Эпоха перелома в рекламной коммуникации
Глава 6. Развитие западноевропейской рекламы в XIX веке
Контрольные вопросы
Общие выводы
1. Имеющиеся археологические свидетельства позволяют установить характер перехода от проторекламных к рекламным процессам в России, сходный с тем, который развивался в западноевропейской культуре.
2. В России с XV века формируется распространение информации посредством глашатаев и набирают силу фольклорные устные формы рекламы.
3. Российский ярмарочный фольклор обретает ярко выраженную национальную специфику в рекламных жанрах заклички, прибаутки, речитативного уговора, раешного стиха.
4. Отмечены национальным своеобразием такие зрелищные формы рекламы, как лубочные афиши, живописные вывески, ярмарочные рекламные интермедии.
5. В России XVIII века культивировались массовые празднества и зрелища, насыщенные элементами политической рекламы.
6. В трех российских газетах, выходивших на протяжении XVIII века, реклама занимает все большее место с тем, что к рубежу XIX века количество рекламных публикаций начинает превышать объем журналистской информации. Назревала необходимость углубления дифференциации в типах массовой коммуникации в России.
- Охарактеризуйте своеобразие российской проторекламы по отношению к западноевропейской.
- Какой круг рекламных жанров входит в понятие «ярмарочная реклама»?
- Как определить национальные черты лубочной традиции в рекламном процессе?
- Сравните российские вывески и западноевропейские, в чем их сходство и различие.
- Какие современные рекламные функции совмещались в придворной конклюзии XVII века?
- Что побуждало российских монархов XVIII века лично участвовать в уличных маскарадах?
- Охарактеризуйте рекламу в газете «Ведомости», созданной Петром I.
- Назовите отличительные особенности рекламных текстов в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» XVIII века.
- Что из опыта ранней российской рекламы можно использовать в наши дни?
• Эпоха перелома в рекламной коммуникации
• Рекламные новации в английской культуре
• Специализация рекламы в английской прессе
• Начало иллюстрированной рекламы в прессе
• Подвижные рекламные приспособления
• Начало плакатного бума
• Попытки обобщения рекламной практики
• Рекламные традиции во Франции в предреволюционный период
• Лидерство в жанре многоцветного плаката
• Ведущие мастера французского рекламного плаката
• Новый подъем рекламной деятельности во Франции
• Направление развития рекламы в Германии XIX века
• Обновление традиций
• Приманки премиальной торговли
• Витрина как зеркало рекламного дела
• Выставки как общеевропейский рекламный жанр
• Общие выводы
• Контрольные вопросы
Эпоха от начала XIX до начала XX века весьма неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении, которое переживали ведущие страны Европы: Англия, Франция и Германия. Мы далеки от мысли о возможности на протяжении ограниченного пространства одной главы представить исчерпывающую картину рекламного процесса в каждом из перечисленных государств. Мы видим свою задачу в том, чтобы очертить опорные вехи, наиболее примечательные явления в сфере рекламной деятельности, внесенные той или иной страной во всеевропейский творческий опыт.
Если смотреть на указанный период с общеевропейских позиций, вехи его развития делятся как минимум на три этапа.
Первый (1800 — конец 1840-х годов) — многострадальный период наполеоновских войн, переоценки огромного числа социальных ценностей, первых сигналов наступления эры политической демократии, связанных с европейскими революциями конца 40-х годов. Пока континентальная Европа в муках и потрясениях вырабатывала контуры приемлемого государственного устройства, стабильная и богатая Великобритания наращивала производительные силы, развивала научно-техническую революцию, формировала подступы к потребительскому обществу, в котором не покупатель находится в напряженном поиске необходимого товара, а, напротив, товар стремится обрести покупателя, ищет пути ему навстречу.
Второй переломный этап приходится на 50-80-е годы XIX века. Именно тогда экономические условия, постепенно складывающиеся в Англии, вслед за ней в континентальной Европе, а затем — после Гражданской войны — к 70-м годам XIX века в США — создают качественно новую ситуацию для рекламной коммуникации.
Третий же период (конец XIX столетия) завершался относительно мирно, но грозовая атмосфера в экономике и политике европейских государств сгущалась: уже маячили схватки за передел мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока эти скорые потрясения Первой мировой войны были за горизонтом, а производство шло на подъем, обретая все новые плоды индустриальной революции. Потребительское общество в этих условиях утверждало свою состоятельность. Рубеж XIX-XX веков — «золотое время» развития европейской рекламы, выход этой деятельности на новые творческие рубежи.
Источник
Эпоха перелома в рекламной
коммуникации.
Эпоха от начала XIX до начала
XX века весьма неоднородна, как сама
по себе, так и в том ее преломлении,
которое переживали ведущие страны
Европы: Англия, Франция и Германия.
Если смотреть на указанный период
с общеевропейских позиций, вехи
его развития делятся как минимум
на три этапа.
Первый (1800 — конец 1840-х годов)
многострадальный период наполеоновских
войн, переоценки огромного числа
социальных ценностей, первых сигналов
наступления эры политической демократии,
связанных с европейскими революциями
конца 40-х годов. Пока континентальная
Европа в муках и потрясениях
вырабатывала контуры приемлемого
государственного устройства, стабильная
и богатая Великобритания наращивала
производительные силы, развивала научно-техническую
революцию, формировала подступы к
потребительскому обществу, в котором
не покупатель находится в напряженном
поиске необходимого товара, а, напротив,
товар стремится обрести покупателя,
ищет пути ему навстречу.
Второй переломный этап приходится
на 50-80-е годы XIX века. Именно тогда
экономические условия, постепенно
складывающиеся в Англии, вслед за
ней в континентальной Европе,
а затем после Гражданской
войны к 70-м годам XIX века в США
создают качественно новую ситуацию
для рекламной коммуникации.
Третий же период (конец XIX
столетия) завершался относительно мирно,
но грозовая атмосфера в экономике
и политике европейских государств
сгущалась: уже маячили схватки за передел
мира, часть производства переводилась
на военные рельсы. Но пока эти скорые
потрясения Первой мировой войны были
за горизонтом, а производство шло на подъем,
обретая все новые плоды индустриальной
революции. Потребительское общество
в этих условиях утверждало свою состоятельность.
Рубеж XIX-XX веков «золотое время» развития
европейской рекламы, выход этой деятельности
на новые творческие рубежи.
Рекламные новации в английской
культуре.
Здесь утверждаются наиболее
либеральные законы в отношении
средств массовой информации, на фоне
других европейских государств. Одновременно
вызванный подъемом производства рост
конкуренции проникает во все
сферы жизни, в том числе и
в журналистику. Конкуренция стимулирует
поиск своей «ниши» для производства
товаров, но также и своего сегмента
читательской аудитории. Историки прессы
отмечают углубленную и усиливающуюся
на протяжении столетия тематическую
дифференциацию периодических изданий,
их нередко детальную специализацию.
Однако этот процесс уравновешивается
противоположной тенденцией: объединения
возникающих узко специализированных
изданий под общим патронажем предпринимательской
компании. Данная тенденция привела к
значительному распространению комплексных
информационных агентств. Здесь в ситуациях
«перекрестных» творческих задач
формировалась атмосфера, способствующая
появлению издательских и рекламных новаций.
Здесь образовались «рассадники»
малых рекламных жанров: вкладышей, открыток,
ресторанных меню, театральных программок,
пригласительных билетов, этикеток. Оставаясь
массовой продукцией, реклама ищет дифференцированный
подход к различным группам населения
и стремится «настигать» человека
в самых разных местах и по возможности
круглосуточно.
Специализация рекламы в
английской прессе.
Наряду с подобными
одинокими волонтерами на ниве рекламного
дела к началу XIX века в Англии формируется
круг богатых и удачливых предпринимателей.
Стоимость рекламы дорожала, и между «боссами»
началась жесткая конкуренция за привлечение
клиентов, поиск свободных ниш на рынке
массовых изданий, изобретение новинок
в рекламном деле. В условиях жесткой конкуренции,
успех во многом зависел от изобретательности
и изворотливости первых лиц издательского
бизнеса. Для размещения рекламы используются
массовые и специализированные издания
с месячной, еженедельной, ежедневной
периодичностью, разовые листки, бюллетени,
брошюры и небольшие рекламные вкладыши.
