История духовная жизнь на переломе эпох

История духовная жизнь на переломе эпох thumbnail

    Цель урока: проследить развитие перемен в духовной жизни советского общества в годы перестройки, оценить их значение для будущего России.
      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      — причинах развития гласности в годы перестройки и ее отличии от свободы слова;
      — значении постепенного развития политических свобод в СССР;
      — изменении отношений государства и Церкви в 1985—1991 гг.;
      — изменениях в повседневной жизни советских людей в годы перемен.
      План
      1. Гласность — свобода мнений.
      2. Утверждение политических свобод.
      3. Государство и Церковь.
      4. Повседневная жизнь.
      Опорные знания
      Даты и события:
      1988 г. — празднование 1000-летия Крещения Руси
      1990 г. — принятие закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях»
      Имена:
      М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев, А. Д. Сахаров, Д. С. Лихачев.
      Понятия:
      Гласность; общественное мнение; политические свободы; неформальное молодежное движение.
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов
советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 50).
      Задания к иллюстрациям
      В чем была необычность программы «Взгляд» для советского телезрителя времен перестройки (с. 247)? Кто ее вел?
      Посмотрите на плакат-афишу кинофильма «Покаяние» Т. Абуладзе (с. 248). Что символизирует изображение на нем?
      Прокомментируйте смысл плаката на с. 250. Как повлияло узнанное
советскими людьми в годы перестройки на их отношение к системе,
к истории своей страны?
      Что вы знаете о В. Цое (с. 254)? Что в его творчестве кажется
вам самым важным? Какие его песни, стихи произвели на вас наиболее
сильное впечатление и чем именно?
      Работа с документами
      Сформулируйте основное содержание документов и дайте им
собственную оценку. Что побудило авторов написать эту статью? Интересы и
представления каких частей общества и руководства КПСС они выражали?

      ИЗ СТАТЬИ Н. А. АНДРЕЕВОЙ «НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ». МАРТ 1988 г.

      Наверное, не одной мне бросилось в глаза, что призывы партийных
руководителей повернуть внимание «разоблачителей» еще и к фактам
реальных достижений на разных этапах социалистического строительства
словно бы по команде вызывают новые и новые вспышки «разоблачений».
      Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны.
Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая,
по моему мнению, касается не столько самой исторической личности,
сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной
с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые
сегодня постепенно отходят от активной деятельности. В формулу «культа
личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация,
культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих
мировых держав. Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что
от «сталинистов» (а в их число можно при желании зачислять кого угодно)
стали настойчиво требовать «покаяния»…
      Поддерживаю партийный призыв отстоять честь и достоинство
первопроходцев социализма. Думаю, что именно с этих партийно-классовых
позиций мы и должны оценивать историческую роль всех руководителей
партии и страны, в том числе и Сталина.
      Сторонники «леволиберального социализма» формируют тенденцию
фальсифицирования истории социализма. Они внушают нам, что в прошлом
страны реальны лишь одни ошибки и преступления, замалчивая при этом
величайшие достижения прошлого и настоящего. Претендуя на полноту
исторической правды, они подменяют социально-политический критерий
развития общества схоластикой этических категорий.
      Другая особенность воззрений «леволибералов» — явная или
замаскированная космополитическая тенденция, некий безнациональный
«интернационализм».
      Как говорил М. С. Горбачев на февральском пленуме ЦК КПСС, «мы
должны и в духовной сфере, а может быть, именно здесь в первую очередь,
действовать, руководствуясь нашими марксистско-ленинскими принципами.
Принципами, товарищи, мы не должны поступаться ни под какими
предлогами».
      На этом стоим и будем стоять. Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории Отечества.

      ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА». АПРЕЛЬ 1988 г.

