Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991

Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991 thumbnail

Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991

А.И. Солженицын

Одним из главных достижений перестройки явилась гласность. Культура стала высвобождаться от партийно-государственного контроля. Появилась возможность открыто говорить и открыто обсуждать как насущные проблемы, так и драматические страницы прошлого.

В культурную жизнь СССР постепенно стали возвращаться произведения, запрещенные ранее. Стали доступными для прочтения произведения М. Булгакова («Собачье сердце»), Б. Пильняка («Повесть непогашенной луны»), В. Шаламова («Колымские рассказы»).

В магазинах вновь можно было приобрести произведения писателей Серебряного века.

Развивается газетная, журнальная индустрия. «Роман-газета» публикует роман А. Рыбакова «Дети Арбата», вызвавший бурное обсуждение, и «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского.

В журнале «Новый мир» публикуются произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» и др. В конце 80-х гг. в СССР издаются романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Платонова «Котлован». Одним из наиболее читаемых в годы перестройки оставался журнал «Огонек» с материалами о драматических страницах советской истории, судьбах репрессированных (Н.И. Бухарина и др.).

Тема сталинизма, сталинских репрессий и сталинского наследия становится одной из ведущих в художественной и научной литературе и публицистике. Продолжается незавершенная в период «оттепели» реабилитация жертв сталинских репрессий.

Приоткрывают для исследователей свои фонды архивы, публикуются некоторые «засекреченные» прежде документы. Выходят из печати работы Д.А. Волкогонова, Р.А. Медведева, исследовавших советское прошлое.

Не осталось в стороне от начавшихся в обществе процессов и возросшего интереса к истории советское кино. Многие устоявшиеся в сознании людей мифы и стереотипы разрушил фильм «Покаяние» Т. Абуладзе о судьбах людей в условиях сталинизма, вызвавший бурную полемику в обществе. Событиями в кинематографе стали художественные фильмы «Завтра была война» (реж. Ю. Кара), «Холодное лето пятьдесят третьего» (реж. А. Прошкин), документальный фильм «Так жить нельзя» (реж. С. Говорухин), название которого стало своего рода девизом того времени.

В живопись возвращается творчество художников К. Малевича, М. Шагала, П. Филонова, В. Кандинского. Создают новые живописные произведения художники И. Глазунов, Н. Сафронов и др.

В музыке вновь достойное место занимает творчество покинувших в 1970-х — начале 1980-х гг. СССР композитора А. Шнитке, и виолончелиста М. Ростроповича.

Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991

С.С. Говорухин

Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991

М.Л. Ростропович

Легализуются отечественные рок-группы, появляются новые коллективы («Кино», «Наутилус Помпилиус»). В 1987 г. в Москве прошел первый фестиваль рок-музыки.

Нормализуются отношения государства и церкви. Начинается восстановление разрушенных храмов. В 1988 г. отмечалось 1000-летие Крещения Руси.

Однако в культурном развитии 1985-1991 гг. имели место и негативные явления и тенденции.

Средства массовой информации нередко воспринимали гласность как вседозволенность и на страницах своих изданий в погоне за дешевой сенсацией публиковали непрофессиональные материалы, подменяли одни мифы другими, вызывая в обществе социальную напряженность.

Сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие должной государственной поддержки кинематографа и других видов искусства привели к тому, что российская культура начала тесниться нередко низкосортной культурной продукцией стран Запада и США. Выдержать конкуренцию в сложившихся условиях было сверхтрудно.

Непростым это время стало для науки и образования. Сократилось государственное финансирование научных исследований, оплата труда научных работников была низкой. Воспользовавшись данной в 1989 г. возможностью свободного выезда за границу, страну покинули многие ученые и преподаватели высшей школы.

Советская школа также подверглась перестройке. В основу новой модели образования были положены демократические и гуманистические принципы. Появились новые типы школ (гимназии, лицеи и т.д.).

Реформа в образовании одновременно вскрыла многие серьезные проблемы: слабость материально-технической базы школ, дефицит преподавателей, разрушение системы ученических школьных общественных организаций и отсутствие достойной им замены.

Задания

1. Какие два советских художественных фильма из перечисленных были удостоены премии «Оскар»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Анна Каренина» (реж. А.Г. Зархи)

2) «Летят журавли» (реж. М.К. Калатозов)

3) «Доживем до понедельника» (реж. С.И. Ростоцкий)

4) «Война и мир» (реж. С.Ф. Бондарчук)

5) «Москва слезам не верит» (реж. В.В. Меньшов)

Ответ:

2. Прочитайте перечень фамилий деятелей культуры второй половины XX в. Распределите их по сферам деятельности и запишите номера в соответствующий сектор. Оставшиеся фамилии поместите в неподписанный сектор и озаглавьте его.

Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991

1) О.П. Табаков, 2) А.И. Солженицын, 3) О.Н. Ефремов, 4) А.А. Тарковский, 5) А.Т. Твардовский, 6) Р.И. Рождественский, 7) С.С. Говорухин, 8) Ю.В. Бондарев, 9) М.М. Плисецкая, 10) И.С. Глазунов, 11) Э.А. Рязанов, 12) Г.В. Свиридов, 13) В.В. Меньшов, 14) Г.С. Уланова, 15) А.Н. Пахмутова, 16) М. Лиепа, 17) Ю.П. Любимов, 18) Л.И. Гайдай, 19) Б.Л. Васильев, 20) В.П. Астафьев, 21) В.М. Шукшин, 22) А.М. Шилов, 23) Р.К. Щедрин, 24) А.Г. Шнитке, 25) А.Н. Рыбаков.

3. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

A) А.А. Тарковский

Б) Е.В. Вучетич

B) А.И. Солженицын

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) кинофильм «Зеркало»

2) роман «Архипелаг ГУЛАГ»

3) скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде

4) песня «Священная война»

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

4. Отметьте фамилии деятелей культуры, с произведений которых в СССР был снят запрет в 1985-1991 гг.

Духовная жизнь на переломе эпох 1985 1991

5. Какие два деятеля из перечисленных получили известность в 1980-1990-х гг. как педагоги-новаторы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В. Герье

2) Ш. Амонашвили

3) В. Шаталов

4) А. Макаренко

5) А. Луначарский

Ответ:

6. С именами каких ученых и изобретателей связаны в XX в. успехи в освоении космоса, ракето- и авиастроении, создании атомной энергетики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Д.И. Менделеев, 2) В.А. Дегтярев, 3) И.И. Мечников, 4) А.С. Яковлев, 5) Ю.А. Гагарин, 6) А.С. Попов, 7) С.П. Королев, 8) Ж.Я. Котин, 9) А.Н. Колмогоров, 10) И.П. Павлов, 11) И.В. Курчатов, 12) И.В. Ильюшин, 13) А.Н. Туполев, 14) С.И. Вавилов, 15) В.В. Терешкова, 16) Е.В. Тарле, 17) Ю.Б. Харитон, 18) Я.Б. Зельдович, 19) О.Ю. Шмидт, 20) В.О. Ключевский.

Ответ:



Источник

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Главная&nbsp>&nbsp
Wiki-учебник&nbsp>&nbsp
История&nbsp>&nbsp9 класс&nbsp>&nbspПеремены в духовной жизни 85-91 годов: гласность и свобода

Социально- политические изменения в обществе в период перестройки коснулись и духовной жизни советских граждан. Для народа стали доступны свобода слова, вероисповедания, совести и гласность все то, что долгие года находилось под строжайшим запретом руководства государства.

Гласность

Политика гласности была продемонстрирована самим генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым еще на начальном этапе правления. Во время визита в Ленинград, без согласования с членами Политбюро, Горбачев начал напрямую общаться с народом, поднимая темы, которые обсуждались только в тесных кругах членов правительства.

Впервые за всю историю СССР, политика высшего руководства открыто доносилась до широких масс. Уже к концу 1985 года постепенно ослабевала государственная цензура критические материалы в газетах, журналах, на радио и телевидении не поддавались запрету, а иногда и поощрялись властью.

Советский народ получил возможность открыто выражать свое недовольство работой государственных структур, в том числе и КГБ, чиновников на местах и высшего партийного руководства. С внедрением политики гласности началось крушение официальной советской идеологии.

Социализм в глазах населения, неразрывно был повязан с демократией, а не со старыми коммунистическими принципами, которые значительно потеряли свою актуальность. Некоторые должностные лица предпринимали попытки ликвидации гласности, как угрожающего для коммунизма явления.

Читайте также:  По линии перелома различают переломы

Однако остановить раскрепощение народного сознания оказалось невозможным. Новый взгляд на историческое прошлое. Резкий переход от «застоя» привел к некоторому переосмыслению народом советской истории.

Одновременно с масштабной подготовкой к празднованию 70 годовщины Великого Октября, по государству распространяются скандальные публикации о сталинских репрессиях, и тщательно скрываемых фактах Гражданской войны.

Впервые праздник в честь прихода к власти большевиков оказался под угрозой срыва. В этот период была создана специальная комиссия при Политбюро, занимающаяся расследованиями преступлений сталинского режима.

Уже к середине 1988 года, были посмертно реабилитированы политические противники Сталина, которые стали жертвами тоталитарной машины советского вождя Н. И. Бухарин, Л.Б. Каменев, А.И, Рыков, Г. Е. Зиновьев.

Верховным Советом СССР была принята декларация, в которой насильственная депортация народов Советского союза в 40-х годах была признана как политическая репрессия. В 1990 году М. Горбачев лично огласил настоящее количество жертв большевистского террора, которое достигало несколько десятков миллионов человек.

