Голеностопный тройной перелом

Голеностопный тройной перелом thumbnail

Перелом голеностопа представляет собой нарушение целостности костей, входящих в сочленение. Этот вид травмы — один из самых распространенных (каждый четвертый перелом). При этом переломы в области голеностопного сустава относятся к сложным травмам.

Если пострадавшему вовремя не оказана медицинская помощь или лечение было неправильным, существует высокая вероятность нарушений подвижности сустава. Нарушенная функциональность сустава неизбежно ведет к сложностям при ходьбе, пониженной трудоспособности и, в конечном счете, к инвалидности.

Перелом голеностопа может привести к нарушению подвижности сустава

к содержанию ↑

Строение голеностопа

Сустав голеностопа имеет блоковидное строение. В результате двигательной активности человека в сочленении происходят сгибания и разгибания, небольшие повороты стопы.

Составные части сустава — дистальные окончания большой берцовой и малой берцовой костей — фиксируются на таранной кости.

За счет дистального утолщения в области большой берцовой кости имеется медиальный (внутренний) мыщелок, а в малой — латеральный мыщелок (наружный).

Костная часть голени окружает таранную кость по обе стороны. Сочленение окружено капсулой сустава. Снаружи имеются связки и мышцы.

Мыщелки (или, попросту говоря, лодыжки) заметны под кожными покровами. Они не защищены подкожно-жировой клетчаткой, мускулатурой или фасциями, а потому легко подвергаются травмированию.

Строение голеностопного сустава

Наиболее распространена травма латеральной или медиальной мыщелки. Не так часто, но бывает и одновременное повреждение двух лодыжек, сопровождающееся подвывихом стопы.

к содержанию ↑

Разновидности переломов

Перелом голеностопа классифицируется как внутрисуставное повреждение. От характера перелома зависят сложность патологии, способы ее лечения и продолжительность реабилитационного периода. Травма может носить открытую или закрытую разновидность.

Если повреждение открытое, происходит смещение отломков костей, в результате чего рвутся кожные покровы, появляется мощный болевой синдром, а рана подвергается инфицированию.

Открытые переломы относятся к наиболее тяжелым и приводят к различным осложнениям. При этом открытые переломы в области голеностопа встречаются довольно редко. В случае открытой травмы не обойтись без хирургического вмешательства, а срок лечения может растянуться на многие месяцы.

Переломы закрытого типа встречаются намного чаще. Такие травмы включают или не включают смещение отломков костей. Травмы со смещением значительно усложняют патологию и ее лечение, становятся причиной длительной нетрудоспособности.

При наличии смещения может быть назначена хирургическая операция. Если же речь идет о трещине в кости, достаточно гипсовой повязки или ортеза. При нарушении целостности кости без смещения обычно удается избежать нарушений в работе голеностопного сустава.

Перелом голеностопного сустава со смещением

Переломы классифицируют и по линии дефекта кости:

  • косые;
  • поперечные;
  • продольные;
  • в виде буквы Т;
  • в виде буквы У;
  • звездоподобные.

к содержанию ↑

Причины

Перелом ноги в области голеностопного сустава происходит под механическим влиянием внешней силы, воздействие которой позволяет разрушить целостность кости.

Наиболее распространены переломы травматического типа, при которых нарушается целостность здоровых костей. Однако переломы случаются не только из-за травм, но и в результате развития патологического процесса (онкологическое заболевание, остеопороз, туберкулез, остеомиелит). Такие переломы возникают даже при минимальной нагрузке на кость и носят название патологических.

Обратите внимание! Наиболее часто встречающаяся причина перелома в области голеностопа — подворачивание ноги.

К распространенным причинам травматического перелома относятся:

  • приземление с высоты на прямые ноги;
  • неудачный прыжок с выворотом стопы;
  • подворачивание стопы во время ходьбы, бега, занятий спортом;
  • мощное механическое воздействие на голень ударного типа;
  • падение на ногу тяжести.

Если нога подворачивается вовнутрь, ломается медиальная лодыжка, а если наружу — литеральная. Если стопа по какой-то причине во время получения травмы остается неподвижной, нога скручивается и повреждаются обе лодыжки. При этом происходит подвывих стопы.

Перелом голеностопа чаще всего происходит пр подворачивании ноги

В случае падения или неудачного прыжка с высоты ломается таранная кость. Чаще всего такая травма сочетается с разрывом связок в голеностопе, нарушением целостности лодыжек.

к содержанию ↑

Симптомы

Поскольку голеностоп — самый большой сустав в организме, травма столь крупного узла характеризуется выраженными симптомами.

Для открытых переломов характерно наличие раны, из-которой видны отломки кости. Нарушение целостности кости открытого типа сопряжено с наружным кровотечением, может стать причиной болевого и геморрагического шока.

Закрытые переломы отличаются менее тяжким течением. Зачастую чтобы определить, о переломе ли идет речь, необходимо провести инструментальные исследования. Без рентгеновского снимка не обойтись, поскольку нарушение целостности кости закрытого типа очень напоминает по симптоматике другие типы травм (растяжения, вывихи и ушибы).

Признаки перелома в области голеностопа:

  • сильный болевой синдром;
  • боль не проходит с течением времени;
  • болезненные ощущения не покидают даже в состоянии покоя;
  • болевой синдром становится более интенсивным при прощупывании сочленения или попытке встать на ногу;
  • выраженная отечность в нижней части ноги;
  • гематомы под кожей;
  • заметные деформации конечности;
  • противоестественное положение стопы;
  • хрустящий звук (возникает как результат движения отломков кости) при прощупывании ноги.

Признаком перелома голеностопа является отек ноги

к содержанию ↑

Диагностика

Чтобы подтвердить диагноз, врач осматривает нижнюю конечность пациента, изучает весь комплекс симптомов и заслушивает жалобы пациента.

После этого назначается рентгенологическое исследование, которое проводится в двух проекциях — прямой и боковой. По снимкам можно установить локализацию перелома, наличие смещения и направление линии образовавшегося дефекта.

Поскольку травма голеностопа — внутрисуставное повреждение, в диагностических целях могут быть назначены дополнительные исследования.

В их числе:

  • компьютерная томография;
  • ультразвуковое исследование;
  • артроскопия.

Артроскопия голеностопного сустава

к содержанию ↑

Читайте также:  Рацион питания при переломе ребер

Первая помощь

После перелома голеностопа (или при подозрении на этот вид травмы) следует без промедления обратиться за медицинской помощью. Медики окажут пациенту неотложную помощь и доставят его в травматологию.

Лучше всего вызвать бригаду «Скорой помощи» на место происшествия, однако если такая возможность отсутствует, больного нужно доставить в травматологическое отделение больницы своими силами. При этом нужно быть готовым оказать экстренную помощь пострадавшему вместо врачей.

В случае нарушения целостности конечности закрытого типа нужно наложить шину на поврежденную конечность. Задача шины — обеспечить неподвижность травмированной ноги. Скорее всего в качестве шины придется использовать подручные материалы, например, толстый картон, доски или даже палки.

Нужно закрепить травмированную ногу выше и ниже перелома голеностопа. Если организовать шину не получается, можно зафиксировать поломанную ногу к здоровой конечности.

Обратите внимание! Прежде чем начинать какие-либо действия, желательно снять с травмированной ноги обувь (если такая возможность имеется). Твердое основание нужно прикрепить к поврежденной конечности.

Чтобы уменьшить болевой синдром, пострадавшему можно предложить обезволивающее средства. Подойдут «Анальгин», «Кетанов», «Ибупрофен» и т. п. Если перелом закрытый, поврежденное место рекомендуется обложить пакетами со льдом — это позволит сократить отечность и ограничить распространение гематомы.

Холод при травме голеностопного сустава

Важно! Если речь идет об открытом переломе, ни в коем случае нельзя пытаться вправить сустав. Результатом самодеятельности может стать болевой шок у пострадавшего и серьезные осложнения травмы.

Открытый перелом сопряжен с кровотечением. Его нужно постараться остановить. Для этого следует наложить жгут чуть выше места кровотечения. Края раны желательно обработать антисептиком (подойдут йод, перекись водорода и т. п.). После антисептической обработки рану нужно закрыть чистой повязкой.

к содержанию ↑

Лечение

Последствия переломов закрытого типа без смещения лечат консервативными методами. На травмированный голеностоп накладывают гипс (так называемая повязка «сапожок») или же ортез (пальцев ноги до колена).

В среднем гипсовую повязку нужно носить 1,5 – 3 месяца. Полное восстановление функциональности нижней конечности после перелома в области голеностопного сустава наступает спустя 3 – 4 месяца.

Повязка из Полификса при переломе голеностопа

Если перелом сопровождается смещением отломков кости, необходима репозиция (то есть собирание отломков в единое целое). С этой целью проводится хирургическое вмешательство — остеосинтез.

