История 9 класс коренной перелом в ходе вов

История 9 класс коренной перелом в ходе вов thumbnail

Инфоурок

Всеобщая история
›Презентации›Презентация по истории на тему «Коренной перелом в ходе ВОВ» (9 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема урока: Коренной перелом в ходе ВОВ (Сталинградская битва – Курская дуга)

Описание слайда:

Тема урока: Коренной перелом в ходе ВОВ (Сталинградская битва – Курская дуга)

2 слайд

Вспомним Когда началось генеральное наступление немцев на Москву?

Описание слайда:

Вспомним Когда началось генеральное наступление немцев на Москву?

3 слайд

Операция «Тайфун»

Описание слайда:

Операция «Тайфун»

4 слайд

30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву Эта опе

Описание слайда:

30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву Эта операция получила название «Тайфун» В ноябре 1941 г. наступление немцев было остановлено 5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление советских войск под Москвой. Враг был отброшен на 100-250 км. от Москвы.

5 слайд

Каково значение Московской битвы? Это было первое крупное поражение немецких

Описание слайда:

Каково значение Московской битвы? Это было первое крупное поражение немецких войск в ходе всей Второй мировой войны Она означала крах немецких планов «молниеносной войны» Был ускорен процесс создания единой антигитлеровской коалиции государств «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии были надломлены». Г. Гудериан (командующий 2 танковой армии)

6 слайд

«Стоит декабрь и термометр опустился ниже 40−50 градусов ниже нуля. Облака пл

Описание слайда:

«Стоит декабрь и термометр опустился ниже 40−50 градусов ниже нуля. Облака плывут низко, зенитки свирепствуют. Мы достигли предела нашей способности воевать. Нет самого необходимого. Машины стоят, транспорт не работает, нет горючего и боеприпасов. Единственный вид транспорта — сани. Трагические сцены отступления случаются все чаще. У нас осталось совсем мало самолетов. При низких температурах двигатели живут недолго. Если раньше, владея инициативой, мы вылетали на поддержку наших наземных войск, то теперь мы сражаемся, чтобы сдержать наступающие советские войска». Г.-У. Рудель

7 слайд

Немецкое наступление весной-летом 1942 года Весной-летом Гитлер предпринял ши

Описание слайда:

Немецкое наступление весной-летом 1942 года Весной-летом Гитлер предпринял широкомасштабное наступление на южном направлении с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом Его целью была нефть Майкопа, Грозного и Баку. Гитлер заявил, что без кавказской нефти он не сможет продолжать войну

8 слайд

Немецкое наступление весной-летом 1942 года В ходе широкомасштабного наступле

Описание слайда:

Немецкое наступление весной-летом 1942 года В ходе широкомасштабного наступления на южном направлении немцы полностью овладели: Крымом (пал Севастополь); Харьковом; Донбассом; Ростовом-на-Дону (ворота Кавказа); Вышли к Сталинграду В разрушенном до основания Сталинграде завязались уличные бои С июля по сентябрь 1942 гг. — немцами до основания был разрушен Сталинград, но занять город они так и не смогли

9 слайд

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943)

Описание слайда:

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943)

10 слайд

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) К середине ноября наступательные

Описание слайда:

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) К середине ноября наступательные возможности немцев окончательно иссякли Они потеряли: 700 тыс. убитыми 1 тыс. танков 1,4 тыс. самолетов Противник был вынужден перейти к обороне

11 слайд

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) Выделяют два периода: оборонител

Описание слайда:

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) Выделяют два периода: оборонительный (с июля по ноябрь 1942) и наступательный (с ноября 1942 по февраль 1943 года)

12 слайд

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) План разгрома немцев под Сталинг

Описание слайда:

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) План разгрома немцев под Сталинградом разработали: Он получил название «Уран» Цель операции: силами 3-х фронтов окружить немцев и нанести по ним удар в междуречье Волги и Дона

13 слайд

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943)

Описание слайда:

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943)

14 слайд

История 9 класс коренной перелом в ходе вов

15 слайд

История 9 класс коренной перелом в ходе вов

16 слайд

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) Значение Сталинградской битвы По

Описание слайда:

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) Значение Сталинградской битвы Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны Началось массовое изгнание противника с советской земли Бойцы 95-й стрелковой дивизии ликуют в честь дня победы в Сталинградской битве

17 слайд

2 февраля 1943 года – День Победы в Сталинградской битве

Описание слайда:

2 февраля 1943 года – День Победы в Сталинградской битве

18 слайд

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) Советские карикатуры После разгр

Описание слайда:

Сталинградская битва (17.07.1942-02.02.1943) Советские карикатуры После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом Гитлер все чаще изображается на карикатурах в неприглядном комичном виде

19 слайд

Начало освобождения Зимой 1942/43 гг. советский войска начинают общее наступл

Описание слайда:

Начало освобождения Зимой 1942/43 гг. советский войска начинают общее наступление на огромном пространстве от Балтики до Черного моря Наиболее мощное наступление было предпринято на Верхнем Дону, в результате которого образовалась Курская дуга, глубоко вклинившаяся в немецкие позиции

20 слайд

Курская дуга – так назывался выступ линии фронта, обращенный в сторону Запада

Описание слайда:

Курская дуга – так назывался выступ линии фронта, обращенный в сторону Запада

21 слайд

Началась подготовка к летней кампании Курская дуга – именно здесь Гитлер и ег

Описание слайда:

Началась подготовка к летней кампании Курская дуга – именно здесь Гитлер и его генералы планировали вернуть себе утраченную наступательную инициативу Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года)

22 слайд

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) Перед вами План, по которому м

Описание слайда:

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) Перед вами План, по которому мы будем изучать Курскую битву Узнав про Курскую битву, нам предстоит ответить на вопрос: Почему ее считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе ВОВ? Курская битва. План изучения Подготовка к битве Из текста параграфа на стр. 231-233 выясни какие меры по усилению боеспособности немецкой армии предпринял Гитлер накануне Курской битвы

23 слайд

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) Подготовка к битве Гитлер объя

Описание слайда:

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) Подготовка к битве Гитлер объявил всеобщую тотальную мобилизацию (в армию было призвано еще 2 млн. солдат и офицеров) На Восток были переброшены и немецкие дивизии из стран Европы Танковые армии были вооружены новыми видами техники: танками «Тигр» и «Пантера», штурмовыми орудиями «Фердинанд» Всего под Курском было сосредоточено около 50 немецких дивизий

24 слайд

Тяжелый немецкий танк «Тигр»

Описание слайда:

Тяжелый немецкий танк «Тигр»

25 слайд

Немецкий танк «Пантера» Пантера весила на 11-13 тонн меньше, чем Тигр. Ее был

Описание слайда:

Немецкий танк «Пантера» Пантера весила на 11-13 тонн меньше, чем Тигр. Ее было легче транспортировать по железной дороге и она проезжала через многие мосты, не способные выдержать вес более тяжелых танков. Пантера была способна преодолеть более 250 км без дозаправки, в то время как Тигр всего около 190 км. Очевидно, что Пантера обладала большим пробитием и точностью стрельбы.

26 слайд

Немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой во

Описание слайда:

Немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков «Фердинанд»

27 слайд

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) 2. Как назывался план (операци

Описание слайда:

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) 2. Как назывался план (операция) немецкого командования по разгрому советских армий в области Курска? (стр. 232)

28 слайд

Операция «Цитадель» - начало конца Великой Отечественной Войны Операция «Цита

Описание слайда:

Операция «Цитадель» — начало конца Великой Отечественной Войны Операция «Цитадель» — летнее стратегическое наступление вермахта на Курской дуге Цель наступления — «путём концентрического наступления окружить находящиеся в районе Курска войска противника и уничтожить их» Немцы собирались вновь использовать фактор внезапности

29 слайд

Операция «Цитадель» Командующий состав Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн.

Описание слайда:

Операция «Цитадель» Командующий состав Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн. Командующий «группой армий Юг» Генерал-фельдмаршал Ханс Гю́нтер фон Клю́ге (Умный Ганц) Командующий «группой армий Центр» Генерал-полковник Герман Гот (Папа Гот) Командующий 4-й танковой армией

30 слайд

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) 3. Планы советского командован

Описание слайда:

Курская битва (05 июля – 23 августа 1943 года) 3. Планы советского командования На стр. 232 узнай о планах советского командования накануне Курской битвы? Г.К. Жуков Сначала будем активно обороняться. Измотаем противника. И после – обрушим на него всю силу основных и резервных войск

31 слайд

Никола́й Фёдорович Вату́тин Генерал армии. Герой Советского Союза посмертно.

Описание слайда:

Никола́й Фёдорович Вату́тин Генерал армии. Герой Советского Союза посмертно. Прозвище Гроссмейстер (генералы вермахта). Командующий Воронежским фронтом Константи́н Константи́нович Рокоссо́вский Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза и Маршал Польши. Командовал Парадом Победы на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны Ива́н Степа́нович Ко́нев Маршал Советского Союза. Командующий Степным фронтом . Дважды Герой Советского Союза Командующий состав

32 слайд

КУРСКАЯ БИТВА, 1943 оборонительная  (5 – 23 июля) и наступательные (12 июля –

Описание слайда:

КУРСКАЯ БИТВА, 1943 оборонительная  (5 – 23 июля) и наступательные (12 июля – 23 августа) операции

33 слайд

Перелом в Курской битве – сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года Самое кр

Описание слайда:

Перелом в Курской битве – сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года Самое крупное встречное танковое сражение в мировой истории Самый безумный танковый бой в истории С обеих сторон участвовало до 1200 танков Немцы были вынуждены перейти к обороне

34 слайд

Наступление Красной Армии В ходе Курской наступательной операции Красной Арми

Описание слайда:

Наступление Красной Армии В ходе Курской наступательной операции Красной Армии были освобождены: (12 июля – 23 августа) Белгород Орёл Харьков Донбасс Таманский полуостров Брянск Смоленск Коренной перелом в ходе войны был закреплен Узнав про Курскую битву, нам предстоит ответить на вопрос: Почему ее считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе ВОВ?

35 слайд

Итоги второго периода войны С начала контрнаступления Красной Армии под Стали

Описание слайда:

Итоги второго периода войны С начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и до конца 1943 года советские войска освободили почти половину всех территорий, оккупированных противником. Запиши в тетрадь: В ноябре-декабре 1943 года состоялась встреча лидеров СССР, США и Англии (большая тройка) в Тегеране. Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились об открытии восточного фронта в Европе в мае-июне 1944 г. Свержение Муссолини в Италии вывело из войны одного из наиболее надежных союзников Гитлера.

Выберите книгу со скидкой:

История 9 класс коренной перелом в ходе вов

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

История 9 класс коренной перелом в ходе вов

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

История 9 класс коренной перелом в ходе вов

Курс повышения квалификации

История 9 класс коренной перелом в ходе вов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1290532

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           — командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             — обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

— направление планируемых ударов немецких войск;

— направление контрударов советских войск;

— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Проект урока по теме

«Коренной перелом в ходе войны»

1. Программа: МО РФ «История»

2. Тип урока: комбинированный с применение мультимедийных презентаций.

3. Название темы и место урока в ней.

Тема: Великая Отечественная война 1941—1945гг.

1 урок. СССР накануне войны. Начальный период войны

2 урок. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

3 урок Завершающий период Великой Отечественной войны.

Данный урок занимает в теме «Великая Отечественная война 1941—1945гг» центральное место, т.к. затрагивает самые важнейшие события в ходе все Великой Отечественной войны: Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге. В ходе этих сражений немецко-фашистские войска потерпели поражения и перешли к обороне на всём протяжении советско-германского фронта и расстались с идеей разгромить СССР.

Данный урок послужит очередным доказательством того, что только благодаря героизму бойцов Красной Армии современная цивилизация была спасена от порабощения германским фашизмом.

4. Цели и задачи урока.

Образовательная : Изучить коренной перелом (Сталинградскую битву, «Курскую битву») в ходе Великой Отечественной войны и его истоки

Воспитательная: Воспитать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине и прошлому своего народа.

Развивающая: Развить и совершенствовать умение учащихся работать с картами, учебником, создавать мультимедийные презентации, анализировать, логически мыслить.

5. Методы обучения: элементы частично-поискового метода, эвристическая беседа

6. Формы организации учебной деятельности: опережающие задания, фронтальная и индивидуальная работа на уроке, работа с картой, учебником, ученические мультимедийные презентации.

7. Средства обучения и оборудование: Карта «Великая Отечественная война», карта «Сталинградская битва», карта «Курская дуга», компьютер, проектор.

8. Хронометраж урока.

1. Мотивационно-ориентировочный этап 15 мин

1. Оргмомент 2 мин

2. Мотивация учащихся. 1 мин

3. Актуализация опорных знаний учащихся 10 мин

Организация индивидуальной работы—тест

4. Постановка целей 1 мин

5. Планирование учебной задачи. 1 мин

2. Исполнительный этап. 20 мин

1. Рассказ учителя о ходе Сталинградской битвы 5 мин

2. Презентация учащегося : «Снайпер—Василий Зайцев» 2 мин

3 . Презентация учащегося: «Дом Павлова» 2 мин

4. Рассказ учителя о планах воюющих сторон на летнюю 2 мин

кампанию 1943г.

5. Презентация учащегося на тему: «Николай Кузнецов— 2 мин

советский разведчик

6. Рассказ учителя о ходе Курской битвы и форсировании 3 мин

Днепра

7. Презентация на тему: « Наши земляки Ежков Иван

Степанович, Козырев Сергей Фёдорович, Муравьёв 4 мин

Алексей Тимофеевич—Герои Советского Союза, участники

форсирования Днепра.

3. Рефликсивно-оценочный этап. 5 ми

1. Контроль. Тест 3 мин

2. Оценка.

А) Подведение итогов урока 1 мин

Б) Организация домашнего задания 1 мин

9. Содержание урока.

Деятельность

учащихся

1. Мотивационно- ориентировочный

этап

1 Организационный момент

2 Мотивация учащихся

3. Актуализация

опорных знаний учащихся

4. Постановка учебной задачи

5.Планирование

решения учебной

задачи

2. Исполнительный

этап

3 Рефлексивно—оценочный этап

Проверка отсутствующих Включение

компьютера, проектора.

Вступительное слово.

-Ребята, после битвы под Москвой германская военная машина за всю историю Второй

мировой войны впервые была остановлена. Но Гитлер и его окружение было твёрдо уверено в победе над Советским Союзом, а для этого требовалось нанести Красной Армии сокрушительный удар.

От исхода будущих сражений зависела судьба не только нашей Родины, но и судьба всего мира.

Остановить врага мог только советский солдат. Именно благодаря его стойкости мы живём и

можем обсуждать военную тему

Показ слайда. Тест

1. Когда был составлен документ, о котором говорится в отрывке из сочинения современного историка?

Договор сопровождал секретный протокол, фотокопия которого была позже обнаружена в Германии…но существование которого в СССР

тем не менее отрицалось вплоть до лета 1989г. Протокол разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе.

1) в 1933г.; 2) в 1937.; 3) в 1939г.; 4) в 1941г.

2. Кто руководил советской делегацией на переговорах с Германией в 1939—1040гг.?

1) М.Литвинов 3) В.Молотов

2) Л. Троцкий 4) К. Ворошилов

3. К чему привело заключение договора о

взаимной помощи с Эстонией, Латвией и Литвой

1) к созданию линии Маннергейма;

2) к созданию Антикоминтерновского пакта;

3) к началу советско-финляндской войне

4) к подчинению этих государств СССР

4. Причиной советско-финляндской войны стало стремление СССР:

1) выйти к берегам Балтики

2) присоединить территорию Литвы

3) создать систем