäà ñòàâèëè è ñíèìàëè êàïåëüíèöó!.. Âïðî÷åì, íà ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ýòî íèêàê íå âëèÿëî, ðàçâå ÷òî ðàçäðàæàëî îáîíÿíèå, è íå áîëåå òîãî.

Êòî áûâàë ó âðà÷à-íåâðîïàòîëîãà, çíàåò òàêîé òåñò: ñòîÿ çàêðûòü ãëàçà, âûòÿíóòü ðóêè âïåð¸ä, ïî î÷åðåäè êîñíóòüñÿ ïàëüöàìè êîí÷èêà íîñà. Îäíàæäû çàìåòèë: çàêðûâàþ ãëàçà ñòîÿ, è òóò æå âåñòèáóëÿðíûé àïïàðàò âûäà¸ò íåâåðíóþ èíôîðìàöèþ î ïîëîæåíèè òåëà â ïðîñòðàíñòâå. Íî ýòîò ýôôåêò äëèëñÿ íåäîëãî, ïðèìåðíî ìåñÿö.

Âîîáùå, íåêîòîðûå ïðîÿâëåíèÿ «ïîáî÷êè» áûëè, ÿ áû ñêàçàë, îäíîðàçîâûå. Íàïðèìåð, áûëî äâàæäû òàêîå, ÷òî ïðèõîäèë íà êóðñ ïîñëå ðàáîòû, ò.å. íå ïîëíîñòüþ îòäîõíóâøèì. Íó è ãäå-òî áëèæå ê ñåðåäèíå ïðîöåäóðû âíåçàïíî íà÷àëîñü… Âîò çíàåòå, ãëÿäÿ êàêèå-íèáóäü ôèëüìû, ãäå êòî-òî òàì áîëüíîé íà÷èíàåò áèòüñÿ â êîíâóëüñèÿõ íà êðîâàòè, ÿ äóìàë âñåãäà, ÷òî àêò¸ðû ÿâíî ïåðåáàðùèâàþò. Îêàçàëîñü, ÷òî îíè íåäîáàðùèâàþò! Áîã òû ìîé, êàê æå ìåíÿ êîëîòèëî! Ýòî ïîòðÿñàþùåå ÷óâñòâî, êîãäà òû íè÷åãî íå ìîæåøü ïîäåëàòü ñ ñîáñòâåííûì òåëîì, âåäü äðîæü ìîæíî óíÿòü õîòÿ áû ïåðèîäè÷åñêè, à òóò íå äðîæü, òóò íàòóðàëüíî êîëáàñèò, ïîäáðàñûâàåò, çóáû ñòó÷àò, êðîâàòü òðÿñ¸òñÿ, ñîñåäè ñìîòðÿò â óæàñå, è ÷¸ðòîâ Òàðàíòèíî ñ êàìåðîé êóäà-òî çàïðîïàñòèëñÿ, ïîòåðÿâ îñêàðîíîñíûå êàäðû. Îòñþäà ñîâåò: åñëè èä¸òå íà «õèìèþ», òî îáÿçàòåëüíî êàê ñëåäóåò îòäîõíèòå!

Åäèíñòâåííûé ðàç áûë ñàìûé êîðîòêèé «ñïåöýôôåêò» – êîðîòêèé ïî âðåìåíè, íî îùóùåíèÿ îñòàâèâøèé íåçàáûâàåìûå. Ïðèíèìàë âàííó, ïîñòåïåííî äîëèâàÿ ãîðÿ÷óþ âîäó, íàñëàæäàëñÿ æèçíüþ è äàæå ÷òî-òî ÷èòàë â ñìàðòôîíå, êàê âäðóã ÷óâñòâóþ, ÷òî íà íîãè ëü¸òñÿ êèïÿòîê! Íó, äóìàþ, ïîäñòàâèë íîãè ïîä ñòðóþ ñëó÷àéíî, è çàêðûë êðàí. Íî ïî÷åìó-òî ñòàëî ãîðÿ÷î íå òîëüêî íîãàì. Ïóñòèë õîëîäíóþ âîäó… Äüÿâîë, ïî÷åìó æå òàê ãîðÿ÷î-òî?!. Ìåíÿ áóäòî çàñóíóëè â òîò êîò¸ë, â êîòîðîì öàðü ñâàðèëñÿ, æåëàÿ ïîìîëîäåòü! Íî ÿ íå áûë öàð¸ì, äà è ìîëîäåòü íå æåëàë, ïîýòîìó ïðîáêîé èç øàìïàíñêîãî âûñêî÷èë èç âàííû. Êîæà ãîðåëà, ïîëîòåíöå ïðåâðàòèëîñü â íàæäà÷íóþ áóìàãó – íè÷åãî, ìîæíî è íå âûòèðàòüñÿ, íå ïðîáëåìà. Ðåøèë ïðîâåðèòü òåìïåðàòóðó âîäû, îïóñòèë òåðìîìåòð – ïëþñ òðèäöàòü äåâÿòü. Íîðìàëüíî. Õîëîäíàÿ âîäà. À â öåíòðàëüíûé ïðîöåññîð ïîñòóïèëà ñîâñåì äðóãàÿ èíôîðìàöèÿ. Íî ýòî, ïîâòîðþ, áûëî ëèøü îäíàæäû.

Âîò, ïîæàëóé, è âñ¸, ÷òî ÿ èñïûòàë – ñîãëàñèòåñü, íè÷åãî ñâåðõúåñòåñòâåííîãî, âñ¸ ýòî ìîæíî è íóæíî ïåðåæèòü. Ïîýòîìó íå ñëåäóåò áîÿòüñÿ «õèìèè», îïóñêàòü ðóêè, îòêàçûâàòüñÿ îò ëå÷åíèÿ, à íóæíî èñïîëüçîâàòü ëþáîé øàíñ, ïóñòü ìàëåéøèé, íà òî, ÷òîáû ïîáåäèòü ñìåðòü ðàäè æèçíè, òàêîé ïðåêðàñíîé è òàêîé æåëàííîé!

Источник