      Личность Сталина крайне противоречива. Отсюда и яростные споры.
      Оставаясь на позициях исторической правды, мы должны видеть как
неоспоримый вклад Сталина в борьбу за социализм, защиту завоеваний,
так и грубые политические ошибки, произвол, допущенные им и его
окружением, за которые наш народ заплатил великую цену и которые имели
тяжелые последствия для жизни нашего общества. Нет-нет да и слышатся
голоса, что Сталин не знал об актах беззакония. Не просто знал —
организовывал их, дирижировал ими. Сегодня это уже доказанный факт.
И вина Сталина, как и вина его ближайшего окружения, перед партией и
народом за допущенные массовые репрессии, беззакония огромна и
непростительна.
      Да, всякий исторический деятель формируется конкретными
социально-экономическими и идейно-политическими условиями. Но культ не
был неизбежным. Он чужд природе социализма и возможен лишь из-за
отступлений от его основополагающих принципов.
      Мы твердо и неуклонно будем следовать революционным принципам
перестройки: больше гласности, больше демократии, больше социализма.
      Прошлое жизненно необходимо для сегодняшнего дня, для решения
задач перестройки. Объективное требование жизни — «Больше
социализма!» — обязывает нас разобраться, что мы делали вчера и как
делали. От чего надо отказаться, что взять с собой? Какие принципы и
ценности следует считать действительно социалистическими? И если
сегодня мы вглядываемся в свою историю критическим взором, то лишь
потому, что хотим лучше, полнее представить себе пути в будущее.
      Замолчать больные вопросы нашей истории — значит пренебречь
правдой, неуважительно отнестись к памяти тех, кто оказался невинной
жертвой беззакония и произвола. Правда одна. Нужны полная ясность,
четкость и последовательность, нравственный ориентир на будущее.

      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Провозглашенный М. С. Горбачевым принцип гласности создавал
условия для большей открытости в принятии решений и для объективного
переосмысления прошлого (в этом виделась преемственность с периодом
«оттепели»). Но главной целью нового руководства КПСС было создание
условий для «обновления социализма».
      Но удержать гласность в узде, в дозированных объемах оказалось
невозможным, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля
1986 г.), когда обнаружилась неготовность руководства страны дать
объективную информацию и поставить вопрос о политической
ответственности за трагедию.
      В обществе гласность стала рассматриваться как отказ от
идеологической цензуры в освещении текущих событий и в оценках
прошлого. Это рождало, как казалось, неисчерпаемые возможности для
открытого обсуждения наболевших проблем в средствах массовой
информации. В центре общественного внимания первых лет перестройки
оказалась публицистика. Именно этот жанр печатного слова мог наиболее
остро и оперативно реагировать на волновавшие общество проблемы.
      Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции
с заседаний Съездов народных депутатов СССР (1989—1990), даже на работе
люди не выключали радиоприемники, брали из дома переносные телевизоры.
Появилась убежденность в том, что именно здесь, на съезде,
в противоборстве позиций и точек зрения решается судьба страны.
      Полемический подход отличал и яркие документальные ленты публицистического жанра, появившиеся на рубеже 90-х гг.
      Из печати, по существу, исчезли «запретные» имена и темы.
      Накал общественной дискуссии нашел зримое выражение
в перестроечном плакате. Из привычного для советского времени средства
пропаганды плакат превратился в орудие разоблачения социальных пороков и
критики экономических трудностей. В качестве изобразительных средств
широко использовались привычные образы повседневной жизни, быстро
вытеснившие советскую символику.
      Наличие общественного мнения, опиравшегося на средства массовой
информации, было новым для отечественной истории феноменом.
      Перемены в духовном климате в обществе стимулировали подъем
гражданской активности. В годы перестройки родились и бурно развивались
многочисленные независимые от государства общественные инициативы. Так
называемые неформалы (не организованные государством активисты)
собирались под «крышей» научных институтов, вузов и таких известных
общественных (на деле государственных) организаций, как Советский
комитет защиты мира.
      Происходившие в общественном сознании перемены привели
к изменению роли литературы в общественной жизни. Она стала утрачивать
монополию центра общественной дискуссии и главного средства выражения
гражданской позиции.
      Перемены в политической жизни привели к постепенной нормализации отношений государства и Церкви.
      Годы перестройки граждане России оценивают, согласно данным
опросов, как «трудный период» в истории страны. Волна энтузиазма,
поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через
2—3 года резко пошла на убыль. Сказалось разочарование в результатах
объявленного Горбачевым курса на «ускорение социально-экономического
развития». Появились зримые подтверждения того, что страна быстро идет
по пути углубления социального неравенства.
      Советский человек, привыкший рассчитывать на социальную
поддержку государства, оказывался со своими проблемами один на один.
      Дополнительная литература
      Горбачев — Ельцин: 1500 дней политического противостояния. — М., 1992.
      Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.
      Перестройка: десять лет спустя (апрель 1985—1995). — М., 1995.
      Политические партии России: история и современность. — М., 2000.
      Путч: хроника тревожных дней. — М., 1991.
      Соловей В. Д. Русская история: новое прочтение. — М., 2005.
      Черняев А. С. Дневник помощника Президента СССР. — М., 1992.
      Шубин А. В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР. — М., 2005.
      Яковлев А. Н. Сумерки. — М., 2003.
      Домашнее задание: § 16.

