Геополитический перелом

Геополитический перелом thumbnail

Ещё рано произносить предновогодние речи и подводить итоги уходящему 2014 году. Его сюрпризный потенциал явно ещё не исчерпан. Но в любом случае ясно, что он уже стал переломным для мировой геополитике. И перелом этот был официально зафиксирован и утверждён событиями на и около саммита АТЭС в Пекине.

Там был подписан документ о строительстве ещё одного газопровода из России в Китай. Причём, что важно, запитываться он будет не от каких-то новых месторождений, а от известных ресурсов Западной Сибири. То есть — ранее «записанных» за Европой. Говоря образно, к европейскому «газохранилищу» теперь подключат ещё одного потребителя. И весьма мощного.

Но геополитический перелом не в этом.

То, что Россия поворачивается на Восток, очевидно уже давно.

По крайней мере, с тех пор, как оправилась от последствий катастрофы 1990-х годов и начала анализировать новое своё положение и новые свои перспективы в мире. Слова президента Владимира Путина на нынешнем саммите АТЭС, что «для России взаимодействие с АТР — стратегическое, приоритетное направление» — отражают последовательную политику.

Однако при этом Москва очень бережно относилась к своему партнёрству с Европой. В частности — или даже прежде всего — в энергетической области.

Европа это видела, знала, как видела и знала причины такого отношения. А главные из них состояли в том, что Россия была тотально привязана к европейскому товарному, технологическому и, что принципиально важно, финансовому рынку. Грубо говоря, она запитывалась финансовыми ресурсами Европы и, чтобы выравнивать баланс, расплачивалась своими природными ресурсами.

Именно этим объясняется та сугубая бережность, с которой Москва долгое время относилась к Украине. При всём том, что в «транзитных войнах» верх формально оставался за Россией, киевские власти нажимали на самое больное — на стабильность русско-европейского газо-денежного обращения. И с этим приходилось считаться, а значит — довольно сильно вилять в политике. Как украинской, так и европейской.

Иное дело, что, как показывал весь ход дальнейших событий, виляния эти были приёмом тактическим. Стратегически же Россия строила обходные газопроводные ветки мимо Украины и — поворачивалась на Восток. Что, конечно, тоже требовало времени и, главное, того же примерно геостратегического вкуса в манёвре — или вкуса в геостратегическом манёвре, — что необходимо было соблюдать в отношениях с Европою.

Европа же, утеряв необходимую политико-психологическую адекватность в ходе безудержного поглощения суверенитетов входящих в неё стран, решила, что может позволить себе всё и в отношениях с третьими сторонами. И если с США Брюссель проявлял — и даже подчёркнуто демонстрировал — полное вассальное раболепие, то с Россией обращался с высокомерием сюзерена. Считалось, что она обязана исполнять требования и хартии, сочинённые Еврокомиссией, пусть даже те вовсе не согласовывались с Москвою. Собственно, логично — ЕС формально структура суверенная и не обязана сверять свои решения с мнением внешних сторон. Но в международных отношениях столь же естественно взаимоувязывать интересы, особенно, когда речь идёт о столь же суверенных правах партнёра.

Но нет, Европа свои энергетические хартии с мнением о них России не увязывала, а потому создала потрясающе нелогичную ситуацию.

При не гарантированном транзите газа через Украину построенный уже газопровод «Северный поток» не заполнялся до конца, а строительству «Южного потока» постоянно ставились и ставятся палки в колёса.

Конечно, в этом был и есть прозрачный геополитический расчёт. Экономика — если не сама государственность Украины — висит на тонкой нитке транзитного газопровода. Обойти её — значит, сделать Украину не нужной. Вообще. Поскольку же геостратегически Украина была необходима как «анти-Россия» — а ещё Запад отчего-то некритически уверовал в идею Бжезинского, что без Украины Россия никогда больше не станет империей, то есть значимым геополитическим игроком, — то полезнее было время от времени рисковать целостностью транзита. К тому же и риск был не смертелен: Россия поставляет газ на условиях франко-граница Европы, то есть сама несёт все тяготы и риски украинского транзита. И значит, дальше определённого порога упираться не сможет.

Прекрасная, отлаженная схема! Россия сама содержит и обслуживает свою «анти»! А Европа это дело кредитует и тем держит Россию на длинном, но всё же поводке.

Но всё это работает в условиях технически мирного времени. Когда есть определённая уверенность в партнёре. В условиях же войны, которую украинские радикалы объявили России, а Европа их поддержала, данная схема затрещала. На повестку дня стала другая. Она бы очень хорошо отразилась в словах Бисмарка: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами», — если бы он их сказал. К сожалению, он не говорил и слов: «С русскими стоит или играть честно, или вообще не играть». Но от частого повторения эти фразы стали принадлежностью современного политического мифа — а политические мифы всегда базируются на актуальной политической ментальности нации. Значит, они не реальны — но действительны. Россия, раз за разом убеждаясь, что её усилия сохранять равноправное и равнообязанное партнёрство с Европой идут прахом, давно задумалась о поиске новой конфигурации своей энергетической сверхдержавности. Обрушившиеся на неё неправедные и неадекватные санкции стали последней каплей. Громадный газовый контракт с Китаем и нынешние решения наполнить его из «европейского» резервуара явились решением, которое принципиально меняет энергетические «весы» вообще в мире. Именно так, ибо Китай оказался заинтересован и в дальнейших шагах в данном направлении. «Какие бы изменения ни происходили на мировой арене, будем рассматривать усиление нашего сотрудничества как приоритетное направление внешней политики, укреплять взаимное политическое доверие, расширять всестороннюю взаимовыгодную кооперацию», — поощрил такое развитие дел Председатель КНР Си Цзиньпин.

Одним словом, своими санкциями в поддержку украинских нацистов Европа подпилила сук, на котором сидела вся система её экономического контроля над Россией.

Сук ещё не сломался окончательно, но сильно подломился — и вот этот перелом и был заботливо зафиксирован, загипсован и перевязан в Пекине. Отныне Европа, чтобы не свалиться туда же, где уже ворочается не в силах встать Украина, вынуждена будет обнимать тот сук руками и ногами. Тем более что в расчётах с Китаем ни доллара, ни евро не предусматривается: речь идёт о расчётах в национальных валютах.

Читайте также:  Как избавиться от отеков при переломе ноги

А тут ещё Китай дал доступ к своим финансовым ресурсам. Пусть кредитную линию Сбербанк получил копеечную — всего 2 миллиарда долларов, — но это важный символ в условиях фактического санкционного закрытия для российских банков европейского финансового рынка. Корпоративные долги западным банкам в условиях запрета на перекредитование возвращать будет по-прежнему трудно — да, но зато на инвестиционном рынке кислород добавится из другого источника.

Конечно, эти тектонические изменения проявят себя не сразу с сегодня на завтра — в мировой политике тенденции сказываются медленно, и тот же газопровод в Китай надобно ещё построить. Тем не менее, поворот России от неверного партнёра на Восток стал фактом. Который теперь стал и большой экономикой, и, следовательно, большой политикой.

Комментарии (0) |

Распечатать | | Жалоба

Источник: https://tass-analytics.com/positions/3412

Источник

Вице-президент Общества российско-палестинской дружбы Асаад аль-Эвейви — о том, как изменится роль Москвы в ближневосточном урегулировании после заявления Дональда Трампа по Иерусалиму.

Прошедшая на днях встреча «квартета» (Россия, США, ЕС, ООН) по палестино-израильскому урегулированию вновь ставит вопрос о том, какую роль Москва могла бы сыграть в решении этого застарелого кризиса — особенно в свете последних коренных подвижек.

Ведь Ближний Восток всегда находился под пристальным вниманием.

