Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991
А.И. Солженицын
Одним из главных достижений перестройки явилась гласность. Культура стала высвобождаться от партийно-государственного контроля. Появилась возможность открыто говорить и открыто обсуждать как насущные проблемы, так и драматические страницы прошлого.
В культурную жизнь СССР постепенно стали возвращаться произведения, запрещенные ранее. Стали доступными для прочтения произведения М. Булгакова («Собачье сердце»), Б. Пильняка («Повесть непогашенной луны»), В. Шаламова («Колымские рассказы»).
В магазинах вновь можно было приобрести произведения писателей Серебряного века.
Развивается газетная, журнальная индустрия. «Роман-газета» публикует роман А. Рыбакова «Дети Арбата», вызвавший бурное обсуждение, и «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского.
В журнале «Новый мир» публикуются произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» и др. В конце 80-х гг. в СССР издаются романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Платонова «Котлован». Одним из наиболее читаемых в годы перестройки оставался журнал «Огонек» с материалами о драматических страницах советской истории, судьбах репрессированных (Н.И. Бухарина и др.).
Тема сталинизма, сталинских репрессий и сталинского наследия становится одной из ведущих в художественной и научной литературе и публицистике. Продолжается незавершенная в период «оттепели» реабилитация жертв сталинских репрессий.
Приоткрывают для исследователей свои фонды архивы, публикуются некоторые «засекреченные» прежде документы. Выходят из печати работы Д.А. Волкогонова, Р.А. Медведева, исследовавших советское прошлое.
Не осталось в стороне от начавшихся в обществе процессов и возросшего интереса к истории советское кино. Многие устоявшиеся в сознании людей мифы и стереотипы разрушил фильм «Покаяние» Т. Абуладзе о судьбах людей в условиях сталинизма, вызвавший бурную полемику в обществе. Событиями в кинематографе стали художественные фильмы «Завтра была война» (реж. Ю. Кара), «Холодное лето пятьдесят третьего» (реж. А. Прошкин), документальный фильм «Так жить нельзя» (реж. С. Говорухин), название которого стало своего рода девизом того времени.
В живопись возвращается творчество художников К. Малевича, М. Шагала, П. Филонова, В. Кандинского. Создают новые живописные произведения художники И. Глазунов, Н. Сафронов и др.
В музыке вновь достойное место занимает творчество покинувших в 1970-х — начале 1980-х гг. СССР композитора А. Шнитке, и виолончелиста М. Ростроповича.
С.С. Говорухин
М.Л. Ростропович
Легализуются отечественные рок-группы, появляются новые коллективы («Кино», «Наутилус Помпилиус»). В 1987 г. в Москве прошел первый фестиваль рок-музыки.
Нормализуются отношения государства и церкви. Начинается восстановление разрушенных храмов. В 1988 г. отмечалось 1000-летие Крещения Руси.
Однако в культурном развитии 1985-1991 гг. имели место и негативные явления и тенденции.
Средства массовой информации нередко воспринимали гласность как вседозволенность и на страницах своих изданий в погоне за дешевой сенсацией публиковали непрофессиональные материалы, подменяли одни мифы другими, вызывая в обществе социальную напряженность.
Сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие должной государственной поддержки кинематографа и других видов искусства привели к тому, что российская культура начала тесниться нередко низкосортной культурной продукцией стран Запада и США. Выдержать конкуренцию в сложившихся условиях было сверхтрудно.
Непростым это время стало для науки и образования. Сократилось государственное финансирование научных исследований, оплата труда научных работников была низкой. Воспользовавшись данной в 1989 г. возможностью свободного выезда за границу, страну покинули многие ученые и преподаватели высшей школы.
Советская школа также подверглась перестройке. В основу новой модели образования были положены демократические и гуманистические принципы. Появились новые типы школ (гимназии, лицеи и т.д.).
Реформа в образовании одновременно вскрыла многие серьезные проблемы: слабость материально-технической базы школ, дефицит преподавателей, разрушение системы ученических школьных общественных организаций и отсутствие достойной им замены.
Задания
1. Какие два советских художественных фильма из перечисленных были удостоены премии «Оскар»? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Анна Каренина» (реж. А.Г. Зархи)
2) «Летят журавли» (реж. М.К. Калатозов)
3) «Доживем до понедельника» (реж. С.И. Ростоцкий)
4) «Война и мир» (реж. С.Ф. Бондарчук)
5) «Москва слезам не верит» (реж. В.В. Меньшов)
Ответ:
2. Прочитайте перечень фамилий деятелей культуры второй половины XX в. Распределите их по сферам деятельности и запишите номера в соответствующий сектор. Оставшиеся фамилии поместите в неподписанный сектор и озаглавьте его.