Читайте также:  Вред здоровья при переломах костей таза

Источник

1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Провозглашенный М. С. Горбачевым принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлого (в этом виделась преемственность с периодом «оттепели»). Но главной целью нового руководства КПСС было создание условий для «обновления социализма». Но удержать гласность в узде, в дозированных объемах оказалось невозможным, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружилась неготовность руководства страны дать объективную информацию и поставить вопрос о политической ответственности за трагедию. В обществе гласность стала рассматриваться как отказ от идеологической цензуры в освещении текущих событий и в оценках прошлого. Это рождало, как казалось, неисчерпаемые возможности для открытого обсуждения наболевших проблем в средствах массовой информации. В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Именно этот жанр печатного слова мог наиболее остро и оперативно реагировать на волновавшие общество проблемы. Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции с заседаний Съездов народных депутатов СССР (1989—1990), даже на работе люди не выключали радиоприемники, брали из дома переносные телевизоры.

Появилась убежденность в том, что именно здесь, на съезде, в противоборстве позиций и точек зрения решается судьба страны. Полемический подход отличал и яркие документальные ленты публицистического жанра, появившиеся на рубеже 90-х гг. Из печати, по существу, исчезли «запретные» имена и темы. Накал общественной дискуссии нашел зримое выражение в перестроечном плакате. Из привычного для советского времени средства пропаганды плакат превратился в орудие разоблачения социальных пороков и критики экономических трудностей. В качестве изобразительных средств широко использовались привычные образы повседневной жизни, быстро вытеснившие советскую символику. Наличие общественного мнения, опиравшегося на средства массовой информации, было новым для отечественной истории феноменом. Перемены в духовном климате в обществе стимулировали подъем гражданской активности. В годы перестройки родились и бурно развивались многочисленные независимые от государства общественные инициативы. Так называемые неформалы (не организованные государством активисты) собирались под «крышей» научных институтов, вузов и таких известных общественных (на деле государственных) организаций, как Советский комитет защиты мира. Происходившие в общественном сознании перемены привели к изменению роли литературы в общественной жизни. Она стала утрачивать монополию центра общественной дискуссии и главного средства выражения гражданской позиции. Перемены в политической жизни привели к постепенной нормализации отношений государства и Церкви. Годы перестройки граждане России оценивают, согласно данным опросов, как «трудный период» в истории страны. Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2—3 года резко пошла на убыль. Сказалось разочарование в результатах объявленного Горбачевым курса на «ускорение социально-экономического развития». Появились зримые подтверждения того, что страна быстро идет по пути углубления социального неравенства. Советский человек, привыкший рассчитывать на социальную поддержку государства, оказывался со своими проблемами один на один.

Источник

Ñîâåòñêàÿ ýêîíîìèêà â 1964—1985 ã., ïîïûòêè ðåôîðì è îòêàç îò êîðåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé. Íà÷àëî ïîëèòè÷åñêèõ è ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì â ÑÑÑÐ. Äóõîâíàÿ æèçíü íà ïåðåëîìå ýïîõ. Ïîñòñîâåòñêîå ïðîñòðàíñòâî â 90-å ãã. XX âåêà. Êóðñ Ïóòèíà íà êîíñîëèäàöèþ îáùåñòâà.

Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»

  • Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå è âíóòðèïîëèòè÷åñêîå ïîëîæåíèå â Ñîâåòñêîì Ñîþçå â ñåðåäèíå 1980-õ ãã. Îñíîâíûå ïðè÷èíû è ïðåäïîñûëêè ïåðåñòðîéêè, ýòàïû åå ïðîòåêàíèÿ è îöåíêà ïîñëåäñòâèé. Íà÷àëî ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì, äåìîêðàòèçàöèÿ îáùåñòâà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,3 K], äîáàâëåí 17.11.2010

  • Îñîáåííîñòè ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ïðåîáðàçîâàíèé ýïîõè ïåðåñòðîéêè â èñòîðèè Ðîññèè. Ñóùíîñòü ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè Ì.Ñ. Ãîðáà÷åâà. Àíàëèç ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì. Ïóòè ðàñïàäà ÑÑÑÐ. Çíà÷åíèå àâãóñòîâñêîãî ïóò÷à â ïîëèòè÷åñêîé èñòîðèè Ðîññèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,8 K], äîáàâëåí 27.07.2010

  • Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ ïîëèòèêà è íåîáõîäèìîñòü ïðîâåäåíèÿ ðåôîðì â 1983-1985 ãã. Ïîñëåäñòâèÿ ïîëîâèí÷àòîé ïîëèòèêè èõ îñóùåñòâëåíèÿ. Õðîíîëîãèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì â Óêðàèíå, èõ ðåçóëüòàòû. Íåæåëàòåëüíîñòü ðåâîëþöèîííûõ ïðåîáðàçîâàíèé äëÿ ýêîíîìèêè.