Шокированный народ СССР воспринял такую информацию с огромной болью и возмущением — о дальнейшей авторитетности коммунистической партии не могло быть речи.

Литература, телевидение и пресса

В период перестройки, в СССР начали постепенно возвращаться деятели культуры, которые по политическим мотивам долгие годы перебывали в вынужденной эмиграции. Советские издательства массово начали публиковать произведения запрещенных ранее авторов.

Для широкой общественности стали доступными труды А. Солженицына, М. Булгакова, И. Северянина, Б. Пастернака, М. Бахтина, а также книги религиозного содержания Коран, Библия, Тора. Небывалой популярностью пользовались и печатные средства массовой информации тиражи неполитических изданий в период перестройки выросли в десятки раз.

В газетах начали печатать письма читателей, которые приходили в редакцию. Начало такой тенденции положила жительница Ленинграда, написавшая в газету «Советская Россия» статью, в которой призывала народ защитить честь Сталина и не предавать коммунистические идеи.

Ответной реакцией стали тысячи писем, в которых советский народ выражал открытую критику сталинизма. Огромную роль в развитии духовной жизни сыграло телевиденье, на котором впервые начали транслироваться зарубежные телепередачи и фильмы, открывшие советским людям западный мир, который долгое время был недоступным.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Экономические реформы в 1985-1991 годов: от плановой экономики — к рыночной
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРеформа политической системы 85-91 годов: кадры и многопартийность

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Источник

Ñîâåòñêàÿ ýêîíîìèêà â 1964—1985 ã., ïîïûòêè ðåôîðì è îòêàç îò êîðåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé. Íà÷àëî ïîëèòè÷åñêèõ è ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì â ÑÑÑÐ. Äóõîâíàÿ æèçíü íà ïåðåëîìå ýïîõ. Ïîñòñîâåòñêîå ïðîñòðàíñòâî â 90-å ãã. XX âåêà. Êóðñ Ïóòèíà íà êîíñîëèäàöèþ îáùåñòâà.

Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»

  • Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå è âíóòðèïîëèòè÷åñêîå ïîëîæåíèå â Ñîâåòñêîì Ñîþçå â ñåðåäèíå 1980-õ ãã. Îñíîâíûå ïðè÷èíû è ïðåäïîñûëêè ïåðåñòðîéêè, ýòàïû åå ïðîòåêàíèÿ è îöåíêà ïîñëåäñòâèé. Íà÷àëî ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì, äåìîêðàòèçàöèÿ îáùåñòâà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,3 K], äîáàâëåí 17.11.2010

  • Îñîáåííîñòè ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ïðåîáðàçîâàíèé ýïîõè ïåðåñòðîéêè â èñòîðèè Ðîññèè. Ñóùíîñòü ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè Ì.Ñ. Ãîðáà÷åâà. Àíàëèç ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì. Ïóòè ðàñïàäà ÑÑÑÐ. Çíà÷åíèå àâãóñòîâñêîãî ïóò÷à â ïîëèòè÷åñêîé èñòîðèè Ðîññèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,8 K], äîáàâëåí 27.07.2010

  • Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ ïîëèòèêà è íåîáõîäèìîñòü ïðîâåäåíèÿ ðåôîðì â 1983-1985 ãã. Ïîñëåäñòâèÿ ïîëîâèí÷àòîé ïîëèòèêè èõ îñóùåñòâëåíèÿ. Õðîíîëîãèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì â Óêðàèíå, èõ ðåçóëüòàòû. Íåæåëàòåëüíîñòü ðåâîëþöèîííûõ ïðåîáðàçîâàíèé äëÿ ýêîíîìèêè.

    ðåôåðàò [32,4 K], äîáàâëåí 12.02.2012

  • Ïîïûòêè îáíîâëåíèÿ îáùåñòâà âî âòîðîé ïîëîâèíå 80-õ – íà÷àëå 90-õ ãîäîâ. Ïåðåñòðîéêà è «íîâîå ìûøëåíèå» âî âíåøíåé ïîëèòèêå ÑÑÑÐ. Äåÿòåëüíîñòü íîâîãî ïðàâèòåëüñòâà — ïðîãðàììû ñîêðàùåíèÿ áþäæåòíîãî äåôèöèòà è ïåíñèîííîé ðåôîðìû, áîðüáà ñ êîððóïöèåé.

    ðåôåðàò [45,1 K], äîáàâëåí 07.06.2008

  • Ïðåäïîñûëêè ïðîâåäåíèÿ ðåôîðì Ì.Ñ. Ãîðáà÷¸âà. Ïðè÷èíû íåóäà÷ è ñòèõèéíîñòè ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì â ÑÑÑÐ, îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ âíåøíåïîëèòè÷åñêîãî êóðñà. Îöåíêà ïîñëåäñòâèé «ïåðåñòðîéêè» â êîíòåêñòå ñîâðåìåííîãî ðàçâèòèÿ Ðîññèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [68,3 K], äîáàâëåí 14.09.2010

  • Àïðåëüñêèé ïëåíóì 1985 ã. Äåÿòåëüíîñòü ÖÊ ÊÏÑÑ. Êóðñ íà óñêîðåíèå ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû. Êàçàõñòàí â ïåðèîä ðåôîðì Ãîðáà÷åâà. Êîðåííûå èçìåíåíèÿ âî âíåøíåé ïîëèòèêå ÑÑÑÐ. Äåêàáðüñêèå ñîáûòèÿ 1986 ã. â Êàçàõñòàíå: ïîñëåäñòâèÿ, èòîãè.

    ïðåçåíòàöèÿ [9,6 M], äîáàâëåí 30.03.2014

  • Ñîñòîÿíèå ñîâåòñêîé ýêîíîìèêè ñåðåäèíû 80 ãã. Ìàñøòàáíûå ðåôîðìû â ÑÑÑÐ, àïðåëüñêèé (1985) ïëåíóì ÖÊ ÊÏÑÑ. Ïðîãðàììû ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäñòâà òîâàðîâ íàðîäíîãî ïîòðåáëåíèÿ è ñôåðû óñëóã. Êóðñ íà óñêîðåííîå âíåäðåíèå äîñòèæåíèé íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,2 K], äîáàâëåí 22.11.2010

  • Ðîññèÿ è ìèð â êîíöå XVIII-íà÷àëå XIX âåêîâ. Ïîïûòêè ãîñóäàðñòâåííûõ ðåôîðì Àëåêñàíäðà I. Âíåøíÿÿ ïîëèòèêà. Ïðåîáðàçîâàíèÿ â îáðàçîâàòåëüíîé ñôåðå. Ðîññèÿ â âîéíå 1812 ãîäà. Äâèæåíèå äåêàáðèñòîâ. Ñîþç ñïàñåíèÿ è áëàãîäåíñòâèÿ. Þæíîå è ñåâåðíîå îáùåñòâà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,3 K], äîáàâëåí 26.06.2008

  • Ýêîíîìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÑÑÑÐ ïîñëå âûõîäà Í.Ñ. Õðóùåâà íà ïåíñèþ â 1964 ãîäó. Ïðèíÿòûé ìàðòîâñêèì ïëåíóìîì êóðñ íà ñòàáèëèçàöèþ ñåëà è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà, åãî ðåçóëüòàòû è çíà÷åíèå. Ñóùíîñòü ðåôîðìû 1965 ãîäà, óñèëåíèå öåíòðàëèçîâàííîãî óïðàâëåíèÿ.

    ðåôåðàò [27,2 K], äîáàâëåí 10.04.2009

  • Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå Ðîññèè â íà÷àëå XIX âåêà. Âîñøåñòâèå íà ïðåñòîë Àëåêñàíäðà I è ïåðèîä ëèáåðàëüíûõ ðåôîðì, íà÷àëî êàðüåðû Ì.Ì. Ñïåðàíñêîãî. Ñîçäàíèå Íåãëàñíîãî êîìèòåòà. Ïðåîáðàçîâàíèÿ âûñøèõ îðãàíîâ âëàñòè. Ñïåðàíñêèé è äåêàáðèñòû.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [92,3 K], äîáàâëåí 13.12.2010

  • Источник

    Цель:
    проследить развитие перемен в духовной
    жизни советского общества в годы
    перестройки, оценить их значение для
    будущего России.

    План

    1. Гласность
      — свобода мнений.

    2. Утверждение
      политических свобод.

    3. Государство
      и церковь.

    4. Повседневная
      жизнь.

    Даты
    и события:

    1988
    г. — празднование 1000-летия Крещения
    Руси

    1990
    г. — принятие закона СССР «О свободе
    совести и религиозных организациях»

    Понятия:

    Гласность;
    общественное мнение; политические
    свобо­ды; неформальное молодежное
    движение.

    Работа
    с документами

    Сформулируйте
    основное содержание документов и дайте
    им собственную оценку. Что побудило
    авторов на­писать эту статью? Интересы
    и представления каких час­тей общества
    и руководства КПСС они выражали?

    ИЗ
    СТАТЬИ Н. А. АНДРЕЕВОЙ «НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ
    ПРИН­ЦИПАМИ». МАРТ 1988 г.

    Наверное,
    не одной мне бросилось в глаза, что
    призы­вы партийных руководителей
    повернуть внимание «разобла­чителей»
    еще и к фактам реальных достижений на
    разных этапах социалистического
    строительства словно бы по ко­манде
    вызывают новые и новые вспышки
    «разоблачений».

    Взять
    вопрос о месте И.В. Сталина в истории
    нашей страны. Именно с его именем связана
    вся одержимость критических атак,
    которая, по моему мнению, касается не
    столько самой исторической личности,
    сколько всей слож­нейшей переходной
    эпохи. Эпохи, связанной с беспример­ным
    подвигом целого поколения советских
    людей, которые сегодня постепенно
    отходят от активной деятельности. В
    формулу «культа личности» насильственно
    втискиваются ин­дустриализация,
    коллективизация, культурная революция,
    которые вывели нашу страну в разряд
    великих мировых держав. Все это ставится
    под сомнение. Дело дошло до то­го, что
    от «сталинистов» (а в их число можно при
    желании зачислять кого угодно) стали
    настойчиво требовать «покая­ния»…

    Читайте также:  Перелом лодыжки у детей признаки

    Поддерживаю
    партийный призыв отстоять честь и
    до­стоинство первопроходцев социализма.
    Думаю, что именно с этих партийно-классовых
    позиций мы и должны оценивать историческую
    роль всех руководителей партии и страны,
    в том числе и Сталина.

    Сторонники
    «леволиберального социализма» формируют
    тенденцию фальсифицирования истории
    социализма. Они внушают нам, что в прошлом
    страны реальны лишь одни ошибки и
    преступления, замалчивая при этом
    величайшие достижения прошлого и
    настоящего. Претендуя на полноту
    исторической правды, они подменяют
    социально-полити­ческий критерий
    развития общества схоластикой этических
    категорий.

    Другая
    особенность воззрений «леволибералов»
    — яв­ная или замаскированная
    космополитическая тенденция, некий
    безнациональный «интернационализм».

    Как
    говорил М.С. Горбачев на февральском
    пленуме ЦК КПСС, «мы должны и в духовной
    сфере, а может быть, именно здесь в первую
    очередь, действовать, руководству­ясь
    нашими марксистско-ленинскими принципами.
    Принци­пами, товарищи, мы не должны
    поступаться ни под какими предлогами».

    На
    этом стоим и будем стоять. Принципы не
    подарены нам, а выстраданы нами на крутых
    поворотах истории Оте­чества.

    ИЗ
    РЕДАКЦИОННОЙ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА».
    АПРЕЛЬ 1988 г.

    Личность
    Сталина крайне противоречива. Отсюда
    и яростные споры.

    Оставаясь
    на позициях исторической правды, мы
    долж­ны видеть как неоспоримый вклад
    Сталина в борьбу за со­циализм, защиту
    завоеваний, так и грубые политические
    ошибки, произвол, допущенные им и его
    окружением, за которые наш народ заплатил
    великую цену и которые име­ли тяжелые
    последствия для жизни нашего общества.
    Нет-нет да и слышатся голоса, что Сталин
    не знал об актах беззакония. Не просто
    знал — организовывал их, ди­рижировал
    ими. Сегодня это уже доказанный факт. И
    вина Сталина, как и вина его ближайшего
    окружения, перед пар­тией и народом
    за допущенные массовые репрессии,
    без­закония огромна и непростительна.

    Да,
    всякий исторический деятель формируется
    конкрет­ными социально-экономическими
    и идейно-политическими условиями. Но
    культ не был неизбежным. Он чужд природе
    социализма и возможен лишь из-за
    отступлений от его основополагающих
    принципов.

    Мы
    твердо и неуклонно будем следовать
    революцион­ным принципам перестройки:
    больше гласности, больше демократии,
    больше социализма.

    Прошлое
    жизненно необходимо для сегодняшнего
    дня, для решения задач перестройки.
    Объективное требование жизни — «Больше
    социализма!» — обязывает нас разо­браться,
    что мы делали вчера и как делали. От чего
    надо отказаться, что взять с собой? Какие
    принципы и ценности следует считать
    действительно социалистическими? И
    если сегодня мы вглядываемся в свою
    историю критическим взором, то лишь
    потому, что хотим лучше, полнее предста­вить
    себе пути в будущее.

    Замолчать
    больные вопросы нашей истории — значит
    пренебречь правдой, неуважительно
    отнестись к памяти тех, кто оказался
    невинной жертвой беззакония и произво­ла.
    Правда одна. Нужны полная ясность,
    четкость и после­довательность,
    нравственный ориентир на будущее.

    Комментарии
    к ключевым проблемам и понятиям курса

    1985
    год стал рубежным в духовной жизни СССР.
    Про­возглашенный М. С. Горбачевым
    принцип
    гласности

    соз­давал условия для большей открытости
    в принятии реше­ний и для объективного
    переосмысления прошлого (в этом виделась
    преемственность с периодом «оттепели»).
    Но главной целью нового руководства
    КПСС было созда­ние условий для
    «обновления социализма».

    Но
    удержать гласность в узде, в дозированных
    объе­мах оказалось невозможным,
    особенно после аварии на Чернобыльской
    АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружи­лась
    неготовность руководства страны дать
    объективную информацию и поставить
    вопрос о политической ответ­ственности
    за трагедию.

    В
    обществе гласность стала рассматриваться
    как отказ от идеологической цензуры в
    освещении текущих событий и в оценках
    прошлого. Это рождало, как казалось,
    неис­черпаемые возможности для
    открытого обсуждения набо­левших
    проблем в средствах массовой информации.
    В центре общественного внимания первых
    лет перестройки оказалась публицистика.
    Именно этот жанр печатного слова мог
    наиболее остро и оперативно реагировать
    на волновавшие общество проблемы.

    Огромную
    зрительскую аудиторию собирали прямые
    трансляции с заседаний Съездов народных
    депутатов СССР (1989—1990), даже на работе
    люди не выключали радиоприемники, брали
    из дома переносные телевизоры. Появилась
    убежденность в том, что именно здесь,
    на съезде, в противоборстве позиций и
    точек зрения решает­ся судьба страны.

    Полемический
    подход отличал и яркие документаль­ные
    ленты публицистического жанра, появившиеся
    на ру­беже 90-х гг.

    Из
    печати, по существу, исчезли «запретные»
    имена и темы.

    Накал
    общественной дискуссии нашел зримое
    выраже­ние в перестроечном плакате.
    Из привычного для советс­кого времени
    средства пропаганды плакат превратился
    в орудие разоблачения социальных пороков
    и критики эко­номических трудностей.
    В качестве изобразительных средств
    широко использовались привычные образы
    по­вседневной жизни, быстро вытеснившие
    советскую симво­лику.

    Наличие
    общественного мнения, опиравшегося на
    средства массовой информации, было
    новым для отечест­венной истории
    феноменом.

    Перемены
    в духовном климате в обществе стимулиро­вали
    подъем гражданской активности. В годы
    перестрой­ки родились и бурно
    развивались многочисленные незави­симые
    от государства общественные инициативы.
    Так называемые неформалы (не организованные
    государством активисты) собирались под
    «крышей» научных институ­тов, вузов
    и таких известных общественных (на деле
    государственных) организаций, как
    Советский комитет защиты мира.

    Происходившие
    в общественном сознании перемены привели
    к изменению роли литературы в общественной
    жизни. Она стала утрачивать монополию
    центра общест­венной дискуссии и
    главного средства выражения граж­данской
    позиции.

    Перемены
    в политической жизни привели к постепен­ной
    нормализации отношений государства и
    церкви.

    Годы
    перестройки граждане России оценивают,
    соглас­но данным опросов, как «трудный
    период» в истории страны. Волна энтузиазма,
    поднявшаяся после прихода к власти
    нового руководства, уже через 2—3 года
    резко пошла на убыль. Сказалось
    разочарование в результатах объявленного
    Горбачевым курса на «ускорение социально-
    экономического развития». Появились
    зримые подтверж­дения того, что страна
    быстро идет по пути углубления социального
    неравенства.

    Советский
    человек, привыкший рассчитывать на
    соци­альную поддержку государства,
    оказывался со своими проблемами один
    на один.

    Дополнительная
    литература

    Горбачев
    — Ельцин: 1500 дней политического
    противостояния. — М., 1992.

    Горбачев
    М. С.

    Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.

    Перестройка:
    десять лет спустя (апрель 1985—1995). — М.,
    1995.

    Политические
    партии России: история и современность.
    — М., 2000.

    Путч:
    хроника тревожных дней. — М., 1991.

    Практическая
    работа 15

    «Шоковая
    терапия» и кризис двоевластия (1991—1993)

    Цель:
    оценить роль и значение событий 1992 —
    1993 гг. для формирования основ
    социально-экономичес­кого и политического
    строя современной России.

    План

    1. Россия
      на рубеже 1991 —1992 гг.

    2. «Шоковая
      терапия».

    3. Приватизация.

    4. Федеративный
      договор.

    5. Противостояние
      Президента и оппозиции.

    6. События
      21 сентября — 4 октября 1993 г.

    Даты
    и события:

    2
    января 1992 г. — либерализация цен

    1992
    г. — начало ваучерной приватизации

    31
    марта 1992 г. — подписание Федеративного
    договора

    Понятия:

    Дефицит
    бюджета; ваучер; приватизация; оппозиция.

    Работа
    с документами

      1. Чем
        можно объяснить необходимость введения
        сво­бодных цен? Можно ли было иным
        способом обеспечить переход к рынку?
        Почему этот переход обычно называют
        «шоковой терапией»? Составьте план и
        напишите статью на тему «Либерализация
        цен в России в 1992 г.».

    ИЗ
    УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО
    ЛИБЕРАЛИЗА­ЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.

    В
    соответствии с постановлением Съезда
    народных де­путатов РСФСР от 1 ноября
    1991 года «О социально-эконо­мическом
    положении в РСФСР» постановляю:

        1. Осуществить
          со 2 января 1992 года переход в основ­ном
          на применение свободных (рыночных)
          цен и тарифов, складывающихся под
          влиянием спроса и предложения, на
          продукцию производственно-технического
          назначения, то­вары народного
          потребления, работы и услуги.

    Читайте также:  Витамины после перелома руки у ребенка

    Государственные
    закупки сельскохозяйственной продук­ции
    также производить по свободным (рыночным)
    ценам.

        1. Установить
          со 2 января 1992 года применение
          госу­дарственных регулируемых цен
          (тарифов) предприятиям и организациям,
          независимо от форм собственности,
          только на ограниченный круг продукции
          производственно-техни­ческого
          назначения, основных потребительских
          товаров и услуг по перечням.

        2. Правительству
          РСФСР:

    определить
    предельный уровень цен и тарифов на
    конк­ретные виды продукции
    производственно-технического на­значения,
    основные потребительские товары и
    услуги, по­рядок их регулирования;

    ввести
    в действие в 1992 году порядок регулирования
    цен на продукцию предприятий-монополистов;

    осуществить
    в 1992 году во взаимодействии с суверен­ными
    государствами — бывшими союзными
    республика­ми — переход на расчеты
    по согласованной межгосудар­ственной
    номенклатуре поставок товаров и
    продукции, как правило, по мировым ценам.

      1. На
        основании приведенного документа
        дайте оцен­ку ликвидации системы
        Советов в России. Почему это бы­ло
        сделано? Найдите в дополнительной
        литературе и ре­сурсах Интернета
        материал, который отражал бы различ­ные
        точки зрения в обществе на этот процесс.

    ИЗ
    УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    «О ПО­ЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ
    1993 г.

    В
    Российской Федерации сложилась
    политическая ситу­ация, угрожающая
    государственной и общественной
    безо­пасности страны.

    Прямое
    противодействие осуществлению социально-
    экономических реформ, открытая и
    повседневно осу­ществляемая в Верховном
    Совете обструкция политики все­народно
    избранного Президента Российской
    Федерации, попытки непосредственного
    осуществления функций испол­нительной
    власти вместо Совета Министров со всей
    очевид­ностью свидетельствуют о том,
    что большинство в Верхов­ном Совете
    Российской Федерации и часть его
    руководства открыто пошли на прямое
    попрание воли российского наро­да,
    выраженной на референдуме 25 апреля 1993
    года… Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121
    Конституции РФ, ито­гах референдума
    25 апреля 1993 года, постановляю:

        1. Прервать
          осуществление законодательной,
          распоря­дительной и контрольной
          функций Съездом народных депу­татов
          РФ и Верховным Советом РФ. До начала
          работы но­вого двухпалатного
          парламента РФ и принятия им на себя
          соответствующих полномочий
          руководствоваться указами Президента
          и постановлениями Правительства
          РФ…

        2. Конституционной
          комиссии и Конституционному со­вещанию
          представить к 12 декабря 1993 года единый
          со­гласованный проект Конституции
          РФ…

    5.
    Назначить выборы в Государственную
    думу Феде­рального Собрания РФ на
    11—12 декабря 1993 года…

    9.
    Заседания Съезда народных депутатов
    РФ не со­зываются. Полномочия народных
    депутатов РФ прекраща­ются.

    10.
    Предложить Конституционному Суду РФ
    не созывать заседания до начала работы
    Федерального Собрания РФ…

    17.
    Настоящий Указ вступает в силу с момента
    подписа­ния.

    Прошу
    граждан России поддержать своего
    Президента в это переломное для судьбы
    страны время.

    Комментарии
    к ключевым проблемам и понятиям курса

    Осенью
    1991 г. и зимой 1991/92 г. Россия столкнулась
    с первостепенно важными задачами
    государственного строительства.

    Страна
    имела не сформированный полностью
    админи­стративный аппарат. Началась
    долгая и трудная пере­группировка
    кадров и целых структур из аппарата
    союз­ного уровня. В ряде случаев
    пришлось формировать но­вые органы
    власти.

    У
    России не было границ, подтвержденных
    договорами с соседними государствами,
    не было таможенной и погранич­ной
    служб. Бывшие союзные республики, имевшие
    когда-то административные границы с
    РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали
    пересмотреть их в свою пользу.

    7
    мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин
    подпи­сал указ о создании Вооруженных
    сил России. До этого момента у России
    официально не было армии и флота.

    После
    распада СССР не было гарантий, что
    Российская Федерация сохранит единство.
    Автономные республики РСФСР в 1990—1991
    гг. провозгласили свой государ­ственный
    суверенитет, принимали участие в
    подготовке Союзного договора.

    Однако
    внимание российского общества и
    руководства России было сосредоточено
    не на национально-государ­ственном
    строительстве, а на экономике.

    1
    ноября 1991 г. Съезд народных депутатов
    предоста­вил Президенту РФ широкие
    дополнительные полномочия для проведения
    экономических реформ. Он получил пра­во
    лично возглавить и сформировать
    правительство.

    Основными
    направлениями программы реформ были:

          1. Либерализация
            цен и торговли. Введение свободных
            цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия
            — установ­ление рыночной стоимости
            товаров, ликвидация товарно­го
            дефицита, запуск механизма конкуренции,
            стимулиро­вание деловой активности,
            ускорение товарооборота, скла­дывание
            новой торговой сети.

          2. Финансовая
            стабилизация. Ожидаемые результа­ты
            — снижение инфляции, установление
            устойчивого курса рубля.

          3. Широкая
            приватизация государственной
            собствен­ности. Ожидаемые итоги —
            превращение граждан в собственников,
            формирование у людей экономических
            стимулов для деловой активности.

    Первые
    два направления экономической реформы
    по­лучили название «шоковая терапия».

    Либерализация
    цен началась 2 января 1992 г. Около 90%
    оптовых и розничных цен стали свободными.
    Парал­лельно осуществлялись меры по
    сокращению дефицита бюджета. Государство
    фактически перестало инвестиро­вать
    в промышленность и сельское хозяйство.
    Все государ­ственные расходы, особенно
    связанные с производством вооружений
    и поддержкой дружественных стран, были
    резко сокращены или вовсе прекращены.
    Была изменена налоговая система —
    введен налог на добавленную стои­мость
    в размере 28%. В сельском хозяйстве команда
    ре­форматоров встала на путь
    реорганизации колхозов и сов­хозов
    в акционерные общества и товарищества,
    поддерж­ки фермерских хозяйств.

    Эффект
    этих мер был противоречив. Уже к весне
    1992 г. произошло насыщение потребительского
    рынка товарами. В магазинах появились
    сыр, масло, колбаса, уменьши­лись
    очереди. Дефицит товаров сменился
    дефицитом денег. В результате «заработал»
    рубль — именно это реформаторы в тот
    момент считали главным условием выхода
    из экономического кризиса.

    Однако
    наполнение прилавков не было достигнуто
    за счет роста производства. Напротив,
    в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП)
    упал на 14,8%, промышлен­ное производство
    — на 18% . Потребительский рынок был
    восстановлен за счет снижения потребления
    и увеличения импорта. Финансовая
    стабилизация не состоялась — инфляция
    составила фантастические 2509 %.
    Потреби­тельские цены за 1992 г. выросли
    в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий
    обесценились.

    Идея
    ваучерной приватизации имела черты
    социаль­ной справедливости. Балансовую
    стоимость предприятий на 1 января 1992 г.
    (в ценах 1984 г.) разделили на коли­чество
    граждан и выдали им чеки на сумму,
    примерно со­ответствовавшую «личной
    доле», полученной после этой арифметической
    операции, — 10 тыс. рублей. Однако из- за
    инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация
    за­канчивалась, на эту сумму можно
    было купить всего два килограмма колбасы.

    В
    1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс.
    пред­приятий. В 1996 г. в государственной
    и муниципальной собственности оставалось
    23,1% предприятий и организа­ций.

    Угрозу
    распада России руководство страны
    пыталось устранить подписанием
    Федеративного договора.

    Причина
    конфликта между Президентом и парламентом
    состояла не только в расхождениях по
    социально-экономи­ческой политике,
    но и в проблеме распределения власти.

    21
    сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400
    объ­явил о роспуске Съезда, Верховного
    Совета и выборах в новый парламент, а
    также о всенародном голосовании по
    проекту новой Конституции Российской
    Федерации. Мас­совые демонстрации и
    попытки захвата ряда стратегичес­ких
    объектов в Москве привели к применению
    военной силы для ликвидации конфликта.

    Действия
    Президента Б.Н. Ельцина в этой ситуации
    бы­ли незаконны с точки зрения
    действовавшей на тот момент Конституции
    РСФСР, но легитимны с учетом поддержки
    действий Президента на референдуме в
    апреле 1993 г.

    Дополнительная
    литература

    Гайдар
    Е.

    Аномалии экономического роста. — М.,
    1997.

    Гаман-Голутвина
    О. В.

    Политические элиты России: вехи
    истори­ческой эволюции. — М., 2006.

    Горбачев
    — Ельцин: 1500 дней политического
    противостояния. — М., 1992.

    Ельцин
    Б. Н.

    Записки Президента. — М., 1994.

    Ельцин
    Б. Н.

    Президентский марафон. — М., 2000.

    Практическая
    работа 16

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник