Эстетика на переломе культурных традиций м 2002

Эстетика на переломе культурных традиций м 2002 thumbnail

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 41 |

Институт философии

ЭСТЕТИКА НА ПЕРЕЛОМЕ

КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Москва

2002

УДК 18

ББК 87.8

  Э 87

Ответственный редактор — Н.Б.Маньковская

Рецензенты:

доктор философских наук И.С.Вдовина доктор философских наук Г.К.Пондопуло Э 87 Эстетика на переломе культурных традиций. — М., 2002. — 000 с.

Книга посвящена остро актуальной проблеме трансформации художественноэстетической парадигмы в XX–XXI вв., специфике перехода от классики к нонклассике, а затем — к постнеклассическому модусу как в теоретическом плане, так и в самой художественной практике. В работе анализируется проблема саморефлексии неклассической эстетики, связанная с ее предметом, понятийным аппаратом, методологией исследования художественной культуры. В этом ракурсе рассматриваются вопросы перехода от модернизма к пост и постпостмодернизму, от структурализма — к постструктурализму, от искусства к артпрактикам. Выявляются особенности новых креативных установок в кино, фотографии, интернете, музыке, литературе. Обсуждается проблематика эстетического ядра и периферии (маргинальность в эстетике и искусстве).

ISBN 5201020836 © ИФ РАН, К читателям Что такое эстетика? Каков ее предмет? Как выглядят сегодня ее категориальный и понятийный аппараты? Как соотносятся эстетика и философия, эстетика и практика? Эти и ряд других традиционных вопросов звучат сегодня чрезвычайно актуально, вызывают острую полемику. Ведь на наших глазах произошла ломка многих стереотипов, переоценка ценностей. Эстетическое сознание заметно трансформировалось под влиянием новых идей, артефактов, непривычных форм и способов художественного выражения, сопряженных в том числе и с техническими новшествами. Произошло перемешивание, вплоть до слияния, креативных установок гуманитарных наук и искусства. Все это требует осмысления, вернее, перманентного переосмысления в стремительно меняющейся социокультурной ситуации.

Замысел предлагаемой вашему вниманию коллективной монографии сопряжен со стремлением рассмотреть реальное взаимодействие классической, неклассической и постнеклассической составляющих современной художественноэстетической культуры. Эволюция эстетики и искусства в XX–XXI вв. побуждает к обобщениям концептуального характера, связанным с соотношением сущностных, транзитных и кризисных явлений как в теории, так и в художественной практике.

Авторский коллектив задавался целью параллельного изучения интенсивных инновационных процессов, свидетельствующих о трансформации эстетической и артпарадигм, что определило структуру книги. В ее первой части анализируются инновационные аспекты бытования классических эстетических категорий и понятий, а также их соотношение с принципиально новыми феноменами. Классика рассматривается сквозь призму новейших мыслительных практик. Ставится проблема саморефлексии современной эстетики, связанная с ее основаниями, задачами, способами функционирования. Прослеживаются процессы перехода от утвердившихся в XX в. философскоэстетических течений к их постипостасям, включая маргинальные.

Вторая часть работы посвящена соотношению “старого” и “нового” в искусстве и артпрактиках. Внимание сосредоточено прежде всего на тех составляющих современного “Лаокоона”, которые обеспечивают эстетическую преемственность и в то же время соответствуют реальной художественной ситуации. Ведь кино, фотография, интернет, музыка оказались сегодня в эпицентре внимания как профессионалов, так и широкой аудитории. Метаморфозы претерпела и личность актуального художника. Его взгляд на мир и собственное творчество — одна из сквозных тем книги.