    ðåôåðàò [32,4 K], äîáàâëåí 12.02.2012

  • Ïîïûòêè îáíîâëåíèÿ îáùåñòâà âî âòîðîé ïîëîâèíå 80-õ – íà÷àëå 90-õ ãîäîâ. Ïåðåñòðîéêà è «íîâîå ìûøëåíèå» âî âíåøíåé ïîëèòèêå ÑÑÑÐ. Äåÿòåëüíîñòü íîâîãî ïðàâèòåëüñòâà — ïðîãðàììû ñîêðàùåíèÿ áþäæåòíîãî äåôèöèòà è ïåíñèîííîé ðåôîðìû, áîðüáà ñ êîððóïöèåé.

    ðåôåðàò [45,1 K], äîáàâëåí 07.06.2008

  • Ïðåäïîñûëêè ïðîâåäåíèÿ ðåôîðì Ì.Ñ. Ãîðáà÷¸âà. Ïðè÷èíû íåóäà÷ è ñòèõèéíîñòè ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì â ÑÑÑÐ, îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ âíåøíåïîëèòè÷åñêîãî êóðñà. Îöåíêà ïîñëåäñòâèé «ïåðåñòðîéêè» â êîíòåêñòå ñîâðåìåííîãî ðàçâèòèÿ Ðîññèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [68,3 K], äîáàâëåí 14.09.2010

  • Àïðåëüñêèé ïëåíóì 1985 ã. Äåÿòåëüíîñòü ÖÊ ÊÏÑÑ. Êóðñ íà óñêîðåíèå ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû. Êàçàõñòàí â ïåðèîä ðåôîðì Ãîðáà÷åâà. Êîðåííûå èçìåíåíèÿ âî âíåøíåé ïîëèòèêå ÑÑÑÐ. Äåêàáðüñêèå ñîáûòèÿ 1986 ã. â Êàçàõñòàíå: ïîñëåäñòâèÿ, èòîãè.

    ïðåçåíòàöèÿ [9,6 M], äîáàâëåí 30.03.2014

  • Ñîñòîÿíèå ñîâåòñêîé ýêîíîìèêè ñåðåäèíû 80 ãã. Ìàñøòàáíûå ðåôîðìû â ÑÑÑÐ, àïðåëüñêèé (1985) ïëåíóì ÖÊ ÊÏÑÑ. Ïðîãðàììû ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäñòâà òîâàðîâ íàðîäíîãî ïîòðåáëåíèÿ è ñôåðû óñëóã. Êóðñ íà óñêîðåííîå âíåäðåíèå äîñòèæåíèé íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,2 K], äîáàâëåí 22.11.2010

  • Ðîññèÿ è ìèð â êîíöå XVIII-íà÷àëå XIX âåêîâ. Ïîïûòêè ãîñóäàðñòâåííûõ ðåôîðì Àëåêñàíäðà I. Âíåøíÿÿ ïîëèòèêà. Ïðåîáðàçîâàíèÿ â îáðàçîâàòåëüíîé ñôåðå. Ðîññèÿ â âîéíå 1812 ãîäà. Äâèæåíèå äåêàáðèñòîâ. Ñîþç ñïàñåíèÿ è áëàãîäåíñòâèÿ. Þæíîå è ñåâåðíîå îáùåñòâà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,3 K], äîáàâëåí 26.06.2008

  • Ýêîíîìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÑÑÑÐ ïîñëå âûõîäà Í.Ñ. Õðóùåâà íà ïåíñèþ â 1964 ãîäó. Ïðèíÿòûé ìàðòîâñêèì ïëåíóìîì êóðñ íà ñòàáèëèçàöèþ ñåëà è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà, åãî ðåçóëüòàòû è çíà÷åíèå. Ñóùíîñòü ðåôîðìû 1965 ãîäà, óñèëåíèå öåíòðàëèçîâàííîãî óïðàâëåíèÿ.

    ðåôåðàò [27,2 K], äîáàâëåí 10.04.2009

  • Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå Ðîññèè â íà÷àëå XIX âåêà. Âîñøåñòâèå íà ïðåñòîë Àëåêñàíäðà I è ïåðèîä ëèáåðàëüíûõ ðåôîðì, íà÷àëî êàðüåðû Ì.Ì. Ñïåðàíñêîãî. Ñîçäàíèå Íåãëàñíîãî êîìèòåòà. Ïðåîáðàçîâàíèÿ âûñøèõ îðãàíîâ âëàñòè. Ñïåðàíñêèé è äåêàáðèñòû.

