Каретка перелом

Физкульт-привет!

Мне понадобился второй велосипед — для снега, для грязи, чтобы летний байк реагентами не портить. Есть и другие причины иметь 2 велосипеда. С двумя проще пережить осеннюю и весеннюю смену шин. Когда один байк с летней резиной, а другой с шипованой — просто едешь на том, который нужен для сегодняшней температуры. А климат в Подмосковье стал такой, что в 2019 г в конце декабря пару раз на летней резине выезжал. И в случае поломки одного велосипеда, не останешься без транспорта, пока ждёшь детали и занимаешься ремонтом. В любом случае 2 велосипеда лучше одного.

Выбор. Байк для грязи и реагентов, естественно, хотелось купить дешёвый. Зимой далеко от дома не отъезжаю и больше 25-ти км в день — большая редкость. Нет смысла тратиться. Можно было бы взять на Авито подержанную Украину или аналог, до 1980-х дорожные велосипеды делали из хорошей стали, но у неё есть один очень плохой узел — каретка. Постоянно разбалтывается и в чашечках быстро образуются раковины. Каретка Аиста (аналог Украины Минского завода) имеет лучшую конструкцию, но, всё же, не надёжную. А запчасти на них сейчас совсем ужасные.

Стал изучать отзывы про Стелсы и Форварды. О Форвадах мне попадались в основном негативные отзывы. Про Стелсы писали разное. Отрицательно отзывались обычно про амортизаторы и большой вес. Первое меня не интересовало, так как выбирал ригид. К весу отношусь безразлично, дополнительные 3-5 кг рассматриваю, как фактор, повышающий эффективность тренировки. Когда в отзыве упоминалась надёжность Стелсов, все были единодушны: «неубиваемый» и другие превосходные эпитеты.

Навигатор 300 до замены деталей.

И я поверил. Теперь думаю, что отзывы писали люди, которые ездят по 300 км в год, а если больше, то по ровному асфальту налегке. Купил Навигатор 300 в ноябре 2018 г. Расскажу, что произошло с ним за 2 года эксплуатации.

1. Сразу после покупки решил затянуть все резьбовые соединения. Прилагая умеренные усилия к винтам, которые крепят к раме крылья, багажник и др., понял, что они очень мягкие. Похоже, их прочность не дотягивала до 3,6. Пришлось заменить все винты и болты. На велосипеды стараюсь ставить болты прочностью от 8,8, а багажник крепить не менее 10,9, иначе, велик риск развалиться на дороге. Для тех, кто не в курсе, примеры маркировки.

2. Примерно через 250 км сломался вынос. Какой-то гениальный инженер не мог сконструировать его из одной трубы, собрал вынос из 2-х частей. Соединил части цилиндрической вставкой из очень мягкого металла, похожего на свинец. Эта вставка и переломилась. У меня был шанс разбиться, но болт в выносе был затянут сильно и руль не провернулся (начал люфтить на несколько градусов), удерживало трение. Аккуратно доехал до дома. Заменил вынос и руль заодно на более удобный.

Опаснейший перелом

3. Пройдя около 870 км, заднее колесо потеряло разом 9 ! спиц. При этом обод не получил ни малейшей восьмёрки и дотянул до дома несколько км. Купил нормальные спицы, отдал в перетяжку.

4. Каретка начала барахлить через 1900 км, ожидал этого раньше. Перебрал, устранил люфт. Обойма правого подшипника развалилась на много кусочков, поставил шарики без обоймы.

5. 2019 км — отвалился левый шатун. Хорошо насадить не получилось — квадратное гнездо деформировано. Поставил катриджную каретку б/у. Возможность установки катриджной каретке выгодно отличает Стелс от советских дорожных. Поставил шатуны Шимано. Звезду 48 зубов не место средней звезды для совпадения с плоскостью ведомой звезды. Пришлось поработать напильником. Посадочное место средней звезды оказалось меньше, чем у большой. Главное, равномерно сточить все 4 выступа, иначе нарушится центровка.

6. Задняя втулка протянула 2339 км. На ходу заклинило намертво. Обошлось без падения. Пришлось брать пикап — доехать до дома. Причина — развалился корпус.

В общем, надёжность Стелсов оказалась мифом. Ради справедливости, о хороших деталях. Прочные обода — проехав без 9-ти спиц обод не деформировался. Прочный багажник, больше 25-ти кг по кочкам держит уверенно. Хорошие покрышки, выдерживают 5 атмосфер — значительно больше, чем на них написано. Проходят по гравию 1,5-2 тысячи (не полный износ), это не намного меньше Швальбе, которые раз в 8 дороже. Удобное седло. Так понравилось, что купил себе такое же на летний байк.

Читайте также:  Моча на перелом

Про раму и вилку говорить рано, 2 года эксплуатации для них не срок. Пока можно сказать, что краска держится не плохо.

Странно как-то, когда люди соединяют в одном изделии прочные детали с деталями, которые трудно описать цензурными словами. Может, это такой «маркетинговый» ход?

Навигатор 300 до замены руля и выноса.

Всем безаварийной езды!

