Эпоха перелома в рекламной коммуникации

Глава 6. Развитие западноевропейской рекламы в XIX веке

Контрольные вопросы

Общие выводы

1. Имеющиеся археологические свидетельства позволяют устано­вить характер перехода от проторекламных к рекламным процес­сам в России, сходный с тем, который развивался в западноевро­пейской культуре.

2. В России с XV века формируется распространение информации посредством глашатаев и набирают силу фольклорные устные фор­мы рекламы.

3. Российский ярмарочный фольклор обретает ярко выраженную на­циональную специфику в рекламных жанрах заклички, прибаут­ки, речитативного уговора, раешного стиха.

4. Отмечены национальным своеобразием такие зрелищные формы рекламы, как лубочные афиши, живописные вывески, ярмароч­ные рекламные интермедии.

5. В России XVIII века культивировались массовые празднества и зрелища, насыщенные элементами политической рекламы.

6. В трех российских газетах, выходивших на протяжении XVIII века, реклама занимает все большее место с тем, что к рубежу XIX века количество рекламных публикаций начинает превышать объем журналистской информации. Назревала необходимость углуб­ления дифференциации в типах массовой коммуникации в Рос­сии.

  1. Охарактеризуйте своеобразие российской проторекламы по отно­шению к западноевропейской.
  2. Какой круг рекламных жанров входит в понятие «ярмарочная рек­лама»?
  3. Как определить национальные черты лубочной традиции в рек­ламном процессе?
  4. Сравните российские вывески и западноевропейские, в чем их сходство и различие.
  5. Какие современные рекламные функции совмещались в придвор­ной конклюзии XVII века?
  6. Что побуждало российских монархов XVIII века лично участво­вать в уличных маскарадах?
  7. Охарактеризуйте рекламу в газете «Ведомости», созданной Пет­ром I.
  8. Назовите отличительные особенности рекламных текстов в газе­тах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» XVIII века.
  9. Что из опыта ранней российской рекламы можно использовать в наши дни?

Эпоха перелома в рекламной коммуникации
Рекламные новации в английской культуре
Специализация рекламы в английской прессе
Начало иллюстрированной рекламы в прессе
Подвижные рекламные приспособления
Начало плакатного бума
Попытки обобщения рекламной практики
Рекламные традиции во Франции в предреволюционный период
Лидерство в жанре многоцветного плаката
Ведущие мастера французского рекламного плаката
Новый подъем рекламной деятельности во Франции
Направление развития рекламы в Германии XIX века
Обновление традиций
Приманки премиальной торговли
Витрина как зеркало рекламного дела
Выставки как общеевропейский рекламный жанр
Общие выводы
Контрольные вопросы

Эпоха от начала XIX до начала XX века весьма неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении, которое переживали ведущие стра­ны Европы: Англия, Франция и Германия. Мы далеки от мысли о воз­можности на протяжении ограниченного пространства одной главы представить исчерпывающую картину рекламного процесса в каждом из перечисленных государств. Мы видим свою задачу в том, чтобы очер­тить опорные вехи, наиболее примечательные явления в сфере реклам­ной деятельности, внесенные той или иной страной во всеевропейский творческий опыт.

Если смотреть на указанный период с общеевропейских позиций, вехи его развития делятся как минимум на три этапа.

Первый (1800 — конец 1840-х годов) — многострадальный период наполеоновских войн, переоценки огромного числа социальных цен­ностей, первых сигналов наступления эры политической демократии, связанных с европейскими революциями конца 40-х годов. Пока кон­тинентальная Европа в муках и потрясениях вырабатывала контуры приемлемого государственного устройства, стабильная и богатая Ве­ликобритания наращивала производительные силы, развивала научно-техническую революцию, формировала подступы к потребительскому обществу, в котором не покупатель находится в напряженном поиске необходимого товара, а, напротив, товар стремится обрести покупате­ля, ищет пути ему навстречу.

Второй переломный этап приходится на 50-80-е годы XIX века. Именно тогда экономические условия, постепенно складывающиеся в Англии, вслед за ней в континентальной Европе, а затем — после Граж­данской войны — к 70-м годам XIX века в США — создают качествен­но новую ситуацию для рекламной коммуникации.

Третий же период (конец XIX столетия) завершался относительно мирно, но грозовая атмосфера в экономике и политике европейских государств сгущалась: уже маячили схватки за передел мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока эти скорые по­трясения Первой мировой войны были за горизонтом, а производство шло на подъем, обретая все новые плоды индустриальной революции. Потребительское общество в этих условиях утверждало свою состоя­тельность. Рубеж XIX-XX веков — «золотое время» развития евро­пейской рекламы, выход этой деятельности на новые творческие ру­бежи.

Источник

Эпоха перелома в рекламной 
коммуникации.

Эпоха от начала XIX до начала
XX века весьма неоднородна, как сама
по себе, так и в том ее преломлении,
которое переживали ведущие страны
Европы: Англия, Франция и Германия.
Если смотреть на указанный период
с общеевропейских позиций, вехи
его развития делятся как минимум 
на три этапа.

Первый (1800 — конец 1840-х годов)
многострадальный период наполеоновских
войн, переоценки огромного числа 
социальных ценностей, первых сигналов
наступления эры политической демократии,
связанных с европейскими революциями 
конца 40-х годов. Пока континентальная 
Европа в муках и потрясениях 
вырабатывала контуры приемлемого 
государственного устройства, стабильная
и богатая Великобритания наращивала
производительные силы, развивала научно-техническую 
революцию, формировала подступы к 
потребительскому обществу, в котором 
не покупатель находится в напряженном 
поиске необходимого товара, а, напротив,
товар стремится обрести покупателя,
ищет пути ему навстречу.

Второй переломный этап приходится
на 50-80-е годы XIX века. Именно тогда 
экономические условия, постепенно
складывающиеся в Англии, вслед за
ней в континентальной Европе,
а затем после Гражданской 
войны к 70-м годам XIX века в США 
создают качественно новую ситуацию
для рекламной коммуникации.

Третий же период (конец XIX
столетия) завершался относительно мирно,
но грозовая атмосфера в экономике 
и политике европейских государств
сгущалась: уже маячили схватки за передел
мира, часть производства переводилась
на военные рельсы. Но пока эти скорые
потрясения Первой мировой войны были
за горизонтом, а производство шло на подъем,
обретая все новые плоды индустриальной
революции. Потребительское общество
в этих условиях утверждало свою состоятельность.
Рубеж XIX-XX веков «золотое время» развития
европейской рекламы, выход этой деятельности
на новые творческие рубежи.

Читайте также:  Перелом теменной кости симптомы

Рекламные новации в английской
культуре.

Здесь утверждаются наиболее
либеральные законы в отношении 
средств массовой информации, на фоне
других европейских государств. Одновременно
вызванный подъемом производства рост
конкуренции проникает во все 
сферы жизни, в том числе и 
в журналистику. Конкуренция стимулирует 
поиск своей «ниши» для производства
товаров, но также и своего сегмента
читательской аудитории. Историки прессы
отмечают углубленную и усиливающуюся 
на протяжении столетия тематическую
дифференциацию периодических изданий,
их нередко детальную специализацию.
Однако этот процесс уравновешивается
противоположной тенденцией: объединения 
возникающих узко специализированных
изданий под общим патронажем предпринимательской
компании. Данная тенденция привела к
значительному распространению комплексных
информационных агентств. Здесь в ситуациях
«перекрестных» творческих задач
формировалась атмосфера, способствующая
появлению издательских и рекламных новаций.
Здесь образовались «рассадники»
малых рекламных жанров: вкладышей, открыток,
ресторанных меню, театральных программок,
пригласительных билетов, этикеток. Оставаясь
массовой продукцией, реклама ищет дифференцированный
подход к различным группам населения
и стремится «настигать» человека
в самых разных местах и по возможности
круглосуточно.

Специализация рекламы в 
английской прессе.

Наряду с подобными 
одинокими волонтерами на ниве рекламного
дела к началу XIX века в Англии формируется 
круг богатых и удачливых предпринимателей.
Стоимость рекламы дорожала, и между «боссами»
началась жесткая конкуренция за привлечение
клиентов, поиск свободных ниш на рынке
массовых изданий, изобретение новинок
в рекламном деле. В условиях жесткой конкуренции,
успех во многом зависел от изобретательности
и изворотливости первых лиц издательского
бизнеса. Для размещения рекламы используются
массовые и специализированные издания
с месячной, еженедельной, ежедневной
периодичностью, разовые листки, бюллетени,
брошюры и небольшие рекламные вкладыши.

Но, пожалуй, наиболее новаторскую 
линию и в журналистике, и в 
рекламе открыли издания, непосредственно 
связанные с индустриализацией 
страны. Одним из первых среди них 
явился «The Mechanic’s Magazine»- («Журнал
механики»), вышедший в свет в мае 1823
года и успешно создававший общественное
мнение в поддержку технических новаций,
индустриальных изобретений и тех корпораций,
которые внедряли изобретения в производственный
процесс, наращивая потребительский рынок.
В то же время английские рекламисты трудились
над популяризацией особо изысканной
продукции. Нашло деятельное продолжение
начинание Дж. Белла в обращениях к женской
аудитории. Таковой стала «Ladies Newspaper»
(«Газета для дам») (1847) и «The Queen»
(«Королева») (1861). Первая стремилась
избегать рекламных текстов, вторая же
их активно печатала, сообщая, главным
образом, о появившихся на прилавках новинках
домашней утвари, модной бижутерии, галантерейных
товарах, драгоценностях.

Начало иллюстрированной
рекламы в прессе.

Английская периодическая 
печать в XIX веке активно использует
иллюстрации, применяя их также и 
ради привлекательности рекламных 
текстов. Первая рекламная иллюстрация 
в газете появилась еще в 1680 году.
Это был небольшой гравированный 
оттиск индийского фонтана, действовавшего
во дворе таверны и привлекавшего 
посетителей. Начинание подхватила
первая ежедневная газета «The Daily Courant»,
начавшая выходить в марте 1702 года. Через
год здесь была опубликована серия иллюстраций,
посвященных новоизобретенной машине
для изготовления шоколада. В большинстве
случаев подобные иллюстрации были размером
с почтовую марку. Публикацию крупноформатных
иллюстраций на темы рекламы открыл журнал
«Фермер» («Farmer») в 1774 году. Здесь
изображались необходимые в фермерском
хозяйстве машины, сообщались имена и
адреса их производителей. Подобные иллюстративные
пробы, осуществлявшиеся в английской
прессе на протяжении XVIII века, стали предпосылкой
использования рисунков на страницах
газет и журналов в веке XIX. Прорыв иллюстраций
в газетную рекламу XIX века происходит
посредством «освоения опыта» гравированных
летучих листков, а особенно журнальных
иллюстраций. Первым в Европе иллюстрированным
журналом, ориентированным на массового
читателя, стал английский «Penny Magazine»
(«Журнал за пенни»). К концу 1832 года
его тираж достиг двухсот тысяч экземпляров.
Появлявшаяся здесь реклама стоила немалых
денег, но и влияла на увеличение доходов
рекламодателей существенным образом.

Подвижные рекламные приспособления.