    Читайте также:  Пмп при переломе бедер

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [92,3 K], äîáàâëåí 13.12.2010

  • Источник

    Цель:
    проследить развитие перемен в духовной
    жизни советского общества в годы
    перестройки, оценить их значение для
    будущего России.

    План

    1. Гласность
      — свобода мнений.

    2. Утверждение
      политических свобод.

    3. Государство
      и церковь.

    4. Повседневная
      жизнь.

    Даты
    и события:

    1988
    г. — празднование 1000-летия Крещения
    Руси

    1990
    г. — принятие закона СССР «О свободе
    совести и религиозных организациях»

    Понятия:

    Гласность;
    общественное мнение; политические
    свобо­ды; неформальное молодежное
    движение.

    Работа
    с документами

    Сформулируйте
    основное содержание документов и дайте
    им собственную оценку. Что побудило
    авторов на­писать эту статью? Интересы
    и представления каких час­тей общества
    и руководства КПСС они выражали?

    ИЗ
    СТАТЬИ Н. А. АНДРЕЕВОЙ «НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ
    ПРИН­ЦИПАМИ». МАРТ 1988 г.

    Наверное,
    не одной мне бросилось в глаза, что
    призы­вы партийных руководителей
    повернуть внимание «разобла­чителей»
    еще и к фактам реальных достижений на
    разных этапах социалистического
    строительства словно бы по ко­манде
    вызывают новые и новые вспышки
    «разоблачений».

    Взять
    вопрос о месте И.В. Сталина в истории
    нашей страны. Именно с его именем связана
    вся одержимость критических атак,
    которая, по моему мнению, касается не
    столько самой исторической личности,
    сколько всей слож­нейшей переходной
    эпохи. Эпохи, связанной с беспример­ным
    подвигом целого поколения советских
    людей, которые сегодня постепенно
    отходят от активной деятельности. В
    формулу «культа личности» насильственно
    втискиваются ин­дустриализация,
    коллективизация, культурная революция,
    которые вывели нашу страну в разряд
    великих мировых держав. Все это ставится
    под сомнение. Дело дошло до то­го, что
    от «сталинистов» (а в их число можно при
    желании зачислять кого угодно) стали
    настойчиво требовать «покая­ния»…

    Поддерживаю
    партийный призыв отстоять честь и
    до­стоинство первопроходцев социализма.
    Думаю, что именно с этих партийно-классовых
    позиций мы и должны оценивать историческую
    роль всех руководителей партии и страны,
    в том числе и Сталина.

    Сторонники
    «леволиберального социализма» формируют
    тенденцию фальсифицирования истории
    социализма. Они внушают нам, что в прошлом
    страны реальны лишь одни ошибки и
    преступления, замалчивая при этом
    величайшие достижения прошлого и
    настоящего. Претендуя на полноту
    исторической правды, они подменяют
    социально-полити­ческий критерий
    развития общества схоластикой этических
    категорий.

    Другая
    особенность воззрений «леволибералов»
    — яв­ная или замаскированная
    космополитическая тенденция, некий
    безнациональный «интернационализм».

    Как
    говорил М.С. Горбачев на февральском
    пленуме ЦК КПСС, «мы должны и в духовной
    сфере, а может быть, именно здесь в первую
    очередь, действовать, руководству­ясь
    нашими марксистско-ленинскими принципами.
    Принци­пами, товарищи, мы не должны
    поступаться ни под какими предлогами».

    На
    этом стоим и будем стоять. Принципы не
    подарены нам, а выстраданы нами на крутых
    поворотах истории Оте­чества.

    ИЗ
    РЕДАКЦИОННОЙ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА».
    АПРЕЛЬ 1988 г.

    Личность
    Сталина крайне противоречива. Отсюда
    и яростные споры.

    Оставаясь
    на позициях исторической правды, мы
    долж­ны видеть как неоспоримый вклад
    Сталина в борьбу за со­циализм, защиту
    завоеваний, так и грубые политические
    ошибки, произвол, допущенные им и его
    окружением, за которые наш народ заплатил
    великую цену и которые име­ли тяжелые
    последствия для жизни нашего общества.
    Нет-нет да и слышатся голоса, что Сталин
    не знал об актах беззакония. Не просто
    знал — организовывал их, ди­рижировал
    ими. Сегодня это уже доказанный факт. И
    вина Сталина, как и вина его ближайшего
    окружения, перед пар­тией и народом
    за допущенные массовые репрессии,
    без­закония огромна и непростительна.