В ходе операции восстанавливают целостность кости, а отломки фиксируют металлическими винтами, пластинами и спицами. Конструкция эта временная. Примерно спустя год после установки креплений их снимают при повторной операции.

к содержанию ↑

Реабилитация

После перелома в голеностопном суставе необходим реабилитационный период. После снятия гипса пациенту прописывают массаж, лечебную гимнастику, электрофорез. Тактика восстановительного курса определяется сложностью перелома и особенностями общего состояния пациента.

Важную роль в период реабилитации имеет наличие в рационе должного количества кальция, кремния, коллагена и аминокислот. Такие продукты, как сардины, капуста, сыры, молоко, содержат много кальция. Кремнием богаты крупы (ячневая, гречневая, кукурузная, овсяная), бобовые, фисташковые орехи.

Необходимые для реабилитации вещества могут поступать в организм не только с едой, но и в виде отдельных препаратов. Выбор конкретных лекарственных средств и их дозировки — компетенция лечащего врача.

Массаж для воссановления подвижности после перелома голеностопа

В реабилитационный период больному рекомендуют пройти курс массажных процедур. Массаж позволяет оптимизировать показатели напряженности мышц и связок, улучшить лимфоток и кровоток, увеличить чувствительность голеностопа.

Благодаря массажным процедурам удается восстановить нормальную подвижность стопы. Совместно с массажем используются лечебные мази, которые благоприятно воздействуют на сустав голеностопа.

Во время реабилитации рекомендуется развивать достаточную физическую активность, чтобы разработать сустав (пешие прогулки, хождение по лестнице). Однако не следует чрезмерно усердствовать — сустав нельзя перегружать.

Если ходить без посторонней помощи тяжело, можно использовать палку для опоры. В восстановительных целях полезны плавание и аквааэробика.

Обратите внимание! Восстановительные процедуры предотвращают тугоподвижность голеностопа, позволяют избежать отечности стопы.

Используются в восстановительный период и средства народной медицины. В качестве примера можно привести такой состав: 2 лимона, несколько грецких орехов, по горстке кураги и изюма смешивают с медом. Полученный состав принимают перед каждым приемом пищи по чайной ложке.

Орехи с сухофруктами и медом для реабилитации после перелома

к содержанию ↑

Примеры гимнастических упражнений

Физическая нагрузка должна осуществляться как в иммобилизационный, так и в постиммобилизационный период. При этом характер упражнений отличается.

Упражнения для периода иммобилизации:

  1. Напряжение мускулатуры бедра на поломанной ноге.
  2. Сгибания и разгибания рук, движения верхними конечностями по кругу.
  3. Наклоны туловища в разные стороны.
  4. Сгибание и разгибание здоровой нижней конечности в колене и тазобедренном суставе.
  5. Движения пальцами травмированной ноги.
  6. Свешивание пострадавшей конечности с кровати и движения в коленном суставе с небольшой амплитудой.

Когда снимают гипсовую повязку, наступает постиммобилизационный период. Пациенту назначают лечебную гимнастику. Занятия проводятся вначале в больнице, где инструктор знакомит пациента с упражнениями. Спустя какое-то время пациент начинает тренировки в домашних условиях.

Упражнения для реабилитации при переломе голеностопа

Упражнения подбираются таким образом, чтобы постепенно увеличивать и усложнять нагрузки на голеностопный сустав. Задача гимнастических упражнений — разработка сустава после длительной неподвижности. Необходимо улучшить кровоток, тонус мышц и активизировать процесс обмена веществ в поломанной ноге.

Примерный перечень упражнений в постиммобилизационный период:

  1. Ходьба с попеременной опорой на носок и пятку.
  2. Движения голеностопом по кругу.
  3. Сгибание и разгибание стопы.
  4. Перемещение с помощью стопы скалки, теннисного мячика или бутылки.
  5. Удержание небольших предметов с помощью пальцев поврежденной конечностью.
  6. Взмахивания ногой.
Читайте также:  При переломах назначают

к содержанию ↑

Профилактика

Профилактические мероприятия по предотвращению переломов в области голеностопа состоят в соблюдении техники безопасности.

Если же кости подвергаются нежелательным механическим воздействиям, они должны быть достаточно крепкими, чтобы не была нарушена их целостность.

Прежде всего, необходимо организовать здоровое питание — в рационе должны присутствовать все элементы, отвечающие за крепость костей. Рекомендуются умеренные солнечные ванны и достаточная двигательная активность (занятия спортом).

Не следует забывать о периодических обследованиях с целью проверки на болезни костей и суставов.

Источник

Ñðàçó ñêàæó – ê ìåäèêàì ó ìåíÿ ïðåòåíçèé íåò. Íàîáîðîò, êàê ìîãó – âñåãäà âûðàæàþ èì îãðîìíóþ áëàãîäàðíîñòü çà èõ òðóä, è ìîè ïîñòû çäåñü – òîìó ïîäòâåðæäåíèå. Íî ÷òî-òî ó ìåíÿ ñëåãêà «ïðèãîðåë

Â÷åðà óòðîì ïîåõàëà íà ñîáåñåäîâàíèå ïî ïîâîäó íîâîé ðàáîòû. Æàðàààà. Çíàÿ, ÷òî íàäî áåðå÷üñÿ, âûáèðàëà ìàðøðóò, ÷òîá ïîïðîõëàäíåå – ìåòðî äà íîâîìîäíûå àâòîáóñû ñ êîíäåÿìè. Ïîñëå ñîáåñåäîâàíèÿ çàøëà â ìåñòíûé ÒÖ, óìûëàñü õîëîäíîé âîäîé â òóàëåòå, ïîáðîäèëà ïî ïóñòûì ïîêà åùå ýòàæàì, ñîáðàëàñü åõàòü äîìîé.

È òóò áàõíóëî-ïîòÿíóëî è çíàêîìî çàòðåïûõàëîñü â ãðóäè. Ïóëüñ õîðîøî çà 200, ÿ óæå óãàäûâàþ ÷àñòîòó… «Ðóáèòü» íà÷èíàåò ïî÷òè ñðàçó. Ïî ñïèíå õîëîäíûé ïîò, öåïëÿþñü çà áëèæàéøóþ ñòåíó, ïî íåé æå àêêóðàòíî ñïîëçàþ íà ïîë, ÷òîáû íå ðàçáèòü ãîëîâó ïðè ïàäåíèè, ñàæóñü íà ïîïó. Ïåðåä ãëàçàìè ñïëîøü «ìóõè», ñòàðàþñü íå ïàíèêîâàòü è äûøàòü-äûøàòü-äûøàòü… Íàîùóïü âûòàñêèâàþ èç êàðìàøêà ñóìêè ìîþ ïåðñîíàëüíóþ «ñêîðóþ» — ïàðó òàáëåòîê àíòèàðèòìèêà, ðàçæåâàòü, ïîä ÿçûê, ÷òîá áûñòðåå. Âî ðòó ñóøü, äàæå íå ÷óâñòâóþ ãîðå÷è òàáëåòîê. Êî ìíå êòî-òî ïîäõîäèò, ñïðàøèâàåò – «ïëîõî? âûçâàòü ñêîðóþ?». Âûëåïëÿþ ãóáàìè – «íåò..ñïàñèáî..ñåé÷àñ ïðîéäåò», íî, âèäèìî, ïîëó÷àåòñÿ íåóáåäèòåëüíî, ò.ê. ñêîðóþ ãðîìêî òðåáóþò âûçâàòü óæå íåñêîëüêî ãîëîñîâ. Ïîíèìàÿ, ÷òî ñåãîäíÿ ÿ «âëÿïàëàñü», òùàòåëüíî ïðîãîâàðèâàþ áëèæàéøåé ôèãóðå – «ñêàæèòå ñêîðîé, ÷òî àðèòìèÿ, âïâ, áûë èíñóëüò». È äàëüøå ìíå óæå âñå áåçðàçëè÷íî, ÿ ïðîñòî áîðþñü çà êàæäûé âäîõ êàê çà âåëè÷àéøóþ â ìèðå äðàãîöåííîñòü…

×åðåç êàêîå-òî âðåìÿ, êîãäà íà÷àëè äåéñòâîâàòü òàáëåòêè, ïðèøëà â ñåáÿ – ëåæó, íà ïîëó, íà áîêó, ìåíÿ ïðèäåðæèâàåò æåíùèíà. Ïûòàþñü ïîâåðíóòüñÿ, ÷òîáû ïîáëàãîäàðèòü çà ïîìîùü, è òóò – áàõ – â ïðàâîì ãëàçó êòî-òî âûêëþ÷àåò ñâåò. Ñëîâíî ðàçîì ìíå íàëåïèëè ÷åðíóþ ïèðàòñêóþ ïîâÿçêó. Òÿíóñü ïîòåðåòü ãëàç èèèè.. íîâîå îòêðûòèå — ëåâàÿ ðóêà ìíå áîëüøå íå ïðèíàäëåæèò. Áîæå, íåò…íåóæåëè îïÿòü?!..áàðàõòàþñü íà ïîëó, êàê ïåðåâåðíóòûé æóê, ñóäîðîæíî ïðîâåðÿÿ, ÷òî ó ìåíÿ åùå îòêàçàëî. Íåò, òîëüêî ëåâàÿ ðóêà è ïðàâûé ãëàç…êàê æå òàê.. òîãäà, ïðè èíñóëüòå, ÿ ñîâñåì íå ÷óâñòâîâàëà âñþ ëåâóþ ïîëîâèíó – ðóêó è íîãó, è ãðóäíûå ìûøöû ñëåâà..

«Ìèõà, ñêîðàÿ ïîäúåõàëà, âåäåì, äåðæèòåñü» — ðàöèÿ îõðàííèêà. Âèäèìî, íåðàâíîäóøíûå ëþäè èç ÒÖ íàâåëè øîðîõó ïî 003 è 112 – ïðèåõàëè ÁÈÒû, ò.å. ðåàíèìàöèîííàÿ áðèãàäà. Òðîå, ìóæ÷èíû. Âñ¸ î÷åíü áûñòðî, öåïêî, áåç ñàíòèìåíòîâ è ëèøíèõ ðàçãîâîðî⠖ ïóëüñ, ïóëüñîêñèìåòð íà ïàëåö, äàâëåíèå. Ìÿãêèå íîñèëêè, òåìíàÿ ïðîõëàäà ãðóçîâîãî ëèôòà, ãîðÿ÷èé è ñëåïÿùèé ìîðîê óëèöû. ×óâñòâóþ, ÷òî ïóëü ÷óòü ðåäååò – òàáëåòêè ðàáîòàþò, íî ïàíèêà ñòðàøíåéøàÿ âíóòðè – ÷òî ñî ìíîé?! Ïî÷åìó îòêàçàëè ðóêà è ãëàç?!.. Ìåíÿ çàêàòûâàþò â ñàëîí «ñêîðîé», íàöåïëÿþò ýëåêòðîäû, ÝÊÃ, ïàðàëëåëüíî ÷èòàþò âûïèñêó èç èñòîðèè áîëåçíè (âñåãäà íîøó ñ ñîáîé â ïàñïîðòå, ðÿäîì ñ ïîëèñàìè), çàðÿæàþò â êàïåëüíèöó êîðäàðîí – ìîé ñïàñèòåëü… «Ïîðàáîòàé êóëà÷êîì» — «à íåò», ãîâîðþ, «ðóêó íå ÷óâñòâóþ». Ëåãêèé íàïðÿã ó âñåõ. «×òî åùå íå ÷óâñòâóåøü?» — «Ãëàç íå âèäèò». Ñòàðøèé â ðàöèþ çàïðàøèâàåò: «ÎÍÌÊ, 40 ëåò, òÿæåëàÿ, êóäà åäåì?…» ÎÍÌÊ..îí æå èíñóëüò..áîæå..â ãîëîâå ñðàçó âñïëûâàåò âåñü ýòîò êîøìàð, ÷òî íàêðûë ìåíÿ ãîä íàçàä..íî òîãäà ÿ íå çíàëà è íå ïîíèìàëà âñåõ ðèñêîâ, à òåïåðü, ïðîéäÿ «ïî êðàþ», çíàþ ñëèøêîì õîðîøî.

Ìåñòî íà ãîñïèòàëèçàöèþ äàþò â äàëåêîé îò ìîåãî äîìà áîëüíèöå, ÿ òàì åùå íå ëåæàëà íè ðàçó. Âèäèìî, èç-çà êîðîíàâèðóñà ÷àñòü ñòàöèîíàðîâ â ãîðîäå çàêðûòà, ÷àñòü ïåðåïðîôèëèðîâàíà, è ñêîðàÿ âîçèò òîëüêî òóäà, êóäà ðàçðåøàò ïî êàæäîìó êîíêðåòíîìó ñëó÷àþ.