Источник

Скоро

Новое видео

Новое Фото

Реклама

14.04.2012, 16:26

 

 

Регистрация: 26.08.2008

Адрес: Саров

Сообщений: 58

Доброго всем времечка За последний месяц сломал две каретки. Каретка у меня вот такая https://www.chainreactioncycles.com/M…?ModelID=50283 с внешними чашками в которые вставляютя спаниш подшибники. Каретка в обоих случаях просто рассыпалась. Почему так произошло непонятно. Может перетянул или еще что ? Да и кста зачем черная трубообразная проставка на ось не пойму, ставить ее не стал изначально т.к. короткая и болтается когда ставиш. Надеюсь вопрос понятен, заранее спасибо за ответы:-)

 

14.04.2012, 16:50

 

 

Регистрация: 31.03.2010

Адрес: Нижний Новгород

Сообщений: 358

1. Может перекос, отторцуй каретку.
2. Проставка обязательна, без неё подшипники и разваливаются, если не хватает, в комплекте шайбочки должны быть.

 

14.04.2012, 16:50

 

 

Регистрация: 16.03.2004

Адрес: Рай на земле

Сообщений: 4,392

Цитата:

Сообщение от Ruzzik

. Почему так произошло непонятно.

сам ответит на свой вопрос мне кажется))

Цитата:

Сообщение от Ruzzik

перетянул или еще что

__________________
Любитель фрезерованных линков, титана, карбона и сисек третьего размера
Больше 15-ти лет на форуме 0_о

 

14.04.2012, 21:06

 

 

Регистрация: 16.06.2009

Адрес: Реутов — Москва

Сообщений: 1,106

спейсер между промами чашек каретки, на бмх системах обязательна, не дает внутреннему кольцу прома сместиться

__________________
Ремонт байков, ТО и Сезонное Хранение (Реутов) — «Miv Master Bike Tuning Studio»


Последний раз редактировалось Miv Master, 14.04.2012 в 21:53.
Причина: Автоматическое добавление

 

14.04.2012, 21:23

 

 

Регистрация: 21.06.2005

Адрес: Sarov

Сообщений: 628

хватит натягивать цепь как струну!
а проставка обязательна!

__________________
forum.dirt.ru/showthread.php?t=101687 NS Holy бюджетненько так=)
forum.dirt.ru/showthread.php?t=109410 Сгоняем ДЖ2

 

15.04.2012, 00:49

 

 

Регистрация: 03.09.2010

Сообщений: 94

натяжение цепи мен кажется не особо влияет,хотя туго цепь не стоит тянуть…

проблема в том что ты убрал проставку между чашками,и изза этого начался износ подшипников,как ты сказал что поставил его -а он болтает-значит каретка под 68мм стакан,у етбя наверное 73мм,поэтому и болтается
тебе нужно всего то добавить 5 мм к этой проставкеопределяется опытным путем,он не должен болтаться и не должен тоже исльно давить,то есть чашки должны закрутиться полностью и подшипники не должны быть перетянуты.сестам там такова что эта проставка не дает сместится,то есть ут етбя лдолжно получится что то вроде
левая чашка-спейсер(проставка)шайбочки на 5мм-правая чашка

 

15.04.2012, 01:07

 

 

Регистрация: 11.10.2008

Сообщений: 189

ты когда шатуны затягиваешь — создаешь огромное усилие на внутреннее кольцо прома, соответственно когда между промами стоит та самая проставка, промы в неё упираются, и все хорошо. добавь обычных проставочных на ось вместе с той большой проставкой, ровно столько, сколько места между промами. когда там это все стоит — перетянуть по сути не возможно.

 

15.04.2012, 11:30

 

 

Регистрация: 26.08.2008

Адрес: Саров

Сообщений: 58

Спасибо огромное !!!

 

Источник

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin (под КЛИН) – знакомый нам стандарт из советского прошлого, который до сих пор используется. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем» или клином), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, раздалбывались, и шатуны изрядно болтались.

SQR (КВАДРАТ) – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить». Необходимо использовать фиксатор резьбы. При установке новой системы следить за болтами, как только немного раскрутились — подтянуть, а потом еще, пока шатун не усядется на кареточный вал, а он имеет конусное строение, затем выкрутить болты, посадить на фиксатор резьбы и проблема решена.

Octalink (Окталинк) – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно. Достаточно надежный стандарт, в котором тоже могут выкручиваться болты, опять же решение — используем фиксатор резьбы, здесь не надо ничего ждать как с вариантом квадратик, а сразу сажаем на нее. Стоит дороже квадратика

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки. 

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку любые другие шатуны не от SRAM. Вставлю свой комментарий (Слюсаренко А.С.), по моему мнению все же лучше и надежней каретки от SHIMANO на выносных подшипниках, купил одну — через пару месяцев люфт появился, купил вторую — такая же неприятность.

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ и очень редко в MTB.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 (с очень дорогой ценой велосипеда) года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание. Обычно если велосипедист столкнулся с таким, но он изучает этот вопрос досконально.

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

 4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin (под клин) и SQR (квадратик) нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей (такие каретки могут даже поставить на дорогие велосипеды. Да-да, грешат таким производители велосипедов, для удешевления.). Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Noname и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). 

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Видео по теме: 

Источник