На страницах «Illustrated London
News» примечательна гравюра, запечатлевающая
людей — «сэндвичей», которые появлялись
на улицах английской столицы в самом
начале XIX века. «Сэндвичи» зарабатывали
от одного шиллинга до шиллинга шести
пенсов за трудовой день. А труд их заключался
в том, чтобы исполнять роль передвижной
рекламной установки. Протест лондонцев
вызвали конные рекламные процессии, подчас
загораживавшие всю проезжую часть. На
лошадях и повозках укреплялись огромные
щиты, воспроизводившие облик рекламируемых
товаров, например, высоченные цилиндры
или гулливеровы сапоги, и они медленно
двигались по трактам, создавая пробки
для других экипажей и омнибусов. Опыт
показал, неудобства, причиняемые на дорогах
этими громоздкими сооружениями, превышает
их общественную пользу. И в 1853 году английский
парламент принял закон, запрещающий использовать
конные упряжки, кабриолеты и иные передвижные
устройства с исключительно рекламными
целями. Неугомонные рекламисты ответили
на это ограничение изобретением нового
трюка: разукрашиванием тротуаров рекламными
текстами и рисунками. Их быстро затаптывали
прохожие, смывали столь частые для Великобритании
дожди, но их восстанавливали вновь и вновь.
Сменяя сюжеты, этот вид «тротуарного»
мастерства существовал в середине XIX
века довольно продолжительное время.
Однако с переходом на вторую половину
века все большую популярность получают
настенные щиты, плакаты, афиши. Эти изменения
связаны с изобретением баварцем Алоизом
Зенефельдером многокрасочной печати
литографии. Это произошло за три года
до начала XIX века и осваивалось в течение
первой его половины. На базе этих технических
возможностей и возник новый жанр многокрасочный
изобразительный нередко высокохудожественный
плакат. Тем не менее, в середине века засилье
афиш и плакатов, наклеенных вдоль и поперек
заборов, стен и ворот даже фешенебельных
домов, породило присказку о том, что крупные
города Королевства заболели «кожной
болезнью» и ради выздоровления необходимо
прописывать сильнодействующие лекарства.
Особенно неутомимо и дерзко работали
анонимные ночные расклейщики. За ними
охотилась полиция, но ловкость была неравной:
на одного схваченного и оштрафованного
парня приходились десятки, обновившие
за ночь пеструю «чешую» домов. Рекламные
изображения вновь проявили страсть к
огромным размерам при продвижении к покупателю
таких привычных товаров, как мыло, медицинские
таблетки, колбаса и плитки шоколада. Однако,
спустя всего год после выхода закона,
появились плакаты, рекламирующие цирковое
зрелище, на которых изображались циркачки
в трико телесного цвета, что вызвало взрыв
возмущения у пуритански настроенной
публики. Акцию расценили как «настенный
кошмар». Ассоциация плакатистов реагировала
на возникший конфуз созданием в своих
недрах цензорского комитета в 1890 году.
Но это было сочтено недостаточным, и в
1893 году создано «Национальное сообщество
по контролю за рекламными злоупотреблениями».
Завершая обозрение основных тенденций
развития рекламных процессов в Англии
XIX века, обратимся к витринному жанру
рекламы. Образование данного способа
демонстрирования товаров повлекло за
собой очередной рывок в развитии предметно-изобразительных,
в первую очередь эстетических, аспектов
рекламного дела. Довольно быстро оформление
витрин (window dressing) становится особым ответвлением
рекламного мастерства, одним из истоков
будущего дизайна. От искусства выкладки
товаров в магазинных витринах, поисков
их наиболее выигрышного оформления невелик
творческий интервал и до организации
специальных выставок.

Читайте также:  Перелом на рентгене

Попытки обобщения рекламной 
практики.

Параллельно интенсивному развитию
рекламного процесса в Английском королевстве 
продолжаются попытки теоретического
осмысления этого ответвления массовой
информации. Мы помним скептический отзыв 
Сэмюэла Джонсона, что суть рекламы «большие
обещания». Подобные скептически-негативные
характеристики постоянно появлялись
на страницах британской прессы и в XIX
веке. Им противостояли позитивные оценки
рекламного дела, признающие его острую
необходимость для успешного развития
производственных, коммерческих, конфессиональных
и иных общественных и межличностных отношений.
В помощь рекламодателям самодеятельный
агент Чарльз Митчелл в 1846 году опубликовал
«Newspaper Press Directory» («Справочник газет»),
где дал представление о ведущих английских
периодических изданиях, времени их выхода,
тираже, политическом направлении. Подобные
справочники переиздавались в 1855, 1871 и
1890 годах. Они предварялись обстоятельными
вступительными статьями, где разъяснялась
социальная необходимость рекламной коммуникации.
Подводя некоторые итоги английскому
опыту развития рекламы в XIX веке, отметим
ее лидерство среди других европейских
стран по ряду направлений. Это, во-первых,
интенсификация организационного обеспечения
непрерывной рекламной продукции на страницах
британской прессы и ее углубляющаяся
дифференциация по обслуживанию различных
сегментов аудитории. Во-вторых, это продуктивные
поиски в плане жанрового обогащения рекламных
материалов, их иллюстративного оформления
и технического обеспечения (передвижные
установки, «тротуарная» живопись,
витрины, выставки и пр.). И наконец, это
значительная продвинутость в правовом
регулировании рекламного процесса «извне»
и начало поисков внутренней саморегуляции
этого профессионального сообщества.

