Что надо делать при переломе конечности 8 класс

Что надо делать при переломе конечности 8 класс thumbnail



Вопрос 1. Каковы меры оказания первой помощи при переломе конечностей?

Различают закрытый и открытый перелом.

При открытых переломах помощь начинают с остановки кровотечения путем наложения антисептической повязки и жгута, обработки раны. Далее при любом переломе обеспечивают полный покой поврежденному участку тела. Для этого накладывают шину, фиксируя два соседних сустава (выше и ниже области травмы).

Если нет шины (специальной медицинской дощечки), можно воспользоваться подручными средствами (палка, доска, зонт и др.). В крайних случаях поврежденную руку можно прибинтовать к грудной клетке, а ногу — к здоровой ноге. Важно запомнить: накладывать шину на голое тело нельзя. Под нее подкладывают вату, марлю или просто какую-либо чистую ткань. Располагаться шина должна со стороны нетравмированных участков тканей. Прибинтовываются шины не очень плотно, они не должны давить на поврежденные участки и нарушать кровообращение.

Вопрос 2. Что такое шина, в каких случаях ее надо использовать?

Шина – специальная медицинская дощечка, фиксирующая повязка, состоящая из твёрдого основания и бинтов. Используется для оказания первой помощи (мобилизации) при вывихе, переломе.

Вопрос 3. Каковы основные симптомы ушиба, растяжения связок, вывиха?

При ушибе повреждаются небольшие кровеносные сосуды, расположенные под кожей и в мышцах. Кровь просачивается в ткани. На месте ушиба появляется припухлость, кожа приобретает синюшно-красную окраску.

При сильных ушибах могут произойти повреждения внутренних органов: почек, печени. Особенно опасны ушибы головы. У пострадавшего может появиться головная боль, головокружение, шум в ушах, рвота, а в некоторых случаях даже потеря сознания.

В момент растяжения связок больной испытывает резкую боль. Движения в суставе возможны, но очень ограничены и болезненны. На месте повреждения возникает припухлость, иногда кровоподтеки.

При вывихе больной испытывает резкую боль в суставе, которая усиливается при малейшей попытке к движению. В области повреждения появляется отечность, кровоподтеки, изменение формы сустава.

Вопрос 4. Каковы основные меры первой помощи при термических ожогах?

Термические ожоги различают по степени воздействия на кожу: покраснение, припухлость — ожог первой степени, пузыри на припухлой покрасневшей коже — ожог второй степени, обугливание или сваривание всей толщи кожи — ожог третьей степени.

При ожогах первой и второй степени пораженные участки в течение 10—15 минут обливают струей холодной воды. Это позволяет снять боль. Затем место ожога обрабатывают 5%-м раствором марганцевокислого калия. При появлении пузырей накладывают стерильную повязку, смоченную в растворе марганцовки. При ожогах третьей степени на рану накладывают сухую стерильную повязку и доставляют больного в больницу.

Вопрос 5. Как оказать первую доврачебную помощь пострадавшему при тепловом и солнечном ударах?

При первых же признаках перегревания больного необходимо уложить в прохладное место, освободить тело от стягивающей одежды, напоить прохладной водой, на голову, сердце положить холодный компресс, обернуть тело влажной простыней, вызвать врача.

Если больной потерял сознание, остановилось дыхание, пульс не прощупывается, то срочно делается искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Вопрос 6. Каковы меры профилактики заболеваний ботулизмом, сальмонеллезом?

Надо проверять указанный срок годности, обращать внимание на внешний вид банки. Если она хотя бы немного вздута, употреблять содержимое в пищу нельзя. В испорченных консервированных продуктах могут развиваться опасные для здоровья человека бактерии, например бактерии ботулизма. Яды, которые они выделяют, вызывают сильное отравление.

Другой опасной болезнью является сальмонеллез. Заражение происходит через яйца, мясо, молоко, молочные продукты. При употреблении этих продуктов нужно смотреть их срок годности, также их нужно тщательно готовить.

Вопрос 7. Что такое клиническая смерть?

Клиническая смерть наблюдается тогда, когда человек потерял сознание, у него останавливается сердце, прекращается дыхание, но мозг еще жив.

Вопрос 8. Как осуществляется первая помощь утопающему?

При оказании помощи пострадавшему нужно действовать быстро и четко. Недостаточное поступление кислорода в головной мозг может привести к его смерти. Как только тонувшего достали из воды, его рот очищают от грязи, тины, земли. Вытягивают язык и приступают к удалению воды из дыхательных путей и желудка.

С этой целью пострадавшего кладут себе на колено лицом вниз. Затем резкими движениями сдавливают грудную клетку. Освободив пострадавшего от воды, его укладывают на спину и незамедлительно приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

Вопрос 9. Как осуществляется искусственное дыхание?

Для проведения искусственного дыхания «изо рта в рот» больного нужно положить на спину, а голову запрокинуть и выдвинуть нижнюю челюсть.

Сделав глубокий вдох, следует плотно прижаться губами к губам пострадавшего и резко вдуть воздух. При этом пальцами зажимается нос пострадавшего. Если грудная клетка расширилась — все сделано правильно. Выдох может происходить пассивно или активно (при надавливании на грудь пострадавшего). Вдувание воздуха повторяют ритмично 12—16 раз в минуту.

Если рот пострадавшего открыть невозможно, искусственное дыхание производят способом «изо рта в нос», а после очищения дыхательных путей пострадавшего следует зажать его рот рукой, вдыхание воздуха производить в нос. Во всех случаях нужно следить, чтобы при выдохе рот пострадавшего был открыт.

Вопрос 10. Как проводится непрямой массаж сердца?

Если сердце пострадавшего не бьется, искусственное дыхание необходимо сочетать с непрямым массажем сердца. Больного обязательно укладывают на твердую поверхность — пол, землю, стол. Находят точку приложения силы (примерно на два пальца выше мечевидного отростка грудины). На нее накладывают скрещенные ладони и с силой надавливают на нижнюю часть грудной клетки. При давлении руки должны быть прямыми, используется не только сила рук, а вся тяжесть туловища. Глубина прогиба грудины у взрослого человека должна достигать 4—7 см. Создав нужное давление, необходимо зафиксировать грудину в нижнем положении, а затем быстро отпустить ее на то же время и снова повторить нажим. Темп сжатий 50—70 раз в минуту.

ПОДУМАЙТЕ

1. Каковы цели оказания доврачебной помощи при травмах?

Спасти человеку жизнь! Уменьшить боль, по возможности продезинфицировать повреждённый участок, пока не началось заражение, препятствовать дальнейшему ухудшению состояния, обеспечить профилактику осложнений и возможность дальнейшего оказания помощи.

2. Как уберечься от пищевых отравлений?

Не есть испорченных продуктов, не есть незнакомые грибы, соблюдать правила гигиены

Читайте также:  Перелом ключицы у ребенка наложили гипс

Источник

Перелом – повреждение кости с нарушением ее целостности. Травматические переломы разделяют на открытые (есть повреждения кожи в зоне перелома) и закрытые (кожный покров не нарушен).

При открытом переломе травма не вызывает сомнений. Закрытый перелом не так очевиден, особенно, если он неполный, когда нарушается часть поперечника кости, чаще в виде трещины.

виды переломов

Для всех переломов характерны:

  • резкая боль при любых движениях и нагрузках;
  • изменение положения и формы конечности, ее укорочение;
  • нарушение функций конечности (невозможность привычных действий или ненормальная подвижность);
  • отечность и кровоподтек в зоне перелома.

Оказание первой помощи при переломах конечностей во многом определяет исход травмы: быстроту заживления, предупреждение ряда осложнений (кровотечение, смещение отломков, шок) и преследует три цели:

  • создание неподвижности костей в области перелома (что предупреждает смещение отломков и повреждение их краями сосудов, нервов и мышц);
  • профилактику шока;
  • быструю доставку пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при закрытом переломе

Если есть возможность вызвать скорую помощь, то сделайте это. После чего обеспечьте неподвижность поврежденной конечности, например, положите ее на подушку и обеспечьте покой. На предполагаемую зону перелома положите что-нибудь холодное. Самому пострадавшему можно дать выпить горячий чай или обезболивающее средство.

Если транспортировать пострадавшего вам придется самостоятельно, то предварительно необходимо наложить шину из любых подручных материалов (доски, лыжи, палки, прутья, зонты).

Любые два твердых предмета прикладывают к конечности с противоположных сторон поверх одежды и надежно, но не туго (чтобы не нарушать кровообращение) фиксируются бинтом или другими подходящими подручными материалами (кушак, ремень, лента, веревка).

первая помощь при переломе

Фиксировать надо два сустава — выше и ниже места перелома. Например, при переломе голени фиксируются голеностопный и коленный суставы, а при переломе бедра – все суставы ноги.

Если под рукой совсем ничего не оказалось, то поврежденную конечность следует прибинтовать к здоровой (руку — к туловищу, ногу – ко второй ноге).

Транспортировка пострадавшего с переломом ноги осуществляется в положении лежа, травмируемую конечность желательно приподнять.

Первая помощь при открытом переломе

Открытый перелом опаснее закрытого, так как есть возможность инфицирования отломков.

Если есть кровотечение, его надо остановить. Если кровотечение незначительное, то достаточно наложить давящую повязку. При сильном кровотечении накладываем жгут, не забывая отметить время его наложения. Если время транспортировки занимает более 1,5-2 часов, то каждые 30 минут жгут необходимо ослаблять на 3-5 минут.

первая помощь при переломе

Кожу вокруг раны необходимо обработать антисептическим средством (йод, зеленка). В случае его отсутствия рану надо закрыть хлопчатобумажной тканью.

Теперь следует наложить шину, так же как и в случае закрытого перелома, но избегая места, где выступают наружу костные обломки и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Нельзя пытаться вправлять кость и переносить пострадавшего без наложения шины!

Источник

Опорно-двигательная система человека подвержена травмам, вызванным действием факторов внешней среды.

Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами.

При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани (синяки).

При сильных ударах могут пострадать внутренние органы: почки, селезёнка, печень.

Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.

Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.

При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. При растяжении связок необходимо наложить тугую фиксирующую повязку.

При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины.

Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк (синяк).

Первая помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы (чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава) и осторожно доставить к врачу.

Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей.

Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым.

При открытом переломе, возникают раны, и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.

На место перелома костей конечностей накладывают шину — рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала. Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности так, чтобы сломанные кости не сместились (чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома) и тем самым обездвижить место травмы. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самостоятельно пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение нельзя, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды.

При переломе рёбер наложение шины невозможно, а первая помощь направлена на то, чтобы уменьшить движение рёбер. Для этого пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.

Читайте также:  Как лечить перелом девятого ребра

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Источник

Урок биологии в 8-м классе «Первая помощь при переломах»

Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.

Цели урока:

  1. дидактическая — создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний;
  2. образовательная — способствовать формированию представления о различных видах травм на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека; научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихов суставов, переломах костей;
  3. развивающая — создать условия: для развития мышления; учить анализировать; выделять главное. Создать условия для развития речи: обогащение словарного запаса; двигательной сферы: развитие более мелких мышц; внимания; памяти;
  4. воспитательная — воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.

Методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.

Средства обучения:

  1. Учебник 8 класса. Биология. Человек. Н.И.Сонин, М.Р.Сонин — М.: Дрофа, 2002
  2. Таблицы учебные «Скелет человека», «Строение и состав костей», «Типы соединения костей», «Виды переломов».
  3. Карточки-задания.
  4. Простейшие шины, бинт, косынка

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Обоснование

Деятельность учащихся

Примечание

I.

Оргмомент

Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок.

Проверяю оформление рабочего места. Определяю готовность к уроку.

II.

Целепологание, мотивация

Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока:

1. Знать:

2. Уметь:

Научиться:

Записываю все предложенные учащимися варианты, анализирую и оставляю нужные.

Мотивирую работу учащихся, объявляя о том, что сегодня оцениваем себя за то, как слушаем, говорим, отвечаем, выполняем практическую часть. Оценку выставляем в рабочую карту.

Выбираю этот прием потому, что он развивает мышление, речь, умение ставить цели.

Это настраивает на работу, повышает активность учащихся.

Записывают тему урока в тетради и рабочие карты, предлагаю различные варианты целей.

Определяю уровень мотивации к активной деятельности с целью получения более высокой оценки.

«Рабочие карты» см. вприложении №1.

III.

Актуализация ранее изученного материала.

Предлагаю вспомнить строение и состав костей скелета для подготовки к восприятию нового материала. Вызываю 3-х учащихся к доске и проверяю задание по таблицам:

Скелет человека.

Строение и состав костей скелета.

Типы соединения костей.

Остальным — взаимоконтроль.

Это заставляет учащихся вспомнить ранее изученный материал, развивает речь, память, учит выслушивать друг друга, оценивать свои знания.

Вспоминают строение и состав костей скелета и типы соединения костей.

Трое учащихся работают у доски.

Остальные — работа в парах: взаимоконтроль по заданиям рубрик с. 96-97.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Взаимооценка: оценка в рабочую карту.смотриприложение №1.

IV.

Процессуально-содержательный.

Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление.

Предлагаю назвать виды травм, записываю все предложенные варианты, анализирую.

Предлагаю работу в группах по карточкам-заданиям.

Предлагаю группам выступить, остальным — слушать и заполнять таблицу.

Активизирует к восприятию нового материала.

Создаются условия для восприятия нового материала; теоретической и практической части. Работают все учащиеся, самостоятельно достигают цели, есть выбор ученика в деятельности (рассказывать, практически показывать).

Развивается речь, толерантность, умение выслушивать других.

Предлагают различные варианты.

Работают в группах по карточкам-заданиям.

Выступают группы по заданию. Остальные слушают и заполняют таблицу.

Смотриприложение №2.

V.

Контрольно-оценочный, закрепление.

Предлагаю выполнить:

задания-задачи с последующей защитой ответов;

тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь.

Работа в группах.

Предлагаю группам защитить свои ответы.

Предлагаю провести самооценку и взаимооценку работы в группе.

Участие всех учащихся, выбор различной деятельности, развитие мышления, памяти.

Закрепление знаний.

Выполняют:

-задания-задачи для последующей защиты ответов;

-тест — в какой последовательности следует оказывать доврачебную помощь.

Работают в группах. Читают задачи и защищают ответы. Проводят самооценку и взаимооценку работы в группе.

Смотриприложение №3.

Оценка — в рабочую карту.

VI.

Задание на дом.

Предлагаю выбрать один из вариантов:

подготовить устный ответ;

практически упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи.

Представляется выбор для ученика закрепить дома то, что еще недостаточно закреплено на уроке.

Выбирают один из вариантов и записывают в дневник, сдают тетради и рабочие карты.

VII

Рефлексия.

Предлагаю вопросы:

— С каким настроением вы пришли на урок?

— С каким уходите?

— Что полезного вы узнали на уроке?

— Достигли ли вы своей цели?

— Что бы вы хотели попробовать выполнить еще раз?

— Что изменить?

— Что бы вы пожелали друг другу?

Развивает самооценку, умение делать анализ.

Отвечают на вопросы.

                                                                  Приложение №1:

                                                                 Рабочая карта урока. 

Тема_______________________________________________________________

Ф.И. учащегося

Объяснение учителя с/о

Изучение нового материала

10 мин. о/г

Самостоятельная работа 10 мин.

с/о или в/о.

Итоговые отметки

с/о — самооценка

в/о — взаимооценка

о/г — оценка группы

Критерии оценок:

«5» — внимательно слушал, могу все воспроизвести, дополнить своим.

«4» — внимательно слушал, могу все воспроизвести.    

«3» — слушал внимательно, могу воспроизвести с помощью конспекта.

                                              Приложение №2:

Алгоритм работы.

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите вид повреждений.

3. Определите симптомы этого повреждения.

4. Определите меры первой помощи.

5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

Вид повреждений

Симптомы

Меры первой помощи

6. Практически научитесь оказывать первую помощь.

Первая помощь при повреждении черепа и позвоночника.

Читайте также:  Перелом бугорка левой плечевой кости

   В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медпомощь вызвать на место происшествия. При подозрении на перелом позвоночника больного очень осторожно укладывают вниз лицом на твердую прочную поверхность: широкую доску, лист фанеры и т. п. Под голову и плечи укладывают матерчатые валики. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего укладывают на носилках, голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.

Первая помощь при переломах грудной клетки и ключицы.

 Если повреждена ключица или лопатка, руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани. При подозрении на перелом грудной клетки пострадавшего просят сделать глубокий вдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.

                                    Первая помощь при растяжении связок.

  При травмах, насильственных или неловких движений, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Вокруг поврежденного сустава вскоре развивается припухлость и возникает сильная боль. Нередко это сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями. При растяжении поврежденный сустав необходимо охладить пакетом со льдом или снегом, а если такой возможности нет, подойдет просто мокрая ткань. Через 10-15 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший отправлен в больницу.

 Первая помощь при вывихах суставов.

  При значительных резких движениях в суставах дело не ограничивается растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, — вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушения суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в поврежденном суставе острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя поврежденной конечности и немедленной доставке пострадавшего в больницу.

Первая помощь при переломах костей.

   Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом только полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широким бинтом, полотенцем и т. п. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу к — здоровой.  

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

                                                            Приложение №3:

                                                          Задание-задача

Перелом ребер грудной клетки.

Ваши действия?         Их обоснование?

Задание-задача

При очень большой физический нагрузке произошло растяжение связок.

Ваши действия?          Их обоснования?

Задание-задача

Вы стали свидетелем катастрофы. У человека перелом костей черепа.

Ваши действия?          Их обоснования?

Задание-задача

При резком движении вы почувствовали боль в суставе. Вывих.

Ваши действия?           Их обоснования?

Задание-задача

Открытый перелом голени.

Ваши действия?            Их обоснование?

                                                     Тест

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при повреждении ключицы?

А. Подвесить руку на косынку.

Б. Отправить пострадавшего к врачу.

В. Вложить  небольшой валик в подмышечную впадину.

                                                Тест

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при закрытом переломе  локтевой кости?

А. Наложить шину.

Б. Отправить пострадавшего к врачу.

В. Обернуть конечность мягким материалом.

Г. Прибинтовать шину к конечности.

                                                     Тест

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

А. Доставить пострадавшего к врачу.

Б. Обездвижить конечность.

В. Наложить холод на поврежденное место.

Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.

                                                     Тест

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при открытом переломе голени.

А. Прибинтовать шину к конечности.

Б. Отправить пострадавшего к врачу.

В. Обернуть конечность мягким материалом.

Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку.

Д. Наложить шину.

                                                      Тест

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при переломе позвоночника?

А. Туго перебинтовать грудную клетку.

Б. Отправить пострадавшего к врачу.

В. Сделать глубокий выдох.

Г. Дышать не глубоко.  

Источник