Кино вов перелом

Кино вов перелом thumbnail

Великий перелом

Каталог фильмов

Госфильмофонд России

Страна производитель:

СССР

В ролях:

Михаил Державин

,

Петр Андриевский

,

Юрий Толубеев

,

Андрей Абрикосов

,

Александр Зражевский

,

Николай Корн

, Марк Бернес

Фильм «Великий перелом» снял режиссёр Фридрих Эрмлер в 1945 году. Кинолента рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне. В течение пяти месяцев город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу — значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно.

В 1946 году на первом Международном кинофестивале в Каннах фильм получил главный приз — «Гран-при».

В подборках

Фильмы о Великой Отечественной войне из архивов Госфильмофонда

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Кино вов перелом

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Как предложить событие в «Афишу» портала?

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Если вопросы остались — .

    Пожалуйста подтвердите, что вы не робот

    Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.

    Источник

    Опубликовано: 17 июл. 2018 г.

    Сталинградская битва. Фильм 2 «Перелом»
    ▶Подпишись на канал Россия 1: https://www.youtube.com/c/tvrussia1?s…
    ▶Другие фильмы: https://www.youtube.com/playlist?list…

    17 июля 1942 года началась Сталинградская битва – одно из главных переломных сражений Великой Отечественной войны.

    200 дней и ночей ожесточенных боев завершились решающей победой русских войск. После поражения под Сталинградом Гитлер объявил в Третьем рейхе трехдневный траур. Слово Сталинград стало синонимом стойкости русской армии, мужества русского солдата.

    Фильм 1-й. «Над бездной».
    Фильм 2-й. «Перелом».

    Автор сценария: Сергей Пашков
    Режиссер: Ирина Прокудина

    Для справки:

    В начале 1942 года Гитлер отказался от планов нового наступления на Москву и сконцентрировал внимание на южном направлении. Ключом к кавказской нефти и транспортным коммуникациям между европейской частью СССР, Закавказьем и Средней Азией был Сталинград — крупный промышленный центр, важный источник снабжения фронта и к тому же город, носящий имя вождя: его захват имел бы еще и пропагандистское значение.

    Читайте также:  Переломы лучевых костей у котят

    Для наступления на Сталинград была выделена 6-я армия под командованием фельдмаршала Фридриха фон Паулюса. В нее входило 13 дивизий (270 тысяч человек), 3000 орудий и минометов и около 500 танков. Спешно созданный Сталинградский фронт уступал ей по численности личного состава в 1,7 раза, в танках и артиллерии — в 1,3, а в авиации — более чем в 2 раза. Наступление началось в июле 1942 года. Очень быстро с подступов и окраин бои перешли на улицы и площади города. Массированная немецкая бомбардировка 23 августа разрушила Сталинград: погибли более 40 тысяч человек, половина зданий превратились в горящие руины, и за каждую из них советские солдаты сражались до последнего вздоха (смотрите на нашем сайте экранизацию романа Василия Гроссмана — сериал «Жизнь и судьба»). По оценке генерала Чуйкова, потери фашистов за время попыток взять знаменитый «дом Павлова» превысили потери при взятии Парижа.

    19 ноября 1942 года началось наступление Красной Армии в рамках операции «Уран», а спустя 4 дня в районе Калача кольцо окружения вокруг армии Паулюса замкнулось. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Новые удары – уже в январе 43-го — привели к расчленению 6-й армии на две группировки (советские войска соединились в районе Мамаева кургана), к концу месяца южная была уничтожена, командование и штаб во главе с Паулюсом взяты в плен, а через два дня капитулировала северная группировка.

    Суммарные потери обеих сторон в Сталинградской битве — крупнейшей в ходе Второй мировой войны — превышают два миллиона человек. В плен были взяты около 90 тысяч солдат, более 2500 офицеров и 24 генерала. Трофеями советских войск стали тысячи орудий, минометов и пулеметов, более 700 самолетов, свыше полутора тысяч танков и другое военное имущество – столько же Германия потеряла до этого на всем Восточном фронте.

    Разгром гитлеровцев в Сталинградской битве — наряду с успешной обороной Москвы и сражением на Курской дуге — ключевой переломный момент Второй мировой войны в целом: немецкие войска тогда окончательно потеряли стратегическую инициативу, а растерянность и замешательство в странах Оси привели к кризису профашистских режимов в Италии, Румынии, Венгрии и Словакии.

    Смотрите также:
    ???? Андрей Малахов. Прямой эфир https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Действующие лица с Наилей Аскер-заде https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Судьба человека https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Когда все дома https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? О самом главном https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Семейный альбом https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Синяя птица. Сезон 2018 https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Субботний вечер https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Привет, Андрей https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Пятеро на одного https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Аншлаг и Компания https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Юмор! Юмор! Юмор! https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Это смешно https://www.youtube.com/playlist?list…
    ???? Петросян-Шоу https://www.youtube.com/playlist?list…

    Другие каналы:
    ???? Фильмы и сериалы канала Россия https://www.youtube.com/c/russianTVse…
    ???? Конкурс «Синяя птица» https://www.youtube.com/channel/UCNSS…

    Источник

    В связи с 74-летием Победы «КиноРепортер» рассказывает о совершенно разных, но одинаково занимательных лентах прошлого века, которые вы могли не знать.

    «Великий перелом»

    Реж. Фридрих Эрмлер, 1945

    Кино вов перелом

    После «окопного» «Она защищает родину» 1943 года, построенного преимущественно на приемах экспрессивного немого кино, Фридрих Эрмлер решается — не по заказу — на следующий фильм о войне в разгар пульсирующих военных действий. «Великий перелом» был посвящен уже ключевой, Сталинградской битве и снят в расположении ленинградского фронта. Тем не менее, в нем можно обнаружить лишь пару микромасштабных батальных сцен. Сталинград по неизвестным причинам называли не иначе как просто «городом». Главнокомандующий не появлялся. Герои носили погоны, которые тогда еще не ввели. Хроники с Гитлером не было. Почти нет солдат. Герои тут — демиурги войны, мыслящие отдельного человека как человеческую единицу. И это в то время, когда сражения еще не закончились, и зритель желал правды и драматизма! Такую отстраненность, как ни странно, объясняет эпоха. «Великий перелом» — эталонный фильм сталинского малокартинья, снятый не только без тени косноязычия, но и практически без примет времени, без желания конкретности, и, конечно, без сцены битвы. Фильм Эрмлера — чистой воды абстракция. Однако про каждого из героев автор накануне съемок расписывал отдельный роман, состоящий из действий, которые они не выполнят, и качеств, которыми не блеснут в условиях эстетики «штабного фильма». Политический триллер сложился. Фридрих Эрмлер был вознагражден — в 1946 году «Великий перелом» удостоился Гран-при первого Каннского кинофестиваля. Но сам фильм остался в тени других работ выдающегося партийного режиссера.

    Читайте также:  Классификации перелом плеча

    «Пядь земли»

    Реж. Андрей Смирнов и Борис Яшин, 1964

    Кино вов перелом

    В 1959 году в журнале «Новый мир» вышла полудокументальная повесть фронтовика Григория Бакланова «Пядь земли». Она была написана от первого лица — здесь и сейчас. Сверху такую литературу тогда называли «окопной правдой» и «лейтенантской прозой». Журнал под редакцией Твардовского был, в свою очередь, общепризнанным рупором оттепели (через три года в нем же опубликуют «Один день Ивана Денисовича»). Одноименный фильм стал полнометражным дебютом Андрея Смирнова и Бориса Яшина, детей войны. Для них подобный сюжет был не проживанием недавнего травматического прошлого, а его реконструкцией. Они тщательно следовали повести. Ввели чувствительного героя и показывали — предельно отчужденно и с иллюзией объективности — лишь то, что он мог видеть своими глазами. Киноповествование тут разбито на главы. Акценты вплоть до финального кадра не расставлены: тут нет ни патетики, ни субъективного взгляда. Документализм подчеркнут датированием глав-эпизодов — уравниванием дня ко дню, жизни к жизни. Царит предельная сдержанность. Даже музыка отсутствует, если не звучит непосредственно в кадре. Такое кажущееся спокойствие впервые появилось у нового, «оттепельного» поколения. Эффект был достигнут: несмотря на лица Александра ЗбруеваЕвгения Урбанского, Льва Дурова «Пядь земли» смотрится как военная хроника. Солдаты-окопники как в жизни говорят о разном, высоком и низком, не шутками и не фразочками на цитаты и без лишнего пафоса военного времени.

    «Восточный коридор»

    Реж. Валентин Виноградов, 1966

    Кино вов перелом

    «Восточный коридор» был неугоден с самого начала. Во-первых, сюжет строился вокруг белорусского подполья. В жизни подпольщики (партизаны были в деревни, подпольщики — в городе) не доверяли никому: ни московской разведке, ни партизанам. Поэтому их не жаловали — и во время войны часто сажали, якобы за содействие фашистам. Во-вторых, сценарий впервые в советском кино так глубоко и прямо затрагивал табуированную тему еврейства, гораздо глубже, чем в прославленном «До свидания, мальчики». Эмоциональной кульминацией фильма стала масштабная сцена гибели евреев. В центре кадра абсолютно голая девушка, обратив взоры в небо, патетично читала монолог на идише. На берегу реки стояли ряды евреев в талесах и молились перед смертью под лай собак, выстрелы и крики детей. Таким образом, фильм одновременно напоминает неореалистические фильмы Роберто Росселлини и сюрреалистические видения появившегося немного позже Алехандро Ходоровски или, если угодно, Сальвадора Дали. В интервью режиссер рассказывал: «И вот мы написали такой сценарий, где было все неоднозначно, где было непонятно, кто герой. Героев вообще не было». Музыку писал знаменитый композитор Микаэл Таривердиев. В широкий прокат «Восточный коридор», конечно, не вышел. Фильм не изрезали, не положили на полку, но показывали по окраинам и быстро отодвинули в тень. Вышло две рецензии — обе отрицательные. После «Восточного коридора» Виноградов снял «Далеко от войны» по повести Юрия Нагибина. Из-за отказа делать поправки его выжили со студии «Беларусьфильм», картину перемонтировали, и от режиссерского замысла Виноградова ничего не осталось (в перестройку фильм восстановили и вернули ему оригинальное название). Эта судьба в той или иной мере преследовала каждый из следующих фильмов режиссера. Виноградов остался автором одного шедевра, по счастью не изуродованного цензорами.

    «Материнское поле»

    Реж. Геннадий Базаров, 1967

    Кино вов перелом

    Киргизское горное поселение. Главная героиня Толгонай потеряла на войне троих сыновей и мужа. Вместе с другими жителями она пытается сохранить и обезопасить свой быт. Всей деревней они отправляют на войну сыновей. И каждый день ждут возвращения — но никто не приходит. Краеугольной становится дележка зерна, а единственное утешение — встреча проезжающего поездом мужа или сына — делает невозможным халатность чинных государственных и военнослужащих (такая критика была нехарактерной даже для относительно свободной оттепели). В молитвах Толгонай просит прощения у победы. На протяжении всего фильма звучит ее неумолкаемый внутренний монолог. «Материнское поле» основано на одноименной повести Чингиза Айтматова, и снято 25-летним студентом ВГИКа Геннадием Базаровым непосредственно по личной просьбе писателя. Для Базарова фильм стал дипломной работой. В будущем режиссер завоевал звание главного enfant terrible киргизского кино. Его фильмы лежали на полке и не выходили в прокат. «Материнское поле» вышло на советские экраны в роковом 1968-м, спустя год споров о его идеологической неоднозначности. Сейчас изменилось немногое: оцифрованы лишь три фильма Базарова, два из которых — истерны. А его радикальные перестроечные киноэкзерсисы (ставшие школой, например, для такого значимого режиссера, как Актан Кубат) лежат на полках Госфильмофонда и постепенно предаются забвению.

    «Дерзость»

    Реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1971

    Кино вов перелом

    Неуместное во всех отношениях начало: панорамирование, дикторский голос произносит: «Это наша земля». Двое дезертиров, заручившись поддержкой жены погибшего третьего, обосновываются под немецкими фамилиями в городке, оккупированном третьим рейхом. Они давно устали бежать, поэтому решают действовать по справедливости: прикрывшись новым безопасным положением, взрывать, наравне с местными партизанами, фашистские составы — конечно, с целью когда-нибудь подорвать Гитлера. Брутализм главного героя Клименко тут побеждает логику фашистскую и просто бытийную. Каждый, включая нацистских лидеров, изъясняется на чистом русском. Цели героев туманны, а операции — фантастичны. Ближе к финалу появляется сам Фюрер и делает то, чего в голову ну совсем не могло прийти. Потом вестернизированные таверны, крушение пассажирского поезда… Примерно такими — только западными — фильмами вдохновлялся Квентин Тарантино, когда снимал «Бесславных ублюдков». Режиссёра Георгия Юнгвальда-Хилькевича (автора, на минуточку, «Мушкетеров») можно сравнить, например, например, с Тони Скоттом (или другими эталонными американскими режиссерами-производственниками), и поратовать за то, что и в нашей стране — во всяком случае, один раз — народная трагедия таких масштабов стала площадкой для развития авантюрного и по-хорошему идиотского боевика. В этом есть дерзость, не меньшая, чем у героев фильма, и абсолютно отчаянная любовь к кино.

    Читайте также:  Перелом носа с незначительным смещением

    «Ради нескольких строчек»

    Реж. Александр Рогожкин, 1985

    Кино вов перелом

    1944 год. Грузовик с литсотрудниками подрывается на мине близ маленькой деревушки. Невидимый (вплоть до последнего кадра) враг стреляет, но вместо военных действий мы слышим обрывочные диалоги. Разбросанный взрывной волной шрифт собирают по периметру деревни. Букву «А» в один момент склевывает наученный алфавиту гусь. Некоторые читают чужие письма. Другие отправляют деньги женам убитых солдат. Третьи поют частушки. Русская речь перемежается с украинской. Едва оправившись после роли в «Вам и не снилось», двадцатилетний Никита Михайловский играет грозного лейтенанта Егорова. Лицо его полно меланхолии: дома никого не осталось, погибли. По ночам он оттаивает и пишет стихи. Любит девочку Настеньку, и она его до безумия. Несвязность сюжета неудивительна: «Ради нескольких строчек» снят по мотивам целого сборника документальных новелл — «Дивизионке» Михаила Алексеева. Это режиссерский дебют Александра Рогожкина, в будущем прославившегося комедиями о русской ментальности — например, «Особенностями национальной охоты» с сиквелами или «Кукушкой», единственной народно любимой комедией о войне. Уже в «Ради нескольких строчек» появляется покойный Алексей Булдаков в характерном для него образе эдакого бывалого. И отсюда же берет начало избранная Рогожкиным эстетика скрупулезного реализма — пока без поправок на беспрецедентную комичность русского бытия.

    «Воскресный день в аду»

    Реж. Витаутас Жалакявичюс, 1987

    Кино вов перелом

    Самый странный фильм списка. Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один из них идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Фашистский мир «Воскресного дня в аду» — абсолют культуры потребления и элементарного обывательства. Немцы тут либо полумифические монстры, либо просто оптимистичные красномордые идиоты. Одного из героев пытается соблазнить 23-летняя Ингеборга Дапкунайте в нарядном платье и военной шляпе СС, отвечающая всем критериям нацэксплотейшена. Заканчивается всё советской бомбежкой. «Воскресный день в аду» — предпоследний фильм Витаутаса Жалакявичюса, одного из наиболее радикальных советских прибалтийских режиссеров, — стал его вторым обращением к теме войны после культового в СССР «Никто не хотел умирать» 1965 года. Мизантропические настроения постаревшего автора идеально совпали с не менее мизантропическим пылом перестройки.

    «И ничего больше»

    Реж. Александр Сокуров, 1988

    Кино вов перелом

    Александр Сокуров отделяет на фотографии умирающего Ленина от улыбающегося Сталина. Ставит в пример военную аккуратность Великобритании и короткой монтажной склейкой сталкивает Черчилля с солдатом, уравнивая обоих. Он работает с фактами. В кадрах хроники норовит найти и выделить уникальности — случайный взгляд девочки или проникнутое болью лицо солдата. Его монотонный голос за кадром — что голос бога, понимающего историю в призме демократических ценностей и знающего будущее наперёд. Из сухих цифр статистики, которые Сокуров не гнушаетсяозвучить, рождаются обрывки человеческих судеб. Факты переливаются в отдельных людей, а люди — в отдельные факты. Основной тезис автора предельно гуманистичен: жизнь не укладывается ни в несколько строчек хроники, ни в могильную черточку, ни, тем более, в историю победы отдельного государства. Как и всегда у Сокурова, человек неотделим от искусства: параллельно, как будто бы между делом, проигрываются кадры из фашистских пропагандистских фильмов, русская чечетка и народный фольклор. Лицо ремесленника с неидентифицируемого музейного портрета рифмуется с солдатским лицом, грязным от копоти. «Сначала были красные и белые, потом Россия и Запад». «За 25 лет одно поколение пережило две Мировые войны, революцию, Гражданскую войну, военный коммунизм, индустриализацию». Сокуров не заостряет, как многие, внимание на мирных договорах, не делает пауз на официальном окончании войны. Он, наоборот, расставляет акценты tertium non datur. За кадром, меж тем, во всю идёт перестройка и появляются новые за или против нас, в мире идет война — и это считывается.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник