Фото перелом локтя у детей

Фото перелом локтя у детей thumbnail

По данным статистики к наиболее частым травмам рук у детей относится перелом локтевого сустава. Родители должны следить за безопасностью игр своего ребенка, знать симптомы и уметь оказать неотложную грамотную помощь пострадавшему малышу.

Причины. Что должны знать родители?

Ввиду своей непоседливости дети большую часть времени проводят в активном двигательном режиме. Младшие дошкольники, изучая окружающий мир, делают ошибку за ошибкой, цена которым – здоровье. Казалось бы, на ровном месте непоседа может зацепиться, упасть и травмировать руку. Ненадлежащий уход либо полное отсутствие такового со стороны близких людей могут привести к травматическим ситуациям.

У детей старшего возраста в спортзале во время тренировок и активной игры есть риск получить сильный прямой удар по руке, влекущий за собой перелом сустава со смещением или без него. Такую же травму подростки часто получают во время массовых неконтролируемых мероприятий. Дорожно-транспортные ситуации могут стать одной из причин переломов рук различной степени тяжестивлекущие длительное расстройство здоровья.

Виды

Все переломы сустава в области локтя можно разделить на:

  • внутрисуставные;
  • околосуставные.

Во время травмы может быть задета одна либо несколько костей. В отдельных тяжелых случаях встречаются множественные травмы с повреждениями локтевого сустава разной степени. Также переломы квалифицируют как:

  • открытые с разрывами кожных покровов и мягких тканей;
  • закрытые;
  • со смещением;
  • раздробленные.

Симптомы

Перелом в области локтя сопровождается характерными симптомами:

  • плач и повышенное возбуждение пострадавшего ребенка;
  • резко выраженная боль;
  • полная либо частичная неподвижность руки;
  • отек сустава, вызванный скоплением в его полости жидкости, крови;
  • изменение цвета кожных покровов;
  • деформация кости (определяется визуально в сравнении со здоровой рукой);
  • отсутствие привычного костного бугорка;
  • наличие гематомы на противоположной стороне руки;
  • болезненная пальпация отростка;
  • редко наблюдаются разрывы мягких тканей с оголенными участками кости.

Больная рука пострадавшего свисает вниз, ее хочется поддержать другой рукой. Если задеты нервные волокна, то малыш чувствует онемение в травмированной конечности. Может возникнуть чувство покалывания в пальцах руки либо жжения кожи. Четко выраженный перелом требует неотложной помощи.

  • Читайте также: ребенок сломал палец на руке или ноге

Первая помощь

При наличии симптомов перелома локтевого сустава необходимо в первую очередь обеспечить руке полную неподвижность. Из подручных материалов: доски, планки, картонки следует соорудить шину, закрепить ее к пострадавшей руке тканью, бинтом, шарфом. Перелом требует фиксации руки под углом 900 ладонью, обращенной к туловищу. Неподвижными должны оставаться плечевой, локтевой и лучезапястный суставы.

Открытую рану необходимо промыть от грязи и наложить стерильную салфетку. При отсутствии подходящих условий следует оставить рану в таком виде, как есть, во избежание инфицирования. Если открыто кровотечение, то поврежденную руку следует поднять вверх. Если есть необходимые навыки, остановить кровотечение можно зажав пальцами кровеносный сосуд ниже места перелома.

К отеку нужно приложить лед, он уменьшит воспаление и снимет болевой синдром. Малыш испытывает сильнейшую боль во время травмы, поэтому его необходимо успокоить и настроить на курс лечения. Поведение взрослого не должно быть суетливым, нервозным, растерянным.

Всем своим видом показывайте, что ситуация под контролем и малышу скоро станет легче. Как бы ни был он виноват, наказание, выяснение причин травмы, нравоучения в данном случае неуместны. Необходимо вызвать бригаду скорой помощи до начала неотложных мероприятий либо после них. Если связь отсутствует, пострадавшего следует самостоятельно доставить в травмпункт.

Для точной постановки диагноза «перелом локтевого сустава» врач должен опросить родителей, свидетелей обстоятельств, при которых получена травма.

Потребуется рентгенологическое исследование для установки типа, сложности перелома и его локализации. В отдельных случаях необходимо будет сделать компьютерную томографию. Методику лечения перелома и реабилитации определяет лечащий врач-травматолог, ортопед.

Осложнения

Ввиду сложного строения локтевого сустава его перелом может вызвать осложнения, если халатно отнестись к лечению и процессу восстановления. Наиболее часто диагностируются:

  • инфицирование открытой раны локтя;
  • частичная либо полная неподвижность руки;
  • несрастание костей;
  • неточное срастание;
  • повышенная чувствительность к холоду, провоцирующая воспалительные процессы.

Реабилитация

Порой бывает непросто восстановить первоначальную подвижность сустава, даже если лечение было правильным.

Нужен целый комплекс мероприятий для анатомической и физиологической реабилитации малыша. Перелом может спровоцировать костные разрастания, сдавливающие нервы, мягкие ткани, сосуды, что приводит к длительному болевому синдрому.

Поэтому после выписки пострадавшего из больницы родители должны неукоснительно соблюдать рекомендации врача по курсу ЛФК, не спешить с нагрузкой на травмированную руку. Только так удастся избежать возможных осложнений и перелом сустава не даст знать себя в будущем.

  • Интересно почитать: перелом ключицы у ребенка

Профилактика

Во избежание различных переломов дошкольники и младшие школьники должны быть всегда в поле зрения родителей. Следует всегда помнить о том, что:

  • дети должны играть на площадках, свободных от опасных травмирующих предметов;
  • родители, учителя должны исключить травмирующие ситуации дома, в школе, во время активного досуга и минуты отдыха детей;
  • игровое и спортивное оборудование должно иметь сертификат качества и пройти проверку на безопасную эксплуатацию;
  • нельзя разрешать детям прыгать с высоты;
  • во время катания на велосипедах, роликах, игр на льду необходимо применять средства индивидуальной защиты: шлемы, щитки, налокотники;
  • следует учить детей правилам безопасного нахождения на дороге. Маленькие дети должны переходить улицу, держась за руку взрослого;
  • спортивные игры не должны быть длительными и утомительными, физическая нагрузка – соответствовать возрасту.

Неоднократное напоминание правил безопасного поведения вне дома с видео консультациями, примерами из медицинской статистики поможет детям закрепить уроки здорового образа жизни и самостоятельно контролировать травмоопасные ситуации. Контроль со стороны взрослых за свободным времяпровождением детей должен быть постоянным, действенным и эффективным. .

Оцените статью: 30 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 30 , средняя оценка: 4,27 из 5

Загрузка…

Источник

Перелом локтя

Перелом локтя

В данной статье будет подробно рассмотрено, как распознать перелом локтевого сустава у ребенка, а также как оказать первую помощь пострадавшему. Дети, в силу своего возраста, очень непоседливы, это является ключевой причиной всех падений, которые иногда заканчиваются травмами.

Причины травмы

Перелом сустава в локте является наиболее распространенным повреждением рук у детей, и причиной этому могут случить разные ситуации:

  • падения;
  • спортивные игры;
  • ДТП;
  • массовая давка.

Травмированный локоть ребенка

Травмированный локоть ребенка

Виды травмы локтевого сустава

Переломы локтя можно разделить на виды:

  • внутри сустава;
  • около сустава.

Также различают типы переломов:

  • открытого;
  • закрытого;
  • смещенного;
  • раздробленного типа.

При открытом переломе происходит повреждение кожных покровов, тем самым во время травмы может произойти заражение участка раны. Открытый перелом требует особого внимания, обработки и правильной фиксации руки. При закрытом переломе инфицирования участка кожи не происходит.

Перелом локтевого сустава со смещением означает, что осколочные части сустава изменили свое первоначальное положение. При переломе раздробленного типа наблюдается раскол сустава, а также возможно и прилегающей кости на несколько осколков.

Читайте также:  Полимерные бинты для переломах ноги

Различить серьезный перелом не представляет труда, так как все симптомы на лицо. Сложно поставить клиническую картину, когда сустав задет не сильно, а также когда имеются травмы еще более серьезнее этой.

Симптомы перелома локтя

Плач без остановки – признак перелома у ребенка

Плач без остановки – признак перелома у ребенка

Если у ребенка перелом в локтевом суставе, это состояние может сопровождаться следующими симптомами:

  • сильный, непрекращающийся плач после падения или другого резкого движения;
  • рука становится неподвижной;
  • ярко выраженная боль в области локтя;
  • появление сильно отечности тканей вокруг травмированного места;
  • изменение цвета кожи в районе сломанного сустава;
  • изменение положения кости, что видно невооруженным глазом;
  • при нажатии на руку в любом месте боль усиливается;
  • появление кровоподтека под кожей на обратной стороне конечности;
  • рука непроизвольно свисает;
  • возможно ощущение онемения, в том случае, если задеты нервные окончания;
  • в покровах тканей можно ощущать покалывание и жжение;
  • охлаждение конечности;
  • редко может произойти разрыв тканей, с выходом наружу сустава.

Неотложная помощь

Перелом руки у ребенка в локте требует срочного приезда скорой помощи, для уточнения диагноза и оказания всех необходимых услуг.

  1. Покой поврежденной руке. Необходимо обеспечить недвижимое положение при травме сустава, для этого можно использовать средства, которые находятся под рукой: линейка, тонкая, легкая дощечка. С помощью бинта и линейки можно сделать шину. Фиксировать руку стоит очень осторожно, подвесив ее на шею.
  2. Если рука находится в вывернутом положении, то не нужно ее самостоятельно вправлять, дергать и накладывать шину. Лучше оставить все как есть до приезда медицинских работников.
  3. Дать ребенку обезболивающее, разрешенное по возрасту, в положенной дозе. Обязательно уведомить врачей о приеме лекарства. Можно использовать детский Нурофен или таблетки Ибупрофен и Парацетамол. Они окажут на время небольшой обезболивающий эффект.
  4. При открытом переломе образуется кровоточащая рана. Необходимо остановить кровь, обработать пораженное место антисептиком.
  5. Приложить лед к поврежденному участку.
  6. Успокоить ребенка с помощью отвлекающих действий, успокоиться родителям. Не нужно сильно выражать эмоции, расстраиваться при ребенке, суетиться. Такое поведение еще больше взволнует и напугает малыша.

Лечение при переломе сустава локтя

Гипс у ребенка на травмированном локте

Гипс у ребенка на травмированном локте

После того, как пострадавшего доставят в больницу, ему сделают рентгеновский снимок, чтобы определить структуру перелома, есть ли смещение. В тяжелых ситуациях могут провести КТ. Врач осмотрит руку больного ребенка на наличие ран, по результатам рентгеновского исследования определит, какой тип повязки накладывать.

Если перелом в легкой форме, без смещений, то руку закрепят гипсовой лангетов, покрывающей руку не со всех сторон. При этом, ребенка отпускают домой и весь период лечения он проводит дома.

У детей до 8 лет срастание костных тканей происходит очень быстро. При правильном наложении крепления, боль уходит практически сразу, и потом не беспокоит малыша.

Фото гипсовой лангеты

Фото гипсовой лангеты

Если же произошел перелом со смещением, то обязательно необходимо хирургической вмешательство, с анестезией. Осколки будут совмещены в правильном положении и наложен гипс. Процедура недолгая, но после ребенок требует наблюдения врачей в стационаре.

Может понадобиться крепление костей спицами, когда перелом происходит не первый раз, в том же месте. Эта процедура и восстановление после нее проходит в больничных условиях, повязка периодически меняется под присмотром врача.

Возможные осложнения после травмы

Перелом у ребенка локтя может вызвать осложнения при нарушении в лечении и восстановительном периоде:

  • развитие инфекции при открытом переломе;
  • неправильное срастание частей;
  • сложности в движении;
  • полное несрастание.

Рентгеновский снимок сустава локтя

Рентгеновский снимок сустава локтя

СОВЕТ: после снятия гипса необходимо настаивать на хорошем контрольном рентгеновском снимке. Он может показать неправильно сросшийся сустав вовремя. В таком случае его лучше сломать заново, чтобы произошло правильное срастание. Так можно избежать опасных последствий, например, деформации сустава.

Период реабилитации

После проведенного лечения и выписки из больницы пострадавшему требуется обеспечить условия для быстрого восстановления руки. Гипс снимается, в среднем, через 1,5 месяца, но все зависит от сложности повреждения и возраста пациента.

Бывает сложно разработать поврежденный сустав, если у ребенка перелом локтевой кости. Для этого в период восстановления ежедневно требуется посещать различные процедуры, помогающие восстановить тонус мышц:

Таблица – Процедуры для восстановления сустава:

НаименованиеОписание
ЛФКЛечебная физкультура позволяет заниматься умеренными нагрузками, для растягивания мышц.
ПлаваниеПлавание разрабатывает работы суставов рук, а также укрепляет иммунитет.
МассажМассаж отлично помогает увеличить приток крови в травмированной руке, тем самым ускорить развитие подвижности.
ФизиотерапияНазначают электрофорез с кальцием на поврежденные участки.
ПитаниеУвеличение в организме молочных продуктов, рыбы, желе, фруктов и овощей, ля пополнения кальция, витаминов, макро и микроэлементов.
Кислородное лечениеНазначают при открытых переломах, когда нарушена циркуляция крови. Улучшается обменный процесс в организме, а также происходит профилактика развития инфекции в тканях.

Молочная продукция при переломах

Молочная продукция при переломах

Инструкция, которую дает доктор при выписке касаемо реабилитации, должна быть полностью соблюдена, только тогда можно думать о возвращении к прежней жизни. Первое время нужно полностью оградить малыша от нагрузок на больной сустав, чтобы происшествие не повторилось.

Профилактика перелома суставов

Дети должны быть под присмотром

Дети должны быть под присмотром

После случившегося инцидента родители должны позаботиться о профилактических методах, которые не позволят ситуации повториться:

  1. При играх дома и на улице не должно быть вблизи травмоопасных предметов;
  2. Не нужно позволять своему чаду прыгать с большой высоты;
  3. Обязательно должна присутствовать специальная защита при катании на велосипеде, самокате и роликах.
  4. Переходить через дорогу нужно только под присмотром взрослого.
  5. Нагрузка на ребенка должна возлагаться в соответствии с его возрастом.
  6. Все используемые игрушки, а также спортивные принадлежности должны иметь сертификат качества, цена на них не должна быть занижена.
  7. Маленькие дети должны постоянно находиться под присмотром родителей.
  8. Требуется постоянно проводить обучающие лекции с ребенком о правилах безопасности, чтобы избежать все неприятных последствий.

Подробнее о данной теме можно узнать, если посмотреть видео в этой статье.

Частые вопросы врачу

Не разгибается рука у ребенка

Здравствуйте, меня зовут Альбина. 2 месяца назад случился у ребенка перелом локтя со смещением. Сыну 5 лет. Гипс сняли, контрольный снимок сделали, все срослось правильно, а он до сих пор не может разогнуть руку до конца, иногда жалуется на боль. Что делать в таком случае?

Здравствуйте, Альбина! То, что ребенок не может еще нормально двигать локтевым суставом – нормальная ситуация. Еще прошло не так много времени, чтобы мышцы растянулись и все вошло в свое русло.

Необходимо ежедневно разрабатывать поврежденный локоть, так как ребенок маленький – сделать это в игровой форме, чтобы его отвлечь. Сгибать и разгибать руку нужно по 10 минут до 6 раз в день. Также могу предложить заняться плаванием с инструктором, предупредив его о травме или нанять хорошего массажиста.

Читайте также:  Клиника платная по переломам

Последствия вовремя не извлеченных спиц?

Здравствуйте, меня зовут Татьяна. У ребенка был перелом в локтевом суставе, со смещением. Ему вставили спицы, а после того, как сняли гипс, сказали, что извлекут спицы через 2 недели. За это время ребенок заболел краснухой, и ему сделали медицинский отвод на полгода от предстоящей операции по извлечению спиц. Скажите, можно ли ему так долго ходить с ними внутри?

Здравствуйте, Татьяна. Ничего страшного в данной отсрочке нет. Со спицами живут, это не приносит вреда здоровью. В положенное время их снимут, и все будет как обычно. Единственное уточнение – не забывайте осторожно разрабатывать сустав все это время.

Источник

Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.

Ñòèìóëîì äëÿ íàïèñàíèÿ äàííîé ñòàòüè ïîñëóæèë íå òàê äàâíî ïðîèçîøåäøèé â Ìîñêâå òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé: â íîÿáðå 2019 ãîäà ìîëîäàÿ æåíùèíà ñ äâóìÿ äåòüìè âûïàëà èç îêíà äåâÿòèýòàæíîãî äîìà. Ìàìà è äåâÿòèìåñÿ÷íàÿ ìàëûøêà ñêîí÷àëèñü íà ìåñòå, à øåñòèëåòíèé ìàëü÷èê â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áûë äîñòàâëåí áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíèöû. Ñîãëàñíî îñíîâíîé âåðñèè, ïðè÷èíîé ñëó÷èâøåãîñÿ ïîñëóæèëà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ó ìîëîäîé ìàìû.

Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè íàõîäÿòñÿ â êîìïåòåíöèè âðà÷à-ïñèõèàòðà. Ïî÷åìó æå àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àêóøåð-ãèíåêîëîã? Ïîòîìó ÷òî çà÷àñòóþ èìåííî àêóøåð-ãèíåêîëîã ìîæåò çàïîäîçðèòü íàëè÷èå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàìû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïîñåòèòü ïðîôèëüíîãî ñïåöèàëèñòà. Äà è òåìà ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñòèãìàòèçèðîâàíà íàøèì îáùåñòâîì, ïîýòîìó æåíùèíà ñêîðåå ïîæàëóåòñÿ íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿõ ñâîåìó àêóøåðó-ãèíåêîëîãó, íåæåëè îáðàòèòñÿ ê ïñèõèàòðó. Äàííàÿ ñòàòüÿ îðèåíòèðîâàíà íå òîëüêî íà ìàì è áåðåìåííûõ æåíùèí, íî è íà èõ áëèçêèõ, êîòîðûì îòâåäåíà âåäóùàÿ ðîëü â ïîääåðæêå ìîëîäûõ ìàòåðåé.

Ïîñëåðîäîâûå ïåðåìåíû

Ðîäû — ñëîæíûé ïðîöåññ, òðåáóþùèé îãðîìíûõ ýíåðãîçàòðàò ñî ñòîðîíû æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà â îðãàíèçìå ìàòåðè ïðîèñõîäÿò ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ãîðìîíàëüíûå), è ýòî íå ìîæåò íå ïîâëèÿòü íà æåíùèíó è åå îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè.

 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ðîäèëüíèöà ìîæåò èñïûòûâàòü øèðîêèé ñïåêòð íåïðåîäîëèìûõ ýìîöèé: îò âîëíåíèÿ, ñ÷àñòüÿ, ðàäîñòè è óäîâîëüñòâèÿ äî ðàçäðàæèòåëüíîñòè,áåñïîêîéñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàñòåðÿííîñòè, ïå÷àëè, ÷óâñòâà âèíû, ïëàêñèâîñòè.

Êàê ïðàâèëî, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íå âûçûâàþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ áëèçêèõ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íå ïðèíÿòî ïðèçíàâàòüñÿ â íàëè÷èè ïðîáëåì, â òîì ÷èñëå ïñèõîëîãè÷åñêèõ, õîòÿ èíîãäà «îñîáåííîå» ïîñëåðîäîâîå ñîñòîÿíèå ïñèõèêè ñòàíîâèòñÿ íàñòîëüêî ñåðüåçíûì, ÷òî òðåáóåò âìåøàòåëüñòâà ñïåöèàëèñòîâ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìîäíî áûòü «óñïåøíîé ìàìîé», êîòîðàÿ óñïåâàåò çàíèìàòüñÿ ðåáåíêîì è îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñàìîðàçâèòèåì, ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, óäåëÿòü âíèìàíèå ìóæó, âåñòè äîìàøíåå õîçÿéñòâî è ïðè ýòîì íå óñòàâàòü è íå æàëîâàòüñÿ íà æèçíü. Ïîòîìó ó íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè ñóùåñòâóåò ñòðàõ áûòü íåïîíÿòûìè, íåïðèíÿòûìè, ÷òî çàòðóäíÿåò âûÿâëåíèå æåíùèí, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â ïîìîùè.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ

Ïîñëåðîäîâàÿ (ïîñòíàòàëüíàÿ) äåïðåññèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì, íàáëþäàåìûì ïîñëå ðîäîâ. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì ÷àñòîòà ñëó÷àåâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 20%. Îäíàêî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî èñòèííûå öèôðû ãîðàçäî âûøå ââèäó òîãî, ÷òî ÷àñòî äåïðåññèÿ íå äèàãíîñòèðóåòñÿ èç-çà íåæåëàíèÿ ìàòåðè ðàñêðûòü èíôîðìàöèþ ÷ëåíàì ñâîåé ñåìüè, íå ãîâîðÿ óæå î âèçèòå ê ïñèõîòåðàïåâòó.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, êîòîðîå âîçíèêàåò â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå (îò íåñêîëüêèõ äíåé äî øåñòè íåäåëü ñ ìîìåíòà ðîäîâ) è õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì óõóäøåíèåì íàñòðîåíèÿ.

Ôàêòîðû ðèñêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè:

— ïðîæèâàíèå â ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè;

— íåäîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü;

— êóðåíèå, ïðèåì àëêîãîëÿ;

— ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà Â6;

— óÿçâèìûå ÷åðòû ëè÷íîñòè (ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïåðôåêöèîíèçì);

— ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ïðîøëîì (äåïðåññèè);

— ïîñëåðîäîâàÿ õàíäðà â ñåìåéíîì àíàìíåçå;

— áåññîííèöà;

— ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;

— ïåðâûå ðîäû;

— îïåðàòèâíîå ðîäîðàçðåøåíèå (êåñàðåâî ñå÷åíèå);

— òðàâìàòè÷íûå, îñëîæíåííûå ðîäû;

— îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà;

— ðîæäåíèå ðåáåíêà âíå çàêîííîãî áðàêà, íåæåëàííûé ðåáåíîê;

— ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì ó íîâîðîæäåííîãî;

— ïîäàâëåíèå ëàêòàöèè èëè íåâîçìîæíîñòü êîðìèòü ðåáåíêà;

— ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ñ ñóïðóãîì (îòñóòñòâèå ïîääåðæêè);

— íàëè÷èå 2 è áîëåå äåòåé ñ ðàçíèöåé â âîçðàñòå ìåíåå 5 ëåò.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè

Âûäåëåíû îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.

Íàðóøåíèÿ ñíà

Ðàññòðîéñòâî ñíà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âèäå áåññîííèöû, òàê è â âèäå ñîíëèâîñòè. Îáû÷íî íà òàêèõ ïðèçíàêàõ ìàìû è èõ ðîäñòâåííèêè íå àêöåíòèðóþò âíèìàíèÿ, îáúÿñíÿÿ ýòî îòñóòñòâèåì íåïðåðûâíîãî ïîëíîöåííîãî íî÷íîãî ñíà. Èçìåíåíèÿ ñíà ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ÿðêèõ ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè ýòîì îíè ìîãóò áûòü êàê ïðèçíàêîì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òàê è åå ïðè÷èíîé. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î òîì, ÷òî ó ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ñïàòü, à î òîì, ÷òî æåíùèíà íå ìîæåò óñíóòü äàæå òîãäà, êîãäà ýòà âîçìîæíîñòü åñòü.

Íàðóøåíèå àïïåòèòà è/èëè èçìåíåíèå âåñà

Êàê è â ñëó÷àå ñ ðàññòðîéñòâîì ñíà, íà èçìåíåíèÿõ àïïåòèòà è âåñà ó íåäàâíî ðîäèâøåé ìàìû íå äåëàþò áîëüøîãî àêöåíòà, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà. Îäíàêî èçìåíåíèå âåñà íà 5% è áîëåå çà 1 ìåñÿö äîëæíî íàñòîðîæèòü.

Ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîæäåíèå ìàëûøà – ñîáûòèå ðàäîñòíîå, ìàìû è áåç äåïðåññèè ìîãóò èñïûòûâàòü ãðóñòü. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè: óñòàëîñòü, îãðàíè÷åíèå ñâîáîäû, íåäîïîíèìàíèå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñóïðóãîì. Îäíàêî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ïîäàâëåííîãî íàñòðîåíèÿ ïðè ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî æåíùèíà ïðåáûâàåò â ýòîì ñîñòîÿíèè â òå÷åíèå áîëüøåé ÷àñòè äíÿ, íåçàâèñèìî îò êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâ.

Ïîòåðÿ èíòåðåñà èëè íåâîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò ÷åãî-ëèáî (àíãåäîíèÿ)

Ïðåæíèå è âíîâü ïîÿâèâøèåñÿ çàíÿòèÿ è óâëå÷åíèÿ (äîìàøíèå äåëà, õîááè, çàíÿòèÿ ñ ìëàäåíöåì) íå âûçûâàþò èíòåðåñà ó ìàòåðè. ×àñòî æàëîáû ïàöèåíòîê çâó÷àò òàê: «Âñå íàäîåëî, íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, ïóñòîòà âíóòðè».

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå èëè âÿëîñòü

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé (íå âñåãäà) àêòèâíîñòè.

×óâñòâî óñòàëîñòè

Áîëüøèíñòâî ìàì ïîñëå ðîäîâ îòìå÷àþò óñòàëîñòü, ÷òî ñâÿçàíî ñ óâåëè÷åíèåì êàê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, òàê è ìîðàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè çà ìëàäåíöà. Î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ìîæíî ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâî óñòàëîñòè âîçíèêàåò ïîñëå ìàëåéøèõ óñèëèé è íå èìååò êàêîé-ëèáî äèíàìèêè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü.

×óâñòâî áåñïîëåçíîñòè èëè ÷óâñòâî âèíû, ñòûäà, ñòðàõà

Æåíùèíà èñïûòûâàåò íåïðåîäîëèìûé ñòðàõ íå ñïðàâèòüñÿ ñ íîâîðîæäåííûì, ñòðàõ îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ìàëûøîì ïðèâîäèò ê ÷óâñòâó ñòûäà çà ñâîè ìûñëè. Æåíùèíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîëåçíîé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìàìà åñòü öåëûé ìèð äëÿ ãðóäíè÷êà.

Íàðóøåíèå êîíöåíòðàöèè èëè íåðåøèòåëüíîñòü

Ðàññåÿííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåêîíòðîëèðóåìîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà ðàçäðàæèòåëè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè, òðóäíîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ ñ îäíîãî ïðîöåññà íà äðóãîé.

Ñóèöèäàëüíûå ìûñëè (èëè ïîïûòêè) è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìûñëè î ñìåðòè

Ìûñëè î ñóèöèäå (à òåì áîëåå ïîïûòêè åãî ñîâåðøèòü) ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåñîìûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, ïðè íàëè÷èè êîòîðîãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Íàëè÷èå îäíîâðåìåííî 5 è áîëåå èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè.

Âðåìÿ îò âðåìåíè ëþáàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò êàêèå-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ. Îäíàêî î äåïðåññèâíîì ðàññòðîéñòâå ñëåäóåò ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ýòè ñèìïòîìû ìàëî ìåíÿþòñÿ èçî äíÿ â äåíü è íå çàâèñÿò îò îáñòîÿòåëüñòâ.

Читайте также:  Фото перелома костей предплюсны

«Áýáè-áëþç»

Íàëè÷èå íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå õàðàêòåðíî íå òîëüêî äëÿ äåïðåññèè, íî è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ñîñòîÿíèé.

 ïåðâóþ î÷åðåäü ê òàêèì ñîñòîÿíèÿì îòíîñÿò «áýáè-áëþç» (ïîñëåðîäîâûé áëþç, ïîñëåðîäîâàÿ ìåëàíõîëèÿ), êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôàçó ýìîöèîíàëüíîé ëàáèëüíîñòè ïîñëå ðîäîâ ñ ÷àñòûìè ïðèñòóïàìè ïëà÷à, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ðàñòåðÿííîñòè è áåñïîêîéñòâà.

«Áýáè-áëþç» âñòðå÷àåòñÿ ó 70-80% íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé è êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü.

Ïðè÷èíîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû. Ïîñëå ðîäîâ ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðîãåñòåðîíà è ýñòðîãåíà, è ýòî âëèÿåò íà âûðàáîòêó ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà, îòâå÷àþùèõ çà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.

Ñèìïòîìû «áýáè-áëþçà» âîçíèêàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ 10 äíåé ïîñëå ðîäîâ, äîñòèãàÿ ñâîåãî ìàêñèìóìà ê 5 äíþ.

Îáû÷íî ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîãî áëþçà íå îêàçûâàþò âëèÿíèÿ íà ñïîñîáíîñòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå è ñîöèàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ìàòåðåé. «Áýáè-áëþç» íå ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèåé è íå òðåáóåò àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè. Îäíàêî ïðîÿâëåíèÿ «áýáè-áëþçà», ñîõðàíÿþùèåñÿ â òå÷åíèå áîëåå äâóõ íåäåëü, ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ áîëåå òÿæåëûõ ôîðì ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ.

Äåïðåññèÿ êàê ñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ñðåäè âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè, â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû è æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Ãèïîòèðåîç, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ çàòîðìîæåííîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, óõóäøåíèåì ïàìÿòè è ñîîáðàçèòåëüíîñòè.

Íàïðîòèâ, ãèïåðòèðåîç è, ñîîòâåòñòâåííî, âûñîêèé óðîâåíü ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè ñèìïòîìàìè: ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñóåòëèâîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ ñ áûñòðûì ïåðåõîäîì îò ñìåõà ê ïëà÷ó.

Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, õàðàêòåðíîå äëÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ òàêèõ ñèìïòîìîâ êàê ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü.

Ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ìåòèëäîïà, íèôåäèïèí, èíòåðôåðîí, òàêæå ìîæåò îòðàæàòüñÿ íà ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.

Ëå÷åíèå

Äëÿ ëå÷åíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè èñïîëüçóþò ïñèõîòåðàïèþ è àíòèäåïðåññàíòû. Ó ïàöèåíòîê, ñòðàäàþùèõ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè ëåãêîé è ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, áåç ïñèõîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñóèöèäàëüíûõ òåíäåíöèé, ïðèìåíÿþò ïñèõîòåðàïèþ.  áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íàçíà÷àþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû.

Íå áîéòåñü îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó!

Âî-ïåðâûõ, ýòî àáñîëþòíî êîíôèäåíöèàëüíî. Âî-âòîðûõ, ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ íå ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî îïàñíûì çàáîëåâàíèåì. Â-òðåòüèõ, æåíùèíû ïåðåæèâàþò î òîì, ÷òî èì ïðèäåòñÿ çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå â ñâÿçè ñ ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ, íî â íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåìûõ â òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîâ ðàçðåøåíû ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè.

Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ âûáîð êîìïåòåíòíîãî ïñèõèàòðà, óâàæàþùåãî æåëàíèå ìàìû íå ïðåðûâàòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Ñòðàõ çàâèñèìîñòè îò ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ òàêæå îñòàíàâëèâàåò æåíùèíó îò îáðàùåíèÿ ê ïñèõèàòðó. Àíòèäåïðåññàíòû íå âûçûâàþò çàâèñèìîñòè, ìíîãèå èç íèõ èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò, ëå÷åíèå ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî êóðñà ñ äàëüíåéøåé ïîñòåïåííîé îòìåíîé.

Åñëè âèçèò êî âðà÷ó íåâîçìîæåí

Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ïîñåòèòü ñïåöèàëèñòà: åñëè ìàìà ðàñòèò ðåáåíêà â îäèíî÷åñòâå, îòñóòñòâèå ðîäñòâåííèêîâ, äëèòåëüíàÿ êîìàíäèðîâêà ìóæà.

 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïîìî÷ü ñåáå ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.

Ïîñòàðàéòåñü âûñûïàòüñÿ

Ëîæèòåñü ñïàòü êàæäûé ðàç, êîãäà ñïèò ðåáåíîê, îáåñïå÷üòå ñîâìåñòíûé ñîí è îòëîæèòå äîìàøíèå äåëà (ãðÿçíûé ïîë åùå íèêîãî íå ïðèâåë ê äåïðåññèè).

×àùå ïðèêëàäûâàéòå ìàëûøà ê ãðóäè

Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ãîðìîí îêñèòîöèí, êîòîðûé óñèëèâàåò ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ìàëûøó.

×àùå äóìàéòå î ëþáâè ðåáåíêà ê âàì

Äóìàéòå î òîì, ÷òî âàø ìàëûø èñïûòûâàåò ê âàì âñåîáúåìëþùóþ áåçóñëîâíóþ ëþáîâü, à âñå òðóäíîñòè – ýòî ÿâëåíèå âðåìåííîå, è ñêîðî ñòàíåò ïîëåã÷å.

Áàëóéòå ñåáÿ ëþáèìûìè ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ

Äîêàçàíî, ÷òî êîðìÿùåé ìàìå íåò íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäàòü ñòðîãóþ äèåòó, äîñòàòî÷íî îçäîðîâèòü ñâîé ðàöèîí.

À òàêæå:

— áîëüøå ãóëÿéòå íà ñâåæåì âîçäóõå;

— îðãàíèçóéòå ñâîé äåíü;

— èçáàâüòåñü îò ìíîãîçàäà÷íîñòè, ýòî èçìàòûâàåò;

— ïîñòðîéòå èåðàðõèþ äåë ñ ðåáåíêîì è ñôîêóñèðóéòåñü òîëüêî íà ñàìûõ ãëàâíûõ;

— íàéäèòå ñïîñîáû ïîäíÿòü ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ñàìîîöåíêó;

— íå ñòàðàéòåñü áûòü «èäåàëüíîé» ìàìîé;

— äåëèòåñü ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñ òåìè, êòî ìîæåò èõ ïðèíÿòü (ïîäðóãà, èíòåðíåò-çíàêîìàÿ, ñîñåäêà);

— îáùàéòåñü ñ äðóãèìè ìàìàìè, â òîì ÷èñëå ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè (â ñîîòâåòñòâóþùèõ èíòåðíåò-ñîîáùåñòâàõ);

— íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè;

— ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñî ñïåöèàëèñòîì â ðåæèìå îíëàéí-êîíñóëüòàöèè.

Îäíàêî âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ïîìî÷ü òîëüêî ïðè ñóáäåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ èëè ïðè äåïðåññèè ëåãêîé ñòåïåíè.  ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áåç ñïåöèàëèñòà íå ñïðàâèòüñÿ.

Ïîìîùü áëèçêèõ êàê ëåêàðñòâî

Ñåìüÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà. Áëèçêèå ëþäè ìîãóò êàê ïîìî÷ü ìàìå ñ íîâîðîæäåííûì, òàê è óñóãóáèòü ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñêîëüêî ñîâðåìåííûõ ìîëîäûõ ìàòåðåé ñëûøàëî îò æåíùèí ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ òàêèå ñëîâà: «À êàê æå ìû ðàíüøå æèëè? Òðîå äåòåé, õîçÿéñòâî,î ìóëüòèâàðêå, ñòèðàëüíîé ìàøèíå àâòîìàò è ðîáîòå-ïûëåñîñå ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü. È íè÷åãî, ñïðàâëÿëèñü è íå æàëîâàëèñü».

Åñëè íîâîèñïå÷åííàÿ ìàìà æàëóåòñÿ íà òî, ÷òî îíà óñòàëà, õî÷åò ñïàòü è íè÷åãî íå óñïåâàåò, íå íóæíî äóìàòü (à òåì áîëåå ãîâîðèòü åé), ÷òî ýòî îò ëåíè è ýãîèçìà.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ – ýòî çàáîëåâàíèå. Çàáîòà, ïîíèìàíèå è ïîääåðæêà áëèçêèõ ïîìîæåò æåíùèíàì ñ ïîäîáíûìè ðàññòðîéñòâàìè ïðåîäîëåòü ýòîò íåäóã.

Èòàê, åñëè âû çàìåòèëè ó âàøåé ñóïðóãè, äî÷åðè, ñåñòðû, ñòàâøåé íåäàâíî ìàìîé, èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè,ñîîòâåòñòâóþùèå êàêèì-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òî ïðîÿâèòå ó÷àñòèå:

— äàéòå ïîíÿòü ìàìå, ÷òî âû ïîíèìàåòå åå ñîñòîÿíèå è ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü;

— âûñëóøàéòå åå ïåðåæèâàíèÿ è ïîääåðæèòå;

— âåäèòå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû;

— áóäüòå âíèìàòåëüíû è òåðïåëèâû;

— îáåñïå÷üòå äëÿ ìàìû ñâîáîäíîå âðåìÿ (íàïðèìåð, ïîãóëÿéòå ñ ìàëûøîì), ÷òîáû îíà ìîãëà îòäîõíóòü, íå ñïåøà ïðèíÿòü âàííó èëè çàíÿòüñÿ äåëîì, êîòîðîå ïðèíåñåò åé óäîâîëüñòâèå;

— îðãàíèçóéòå ïîìîùü â äîìàøíèõ äåëàõ (ïðèãîòîâüòå åäó, âûìîéòå ïîë, ñõîäèòå â ìàãàçèí);

íå êðèòèêóéòå, íå âîñïèòûâàéòå è íå äåëàéòå ðåçêèõ çàìå÷àíèé;

— ïîñîâåòóéòå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó.

Ïðîôèëàêòèêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè

1. Îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê.

2. Êîíòðîëü ðîæäàåìîñòè (êîëè÷åñòâî äåòåé, èíòåðâàë ìåæäó ðîäàìè).

3. Ïëàíèðîâàíèå áåðåìåííîñòè.

4. Äîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ïîñëå ðîäîâ (êàê òîëüêî ïîçâîëèò çäîðîâüå ìàòåðè).

5. Íîðìàëèçàöèÿ ïèòàíèÿ, äîïîëíèòåëüíûé ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ äëÿ áåðåìåííûõ è êîðìÿùèõ ìàòåðåé.

6. Ïîñåùåíèå êóðñîâ äëÿ áóäóùèõ ìàì, ÷òî ïîçâîëèò íàó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè è ïîäãîòîâèòüñÿ ê èçìåíåíèÿì æèçíè.

7. Íîðìàëèçàöèÿ ñíà (óâåëè÷åíèå âðåìåíè íî÷íîãî ñíà, äíåâíîé ñîí âî âðåìÿ ñíà ìàëûøà).

8. Èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîäû ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, çà÷àñòóþ ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòüþ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ äîêàçàíî, ÷òî èñïîëüçîâ?