Итак, на суд читателей выносится во многом новая исследовательская попытка рассмотрения движения основных потоков искусства XX–XXI вв. в контексте мировоззренческотеоретических концепций, в определенной мере повлиявших на развитие художественной жизни или способствовавших пониманию ее смысла и внутренних закономерностей. В силу радикальности изменений традиционных форм и способов художественного мышления изучение проводилось в плоскости глобального вопрошания о сущности процессов, происходящих в эстетике и искусстве. Кризис и конец или переход в какоето принципиально новое качество? Естественно, сегодня наука не может дать однозначного ответа на этот вопрос. Однако наметить некое концептуальное поле возможных исследовательских ходов она уже в состоянии, и этому, собственно, посвящена данная книга.

Ряд статей публикуется в порядке дискуссии.

Н.Б.Маньковская ТРАНСФОРМАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ Н.Б.Маньковская Саморефлексия неклассической эстетики* [* В статье использованы материалы, подготовленные в рамках исследовательского проекта № 020300025а, поддержанного РГНФ.] Новая конфигурация эстетического поля, сложившаяся в результате почти векового развития нонклассики, побуждает к обсуждению ряда кардинальных теоретических проблем. Главные из них связаны с потребностями самоидентификации постметафизического эстетического знания. В конце почти векового цикла имплицитного развития, квазитеоретического свободного осмысления эстетического опыта внутри других дисциплин (философии, искусствознания, художественной критики, психологии, лингвистики и др.) нонклассика стремится к эксплицитности. Речь идет прежде всего об уточнении предмета неклассической эстетики, ее соотношении с философией, теорией культуры, с одной стороны, и практикой, отнюдь не только художественной, — с другой, а также о проблемах эстетического центра и периферии, о концептуализации новых эстетических феноменов, в том числе и техногенных.

Разумеется, нонклассика — лишь одна из тенденций развития современной эстетики, хотя и достаточно значимая. Как на Востоке, так и на Западе, на Севере и Юге существует традиционная эстетика, продолжающая классическую линию и не приемлющая нонклассики. Вместе с тем неклассическое направление представляется весьма репрезентативным — в первую очередь для западноевропейского и североамериканского эстетического сознания. О нем и пойдет речь в нашей статье, не претендующей на всеобъемлющий анализ современной эстетической ситуации.

Настоятельная потребность в позиционировании нонклассики связана с дистанцированием от классического понимания эстетики как метафизики, философии прекрасного, философии искусства, критики способности суждения, с отказом от принципов универсализма и незаинтересованности, с пересмотром античновинкельмановского, гегелевскокантовского понятийного и категориального аппаратов, ревизией эстетической аксиоматики в целом, с отходом от принципов нормативности, иерархичности. На протяжении истории классической эстетики менялись интерпретации ее базовых принципов, но сами они оставались неизменными. При всем разнообразии подходов, взглядов, концепций в классике сохраняется некое твердое ядро, образующее предмет эстетического знания, позволяющее очертить границы эстетики. Несмотря на миграцию теоретических интересов, существуют центральные, узловые проблемы, вокруг которых разворачиваются эстетические дискуссии. Классика внутренне полемична, вариативна, эстетическое знание реструктурируется, но сам его ареал и сущностные элементы при этом сохраняются.

Иначе обстоит дело сегодня. На смену “океаническим” волнам, ритмичным движениям маятника пришла калейдоскопическая смена художественноэстетических установок, течений, концепций. Мы являемся свидетелями нарастания процессов, инициированных в начале ХХ в. авангардом и модернизмом, продолженных в его второй половине контркультурой и постмодернизмом. Для нонклассики характерен дрейф всех составляющих эстетического поля из метафизической сферы в эмпирическую, в результате чего центр неклассической эстетики сместился. То, что было для классики центральным, оказалось на периферии, а ранее маргинальное и даже антиэстетическое хлынуло в центр. Принцип релятивизма стал преобладающим. Границы эстетики чрезвычайно расширились, утратили четкость очертаний. В результате во многом изменились представления о предмете эстетики.

Читайте также:  Перелом костей предплечья ребенку 1 год

Одной из видимых частей этого теоретического айсберга являются тенденции автономизации эстетики как научной дисциплины, что стимулировало ее обратное воздействие на философию, процессы эстетизации последней, распространившиеся впоследствии и на другие сферы — политику, науку. На смену дифференциации пришла дедифференциация. Экспансия эстетики в сопредельные, а затем и более отдаленные области привела к ряду трансформаций внешнего и внутреннего характера. Эстетика ХХ в. отчасти поступилась своим первородством, связанным с чувственноэмоциональным отношением к миру, в пользу интеллектуального удовольствия, а затем и интерактивного взаимодействия с артефактом. Рационализированное эстетическое потеснило художественное, утвердившись в статусе метакатегории. Искусство же в его классическом понимании постепенно стало этот статус утрачивать. Концепт, симулякр, объект заняли место образа. Другим модусом перемен стал выход из лингвоцентризма в телесность.

Подобные сдвиги привели к модификации классических эстетических категорий. Так новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного обусловлен его интеллектуализацией, сочетающейся с неогедонистической доминантой. Возвышенное замещено удивительным, трагическое — парадоксальным. “Приручение” безобразного посредством эстетизации привело к размыванию его отличительных признаков. Центральное место заняло комическое в форме иронизма. Кроме того, категориальный статус приобрели понятия, традиционно бытовавшие за пределами эстетики: отвращение, абсурд, жестокость, насилие, шок, энтропия, хаос и др.

В современной эстетике переплетается ряд тенденций, маркировавших четыре последних десятилетия. Шестидесятые годы отзываются в ней римейком эстетических ориентаций молодежной культурной, сексуальной и психоделической революций, антибуржуазностью в стиле “Догмы”. В те годы предмет эстетики подвергся пересмотру с позиций леворадикального отрицания культурного наследия, отторжения классических традиций. Слово “музей” стало одиозным. Музей представлялся молодым бунтарям памятником отжившей свое классике, кладбищем культуры, антиподом актуальной контркультуры. Мимесис, творчество, вдохновение, прекрасное оказались негативными референтами; Платон, Аристотель, Бальзак — персонами “нонграта”. Неоавангард 60х был несовместим с фигуративностью, “новый роман” — с “бальзаковским романом”, хэппенинг — с театральной классикой. На причинноследственные связи, линейное повествование, фабульность налагалось табу. Профессиональному творчеству противопоставлялась креативность, трактуемая как проявление спонтанного творческого начала. Усилились тенденции растворения искусства в жизни. Дионисийское начало было противопоставлено аполлоновскому, чему немало способствовало увлечение восточными религиозными и философскоэстетическими концепциями.

Таким образом, леворадикальной эстетикой был отвергнут либо радикально пересмотрен ряд ключевых понятий классической эстетики. В центре внимания оказалась проблема “Смерть искусства?”, трактуемая как смерть классики и ее замена неоавангардом. Что же касается собственно эстетики, то предлагалась двуединая концепция политизации эстетики и эстетизации политики, нашедшая свое теоретическое обобщение в работе М.Дюфренна “Искусство и политика”.

Тридцать лет спустя мы можем судить о результатах контркультурной деятельности. Была сломана культурная иерархия, уравнены в правах профессионализм и любительство. Пристальный интерес к эстетике повседневности дал дополнительный импульс эстетизации окружающей среды, дизайну, стайлингу, рекламе, моде. Был обобщен и концептуализирован художественный опыт неоавангарда. Предмет эстетики подвергся крайней политизации и идеологизации.

Семидесятые годы напоминают о себе тенденциями “балканизации” эстетики. То была переходная эпоха в развитии эстетической мысли, связанная как с имманентными причинами, так и с внешними факторами. К причинам внутриэстетического, внутрихудожественного характера относилась исчерпанность многих неоавангардистских экспериментов, постепенно утрачивающих инновационный характер и выливающихся в самоповторы. Разочарование творцов и “продвинутых” ценителей сочеталось со стойким неприятием неоавангарда широкой публикой.