2

Источник

6. Что побуждало российских монархов XVIII в. самолично участвовать в уличных маскарадах?

7. Охарактеризуйте рекламу в газете «Ведомости», созданной Петром I.

8. Чем характерны рекламные тексты в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» XVIII в.?

9. Как вы думаете, что из опыта ранней российской рекламы можно использовать в наши дни?

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ Я

X Глава б.

РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ В XIX В.

Эпоха перелома в рекламной коммуникации

Эпоха от начала XIX до начала XX в. весьма неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении, которое переживали ведущие страны Европы: Англия, Франция и Германия. Мы далеки от мысли о возможности в одной главе представить исчерпывающую картину рекламного процесса в каждом из перечисленных государств. Мы видим свою задачу в том, чтобы очертить опорные вехи, наиболее примечательные явления в сфере рекламной деятельности, внесенные той или иной страной во всеев-ропейский творческий опыт.

Если смотреть на указанный период с общеевропейских позиций, вехи его развития членятся, как минимум, на три этапа.

Первый 1800 — конец 1840-х гг. — многострадальный период наполеоновских войн, переоценки огромного числа социальных ценностей, первых сигналов наступления эры политической демократии, связанных с европейскими революциями конца 40-х гг. Пока континентальная Европа в муках и потрясениях вырабатывала контуры приемлемого государственного устройства, стабильная и богатая Великобритания наращивала развитие производительных сил, углубляла научно-техническую революцию, формировала подступы к потребительскому обществу, в котором не покупатель напряженно ищет необходимый товар, а, напротив, товар стремится обрести покупателя, ищет пути двинуться ему навстречу. Второй — такие экономические условия, постепенно складывающиеся в Англии, вслед за ней в континентальной Европе, а затем (после Гражданской войны) к 70-м гг. XIX в. в США —

180 ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

создают качественно новую ситуацию для рекламной коммуникации. Этот переломный этап приходится на 50—80-е гг. XIX в.

Третий — XIX столетие завершалось относительно мирно, но грозовая атмосфера в экономике и политике европейских государств сгущалась: уже маячили впереди схватки за передел мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока еще эти скорые потрясения первой мировой войны были за горизонтом, а производство шло на подъем, обретая все новые плоды индустриальной революции. Потребительское общество в этих условиях утверждало свою состоятельность. Рубеж XIX—XX вв. — золотое время развития европейской рекламы, выход этой деятельности на новые творческие рубежи.

Рекламные новации в английской культуре

Мы уже отмечали, что историк английской рекламы Беатрис Эллиотт склонна признать приоритетные позиции Франции в развитии рекламы в XVII в. Однако уже в следующем столетии Англия берет реванш. Здесь утверждаются наиболее либеральные, на фоне других европейских государств, законы в отношении средств массовой информации. Вызванный подъемом производства рост конкуренции проникает во все сферы жизни, в том числе и в журналистику. Конкуренция стимулирует не только поиск своей «ниши» для производства товаров, но также и своего сегмента читательской аудитории. Уже на рубеже XVIII—XIX вв. английские историки прессы отмечают углубленную и усиливающуюся на протяжении столетия тематическую дифференциацию периодических изданий, их нередко детальную специализацию.

Читайте также:  Виды и типы переломов

Однако этот процесс уравновешивается противоположной тенденцией: объединения возникающих узкоспециализированных изданий под общим патронажем предпринимательской компании. Эта тенденция привела к значительному распространению КОМПЛЕКСНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ.

Вспомним, что именно в Англии в 1611 г. впервые в мире был выдан королевский патент на создание информационного агентства. Идею долго не удавалось реализовать, и только во Франции через 18 лет подобный замысел осуществился благодаря таланту и энергии «отца рекламы» Теофраста Ренодо. А в Англии агентства начали функционировать с 1657 г. Они обычно концентрировали под единым патронажем совокупность информационных услуг:

выпуск двух-трех периодических изданий для различных групп населения, наборы небольших брошюр-памфлетов, совсем необя-

Глава 6. РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ В XIX В. 181

зательно сатирического содержания на злобу дня, оперативных «летучих листков» и разнообразной рекламной продукции.

Здесь в ситуациях «перекрестных» творческих задач формировалась атмосфера, способствующая появлению издательских и рекламных новаций. Здесь образовались «рассадники» малых рекламных жанров: вкладышей, открыток, ресторанных меню, театральных программок, пригласительных билетов, этикеток. Таково одно из новшеств, вызванных в рекламном деле движением в сторону потребительского общества. Оставаясь массовой продукцией, реклама ищет дифференцированный подход к различным группам населения и стремится «настигать» человека в самых разных местах и по возможности круглосуточно.

Одним из результативных путей для достижения этих целей была не только деятельность корпоративных агентств, но и отдельных рекламных агентов, действовавших на свой страх и риск. Об одном из них — Томасе Роджерсе — сообщал The Lndn Jurnal от 7 февраля 1730 г. Открывая бизнес на ниве рекламы, этот неофит начинал с публикации собственного рекламного объявления в приглянувшемся ему издании. Роджерс именует свое предприятие The Public General Crrespndence f Affairs fr imprving many Trades and Estates, что можно перевести как «Всеобщие публичные известия о различных предприятиях, способствующие развитию торговли и управления». Он заявляет, что только помощь агента может создать качественный рекламный текст, и предлагает направлять заявки на свои услуги по адресу известной лондонской кофейни, где он будет их получать и обрабатывать 1.

Специализация рекламы в английской прессе

Наряду с подобными одинокими волонтерами на ниве рекламного дела к началу XIX в. в Англии формируется круг богатых и удачливых предпринимателей: Вудфэл, братья Стюарт, Джон Белл. Стоимость рекламы дорожала, и между «боссами» началась жесткая конкуренция за привлечение клиентов, поиск свободных ниш на рынке массовых изданий, изобретение новинок в рекламном деле.

Как сообщает английская исследовательница, первые 60 слов на внутренних полосах стоили 7 шиллингов, а затем по 9 пенсов добавлялось за каждые 10 слов. На первой же полосе первые 60

Ellitt В. A Histry f English Advertising. Lndn. — 1962. — P. 100.

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

слов стоили половину гинеи (гинея равна 21 шиллингу), а за каждые последующие 10 слов еще по одному шиллингу 2.

В условиях жесткой конкуренции успех во многом зависел от изобретательности и изворотливости первых лиц издательского бизнеса. Так Джон Белл, кроме выпуска двух газет, предпринял в 1790 г. публикацию иллюстрированного ежемесячника «La Belle Assemblee», адресованного в основном женщинам. Заголовок издания обыгрывает фамилию Belle, имеющую одно из значений — «красавица». Его можно таким образом прочитать и как «Сборник Белла», и как «Собрание красавиц». В нем помещалась вполне адресная реклама предметов женского обихода 3.

В 1805 г. этот предприниматель начал регулярно издавать рекламное приложение к своей воскресной газете «Bells Weekly Messenger» («Еженедельный информатор от Белла»). И, наконец, он основал многопрофильное информационное агентство, названное им «The Westminster Central Market and Universal Register» — «Полный свод имеющегося на Вестминстерском центральном рынке». В проспекте относительно возможностей и планов агентства, изданном 1 января 1815 г., Джон Белл сообщает о намерениях собирать всю рекламную информацию в книги, которые могут быть доступны любым посетителям офиса бесплатно лишь желающим получить некую специальную информацию придется платить 5 шиллингов. На пути к этому широковещательному проекту .Белл выпускает еженедельные «Printed Publicatin Lists», сообщающие о товарах и ценах на них в Вестминстерском округе. Вплоть до своей смерти в семидесятилетнем возрасте этот «рыцарь информации и рекламы» стремился различными способами расширить круг своей аудитории, приобщать все большее число людей к информационной культуре 4.

На примере деятельности Джона Белла можно судить о том, сколь разнообразным и многоплановым был облик печатной рекламы в Англии первой четверти XIX в. Для ее размещения используются массовые и специализированные издания с месячной, еженедельной, ежедневной периодичностью, разовые листки, бюллетени, брошюры и небольшие рекламные вкладыши. Последние также входят в круг экспериментальных нововведений Джона Белла. В частности, историки отмечают особый шарм его четырехстраничного рекламного вкладыша, посвященного

2Ellitt В. A Histry f English Advertising. Lndn. — 1962. — P. 150. « Там же.



Источник