Но, пожалуй, наиболее новаторскую
линию и в журналистике, и в
рекламе открыли издания, непосредственно
связанные с индустриализацией
страны. Одним из первых среди них
явился «The Mechanic’s Magazine»- («Журнал
механики»), вышедший в свет в мае 1823
года и успешно создававший общественное
мнение в поддержку технических новаций,
индустриальных изобретений и тех корпораций,
которые внедряли изобретения в производственный
процесс, наращивая потребительский рынок.
В то же время английские рекламисты трудились
над популяризацией особо изысканной
продукции. Нашло деятельное продолжение
начинание Дж. Белла в обращениях к женской
аудитории. Таковой стала «Ladies Newspaper»
(«Газета для дам») (1847) и «The Queen»
(«Королева») (1861). Первая стремилась
избегать рекламных текстов, вторая же
их активно печатала, сообщая, главным
образом, о появившихся на прилавках новинках
домашней утвари, модной бижутерии, галантерейных
товарах, драгоценностях.
Начало иллюстрированной
рекламы в прессе.
Английская периодическая
печать в XIX веке активно использует
иллюстрации, применяя их также и
ради привлекательности рекламных
текстов. Первая рекламная иллюстрация
в газете появилась еще в 1680 году.
Это был небольшой гравированный
оттиск индийского фонтана, действовавшего
во дворе таверны и привлекавшего
посетителей. Начинание подхватила
первая ежедневная газета «The Daily Courant»,
начавшая выходить в марте 1702 года. Через
год здесь была опубликована серия иллюстраций,
посвященных новоизобретенной машине
для изготовления шоколада. В большинстве
случаев подобные иллюстрации были размером
с почтовую марку. Публикацию крупноформатных
иллюстраций на темы рекламы открыл журнал
«Фермер» («Farmer») в 1774 году. Здесь
изображались необходимые в фермерском
хозяйстве машины, сообщались имена и
адреса их производителей. Подобные иллюстративные
пробы, осуществлявшиеся в английской
прессе на протяжении XVIII века, стали предпосылкой
использования рисунков на страницах
газет и журналов в веке XIX. Прорыв иллюстраций
в газетную рекламу XIX века происходит
посредством «освоения опыта» гравированных
летучих листков, а особенно журнальных
иллюстраций. Первым в Европе иллюстрированным
журналом, ориентированным на массового
читателя, стал английский «Penny Magazine»
(«Журнал за пенни»). К концу 1832 года
его тираж достиг двухсот тысяч экземпляров.
Появлявшаяся здесь реклама стоила немалых
денег, но и влияла на увеличение доходов
рекламодателей существенным образом.
Подвижные рекламные приспособления.
На страницах «Illustrated London
News» примечательна гравюра, запечатлевающая
людей — «сэндвичей», которые появлялись
на улицах английской столицы в самом
начале XIX века. «Сэндвичи» зарабатывали
от одного шиллинга до шиллинга шести
пенсов за трудовой день. А труд их заключался
в том, чтобы исполнять роль передвижной
рекламной установки. Протест лондонцев
вызвали конные рекламные процессии, подчас
загораживавшие всю проезжую часть. На
лошадях и повозках укреплялись огромные
щиты, воспроизводившие облик рекламируемых
товаров, например, высоченные цилиндры
или гулливеровы сапоги, и они медленно
двигались по трактам, создавая пробки
для других экипажей и омнибусов. Опыт
показал, неудобства, причиняемые на дорогах
этими громоздкими сооружениями, превышает
их общественную пользу. И в 1853 году английский
парламент принял закон, запрещающий использовать
конные упряжки, кабриолеты и иные передвижные
устройства с исключительно рекламными
целями. Неугомонные рекламисты ответили
на это ограничение изобретением нового
трюка: разукрашиванием тротуаров рекламными
текстами и рисунками. Их быстро затаптывали
прохожие, смывали столь частые для Великобритании
дожди, но их восстанавливали вновь и вновь.
Сменяя сюжеты, этот вид «тротуарного»
мастерства существовал в середине XIX
века довольно продолжительное время.
