Фридрих эрмлер великий перелом

Фридрих эрмлер великий перелом thumbnail

Великий перелом

Каталог фильмов

Госфильмофонд России

Страна производитель:

СССР

В ролях:

Михаил Державин

,

Петр Андриевский

,

Юрий Толубеев

,

Андрей Абрикосов

,

Александр Зражевский

,

Николай Корн

, Марк Бернес

Фильм «Великий перелом» снял режиссёр Фридрих Эрмлер в 1945 году. Кинолента рассказывает о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, ставшей переломом в Великой Отечественной войне. В течение пяти месяцев город сопротивлялся фашистскому наступлению. Отдать Сталинград врагу — значило проиграть войну, но и удержать город казалось почти невозможно.

В 1946 году на первом Международном кинофестивале в Каннах фильм получил главный приз — «Гран-при».

В подборках

Фильмы о Великой Отечественной войне из архивов Госфильмофонда

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Фридрих эрмлер великий перелом

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Как предложить событие в «Афишу» портала?

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Если вопросы остались — .

    Пожалуйста подтвердите, что вы не робот

    Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.

    Кажется что-то пошло не так. Перезагружу страницу или вернусь сюда позже.Кажется что-то пошло не так. Перезагружу страницу или вернусь сюда позже.

    Источник

    Продол­же­ние цикла расска­зов об отече­ствен­ных режис­сё­рах, судьба кото­рых была связана с евро­пей­скими кино­фе­сти­ва­лями. В этот раз речь пойдёт о первом между­на­род­ном кино­фе­сти­вале в Каннах, победе на нём фильма Фридриха Эрмлера «Вели­кий пере­лом», а также о жизни и твор­че­стве режис­сёра.

    Канн­ский фести­валь на сего­дняш­ний день явля­ется одним из самых престиж­ных кино­фе­сти­ва­лей миро­вого масштаба, а также и самым возраст­ным. Он берёт своё начало в 1939 году. Но для того, чтобы расска­зать о нём, нужно пере­ме­ститься на год раньше в Вене­цию. Именно там прохо­дил глав­ный обще­ев­ро­пей­ский кино­фе­сти­валь 1938 года. Присуж­де­ние победы филь­мам «Олим­пия» Лени Рифен­шталь и «Пилот Лучано Серра» Витто­рио Муссо­лини (сын Бенито Муссо­лини, по иници­а­тиве кото­рого и был создан Вене­ци­ан­ский кино­фе­сти­валь) вызвало боль­шой скан­дал в среде евро­пей­ской элиты.

    Впослед­ствии было принято реше­ние об учре­жде­нии нового свобод­ного от поли­тики кино­фе­сти­валя, кото­рый должен был прохо­дить во Фран­ции. Пред­се­да­те­лем жюри назна­чили Луи Люмьера, а сам фести­валь должен был пройти с 1 по 20 сентября 1939 года в Каннах, однако из-за начала Второй миро­вой войны его пришлось отло­жить на неопре­де­лён­ный срок. В итоге первый между­на­род­ный Канн­ский кино­фе­сти­валь провели только спустя семь лет.

    Помимо даты прове­де­ния первого фести­валя в Каннах, 1946 год приме­ча­те­лен тем, что явля­ется годом начала Холод­ной войны и первым раун­дом идео­ло­ги­че­ского проти­во­сто­я­ния СССР и США. По усло­виям каждая из стран, имею­щих боль­шое кино­про­из­вод­ство, могла пред­став­лять до семи полно­мет­раж­ных кино­кар­тин. Совет­ский Союз был пред­став­лен следу­ю­щими филь­мами: проде­мон­стри­ро­ван­ный на откры­тии «Берлин» Юлия Райз­мана, «Вели­кий пере­лом» Фридриха Эрмлера, «Глинка» и «Зоя» Лео Арнштама, «Камен­ный цветок» Алек­сандра Птушко, «Здрав­ствуй, Москва!» Сергея Ютке­вича и «Чело­век №217» Миха­ила Ромма.

    Фридрих эрмлер великий переломКанн­ский кино­фе­сти­валь 1946 года. Постер

    По итогам первого Канн­ского фести­валя глав­ный приз «Гран-при» (начи­ная с 1955 года, высшая награда полу­чит назва­ние «Золо­тая паль­мо­вая ветвь») был присуж­дён 11 филь­мам, среди кото­рых был «Вели­кий пере­лом» Эрмлера. Также нельзя не отме­тить знако­вую победу отече­ствен­ной картины «Камен­ный цветок» в номи­на­ции, утвер­ждён­ной по ходу фести­валя — «Лучшее исполь­зо­ва­ние цвета». Руко­во­ди­тель совет­ской деле­га­ции Михаил Кала­то­зов впослед­ствии в офици­аль­ном письме Андрею Жданову писал по этому поводу следу­ю­щее:

    «Победа совет­ских картин была прежде всего побе­дой совет­ских идей. Подводя итоги фести­валя в Канне, можно сказать, что фести­валь явился свое­об­раз­ным плац­дар­мом борьбы двух проти­во­по­лож­ных идео­ло­гий — прогрес­сивно-демо­кра­ти­че­ской и буржу­азно-реак­ци­он­ной. Эта послед­няя стре­ми­лась увести чело­ве­че­ство в область мистики, клини­че­ского психо­ана­лиза, нарко­ма­нии и зубо­скаль­ства, приправ­лен­ного порно­гра­фией. Это была так назы­ва­е­мая развле­ка­тель­ная тенден­ция, но по суще­ству сугубо песси­ми­сти­че­ская по своим настро­е­ниям».

    Глав­ной особен­но­стью отече­ствен­ных картин, пред­став­лен­ных во Фран­ции в 1946 году, было стрем­ле­ние пока­зать возмож­ность свет­лого буду­щего и место чело­века в нём. Герои и темы, выве­ден­ные совет­скими режис­сё­рами на экран, были напол­нены жизне­утвер­жда­ю­щими смыс­лами, чего не скажешь о всепо­гло­ща­ю­щем отча­я­нии и безыс­ход­но­сти, став­шими в запад­ном искус­стве второй поло­вины ХХ века на перед­ний план.

    Читайте также:  Родовые повреждения перелом ключицы

    Для режис­сёра Фридриха Эрмлера гран-при Канн­ского фести­валя не было и не могло быть глав­ной награ­дой, хоть он и пони­мал всю важность этого приза для страны. В какой-то степени это собы­тие озна­ме­но­вало конец его твор­че­ского пути. Конечно, после «Вели­кого пере­лома» будут ещё фильмы, однако будет видно, что лучшее своё кино режис­сёр уже снял.

    Фридрих эрмлер великий переломПостер фильма «Вели­кий пере­лом»

    Родился наш герой 1(13) мая 1898 года в одном из месте­чек Витеб­ской губер­нии в бедной много­дет­ной еврей­ской семье, рано лишив­шейся кормильца. С 12 лет был вынуж­ден рабо­тать в аптеке. Влади­мир Марко­вич Бреслав (насто­я­щие имя и фами­лия режис­сёра) не полу­чил ника­кого обра­зо­ва­ния, даже началь­ного, у него просто не было возмож­но­сти сделать это. С детства он мечтал стать актё­ром и, если бы не начав­ша­яся рево­лю­ция, то, скорей всего, мечты бы не были вопло­щены. Рево­лю­ция дала Эрмлеру всё, начи­ная от псев­до­нима и закан­чи­вая жизнью, кото­рую ему было суждено прожить.

    В 1923 году, после воен­ной службы, Эрмлер посту­пает на актёра в Петро­град­ский инсти­тут экран­ного искус­ства, где учится в тече­ние двух лет, но не закан­чи­вает инсти­тут. Как оказа­лось, быть твор­цом экран­ного мира куда инте­рес­ней, чем его героем. Поэтому в 1925 году Эрмлер орга­ни­зо­вы­вает кино­экс­пе­ре­мен­таль­ную мастер­скую (КЭМ), где начи­нает делать собствен­ные фильмы.

    Фридрих эрмлер великий переломФридрих Эрмлер в моло­до­сти

    Первым филь­мом Эрмлера была корот­ко­мет­ражка по заказу Ленин­град­ского горздрав­от­дела «Скар­ла­тина» (1924), в кото­рой нельзя не найти влия­ние Козин­цева и Трау­берга, кото­рыми восхи­щался в начале своего пути моло­дой режис­сёр и шёл как бы по пятам. Но уже на съём­ках следу­ю­щей кино­кар­тины «Катька – бумаж­ный Ранет» (1926) Эрмлер стано­вится на свой путь, изоб­ре­тая вместе с актё­рами Эдуар­дом Иоган­со­ном и Фёдо­ром Ники­ти­ним новый жанр коме­дий­ной мело­драмы. После этого выхо­дят фильмы «Париж­ский сапож­ник» (1927) и «Дом в сугро­бах» (1927), кото­рые служат свое­об­раз­ным пере­хо­дом к новому этапу твор­че­ства Фридриха Эрмлера.

    Затем следует «Обло­мок импе­рии» (1929), где впер­вые в твор­че­стве режис­сёра возни­кает чело­ве­че­ский харак­тер – слож­ный, а глав­ное живой. Это первый поли­ти­че­ский фильм Эрмлера, расска­зан­ный глазами бывшего унтер-офицера, поте­ряв­шего память в резуль­тате конту­зии в Первой миро­вой войне и оказав­ше­гося посреди нового времени. Таким обра­зом, Эрмлер пока­зы­вает обнов­ле­ние страны и дости­же­ния совет­ской власти. Иссле­до­ва­тели отме­чают также в этом фильме влия­ние Фрейда, идеями кото­рого был увле­чён режис­сёр, хоть они и шли враз­рез комму­ни­сти­че­ской идео­ло­гии.

    Стоит выде­лить картину «Встреч­ный» (1932) о рабо­чих ленин­град­ского турбин­ного завода, снятую совместно с Сергеем Ютке­ви­чем. Здесь Эрмлер осва­и­вает приёмы музы­каль­ного монтажа. Теперь, когда в кино появ­ля­ется звук, у режис­сёра появ­ля­ется возмож­ность реали­зо­вать идею фильма о Бетхо­вене, но судьба и партия распо­ря­жа­ются так, что прихо­дится снимать другой фильм.

    В 1935 году на совет­ские экран выхо­дит фильм «Крестьяне», в кото­ром идёт речь о новой совет­ской деревне и о клас­со­вой борьбе внутри неё, продол­жа­ю­щейся после рево­лю­ции. В центре повест­во­ва­ния нахо­дится кулак Гера­сим. Он стре­мится увели­чить свиное пого­ло­вье, дабы подо­рвать деятель­ность колхоза. Жена Гера­сима, Варвара, искренне верит в комму­ни­сти­че­ские идеи и мечтает родить героя совет­ской власти. Но, узнав о планах супруга, стано­вится жерт­вой. После этого разво­ра­чи­ва­ется борьба Гера­сима против началь­ника полит­от­дела, кото­рая завер­ша­ется для Гера­сима пора­же­нием, а для членов колхоза – побе­дой и подтвер­жде­нием верно­сти выбран­ного пути. Тем не менее фильм этот не так одно­зна­чен, как кажется на первый взгляд, в нём можно увидеть чело­ве­че­скую траге­дию, соци­аль­ное одино­че­ство, на кото­рое обре­чены неко­то­рые люди эпохи коллек­ти­визма. «Крестьяне» пришлись по душе Иосифу Сталину, и на первом Между­на­род­ном москов­ском фести­вале 1935 года лента полу­чила глав­ный приз.

    После «Крестьян» Эрмлер снимает, навер­ное, свою глав­ную картину, двух­се­рий­ную кино­э­по­пею об убий­стве Кирова «Вели­кий граж­да­нин» (1937). В этом фильме режис­сёр зани­ма­ется иссле­до­ва­нием природы рево­лю­ции, кото­рая рано или поздно приво­дит к терми­дору. Фридрих Эрмлер изучает фено­мен бесов­ского в чело­веке, кото­рый приво­дит к вырож­де­нию людской общно­сти. Приме­ча­тельно, что одним из связу­ю­щих этого фильма послу­жил роман Фёдора Досто­ев­ского «Бесы». Если же гово­рить о форме, то «Вели­кий граж­да­нин» явля­ется верши­ной твор­че­ства худож­ника, где можно найти общие точки с филь­мами Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса. Пере­смат­ри­вая этот фильм сего­дня — а сделать это опре­де­лённо стоит — всякий зритель сможет открыть для себя собствен­ный смысл, так как картина этими смыс­лами пере­пол­нена. И если мы загля­нем вперёд, то увидим, что после «Вели­кого граж­да­нина» осталь­ные работы Эрмлера выгля­дят второ­сте­пен­ными и откро­венно слабыми.

    В 1941 году начи­на­ется Вели­кая Отече­ствен­ная война, кото­рая застав­ляет режис­сёра открыть для себя новый жанр воен­ного кино. Таким обра­зом, в 1943 году выхо­дит один из первых отече­ствен­ных филь­мов о войне «Она защи­щает Родину». На самом деле на протя­же­нии всего своего твор­че­ского пути Эрмлер вына­ши­вал идею фильма об армии и даже неод­но­кратно заяв­лял об этом, однако поли­ти­че­ская обста­новка скла­ды­ва­лась иначе.

    Следу­ю­щим, вышед­шим уже на исходе войны, стано­вится фильм «Вели­кий пере­лом» (1945). Он, как и преды­ду­щий фильм режис­сёра, не только воен­ный, но и поли­ти­че­ский, сделан­ный на заказ. Но глав­ная особен­ность фильма заклю­ча­ется в другом. «Вели­кий пере­лом» пред­став­ляет собой масштаб­ную картину, в центре кото­рой – роль полко­водца-побе­ди­теля, способ­ного прини­мать верные реше­ния в самых, на первый взгляд, безна­дёж­ных ситу­а­циях. Сюжет фильма расска­зы­вает о Сталин­град­ской битве, при том, что назва­ние города не употреб­ля­ется. До мини­мума сведены и все баталь­ные сцены, а враги пред­став­лены в лице несколь­ких плен­ных офице­ров. Эрмлер пока­зы­вает, как судьба войны реша­ется гене­ра­лами в штабе, а не на поле боя, кото­рое пред­став­лено простран­ством стра­те­ги­че­ских карт. Пере­чис­лен­ное лишь подтвер­ждает талант режис­сёра, сумев­шего с помо­щью огра­ни­чен­ных средств изоб­ра­зить реши­мость и вели­чие той силы, что смогла одолеть фашизм.

    Читайте также:  Перелом локтевого отростка с осколками

    Фридрих эрмлер великий перелом

    Далее в твор­че­стве Фридриха Эрмлера начи­на­ется спад. Исто­рия, кото­рая до этого столь любезно предо­став­ляла сюжеты, после войны утра­тит свою дина­мич­ность. Молча­ние продлится пять лет, и в 1950 году режис­сёр экра­ни­зи­рует пьесу Бориса Рома­шова «Вели­кая сила» про опро­вер­же­ние запад­ной теории наслед­ствен­но­сти в биоло­гии и опыты над выве­де­нием новой породы кур. Затем опять пауза длиной в пять лет, в тече­ние кото­рой Эрмлер будет тщетно пытаться вопло­тить идею фильма о Бетхо­вене.

    В 1955 году выйдет «Неокон­чен­ная повесть» – фильм о силе любви, способ­ной вернуть чело­века к жизни. Это будет и попытка самого Эрмлера вернуться к жизни, так как кине­ма­то­граф для него с наступ­ле­нием новой эпохи умер. Он не сможет найти себя в насту­пив­шей отте­пели. Как вспо­ми­нали совре­мен­ники, доклад Хрущёва на ХХ съезде станет для него насто­я­щей траге­дией. В 1958 году Эрмлер снимет «День первый» о собы­тиях осени 1917 года и уйдёт в доку­мен­таль­ное кино.

    Послед­ним филь­мом режис­сёра станет «Перед судом исто­рии» (1965) – интер­вью против­ника совет­ской власти и монар­хи­ста Васи­лия Шуль­гина, в кото­ром он должен признать ошибоч­ность своих реак­ци­он­ных идей. После этого, каза­лось бы, можно будет реали­зо­вать идею всей своей жизни и снять «Бетхо­вена». Но 12 июля 1967 года, не пере­жив четвёр­тый инфаркт, Фридрих Эрмлер умрёт, оста­вив после себя несколько несо­мнен­ных шедев­ров.

    Источник

    Каннский фестиваль на сегодняшний день является одним из самых престижных кинофестивалей мирового масштаба, а также и самым возрастным. Он берёт своё начало в 1939 году. Но для того, чтобы рассказать о нём, нужно переместиться на год раньше в Венецию. Именно там проходил главный общеевропейский кинофестиваль 1938 года. Присуждение победы фильмам «Олимпия» Лени Рифеншталь и «Пилот Лучано Серра» Витторио Муссолини (сын Бенито Муссолини, по инициативе которого и был создан Венецианский кинофестиваль) вызвало большой скандал в среде европейской элиты.

    Впоследствии было принято решение об учреждении нового свободного от политики кинофестиваля, который должен был проходить во Франции. Председателем жюри назначили Луи Люмьера, а сам фестиваль должен был пройти с 1 по 20 сентября 1939 года в Каннах, однако из-за начала Второй мировой войны его пришлось отложить на неопределённый срок. В итоге первый международный Каннский кинофестиваль провели только спустя семь лет.

    Помимо даты проведения первого фестиваля в Каннах, 1946 год примечателен тем, что является годом начала Холодной войны и первым раундом идеологического противостояния СССР и США. По условиям каждая из стран, имеющих большое кинопроизводство, могла представлять до семи полнометражных кинокартин. Советский Союз был представлен следующими фильмами: продемонстрированный на открытии «Берлин» Юлия Райзмана, «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, «Глинка» и «Зоя» Лео Арнштама, «Каменный цветок» Александра Птушко, «Здравствуй, Москва!» Сергея Юткевича и «Человек №217» Михаила Ромма.

    Каннский кинофестиваль 1946 года. Постер

    По итогам первого Каннского фестиваля главный приз «Гран-при» (начиная с 1955 года, высшая награда получит название «Золотая пальмовая ветвь») был присуждён 11 фильмам, среди которых был «Великий перелом» Эрмлера. Также нельзя не отметить знаковую победу отечественной картины «Каменный цветок» в номинации, утверждённой по ходу фестиваля — «Лучшее использование цвета». Руководитель советской делегации Михаил Калатозов впоследствии в официальном письме Андрею Жданову писал по этому поводу следующее:

    «Победа советских картин была прежде всего победой советских идей. Подводя итоги фестиваля в Канне, можно сказать, что фестиваль явился своеобразным плацдармом борьбы двух противоположных идеологий — прогрессивно-демократической и буржуазно-реакционной. Эта последняя стремилась увести человечество в область мистики, клинического психоанализа, наркомании и зубоскальства, приправленного порнографией. Это была так называемая развлекательная тенденция, но по существу сугубо пессимистическая по своим настроениям».

    Главной особенностью отечественных картин, представленных во Франции в 1946 году, было стремление показать возможность светлого будущего и место человека в нём. Герои и темы, выведенные советскими режиссёрами на экран, были наполнены жизнеутверждающими смыслами, чего не скажешь о всепоглощающем отчаянии и безысходности, ставшими в западном искусстве второй половины ХХ века на передний план.

    Для режиссёра Фридриха Эрмлера гран-при Каннского фестиваля не было и не могло быть главной наградой, хоть он и понимал всю важность этого приза для страны. В какой-то степени это событие ознаменовало конец его творческого пути. Конечно, после «Великого перелома» будут ещё фильмы, однако будет видно, что лучшее своё кино режиссёр уже снял.

    Постер фильма «Великий перелом»

    Родился наш герой 1(13) мая 1898 года в одном из местечек Витебской губернии в бедной многодетной еврейской семье, рано лишившейся кормильца. С 12 лет был вынужден работать в аптеке. Владимир Маркович Бреслав (настоящие имя и фамилия режиссёра) не получил никакого образования, даже начального, у него просто не было возможности сделать это. С детства он мечтал стать актёром и, если бы не начавшаяся революция, то, скорей всего, мечты бы не были воплощены. Революция дала Эрмлеру всё, начиная от псевдонима и заканчивая жизнью, которую ему было суждено прожить.

    В 1923 году, после военной службы, Эрмлер поступает на актёра в Петроградский институт экранного искусства, где учится в течение двух лет, но не заканчивает институт. Как оказалось, быть творцом экранного мира куда интересней, чем его героем. Поэтому в 1925 году Эрмлер организовывает киноэксперементальную мастерскую (КЭМ), где начинает делать собственные фильмы.

    Фридрих Эрмлер в молодости

    Первым фильмом Эрмлера была короткометражка по заказу Ленинградского горздравотдела «Скарлатина» (1924), в которой нельзя не найти влияние Козинцева и Трауберга, которыми восхищался в начале своего пути молодой режиссёр и шёл как бы по пятам. Но уже на съёмках следующей кинокартины «Катька – бумажный Ранет» (1926) Эрмлер становится на свой путь, изобретая вместе с актёрами Эдуардом Иогансоном и Фёдором Никитиним новый жанр комедийной мелодрамы. После этого выходят фильмы «Парижский сапожник» (1927) и «Дом в сугробах» (1927), которые служат своеобразным переходом к новому этапу творчества Фридриха Эрмлера.

    Читайте также:  Ушиб или перелом пальца ноги у ребенка

    Затем следует «Обломок империи» (1929), где впервые в творчестве режиссёра возникает человеческий характер – сложный, а главное живой. Это первый политический фильм Эрмлера, рассказанный глазами бывшего унтер-офицера, потерявшего память в результате контузии в Первой мировой войне и оказавшегося посреди нового времени. Таким образом, Эрмлер показывает обновление страны и достижения советской власти. Исследователи отмечают также в этом фильме влияние Фрейда, идеями которого был увлечён режиссёр, хоть они и шли вразрез коммунистической идеологии.

    Стоит выделить картину «Встречный» (1932) о рабочих ленинградского турбинного завода, снятую совместно с Сергеем Юткевичем. Здесь Эрмлер осваивает приёмы музыкального монтажа. Теперь, когда в кино появляется звук, у режиссёра появляется возможность реализовать идею фильма о Бетховене, но судьба и партия распоряжаются так, что приходится снимать другой фильм.

    В 1935 году на советские экран выходит фильм «Крестьяне», в котором идёт речь о новой советской деревне и о классовой борьбе внутри неё, продолжающейся после революции. В центре повествования находится кулак Герасим. Он стремится увеличить свиное поголовье, дабы подорвать деятельность колхоза. Жена Герасима, Варвара, искренне верит в коммунистические идеи и мечтает родить героя советской власти. Но, узнав о планах супруга, становится жертвой. После этого разворачивается борьба Герасима против начальника политотдела, которая завершается для Герасима поражением, а для членов колхоза – победой и подтверждением верности выбранного пути. Тем не менее фильм этот не так однозначен, как кажется на первый взгляд, в нём можно увидеть человеческую трагедию, социальное одиночество, на которое обречены некоторые люди эпохи коллективизма. «Крестьяне» пришлись по душе Иосифу Сталину, и на первом Международном московском фестивале 1935 года лента получила главный приз.

    После «Крестьян» Эрмлер снимает, наверное, свою главную картину, двухсерийную киноэпопею об убийстве Кирова «Великий гражданин» (1937). В этом фильме режиссёр занимается исследованием природы революции, которая рано или поздно приводит к термидору. Фридрих Эрмлер изучает феномен бесовского в человеке, который приводит к вырождению людской общности. Примечательно, что одним из связующих этого фильма послужил роман Фёдора Достоевского «Бесы». Если же говорить о форме, то «Великий гражданин» является вершиной творчества художника, где можно найти общие точки с фильмами Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса. Пересматривая этот фильм сегодня — а сделать это определённо стоит — всякий зритель сможет открыть для себя собственный смысл, так как картина этими смыслами переполнена. И если мы заглянем вперёд, то увидим, что после «Великого гражданина» остальные работы Эрмлера выглядят второстепенными и откровенно слабыми.

    В 1941 году начинается Великая Отечественная война, которая заставляет режиссёра открыть для себя новый жанр военного кино. Таким образом, в 1943 году выходит один из первых отечественных фильмов о войне «Она защищает Родину». На самом деле на протяжении всего своего творческого пути Эрмлер вынашивал идею фильма об армии и даже неоднократно заявлял об этом, однако политическая обстановка складывалась иначе.

    Следующим, вышедшим уже на исходе войны, становится фильм «Великий перелом» (1945). Он, как и предыдущий фильм режиссёра, не только военный, но и политический, сделанный на заказ. Но главная особенность фильма заключается в другом. «Великий перелом» представляет собой масштабную картину, в центре которой – роль полководца-победителя, способного принимать верные решения в самых, на первый взгляд, безнадёжных ситуациях. Сюжет фильма рассказывает о Сталинградской битве, при том, что название города не употребляется. До минимума сведены и все батальные сцены, а враги представлены в лице нескольких пленных офицеров. Эрмлер показывает, как судьба войны решается генералами в штабе, а не на поле боя, которое представлено пространством стратегических карт. Перечисленное лишь подтверждает талант режиссёра, сумевшего с помощью ограниченных средств изобразить решимость и величие той силы, что смогла одолеть фашизм.

    Далее в творчестве Фридриха Эрмлера начинается спад. История, которая до этого столь любезно предоставляла сюжеты, после войны утратит свою динамичность. Молчание продлится пять лет, и в 1950 году режиссёр экранизирует пьесу Бориса Ромашова «Великая сила» про опровержение западной теории наследственности в биологии и опыты над выведением новой породы кур. Затем опять пауза длиной в пять лет, в течение которой Эрмлер будет тщетно пытаться воплотить идею фильма о Бетховене.

    В 1955 году выйдет «Неоконченная повесть» – фильм о силе любви, способной вернуть человека к жизни. Это будет и попытка самого Эрмлера вернуться к жизни, так как кинематограф для него с наступлением новой эпохи умер. Он не сможет найти себя в наступившей оттепели. Как вспоминали современники, доклад Хрущёва на ХХ съезде станет для него настоящей трагедией. В 1958 году Эрмлер снимет «День первый» о событиях осени 1917 года и уйдёт в документальное кино.

    Последним фильмом режиссёра станет «Перед судом истории» (1965) – интервью противника советской власти и монархиста Василия Шульгина, в котором он должен признать ошибочность своих реакционных идей. После этого, казалось бы, можно будет реализовать идею всей своей жизни и снять «Бетховена». Но 12 июля 1967 года, не пережив четвёртый инфаркт, Фридрих Эрмлер умрёт, оставив после себя несколько несомненных шедевров.

    Интересное:

    Михаил Калатозов. Предвестник «новой волны»

    Главные фильмы и сериалы о НЭПе

    Источник

    Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram

    Источник