Искусство в эпоху перелома
К началу XIX века в искусстве русского художественного набора произошел значительный перелом. Несмотря на то что еще продолжали появляться отдельные предметы с интересными мозаичными композициями из цветных пород дерева — это были последние всплески замечательного искусства, которое в дальнейшем почти перестало встречаться.
Весьма удачной работой, относящейся к этому периоду, является маленький туалетный столик, сплошь покрытый легким шашечным орнаментом из розового дерева. По середине боковых сторон проходит изящная ленточка с растительным узором. Тончайшей наборной работы вензель великой княгини Марии Федоровны, жены Павла I, украшает верхнюю откидную крышку столика и косвенно указывает на период создания произведения. Выполнен он охтинскими плотниками Насковыми, оставившими на нем свою подпись.
Значительные изменения претерпевает и русский художественный паркет, выполняемый в стиле классицизма по рисункам ведущих архитекторов. Характерными наборами стали строго симметричные геометрические узоры с небольшим количеством применяемых пород дерева. В составлении рисунков паркета этого периода принимали участие Ч. Камерон, Дж. Кваренги, В. Дренна.
Период конца XVIII — начала XIX века в русском декоратизно-прикладном искусстве явился переходным от стиля классицизма к стилкю ампир. Мебель стала носителем различного рода громоздких, причудливых украшений, которые заставили забыть утонченность наборных работ.
Деревянную мозаику из цветных пород нередко стали заменять простой наклейкой на предмет раскрашенных картинок, а затем покрывать политурой или лаком. В 1799 году вышло даже своеобразное руководство, рассказывающее во всех деталях о процессе производства таких «наборов». Это была книга Панкратия Сумарокова «Современный лакировщик или полное и подробное руководство к составлению и употреблению всякого рода лаков…». В Государственном Историческом музее в Москве есть гарнитур гостиной мебели из усадьбы Покровское-Стрешнево, где спинки стульев и диванов декорированы наклеенными картинками.
Единственный настоящий мозаичный элемент в декоре мебели этого периода состоял из узких полосок черного дерева, которые шли по периметру основных плоскостей и по ножкам предмета. Все большее значение приобретает природный рисунок древесины, выявляемый в больших фанерованных плоскостях. Это относится к красному дереву и в основном к карельской березе, которая начинает вытеснять из мебельного производства общепризнанную европейскую древесину. В конце XVIII века ее применяют лишь как фон, на котором еще дают небольшие наборы (примером может служить футляр от часов из собрания Государственного Исторического музея в Москве, датированный 1794 годом), а с начала XIX века фанера карельской березы используется самостоятельно. В роли единственного декоративного элемента деревянных плоскостей мебели выступает кружевной рисунок на золотисто-медовом фоне. К этому же времени получает признание изумительная красота рисунка древесины березового наплыва (капа и корешка), выявляемого под прозрачной отделкой.
Однако капо-корешок применялся значительно реже, так как представляет собой довольно редкое природное явление. Уникальным предметом, фанерованным наплывом березы, является большой овальный стол «Гедирон», принадлежавший И. С. Тургеневу и стоящий в его усадьбе, в комнате «Казино». Наплыв был таких размеров, что на всю плоскость стола ушло всего четыре куска, соединенных взаимно перпендикулярными центральными швами. Сходство текстуры карельской березы с обыкновенным наплывом было таково, что современники нередко ошибались. Так друг семьи Тургеневых великий русский актер М. А. Щепкин в своем описании «Село Спасское-Лутовиново усадьба И.С. Тургенева» упоминает «Гедирон» как стол карельской березы.
Мебель красного дерева в отличие от образцов середины XVIII века изготовляется также лишь с незначительными наборными элементами — тончайшими жилками из светлого клена, проходящими но краю полированных плоскостей предмета, подчеркивая стройность ножек мебели.