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 41 |

Источник

2017   2016   2015   2014   2013    2012    2011    2010    2009    2008    2007    2006    2005

2004    2003    2002    2001    2000    1999    1998    1997    1996    1995    1994    1993

Ориентиры… Вып. 8

Абрамова Н.Т. Несловесное мышление / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 236 с. – ISBN 5-201-02098-4.

В книге анализируются ключевые проблемы не-словесных мыслительных актов. В качестве основных используются коммуникативный и аксиологический подходы. Типология несловесности строится на основе исследования языка тела, внутренней речи, внутреннего опыта, совместных духовных практик. Проблемы современного образования анализируются в контексте иерархии ценностей (новые технологии и практический интеллект).

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Анисов А.М. Современная логика / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 273 с. – ISBN 5-201-02079-8.

Книга является изложением основ логики для гуманитариев. К сожалению, приходится констатировать, что подавляющее большинство многочисленных написанных на русском языке пособий по логике для гуманитариев основное внимание уделяет рассмотрению так называемой традиционной логики, созданной ещё Аристотелем и взлелеянной средневековыми схоластами. Но традиционная логика безнадёжно устарела. В результате образовался недопустимый разрыв между уровнем логической науки, достигнутым в нашей стране, и учебной литературой по логике. Особенностью данной книги является то, что обсуждение логических проблем ведётся с позиций современной науки. Книга адресована всем желающим изучать современную логику, но в первую очередь в ней учтены интересы и запросы студентов, аспирантов и специалистов гуманитарных дисциплин.

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфол. анализ. – Ч. 2 / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 248 с. – ISBN 5-201-02094-1.

Автор стремится найти объяснение парадоксальной ситуации нашего времени, когда в цивилизованных странах буйным цветом распускаются нетрадиционные религии, казалось бы, принадлежащие далекому прошлому по своему сугубо мистическому, мифологическому и гностическому содержанию. Ответ не лежит на поверхности. Необходимо обратиться к системно-структурному анализу и с его помощью рассмотреть внутреннее содержание нетрадиционных религий, выявить их сокровенные смыслы и значения, позволяющие им заинтересовать и увлечь за собой наших современников. В центре исследования – культ сакрального совершенствования Фалуньгун и пропагандируемая датчанином Нидалом школа тибетского буддизма Карма-Кагью. Показана система мистических отношений, гностические и эзотерические составляющие веры, роль института религиозных наставников.

Полный текст (PDF)

Горелов А.А. Эволюция культуры и экология

Горелов А.А. Эволюция культуры и экология / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 245 с. – ISBN 5-201-02075-5.

Рассматривается эволюция культуры от ее возникновения в период непосредственного единства человека с природой до нынешнего состояния экологического кризиса. Последовательно анализируются основные отрасли культуры в порядке занимания ими главенствующей позиции – от мистики, искусства, мифологии, философии, религии, науки, идеологии до экологии, которая анализируется как претендент на главенствующее положение в культуре XXI века. Монография предназначается для специалистов по философии, культурологии и экологии, а также для всех, кто интересуется проблемами культуры и взаимоотношений человека с природой.

Полный текст (PDF)

Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность

Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 222 с. – ISBN 5-201-02084-4.

Монография посвящена рассмотрению решений проблемы бытия, какими они были даны в философских системах Канта, Гегеля и оригинального, хотя недостаточно хорошо известного российской философской публике, яростного оппонента Гегеля А.Тренделенбурга. Внимание автора сосредоточено на основной логической трудности, связанной с необходимостью воспроизведения в мышлении и его же средствами, т.е. в понятиях, независимого от мышления и автономного бытия, выходящего за рамки мышления. При этом учитываются различия в решениях этих трех указанных мыслителей и прослеживается диалог между ними по данной проблеме. В монографии раскрывается также актуальность историко-философского исследования, предполагающая разбор современного понимания проблемы бытия в сравнении с новоевропейским ее пониманием.

Полный текст (PDF)

Эстетика на переломе культурных традиций м 2002

Егорова И.В. Философская антропология Эриха Фромма / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 164 с. – ISBN 5-201-02093-3.

