Фото детей после переломов
Дети более активны, поэтому травматизм в детском возрасте – это распространенное явление. Но важно не растеряться, правильно оказать ребенку первую помощь и своевременно обратиться за специализированной помощью. Это поможет избежать крайне неприятных осложнений в виде повреждения области роста кости, которая находится в непосредственной близости от суставов.
По статистическим данным — переломы костей верхних конечностей у детей встречаются чаще, чем ног. При этом самой распространенной локализацией переломов считаются кости предплечья и локтевой сустав.
Они могут возникать:
- при нетяжелых травмах (бытовых, спортивных или уличных);
- во время бега или ходьбы;
- при активных подвижных играх на детской площадке или в доме;
- при падении с различной высоты.
Тяжелые множественные травмы в детском возрасте наиболее часто встречаются при падении с большой высоты или ДТП и составляют от 2,5 до 10% всех переломов в детском возрасте.
Особенности переломов у детей
В большинстве случаев переломы конечностей у детей происходят по типу перелома «зеленой ветви».
Внешне такой перелом выглядит в виде надломанной и согнутой кости.
Отличительной чертой такого вида травм является односторонний перелом с небольшим смещением или без него. Это связано с тем, что плотная, но эластичная надкостница как мягкая кора крепко держит оба обломка и не дает им окончательно разделиться.
Также в отличие от взрослых, у детей достаточно часто происходят повреждение выростов, на которых прикрепляются мышцы. Поэтому перелом руки в данном случае будет сочетаться с отрывом связок и мышц от основания кости.
Специфика переломов у детей обусловлена особенностями костно-мышечной системы детского организма:
- надкостница (оболочка, покрывающая кости снаружи) толще и лучше кровоснабжается;
- кости имеют зоны роста;
- костная ткань содержат больше органических веществ.
Но наряду с этим следует отметить, что перелом руки, перенесенный в детском возрасте, может иметь тяжелые последствия в будущем.
Повреждение этих зон может стать причиной:
- преждевременного закрытия зон роста;
- формированием искривления или укорочения конечности в процессе роста ребенка.
Но при этом важным фактором считается то, что костная ткань у детей срастается намного быстрее, чем у взрослых.
Это обусловлено хорошим кровоснабжением надкостницы и более быстрым процессом формирования костной мозоли.
Кроме травм, которые вызывают травматические переломы – открытые (с нарушением целостности кожи) и закрытые.
У детей могут возникать еще и патологические переломы — нарушение целостности и структуры кости с изменением непрерывности и прочности костной ткани в результате различных болезненных процессов. Это повреждение малыш может получить в результате даже небольшого усилия (удара или легкого толчка).
Поэтому эти переломы еще называют спонтанными.
Они возникают в связи с дефицитом кальция, врожденными и приобретенными нарушениями обмена минералов, которые приводят к возникновению остеопороза и повышенной ломкости костей.
Признаки патологии в детском возрасте
Отличительной чертой детей раннего и дошкольного возраста является:
- практически полное отсутствие страха и очень низкая скорость реакции;
- невозможность оценить риск поступков;
- плохая координация движений.
Поэтому малыши часто получают травмы и иногда сочетанные и даже тяжелые переломы.
Симптомами перелома руки являться:
- сильный болевой синдром в поверженной руке;
- в месте травмы появляются и нарастают отек и припухлость;
- отмечается деформация руки (не всегда);
- крепитация – специфический хруст, который возникает при трении отломков друг о друга.
Дополнительными признаками являются:
- невозможность движения в поврежденной конечности;
- усиление боли при изменении положения руки;
- появление через несколько минут гематом на коже месте травмы.
Поэтому при минимальном подозрении на перелом руки у ребенка необходима срочная консультация специалиста – абсолютная достоверность наличия перелома определяется только при рентгеновском исследовании.
Первая помощь и дальнейшее наблюдение – что нужно знать
Необходимо знать, что первой помощью на доврачебном этапе и для профилактики осложнений являются:
- фиксация и обездвиживание поврежденной конечности;
- адекватное обезболивание (болеутоляющие средства в детских формах с обязательным выполнением инструкции и разовой дозы).
Зафиксировать руку нужно не только в месте травмы, но и в соседних суставах.
Это нужно проводить путем наложения шины из подручных материалов:
- линейка;
- палка;
- прямая ветка.
Это позволит уменьшить риск дальнейшего смещения костей и снизить болевые ощущения.
Даже если рука выглядит неестественно, нельзя ее ровнять.
Если костные отломки деформированы и находятся под углом – нужно поставить под место искривления валик из мягкой ткани и прибинтовать шину на всем ее протяжении. При этом все действия должны быть очень аккуратны – существует возможность, что каждое движение причиняет малышу сильную боль.
При открытом переломе руки достаточно часто наблюдается кровотечение. В данной ситуации необходимо остановить кровь и наложить стерильную повязку.
Родителям необходимо знать, что только своевременное обращение за медицинской помощью и комплексное обследование ребенка позволяет избежать тяжелых осложнений в будущем.
Нужно правильно провести лечение перелома и добиться скорейшего выздоровления ребенка.
При этом нужно знать, что в детской травматологии нет определенного времени полного восстановления ребенка после перелома – это индивидуально.
На сроки сращения лучевой, локтевой и плечевой кости влияю следующие факторы:
- возраст ребенка;
- характер и локализация перелома.
В среднем на реабилитацию после перелома руки уходит максимум два месяца, но в сложных случаях со смещением костных отломков может занять и больше времени.
При нормальном самочувствии пациента и срастании костей верхних конечностей детского травматолога нужно посещать раз в неделю.
После снятия гипса возможно назначение реабилитационных мероприятий:
- массаж;
- физиотерапевтические процедуры;
- ЛФК.
Они назначаются для улучшения циркуляции крови, оживления мышц и разработке суставов.
Нужно обязательно следить за питанием ребенка – включить в рацион ребенка минералы и витамины, овощи, фрукты и кисломолочные продукты.
При патологических переломах лечение длительное, проводиться в специализированном стационаре под постоянным наблюдением специалистов и уточнением причины возникновения остеопороза и других нарушения обмена веществ и минералов, гормональных изменений или наличия более серьезных заболеваний (наследственных заболеваний и новообразований).
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Что делать, если вам пришлось столкнуться с такой неприятностью как перелом руки у ребенка? Дети – существа активные и непоседливые, сложно заставить ребенка сидеть спокойно на одном месте. Подвижные игры на свежем воздухе, занятия спортом – все это оказывает положительное влияние на организм ребенка, укрепляя мышечный корсет и тренируя координацию и выносливость. Активность необходима ребенку для гармоничного развития, однако, в то же время, таит в себе опасность. Дети беспечны и не задумываются о последствиях совершаемых ими действий.
Перелом руки может произойти даже в самых банальных случаях – падение с высоты собственного роста, во время игр на детской площадке, бега или ходьбы и даже просто при неаккуратном движении. По статистике, дети ломают верхние конечности в два раза чаще, чем нижние. Самые уязвимые места, которые страдают от переломов в первую очередь – локтевой сустав, лучевая кость, кости предплечья. В этой статье мы разберем причины переломов, их основные виды, а также необходимую первую помощь, которую следует оказать ребенку с подозрением на перелом.
Виды переломов
В первую очередь, переломы делятся на два типа:
- Травматический – полученный в результате травмы, механического воздействия, например, после падения с качелей, велосипеда и т.д.
- Патологический – полученный вследствие разрушающих костную структуру болезненных процессов, которые приводят к изменениям в кости, нарушают ее прочность и целостность. Достаточно небольшого усилия, чтобы пораженная кость сломалась.
Также различают следующие виды переломов:
- Открытый перелом –целостность кожи нарушена сломанной костью, имеется кровоточащая рана. Этот тип перелома опасен, прежде всего, возможностью инфицирования путем попадания в рану грязи и пыли.
- Закрытый перелом – встречается намного чаще и представляет собой нарушение целостности кости без повреждения кожи. Диагностируется путем проведения рентгенографии.
- Перелом со смещением – отломки кости сдвигаются, при этом повреждаются кровеносные сосуды и нервные окончания. Бывает полным, когда обломки кости полностью разобщены и неполным, когда обломки удерживаются надкостницей.
- Сдавливающий перелом – кость испытывает постоянное давление, к примеру, при сильных физических нагрузках, появляется трещина в ее структуре.
- Двойной перелом – сразу два перелома костей одной руки, к примеру, одновременно локтевой и лучевой костей.
Особенности переломов у детей
Надкостница – наружная оболочка кости, у детей она является более плотной и намного лучше снабжается кровью. В костях сохранены зоны роста, а, следовательно, содержится большое количество органических веществ. Все этой обуславливает хрупкость детских костей и гораздо большую частоту переломов, в сравнении с взрослыми.
Детские переломы часто сравнивают с «зеленой ветвью» — по аналогии с ветками молодых деревьев, которые сложно сломать, но легко погнуть, кость ребенка согнута и надломлена с одной стороны, а с другой ее удерживает толстая надкостница.
Также часто встречается перелом выроста кости, который, по сути, означает отрывание мышцы или связки с фрагментом кости. Стоит обратить внимание, что переломы у детей заживают гораздо быстрее, чем у взрослых за счет хорошего кровоснабжения надкостницы и как следствие, быстрого образование костной мозоли на месте перелома.
Симптомы перелома
Как распознать перелом? Иногда это не так просто, и легко спутать с переломом сильный ушиб. К основным признакам относятся:
- Сильная боль в поврежденном месте, зачастую дети не в состоянии ее терпеть;
- Ребенок не может пошевелить травмированной конечностью;
- Отек и покраснение в месте перелома;
- Возможная деформация сустава;
- При открытом переломе имеется рана, в которой можно визуализировать обломки кости, возможно, кровотечение;
- При разрыве капилляров возможно изменение температуры поврежденной конечности, она становится холодной;
- Характерный хруст сломанных костей;
- Головокружение, шок, потеря сознания.
Первая помощь
Что делать, если вы подозреваете перелом руки у своего крохи? Без обращения в медицинское учреждение здесь не обойтись. Но до этого момента постарайтесь облегчить состояние ребенка следующими методами:
- Обездвижьте пострадавшую конечность, наложив шину из подручных средств – палок, жесткого картона или линейки.
- Зафиксируйте конечность целиком, используя отрезки ткани или бинты.
- Приложите холод, это снимет отечность и немного успокоит боль.
- Дайте ребенку обезболивающее.
- При открытом переломе следует обработать рану антисептическим раствором, а затем наложить сверху стерильную салфетку.
- Если наблюдается артериальное кровотечение (ярко-алая кровь, активно льется пульсирующей струей), следует наложить жгут выше места перелома. При кровотечении из вены наложите жгут ниже травмированного места. В обоих случаях без промедлений следует доставить ребенка в медицинское учреждение, либо вызвать на дом врача или скорую помощь.
В случае если травма была получена ребенком вне дома – в школе или детском саду, первым делом осмотрите малыша, выясните, какие действия по оказанию первой помощи были предприняты учителем или воспитателем, а также, какие лекарства давались ребенку.
Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно вправить перелом, или выровнять неестественное положение руки, этим вы можете нанести ребенку еще большую травму и вред!
Лечение перелома руки
После обращения к врачу, специалист осмотрит поврежденную конечность, а также дополнительно оценит состояние головы, шеи и живота ребенка, проверит рефлексы и уровень сознания. Врач опросит родителей и самого малыша о месте и подробностях несчастного случая. Далее им будет выдано направление на ретгенографическое исследование, с целью подтверждения предполагаемого диагноза и обнаружения точного места перелома и возможных смещений отломков кости. В зависимости от типа перелома, дальнейший ход лечения может развиваться по-разному.
При закрытом переломе, врач введет ребенку внутримышечно анальгетик, наложит гипсовый лангет и иммобилизующую повязку. Реже приходится прибегать к хирургическому вмешательству – в случаях закрытых переломов, смещении осколков кости, повреждении крупных сосудов и артерий. Оперативное вмешательство производится под общей анестезией, дальнейшее лечение осуществляется в условиях стационара. В некоторых случаях производится дополнительная фиксация костных отломков металлическими спицами.
Дальнейшее лечение при неосложненном закрытом переломе осуществляется в домашних условиях и включает в себя прием анальгетиков и противовоспалительных препаратов, а также ношении гипсового лангета. Следует обращать внимание на то, как себя чувствует поврежденная рука в гипсе, не должно возникать ощущение сдавливания, потери чувствительности и отечность.
Наличие этих симптомов говорит о том, что гипс был наложен неправильно и следует вновь обратиться в больницу за помощью.
В случае отсутствия грамотного лечения и необращения в медицинское учреждение, могут развиться такие тяжелые последствия как укорачивание конечности, остановление или замедление роста кости, искривление поврежденной руки, развитие инфекций.
Период реабилитации
Чаще всего детей волнует вопрос о том, когда же можно будет снять гипс. Ответ на него даст лечащий врач, и он будет зависеть от сложности степени перелома, и результатов проведения контрольного рентгенографического исследования. Обычно, ходить в гипсе ребенку приходится от 1 до 1.5 месяцев. В сложных случаях со смещением этот срок будет дольше.
Вполне естественно, что за срок ношения гипса, поврежденная рука частично атрофируется.