Эпоха Александровского ампира, наступившая с начала XIX века, стала временем окончательного исчезновения наборных работ. Строжайшая архитектоника в построении мебели, применение изысканных по своему природному рисунку материалов красного дерева и карельской березы сами по себе играли роль декора.
Что касается рисунков паркета, то в них преобладали геометрические формы: квадратов, восьмигранников, кругов. Растительные элементы встречаются весьма редко. Плоскостные членения паркета находятся в соответствии с декором потолка: В составлении рисунков к паркетным наборам времен ампира принимали большое участие архитекторы А. Воронихин, В. Стасов, К. Росси, А. Брюллов. Основными мастерами паркета этого периода были охтинские столяры Тарасовы (отец и сыновья), а также Дмитрий Никитин, Иван Изотов и Сафрон Тимофеев.
Далее читать по теме: Русская мебель XIX-XX века с мозаичными композициями
Источник
Бывают дни, когда всё валится из рук. Работать не можешь вообще. Начинаешь заставлять себя — изделия ломаются, линии становятся дрожащими и кривыми, клей капает не туда, куда надо. Мысли кружат как водоворот — возникают, пропадают, всплывают, как бы напоминая о себе какие-то образы, и вновь исчезают. Мысленный взор гуляет по ним и ни за что не может зацепиться. Бываю ровные промежутки, когда работается спокойно. Бывают сладостные часы, когда резцы ходят по дереву так, как нужно, рождаются интересные формы, на рисунках линии и пропорции близки к идеалу, время растворяется, ты растворяешься во времени и в пространстве. Работы, созданные в такие периоды всегда «цепляют» — их помнишь, они вызывают приятные, теплые чувства. Мы называем это «вдохновением».
Святой дух, ангел или демон ведет мою руку, направляет мысли и чувства — мне всё равно. Я счастлив в эти часы. Меня как бы нет и в то же время я огромен. Волшебное, незабываемое ощущение, когда чувства обостряются, это состояние которое я затрудняюсь передать словами. Нечто подобное можно испытать при медитациях или во время влюбленности, когда обостренно чувствуешь и видишь прекрасное, когда кажется, что ты бесплотен, и только твой дух качается на воздушных волнах, переплетаясь с духом твоей страсти.
Встретил яркое описание у Достоевского «…вдруг среди грусти, душевного мрака, давления мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напряглись разум, все жизненные силы его. Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось в эти мгновения, продолжавшиеся как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной, гармоничной радости и надежды…» (но это описание состояния перед припадком у Мышкина). Это состояние у каждого окрашено свои цветом и своими эмоциями, но уверен, оно есть у каждого творческого:)
Это состояния души. Духа. Наша душа всегда стремится к прекрасному, красоте, гармонии, пища души — переживания человека — его внутренний мир; «одежды» души — это чувства, эмоции, её инструменты — это вера, религия, искусство.
Искусство и религия, творчество и вера — их переплетение, взаимопроникновение, влияние — вопросы, волнующие не на шутку.
Каждые 500 лет в истории человечества происходят глобальные перемены, наступает перелом, ну и как следствие сразу же возникает новое направление в искусстве.
Середина 1-го тысячелетия до нашей эры — возникновение буддизма.
Начало нашей эры — явление Христа народу и возникновение философии христианства.
500-е года нашей эры — возникновение ислама.
1054 — разделение вселенской церкви на Западную и Восточную. Восточная церковь стала именоваться Православной, поскольку сохраняла прежние позиции в христианском вероучении и признавала в Символе веры трактовку «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго»( цитата ), ну а западная стала впоследствии именоваться Католической, и в Символе веры признавала исход Святого Духа и от Отца, и от Сына. Русь, бывшая в языческой вере и принявшая христианство в 988 году, поддержала Восточную церковь — то есть Православную ветку скорее по формальным причинам . Там две точки зрения — но, пропустим их. Знаменательны эти года зарождением эпохи высокой готики.
Далее, в 1500-1600 года — эпоха зарождения протестантов. Возникновение и становление капитализма — то есть это те отношения в обществе, в которых мы живем сейчас. Возникает книгопечатание — это культурный перелом для искусства — самое интересное. Ну и наши с вами дни 2000 года — не думаю, что их можно назвать спокойными. Мы живем в эпоху, когда все привычные понятия сдвигаются со своих мест. Меняется мировоззрение, мышление. Меняется система ценностей. Поколение перестает читать книги. Меняется материальный мир вокруг — это сказывается на духовном мире
Причинно-следственная цепочка — кризис, возникновение нового направления духовной жизни — явная.
То есть каждая дата перелома характеризуется новыми видами богословия, новым и течениями в религии, естественно, в искусстве. Читал, что это есть изменения и в учениях о конце света. Но это слишком глубоко, оставим это на волю эсхатологии.
Поражает творчество гениев живописи, литературы. Мне почему-то кажется, что с небес сходит кто-то, садится на плечо и водит мысли гения по тайным закоулкам человеческой души, по самым темным сторонам человеческого сердца, открывая истинные причины человеческих поступков. И, это, пожалуй, самое увлекательное путешествие.
Может предметом творчества Создателя являются мысли человека? Помыслы, которые заставляют совершать поступки. Все мы видим лишь поступки, результаты, а истоки, неосязаемые нити, которые тянутся, путаются, обрываются, связываются в узлы, увлекают, губят и возносят, заставляют любить и ненавидеть — их знает лишь тот, кому они принадлежат, ну, и, видимо, тот, кто их подарил.
Вера, религия невозможна без учений, учения невозможны без описаний и иллюстраций. Описания и иллюстрации невозможны без художественного вымысла, образов, символов.
Влияние религии на искусство бесспорно. Религия выводит из реальности, искусство делает то же самое. Через образы, созданные гениями мы постигаем дух той эпохи, которую они отражают, они красивы или уродливы, но они становятся незабываемыми. Через инструменты искусства художник выражает свой внутренний мир, свое отношение к предмету. Католическая Европа насыщена статуями — отголосок того, что католики изображают святых в трехмерном пространстве, и того, что для строительства католических храмов использовался известняк, что дало толчок развитию резьбы по камню. Нас поражают орнаменты Востока, ни в одной стране нет таких узоров, какие видны на мусульманских мечетях — это прямое следствие того, что Коран запрещает всякое изображение Бога. А до недавнего времени вообще запрещалось изображение живых существ. Творчество мастеров ислама в средневековье развивалось лишь в направлениях создания орнаментов и каллиграфии.
Я часто обращаюсь к Богу. Иногда мне кажется, что он благосклонен, иногда, что он вообще ничего не слышит и не видит и ему вообще всё без разницы. Психую. Но вот до мыслей, что его нет — я не разу не доходил:) Вера — это как опора. Когда опора выходит из под ног, в чем угодно засомневаешься.
Хожу в православный храм не по идейным убеждениям, а потому что это основное религиозное учение в России. Всё же, думаю, Бог един, но в силу разных причин (географических, экономических, социальных, культурных, этнических, его называют и почитают по-разному).
Христианство — направление, о котором мне больше всего известно, поэтому и хочу немного поговорить об этом. Католицизм и православие. О влиянии их на искусство. Возможно, мои мысли вызовут отклик у читателя, может этот текст прочитают и забудут, а может и вовсе не прочитают.
В этой статье хочу коснуться эпохи готики. Почему-то она меня завораживает. В искусстве это направление наиболее ярко отобразилось в архитектуре.
Одна из величайших задач готики — это преодолеть самого себя. В средневековье человек ощущал тяжесть своей души, отягченной грехами, они давили и притягивали её к земле. Вместе с душой отягчалось и тело. И вся культура и готическая символика направлена на вознесение, прорыв, стремление к небу, к Богу, к Высшему, к совершенству. Вообще весь готический собор организован так, что он заставляет человека двигаться, в отличие от православного храма, который заставляет человека остановиться. Элемент, который есть только у готического собора, и служит именно движению — лабиринт.
