Год перелома в англии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2019;
проверки требуют 2 правки.
Агитационный плакат о выполнении пятилетнего плана
«Великий перелом» — выражение И. В. Сталина, которым он охарактеризовал начатую в конце 1920-х в СССР политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
Новая экономическая политика, проводившаяся после окончания Гражданской войны и будучи по своей сути компромиссным решением острого кризиса, не могла обеспечить в условиях ожидавшейся войны должные темпы перехода экономики СССР от отсталой аграрной к развитой индустриальной. Одним из возможных путей развития могла быть дальнейшая экономическая либерализация и углубление НЭПа. ВКП(б) под руководством Сталина избрала другой путь — создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства и политические репрессии против целых классов и социальных групп — и прежде всего против «кулаков».
История[править | править код]
В своей статье «Год великого перелома: к XII годовщине Октября» И. В. Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства»[1][2][3]. Именно в этот год произошёл окончательный отказ от политики НЭПа и обозначен мобилизационный курс развития, благодаря которому была решена стоявшая перед страной задача индустриальной модернизации.
Лидер СССР И. В. Сталин в 1929 году
По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома:
- в области производительности труда, что выразилось в «развёртывании творческой инициативы и могучего трудового подъёма миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства».
- в области разрешения в основном проблемы накопления для капитального строительства тяжёлой промышленности, ускоренного развития производства средств производства и создания предпосылок для «превращения нашей страны в страну металлическую».
- в переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».
Реальная ситуация в стране, однако, была далеко не такая оптимистичная. Как указывает исследователь О. В. Хлевнюк, курс на форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию «фактически вверг страну в состояние гражданской войны».
Особенно остро отреагировало сельское население — насильственные хлебозаготовки, сопровождавшиеся массовыми арестами и разорением хозяйств, привели к мятежам, количество которых к концу 1929 года исчислялось уже многими сотнями[источник не указан 468 дней]. Не желая отдавать имущество и скот в колхозы и опасаясь репрессий, которым подверглись зажиточные крестьяне, люди резали скот и сокращали посевы.
На сопротивление деревни государство ответило силой. Провозгласив курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулаков, опираясь на направленные в деревню из города специальные рабочие отряды при поддержке ОГПУ и армии, местные власти насильно сгоняли крестьян в колхозы, отнимая у них имущество.
Это привело лишь к ещё большему обострению обстановки. Согласно данным из различных источников, приводимым О. В. Хлевнюком, в январе 1930 года. было зарегистрировано 346 массовых выступлений, в которых приняли участие 125 000 человек, в феврале — 736 (220 000), за первые две недели марта — 595 (около 230 000), не считая Украины, где волнениями было охвачено 500 населённых пунктов. В марте 1930 года в целом в Белоруссии, Центрально-Чернозёмной области, в Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири, на Урале, в Ленинградской, Московской, Западной, Иваново-Вознесенской областях, в Крыму и Средней Азии было зарегистрировано 1642 массовых крестьянских выступления, в которых приняли участие не менее 750 000—800 000 человек. На Украине в это время волнениями было охвачено уже более тысячи населённых пунктов.
Партийному и государственному руководству пришлось несколько отступить, и 2 марта 1930 в советской печати было опубликовано письмо Сталина «Головокружение от успехов», в котором вина за «перегибы» при проведении коллективизации была возложена на местных руководителей. Ещё через месяц на места была направлена правительственная директива о смягчении курса в связи с угрозой «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений» и уничтожения «половины низовых работников», а также уточнения о порядке реализации коллективизации[4]. Сопротивление крестьянства, однако, привело лишь к некоторому сдерживанию темпов коллективизации, которая была завершена в последующие несколько лет, после того, как силами ОГПУ удалось подавить антисоветские выступления, нейтрализовать и ликвидировать их организаторов и наиболее активных участников. Усмирению крестьянства способствовала и массовая высылка кулаков и членов их семей в лагеря и трудовые поселения в Сибири и на Севере.
В период мирового экономического кризиса, демографическая статистика свидетельствовала о взрывном приросте населения СССР (+15,7 млн чел. с 1926 по 1939 гг.)[5] по сравнению с погрузившимися в Великую Депрессию США(прирост 13,5 млн чел)[6]. Двукратный рост доходов населения с 1932-го по 1937-й[7] обусловил не только улучшение благосостояния[источник не указан 783 дня][цитата не приведена 783 дня], но и увеличение объема внутреннего рынка, что в условиях удешевления импорта и экспорта вследствие кризиса явилось дополнительным импульсом к дальнейшей модернизации.[источник не указан 783 дня][цитата не приведена 783 дня]
В третью пятилетку удалось наконец приступить к реализации главной цели реформ — развертыванию военной промышленности в условиях нарастающей военной угрозы.[цитата не приведена 783 дня]
Итоги[править | править код]
В историографии годами «Великого перелома» принято называть период первых двух сталинских пятилеток.
Продукция | 1932 г. | 1937 | 1932 к 1928 (%) 1-я пятилетка | 1937 к 1933 (%) 1 и 2-я пятилетки |
---|---|---|---|---|
Чугун, млн. т. | 6,2 | 14,5 | 188 % | 439 % |
Сталь, млн. т. | 5,9 | 17,7 | 137 % | 412 % |
Прокат чёрных металлов, млн. т. | 4,4 | 13 | 129 % | 382 % |
Уголь, млн. т. | 64,4 | 128 | 181 % | 361 % |
Нефть, млн. т. | 21,4 | 28,5 | 184 % | 246 % |
Электроэнергия, млрд кВт·ч | 13,5 | 36,2 | 270 % | 724 % |
Бумага, тыс. т. | 471 | 832 | 166 % | 293 % |
Цемент, млн. т. | 3,5 | 5,5 | 194 % | 306 % |
Сахарный песок, тыс. т. | 1828 | 2421 | 142 % | 189 % |
Станки металлорежущие, тыс. шт. | 19,7 | 48,5 | 985 % | 2425 % |
Автомобили, тыс. шт. | 23,9 | 200 | 2988 % | 25000 % |
Обувь кожаная, млн. пар | 86,9 | 183 | 150 % | 316 % |
Первая пятилетка (1928-32) была разработана на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП(б), как продолжение и развитие идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Гл. задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики и укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг «сверхиндустриализации», и правой оппозиции, требовавшей равнения на «узкие места» в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.
В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Часть продукции промышленности в общем объёме хозяйства повысилась с 70,2 % в 1932 до 77,4 % в 1937. 80 % всей промышленной продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы 1-й и 2-й пятилеток.
Для поддержки роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в промышленности выросла на 90 %, что явилось результатом повышения технического уровня и освоения новой техники.
По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии.[10] Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения. Количество рабочих выросло с 9 до 23 млн человек. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышленные товары. В третьей пятилетке (1937—1941) темпы роста промышленного производства по категориям А и Б(производство средств производства и производство товаров народного потребления)значительно снизились и не превышали в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно выросла доля военной промышленности, которая к тому моменту стала обеспечена необходимой материально-сырьевой и кадровой базой.
В результате за 14 предвоенных лет были созданы целые отрасли промышленности буквально с нуля[цитата не приведена 783 дня], а также в достаточно быстрой ликвидации её последствий в виде карточной системы и т. д.
См. также[править | править код]
- Головокружение от успехов
- Сталинские репрессии
- Коллективизация
- Индустриализация
- Голод в СССР (1932—1933)
Примечания[править | править код]
Источник
В российском сознании Вторая Мировая была выиграна благодаря 3 битвам: под Москвой, под Сталинградом и под Курском. И это – редкий случай! даже правда: три этих битвы действительно вошли в состав «коренного перелома». Однако в реальности Вторая Мировая гораздо более масштабна, и минимум втрое большее количество «переломных» битв ускользают из сферы нашего внимания.
В начале новой серии мы поговорим о первой фазе «коренного перелома»: битвах, в которых наступление Оси было остановлено Союзниками. В том числе и о контрнаступлении под Москвой (дойдем до него через одну заметку).
Когда начался коренной перелом в войне?
Как могли догадаться читатели заметки «Когда началась Вторая Мировая Война?», в реальной истории очень сложно датировать процессы. Легко сказать, «когда Гитлер ввел войска в Польшу», сложно – «когда Гитлер начал готовиться к войне с Польшей». Все зависит от выбранных нами определений. А вот у Коренного Перелома во Второй Мировой, вопреки этой закономерности, есть простая и четкая дата начала. Мы можем выбрать много критериев: первая неудачная стратегическая операция стран Оси; первый случай, когда вооруженные силы стран Оси были разгромлены; первый случай, когда страны Оси получили нерешенную в ходе войны стратегически значимую проблему и т.д. Все эти критерии приведут нас ровно к одной дате.
15 сентября 1940г. Битва за Англию (извините, англичане, привык к этому названию – у них принято «Битва за Британию»), генеральное сражение над Лондоном.
Кто вообще с кем сражался в Битве за Англию?
Поскольку события эти у нас совершенно не известны, опишем общий расклад. В 1940г. Британская Империя осталась практически один на один с Германией. Формально у нее все еще было немало союзников (вся Бельгийская и Голландская колониальные империи, например), но эти союзники лишились метрополий (европейских территорий) и не могли прямо сейчас выставить сколь-нибудь значимые силы (за исключением немногочисленных, но качественных польских вооруженных сил, успевших эвакуироваться). Собственные войска Британской Империи были рассредоточены по всему миру; отозвать их было невозможно – во-первых, долго везти, во-вторых, не на чем везти, в-третьих, они нужны были для сдерживания Японии и контроля над колониями.