Для того чтобы восстановить циркуляцию кровотока, подвижность мышц и суставов, назначается ряд процедур. Сюда входят: массаж, лечебная физическая культура, плавание, физиотерапия. Конкретный комплекс подбирается врачом и зависит от того, какая именно часть руки была сломана. Выполнять упражнения, восстанавливающие подвижность руки, можно и дома.
Ниже дан типовой комплекс для развития пальцев рук и восстановления гибкости суставов:
- Обычный пластилин может стать верным помощником в развитии подвижности кисти поврежденной руки. Просто дайте небольшой кусок пластилина в руку ребенку, пусть он разминает и перекатывает его пальцами.
- Дайте ребенку в руку теннисный мяч. Пусть малыш бросает его об стену и предпринимает попытки поймать травмированной рукой. Это упражнение понравится ребенку, а также поможет восстановить координацию движений, ловкость и быстроту реагирования.
- Вложите в ладонь ребенка небольшие мячики и попросите малыша перебирать их пальцами. Это, нехитрое, на первый взгляд, упражнение, отлично восстанавливает подвижность и гибкость руки и часто применяется в комплексе ЛФК с другими упражнениями.
- Круговые махи выпрямленной травмированной рукой попеременно в разные стороны.
- Круговые махи рукой, согнутой в локте попеременно в одну и другую сторону.
- Сжать кисти рук в замок. Попытаться завести руки, согнутые в локтях, за голову, стараясь сделать это как можно дальше.
Если имел место быть перелом со смещением, то специалистами рекомендуются следующие упражнения:
- Медленное и плавное вращение попеременно в наружную и внутреннюю сторону предплечья;
- Сжимание и разжимание руки в кулак;
- Плавное и постепенное сгибание и разгибание кисти руки;
- ребенок должен вытянуть руки перед грудью и совершать хлопки перед собой.
Все упражнения должны выполняться в спокойном темпе, плавно, без резких движений. При возникновении у ребенка болезненных ощущений, выполнение упражнений следует прекратить. На некоторое время следует отказаться от занятий спортом и не давать сильную нагрузку на травмированную руку.
В сложных случаях открытых переломов врач может назначить такую процедуру как гипербарическая оксигенация. Этот вид лечения производится в барокамере. Смысл ГБО заключается в насыщении кислородом травмированных костей и мышц. С помощью этого метода ускоряется процесс заживления ран и срастания костей, улучшается кровообращение, останавливается распространение инфекций.
Особое внимание в период реабилитации после переломов следует уделять питанию. Рацион ребенка должен быть обогащен продуктами, которые насыщены витаминами и минералами. Для быстрого срастания поврежденной костной ткани необходимы такие элементы как:
- Кальций, его недостаток приводит к истончению и хрупкости костей. Преобладает в молочных продуктах – сыр, творог, молоко, а также кунжут.
- Фосфор, участвует в обменных процессах, формирует прочность костной ткани. Содержится в морепродуктах, яичных желтках, моркови, орехах, печени и гречке.
- Калий, играет огромную роль в функционировании костно-мышечной системы. Содержится в сухофруктах, орехах, чечевице, горохе.
- Медь, участвует в синтезе коллагена, отвечает за эластичность костей и хрящей. Продукты, содержащие медь – печень, орехи, крупы, бобовые.
- Железо, важнейший элемент в организме человека, укрепляет костную ткань и участвует в кислородном обмене. В избытке содержится в таких продуктах, как печень, мясо кролика, яблоки, грибы и цветная капуста.
Сбалансированный рацион поможет ребенку в короткие сроки восстановиться и пойти на поправку. Дополнительно врачом могут быть назначены биологически активные добавки и препараты, содержащие кальций и хондроэтин.
Несомненно, перелом руки – стресс и психологическая травма для малыша, особенно, если перелом был открытый, ведь вид крови и открытой раны очень пугает детей. Задача родителей – не разводить панику, действовать быстро и уверенно. Помните, что от своевременного обращения за медицинской помощью зависит успех лечения и избежание будущих осложнений. Успокойте и отвлеките ребенка, ведь без помощи родителей малышу будет сложно справиться с этой ситуацией и переживаниями.
Источник
Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).
È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.
Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.
Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.
Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.
Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.
ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.
Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.
Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.
Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.
Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.
Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.
Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.
È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.
Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.
ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.
È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.
Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.
Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.
 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.
À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.
ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?
 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.
Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.
È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.
Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.
Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.
ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.
Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».
Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.
Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.
À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.
Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.
Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.
Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.
ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.
À ê ÷åìó ÿ ýòî…
Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.
Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.
Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.
Источник