Китайский перелом
Некоторые из начинающих любителей восточных практик ошибочно полагают, что оздоровительная гимнастика несовместима с травмами костей.
На самом деле лечение переломов в Цигун и другой терапии Китая — обычная ситуация, ведь мягкие и плавные движения ускоряют процесс заживления и сращивания тканей. Кроме того, использование активных упражнений позволяет нормализовать энергетическую систему, которая часто получает пробои и дыры из-за травм.
Важность правильного настроя
Занятия Цигун при наличии перелома должны происходить по облегченной системе для той части тела, которая чаще всего испытывает дискомфорт. Скажем, если у человека перелом руки, он ему не обязательно поднимать обе конечности в разных комплексах упражнений. Но это касается только тех случаев, когда исцеление перелома не является основной задачей китайской методики.
Если же человек ставит перед собой цель вылечить перелом за счет Цигун, он должен переждать некоторое время, которое нужно его организму для накопления энергии Ци в состоянии покоя. В этот период полезнее будет делать точечный или бесконтактный массаж, который поможет восстановить работу всех чакр и энергетических меридианов.
Уже после полноценного расслабления тела можно переходить к активным сеансам. Во время их проведения очень важно прислушиваться к своему организму, чтобы успеть остановиться до появления сильных болей. Если после занятий по сращиванию перелома с помощью Цигун вы ощущаете сразу и заряд энергии, и некую усталость, это хороший знак. Это означает, что болезненные потоки Ци выходят из тела, а свежие и целительные, наоборот, поступают в каждую клеточку.
Когда практика становится регулярной, человек перестает чувствовать себя истощенным, он расслабляется и в голове, и в теле, а значит, энергия пульсирует глубоко в нем и поддерживает все жизненно важные процессы.
Лечебная гимнастика
Сращивание костной ткани осуществляется в Цигун за счет грамотного контроля энергии Ци. Первые результаты такой практики заметны уже после 10-12 суток регулярных занятий.
- Для начала важно просто расслабиться. Примите сидячее или стоячее положение, наладьте естественное дыхание. Успокойтесь и отриньте излишние размышления. В последующие пять минут нужно выполнять неспешные движения, напоминающие волну.
- Теперь надо избавиться от болезненных потоков. Медленно поднимите руки к темечку, соедините их. Опустите ладони к лицу. Правая кисть должна развернуться наверх и начать собирать энергию Неба. Левая ладонь направлена вниз и накапливает энергию Земли.
После этого соедините руки снова и разместите их на точке нижнего ДаньТяня чуть ниже пупка. Глубоко вдохните и визуализируйте, что все клетки вашего тела начинают разом впитывать космические потоки энергии. Лучи белой Ци мощном потоком проникают в туловище. На выдохе вообразите, что раскрываются ваши биологически активные точки Юн-Цюань на тыльной стороне стоп. Они выпускают отрицательную Ци, которая утекает в землю.
Спустя 15 минут представьте, как космический белый луч энергии проникает в верхнюю часть вашего туловища и накапливается в зоне пупка, т.е. в ДаньТянь. Разместите свои соединенные руки на этой области и закончите упражнение. - В завершении надо осуществить процедуру обновления. Руки снова поднимают на темечком, разводят и изображают очень широкое объятие. Этим жестом вы хотите словно охватить всю энергию космоса. В этот момент нужно представить, что раскрывается точка БайХуэй на макушке. Через нее к вам поступает энергия всей природы и всех планет. Этот потоком перемешивается с вашей собственной энергией и заполняет ДаньТянь. Сведите ладони и прижмите к межбровной точке ХуэйЧжун. Энергия полезной Ци направляется из пупка в точки Лаогун. Наберите космический свет в свои руки и опустите их к тому месту, где диагностирован перелом.
- Держите свои руки в пяти сантиметрах от перелома. Сделайте 36 бесконтактных вращений по часовому кругу и столько же в другую сторону. Повторите эту часть упражнения несколько раз на протяжении 15 минут, при этом выгоняя плохую энергии через ноги в землю. В конце сложите ладони на нижней половине живота.
Эта практика требует максимальной концентрации и уединения, поэтому место для ее проведения надо выбирать с особой тщательностью. Имеет смысл выбрать тихое и чистое местечко на природе, в окружении деревьев и красивых видов.
Преимущество такого уголка в отличной воздушной циркуляции, а чтобы вас точно никто не беспокоил, лучше заниматься ранним утром в 5-6 часов. Обратите внимание, что данную технику стоит осваивать после туалетных процедур. Не нужно практиковать упражнения на сытый или совсем пустой желудок, в период менструаций, во время сильной грозы.
Цветотерапия по правилам Цигун
Восточная практика — это не всегда активные упражнения, но и медитативное созерцание. Один из китайских мастеров, Мантэк Чиа, разработал в рамках оздоровительных сеансов исцеление цветовой гаммой. Эта техника очень простая, но она требует максимального душевного тепла и добрых посылов человека по отношению к своему телу.
Для лечения переломов требуется энергия восстанавливающего типа. Здесь как нельзя лучше подходит желтый цвет, ассоциируемый у восточных медиков с костями, нервами, селезенкой. В даосских практиках этот оттенок используется для избавления от кожных заболеваний и сращивания тканей.
Тем, кто практикует комплексные упражнения в технике Цигун или точечный массаж, стоит визуализировать, в первую очередь, наполнение своих ладоней желтыми потоками света.
Однако гораздо полезнее поддерживать связь с целительной энергией на протяжении всего дня. Это значит, что время от времени стоит представлять себе поддержку желтого цвета, визуализировать золотое свечение собственного тела или хотя бы поврежденного участка.
Кстати, некоторые медицинские центры в Китае даже предлагают такую процедуру, как цветовые ванны. Но если возможности принять такую ванну нет, просто найдите спокойное место, расслабьте тело, прикройте веки и полностью сфокусируйтесь на выбранном цвете. Со временем вы научитесь направлять золотой луч в нужную точку тела. Старайтесь при этом визуализировать только чистые и светлые тона без грязных разводов и мутных дымок.
Туйна: толкай и хватай
Этот вид Цигун-массажа правильно называть тайна-аньмо. Применяют его непосредственно при травмах, потому что даже история практики начинается с китайских боевых искусств, которые нуждались в лечении падений и ударов в период тренировок воинов. Туйна лечит разные костные переломы и суставные смещения, а также помогает рассосать застойные участки Ци в местах былых повреждений.
Китайские мастера, которые освоили практику Туйна издавна считались самыми опытными, так как вправление костей — самое сложное. Массажист, в первую очередь, должен быть еще и терапевтом.
Небольшие области повреждения разглаживают в Туйна кончиками пальцев, а синяки стараются убрать через надавливание и растирание последними фалангами пальцев. Мышцы и сухожилия хватают сразу двумя фалангами, а активную разминку осуществляют суставами пальцев. Мастер может использовать для давления ребро или основание ладони, предплечья.
При травмах суставов эффективнее всего прибегать к растиранию кожи, а вот для лечения спины предпочтительна техника надавливания. Но самая основная методика — это толкание, которые выполняют и всей кистью, и пальцами, сочетая движения с растиранием кожи и вибрациями. Когда нужно вправить кости на конечностях, используется техника вытягивания и удерживания.
Лечение переломов в Цигун требует необыкновенной уверенности человека в успехе практики. Здесь как никогда необходимы терпение и регулярность занятий. При этом важно всегда учитывать малейшие изменения в организме, чтобы не навредить себе при самостоятельном изучении, в отсутствие мастера этой китайской практики.
Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Переломов.
Леона́рд Серге́евич Перело́мов (китайское имя — кит. упр. 嵇辽拉, пиньинь jī liáo lā; 5 декабря 1928, Владивосток — 14 сентября 2018, Москва) — советский и российский китаевед, доктор исторических наук, профессор, специалист по изучению конфуцианского наследия Китая, автор нескольких монографий и переводов китайской классики. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии РАН имени академика С. Ф. Ольденбурга.