    Да,
    всякий исторический деятель формируется
    конкрет­ными социально-экономическими
    и идейно-политическими условиями. Но
    культ не был неизбежным. Он чужд природе
    социализма и возможен лишь из-за
    отступлений от его основополагающих
    принципов.

    Мы
    твердо и неуклонно будем следовать
    революцион­ным принципам перестройки:
    больше гласности, больше демократии,
    больше социализма.

    Прошлое
    жизненно необходимо для сегодняшнего
    дня, для решения задач перестройки.
    Объективное требование жизни — «Больше
    социализма!» — обязывает нас разо­браться,
    что мы делали вчера и как делали. От чего
    надо отказаться, что взять с собой? Какие
    принципы и ценности следует считать
    действительно социалистическими? И
    если сегодня мы вглядываемся в свою
    историю критическим взором, то лишь
    потому, что хотим лучше, полнее предста­вить
    себе пути в будущее.

    Замолчать
    больные вопросы нашей истории — значит
    пренебречь правдой, неуважительно
    отнестись к памяти тех, кто оказался
    невинной жертвой беззакония и произво­ла.
    Правда одна. Нужны полная ясность,
    четкость и после­довательность,
    нравственный ориентир на будущее.

    Комментарии
    к ключевым проблемам и понятиям курса

    1985
    год стал рубежным в духовной жизни СССР.
    Про­возглашенный М. С. Горбачевым
    принцип
    гласности

    соз­давал условия для большей открытости
    в принятии реше­ний и для объективного
    переосмысления прошлого (в этом виделась
    преемственность с периодом «оттепели»).
    Но главной целью нового руководства
    КПСС было созда­ние условий для
    «обновления социализма».

    Но
    удержать гласность в узде, в дозированных
    объе­мах оказалось невозможным,
    особенно после аварии на Чернобыльской
    АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружи­лась
    неготовность руководства страны дать
    объективную информацию и поставить
    вопрос о политической ответ­ственности
    за трагедию.

    В
    обществе гласность стала рассматриваться
    как отказ от идеологической цензуры в
    освещении текущих событий и в оценках
    прошлого. Это рождало, как казалось,
    неис­черпаемые возможности для
    открытого обсуждения набо­левших
    проблем в средствах массовой информации.
    В центре общественного внимания первых
    лет перестройки оказалась публицистика.
    Именно этот жанр печатного слова мог
    наиболее остро и оперативно реагировать
    на волновавшие общество проблемы.

    Огромную
    зрительскую аудиторию собирали прямые
    трансляции с заседаний Съездов народных
    депутатов СССР (1989—1990), даже на работе
    люди не выключали радиоприемники, брали
    из дома переносные телевизоры. Появилась
    убежденность в том, что именно здесь,
    на съезде, в противоборстве позиций и
    точек зрения решает­ся судьба страны.

    Полемический
    подход отличал и яркие документаль­ные
    ленты публицистического жанра, появившиеся
    на ру­беже 90-х гг.

    Из
    печати, по существу, исчезли «запретные»
    имена и темы.

    Накал
    общественной дискуссии нашел зримое
    выраже­ние в перестроечном плакате.
    Из привычного для советс­кого времени
    средства пропаганды плакат превратился
    в орудие разоблачения социальных пороков
    и критики эко­номических трудностей.
    В качестве изобразительных средств
    широко использовались привычные образы
    по­вседневной жизни, быстро вытеснившие
    советскую симво­лику.

    Наличие
    общественного мнения, опиравшегося на
    средства массовой информации, было
    новым для отечест­венной истории
    феноменом.

    Перемены
    в духовном климате в обществе стимулиро­вали
    подъем гражданской активности. В годы
    перестрой­ки родились и бурно
    развивались многочисленные незави­симые
    от государства общественные инициативы.
    Так называемые неформалы (не организованные
    государством активисты) собирались под
    «крышей» научных институ­тов, вузов
    и таких известных общественных (на деле
    государственных) организаций, как
    Советский комитет защиты мира.

    Происходившие
    в общественном сознании перемены привели
    к изменению роли литературы в общественной
    жизни. Она стала утрачивать монополию
    центра общест­венной дискуссии и
    главного средства выражения граж­данской
    позиции.

    Перемены
    в политической жизни привели к постепен­ной
    нормализации отношений государства и
    церкви.

    Годы
    перестройки граждане России оценивают,
    соглас­но данным опросов, как «трудный
    период» в истории страны. Волна энтузиазма,
    поднявшаяся после прихода к власти
    нового руководства, уже через 2—3 года
    резко пошла на убыль. Сказалось
    разочарование в результатах объявленного
    Горбачевым курса на «ускорение социально-
    экономического развития». Появились
    зримые подтверж­дения того, что страна
    быстро идет по пути углубления социального
    неравенства.