Однако с переходом на вторую половину
века все большую популярность получают
настенные щиты, плакаты, афиши. Эти изменения
связаны с изобретением баварцем Алоизом
Зенефельдером многокрасочной печати
литографии. Это произошло за три года
до начала XIX века и осваивалось в течение
первой его половины. На базе этих технических
возможностей и возник новый жанр многокрасочный
изобразительный нередко высокохудожественный
плакат. Тем не менее, в середине века засилье
афиш и плакатов, наклеенных вдоль и поперек
заборов, стен и ворот даже фешенебельных
домов, породило присказку о том, что крупные
города Королевства заболели «кожной
болезнью» и ради выздоровления необходимо
прописывать сильнодействующие лекарства.
Особенно неутомимо и дерзко работали
анонимные ночные расклейщики. За ними
охотилась полиция, но ловкость была неравной:
на одного схваченного и оштрафованного
парня приходились десятки, обновившие
за ночь пеструю «чешую» домов. Рекламные
изображения вновь проявили страсть к
огромным размерам при продвижении к покупателю
таких привычных товаров, как мыло, медицинские
таблетки, колбаса и плитки шоколада. Однако,
спустя всего год после выхода закона,
появились плакаты, рекламирующие цирковое
зрелище, на которых изображались циркачки
в трико телесного цвета, что вызвало взрыв
возмущения у пуритански настроенной
публики. Акцию расценили как «настенный
кошмар». Ассоциация плакатистов реагировала
на возникший конфуз созданием в своих
недрах цензорского комитета в 1890 году.
Но это было сочтено недостаточным, и в
1893 году создано «Национальное сообщество
по контролю за рекламными злоупотреблениями».
Завершая обозрение основных тенденций
развития рекламных процессов в Англии
XIX века, обратимся к витринному жанру
рекламы. Образование данного способа
демонстрирования товаров повлекло за
собой очередной рывок в развитии предметно-изобразительных,
в первую очередь эстетических, аспектов
рекламного дела. Довольно быстро оформление
витрин (window dressing) становится особым ответвлением
рекламного мастерства, одним из истоков
будущего дизайна. От искусства выкладки
товаров в магазинных витринах, поисков
их наиболее выигрышного оформления невелик
творческий интервал и до организации
специальных выставок.
Попытки обобщения рекламной
практики.
Параллельно интенсивному развитию
рекламного процесса в Английском королевстве
продолжаются попытки теоретического
осмысления этого ответвления массовой
информации. Мы помним скептический отзыв
Сэмюэла Джонсона, что суть рекламы «большие
обещания». Подобные скептически-негативные
характеристики постоянно появлялись
на страницах британской прессы и в XIX
веке. Им противостояли позитивные оценки
рекламного дела, признающие его острую
необходимость для успешного развития
производственных, коммерческих, конфессиональных
и иных общественных и межличностных отношений.
В помощь рекламодателям самодеятельный
агент Чарльз Митчелл в 1846 году опубликовал
«Newspaper Press Directory» («Справочник газет»),
где дал представление о ведущих английских
периодических изданиях, времени их выхода,
тираже, политическом направлении. Подобные
справочники переиздавались в 1855, 1871 и
1890 годах. Они предварялись обстоятельными
вступительными статьями, где разъяснялась
социальная необходимость рекламной коммуникации.
Подводя некоторые итоги английскому
опыту развития рекламы в XIX веке, отметим
ее лидерство среди других европейских
стран по ряду направлений. Это, во-первых,
интенсификация организационного обеспечения
непрерывной рекламной продукции на страницах
британской прессы и ее углубляющаяся
дифференциация по обслуживанию различных
сегментов аудитории. Во-вторых, это продуктивные
поиски в плане жанрового обогащения рекламных
материалов, их иллюстративного оформления
и технического обеспечения (передвижные
установки, «тротуарная» живопись,
витрины, выставки и пр.). И наконец, это
значительная продвинутость в правовом
регулировании рекламного процесса «извне»
и начало поисков внутренней саморегуляции
этого профессионального сообщества.
2
Источник
6. Что побуждало российских монархов XVIII в. самолично участвовать в уличных маскарадах?
7. Охарактеризуйте рекламу в газете «Ведомости», созданной Петром I.
