Физическая реабилитация при переломе коленного

Физическая реабилитация при переломе коленного thumbnail

Коленный сустав постоянно испытывает повышенную нагрузку, поэтому часто
поддается различным травмам. К сложным повреждениям относится перелом колена. В
травматологии выделяют несколько типов и видов подобных травм, но любая из них
требует правильного лечения с последующим реабилитационным периодом, который
может занять больше 3-х месяцев. Главным в период восстановления считается разработка
коленного сустава после перелома
, позволяющая нормализовать
анатомическую структуру костей, хрящевых и мышечных тканей.

Любая травма колена, при которой нарушена целостность суставной поверхности, требует индивидуального подхода с обязательным восстановительным периодом. Чем раньше больной будет выполнять рекомендованные врачом процедуры, тем быстрее сможет встать на ноги.

Реабилитация после перелома колена

Этапы восстановления

Основным этапом реабилитации после перелома колена считаются упражнения,
которые помогут не только быстрее разработать сустав, но и улучшить кровоток и
метаболические процессы в тканях. Комплекс упражнений может начинаться сразу
после иммобилизации, при этом выполнять можно их без сторонней помощи.

Разработать схему тренировок поможет врач-реабилитолог, поскольку самодеятельность
на любом этапе восстановления может иметь неприятные последствия. Главное
придерживаться рекомендаций врача и не переусердствовать с физическими
нагрузками.

Период иммобилизации

После перелома, коленный сустав продолжительное время будет находиться в
гипсе в обездвиженном состоянии. В этот период происходит нарушение кровотока,
могут атрофироваться связки и мышцы, происходит сдавливание нервных окончаний.
Такие изменения способны привести к нейропатии и другим неприятным
последствиям.

Первые дни после наложения гипса больному до 10-ти дней не рекомендуется
вставать с кровати, но уже в этот период показаны легкие физические упражнения
в положении лежа:

  • Сгибание и разгибание пальцев на ноге и стопы.
  • Рекомендуется напряжение и расслабление четырехглавой
    мышцы больной ноги.
  • Сгибание колена на шине (по рекомендации врача).
  • Дыхательная гимнастика.
  • Напряжение и расслабление ягодичной мышцы.

Выполнять подобные упражнения нужно до момента пока больной находиться в гипсе, не подымается с кровати. Они безопасные и простые,  но все же прежде чем проводить любые реабилитационные мероприятия,  нужно проконсультироваться с лечащим врачом, который в соответствии со стадией и степенью тяжести травмы даст полезные рекомендации.

Период иммобилизации после перелома колена

Гимнастика в постиммобилизационный
период

После снятия гипсовой повязки, двигательную активность можно расширить.
Больному доступно ЛФК не только в лежачем, но и сидячем или стоячем положении.

Важно на данном этапе увеличивать нагрузки 
постепенно, а при появлении дискомфорта или боли в области колена
прекратить упражнения.

Постиммобилизационный период может длиться до нескольких недель, на
протяжении которых восстанавливается не только работа поврежденного сустава, но
и околосуставных тканях. Упражнения больной может выполнять без сторонней
помощи.

  • Больную ногу рекомендуется подымать и опускать в разных
    позициях.
  • Сгибают и разгибают пальцы ног, пытаясь захватывать ими
    ткань постельного белья или любые предметы.
  • Перекатывание с носка на пятки.
  • В положении лежа подымают больную ногу, таким образом,
    чтоб пятка отрывалась от кровати.
  • Сидя на кровати, обе ноги нужно поставить ровно, при этом
    больную ногу нужно потянуть к себе держась за бедро, не отрывая ступни.
  • Лежа на животе в колене сгибают здоровую ногу, а затем
    медленно и больной сустав.
  • Сидя на кровати, обе ноги свешены вниз, переменно сгибают
    в колене.
  • Пользу принесет напряжение и расслабление коленной
    чашечки.

Помимо этих упражнений на данном этапе реабилитации рекомендуется
использовать специальные тренажеры для CRM-терапии. Они помогут выполнять
пассивные движения, разрабатывать коленный сустав даже при тяжелом переломе у
людей зрелого возраста. Подобные тренажеры считаются хорошей альтернативой
реабилитационным центрам, но главное правильно рассчитать нагрузки, чтобы не
навредить суставу.

Любая программа реабилитации после перелома коленного сустава должна начинаться с минимальных нагрузок и количества
их повторений. По мере заживления травмы интенсивность упражнений увеличивают,
добавляют гимнастику стоя.

На данном этапе восстановления больному разрешено вставать с кровати, использовать опору для медленного передвижения. Альтернативой костылям могут выступать ходунки, которые придают уверенности и устойчивости, избавляют больного от страха при первых шагах.

Гимнастика в постиммобилизационный период после перелома колена

Поздний реабилитационный период

Коленный сустав на позднем реабилитационном период частично разработан,
поэтому на данном этапе можно увеличивать нагрузки. Проводить любые упражнения
рекомендуется в наколеннике или специальных ортезах.

Помимо пассивных движений, в комплексную гимнастику включают динамические и
статические нагрузки. Основной целью упражнений считается укрепление связочного
аппарата, мышечных тканей, которые поддерживают сустав.

Комплекс упражнений предназначен для людей, которые после перелома колена
имеют возможность вставать с кровати, медленно ходить или стоять на костылях.

  • Стоя на полу, ноги ставят на ширину плеч и поочередно
    сгибают и рассгибают коленный сустав.
  • Больной стоит возле стенки, держится за спинку стула,
    выполняет приседания и полуприседания. По мере выздоровления можно обходиться
    без опоры.
  • Сидя на кровати человек обхватывает рукам ногу в голени,
    подтягивает ее к ягодицам, но, не отрывая пятку от кровати.
  • Ходьба по лестнице приставным шагом, при этом больная
    нога всегда должна идти впереди, а внизу находится здоровая. На начальных
    этапах рекомендуется опираться на перила.
  • Полезно лазать по гимнастической стенке.

Помимо разрешенных упражнений на этапе выздоровления, рекомендуется
выполнять и простое вращение пальцами ног и ступней, напрягать и расслаблять
коленную чашечку.

Ускорить эффективность позднего реабилитационного периода помогут велотренажеры,
тренажеры имитирующие ходьбу. Дополнить тренировки можно упражнениями с мячом,
походами в бассейн.

При выполнении любого упражнения человек не должен ощущать боли, а если она появилась, следует прекратить комплекс,  сообщить об этом лечащему врачу.

Поздний реабилитационный период  после перелома колена

Эффективные методы
реабилитации

Помимо лечебной гимнастики ускорить период восстановления и вернуть
коленному суставу полноценную функциональность, врачи назначают и другие методы
реабилитации:

  • Физиолечение.
  • Массаж.
  • Аквааэробика.
  • Иглорефлексотерапия;
  • Мануальная терапия;
  • Медикаментозное лечение;
  • Диетотерапия.

Часть процедур считается обязательными, а некоторые носят вспомогательный
характер. В процессе их выполнения главное не переусердствовать. Ускорить
выздоровление помогут занятия в бассейне, но выполнять их нужно после того как
будет снят гипс. Диета при переломах должна включать употребление продуктов
питания с повышенным содержанием кальция, фтора и фосфора. Все продукты должны
быть богаты витаминами и минералами.

Упражнения

Комплекс ЛФК на стадии восстановления должен начинаться из нескольких минут,
при этом по мере выздоровления и улучшения самочувствия,  время должно увеличиваться до 1 часа.

Читайте также:  Перелом гипс высыхает

Интенсивность физических нагрузок при переломе коленного сустава должен
разработать врач индивидуально для каждого пациента. Большая часть подобных
травм сопровождается не только повреждением целостности сустава, но и разрывом
или растяжением связок, поэтому упражнения должны быть комплексными,
разрабатывать сустав и укреплять околосуставные ткани.

После любого упражнения, которые нужно выполнять не меньше 3-х раз в день
по 10 минут, рекомендуется дыхательная гимнастика, также полноценный отдых и
сон. Когда снимается фиксатор с больного колена можно выполнять упражнение
«велосипед» или заниматься на велотренажерах, но не раньше чем через 3 месяца
после травмы.

Разработать коленный сустав поможет аквааэробика, поэтому начиная с 4-го
месяца реабилитации, рекомендуется записаться в бассейн. Вначале любые
упражнения в воде нужно выполнять с инструктором.

Массаж

Помимо ЛФК, ускорить восстановление больного сустава поможет массаж. Он поможет
улучшить кровоток, укрепить околосуставные ткани, исключить застойные процессы.
Выполнять массаж на ранних стадиях реабилитации должен специалист, а назначают
его еще во время обездвижения. Спустя время больной может самостоятельно
массировать ногу.

После снятия гипса процедуры массажа помогут устранить боль, отечность, подготовить сустав к физическим упражнениям. При переломе колена чаще всего назначается обычный или лимфодренажный массаж. Проводить подобный процедуры рекомендуется в течение 3-х месяцев, по 10 – 15 минут 1 раз в день.

Массаж после перелома колена

Физиотерапия

Вспомогательной методикой для реабилитационного периода считается
физиотерапевтическое воздействие. Назначаются процедуры на ранних этапах. Они
помогут подготовить больной сустав к физически к нагрузкам, уменьшить боль,
снять спазм и ускорить выздоровление. На практике чаще используют:

  • Электрофорез.
  • Магнитотерапия.
  • УВЧ-терапия.
  • Лазерное лечение.

Любое физиотерапевтическое лечение состоит из нескольких процедур, которые
назначает врач индивидуально для каждого пациента.

Прием аптечных препаратов

Перед тем как разработать колено после перелома, больному назначается ряд
лекарственных препаратов, которые помогут уменьшить боль, снять отек тканей,
устранить мышечный спазм, ускорить восстановление поврежденной хрящевой ткани.

В основном медикаментозная терапия состоит из приема следующих групп
препаратов:

  • Обезболивающие и противовоспалительные — Диклофенак,
    Мовалис, Ортофен, Нимесил.
  • Проотивоотечные — L-лизина эсцинат.
  • Миорелаксанты – Сирдалуд, Мидокалм.
  • Улучшающие кровообращение – Трентал, Пентоксифиллин.
  • Препараты кальция и витамина D.
  • Хондропротекторы – Артра, Терафлекс, Артрон, Структум,
    Дона.

Выпускаются лекарства в разных формах – таблетки, уколы, мази. Длительность приема аптечных препаратов зависит от общего состояния больного. В среднем лечение длится до 1 месяца и только лекарства из группы хондропротекторов рекомендуется принимать в течение нескольких месяцев. Их применение восстанавливает поврежденную ткань, защищает от разрушения и возможных последствий травмы.

Прием лекарств после перелома колена

Сроки восстановления после
перелома колена

Период реабилитации после перелома колена может занять до 6-ти месяцев, но
это при систематических упражнениях и выполнении всех предписаний врача. Если
игнорировать восстановительные мероприятия,
последствия при переломе коленной чашечки
или другого участка колена могут быть весьма
плачевными. Увеличивается риск развития хронической боли, могут атрофироваться
мышцы, есть риск развития артроза и других суставных заболеваний.

Сколько времени понадобится, чтобы вернуть колену прежнюю подвижность
зависит и от пациента, его возраста, сопутствующих заболеваний. Так у детей и
подростков кости срастаются гораздо быстрее, чем у пожилых людей. Замедляет
эффект от реабилитации и присутствие в анамнезе больного сахарного диабета,
железодефицитной анемии и других хронических заболеваний.

Коленный сустав имеет сложное строение, поэтому при переломе период
реабилитации должен проводиться комплексно, быть регулярным и правильным. Только
тогда можно добиться успешного выздоровления.

Источник

Ìåòîäèêà è òàêòèêà ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ áåäðà è êîñòåé ãîëåíè; ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà; ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ìåíèñêîâ, ïåðåëîìàõ ãîëåíè. Âîîñòàíîâëåíèå íàðóøåíûõ ôóíêöèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

11

ÐÅÔÅÐÀÒ

ïî äèñöèïëèíå: Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè

ÒÅÌÀ:

«Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ãîëåíè »

Äîíåöê 2009

Ïëàí

1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ áåäðà è êîñòåé ãîëåíè

2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà

3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ìåíèñêîâ

4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè

1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿïðè ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ áåäðà è êîñòåé ãîëåíè

Ïåðåëîìû ìûùåëêîâ áåäðà è áîëüøåáåðöîâîé êîñòè ÿâëÿþòñÿ âíóòðèñóñòàâíûìè. Âñòðå÷àþòñÿ èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû îäíîãî è îáîèõ (Ò- è Ó-îáðàçíûå) ìûùåëêîâ. Ïðè èçîëèðîâàííûõ ïåðåëîìàõ ìûùåëêîâ ëå÷åíèå ñîñòîèò â ðåïîçèöèè îòëîìêîâ ñ ïîñëåäóþùåé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé â òå÷åíèå 4 íåäåëü. Íàãðóçêà íà êîíå÷íîñòü ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 2-2,5 ìåñÿöà. Ïðè îïåðàòèâíîì ëå÷åíèè îñòåîñèíòåç ïðîèçâîäèòñÿ ñ ïîìîùüþ áîëòà, øóðóïîâ èëè äâóõëîïàñòíîãî ãâîçäÿ. Îñåâàÿ íàãðóçêà òàêæå äîïóñòèìà ÷åðåç 2-2,5 ìåñÿöà.

Ïðè ïåðåëîìàõ îáîèõ ìûùåëêîâ ïðèáåãàþò ê ñêåëåòíîìó âûòÿæåíèþ ñðîêîì îò 4 äî 6 íåäåëü ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì ãèïñîâîé ïîâÿçêè íà 3-4 íåäåëè. Ìîæåò ïðîèçâîäèòüñÿ è îñòåîñèíòåç ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé íà 4 íåäåëè. Ïîëíàÿ îñåâàÿ íàãðóçêà ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 3-4 ìåñÿöà.

 ïåðâûé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè ËÔÊ íàïðàâëåíà íà óñêîðåíèå ðàññàñûâàíèÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â ïîëîñòè ñóñòàâà, ñòèìóëÿöèþ ðåïàðàòèâíûõ ïðîöåññîâ â ïîâðåæäåííûõ òêàíÿõ, ïðîôèëàêòèêó âíóòðèñóñòàâíûõ ñïàåê, ìûøå÷íîé ãèïîòðîôèè è êîíòðàêòóðû êîëåííîãî ñóñòàâà. Ìåòîäèêà è òàêòèêà ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé Ëà òà æå, ÷òî è ïîñëå îïåðàöèè âîññòàíîâëåíèÿ êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê.

Âî âòîðîé ïåðèîä ïîäâèæíîñòü â êîëåííîì ñóñòàâ âîññòàíàâëèâàåòñÿ çà ñ÷åò àêòèâíûõ äâèæåíèé, âûïîëíÿåìûõ â îáëåã÷åííûõ óñëîâèÿõ ëåæà íà ñïèíå, íà áîêó, íà æèâîòå, ñèäÿ íà êóøåòêå. Óïðàæíåíèÿ ìîæíî âûïîëíÿòü ñ ïîìîùüþ ðóê èëè çäîðîâîé íîãè. Øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ çàíÿòèÿ â ëå÷åáíîì áàññåéíå.  òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà áîëüíîé ïðîäîëæàåò õîäèòü ñ ïîìîùüþ êîñòûëåé, íå íàãðóæàÿ êîíå÷íîñòü.

ËÔÊ òðåòüåãî ïåðèîäà íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ôóíêöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.  ïðîöåññå îáó÷åíèÿ õîäüáå öåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü íàêëîííûé ùèò èëè äðóãèå ïðèñïîñîáëåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå äîçèðîâàòü íàãðóçêó íà íèæíèå êîíå÷íîñòè, à òàêæå ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ â ëå÷åáíîì áàññåéíå. Ïðè íåïîëíîé àìïëèòóäå äâèæåíèé â êîëåííîì ñóñòàâå íàçíà÷àþò êóðñ ìåõàíîòåðàïèè, ïðîöåäóðû êîòîðîé öåëåñîîáðàçíî ïðîâîäèòü ïîñëå ïàðàôèíîâûõ, îçîêåðèòîâûõ èëè ãðÿçåâûõ àïïëèêàöèé, à òàêæå ïîñëå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè èëè çàíÿòèé â áàññåéíå.

2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà

Òðàâìû êîëåííîãî ñóñòàâà âåñüìà ìíîãîîáðàçíû: îò ïîâðåæäåíèÿ ñâÿçî÷íî-ñóõîæèëüíîãî àïïàðàòà è êàïñóëû ñóñòàâà, íàäêîëåííèêà, äî ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ è ïåðåëîìîâ ñóñòàâíûõ êîíöîâ áåäðà è áîëüøåáåðöîâîé êîñòè. Íåðåäêî, îñîáåííî ó ñïîðòñìåíîâ è àðòèñòîâ áàëåòà è öèðêà, âñòðå÷àþòñÿ òðàâìû áîêîâûõ ñâÿçîê êîëåííîãî ñóñòàâà, à òàêæå ÷àñòè÷íûé è ïîëíûé ðàçðûâ áîêîâîé ñâÿçêè. ×àùå òðàâìèðóåòñÿ âíóòðåííÿÿ áîêîâàÿ ñâÿçêà, ïîâðåæäàþùàÿñÿ ïðè ðåçêîì îòêëîíåíèè ãîëåíè êíàðóæè.

Читайте также:  Космонавт гречко рецепт при переломе

Ïðè ÷àñòè÷íîì ðàçðûâå áîêîâûõ ñâÿçîê íàêëàäûâàåòñÿ íà 3-4 íåäåëè ãëóáîêàÿ çàäíÿÿ ëîíãåòà. Ïðè ïîëíîì ðàçðûâå ïîêàçàíî îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå, ïîñëå êîòîðîãî íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà äî ñðåäíåé òðåòè áåäðà íà 2-3 íåäåëè. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ êëàññè÷åñêèìè òðåìÿ ïåðèîäàìè.

Ïîâðåæäåíèå êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê îòíîñèòñÿ ê áîëåå òÿæåëûì òðàâìàì êîëåííîãî ñóñòàâà, ñóùåñòâåííî íàðóøàþùèì åãî ôóíêöèþ. Ïðè íåïîëíîì ðàçðûâå êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà äî ñðåäíåé òðåòè áåäðà íà 3-5 íåäåëü. Ïðè ïîëíîì ðàçðûâå êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê ïðîâîäèòñÿ èõ îïåðàòèâíàÿ çàìåíà ëàâñàíîâîé ëåíòîé èëè äðóãèì ìàòåðèàëîì.

 ïåðâûé ïåðèîä çàíÿòèÿ Ëà íà÷èíàþò ÷åðåç 1-2 äíÿ ïîñëå îïåðàöèè. Êðîìå óïðàæíåíèé äëÿ çäîðîâîé íîãè, ïðîâîäÿò óïðàæíåíèÿ äëÿ îïåðèðîâàííîé êîíå÷íîñòè: äâèæåíèÿ ïàëüöàìè íîã, â ãîëåíîñòîïíîì è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö áåäðà è ãîëåíè (îò 4-6 äî 16-20), êîòîðûå áîëüíûå äîëæíû âûïîëíÿòü ñàìîñòîÿòåëüíî ÷åðåç êàæäûé ÷àñ. ×àñòè÷íàÿ íàãðóçêà íà íîãó ðàçðåøàåòñÿ ÷åðåç 3-4 íåäåëè ïîñëå îïåðàöèè.

ËÔÊ âî âòîðîé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè íàïðàâëåíà íà âîññòàíîâëåíèå ïîëíîé àìïëèòóäû äâèæåíèé â êîëåííîì ñóñòàâå, íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà è âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé õîäüáû. Âíà÷àëå óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò âûïîëíÿòü ëåæàëà ñïèíå, à ïîñëåäóþùèå — íà áîêó, æèâîòå è ñèäÿ, ÷òîáû íå âûçâàòü ðàñòÿæåíèÿ âîññòàíîâëåííîé ñâÿçêè. Äëÿ óâåëè÷åíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèè â êîëåííîì ñóñòàâå ñëåäóåò ïðîâîäèòü ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì èëè èñïîëüçóÿ íåáîëüøóþ òÿãó íà áëî÷íîì òðåíàæåðå: áîëüíîé ëîæèòñÿ íà æèâîò è ñ ïîìîùüþ áëî÷íîãî àïïàðàòà ïðîèçâîäèò ñãèáàíèå ãîëåíè. Íà áëî÷íûõ èëè äðóãèõ òðåíàæåðàõ ïðîèçâîäÿòñÿ òðåíèðîâêè äëÿ óâåëè÷åíèÿ ñèëû è âûíîñëèâîñòè ìûøö òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè. Çàòåì äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â êîëåííîì ñóñòàâå èñïîëüçóþò òðåíèðîâêè íà âåëîýðãîìåòðå è õîäüáó ïî ðîâíîìó ïîëó, ïåðåøàãèâàíèå ÷åðåç ïðåäìåòû (íàáèâíûå ìÿ÷è, çàáîð÷èêè) è õîäüáó ïî ëåñòíèöå.

 òðåòèé ïåðèîä (ñïóñòÿ 3-4 ìåñÿöà ïîñëå îïåðàöèè) ðåøàþòñÿ çàäà÷è ïîëíîãî âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèè êîëåííîãî ñóñòàâà è íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà.

3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ìåíèñêîâ

Ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ êîëåííîãî ñóñòàâà (ÊÑ) çàíèìàþò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî ñðåäè òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, îñîáåííî ó ñïîðòñìåíîâ (21,4% âñåé ïàòîëîãèè ÎÄÀ).  17,2% ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ (÷àùå âíóòðåííåãî) ñî÷åòàþòñÿ ñ ïîâðåæäåíèåì ñóñòàâíîãî õðÿùà. Ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ òðåáóþò îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ è ïîñëåäóþùåãî äëèòåëüíîãî ïåðèîäà, ðåàáèëèòàöèÿ — äî 4-5 ìåñÿöåâ

Çàäà÷àìè ðåàáèëèòàöèè ïåðâîãî ðàííåãî ïîñëåîïåðàöèîííîãî ïåðèîäà (äî 3-4 íåäåëü ïîñëå îïåðàöèè) ÿâëÿåòñÿ íîðìàëèçàöèÿ òðîôèêè êîëåííîãî ñóñòàâà (ÊÑ), ïîñòåïåííîå óñòðàíåíèå êîíòðàêòóðû, ñòèìóëÿöèÿ ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè ìûøö áåäðà, ïîääåðæàíèå îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.  ýòî âðåìÿ áîëüíîìó íàçíà÷àåòñÿ ïîñòåëüíûé ðåæèì, îïåðèðîâàííàÿ êîíå÷íîñòü óêëàäûâàåòñÿ â ñðåäíåôèçèîëîãè÷åñêîì ïîëîæåíèè. Ïðè ðåöèäèâèðóþùåì ñèíîâèòå íà ñðîê äî 10 äíåé íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ ëîíãåòà, ïðîâîäèòñÿ ÓÂ×-òåðàïèÿ (5-7 ïðîöåäóð), à ïîñëå óìåíüøåíèÿ ñèíîâèàëüíîé ðåàêöèè — ìàãíèòîòåðàïèÿ (10-15 ïðîöåäóð). Ñî 2-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ïðîâîäèòñÿ ËÃ, âíà÷àëå â ïàëàòå (20-30 ìèí), ñ 7-10-ãî äíÿ â çàëå ËÔÊ (45-60 ìèí), ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ ïðè áåçëîíãåòíîì âåäåíèè áîëüíîãî íå ïðèìåíÿþòñÿ. Ñ Ç-4-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ðàçðåøàåòñÿ õîäüáà ñ êîñòûëÿìè â òóàëåò, íà ïåðåâÿçêè, íî áåç îïîðû íà îïåðèðîâàííóþ íîãó (3-4 íåäåëè). Ñî 2-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè âûïîëíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, à ñ 3-5-ãî — äëÿ òàçîáåäðåííîãî (ïîäíèìàíèå íîãè). Ñ 6-7-ãî äíÿ îïåðèðîâàííàÿ êîíå÷íîñòü íåñêîëüêî ðàç â äåíü óêëàäûâàåòñÿ â ïîëîæåíèå ðàçãèáàíèÿ, äëÿ ÷åãî ïîä ïÿòêó ïîäêëàäûâàåòñÿ âàëèê. Ýêñïîçèöèÿ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàåòñÿ ñ 3-5 äî 7-10 ìèí. Åñëè çà 5-7 äíåé íå óäàåòñÿ ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèòü ðàçãèáàíèå, óêëàäêè ïðîäîëæàþòñÿ óæå ñ ãðóçîì îò 1 äî 3 êã (ìåøîê ñ ñîëüþ, ïåñêîì è äð.).

Áîëüøîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèþ ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè ÷åòûðåõãëàâîé ìûøöû áåäðà, äëÿ ÷åãî ïðèìåíÿåòñÿ óæå îïèñàííàÿ ìåòîäèêà èçîìåòðè÷åñêèõ íàïðÿæåíèé.  êàæäîì ñëó÷àå ïîÿâëåíèÿ ñèíîâèòà ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ îòìåíÿþòñÿ è â ñóñòàâ ââîäÿòñÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ïðåïàðàòû (Êåíàëîã-40, ãèäðîêîðòèçîí àöåòàò è äð.), íàçíà÷àþòñÿ ÓÂ× èëè êîìïðåññû ñ ìàçüþ Âèøíåâñêîãî è äð. Ïðè íàëè÷èè áàññåéíà çàíÿòèÿ â íåì ïðîâîäÿòñÿ ñ 10-12-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè, èõ äëèòåëüíîñòü 30 ìèí, òåìïåðàòóðà âîäû 30-32 ãðàäóñà Öåëüñèÿ.

Âòîðîé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè (îò 3-4 íåäåëü äî 2-2,5 ìåñÿöåâ ïîñëå îïåðàöèè) õàðàêòåðèçóåòñÿ ëèêâèäàöèåé Ïîñëåîïåðàöèîííîãî ñèíîâèòà ñ îñòàòî÷íîé êîíòðàêòóðîé ÊÑ è âûðàæåííîé ãèïîòðîôèåé ìûøö. Çàäà÷àìè ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿåòñÿ ïîëíàÿ ëèêâèäàöèÿ êîíòðàêòóð â ÊÑ, âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ïîõîäêè è àäàïòàöèÿ ê äëèòåëüíîé õîäüáå, òðåíèðîâêà ñèëîâîé âûíîñëèâîñòè ìûøö áåäðà, âîññòàíîâëåíèå îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Ãëàâíûì ñîäåðæàíèåì êîìïëåêñíîé ðåàáèëèòàöèè ñïîðòñìåíîâ ÿâëÿåòñÿ êèíåçî- è ãèäðîêèíåçîòåðàïèÿ, êîòîðûå äîïîëíÿþòñÿ ìàññàæåì è ôèçèîëå÷åíèåì.

Ñ íà÷àëà 4-5-é íåäåëè ïîñëå îïåðàöèè ïàöèåíòû íà÷èíàþò ïðè õîäüáå íà êîñòûëÿõ ëåãêî ïðèñòóïàòü íà îïåðèðîâàííóþ íîãó. Ïðè îòñóòñòâèè áîëè è ñèíîâèòà áîëüíûå íà÷èíàþò õîäèòü áåç êîñòûëåé. Ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ íîðìàëüíîé ïîõîäêè âûïîëíÿþòñÿ ïåðåä çåðêàëîì. Ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ íîðìàëüíîé ïîõîäêè ïàöèåíò ïðèñòóïàåò ê òðåíèðîâêå â õîäüáå.  òå÷åíèå 1-1,5 íåäåëü äëèòåëüíîñòü õîäüáû äîâîäèòñÿ äî 45-60 ìèí, à òåìï åå âîçðàñòàåò ñ 80 äî 100 øàãîâ â ìèíóòó.

Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ñîêðàòèòåëüíîé ñïîñîáíîñòè ìûøö áåäðà ïðîâîäèòñÿ èõ ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ è ðó÷íîé ìàññàæ êóðñàìè ïî 10 ïðîöåäóð ñ íåäåëüíûìè ïåðåðûâàìè íà ïðîòÿæåíèè âñåãî âòîðîãî ïåðèîäà.

Çàíÿòèÿ â çàëå ËÔÊ äëÿ ñïîðòñìåíîâ ïðîâîäÿòñÿ 2 ðàçà â äåíü ïî 1-1,5 ÷, ãäå îíè âûïîëíÿþò îáùåðàçâèâàþùèå è ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ äîñòàòî÷íî áîëüøîé èíòåíñèâíîñòè (ïóëüñ äî 140-150 óä/ìèí), öåëüþ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèå îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Äëÿ áîðüáû ñ ðàçãèáàòåëüíîé êîíòðàêòóðîé ÊÑ èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ ìàÿòíèêîîáðàçíîãî õàðàêòåðà, ëåãêèå ïàññèâíî-àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ, óêëàäêè íà ñãèáàíèå ÊÑ ñ ãðóçîì 3-5 êã â ñî÷åòàíèè ñ òåïëîâûìè ïðîöåäóðàìè. Ïðîäîëæàþò èñïîëüçîâàòüñÿ èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ, êîòîðûå ïîñòåïåííî çàìåíÿþòñÿ äèíàìè÷åñêèìè äâèæåíèÿìè ñ îòÿãîùåíèÿìè. Òðåíèðîâêó íà âåëîòðåíàæåðå íà÷èíàþò, êîãäà äîñòèãíóòûé ìàêñèìóì àêòèâíûõ äâèæåíèé â ÊÑ ïðåâûøàåò «ðàáî÷óþ» àìïëèòóäó äâèæåíèé ïðè âåëîýðãîìåòðèè (ñãèáàíèå — 75°, ðàçãèáàíèå — 175°). Äëèòåëüíîñòü è ìîùíîñòü òðåíèðîâîê íà âåëîòðåíàæåðå ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò îò Ç-5 äî 20-25 ìèí è îò 50-75 Âò äî 150-200 Âò.

Читайте также:  Перелом стопы у детей симптомы

Íà ïðîòÿæåíèè âñåãî âòîðîãî ïåðèîäà ñîõðàíÿþòñÿ òðåíèðîâêè â áàññåéíå äëèòåëüíîñòüþ äî 45 ìèí. Ïðè áûñòðîì ïëàâàíèè êðîëåì è áðàññîì ê êîíöó ïåðèîäà íà÷èíàþò ïðèìåíÿòü ëàñòû, âûïîëíÿþòñÿ ðàçëè÷íûå óïðàæíåíèÿ è õîäüáà â áàññåéíå.

Òðåòèé ïåðèîä ðåàáèëèòàöèè (òðåíèðîâî÷íî-âîññòàíîâèòåëüíûé) — îò 2-2,5 ìåñÿöåâ äî 4-5 ìåñÿöåâ ïîñëå îïåðàöèè). Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè íà ýòîì ýòàïå — àäàïòàöèÿ ê ìåäëåííîìó áåãó, âîññòàíîâëåíèå ìàêñèìàëüíîé ñèëû ìûøö áåäðà, ÷àñòè÷íîå âîññòàíîâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ ñïîðòñìåíà. Ìåòîäèêà çàíÿòèé ïðèíöèïèàëüíî íå îòëè÷àåòñÿ îò òîé, êîòîðàÿ âûøå ïðèâîäèëàñü äëÿ òðåòüåãî ïåðèîäà ðåàáèëèòàöèè ïîñëå îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ ïðèâû÷íîãî âûâèõà ïëå÷à.  ýòîò ïåðèîä èñïîëüçóåòñÿ òàêæå ðó÷íîé è âèáðàöèîííûé ìàññàæ è ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ ìûøö, ôèçèîòåðàïèÿ — äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òðîôèêè ÊÑ (ìàãíèòîòåðàïèÿ, ñåðîâîäîðîäíûå è ðîäîíîâûå âàííû è äð.), à òàêæå äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïåðåãðóçî÷íûõ îñëîæíåíèé (ôîíîôàðåç ñ ãèäðîêîðòèçîíîì, àíàëüãèíîì è äð.).

Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ìåñÿöà ïîñëå îïåðàöèè ñïîðòñìåí òðåíèðóåòñÿ â áûñòðîé õîäüáå. Çà 1-2 íåäåëè äèñòàíöèÿ õîäüáû óâåëè÷èâàåòñÿ äî 5 êì. Çàòåì âêëþ÷àåòñÿ â òðåíèðîâêè ìåäëåííûé áåã. Äëèòåëüíîñòü ìåäëåííîãî áåãà â òå÷åíèå 7-10 äíåé ñ 1-2 ìèí äîâîäèòñÿ äî 10-15 ìèí, ïîñòåïåííî ïîâûøàåòñÿ ñêîðîñòü áåãà.

Ïðèçíàêàìè õîðîøåãî êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíîãî âîññòàíîâëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ âûïîëíåíèå ñëåäóþùèõ äâèãàòåëüíûõ òåñòîâ:

1. Ïðèñåäàíèÿ ñ ïîëíîé àìïëèòóäîé.

2. Õîäüáà â ïîëíîì ïðèñåäå («ãóñèíàÿ õîäüáà»).

3. Ïðèñåäàíèÿ íà îïåðèðîâàííîé íîãå — (75% îò êîëè÷åñòâà ïðèñåäàíèé íà çäîðîâîé íîãå ïðèçíàåòñÿ õîðîøèì ðåçóëüòàòîì).

4. Áåã â òå÷åíèå 30 ìèí, íå âûçûâàþùèé áîëåé è ñèíîâèòà.

5. Ñïîñîáíîñòü âûïîëíÿòü èìèòàöèîííûå è ñïåöèàëüíûå ïîäãîòîâèòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

4. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè

Ïåðåëîìû ãîëåíè ëå÷àò òàê æå, êàê è ïåðåëîìû áåäðà: êîíñåðâàòèâíî — âûòÿæåíèåì (ïåðåëîì ñî ñìåùåíèåì) çà ïÿòî÷íóþ êîñòü, ÷åðåç 2-3 íåäåëè íàêëàäûâàþò ãëóõóþ ãèïñîâóþ ïîâÿçêó îò ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè áåäðà; îïåðàòèâíî íàêëàäûâàþò àïïàðàò Èëèçàðîâà èëè ïðîèçâîäÿò ìåòàëëîîñòåîñèíòåç ãâîçäåì èëè ìåòàëëè÷åñêîé ïëàñòèíîé. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðîâîäèòñÿ ïî òîé æå ìåòîäèêå, ÷òî è ïðè ïåðåëîìå áåäðà, â çàâèñèìîñòè îò âûáðàííîãî ìåòîäà ëå÷åíèÿ.

Ïåðåëîìû â íèæíåé òðåòè ãîëåíè — íàðóæíîé èëè âíóòðåííåé ëîäûæêè, îäíîâðåìåííî îáåèõ ëîäûæåê ñ îòðûâîì êðàÿ áîëüøåáåðöîâîé êîñòè — ÷àñòî áûâàþò ñî ñìåùåíèåì è íåðåäêî ñîïðîâîæäàþòñÿ âûâèõîì ñòîïû. Ïðè ïåðåëîìàõ áåç Ñìåùåíèÿ íàêëàäûâàþò ãèïñîâûé ñàïîæîê ñ êàáëóêîì èëè ñî ñòðåìåíåì. Ïîñëå åãî çàòâåðäåâàíèÿ áîëüíîé ìîæåò ïåðåäâèãàòüñÿ ñ ïîìîùüþ êîñòûëåé, ïðèñòóïàÿ íà ñòðåìÿ èëè êàáëóê.

 ïåðèîä èììîáèëèçàöèè äûõàòåëüíûå è îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ÷åðåäóþòñÿ ñî ñïåöèàëüíûìè: àêòèâíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîïû, â êîëåííîì è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâàõ, èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö áåäðà, ãîëåíè, èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà. Äëÿ óëó÷øåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ è óìåíüøåíèÿ îòåêà áîëüíûì ðåêîìåíäóåòñÿ ïåðèîäè÷åñêè îïóñêàòü ïîâðåæäåííóþ íîãó ñ êðîâàòè, ïðèäàâàÿ åé çàòåì âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå. ×åðåç 3-5 äíåé ïîñëå òðàâìû ðàçðåøàåòñÿ ïåðåäâèãàòüñÿ â ïðåäåëàõ ïàëàòû, à çàòåì è îòäåëåíèÿ ñ ïîìîùüþ êîñòûëåé.

Âî âòîðîé ïåðèîä (ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà) çàäà÷àìè ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ: âîññòàíîâëåíèå äâèæåíèé â ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâå, áîðüáà ñ îòå÷íîñòüþ ïîâðåæäåííîé íîãè, ïðîôèëàêòèêà òðàâìàòè÷åñêîãî ïëîñêîñòîïèÿ, ðàçâèòèÿ äåôîðìàöèè ñòîïû, ðàçðàñòàíèÿ «øïîð» (÷àùå âñåãî ïÿòî÷íûõ), èñêðèâëåíèÿ ïàëüöåâ.

Ñ ýòîé öåëüþ ñðàçó æå ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà â îáóâü âêëàäûâàþò ñïåöèàëüíî ñäåëàííûé ñóïèíàòîð.

 çàíÿòèÿ íàðÿäó ñ îáùåðàçâèâàþùèìè óïðàæíåíèÿìè, îõâàòûâàþùèìè âñå ãðóïïû ìûøö, âêëþ÷àþò ñïåöèàëüíûå: àêòèâíåå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîïû — çàõâàòûâàíèå ìåëêèõ ïðåäìåòîâ, èõ óäåðæàíèå, äâèæåíèÿ ñòîïîé, òûëüíîå ïîäîøâåííîå ñãèáàíèå, ñóïèíàöèÿ è ïðîíàöèÿ, ïåðåêàòûâàíèå íîãîé òåííèñíîãî ìÿ÷à. Âûïîëíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ â ðàçëè÷íûõ âàðèàíòàõ õîäüáû: íà íîñêàõ, íà ïÿòêàõ, íà íàðóæíîì èëè âíóòðåííåì ñâîäå ñòîï, âïåðåä, ñïèíîé, áîêîì, ñêðåñòíûì øàãîì, â ïîëóïðèñåäå è äð.; óïðàæíåíèÿ ñ îïîðîé ñòîïû íà ïåðåêëàäèíó, íà âåëîòðåíàæåðå.

Ïðè ïåðåëîìå ëîäûæåê â ëþáîì ìåñòå ìîæåò ïðîèñõîäèòü îòåê ñòîïû, äëÿ áîðüáû ñ êîòîðûì ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü ïî 10-15 ìèí 3-4 ðàçà â äåíü ïðèïîäíÿâ íîãè ïîä óãëîì 120- 130° â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, ïîñëå ÷åãî âûïîëíÿòü ñëåäóþùèå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ:

· ñîêðàùåíèå ÷åòûðåõãëàâûõ ìûøö áåäðà (20-30 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï (10-20 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ (10-20 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå. Ïàóçà 1-2 ìèí;

· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ (10-20 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå. Ïàóçà 1-2 ìèí;

· êðóãîâûå äâèæåíèÿ ñòîïàìè (ïî 10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï ñ ìàêñèìàëüíîé àìïëèòóäîé (10-20 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå íîã ê æèâîòó (íîñêè «íà ñåáÿ») (10 ðàç êàæäîé íîãîé). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· ðàçâåäåíèå è ñâåäåíèå íîñêîâ íîã ñ ìàêñèìàëüíîé ðîòàöèåé âñåé íîãè (10 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã äî óãëà 90° â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ (íîñêè «íà ñåáÿ») (10 ðàç êàæäîé íîãîé). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· ñîêðàùåíèå ÷åòûðåõãëàâûõ ìûøö áåäðà (20-30 ðàç). Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå:

· ïîäíèìàíèå ïðÿìîé ïîâðåæäåííîé íîãè äî óãëà 90° â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå ñ îäíîâðåìåííûì ñãèáàíèåì è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ è ñòîïû íà âåñó (10 ðàç). Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå;

· îòäûõ â ïîëîæåíèè ëåæà ñ ïîäíÿòûìè íîãàìè (5-10 ìèí).

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áåðåçêèíà Ê.Â. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ïðè çàáîëåâàíèÿõ â îðòîïåäèè è òðàâìàòîëîãèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1986. — 220 ñ.

2. Êàïòåëèí À.Ô., Ëàññêàÿ Ë.À.Òðóäîâàÿ òåðàïèÿ â òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1979. — 176 ñ.

3. Êàïòåëèí À.Ô. Ãèäðîêèíåçîòåðàïèÿ â îðòîïåäèè è òðàâìàòîëîãèè.— Ì.: Ìåäèöèíà, 1985.—223 ñ.

4. Êëÿ÷êèí Ë.Ì. Âèíîãðàäîâà Ì.Í. Ôèçèîòåðàïèÿ.— Ì.: Ìåäèöèíà, 1982. — 272 ñ.

5. Ìóõ³í Â.Ì. Ô³çè÷íà ðåàá³ë³òàö³ÿ. — Ê.: Îë³ìï³éñüêà ë³òåðàòóðà, 2000. — 424 ñ.

6. Ðóêîâîäñòâî ïî êèíåçèòåðàïèè / Ïîä ðåä. Ë. Áîíåâà, Ï. Ñëûí÷åâà è Ñò. Áàíêîâà. — Ñîôèÿ: Ìåäèöèíà è ôèçêóëüòóðà, 1978. — 357 ñ.

7. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ àêàäåìèé è èíñòèòóòîâ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû / Ïîä îáùåé ðåä. ïðîô. Ñ.Í. Ïîïîâà. — Ðîñòîâ í / Ä: èçä-âî «Ôåíèêñ», 1999. — 608 ñ.

Источник