    Читайте также:  Признаки перелома костей свода и основания черепа

    Советский
    человек, привыкший рассчитывать на
    соци­альную поддержку государства,
    оказывался со своими проблемами один
    на один.

    Дополнительная
    литература

    Горбачев
    — Ельцин: 1500 дней политического
    противостояния. — М., 1992.

    Горбачев
    М. С.

    Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.

    Перестройка:
    десять лет спустя (апрель 1985—1995). — М.,
    1995.

    Политические
    партии России: история и современность.
    — М., 2000.

    Путч:
    хроника тревожных дней. — М., 1991.

    Практическая
    работа 15

    «Шоковая
    терапия» и кризис двоевластия (1991—1993)

    Цель:
    оценить роль и значение событий 1992 —
    1993 гг. для формирования основ
    социально-экономичес­кого и политического
    строя современной России.

    План

    1. Россия
      на рубеже 1991 —1992 гг.

    2. «Шоковая
      терапия».

    3. Приватизация.

    4. Федеративный
      договор.

    5. Противостояние
      Президента и оппозиции.

    6. События
      21 сентября — 4 октября 1993 г.

    Даты
    и события:

    2
    января 1992 г. — либерализация цен

    1992
    г. — начало ваучерной приватизации

    31
    марта 1992 г. — подписание Федеративного
    договора

    Понятия:

    Дефицит
    бюджета; ваучер; приватизация; оппозиция.

    Работа
    с документами

      1. Чем
        можно объяснить необходимость введения
        сво­бодных цен? Можно ли было иным
        способом обеспечить переход к рынку?
        Почему этот переход обычно называют
        «шоковой терапией»? Составьте план и
        напишите статью на тему «Либерализация
        цен в России в 1992 г.».

    ИЗ
    УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО
    ЛИБЕРАЛИЗА­ЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.

    В
    соответствии с постановлением Съезда
    народных де­путатов РСФСР от 1 ноября
    1991 года «О социально-эконо­мическом
    положении в РСФСР» постановляю:

        1. Осуществить
          со 2 января 1992 года переход в основ­ном
          на применение свободных (рыночных)
          цен и тарифов, складывающихся под
          влиянием спроса и предложения, на
          продукцию производственно-технического
          назначения, то­вары народного
          потребления, работы и услуги.

    Государственные
    закупки сельскохозяйственной продук­ции
    также производить по свободным (рыночным)
    ценам.

        1. Установить
          со 2 января 1992 года применение
          госу­дарственных регулируемых цен
          (тарифов) предприятиям и организациям,
          независимо от форм собственности,
          только на ограниченный круг продукции
          производственно-техни­ческого
          назначения, основных потребительских
          товаров и услуг по перечням.

        2. Правительству
          РСФСР:

    определить
    предельный уровень цен и тарифов на
    конк­ретные виды продукции
    производственно-технического на­значения,
    основные потребительские товары и
    услуги, по­рядок их регулирования;

    ввести
    в действие в 1992 году порядок регулирования
    цен на продукцию предприятий-монополистов;

    осуществить
    в 1992 году во взаимодействии с суверен­ными
    государствами — бывшими союзными
    республика­ми — переход на расчеты
    по согласованной межгосудар­ственной
    номенклатуре поставок товаров и
    продукции, как правило, по мировым ценам.

      1. На
        основании приведенного документа
        дайте оцен­ку ликвидации системы
        Советов в России. Почему это бы­ло
        сделано? Найдите в дополнительной
        литературе и ре­сурсах Интернета
        материал, который отражал бы различ­ные
        точки зрения в обществе на этот процесс.

    ИЗ
    УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    «О ПО­ЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ
    1993 г.

    В
    Российской Федерации сложилась
    политическая ситу­ация, угрожающая
    государственной и общественной
    безо­пасности страны.

    Прямое
    противодействие осуществлению социально-
    экономических реформ, открытая и
    повседневно осу­ществляемая в Верховном
    Совете обструкция политики все­народно
    избранного Президента Российской
    Федерации, попытки непосредственного
    осуществления функций испол­нительной
    власти вместо Совета Министров со всей
    очевид­ностью свидетельствуют о том,
    что большинство в Верхов­ном Совете
    Российской Федерации и часть его
    руководства открыто пошли на прямое
    попрание воли российского наро­да,
    выраженной на референдуме 25 апреля 1993
    года… Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121
    Конституции РФ, ито­гах референдума
    25 апреля 1993 года, постановляю:

        1. Прервать
          осуществление законодательной,
          распоря­дительной и контрольной
          функций Съездом народных депу­татов
          РФ и Верховным Советом РФ. До начала
          работы но­вого двухпалатного
          парламента РФ и принятия им на себя
          соответствующих полномочий
          руководствоваться указами Президента
          и постановлениями Правительства
          РФ…

        2. Конституционной
          комиссии и Конституционному со­вещанию
          представить к 12 декабря 1993 года единый
          со­гласованный проект Конституции
          РФ…

    5.
    Назначить выборы в Государственную
    думу Феде­рального Собрания РФ на
    11—12 декабря 1993 года…

    9.
    Заседания Съезда народных депутатов
    РФ не со­зываются. Полномочия народных
    депутатов РФ прекраща­ются.

    10.
    Предложить Конституционному Суду РФ
    не созывать заседания до начала работы
    Федерального Собрания РФ…

    17.
    Настоящий Указ вступает в силу с момента
    подписа­ния.

    Прошу
    граждан России поддержать своего
    Президента в это переломное для судьбы
    страны время.

    Комментарии
    к ключевым проблемам и понятиям курса

    Осенью
    1991 г. и зимой 1991/92 г. Россия столкнулась
    с первостепенно важными задачами
    государственного строительства.

    Страна
    имела не сформированный полностью
    админи­стративный аппарат. Началась
    долгая и трудная пере­группировка
    кадров и целых структур из аппарата
    союз­ного уровня. В ряде случаев
    пришлось формировать но­вые органы
    власти.

    У
    России не было границ, подтвержденных
    договорами с соседними государствами,
    не было таможенной и погранич­ной
    служб. Бывшие союзные республики, имевшие
    когда-то административные границы с
    РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали
    пересмотреть их в свою пользу.

    7
    мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин
    подпи­сал указ о создании Вооруженных
    сил России. До этого момента у России
    официально не было армии и флота.

    После
    распада СССР не было гарантий, что
    Российская Федерация сохранит единство.
    Автономные республики РСФСР в 1990—1991
    гг. провозгласили свой государ­ственный
    суверенитет, принимали участие в
    подготовке Союзного договора.

    Однако
    внимание российского общества и
    руководства России было сосредоточено
    не на национально-государ­ственном
    строительстве, а на экономике.

    1
    ноября 1991 г. Съезд народных депутатов
    предоста­вил Президенту РФ широкие
    дополнительные полномочия для проведения
    экономических реформ. Он получил пра­во
    лично возглавить и сформировать
    правительство.

    Основными
    направлениями программы реформ были:

          1. Либерализация
            цен и торговли. Введение свободных
            цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия
            — установ­ление рыночной стоимости
            товаров, ликвидация товарно­го
            дефицита, запуск механизма конкуренции,
            стимулиро­вание деловой активности,
            ускорение товарооборота, скла­дывание
            новой торговой сети.

          2. Финансовая
            стабилизация. Ожидаемые результа­ты
            — снижение инфляции, установление
            устойчивого курса рубля.

          3. Широкая
            приватизация государственной
            собствен­ности. Ожидаемые итоги —
            превращение граждан в собственников,
            формирование у людей экономических
            стимулов для деловой активности.

    Первые
    два направления экономической реформы
    по­лучили название «шоковая терапия».

    Либерализация
    цен началась 2 января 1992 г. Около 90%
    оптовых и розничных цен стали свободными.
    Парал­лельно осуществлялись меры по
    сокращению дефицита бюджета. Государство
    фактически перестало инвестиро­вать
    в промышленность и сельское хозяйство.
    Все государ­ственные расходы, особенно
    связанные с производством вооружений
    и поддержкой дружественных стран, были
    резко сокращены или вовсе прекращены.
    Была изменена налоговая система —
    введен налог на добавленную стои­мость
    в размере 28%. В сельском хозяйстве команда
    ре­форматоров встала на путь
    реорганизации колхозов и сов­хозов
    в акционерные общества и товарищества,
    поддерж­ки фермерских хозяйств.

    Эффект
    этих мер был противоречив. Уже к весне
    1992 г. произошло насыщение потребительского
    рынка товарами. В магазинах появились
    сыр, масло, колбаса, уменьши­лись
    очереди. Дефицит товаров сменился
    дефицитом денег. В результате «заработал»
    рубль — именно это реформаторы в тот
    момент считали главным условием выхода
    из экономического кризиса.

    Однако
    наполнение прилавков не было достигнуто
    за счет роста производства. Напротив,
    в 1992 г. валовой внутренний продукт (В?