У англичан был мощный флот – тоже рассредоточенный, но имеющиеся корабли были достаточно сильны, чтобы противостоять строящемуся немецкому флоту. Однако английская авиация была намного слабее немецкой: немногочисленная и намного менее опытная. Поэтому немцы, планируя вторжение на Британские острова, рассчитывали, что немецкая авиация сможет разбить британский флот. Однако для этого нужно было получить полное превосходство в воздухе, т.е. добить британскую авиацию. Одновременно немцы должны был собрать транспортные корабли со всех немецких рек в захваченные ими порты северной Франции. После этого требовалось высадиться на побережье и продолжать снабжать по морю высаженную армию. Задача непростая, но решаемая, учитывая катастрофическую слабость британской сухопутной армии. По сути, у англичан не было в 1940г. ни единого шанса отразить немецкий десант, если немцам удалось бы высадиться без больших потерь на море.
Немцев ограничивало только время: Ла-Манш – серьезная преграда, там непростая погода, и десант был возможен примерно до 20-х чисел сентября. Впрочем, немцы завершили кампанию против Франции уже 25 июня, а подготовку ко вторжению начали еще раньше. Поэтому активные боевые действия на британском ТВД (театре военных действий) начались уже 10 июля. У немцев и англичан был месяц на подготовку, и далее немцы должны были решить свою задачу за 2 месяца боев.
Изначально Третий Рейх имел что-то вроде 3000 боевых самолетов (не буду морочить голову читателям делением на истребители, тяжелые истребители, самолеты поля боя, тактические и стратегические бомбардировщики: оно здесь несущественно), подавляющее большинство – современных моделей. Экипажи этих самолетов имели за плечами многолетнюю довоенную подготовку и боевой опыт польской и французской кампаний. Это была самая мощная авиационная группа, которая когда-либо имелась у Германии. Англичане, напротив, имели меньше 1000 боевых самолетов, причем в большинстве старых моделей. Основной английский истребитель «Харрикейн» был настолько посредственен, что даже немецкие пикирующие бомбардировщики были для него сложной целью. Знаменитый впоследствии «Супермарин Спитфайр» выпускался малой серией и с кучей «детских болезней» и просчетов, которые были устранены только осенью 1940г. в версии mk.II. Опытных пилотов было только несколько сотен (здесь англичанам очень пригодились, например, польские и французские пилоты).
На всякий случай еще раз подчеркну. В воздушном бою важны боевые качества самолета, но еще важнее опыт и способности пилота. Из сотни пилотов-истребителей в годы Второй Мировой только десяток что-нибудь сбивают в своей жизни, и только один становится «асом», способным сбивать цели постоянно. (как следствие: сотня убитых вражеских пилотов-новичков не более важна, чем один убитый вражеский ас). В некоторых случаях отсутствие опыта может быть компенсировано выдающейся мотивацией и способностями… но и они не уберегут пилота от смертельной ошибки по неопытности. У пилотов других типов самолетов зависимость такая же, хоть и не столь очевидная. Поэтому «качественное» превосходство немецкой авиации было подавляющим.
Для сравнения: 22 июня 1941г. вся немецкая авиация на огромном Восточном Фронте насчитывала всего около 2000 слабо подготовленных экипажей боевых самолетов (да, в Википедии про это написана ахинея, полученная методом скрещивания транспортных и разведывательных самолетов с авиацией в Норвегии). (Впрочем, в английской Википедии в статье про Битву за Британию тоже смешано все в кучу.) У СССР было больше 6000 экипажей. И да, к концу этой заметки вы поймете, куда так растратилась немецкая авиация к 1941г. (куда растратилась советская к 1942г. – разговор отдельный).
Короче говоря, на начало июля 1940г. все говорило о том, что британская авиация будет быстро разгромлена, и немцы начнут десант. У них был хорошо продуманный план: сначала разбомбить в потроха аэродромы (сбивая все, что пытается взлететь), затем – порты, затем – железнодорожные станции и т.п. Немцы действовали как всегда хорошо организованно, и снабжению авиационной группировки был отдан главный приоритет по сравнению со всеми другими ТВД.
Почему же Гитлер не взял Лондон? Что-то пошло не так?