Самым известным является лабиринт в Шартрском соборе. Он единственный сохранившийся из больших лабиринтов.
Лабиринты есть Реймсе, Эврексе, Руане, Амьене, Лионе и других местах — все они были посвящены Деве Марии.
Лабиринты говорили людям о том, как находясь на одном и том же месте можно пройти очень большое расстояние и потратить большое количество времени. Лабиринты символизировали путь паломника к Богу. Начав движение в лабиринте, человек сразу удалялся от центра на максимальное расстояние, потом приближался к центру и вновь удалялся. При этом человек, который только вступил в лабиринт, и тот, который уже находился на выходе из него могли достать друг друга вытянув руки. То есть наглядно было видно, как идя очень долго — можно никуда не уйти — пространство и время были сжаты, скручены, свернуты.
Еще одна характерная черта — это наличие скульптуры в храмах. В скульптурах отображался и ужас греха и лики святых. На лицах скульптур святых стали в то время впервые появляться эмоции. Уникальны скульптуры Реймского собора. Они размещены независимо от стен. Самая известная — «Улыбающийся ангел».
Шпили готических соборов — визитная карточка этой эпохи. Они говорят о стремлении человека подняться до божественных вершин. Такую же стилистику приобретает и костюм элементы одежды. Появляются головные уборы у женщин в виде конусов, устремленные вверх, туфли с заостренными носками.
В это время дамы носили убор, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую. Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш. Широко описанный головной убор Эннен имел форму усеченного конуса. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль. Церковь считала это украшение — карикатурой на готические соборы.
Всё это касалось католических церквей. История Православия и его связи с искусством не менее интересна, но об этом в другом очерке Пути Господни неисповедимы. Чего стоит история собора Святой Софии: построен как православный храм — в 989 сильно пострадал от землетрясения (а в 988 Русь принимает Христианство!), именно в нем произошел раскол церкви на православную и католическую в 1054 году, а впоследствии этот собор (не случайно, я думаю, именуемый собором Премудрости Божей) стал мусульманской мечетью! Сейчас это музей, ну, думаю, вы вам это известно.
Исторические даты, события собраны, послужившие написанию статьи собраны из разных источников — путеводителей, мелких статей и рефератов, телевизионных передач и очерков о моде. Статья написана на основе собственных размышлений. В статье использованы фотографии с просторов интернета, находящиеся в свободном доступе.
Источник
Итальянское искусство эпохи возраждения
Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Тогда во Флоренции произошло мощное зарождение Ренессанса, что и послужило толчком для пересмотра всейхудожественной культуры Италии. Творчество таких авторов как Мазаччо, Донателло и их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей» , присущего готическому искусству позднего треченто. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Большую часть внимания художников занимает колорит индивидуальностей характера, сила человеческих переживания. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Стоит отметить, что тот героизм и монументальность, которые характеризовали творения открывших итальянскую эру Возрождения великих авторов, удерживаются в искусстве кватроченто лишь некоторое время и развиваются в дальнейшем лишь только в период Высокого Возрождения. Художественная реформа начала XV века отсекла возможность обращения, как к старым формам, так и к средневековому спиритуализму. С этого временного этапа искусство Италиистановится реалистично направленным и обретает оптимистический светский характер, что является определяющей чертой Возрождения. Чтобы перестать обращаться к традициям готики раннего Возрождения начинается поиск идей в античности и в искусстве Проторенессанса. Это происходит с одним отличием. Так, если раньше воззвание к античности носило скорее эпизодический характер, и зачастую было лишь простым копированием стиля, то теперь к использованию античного наследия подошли с творческой позиции. В XV веке происходит сближение искусства и науки. Художники стремятся познать и изучить окружающий мир, что приводит к расширению их кругозора и уходу от узкой направленности цехового ремесла. Также это способствует возникновению вспомогательных дисциплин. Великие архитекторы и художники (Донателло, Филиппе Брунеллески, Леона Баттисты Альберти и другие) разрабатывают теорию линейной перспективы. Данный период ознаменовывается систематическим изучением строения человеческого тела и появлением теории пропорций. Для того чтобы правильно и реалистично изобразить человеческую фигуру и пространство привлекаются такие науки как анатомия, математика, анатомия и оптика.