8. Чем характерны рекламные тексты в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» XVIII в.?
9. Как вы думаете, что из опыта ранней российской рекламы можно использовать в наши дни?
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ Я
X Глава б.
РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ В XIX В.
Эпоха перелома в рекламной коммуникации
Эпоха от начала XIX до начала XX в. весьма неоднородна, как сама по себе, так и в том ее преломлении, которое переживали ведущие страны Европы: Англия, Франция и Германия. Мы далеки от мысли о возможности в одной главе представить исчерпывающую картину рекламного процесса в каждом из перечисленных государств. Мы видим свою задачу в том, чтобы очертить опорные вехи, наиболее примечательные явления в сфере рекламной деятельности, внесенные той или иной страной во всеев-ропейский творческий опыт.
Если смотреть на указанный период с общеевропейских позиций, вехи его развития членятся, как минимум, на три этапа.
Первый 1800 — конец 1840-х гг. — многострадальный период наполеоновских войн, переоценки огромного числа социальных ценностей, первых сигналов наступления эры политической демократии, связанных с европейскими революциями конца 40-х гг. Пока континентальная Европа в муках и потрясениях вырабатывала контуры приемлемого государственного устройства, стабильная и богатая Великобритания наращивала развитие производительных сил, углубляла научно-техническую революцию, формировала подступы к потребительскому обществу, в котором не покупатель напряженно ищет необходимый товар, а, напротив, товар стремится обрести покупателя, ищет пути двинуться ему навстречу. Второй — такие экономические условия, постепенно складывающиеся в Англии, вслед за ней в континентальной Европе, а затем (после Гражданской войны) к 70-м гг. XIX в. в США —
180 ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
создают качественно новую ситуацию для рекламной коммуникации. Этот переломный этап приходится на 50—80-е гг. XIX в.
Третий — XIX столетие завершалось относительно мирно, но грозовая атмосфера в экономике и политике европейских государств сгущалась: уже маячили впереди схватки за передел мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока еще эти скорые потрясения первой мировой войны были за горизонтом, а производство шло на подъем, обретая все новые плоды индустриальной революции. Потребительское общество в этих условиях утверждало свою состоятельность. Рубеж XIX—XX вв. — золотое время развития европейской рекламы, выход этой деятельности на новые творческие рубежи.
Рекламные новации в английской культуре
Мы уже отмечали, что историк английской рекламы Беатрис Эллиотт склонна признать приоритетные позиции Франции в развитии рекламы в XVII в. Однако уже в следующем столетии Англия берет реванш. Здесь утверждаются наиболее либеральные, на фоне других европейских государств, законы в отношении средств массовой информации. Вызванный подъемом производства рост конкуренции проникает во все сферы жизни, в том числе и в журналистику. Конкуренция стимулирует не только поиск своей «ниши» для производства товаров, но также и своего сегмента читательской аудитории. Уже на рубеже XVIII—XIX вв. английские историки прессы отмечают углубленную и усиливающуюся на протяжении столетия тематическую дифференциацию периодических изданий, их нередко детальную специализацию.
Однако этот процесс уравновешивается противоположной тенденцией: объединения возникающих узкоспециализированных изданий под общим патронажем предпринимательской компании. Эта тенденция привела к значительному распространению КОМПЛЕКСНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ.
Вспомним, что именно в Англии в 1611 г. впервые в мире был выдан королевский патент на создание информационного агентства. Идею долго не удавалось реализовать, и только во Франции через 18 лет подобный замысел осуществился благодаря таланту и энергии «отца рекламы» Теофраста Ренодо. А в Англии агентства начали функционировать с 1657 г. Они обычно концентрировали под единым патронажем совокупность информационных услуг:
выпуск двух-трех периодических изданий для различных групп населения, наборы небольших брошюр-памфлетов, совсем необя-
Глава 6. РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ В XIX В. 181
зательно сатирического содержания на злобу дня, оперативных «летучих листков» и разнообразной рекламной продукции.