«Никогда еще столь многие не были столь многим обязаны столь немногим»
[Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few]
(У. Черчилль, премьер-министр Великобритании)
Наверное, главная сильная сторона британского премьер-министра Уинстона Черчилля (а он – человек исключительно талантливый) – это умение определять приоритеты. После катастрофы во Франции Черчилль мгновенно понял, что главное, от чего зависит выживание страны – это авиация. И предпринял невероятные усилия по ее укреплению. Впервые в истории была организована система противовоздушной обороны. Наблюдательные пункты, диспетчерские центры, дежурящие в воздухе и на земле эскадрильи… невероятно сложная организационно система по защите огромных территорий от немецкого удара. Ведь немцы могли не только использовать свое трехкратное превосходство в численности, но и многократно усиливать его, концентрируя самолеты против одной цели, в то время как англичанам приходилось рассредоточиваться для защиты множества.
Черчилль назначил лорда Бивенбрука министром авиационной промышленности, и тому удалось резко ускорить процесс выпуска новых самолетов (в том числе и современных Спитфайров). Но, конечно, самолеты – это расходный материал, гораздо важнее опытные пилоты – и была создана очень эффективная (хотя и жестокая) система подготовки пилотов. Пилотов-ветеранов регулярно отправляли в отпуск (что само по себе очень важно), но отпуск они должны были проводить, тренируя новичков.
Лорд Бивенбрук — организатор британской авиационной промышленности в Битве за Англию (source: Wiki)
Самое главное преимущество англичан состояло в том, что бои проходили в основном над их территорией. Сбитых английских пилотов спасали и возвращали в строй, а немцы погибали или попадали в плен. Несмотря на это, немцы добились серьезных успехов: к сентябрю им почти удалось подавить английские аэродромы. Времени оставалось критически мало, а численность английской авиации немцы сильно недооценивали. Они не учитывали, что в их донесениях о сбитых английских самолетах есть (стандартное для войны) трехкратное завышение потерь противника. Поэтому немецкое командование решилось на генеральное сражение: выманить всю английскую авиацию, какая оставалась, в небо и разбить ее в один день.
15 сентября. Как заставить англичан бросить все (по мнению немцев, крайне малочисленные) истребительные в бой? Атаковать цель, которую бы англичане были вынуждены защищать всеми силами. Поэтому 15 сентября немцы впервые подвергли ковровой (т.е. невыборочной, по всей территории) бомбардировке Лондон. В результате развернувшегося генерального сражения немцы за один день потеряли 60 самолетов с экипажами – огромные потери для одной авиационной операции. Англичане – менее 30, причем многие самолеты можно было отремонтировать и большинство экипажей спаслись. Через два дня после этого Гитлер отменил вторжение на Британские острова и сменил тактику воздушной войны (теперь немцы проводили ночные бомбежки английских городов, надеясь подорвать готовность англичан воевать). Активные воздушные действия продолжались еще до конца октября, однако стало ясно главное: немцы не успели справиться со своей задачей, и до лета 1941г. их десанта можно было не ждать. А к тому времени британская авиация должна была полностью окрепнуть и отразить любое вторжение.
Британский военный плакат с цитатой из речи Черчилля по случаю победы в четырехмесячной воздушной битве (source: Wiki)
Разумеется, британская авиация вела не только оборонительные бои. До сентября 1940г. она бомбила порты северной Франции, сорвав развертывание там транспортного флота немцев. А после того, как немцы атаковали британские города – начала бомбить Берлин и другие немецкие объекты.
К чему привела победа Союзников в Битве за Англию?
По итогам Битвы за Англию немецкие потери составили порядка 1400 боевых самолетов с экипажами. Англичане – вдвое меньше самолетов и втрое меньше пилотов. Если добавить к этому потери до конца 1940г., то они достигли 3500 пилотов. Такое «кровопускание» оказалось для немецкой авиации фатальным. Конечно, погибали не только ветераны, но и новоприбывшие неопытные пилоты, но можно сказать, что немецкая авиация потеряла практически всех пилотов с боевым опытом и качественной довоенной подготовкой. Этот успех был достигнут англичанами за счет невероятно высокого боевого духа и более быстрого развития тактики, особенно в части применения современных технических средств (радаров и другой электроники) и стратегии – маневрирования крупными авиационными соединениями.
После этого разгрома не было ни одной операции, в которой немецкая авиация показала бы себя хорошо. У нас есть много мифов о «всемогущей немецкой авиации», которые заслуживают отдельного разбора – но все это мифы.
Итак, военно-стратегическим результатом Битвы за Англию был разгром немецкой авиации, а политическим – распад соглашения между Гитлером и Сталиным. Не сумев высадиться на Британские острова, Гитлер понял, что его огромную армию некуда девать, кроме как на восток. В свою очередь, Сталин понял, что немцы не так сильны, как казалось, а Британская Империя достаточно прочна – и отклонил предложение Гитлера совместно разделить ее.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @warisnotagame
Источник