В конце XIV — начале XV века в архитектуре происходит оформление стиля Ренессанса и уход от старых традиций. Подобно изобразительному искусству главенствующую роль в обновлении сыграл призыв к античности. Конечно, новый стиль был не просто второй жизнью для античности. Архитектура Ренессанса была создана в соответствии с новыми духовными и материальными запросами людей. Первоначально архитектура Ренессанса находила свои идеи развития в памятниках, которые были подвластны влиянию античного зодчества. Совместно с новыми идеями творцы Ренессанса, несмотря на отказ от старых устоев, перенимают некоторые свойства готической архитектуры. Византийское зодчество также отразилось на формировании нового стиля, наиболее ярким примером служит церковное строительство. Процесс превращения и развития архитектуры Ренессанса проистекает от попыток изменения внешних декоративных частей к полной переработке ключевых архитектурных форм. Неоднородностью отличается итальянское искусство — XV века. Различие условий местных школ приводит к появлению разнообразия художественных направлений. Если в передовой Флоренции новое искусство было радушно принято, то это вовсе не означает, что оно получило признание и в других частях страны. Одновременно с работами авторов Флоренции (Мазаччо, Брунеллески, Донателло), в северной Италии продолжали своё существование традиции византийского и готического искусства, лишь понемногу смещаемых Ренессансом. Одновременное присутствие инновационных и консервативных тенденций свойственно как местным школам скульптуры и живописи, так и архитектуре XV века.
Проторенессанс Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половине XIII века, начинает активно развиваться, а поэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Что же касается живописи, скульптуры и архитектуры, то здесь пьедестал почёта занимают Джотто, Пьстро Каваллини, Пикколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, стиль и мастерство которых во многом и определили дальнейший ход развития итальянского искусства, став фундаментальным началом для его обновления. Культура Италии XIII — XIV веков неоднозначна и сложна: сочетая органическую связь с общеевропей ской средневековой культурой, в ней возникают совершенно новые черты, предвещающие развитие Ренессанса. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников. Наиболее ярким образцом объединения старых и новых граней является творчество Данте Алигьери. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной» , то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире» . Торжество гуманистических черт Ренессанса над средневековыми просматриваются в творчестве писателей следующих поколений: гениального поэта и одного из первых рядов гуманистов Франческе Петрарки, отца итальянской литературной прозы и автора «Декамерона» , Джованип Боккаччо. Главенствующим становится описание настоящего земного и личного мира человека, его отношений, переживаний, мыслей и страстей. Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII — XIV веков. Ведь когда в странах Западной Европы готический царил готический стиль, в Италии уже стали показываться зачатки нового искусства. Первыми ростками стали живопись и скульптура. Итальянское искусство XIII — XIV веков было воспитано на романской традиции, подвергнутой воздействию Византии и готики. Но всё же оно стало преодолевать характерное для них сверхчувствительное начало и встало на путь создания нового художественного стиля. Кроме того, ведущую роль сыграло воззваниеитальянской культурык наследию анти чности, искусство которой родственно проторенессансным установкам. Архитектура того времени заметно отставала от скульптуры и живописи, оставаясь скованной рамками средневековых традиций. Но симптомы выздоровления и попытка обновления в пользу великолепия декоративности зданий была всё же видна и в зодчестве того периода. Проторенессансные тенденции получали своё развитие неравномерно. Точка отчёта приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века, но в середине столетия процесс становления прерывает влияние готики на итальянскую живопись и скульптуру. И лишь в начале XV века реформы. Джоттои художников его поколения возрождаются вновь.
Высокое Возрождение Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий. Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения. Сосредоточение художественной жизни Италии в начале XVI века перемещается в Рим. Среди крупных государств Италии папская область занимала одну из главенствующих ролей даже в конце предшествующего столетия. Она была мене развита в экономическом плане, нежели Венеция и Флоренция, но обладала силой в международном значении, став на некоторое время акцентом национально — объединительных стремлений в государстве. Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр. Но, так и не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некоторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила также и меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим. Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость. Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI. Новая роль гармонично сочеталась с историческим прошлым городом. Воспоминания о былом величии Римской империи не забывались и с новой силой приобретали новое значение. В начале XVI века это послужило толчком к развитию интереса к древнему миру и историческому развитию. Для Высокого Возрождения очень характерно воодушевление классической древностью. Наиболее благоприятным для данного увлечения стал Рим. На протяжении многих столетий его бесчисленные античные памятники привлекали различных художников. Восприятие классического наследия в Риме прошло полноценно и в более глубокой степени. За счёт постоянной связи с великими произведениями архаики, искусство освобождалось от многословия, зачастую столь характерному творчеству виртуозов кватроченто. Художники Высокого Возрождения обрели способность опускать маленькие подробности, не влияющие на общий смысл и стремиться достичь в своих творениях гармонию и сочетание лучших сторон реальности. Идеалами гуманизма пропитано искусство Высокого Возрождения. Творчество характеризуется верой в неограниченность человеческих возможностей, в его индивидуальность и в рациональный мировой аппарат. Происходит смена общераспространённого в искусстве кватроченто наивного повествовательного стиля и бытовизма на проблемы, затрагивающие гражданский долг. Главным мотивом искусства Высокого Возрождения выступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности. Художники стремятся к выделению основного сюжета и уходу от мелочей. Начало XVI века характеризуется достижением более высокого уровня гармонии и единства в новом виде искусств. Он отличается от средневекового стиля одинаковыми правами как у скульптуры и живописи, так и у архитектуры. Так как скульптура и живопись избавляется от беспрекословного рабства зодчества, что и даёт жизнь к формированию новых жанров искусства таких как: пейзаж, историческая живопись, портрет. В этом периоде архитектура Высокого Ренессанса набирает наибольшие обороты. Её характерными чертами являются: монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в брамантовских проектах собора святого Петра и перестройки Ватикана. Искусство Высокого Возрождения жизнеутверждающе по сути и остается верным традициям реализма в синтезе с широтой обобщения и величавостью задумок. Данное сочетание составляет неповторимый стиль в этапе развития европейской художественной культуры. Грандиозность данного искусства было почитаемо ещё и современниками, — так Вазари говорил о нём как о: «высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства» .
Позднее Возрождение Вторая половина XV века для итальянского искусства Ренессанса становится переходным периодом. В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям. Феодально католическая реакция нанесла смертельный удар. Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии. Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения —Тинторетто, Бассано, Веронезе. Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с манерами прежних. Микеланджело, использовавших всю палитру Ренессанса. Они применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры. Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом» . Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства. Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары ( «Жизнь Бенвенуто Челлини» ), исторические обобщающие труды ( «Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты ( «Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Теоретические труды выражают собой идею, которая является фундаментом для творчества маньеристов — искусство возвышается над действительностью и на пьедестале стоит не реальность, а сугубо субъективные представления художника, симбиоз творческой фантазии. Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью. Италия XVI века насчитывает огромное количество академий. Наиболее знаменитыми являются: витрувианская академия в Риме (основанная в 1542 году), академия рисунка во Флоренции (сформированная Вазари в 1560 году) и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г. ), которая дала жизнь новому этапу развитии европейского искусства. В Италии второй половины XVI века маньеризм был распространен повсеместно, но далеко не везде занимал одинаковое место, находясь на лидирующем положении в художественной культуре.
Источник