Здесь в ситуациях «перекрестных» творческих задач формировалась атмосфера, способствующая появлению издательских и рекламных новаций. Здесь образовались «рассадники» малых рекламных жанров: вкладышей, открыток, ресторанных меню, театральных программок, пригласительных билетов, этикеток. Таково одно из новшеств, вызванных в рекламном деле движением в сторону потребительского общества. Оставаясь массовой продукцией, реклама ищет дифференцированный подход к различным группам населения и стремится «настигать» человека в самых разных местах и по возможности круглосуточно.
Одним из результативных путей для достижения этих целей была не только деятельность корпоративных агентств, но и отдельных рекламных агентов, действовавших на свой страх и риск. Об одном из них — Томасе Роджерсе — сообщал The Lndn Jurnal от 7 февраля 1730 г. Открывая бизнес на ниве рекламы, этот неофит начинал с публикации собственного рекламного объявления в приглянувшемся ему издании. Роджерс именует свое предприятие The Public General Crrespndence f Affairs fr imprving many Trades and Estates, что можно перевести как «Всеобщие публичные известия о различных предприятиях, способствующие развитию торговли и управления». Он заявляет, что только помощь агента может создать качественный рекламный текст, и предлагает направлять заявки на свои услуги по адресу известной лондонской кофейни, где он будет их получать и обрабатывать 1.
Специализация рекламы в английской прессе
Наряду с подобными одинокими волонтерами на ниве рекламного дела к началу XIX в. в Англии формируется круг богатых и удачливых предпринимателей: Вудфэл, братья Стюарт, Джон Белл. Стоимость рекламы дорожала, и между «боссами» началась жесткая конкуренция за привлечение клиентов, поиск свободных ниш на рынке массовых изданий, изобретение новинок в рекламном деле.
Как сообщает английская исследовательница, первые 60 слов на внутренних полосах стоили 7 шиллингов, а затем по 9 пенсов добавлялось за каждые 10 слов. На первой же полосе первые 60
Ellitt В. A Histry f English Advertising. Lndn. — 1962. — P. 100.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
слов стоили половину гинеи (гинея равна 21 шиллингу), а за каждые последующие 10 слов еще по одному шиллингу 2.
В условиях жесткой конкуренции успех во многом зависел от изобретательности и изворотливости первых лиц издательского бизнеса. Так Джон Белл, кроме выпуска двух газет, предпринял в 1790 г. публикацию иллюстрированного ежемесячника «La Belle Assemblee», адресованного в основном женщинам. Заголовок издания обыгрывает фамилию Belle, имеющую одно из значений — «красавица». Его можно таким образом прочитать и как «Сборник Белла», и как «Собрание красавиц». В нем помещалась вполне адресная реклама предметов женского обихода 3.
В 1805 г. этот предприниматель начал регулярно издавать рекламное приложение к своей воскресной газете «Bells Weekly Messenger» («Еженедельный информатор от Белла»). И, наконец, он основал многопрофильное информационное агентство, названное им «The Westminster Central Market and Universal Register» — «Полный свод имеющегося на Вестминстерском центральном рынке». В проспекте относительно возможностей и планов агентства, изданном 1 января 1815 г., Джон Белл сообщает о намерениях собирать всю рекламную информацию в книги, которые могут быть доступны любым посетителям офиса бесплатно лишь желающим получить некую специальную информацию придется платить 5 шиллингов. На пути к этому широковещательному проекту .Белл выпускает еженедельные «Printed Publicatin Lists», сообщающие о товарах и ценах на них в Вестминстерском округе. Вплоть до своей смерти в семидесятилетнем возрасте этот «рыцарь информации и рекламы» стремился различными способами расширить круг своей аудитории, приобщать все большее число людей к информационной культуре 4.
На примере деятельности Джона Белла можно судить о том, сколь разнообразным и многоплановым был облик печатной рекламы в Англии первой четверти XIX в. Для ее размещения используются массовые и специализированные издания с месячной, еженедельной, ежедневной периодичностью, разовые листки, бюллетени, брошюры и небольшие рекламные вкладыши. Последние также входят в круг экспериментальных нововведений Джона Белла. В частности, историки отмечают особый шарм его четырехстраничного рекламного вкладыша, посвященного
2Ellitt В. A Histry f English Advertising. Lndn. — 1962. — P. 150. « Там же.
Источник