Последний год знаменателен тем, что тональность большинства западных политиков и экспертов в оценках внешней политики России резко изменилась: на Ближнем Востоке сейчас правит бал скорее Москва, чем Вашингтон.

Разрушение государственности в ряде стран региона («арабская весна»), война в Сирии и, в частности, недавно спровоцированная США операция Турции против курдов в этой стране — всё это в перспективе обеспечит лидирующую роль России в этом регионе.

А это спутало карты ключевым игрокам, и не только региональным. Американский план перестройки Ближнего Востока, начавшийся с Ирака, должен был закончиться полной сменой режимов в странах региона. Нынешнее положение дел в Сирии свидетельствует о том, что данный план придется пересмотреть.

Каким образом этот великий геополитический перелом скажется на положении дел в Палестине?

Очевидно, что палестинская проблема, которая стала отходить на второй план на фоне событий «арабской весны», вернулась в эпицентр политических процессов в регионе.

Дональд Трамп еще в декабре анонсировал намерение перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим и признать весь Иерусалим столицей Израиля. Вообще, в законе о переносе американского посольства в Иерусалим от 1995 года (Jerusalem Embassy Act), который принят конгрессом США, Иерусалим называется неделимым городом и признается столицей Израиля.

Только вот со времен Билла Клинтона более ответственные лидеры США откладывали перенос американской дипмиссии, дабы не осложнять и так непростую обстановку в регионе. Трамп же пренебрег международным правом, перечеркнул все ранее достигнутые договоренности и окончательно лишил США возможности выступать в качестве эффективного посредника в ближневосточном мирном процессе.

Всю абсурдность американской политики понимают даже в Европе.

Как заявил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, Евросоюз намерен «перейти в отношениях с Палестиной от временного соглашения (о партнерстве) к соглашению об ассоциации». И это своего рода ответ Вашингтону.

В этой ситуации позиция России выгодно отличается своим подходом к проблеме Иерусалима. Москва последовательно настаивает на том, что Восточный Иерусалим должен стать столицей Палестины, в то время как за Израилем могут остаться права на Западный Иерусалим.

Российское руководство возглавляет лагерь тех держав, которые конструктивно и дальновидно подходят к разрешению палестино-израильского конфликта, что еще более укрепляет позиции Москвы в регионе.

Не менее важным событием стало достигнутое в октябре 2017 года соглашение о единении между ФАТХ и ХАМАС. Враждующие с 2007 года политические силы сегодня договорились о функционировании правительства национального единства.

Этот процесс идет на фоне того, что Израиль занимает 78% исторических земель Палестины, а Палестинское государство — лишь 22%.

Израиль позволяет себе игнорировать законные права палестинцев, пользуясь поддержкой США, в то время как 139 государств, в том числе и Россия, признали Палестинское государство на палестинской территории со столицей в Восточном Иерусалиме.

Израиль окончательно взял курс на «поселенческую оккупацию». Биньямин Нетаньяху объявил о намерении утвердить строительство 3829 новых домов на палестинских землях Западного берега реки Иордан. Нынешнее израильское руководство гарантировало еврейским поселенцам то, что правительство во главе с «Ликуд» не допустит сноса ни одного из этих поселений, так как Вашингтон выражает поддержку их политики.

Читайте также:  Перелом голени снятие гипса

В этом суть проблемы на сегодняшний день. В этом причина периодического обострения конфликта и существующего очага напряженности в Ближневосточном регионе. Только решение «палестинского вопроса» окончательно ликвидирует терроризм и экстремизм.

В Палестине с надеждой смотрят на РФ, с ее помощью рассчитывают на справедливое разрешение этого конфликта.

В частности, Россия могла бы провести международную конференцию по палестинской проблеме, способствовать активизации палестино-израильских переговоров. Оптимизм базируется на том, что российское руководство смогло установить хорошие отношения с Израилем.