1) О.П. Табаков, 2) А.И. Солженицын, 3) О.Н. Ефремов, 4) А.А. Тарковский, 5) А.Т. Твардовский, 6) Р.И. Рождественский, 7) С.С. Говорухин, 8) Ю.В. Бондарев, 9) М.М. Плисецкая, 10) И.С. Глазунов, 11) Э.А. Рязанов, 12) Г.В. Свиридов, 13) В.В. Меньшов, 14) Г.С. Уланова, 15) А.Н. Пахмутова, 16) М. Лиепа, 17) Ю.П. Любимов, 18) Л.И. Гайдай, 19) Б.Л. Васильев, 20) В.П. Астафьев, 21) В.М. Шукшин, 22) А.М. Шилов, 23) Р.К. Щедрин, 24) А.Г. Шнитке, 25) А.Н. Рыбаков.
3. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
A) А.А. Тарковский
Б) Е.В. Вучетич
B) А.И. Солженицын
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) кинофильм «Зеркало»
2) роман «Архипелаг ГУЛАГ»
3) скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде
4) песня «Священная война»
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
4. Отметьте фамилии деятелей культуры, с произведений которых в СССР был снят запрет в 1985-1991 гг.
5. Какие два деятеля из перечисленных получили известность в 1980-1990-х гг. как педагоги-новаторы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В. Герье
2) Ш. Амонашвили
3) В. Шаталов
4) А. Макаренко
5) А. Луначарский
Ответ:
6. С именами каких ученых и изобретателей связаны в XX в. успехи в освоении космоса, ракето- и авиастроении, создании атомной энергетики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Д.И. Менделеев, 2) В.А. Дегтярев, 3) И.И. Мечников, 4) А.С. Яковлев, 5) Ю.А. Гагарин, 6) А.С. Попов, 7) С.П. Королев, 8) Ж.Я. Котин, 9) А.Н. Колмогоров, 10) И.П. Павлов, 11) И.В. Курчатов, 12) И.В. Ильюшин, 13) А.Н. Туполев, 14) С.И. Вавилов, 15) В.В. Терешкова, 16) Е.В. Тарле, 17) Ю.Б. Харитон, 18) Я.Б. Зельдович, 19) О.Ю. Шмидт, 20) В.О. Ключевский.
Ответ:
Источник
Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:
Главная > 
Wiki-учебник > 
История > 9 класс > Перемены в духовной жизни 85-91 годов: гласность и свобода
Социально- политические изменения в обществе в период перестройки коснулись и духовной жизни советских граждан. Для народа стали доступны свобода слова, вероисповедания, совести и гласность все то, что долгие года находилось под строжайшим запретом руководства государства.
Гласность
Политика гласности была продемонстрирована самим генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым еще на начальном этапе правления. Во время визита в Ленинград, без согласования с членами Политбюро, Горбачев начал напрямую общаться с народом, поднимая темы, которые обсуждались только в тесных кругах членов правительства.
Впервые за всю историю СССР, политика высшего руководства открыто доносилась до широких масс. Уже к концу 1985 года постепенно ослабевала государственная цензура критические материалы в газетах, журналах, на радио и телевидении не поддавались запрету, а иногда и поощрялись властью.
Советский народ получил возможность открыто выражать свое недовольство работой государственных структур, в том числе и КГБ, чиновников на местах и высшего партийного руководства. С внедрением политики гласности началось крушение официальной советской идеологии.
Социализм в глазах населения, неразрывно был повязан с демократией, а не со старыми коммунистическими принципами, которые значительно потеряли свою актуальность. Некоторые должностные лица предпринимали попытки ликвидации гласности, как угрожающего для коммунизма явления.
Однако остановить раскрепощение народного сознания оказалось невозможным. Новый взгляд на историческое прошлое. Резкий переход от «застоя» привел к некоторому переосмыслению народом советской истории.
Одновременно с масштабной подготовкой к празднованию 70 годовщины Великого Октября, по государству распространяются скандальные публикации о сталинских репрессиях, и тщательно скрываемых фактах Гражданской войны.
Впервые праздник в честь прихода к власти большевиков оказался под угрозой срыва. В этот период была создана специальная комиссия при Политбюро, занимающаяся расследованиями преступлений сталинского режима.
Уже к середине 1988 года, были посмертно реабилитированы политические противники Сталина, которые стали жертвами тоталитарной машины советского вождя Н. И. Бухарин, Л.Б. Каменев, А.И, Рыков, Г. Е. Зиновьев.
Верховным Советом СССР была принята декларация, в которой насильственная депортация народов Советского союза в 40-х годах была признана как политическая репрессия. В 1990 году М. Горбачев лично огласил настоящее количество жертв большевистского террора, которое достигало несколько десятков миллионов человек.
Шокированный народ СССР воспринял такую информацию с огромной болью и возмущением — о дальнейшей авторитетности коммунистической партии не могло быть речи.
Литература, телевидение и пресса
В период перестройки, в СССР начали постепенно возвращаться деятели культуры, которые по политическим мотивам долгие годы перебывали в вынужденной эмиграции. Советские издательства массово начали публиковать произведения запрещенных ранее авторов.
Для широкой общественности стали доступными труды А. Солженицына, М. Булгакова, И. Северянина, Б. Пастернака, М. Бахтина, а также книги религиозного содержания Коран, Библия, Тора. Небывалой популярностью пользовались и печатные средства массовой информации тиражи неполитических изданий в период перестройки выросли в десятки раз.
В газетах начали печатать письма читателей, которые приходили в редакцию. Начало такой тенденции положила жительница Ленинграда, написавшая в газету «Советская Россия» статью, в которой призывала народ защитить честь Сталина и не предавать коммунистические идеи.
Ответной реакцией стали тысячи писем, в которых советский народ выражал открытую критику сталинизма. Огромную роль в развитии духовной жизни сыграло телевиденье, на котором впервые начали транслироваться зарубежные телепередачи и фильмы, открывшие советским людям западный мир, который долгое время был недоступным.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Экономические реформы в 1985-1991 годов: от плановой экономики — к рыночной
Следующая тема:   Реформа политической системы 85-91 годов: кадры и многопартийность
Все неприличные комментарии будут удаляться.
Источник
Ñîâåòñêàÿ ýêîíîìèêà â 19641985 ã., ïîïûòêè ðåôîðì è îòêàç îò êîðåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé. Íà÷àëî ïîëèòè÷åñêèõ è ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì â ÑÑÑÐ. Äóõîâíàÿ æèçíü íà ïåðåëîìå ýïîõ. Ïîñòñîâåòñêîå ïðîñòðàíñòâî â 90-å ãã. XX âåêà. Êóðñ Ïóòèíà íà êîíñîëèäàöèþ îáùåñòâà.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå è âíóòðèïîëèòè÷åñêîå ïîëîæåíèå â Ñîâåòñêîì Ñîþçå â ñåðåäèíå 1980-õ ãã. Îñíîâíûå ïðè÷èíû è ïðåäïîñûëêè ïåðåñòðîéêè, ýòàïû åå ïðîòåêàíèÿ è îöåíêà ïîñëåäñòâèé. Íà÷àëî ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì, äåìîêðàòèçàöèÿ îáùåñòâà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,3 K], äîáàâëåí 17.11.2010
Îñîáåííîñòè ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ïðåîáðàçîâàíèé ýïîõè ïåðåñòðîéêè â èñòîðèè Ðîññèè. Ñóùíîñòü ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè Ì.Ñ. Ãîðáà÷åâà. Àíàëèç ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì. Ïóòè ðàñïàäà ÑÑÑÐ. Çíà÷åíèå àâãóñòîâñêîãî ïóò÷à â ïîëèòè÷åñêîé èñòîðèè Ðîññèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,8 K], äîáàâëåí 27.07.2010
Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ ïîëèòèêà è íåîáõîäèìîñòü ïðîâåäåíèÿ ðåôîðì â 1983-1985 ãã. Ïîñëåäñòâèÿ ïîëîâèí÷àòîé ïîëèòèêè èõ îñóùåñòâëåíèÿ. Õðîíîëîãèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì â Óêðàèíå, èõ ðåçóëüòàòû. Íåæåëàòåëüíîñòü ðåâîëþöèîííûõ ïðåîáðàçîâàíèé äëÿ ýêîíîìèêè.
ðåôåðàò [32,4 K], äîáàâëåí 12.02.2012
Ïîïûòêè îáíîâëåíèÿ îáùåñòâà âî âòîðîé ïîëîâèíå 80-õ íà÷àëå 90-õ ãîäîâ. Ïåðåñòðîéêà è «íîâîå ìûøëåíèå» âî âíåøíåé ïîëèòèêå ÑÑÑÐ. Äåÿòåëüíîñòü íîâîãî ïðàâèòåëüñòâà — ïðîãðàììû ñîêðàùåíèÿ áþäæåòíîãî äåôèöèòà è ïåíñèîííîé ðåôîðìû, áîðüáà ñ êîððóïöèåé.
ðåôåðàò [45,1 K], äîáàâëåí 07.06.2008
Ïðåäïîñûëêè ïðîâåäåíèÿ ðåôîðì Ì.Ñ. Ãîðáà÷¸âà. Ïðè÷èíû íåóäà÷ è ñòèõèéíîñòè ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì â ÑÑÑÐ, îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ âíåøíåïîëèòè÷åñêîãî êóðñà. Îöåíêà ïîñëåäñòâèé «ïåðåñòðîéêè» â êîíòåêñòå ñîâðåìåííîãî ðàçâèòèÿ Ðîññèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [68,3 K], äîáàâëåí 14.09.2010
Àïðåëüñêèé ïëåíóì 1985 ã. Äåÿòåëüíîñòü ÖÊ ÊÏÑÑ. Êóðñ íà óñêîðåíèå ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû. Êàçàõñòàí â ïåðèîä ðåôîðì Ãîðáà÷åâà. Êîðåííûå èçìåíåíèÿ âî âíåøíåé ïîëèòèêå ÑÑÑÐ. Äåêàáðüñêèå ñîáûòèÿ 1986 ã. â Êàçàõñòàíå: ïîñëåäñòâèÿ, èòîãè.
ïðåçåíòàöèÿ [9,6 M], äîáàâëåí 30.03.2014
Ñîñòîÿíèå ñîâåòñêîé ýêîíîìèêè ñåðåäèíû 80 ãã. Ìàñøòàáíûå ðåôîðìû â ÑÑÑÐ, àïðåëüñêèé (1985) ïëåíóì ÖÊ ÊÏÑÑ. Ïðîãðàììû ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäñòâà òîâàðîâ íàðîäíîãî ïîòðåáëåíèÿ è ñôåðû óñëóã. Êóðñ íà óñêîðåííîå âíåäðåíèå äîñòèæåíèé íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,2 K], äîáàâëåí 22.11.2010
Ðîññèÿ è ìèð â êîíöå XVIII-íà÷àëå XIX âåêîâ. Ïîïûòêè ãîñóäàðñòâåííûõ ðåôîðì Àëåêñàíäðà I. Âíåøíÿÿ ïîëèòèêà. Ïðåîáðàçîâàíèÿ â îáðàçîâàòåëüíîé ñôåðå. Ðîññèÿ â âîéíå 1812 ãîäà. Äâèæåíèå äåêàáðèñòîâ. Ñîþç ñïàñåíèÿ è áëàãîäåíñòâèÿ. Þæíîå è ñåâåðíîå îáùåñòâà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,3 K], äîáàâëåí 26.06.2008
Ýêîíîìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÑÑÑÐ ïîñëå âûõîäà Í.Ñ. Õðóùåâà íà ïåíñèþ â 1964 ãîäó. Ïðèíÿòûé ìàðòîâñêèì ïëåíóìîì êóðñ íà ñòàáèëèçàöèþ ñåëà è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà, åãî ðåçóëüòàòû è çíà÷åíèå. Ñóùíîñòü ðåôîðìû 1965 ãîäà, óñèëåíèå öåíòðàëèçîâàííîãî óïðàâëåíèÿ.
ðåôåðàò [27,2 K], äîáàâëåí 10.04.2009
Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå Ðîññèè â íà÷àëå XIX âåêà. Âîñøåñòâèå íà ïðåñòîë Àëåêñàíäðà I è ïåðèîä ëèáåðàëüíûõ ðåôîðì, íà÷àëî êàðüåðû Ì.Ì. Ñïåðàíñêîãî. Ñîçäàíèå Íåãëàñíîãî êîìèòåòà. Ïðåîáðàçîâàíèÿ âûñøèõ îðãàíîâ âëàñòè. Ñïåðàíñêèé è äåêàáðèñòû.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [92,3 K], äîáàâëåí 13.12.2010
Источник
Цель:
проследить развитие перемен в духовной
жизни советского общества в годы
перестройки, оценить их значение для
будущего России.
План
Гласность
— свобода мнений.Утверждение
политических свобод.Государство
и церковь.Повседневная
жизнь.
Даты
и события:
1988
г. — празднование 1000-летия Крещения
Руси
1990
г. — принятие закона СССР «О свободе
совести и религиозных организациях»
Понятия:
Гласность;
общественное мнение; политические
свободы; неформальное молодежное
движение.
Работа
с документами
Сформулируйте
основное содержание документов и дайте
им собственную оценку. Что побудило
авторов написать эту статью? Интересы
и представления каких частей общества
и руководства КПСС они выражали?
ИЗ
СТАТЬИ Н. А. АНДРЕЕВОЙ «НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ
ПРИНЦИПАМИ». МАРТ 1988 г.
Наверное,
не одной мне бросилось в глаза, что
призывы партийных руководителей
повернуть внимание «разоблачителей»
еще и к фактам реальных достижений на
разных этапах социалистического
строительства словно бы по команде
вызывают новые и новые вспышки
«разоблачений».
Взять
вопрос о месте И.В. Сталина в истории
нашей страны. Именно с его именем связана
вся одержимость критических атак,
которая, по моему мнению, касается не
столько самой исторической личности,
сколько всей сложнейшей переходной
эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным
подвигом целого поколения советских
людей, которые сегодня постепенно
отходят от активной деятельности. В
формулу «культа личности» насильственно
втискиваются индустриализация,
коллективизация, культурная революция,
которые вывели нашу страну в разряд
великих мировых держав. Все это ставится
под сомнение. Дело дошло до того, что
от «сталинистов» (а в их число можно при
желании зачислять кого угодно) стали
настойчиво требовать «покаяния»…
Поддерживаю
партийный призыв отстоять честь и
достоинство первопроходцев социализма.
Думаю, что именно с этих партийно-классовых
позиций мы и должны оценивать историческую
роль всех руководителей партии и страны,
в том числе и Сталина.
Сторонники
«леволиберального социализма» формируют
тенденцию фальсифицирования истории
социализма. Они внушают нам, что в прошлом
страны реальны лишь одни ошибки и
преступления, замалчивая при этом
величайшие достижения прошлого и
настоящего. Претендуя на полноту
исторической правды, они подменяют
социально-политический критерий
развития общества схоластикой этических
категорий.
Другая
особенность воззрений «леволибералов»
— явная или замаскированная
космополитическая тенденция, некий
безнациональный «интернационализм».
Как
говорил М.С. Горбачев на февральском
пленуме ЦК КПСС, «мы должны и в духовной
сфере, а может быть, именно здесь в первую
очередь, действовать, руководствуясь
нашими марксистско-ленинскими принципами.
Принципами, товарищи, мы не должны
поступаться ни под какими предлогами».
На
этом стоим и будем стоять. Принципы не
подарены нам, а выстраданы нами на крутых
поворотах истории Отечества.
ИЗ
РЕДАКЦИОННОЙ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА».
АПРЕЛЬ 1988 г.
Личность
Сталина крайне противоречива. Отсюда
и яростные споры.
Оставаясь
на позициях исторической правды, мы
должны видеть как неоспоримый вклад
Сталина в борьбу за социализм, защиту
завоеваний, так и грубые политические
ошибки, произвол, допущенные им и его
окружением, за которые наш народ заплатил
великую цену и которые имели тяжелые
последствия для жизни нашего общества.
Нет-нет да и слышатся голоса, что Сталин
не знал об актах беззакония. Не просто
знал — организовывал их, дирижировал
ими. Сегодня это уже доказанный факт. И
вина Сталина, как и вина его ближайшего
окружения, перед партией и народом
за допущенные массовые репрессии,
беззакония огромна и непростительна.
Да,
всякий исторический деятель формируется
конкретными социально-экономическими
и идейно-политическими условиями. Но
культ не был неизбежным. Он чужд природе
социализма и возможен лишь из-за
отступлений от его основополагающих
принципов.
Мы
твердо и неуклонно будем следовать
революционным принципам перестройки:
больше гласности, больше демократии,
больше социализма.
Прошлое
жизненно необходимо для сегодняшнего
дня, для решения задач перестройки.
Объективное требование жизни — «Больше
социализма!» — обязывает нас разобраться,
что мы делали вчера и как делали. От чего
надо отказаться, что взять с собой? Какие
принципы и ценности следует считать
действительно социалистическими? И
если сегодня мы вглядываемся в свою
историю критическим взором, то лишь
потому, что хотим лучше, полнее представить
себе пути в будущее.