Л. С. Переломов считался и считается по сей день как в России, так и в Китае одним из признанных специалистов по конфуцианству, хотя в начале XXI века научная состоятельность его работ была поставлена под сомнение другим известным российским китаеведом — А. И. Кобзевым.
Биография[править | править код]
Леонард Сергеевич Переломов родился 5 декабря 1928 года во Владивостоке в семье китайского революционера Цзи Чжи (кит. 嵇直), члена КПК с 1925 года, и преподавательницы русского языка, потомственной сибирячки Александры Павловны Переломовой. Поскольку отец Леонарда уезжал в длительные командировки, мать Леонарда развелась с ним и повторно вышла замуж.
Позже выяснится, что всё это время Цзи Чжи работал в контрразведке и был внедрён к милитаристу-гоминьдановцу Шэн Шицаю, был у него министром почты и телеграфа[прим. 1]. В 1936—1937 гг. Цзи Чжи возвратился в Москву, и маленький Леонард переехал жить к нему. В Москве Леонард закончил пятый и шестой классы. Затем с отцом они перебрались в Уфу, где будущий востоковед отучился ещё один год[1].
С 1943 года по 1946 год Леонард был воспитанником 4-й Московской, затем 1-й Московской артиллерийской специальной школы. Под влиянием отца у мальчика проявилась склонность к изучению Китая, его культуры, философии и истории, и в 1946 году Леонард поступил в Московский институт востоковедения. На втором курсе, при получении паспорта, выяснилось, что мать при рождении сына записала его в метрике под своей фамилией, под её же фамилией Леонарду и выдали паспорт. Так он получил фамилию Переломов, хотя до этого носил фамилию отца. В одном из своих интервью Леонард Сергеевич признался: «В институте учился я средне. К языкам у меня способности не было, но меня всегда увлекала социология и история»[1].
Институт Переломов окончил в 1951 году, получив фундаментальную китаеведческую подготовку. С 1951 по 1972 год он — научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, где защитил кандидатскую («Первое крестьянское восстание 209 г. до н. э.», 1954 год[прим. 2]) и докторскую (1970 год) диссертации.
В 1955 году отец Переломова вместе с двумя старшими дочками вернулся в Китай, а Леонард с младшим братом и мамой остался в СССР[2].
Первым научным заданием, которое получил молодой учёный после защиты кандидатской диссертации, стала работа над т. н. «Маньчжурским архивом» — собранием документов Цинского двора, которое было вывезено русскими во время вторжения в Пекин в 1900 году. Работа над описью документов, их переводом и съёмкой на микроплёнку заняла у Переломова и команды лучших китаеведов страны полтора года. После обработки все документы были возвращены Китайской Народной Республике[1].
В 1957 году состоялась первая научная командировка Переломова в Китай. Там он работал в Сианьском музее и параллельно собирал материал по Цинь Шихуанди. Благодаря поддержке отца, он смог осуществить поездку по маршруту, по которому проходило восстание крестьян в 209 г. до н. э. В то время Цзи Чжи продолжал работать в Министерстве внутренних дел Китая. Накануне «культурной революции» он был репрессирован и провёл семь лет в одиночной камере. После «культурной революции» был реабилитирован, избран депутатом НПКСК. Цзи Чжи умер в 1981 году и был похоронен в мемориале выдающихся революционеров в Бабаошане[zh][1].
В 1973 году, когда в Китае разворачивалась кампания «критики Линь Бяо и Конфуция», Переломова перевели из Института востоковедения в Институт Дальнего Востока АН СССР, где он и стал специализироваться на исследовании конфуцианства, его роли в политической жизни как древнего, так и современного Китая. После выступлений в печати и на радио с разъяснением ситуации в Китае Переломов стал подвергаться сильной критике китайских научных кругов как главный рупор советского ревизионизма, низкопоклонства перед Конфуцием и антикитайских настроений. Как утверждала китайская печать, «этот Конфуциев последыш из Москвы» и «антикитайский фигляр», используя свои «ядовитые» статьи, «бесстыдно превозносит последышей Конфуция», «нападает на идеи Мао Цзэдуна, вредит пролетарской демократии». Тогда в китайское прессе его впервые стали именовать «московским Конфуцием», придавая этому перифразу уничижительное значение. Как утверждает Янь Годун, выступления Леонарда несомненно «подтверждали» правомерность репрессий, направленных против его отца, и усугубляли положение последнего[2].
С началом политики реформ и открытости в Китае изменилось отношение как к самому конфуцианству, так и к его исследователям. Леонард Переломов, которого теперь уже с почтительностью научная печать называла «московским Конфуцием», стал участником многочисленных российско-китайских симпозиумов; перевод «Четверокнижия» на русский язык, выполненный под его общей редакцией и с его вступительной статьёй, был выбран в качестве государственного подарка России Китаю, который В. В. Путин вручил Председателю КНР Ху Цзиньтао в октябре 2004 года во время официального визита в КНР[1].
С 2010 года Переломов являлся главным научным сотрудником Центра сравнительного изучения цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН.
Вклад в науку[править | править код]
На протяжении всей научной карьеры Леонард Переломов совмещал научно-исследовательскую работу с работой переводчика и комментатора древнекитайских текстов, при этом с течением времени центр его научных интересов всё больше смещался от изучения древнекитайских обществ в сторону переводов канонического «Четверокнижия» и изучения влияния конфуцианства на современный политический курс КНР. При этом интерес к конфуцианству оставался неизменным на протяжении всей научной карьеры Переломова. Именно глубокое понимание конфуцианства и его влияния на современную жизнь Китая принесло учёному всемирную известность.
Древнекитайское общество, конфуцианство и легизм[править | править код]
Первая монография Леонарда Сергеевича, в основе которой лежала его кандидатская диссертация, носила название «Империя Цинь — первое централизованное государство в истории Китая (221—202 гг. до. н. э.)» (1962). В книге на основании первоисточников была проанализирована государственная структура, внутренняя и внешняя политика империи в период правления Цинь Шихуанди.
После завершения монографии Л. С. Переломов обратился к проблемам, которые, будучи тесно связанными с прежней темой, выводили исследователя на более широкие теоретические рубежи. Фокус своего научного поиска он сосредоточил на доктрине древнекитайской «школы закона» (фацзя), или школы легистов, — философского и общественно-политического течения, учение которого составило фундамент идеологической доктрины империи Цинь. Результатом этой работы явилось осуществлённое в 1968 году издание перевода и исследования важнейшего памятника легистской мысли — «Книги правителя области Шан[zh]» (1968). В 1977 году книга была переведена в Югославии, с учётом пожеланий югославского издательства сделать изложение более доступным для широкого читателя. На русском языке книга переиздавалась дважды: второе дополненное издание — 1993 год, третье издание — 2007 год.
Рецензии. Советский востоковед В. А. Рубин среди достижений первой монографии Переломова отмечал обстоятельную характеристику государственного аппарата циньской империи, однако поставил под сомнение некоторые выводы автора книги, которые касались внутренней и внешней политики империи, а также «антиконфуцианских» мероприятий Цинь Шихуанди[3]. В своей рецензии на вторую книгу В. А. Рубин отмечал: «Можно только подивиться добросовестности, трудолюбию, вниманию к достижениям других учёных, с которым выполнена Л. С. Переломовым эта работа»[4].
Американский синолог Дерк Боддэ признал, что выборочное сравнение отдельных мест в переводе Переломова и переводе Дайвендака, выполненном на английский язык сорока годами ранее, показывает, что оба перевода выполнены высококачественно и сходятся в большей части. «Отличия, порой существенные, — указывал рецензент, — проявляются тогда, когда Переломов указывает на техническое значение термина социологии или экономики, которое было упущено Дайвендаком». Кроме того, по мнению Боддэ, российского учёного интересовала не столько личность самого Шан Яна, сколько общая социально-экономическая ситуация того времени, о которой он делает довольно смелые выводы, опираясь порой на слабые и малоубедительные свидетельства. В итоге американский синолог пришёл к выводу, что книга Переломова во много дополняет перевод Дайвендака, а не просто дублирует его. Учёный резюмировал: «Изучающим китайский легизм по возможности следует ознакомиться с обоими переводами». Сам Боддэ признался, что ознакомился с книгой Переломова при помощи своей жены[5].
Конфуцианство и легизм[править | править код]
Затронутая проблема взаимоотношений легизма с его основным политическим конкурентом — конфуцианством, главной идейной опорой китайской империи в послециньскую эпоху — получила развитие в следующем научном проекте Л. С. Переломова — «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая» (1981). В этой работе автор показал сложный и противоречивый процесс взаимодействия двух ведущих политических доктрин Китая на переломных этапах истории страны, когда наиболее ярко проявляли себя то их антагонизм, то вынужденный синтез. В этой книге впервые в советской историографии подробно анализировалась роль конфуцианства и легизма в политической истории Китая не только на правительственном, но и на массовом, народном уровне.
Леонард Сергеевич впервые подробно осветил механизм функционирования исторического сознания в Китае, превращения истории страны в устойчивый элемент политической традиции, источник методов решения текущих задач правящей элитой. Если в первой части книги автор исследует проблемы зарождения и формирования самого содержания института «политика-история», то во второй — показывает детали и закономерности его действия в годы «культурной революции» (1966—1976 гг.), когда мобилизующая роль знаковых для культурного сознания образов проявилась наиболее рельефно.
Реакция. Книга «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая» привлекла широкое внимание советских востоковедов и получила сугубо положительные оценки. Подробный разбор основных положений книги, предпринятый такими известными китаеведами, как А. С. Мартынов и Л. П. Делюсин, был опубликован в журнале «Народы Азии и Африки»[6]. Книга также была одобрительно принята в зарубежной научной печати. Американский синолог Дерк Боддэ в своей рецензии упрекнул автора книги в недостаточном использовании западных работ, а также отсутствии иероглифики в самом тексте, несмотря на привлечение широкой источниковой базы. Вместе с тем учёный пришёл к выводу, что работа Переломова, написанная не только для специалистов, но и для широкой аудитории, являет собой хороший пример haute vulgarisation[7].
Конфуций и конфуцианские каноны[править | править код]
В 1992—1993 гг. при финансовой помощи Фонда международного научного обмена Цзян Цзинго Переломов выпустил переиздание «Книги правителя области Шан», а также две новые работы — «Слово Конфуция» (1992) и «Конфуций: жизнь, учение, судьба» (1993). В «Слове Конфуция» учёный на основании изучения первоисточников представил популярное изложение биографии и учения Конфуция, рассчитанное на массового читателя.
В 1998 году Переломов опубликовал работу «Конфуций. Лунь Юй. Исследование; перевод с древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си». Эта работа стала третьим в русской синологии переводом «Лунь юя» (первый был осуществлён П. С. Поповым в 1910 году, второй — Л. И. Головачёвой в 1992 г.). Президиума РАН присудил учёному премию им. академика С. Ф. Ольденбурга. Второе издание данной монографии в 2000 году опубликовано в связи с просьбой официальных представителей КНР внести в «Заключение» некоторые изменения.
Логическим продолжением работы над переводом «Лунь юя» стал проект первого перевода на русский язык всего «Четверокнижия», который был выполнен коллективом китаеведов под редакцией Переломова (2004 год). Перу Леонарда Сергеевича в частности принадлежали вступительная статья «Четверокнижие — ключ к постижению конфуцианства», уточнённый перевод «Лунь юя», заключение («Сы шу в России» (на кит. яз.)). Данная работа была выбрана в качестве государственного подарка России Китаю, который В. В. Путин вручил Председателю КНР Ху Цзиньтао в октябре 2004 года во время официального визита в КНР.
В 2007 году факультетом мировой политики МГУ и Институтом Проблем Международной Безопасности РАН в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов была издана книга «Конфуцианство и современный стратегический курс КНР». В ней Переломов разъяснял массовому читателю, что под официально провозглашённым курсом «построения социализма с китайской спецификой» происходит, на взгляд автора, «строительство конфуцианского рыночного социализма». В книге вскрывалась причина и анализировался весь ход кардинальной смены государственного курса — от анти- к проконфуцианскому — как эффективного традиционного духовного фактора, способного вывести Китай в XXI веке в разряд могущественных цивилизованных государств мира.
В 2009 году свет увидела книга «Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.)». В русле предыдущих работ в ней исследуется конфуцианство в качестве основы китайской цивилизации, подробно анализируется воздействие конфуцианства на формирование духовных ценностей народа и его политической культуры на протяжении всей истории Китая с древности до нашего времени. Помимо аналитического материала в книгу включён «Лунь юй» в переводе Переломова, с его комментариями и пояснениями.
Реакция и критика. Сразу после выхода в свет перевод Лунь юя, а также биография Конфуция получили высокую оценку как со стороны российских, так и зарубежных специалистов, таких как А. С. Мартынов[8][9], А. Е. Лукьянов[10], А. Юркевич[11], В. В. Малявин[12] и Ральф Моритц[13], Буров[14].
Работы Переломова подверглись обстоятельной критике практически спустя 20 лет после выхода в свет. Подробному разбору его труды подверг другой известный российский китаевед, глава Отдела Китая ИВ РАН А. И. Кобзев. В двух обширных статьях Кобзев в достаточно резкой форме подверг детальной критике отдельные места перевода Лунь юя, а также некоторые утверждения о биографии Конфуция, поставив под сомнения как познания Переломова в области конфуцианства и древнекитайского языка, так и его общую эрудицию[15][16]. Примерно в то же время разгромной критике подвёргся 2-м том десятитомной «Истории Китая», выпущенной под редакцией Переломова, который являл собой по сути перепечатку работ Переломова и его коллег более полувековой давности[17][18].
Список основных работ[править | править код]
- Образование империи Цинь и её крах в результате крестьянского восстания (221—207 гг. до н. э.). Автореф.дисс. … к. и. н. М., 1954.
- Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае (221—202 до н. э.). — М.: ИВЛ., 1962. — 244 с.
- Книга правителя области Шан. / Пер. и комм. — М.: Наука. 1968. — 351 с.
- Легизм и проблема становления первого централизованного государства в Китае (V—III вв. до н. э.). Т. 1—2. Докт. дисс. М., ИВ. 1970.
- Конфуцианство и легизм в политической истории Китая (6 в. до н. э.- 80-е годы XX века). — М.: Наука, 1981. — 332 с.
- Слово Конфуция. — М.: 1992.
- Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М.: Наука-Вост.лит., 1993. — 439 с.
- Конфуций: «Лунь юй». — М.: Вост.лит., 1998. — 590 с. 2550 экз.
- 2-е изд., стереот. М., ВЛ. 2000. 592 с. 1500 экз.
- Конфуцианство и современный стратегический курс КНР. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 250 с.
- Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — ХХ1 в.). — М.:, 2009.
Комментарии[править | править код]
- ↑ Во время Сианьского инцидента часть гоминьдановцев намеревалась покончить с Чан Кайши, арестовав его и переправив в Синьцзян, к Шэн Шицаю. Цзи Чжи перехватил телеграмму гоминьдановцев, оповещающую о необходимой подготовке к аресту, поэтому никакие меры приняты не были. В это время в Сиань приехал Чжоу Эньлай, который поспособствовал улаживанию конфликта и созданию между коммунистами и гоминьдановцами единого фронта в антияпонской войне. Когда Шэн Шицай узнал о роли Цзи Чжи в этом инциденте, он приказал схватить его и расстрелять.
- ↑ При поступлении в аспирантуру молодому учёному предложили взять тему по древней истории Китая, поскольку в то время вышел учебник истории Древнего Востока В. И. Авдиева, лауреата Сталинской премии, в котором раздел о Китае просто отсутствовал, и Институту востоковедения, дабы восполнить этот пробел, требовался человек соответствующей научной специальности.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Источник