Åäåì áûñòðî, ñî âñåé «öâåòîìóçûêîé», ìåíÿ ÷óòêî áäÿò, äàò÷èêè íå ñíèìàþò. Ïóëüñ ïîä êàïåëüíèöåé óðåæàåòñÿ – ñëûøó ïî ïèñêó ïóëüñîêñèìåòðà. ß ñîâåðøåííî ðàçäàâëåíà ñèòóàöèåé, òèõîíüêî ìó÷àþ îíåìåâøóþ ðóêó, ïûòàÿñü ñîãíóòü õîòÿ áû ïàëüöû è – î ÷óäî! – ê êîíöó ïîåçäêè íà÷èíàþ ÷óâñòâîâàòü òðè ïàëüöà èç ïÿòè, íåìíîãî ïîäíèìàþ ëàäîíü îò êàòàëêè. Ïåëåíà íà ãëàçó òîæå íåìíîãî ñâåòëååò.

Ïðèåõàëè. Âåçóò â ïðèåìíèê. È òóò íà÷àëîñü. Äâåðü íà çàìêå. Ñòàðøèé íàøåé áðèãàäû çâîíèò è ñòó÷èò, åìó â îòâåò òèøèíà, ïîòîì — «æäèòå!». Ñòàðøèé ñðûâàåòñÿ: «Êàêîå æäèòå, á..! Ó ìåíÿ òóò àðèòìè÷åñêèé øîê, ÎÍÌÊ!» ×òî-òî îòâå÷àþò ñ òîé ñòîðîíû. «ß ïîåõàë òîãäà â äðóãóþ áîëüíèöó, ðàçâîðà÷èâàéòå êàòàëêó, ðåáÿòà!» Îòêðûëè. «È ÷¸ âû âñå íåðâíûå êàêèå…âñ¸ âîçþò è îðóò…» Çàâåçëè â ïàëàòó, ïåðåêëàäûâàòü íåêóäà. Æäåì âðà÷à. Æäåì…æäåì…æäåì… Ñòàðøèé, ìàòþêíóâøèñü, óáåæàë – âèäèìî, íà ïîèñêè. ß ïðîäîëæàþ ìó÷àòü ðóêó è ïðîìàðãèâàòü ãëàç. Âñå ëó÷øå è ëó÷øå, — îòïóñêàåò! Äåëþñü îòêðûòèåì ñ ôåëüäøåðîì, êîòîðûé îñòàëñÿ âîçëå ìåíÿ. Ïàðåíü óëûáàåòñÿ ïîä ìàñêîé. Çíà÷èò, íå èíñóëüò?! «Ïîãîäè», ãîâîðèò, «íàäî ñäåëàòü ÊÒ. Íî î÷åíü ïîõîæå íà òðàíçèòîðíóþ èøåìè÷åñêóþ àòàêó». ×òî ýòî çà çâåðü òàêîé, ÿ íå çíàþ, íî íàäåæäà, êîòîðàÿ ðàçðàñòàåòñÿ âíóòðè, ãðååò è óáàþêèâàåò ìåíÿ.

Читайте также:  Спорт после перелома плюсневой кости

«Íó, ïîêàààçûâàéòå âàø «èíñóóóëüò». Ñòàðøèé ïðèøåë ñ âðà÷îì ïðèåìíîãî. Òîò ñêåïòè÷åñêè ìîðùèòñÿ è óõìûëÿåòñÿ. Ìíå – «÷¸ ó òåáÿ ñëó÷èëîñü?» Ïîêà ñîáèðàëàñü ñ ìûñëÿìè, çà ìåíÿ ðàññêàçûâàåò ôåëüäøåð èç áðèãàäû. «Îé, äà âû ÷¸? Òàêàÿ ìîëîäàÿ. Ñðàçó âèäíî – ïðîñòî èñòåðè÷êà». Ñòàðøèé ìîë÷à íàëèâàåòñÿ ãíåâîì è óòàñêèâàåò âðà÷à â êîðèäîð – ïîáåñåäîâàòü ïðèâàòíî. Ìû ñíîâà æäåì…æäåì… Âîêðóã ñòîíóò è êðÿõòÿò çàíåìîãøèå âñåõ ñîðòîâ, ïåðñîíàë â çàùèòíûõ êîñòþìàõ – áåãàþò, êàê óæàëåííûå. Àíòèñåïòèêè, áàðüåðíûå øòîðû èç ïóïûð÷àòîãî ìàòåðèàëà. Àòìîñôåðêà…

Ìåíÿ íàêîíåö-òî âåçóò íà ÊÒ. Òèõîíüêî ìîëþñü ïðî ñåáÿ, ÷òîáû òàì – íè-÷å-ãî ëèøíåãî… Ëèøíåãî íå íàéäåíî. Ñòîï. Âîò ãîä íàçàä – ó ìåíÿ òîæå ñíà÷àëà íè÷åãî íå óâèäåëè íà ÊÒ. Òåì íå ìåíåå – ðåàíèìàöèÿ, òðîìáîëèçèñ, ðåàáèëèòàöèÿ. ×òî ñåé÷àñ?

Ìåíÿ ñîèçâîëÿþò îñòàâèòü â ýòîé áîëüíèöå è áðèãàäó, íàêîíåö, îòïóñêàþò. Ñêîëüêî îíè òóò ïîòðàòèëè âðåìåíè âïóñòóþ âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîìîãàòü äðóãèì çàáîëåâøèì – âîçìîæíî, óìèðàþùèì ñåé÷àñ – ëþäÿì?…

«Ìîÿ» áðèãàäà óåçæàåò, è ïðî ìåíÿ ìîìåíòàëüíî âñå çàáûâàþò. Êàïåëüíèöà íå êàïàåò – âèäèìî, ãäå-òî ïåðåãíóëñÿ êàòåòåð, íî ýòî íèêîãî íå âîëíóåò. Ìåäñåñòåð íåò, íèêòî íå çàõîäèò î÷åíü äîëãî, õîòÿ ðÿäîì òÿæåëî äûøèò íà êàòàëêå òùåäóøíûé äåä, è ïîñòàíûâàåò áëåäíþùàÿ æåíùèíà ñðåäíèõ ëåò, ëåæàùàÿ ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè. Íèêòî íå ïðèõîäèò âçÿòü êðîâü íà àíàëèçû (îáû÷íî â ïðèåìíèêå ýòî äåëàþò âñåãäà). Íèêòî íå èíòåðåñóåòñÿ ìîèì ñàìî÷óâñòâèåì, ðèòìîì, äàâëåíèåì. Õîðîøî, ÷òî ìåíÿ óæå ïî÷òè îòïóñòèëî ê ýòîìó ìîìåíòó, à åñëè áû íåò? Íå ôàêò, ÷òî ÿ ñìîãëà áû êðèêíóòü, è ìåíÿ áû óñëûøàëè.

Ïðîøëî åùå ñ ÷àñ âðåìåíè. Ïî-ïðåæíåìó – íèêîãî è íè÷åãî. Ìåíÿ íå îñìàòðèâàåò íåâðîëî㠖 õîòÿ ñ ìîèìè ââîäíûìè ýòî äîëæåí áûòü ïðîñòî «çîëîòîé ñòàíäàðò» îáñëåäîâàíèÿ. Ðóêà è ãëàç óæå ïî÷òè â íîðìå, ðèòì õîðîøèé, è ÿ ïðèíèìàþ ðåøåíèå áåæàòü èç ýòîãî ÷Óäíîãî ìåñòà. Àêêóðàòíî ñàæóñü íà êàòàëêå, ïðèâûêàþ ê âåðòèêàëè. Çàøëà ìåäñåñòðà – ïî ñâîèì äåëàì, ìîåò ðóêè. «Âû ÷åãî?» Ãîâîðþ «Ñíèìèòå, ïîæàëóéñòà, êàòåòåð, âñå ðàâíî íå êàïàåò, è ÷óâñòâóþ ÿ ñåáÿ óæå íîðìàëüíî». Íè÷åãî íå ñêàçàëà – óøëà. Åùå ïîë÷àñà. Ïðèâåçëè íîâîãî ïàöèåíòà, è, íàêîíåö, ïîÿâëÿåòñÿ âðà÷ è, çàîäíî, ïîäõîäèò êî ìíå. «Íó ÷òî, ïîëó÷øå?» «Ïîëó÷øå», ãîâîðþ, «ñïàñèáî ñêîðîé. ß ïîéäó, ïîæàëóé, à òî ó âàñ ðàáîòû ìíîãî». Óëîâèâ ìîþ èíòîíàöèþ, óõìûëÿåòñÿ «íó, õîòèòå – ïîëîæó â ðåàíèìàöèþ. Òàì 35 ÷åëîâåê, åñòü êîâèäíûå. Õîòèòå?» Ãîâîðþ «âðîäå áû ðåàíèìàöèÿ – íå òî ìåñòî, êóäà ÷åëîâåêà êëàäóò ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ èëè ïðîñüáå. Ýòî íå ñàíàòîðèé. Åñòü ïîêàçàíèÿ – ëå÷èòå, êëàäèòå. Èëè îòïóñêàéòå, ïîåäó äîìîé». «Åçæàéòå..ñåé÷àñ îòäàì äîêóìåíòû». Åùå ïîë÷àñà â êîðèäîðå, ìíå äàþò íà ðóêè ÷óæóþ ÝÊà è ìîþ ÊÒ. È – âñå. Íè êîíòðîëÿ ðèòìà è äàâëåíèÿ, íè îñìîòðà ïðîôèëüíûõ ñïåöèàëèñòîâ, íè äèàãíîçà, íè ðåêîìåíäàöèé. Äàæå ïîäïèñè ìîåé íèãäå íå ïîíàäîáèëîñü ïîñòàâèòü. Ìóæ çàáðàë ìåíÿ è óâåç äîìîé îòëåæèâàòüñÿ, ò.ê. ïîñëå ëåêàðñòâ è íà ôîíå æàðû áûëà ñèëüíàÿ ñëàáîñòü.

…Âîò ÷òî ýòî áûëî, à? Íåò, äî ìîìåíòà ïðèåçäà â ñòàöèîíàð âñå áûëî î÷åíü ÷åòêî è ëîãè÷íî. Ñêîðàÿ ïðèåõàëà áûñòðî, äèñïåò÷åð âåðíî îöåíèë ñèòóàöèþ è íàïðàâèë íóæíóþ áðèãàäó. Áûñòðî íà÷àëè ëå÷åíèå è áûñòðî æå äîâåçëè. À äàëüøå..ÿ ñ òàêèì æå ýôôåêòîì ìîãëà ïîëåæàòü ýòè 3 ÷àñà íà ñêàìåéêå âîçëå ïðèåìíèêà. Èëè âñå âðà÷è è áîëüíèöû ñåé÷àñ íàñòîëüêî çàìîðäîâàíû êîâèäîì, ÷òî ñòàíäàðòû ëå÷åíèÿ ïðî÷èõ áîëÿ÷åê çàäâèíóòû â ïûëüíûé óãîë – äî ëó÷øèõ âðåìåí? Íî ëþäè-òî íå ïåðåñòàëè áîëåòü. È äàæå íàîáîðîò – íàâåðíÿêà ìíîãèå ñòàðàþòñÿ ïåðåòåðïåòü íåõîðîøèå ñèìïòîìû äîìà, ëèøü áû íå ïîäöåïèòü âèðóñ â áîëüíèöå, è «òÿæåëåþò», è óìèðàþò áåç ñâîåâðåìåííîãî ëå÷åíèÿ. Çàòî îò êîâèäà ó íàñ óìèðàþò âñ¸ ìåíüøå è ìåíüøå – ýòà ñòàòèñòèêà ó íàñ êàæäûé äåíü, êàê ïðîãíîç ïîãîäû…

Îêëåìàâøèñü, ÿ ïîãóãëèëà ïðî òðàíçèòîðíóþ èøåìè÷åñêóþ àòàêó, î êîòîðîé çàèêíóëñÿ ôåëüäøåð. Î÷åíü ïîõîæå íà òî, ÷òî ÿ èñïûòàëà. Äà, ýòî íå ïîëíîöåííûé èíñóëüò, íî î÷åíü áëèçêî ê íåìó. È «âåñòè» åå äîëæíû ïðàêòè÷åñêè òàê æå – ïî ñòàíäàðòó «èíôàðêò ìîçãà». È ðèñê èíñóëüòà ïîñëå íåå âåñüìà âåëèê. Òàê ÷òî ìåíÿ äîëæíû áûëè ïîëîæèòü, è êàïàòü, è íàáëþäàòü. Ïî÷åìó â ïðèåìíîì ýòîãî íå ñäåëàëè, ïî÷åìó íå ïðåäóïðåäèëè î ðèñêàõ, íå óäåðæàëè íà âûõîäå — ÿ íå çíàþ. È ÷òî ìíå äåëàòü òåïåðü – ñêðåñòèòü ïàëüöû? íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïðîëåòåâøèé â ãîëîâå òðîìá ðàññîñåòñÿ ñàìè ñîáîé? îáñëåäîâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî? Âñ¸ ðàáîòàåò òîëüêî íà ñêîðóþ è íåîòëîæíóþ ïîìîùü. È äàæå åñëè áóäåøü ïîìèðàòü – íå ôàêò, ÷òî ýòî âîâðåìÿ çàìåòÿò…

Äðóçüÿ, íå áîëåéòå íèêîãäà, à ñåé÷àñ – îñîáåííî. Çäîðîâüÿ âñåì.

Источник