Мировоззрение Толстого

Толстой до сих пор является голосом совести. Живым упрёком для людей,
уверенных, что они живут в соответствии с моральными принципами.

                                                                                                                         Александ Мень

«Моя главная цель в жизни есть добро ближнего», — писал в своём дневнике Л.Н.Толстой. Основной закон искусства – верность жизненной правде, которого придерживался всю свою творческую жизнь великий Толстой.
    Изучая произведения литературы, мы уже знаем, что каждый писатель (да и каждый человек вообще) обладает своим воззрением на мир, или как правильно говорить мировоззрением.
    Мировоззрением называют всю систему взглядов на жизнь: взглядов философских (на общие законы мира), политических (на общественное устройство), нравственных (на отношение между людьми), эстетических (на прекрасное в жизни и искусстве). Мировоззрение складывается в течении всей жизни человека под влиянием воспитания, образования, его деятельности, событий его личной жизни и исторических событий, под влиянием окружающей общественной среды.
    Мировоззрению свойственны противоречия. Человек, под влиянием обстоятельств его жизни, способен колебаться в своих суждениях.
    Так вот, мировоззрение писателя, как любого человека, всегда сказывается на его деятельности. Главная деятельность писателя – художественное творчество. Творчество – особый вид человеческой деятельности. Творческая деятельность писателя не только выражает его мировоззрение, но и воздействует на мировоззрение других людей (читателей).
    Стремление видеть и передать в своих произведениях правду жизни составляет мировоззрение автора «Войны и мира», где ярко раскрывается духовный мир героев, их диалектика души. В этом весь Толстой.
  
 Художественное мировоззрение   Л .  Н .  Толстого , сложное и противоречивое, изменялось на протяжении его долгой жизни. Начал же  Л .  Н .  Толстой 
с того, что уже было открыто М. Ю. Лермонтовым. Мысль о том, что
изучение души человеческой — задача первостепенной важности, стала
главной темой творчества писателя. Он отстаивал глубокую связь
внутреннего мира человека с обществом. Причину всех бед Толстой видел в
том, что современный человек утратил твердую нравственную позицию и в
жизни своей руководствуется ложными идеалами. Спасение человека должно
начинаться изнутри, с его души. Люди научились заглушать врожденный
голос совести, но он никогда не замолкает совсем, поэтому есть
возможность изменить свою жизнь, привести ее в согласие с совестью. Для
этого необходима постоянная внутренняя работа, проверка своих поступков
высшей идеей — добра, любви и справедливости. Большое значение в этом
смысле  Толстой  придавал нравственному самосовершенствованию человека.

      Произведения  Толстого 
объединены центральной проблемой — поисками смысла жизни, истинных
убеждений. Его персонажи ищут истину не только для себя, но и для всего
человечества, т. е. истину абсолютную, поэтому все творчество  Толстого 
проникнуто философичностью. Писателю было важно «воспитать» читателя,
заставить его пройти вместе с героями дорогами духовных исканий и найти
нравственный идеал, но лишь любимым героям  Толстого 
свойственны идейно-нравственные поиски. Их характер под влиянием
напряженной внутренней работы, различных жизненных впечатлений постоянно
развивается. Изменение характера идет через ряд психологических стадий.
Принцип психологизма — один из важнейших в романах  Толстого ;
центральным его постулатом становится «диалектика души» героя, что
означает изображение внутреннего мира героя в постоянном развитии.
      Объяснение важных психологических процессов, переломных моментов в  мировоззрении  героев  Толстой  не доверяет своим персонажам. С этим способен справиться только сам автор-повествователь. Во-первых, людям свойственно подсознательное стремление видеть себя лучше, оправдывать свои поступки; во-вторых, ясно и сжато осветить душевное состояние может только сторонний наблюдатель, человек, поднявшийся над борьбой.
      Нелюбимые герои Толстого ничего не ищут, кроме личного
благополучия. Мир их мыслей и чувств крайне беден, они внутренне
статичны. Для  Толстого  нравственный уровень человека определяется его способностью к внутреннему совершенствованию и духовному развитию.

Афоризмы Льва Толстого

Любить — значит делать добро.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

 Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Человек
подобен дроби: в знаменателе  — то, что он о себе мнит, в числителе —
то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше
дробь.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том,что чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Время проходит, но сказанное слово остается.

Годы перелома в мировоззрении толстого