Монография представляет собой анализ философско-антропологических взглядов Э.Фромма. Рукопись охватывает проблемы обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, и феномена «убегания от свободы». Известный больше как психоаналитик, Фромм предстает в роли философского антрополога, обращающего свое внимание на разные аспекты человеческого бытия, общественного развития и роли человека в условиях развитой западной цивилизации.

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К.Маркса) / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 321 с. – ISBN5-201-02089-5.

Книга является кандидатской диссертацией А.А.Зиновьева, защищенной им на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в 1954 году. Она представляет ценность и как теоретическое произведение и как документ эпохи. В ней впервые раскрыт механизм восхождения от абстрактного к конкретному. Она обозначила заметную веху в истории отечественной философии – поворот от идеологизированной схоластики к профессиональной строгости и научности, задала основное тематическое и проблемное поле логики и методологии науки. Работа печатается в первоначальном варианте без каких-либо изменений.

Полный текст (PDF)

Истина и благо: универсальное и сингулярное

Истина и благо: универсальное и сингулярное / РАН. Ин-т философии; Отвю ред. А.П.Огурцов. – М.: ИФ РАН, 2002. – 376 с. – ISBN 5-201-02086-0.

Сборник подготовлен Центром методологии и этики науки ИФ РАН и является продолжением изданного в 1998 году сборника «Истина и благо: классические и неклассические регулятивы». Данный сборник концентрируется на взаимоотношении истины и блага, которое рассмотрено в перспективе возможности определения универсалий в языке логики и этики. Раскрыты особенности интерпретации универсалий в средневековой философии (статьи С.С.Неретиной, А.Басоса), сдвиг от реализма к номинализму в логике и философии 20 века и акцент на сингуляриях в противовес универсалиям (А.П.Огурцов). Показана эвристическая роль воображения в математическом дискурсе, прежде всего геометрии (Г.Б.Гутнер, В.В.Бибихин). Проанализированы новые формы дискурсивной практики под углом зрения взаимоотношения универсалий и сингулярий: метафизики диалога, универсализации механики (В.С.Черняк и др.). В сборнике впервые печатаются на русском языке переводы больших фрагментов из работ Иоанна Солсберийского «Металогикон» и Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

История философии № 9 / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. С.И.Бажов. – М.: ИФ РАН, 2002. – 175 с. – ISBN 5-201-02092-5.

Очередной номер периодического издания включает в себя научные исследования по различным аспектам русской философии XVIII–XX столетия. Здесь представлены философские концепции М.В.Ломоносова, славянофилов, К.Н.Леонтьева, С.Н.Булгакова, П.И.Новгородцева, И.А.Ильина и др. Статьи написаны на основе большого числа источников. Разнообразие и разнохарактерность мировоззренческих авторских суждений адекватно современному состоянию историко-философской науки, для которой характерны поливариантность и плюрализм мнений. Публикуются письма Г.В.Флоровского, взятые из архивных фондов, которые позволяют несколько иначе оценить его место в евразийстве, чем это делалось до сих пор.

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / РАН. Ин-т философии; Отв. Ред. В.Г.Федотова. – М.: ИФ РАН, 2002. – 208 с. – ISBN 5-201-02097-6.

В работе показаны изменения, которые вносит глобализация в модернизационную теорию, проанализировано появление множества «модернизмов» и отсутствие сегодня универсальной модели развития. Рассматривая модерн как «незавершенный проект» (Ю.Хабермас, Э.Гидденс и др.), авторы анализируют переход Запада в новую современность на примере «третьего пути», предложенного Гидденсом и практически-политически реализуемого Т.Блэром, Г.Шредером и др. в своих странах. Задачи России трактуются как двухсторонние: выход в глобальную экономику и решение внутренних проблем путем модернизации нового типа, не имеющей догоняющего характера. Анализируется перспектива российского развития, образы России и сценарии ее будущего.

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Мочкин А.Н. Рождение «зверя из бездны» неоконсерватизма / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 138 с. – ISBN 5-201-02082-8.

Книга посвящена проблемам неоконсерватизма, его влиянию на складывание политического климата 20–30-х годов XX века и, в частности, его воздействию на формирование тоталитарных режимов России и Германии. Тоталитаризм раскрывается как некий особый «третий путь», который в условиях «догоняющего» развития России и Германии в XX выполнял функции специфической политической технологии, специфического политического режима, обслуживающего этот тип развития. Книга адресована специалистам в области истории сравнительной политологии, истории политической философии, всем интересующимся проблемами взаимосвязи философии и политики как формы ее опосредования и практической реализации.

Полный текст (PDF)

Перевалов В.П. Тайны очевидности и удивления дары

Перевалов В.П. Тайны очевидности и удивления дары / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 180 с. – ISBN 5-201-02096-8.

Рукопись посвящена исследованию творчества классика из классиков русской культуры XIX и XX веков А.С.Пушикна. Путем медленного, вдумчивого чтения, обостренного внимания к вроде бы малозначительным деталям, в свободной игре воображения автор предлагает переоткрыть заново знакомые всем с детства и колы произведения Поэта, а именно: две сказки («О рыбаке и рыбке», «О попе и о работнике его Балде») и две «маленькие» трагедии «Моцарт и Сальери», «Каменный гость»). В целом возникает оригинальная, свежая, предполагающая постоянное обновление интерпретация давно затверженного наизусть, казавшегося известным вдоль и поперек, раз и навсегда.

Полный текст (PDF)

Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа

Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 341 с. – ISBN 5-201-02070-4.

Итоговая работа В.Ф.Пустарнакова (1934–2001) посвященная проблеме Просвещения как своеобразного типа антифеодальной философско-общественной мысли предбуржуазной эпохи. Автор, раскрывая особенности Просвещения в России, вместе с тем на большом фактическом материале демонстрирует, что это идейное течение отечественной мысли и генетически, и концептуально было родственным с западноевропейским, прежде всего с французским Просвещением., которое оценивается в книге как своего рода классика. Исходя из этого, В.Ф.Пустарнаков конструирует модель «русского» Просвещения, предлагая свои собственные методологические подходы к этому наднациональному явлению, свое собственное, личное его понимание.

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. – Вып. XVI / РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: А.С.Карпенко. – М.: ИФ РАН, 2002. – 127 с. – ISBN 5-201-02149-2.

Статьи сборника подготовлены на основе докладов, сделанных на семинаре в 2001-2002 годах. В этот выпуск вошли результаты и достижения последних исследований в различных областях классических логик. Сборник представляет интерес для специалистов в области логики и ее приложений.

Полный текст (PDF)

 Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности

Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности / РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: В.И.Аршинов, Л.П.Киященко, П.Д.Тищенко. – М.: ИФ РАН, 2002. – 428 с. – ISBN 5-201-02080-1.

В книге представлена синергетическая интерпретация феномена человекомерности постнеклассической, междисциплинарно организованной и проблемно ориентированной науки. Концептуальные средства синергетики были направлены на отслеживание эффектов присутствия человека в реальности или эффекты человекомерности там, где познавательные процедуры т практики, ранее ориентированные на отстраненное, объективное описание реальности, обнаруживают свою ограниченность. Обсуждены специфические синергетические аспекты научной рациональности постнеклассического типа, активная роль методологической рефлексии, а также эвристически полезные аспекты коллективной иррациональности научного опыта. Отмечается, что синергетическая рациональность не отменяет идеалов классического рационализма, но является для последнего необходимым диалогическим партнером в ситуации исторических преобразований науки, ее трансформаций.

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Философия природы в Античности и в Средние века. – Ч. 3 / РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: П.П.Гайденко, В.В.Петров. – М.: ИФ РАН, 2002. – 307 с. – ISBN 5-201-02081-Х.

Книга представляет собой сборник исследований по античной и средневековой философии, сопровождаемых новыми переводами работ представителей платоновско-аристотелевской и стоической школ, а также христианской метафизики. Специальные исследования посвящены натурфилософии Аристотеля (П.П.Гайденко), связи материи со злом у Аристотеля (Ж.-М.Нарбонн), пониманию природы Плотином (Т.Ю.Бородай, Ю.А.Шичалин), месту естественнонаучного знания в эсхатологии раннего средневековья и воздействию на нее учения Оригена (В.В.Петров). Публикуются впервые переведенная на русский язык полемика относительно природы эфира Ксенарха Селевкийского, Александра Афодисийского и Аттика, два трактата Плотина – о том, что мир не зол (33 II, 9), о природе, как низшей ипостаси мировой души (30 III, 8).

Полный текст (PDF)

Бескова И.А. Как возможно творческое мышление

Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2002. – 237 с. – ISBN 5-201-02091-7.

Монография посвящена исследованию когнитивной природы понимания, эволюции рациональных аспектов истолкования и интерпретации. Анализируется герменевтический опыт различных традиций истолкования (оракулы, пророки, орфики, пифагорейцы, ветхозаветный и библейский экзегезис), проводится их сравнительный анализ. Автор выдвигает собственную классификацию методов интерпретации. Методы когнитивной герменевтики применяются к научным текстам, в отношении которых все еще остается открытым вопрос адекватного понимании выдвигаемых научных положений. Книга предназначена для философов, а также широкого круга читателей, интересующихся философией и ее проблемами.

Полный текст (PDF)

Эстетика на переломе культурных традиций

Эстетика на переломе культурных традиций / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. Н.Б.Маньковская. – М.: ИФ РАН, 2002. – 237 с. – ISBN 5-201-02083-6.

Книга посвящена остро актуальной проблеме трансформации художественно-эстетической парадигмы в XX–XXI вв., специфике перехода от классики к нонклассике, а затем – к постнеклассическому модусу как в теоретическом плане, так и в самой художественной практике. В работе анализируется проблема саморефлексии неклассической эстетики, связанная с ее предметом, понятийным аппаратом, методологией исследования художественной культуры. В этом ракурсе рассматриваются вопросы перехода от модернизма к пост- и постпостмодернизму, от структурализма – к постструктурализму, от искусства к арт-практикам. Выявляются особенности новых креативных установок в кино, фотографии, интернете, музыке, литературе. Обсуждается проблематика эстетического ядра и периферии (маргинальность в эстетике и искусстве).

Полный текст (PDF)

Этатистские модели модернизации

Этатистские модели модернизации / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. В.Н.Шевченко. – М.: ИФ РАН, 2002. – 154 с. – ISBN 5-201-02077-1.

В сборнике рассматриваются проблемы истории, методологии и практики этатизма, а также возможности и лимиты социальных преобразований в периоды переходного развития от одного общественного устройства к другому на основе модели «сильного государства». Проблемы идеологии государственности проанализированы как в контексте учений классической политической философии, так и на материалах и фактах последних лет.

Полный текст (PDF)

Этическая мысль. Вып. 3

Этическая мысль. Вып. 3 / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. А.А.Гусейнов. – М.: ИФ РАН, 2002. – 237 с. – ISBN 5-201-02090-9.

Очередной выпуск Ежегодника (1-й вып.– 2000, 2-й вып. – 2001) состоит из трех частей. В теоретической части рассматриваются такие проблемы, как определение морали, условия возможности поступка; значение практических принципов в моральном рассуждении; специальные нравственные обязанности и место нравственности в культуре. В «исторической» части представлены: анализ праздности как явления аристократического ценностного сознания; реконструкция этики талиона; анализ концепции моральной рациональности Г.Сиджвика и концепция двух этик Д.Лукача. В заключительной части Ежегодника анализируются проблемы отечественной этики.

Полный текст (PDF)

Институт Философии
Российской Академии Наук
Copyright © 2007—2020

Читайте также:  Физиотерапия при переломах пяток

Источник