Израильский премьер-министр как на работу летает в столицу России, а не в Вашингтон, ведь отныне именно от Москвы зависит, в какую сторону развернется ситуация в многострадальной Сирии, а значит, и положение на северных рубежах Израиля. К тому же не стоит забывать о том, что в Израиле проживают более 1,5 млн русскоговорящих граждан.

Русский язык в Израиле уже по праву может претендовать на статус государственного. Помимо двусторонних хороших отношений между Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньяху не менее важным фактором для палестинцев является то, что Москва сегодня пользуется большим авторитетом во всем регионе.

Последние инициативы Вашингтона могут привести к ситуации, когда Россия останется единственной державой, способной принести мир на многострадальный Ближний Восток.

Асаад аль-Эвейви

Читайте также: Сирия: Военные США убиты авиаударом ВВС Турции

Источник

Ещё рано произносить предновогодние речи и подводить итоги уходящему 2014 году. Его сюрпризный потенциал явно ещё не исчерпан. Но в любом случае ясно, что он уже стал переломным для мировой геополитики. И перелом этот был официально зафиксирован и утверждён событиями на и около саммита АТЭС в Пекине.
Речь прежде всего идёт о подписания соглашения о строительстве ещё одного газопровода из России в Китай. Причём, что важно, запитываться он будет не от каких-то новых месторождений, а от известных ресурсов Западной Сибири. То есть – «записанных» за Европой. Говоря образно, к европейскому «газохранилищу» теперь подключат ещё одного потребителя. И весьма мощного.
Но геополитический перелом не в этом. То, что Россия поворачивается на Восток, очевидно уже давно. По крайней мере, с тех пор, как оправилась от последствий катастрофы 1990-х годов и начала анализировать новое своё положение и новые свои перспективы в мире. Слова президента Владимира Путина на нынешнем саммите АТЭС, что «для России взаимодействие с АТР – стратегическое, приоритетное направление» – отражают последовательную политику.
Однако при этом Москва очень бережно относилась к своему партнёрству с Европой. В частности – или даже прежде всего – в энергетической области.
Европа это видела, знала, как видела и знала причины такого отношения. А главные из них состояли в том, что Россия была тотально привязана к европейскому товарному, технологическому и, что принципиально важно, финансовому рынку. Грубо говоря, она запитывалась финансовыми ресурсами Европы и чтобы выравнивать баланс расплачивалась своими природными ресурсами.
Именно этим объясняется та сугубая бережность, с которой Москва – что бы там не верещала украинская пропаганда – относилась к Украине. При всём том, что в «транзитных войнах» верх формально оставался за Россией, киевские власти нажимали на самое больное – на стабильность русско-европейского газо-денежного обращения. И с этим приходилось считаться, а значит – довольно сильно вилять в политике. Как украинской, так и европейской.
Иное дело, что, как показывал весь ход дальнейших событий, виляния эти были приёмом тактическим. Стратегически же Россия строила обходные газопроводные ветки мимо Украины и – поворачивалась на Восток. Что, конечно, тоже требовало времени и, главное, того же примерно геостратегического вкуса в манёвре – или вкуса в геостратегическом манёвре, — что необходимо было соблюдать в отношениях с Европою.
Европа же, утеряв необходимую политико-психологическую адекватность в ходе безудержного поглощения суверенитетов входящих в неё стран, решила, что может позволить себе всё и в отношениях с третьими сторонами. И если с США Брюссель проявлял – и даже подчёркнуто демонстрировал – полное вассальное раболепие, то с Россией обращался с высокомерием сюзерена. Считалось, что она обязана исполнять требования и хартии, сочинённые Еврокомиссией, пусть даже те вовсе не согласовывались с Москвою. Собственно, логично – ЕС формально структура суверенная и не обязана сверять свои решения с мнением внешних сторон. Но в международных отношениях столь же естественно взаимоувязывать интересы, особенно, когда речь идёт о столь же суверенных правах партнёра.
Но нет, Европа свои энергетические хартии с мнением о них России не увязывала, а потому создала потрясающе нелогичную ситуацию. При не гарантированном транзите газа через Украину построенный уже газопровод «Северный поток» не заполнялся до конца, а строительству «Южного потока» постоянно ставились и ставятся палки в колёса.
Конечно, в это был и есть прозрачный геополитический расчёт. Экономика – если не сама государственность Украины – висит на тонкой нитке транзитного газопровода. Обойти её – значит, сделать Украину не нужной. Вообще. Поскольку же геостратегически Украина была необходима как «анти-Россия» – а ещё Запад отчего-то тотально уверовал в глупую идею Бжезинского, что без Украины Россия никогда больше не станет империей, то есть значимым геополитическим игроком, — то полезнее было время от времени рисковать целостностью транзита. К тому же и риск был не смертелен: Россия поставляет газ на условиях франко-граница Европы, то есть сама несёт все тяготы и риски украинского транзита. И значит, даль определённого порога упираться не сможет.
Прекрасная, отлаженная схема! Россия сама содержит и обслуживает свою «анти»! А Европа это дело кредитует и тем держит Россию на длинном, но всё же поводке.
Но всё это работает в условиях технически мирного времени. Когда есть определённая уверенность в партнёре. В условиях же войны, которые украинские «бешеные» объявили России, а Европа их поддержала, данная схема затрещала. На повестку дня стала другая. Она бы очень хорошо отразилась в словах Бисмарка: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами», – если бы он их сказал. К сожалению, он не говорил и слов: «С русскими стоит или играть честно, или вообще не играть». Но от частого повторения эти фразы стали принадлежностью современного политического мифа – а политические мифы всегда базируются на актуальной политической ментальности нации. Значит, они не реальны – но действительны. Россия, раз за разом убеждаясь, что её усилия сохранять равноправное и равнообязанное партнёрство с Европой идут прахом, давно задумалась о поиске новой конфигурации своей энергетической сверхдержавности. Обрушившиеся на неё неправедные и неадекватные санкции стали последней каплей. Громадный газовый контракт с Китаем и нынешние решения наполнить его из «европейского» резервуара явились решением, которое принципиально меняет энергетические «весы» вообще в мире. Именно так, ибо Китай оказался заинтересован и в дальнейших шагах в данном направлении. «Какие бы изменения ни происходили на мировой арене, будем рассматривать усиление нашего сотрудничества как приоритетное направление внешней политики, укреплять взаимное политическое доверие, расширять всестороннюю взаимовыгодную кооперацию», — поощрил такое развитие дел Председатель КНР Си Цзиньпин.
Одним словом, своими санкциями в поддержку украинских нацистов Европа подпилила сук, на котором сидела вся система её экономического контроля над Россией. Сук ещё не сломался окончательно, но сильно подломился – и вот этот перелом и был заботливо зафиксирован, загипсован и перевязан в Пекине. Отныне Европа, чтобы не свалиться туда же, где уже ворочается не в силах встать Украина, вынуждена будет обнимать тот сук руками и ногами. Тем более что в расчётах с Китаем ни доллара, ни евро не предусматривается: речь идёт о расчётах в национальных валютах.
А тут ещё Китай дал доступ к своим финансовым ресурсам. Пусть кредитную линию Сбербанк получил копеечную – всего 2 миллиарда долларов, — но это важный символ в условиях фактического санкционного закрытия для российских банков европейского финансового рынка. Корпоративные долги западным банкам в условиях запрета на перекредитование возвращать будет по-прежнему трудно – да, но зато на инвестиционном рынке кислород добавится из другого источника.
Конечно, эти тектонические изменения проявят себя не сразу с сегодня на завтра – в мировой политике тенденции сказываются медленно, и тот же газопровод в Китай надобно ещё построить. Тем не менее, поворот России от неверного партнёра на Восток стал фактом. Который теперь стал и большой экономикой, и, следовательно, большой политикой.

Источник