Замолчать
больные вопросы нашей истории — значит
пренебречь правдой, неуважительно
отнестись к памяти тех, кто оказался
невинной жертвой беззакония и произвола.
Правда одна. Нужны полная ясность,
четкость и последовательность,
нравственный ориентир на будущее.
Комментарии
к ключевым проблемам и понятиям курса
1985
год стал рубежным в духовной жизни СССР.
Провозглашенный М. С. Горбачевым
принцип
гласности
создавал условия для большей открытости
в принятии решений и для объективного
переосмысления прошлого (в этом виделась
преемственность с периодом «оттепели»).
Но главной целью нового руководства
КПСС было создание условий для
«обновления социализма».
Но
удержать гласность в узде, в дозированных
объемах оказалось невозможным,
особенно после аварии на Чернобыльской
АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружилась
неготовность руководства страны дать
объективную информацию и поставить
вопрос о политической ответственности
за трагедию.
В
обществе гласность стала рассматриваться
как отказ от идеологической цензуры в
освещении текущих событий и в оценках
прошлого. Это рождало, как казалось,
неисчерпаемые возможности для
открытого обсуждения наболевших
проблем в средствах массовой информации.
В центре общественного внимания первых
лет перестройки оказалась публицистика.
Именно этот жанр печатного слова мог
наиболее остро и оперативно реагировать
на волновавшие общество проблемы.
Огромную
зрительскую аудиторию собирали прямые
трансляции с заседаний Съездов народных
депутатов СССР (1989—1990), даже на работе
люди не выключали радиоприемники, брали
из дома переносные телевизоры. Появилась
убежденность в том, что именно здесь,
на съезде, в противоборстве позиций и
точек зрения решается судьба страны.
Полемический
подход отличал и яркие документальные
ленты публицистического жанра, появившиеся
на рубеже 90-х гг.
Из
печати, по существу, исчезли «запретные»
имена и темы.
Накал
общественной дискуссии нашел зримое
выражение в перестроечном плакате.
Из привычного для советского времени
средства пропаганды плакат превратился
в орудие разоблачения социальных пороков
и критики экономических трудностей.
В качестве изобразительных средств
широко использовались привычные образы
повседневной жизни, быстро вытеснившие
советскую символику.
Наличие
общественного мнения, опиравшегося на
средства массовой информации, было
новым для отечественной истории
феноменом.
Перемены
в духовном климате в обществе стимулировали
подъем гражданской активности. В годы
перестройки родились и бурно
развивались многочисленные независимые
от государства общественные инициативы.
Так называемые неформалы (не организованные
государством активисты) собирались под
«крышей» научных институтов, вузов
и таких известных общественных (на деле
государственных) организаций, как
Советский комитет защиты мира.
Происходившие
в общественном сознании перемены привели
к изменению роли литературы в общественной
жизни. Она стала утрачивать монополию
центра общественной дискуссии и
главного средства выражения гражданской
позиции.
Перемены
в политической жизни привели к постепенной
нормализации отношений государства и
церкви.
Годы
перестройки граждане России оценивают,
согласно данным опросов, как «трудный
период» в истории страны. Волна энтузиазма,
поднявшаяся после прихода к власти
нового руководства, уже через 2—3 года
резко пошла на убыль. Сказалось
разочарование в результатах объявленного
Горбачевым курса на «ускорение социально-
экономического развития». Появились
зримые подтверждения того, что страна
быстро идет по пути углубления социального
неравенства.
Советский
человек, привыкший рассчитывать на
социальную поддержку государства,
оказывался со своими проблемами один
на один.
Дополнительная
литература
Горбачев
— Ельцин: 1500 дней политического
противостояния. — М., 1992.
Горбачев
М. С.
Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.
Перестройка:
десять лет спустя (апрель 1985—1995). — М.,
1995.
Политические
партии России: история и современность.
— М., 2000.
Путч:
хроника тревожных дней. — М., 1991.
Практическая
работа 15
«Шоковая
терапия» и кризис двоевластия (1991—1993)
Цель:
оценить роль и значение событий 1992 —
1993 гг. для формирования основ
социально-экономического и политического
строя современной России.
План
Россия
на рубеже 1991 —1992 гг.«Шоковая
терапия».Приватизация.
Федеративный
договор.Противостояние
Президента и оппозиции.События
21 сентября — 4 октября 1993 г.
Даты
и события:
2
января 1992 г. — либерализация цен
1992
г. — начало ваучерной приватизации
31
марта 1992 г. — подписание Федеративного
договора
Понятия:
Дефицит
бюджета; ваучер; приватизация; оппозиция.
Работа
с документами
Чем
можно объяснить необходимость введения
свободных цен? Можно ли было иным
способом обеспечить переход к рынку?
Почему этот переход обычно называют
«шоковой терапией»? Составьте план и
напишите статью на тему «Либерализация
цен в России в 1992 г.».
ИЗ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО
ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.
В
соответствии с постановлением Съезда
народных депутатов РСФСР от 1 ноября
1991 года «О социально-экономическом
положении в РСФСР» постановляю:
Осуществить
со 2 января 1992 года переход в основном
на применение свободных (рыночных)
цен и тарифов, складывающихся под
влиянием спроса и предложения, на
продукцию производственно-технического
назначения, товары народного
потребления, работы и услуги.
Государственные
закупки сельскохозяйственной продукции
также производить по свободным (рыночным)
ценам.
Установить
со 2 января 1992 года применение
государственных регулируемых цен
(тарифов) предприятиям и организациям,
независимо от форм собственности,
только на ограниченный круг продукции
производственно-технического
назначения, основных потребительских
товаров и услуг по перечням.Правительству
РСФСР:
определить
предельный уровень цен и тарифов на
конкретные виды продукции
производственно-технического назначения,
основные потребительские товары и
услуги, порядок их регулирования;
ввести
в действие в 1992 году порядок регулирования
цен на продукцию предприятий-монополистов;
осуществить
в 1992 году во взаимодействии с суверенными
государствами — бывшими союзными
республиками — переход на расчеты
по согласованной межгосударственной
номенклатуре поставок товаров и
продукции, как правило, по мировым ценам.
На
основании приведенного документа
дайте оценку ликвидации системы
Советов в России. Почему это было
сделано? Найдите в дополнительной
литературе и ресурсах Интернета
материал, который отражал бы различные
точки зрения в обществе на этот процесс.
ИЗ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ
1993 г.
В
Российской Федерации сложилась
политическая ситуация, угрожающая
государственной и общественной
безопасности страны.
Прямое
противодействие осуществлению социально-
экономических реформ, открытая и
повседневно осуществляемая в Верховном
Совете обструкция политики всенародно
избранного Президента Российской
Федерации, попытки непосредственного
осуществления функций исполнительной
власти вместо Совета Министров со всей
очевидностью свидетельствуют о том,
что большинство в Верховном Совете
Российской Федерации и часть его
руководства открыто пошли на прямое
попрание воли российского народа,
выраженной на референдуме 25 апреля 1993
года… Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121
Конституции РФ, итогах референдума
25 апреля 1993 года, постановляю:
Прервать
осуществление законодательной,
распорядительной и контрольной
функций Съездом народных депутатов
РФ и Верховным Советом РФ. До начала
работы нового двухпалатного
парламента РФ и принятия им на себя
соответствующих полномочий
руководствоваться указами Президента
и постановлениями Правительства
РФ…Конституционной
комиссии и Конституционному совещанию
представить к 12 декабря 1993 года единый
согласованный проект Конституции
РФ…
5.
Назначить выборы в Государственную
думу Федерального Собрания РФ на
11—12 декабря 1993 года…
9.
Заседания Съезда народных депутатов
РФ не созываются. Полномочия народных
депутатов РФ прекращаются.
10.
Предложить Конституционному Суду РФ
не созывать заседания до начала работы
Федерального Собрания РФ…
17.
Настоящий Указ вступает в силу с момента
подписания.
Прошу
граждан России поддержать своего
Президента в это переломное для судьбы
страны время.
Комментарии
к ключевым проблемам и понятиям курса
Осенью
1991 г. и зимой 1991/92 г. Россия столкнулась
с первостепенно важными задачами
государственного строительства.
Страна
имела не сформированный полностью
административный аппарат. Началась
долгая и трудная перегруппировка
кадров и целых структур из аппарата
союзного уровня. В ряде случаев
пришлось формировать новые органы
власти.
У
России не было границ, подтвержденных
договорами с соседними государствами,
не было таможенной и пограничной
служб. Бывшие союзные республики, имевшие
когда-то административные границы с
РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали
пересмотреть их в свою пользу.
7
мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин
подписал указ о создании Вооруженных
сил России. До этого момента у России
официально не было армии и флота.
После
распада СССР не было гарантий, что
Российская Федерация сохранит единство.
Автономные республики РСФСР в 1990—1991
гг. провозгласили свой государственный
суверенитет, принимали участие в
подготовке Союзного договора.
Однако
внимание российского общества и
руководства России было сосредоточено
не на национально-государственном
строительстве, а на экономике.
1
ноября 1991 г. Съезд народных депутатов
предоставил Президенту РФ широкие
дополнительные полномочия для проведения
экономических реформ. Он получил право
лично возглавить и сформировать
правительство.
Основными
направлениями программы реформ были:
Либерализация
цен и торговли. Введение свободных
цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия
— установление рыночной стоимости
товаров, ликвидация товарного
дефицита, запуск механизма конкуренции,
стимулирование деловой активности,
ускорение товарооборота, складывание
новой торговой сети.Финансовая
стабилизация. Ожидаемые результаты
— снижение инфляции, установление
устойчивого курса рубля.Широкая
приватизация государственной
собственности. Ожидаемые итоги —
превращение граждан в собственников,
формирование у людей экономических
стимулов для деловой активности.
Первые
два направления экономической реформы
получили название «шоковая терапия».
Либерализация
цен началась 2 января 1992 г. Около 90%
оптовых и розничных цен стали свободными.
Параллельно осуществлялись меры по
сокращению дефицита бюджета. Государство
фактически перестало инвестировать
в промышленность и сельское хозяйство.
Все государственные расходы, особенно
связанные с производством вооружений
и поддержкой дружественных стран, были
резко сокращены или вовсе прекращены.
Была изменена налоговая система —
введен налог на добавленную стоимость
в размере 28%. В сельском хозяйстве команда
реформаторов встала на путь
реорганизации колхозов и совхозов
в акционерные общества и товарищества,
поддержки фермерских хозяйств.
Эффект
этих мер был противоречив. Уже к весне
1992 г. произошло насыщение потребительского
рынка товарами. В магазинах появились
сыр, масло, колбаса, уменьшились
очереди. Дефицит товаров сменился
дефицитом денег. В результате «заработал»
рубль — именно это реформаторы в тот
момент считали главным условием выхода
из экономического кризиса.
Однако
наполнение прилавков не было достигнуто
за счет роста производства. Напротив,
в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП)
упал на 14,8%, промышленное производство
— на 18% . Потребительский рынок был
восстановлен за счет снижения потребления
и увеличения импорта. Финансовая
стабилизация не состоялась — инфляция
составила фантастические 2509 %.
Потребительские цены за 1992 г. выросли
в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий
обесценились.
Идея
ваучерной приватизации имела черты
социальной справедливости. Балансовую
стоимость предприятий на 1 января 1992 г.
(в ценах 1984 г.) разделили на количество
граждан и выдали им чеки на сумму,
примерно соответствовавшую «личной
доле», полученной после этой арифметической
операции, — 10 тыс. рублей. Однако из- за
инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация
заканчивалась, на эту сумму можно
было купить всего два килограмма колбасы.
В
1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс.
предприятий. В 1996 г. в государственной
и муниципальной собственности оставалось
23,1% предприятий и организаций.
Угрозу
распада России руководство страны
пыталось устранить подписанием
Федеративного договора.
Причина
конфликта между Президентом и парламентом
состояла не только в расхождениях по
социально-экономической политике,
но и в проблеме распределения власти.
21
сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400
объявил о роспуске Съезда, Верховного
Совета и выборах в новый парламент, а
также о всенародном голосовании по
проекту новой Конституции Российской
Федерации. Массовые демонстрации и
попытки захвата ряда стратегических
объектов в Москве привели к применению
военной силы для ликвидации конфликта.
Действия
Президента Б.Н. Ельцина в этой ситуации
были незаконны с точки зрения
действовавшей на тот момент Конституции
РСФСР, но легитимны с учетом поддержки
действий Президента на референдуме в
апреле 1993 г.
Дополнительная
литература
Гайдар
Е.
Аномалии экономического роста. — М.,
1997.
Гаман-Голутвина
О. В.
Политические элиты России: вехи
исторической эволюции. — М., 2006.
Горбачев
— Ельцин: 1500 дней политического
противостояния. — М., 1992.
Ельцин
Б. Н.
Записки Президента. — М., 1994.
Ельцин
Б. Н.
Президентский марафон. — М., 2000.
Практическая
работа 16
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник