Что делать пострадавшему в дтп перелом

Сегодня практически каждый человек может стать свидетелем ДТП. И от правильных действий очевидцев в первые минуты трагедии порой зависит жизнь людей. Что можно, а что нельзя делать, если вы столкнулись с аварией на дороге?
Рассказывает начальник отдела подготовки специалистов санитарной авиации Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России Алексей Старков.
— Оказывая помощь при ДТП, очевидцам нужно соблюдать определённый порядок действий.
Первый этап — обеспечение безопасности. Для начала нужно ответить на два вопроса. Первый: «Что угрожает мне как очевидцу, если я подойду к месту происшествия и буду оказывать помощь?» Второй вопрос: «Что угрожает самому пострадавшему в данный момент?»
Что нужно сделать, чтобы исключить угрозы для жизни и здоровья очевидца? Обозначить себя на дороге, то есть выставить знак аварийной остановки, включить аварийную сигнализацию на автомобиле. Дополнительно стоит заглушить двигатель, затянуть стояночный тормоз (либо как-то по-другому заблокировать колёса). Далее — приготовить огнетушитель и аптечку первой помощи, достать из аптечки и надеть медицинские перчатки.
Что касается пострадавшего, то перемещать его с места происшествия или изменять позу стоит только в двух ситуациях. Первая: мы не можем обеспечить его безопасность. К примеру, под автомобилем собирается лужа топлива или масла, есть задымление под капотом и вероятность пожара. В этом случае даже с риском переломов извлечение пострадавшего из автомобиля будет оправдано во имя спасения жизни человека. Вторая ситуация, когда рекомендуется изменять позу, — невозможность оказания помощи. Скажем, если пострадавший сидит за рулём, мы в большинстве случаев можем проверить, жив он или нет, можем облегчить дыхание и остановить кровотечение. Тогда извлекать человека из автомобиля необязательно. А вот если требуются реанимационные мероприятия, проводить их на мягком сиденье малоэффективно. В этом случае человека нужно извлечь из салона автомобиля, уложить на ровную безопасную площадку и провести реанимацию, стоя на коленях (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). В остальных ситуациях пострадавшего из автомобиля лучше не вытаскивать.
Второй этап — осмотр всех участников ДТП для выявления состояний, угрожающих жизни, и их ликвидации. К жизнеспасающим мероприятиям относятся:
- Обеспечение свободного дыхания (извлечь изо рта предметы, мешающие дыханию, если человек без сознания; позаботиться о том, чтобы не западал язык, — повернуть его набок);
- Возобновление кровообращения в случае его остановки (провести реанимационные мероприятия);
- Остановка сильного наружного кровотечения.
Третий этап — вызов скорой помощи. Для этого набираем номер «112» на мобильном телефоне вне зависимости от того, какой у вас оператор, есть ли деньги на счету телефона, есть ли в нем вообще сим-карта: во всех этих случаях номер наберётся. Это единая дежурная диспетчерская служба, которая принимает все экстренные звонки: предназначенные и для вызова «скорой», и полиции, и газовой службы.
Какую информацию нужно сообщить диспетчеру? Вспоминаем игру «Что? Где? Когда?». Нужно кратко описать суть происшествия, ЧТО случилось: к примеру, ДТП, человек лежит без сознания (или на что жалуется пострадавший и т. п). Далее — ГДЕ случилось ДТП: точный адрес, включая перекрёсток улиц, ближайший номер дома, видимые поблизости объекты, остановки общественного транспорта. КОГДА это произошло? По возможности имя, пол и возраст пострадавшего. Вся остальная информация является уточняющей и может сообщаться последующими звонками или в ответ на вопросы диспетчера.
Четвёртый этап — подробный осмотр пострадавшего. Начиная с головы до ног аккуратно через тонкую одежду ощупываются все доступные кости: голова, шея спереди и сзади, ключицы (надавите осторожно на них пальцами), грудная клетка, руки и ноги. Также ощупывается живот (везде ли он мягкий, нет ли болезненности). Во время такого осмотра часто выявляются раны и кровотечения, которые остались незамеченными ранее. Осмотр нужно проводить в перчатках. Если вы обнаружили переломы костей, нужно зафиксировать два прилежащих сустава. К примеру, перелом в области голени требует наложения шины из подручных материалов от пятки до середины бедра, чтобы обездвижить голеностопный и коленный суставы.
При любой травме у человека возникает недостаток жидкости в организме. Поэтому очень желательно будет давать пострадавшему обильное питьё.
После этого помогите пострадавшему принять наиболее удобную позу для ожидания приезда скорой помощи. Как правило, при травмах головы нужно приподнять голову повыше. В случае признаков развития шока (человек бледный, влажный, холодный на ощупь), наоборот, приподнять ноги, чтобы кровь больше приливала к голове. Желательно создание благоприятных условий для ожидания: зимой это обогрев, летом — защита от прямых солнечных лучей. До прибытия врачей «скорой» желательно поддерживать контакт с пострадавшим: разговаривать с ним, контролировать дыхание. Когда прибудут оперативные службы, нужно рассказать сотрудникам, что было сделано.
Эти простейшие мероприятия спасают большинство жизней на месте происшествия.
Что делать, если…
После столкновения сработала подушка безопасности. Подушка безопасности весьма эффективна в случае ДТП, повсеместное внедрение этого устройства ежедневно спасает тысячи жизней. Причём современные автомобили спроектированы так, что подушка безопасности срабатывает только в том случае, если человек был пристёгнут ремнём безопасности. Это вызвано тем, что подушка безопасности с такой силой отбрасывает назад непристёгнутого пассажира или водителя, что может повредить шейный отдел позвоночника. А эта травма часто несовместима с жизнью. В момент удара подушка надувается с огромной скоростью (сравнимой с полётом пули) и почти сразу начинает сдуваться, так как имеет боковые отверстия. Если вдруг этого не происходит, надо её надрезать или проколоть, чтобы освободить заблокированного водителя или пассажира. Иногда из-за высокой скорости срабатывания подушки безопасности человек получает черепно-мозговую травму, перелом носа, лицевых костей черепа, реже — переломы рёбер. Вообще сам факт срабатывания подушки безопасности — показание к тому, чтобы показаться врачам, даже если человека ничего не беспокоит на первый взгляд. Возможно, нужно даже сделать МРТ и компьютерную томографию, чтобы убедиться, что головной мозг не пострадал. В момент шока человек может переоценивать своё состояние.
Машина после ДТП перевернулась. В этом случае можно ожидать самые тяжёлые травмы у людей, которые не были пристёгнуты ремнями безопасности. В любом случае нужно осмотреть всех: тех, кого выбросило из машины, и тех, кто в ней остался. Но сначала — позаботиться о безопасности. Если автомобиль стоит неустойчиво и может упасть или перевернуться, начинает гореть, то не стоит пытаться оказывать помощь с риском для своего здоровья: лучше дождаться аварийные службы.
Машина упала в водоём. Современные автомобили имеют хорошие уплотнители, благодаря которым вода в салон затонувшей машины просочится не сразу. Но неизбежно это случится рано или поздно. Поэтому нужно приготовиться к покиданию автомобиля. Открыть дверь, скорее всего, не удастся из-за сильного давления воды снаружи. Рекомендуется опустить боковые стёкла или выдавить ногами лобовое. Перед этим снимите тяжёлую, сковывающую движения одежду, разложите сиденье и наберите в лёгкие побольше воздуха. Кстати, рекомендуется также оставлять включёнными фары: это поможет ориентироваться в воде и подаст дополнительный сигнал спасателям.
Для очевидцев такая ситуация наиболее драматична, потому что прыгать в воду и пытаться спасти человека из затонувшего автомобиля могут только хорошо тренированные спасатели на воде. Даже просто подплывать к тонущему может быть опасно для обычного человека, если он не обучен навыкам спасения на воде, а тем более опасно доставать его из автомобиля. И делать это не имеют права даже сотрудники бригады «скорой». Поэтому рекомендуется вызывать экстренные службы, в первую очередь — спасателей, и помогать людям, которые выбираются сами.
Автомобиль попал в аварию на железнодорожном переезде. Наиболее вероятные травмы при таком виде ДТП — черепно-мозговые и травмы позвоночника. Надо помнить, что необоснованное извлечение пострадавших из автомобиля в такой ситуации может стоить им жизни. Помним правило: извлекать только при угрозе безопасности или для срочного оказания помощи. Если ситуация не угрожает жизни и пострадавший в сознании или хотя бы дышит, то лучшим решением будет не трогать его до приезда специалистов.
Если обстановка требует экстренного извлечения, то используется специальный приём, которым владеют профессионалы и вполне могут освоить все желающие при обучении приёмам и навыкам оказания первой помощи. Далее при подозрении на травму позвоночника (отсутствует чувствительность или произвольные движения в конечностях) человек укладывается на ровное твёрдое основание (дверь, носилки, доски) и переносится так. В случае подозрения на травму головы после экстренного извлечения от очевидцев требуется контроль за сознанием и дыханием пострадавшего. Если сознание отсутствует, то наилучшим решением будет поворот человека на бок. Дыхание может затрудняться рвотными массами. В этом случае от наблюдателя потребуется их удаление любой тканью или салфеткой.
У пострадавшего сильное кровотечение. Старые учебники учили определять тип кровотечения — артериальное или венозное — по оттенку крови. Если кровь алая, значит, повреждена артерия, если тёмно-вишнёвая — вена. Однако в сумерках, на одежде или в свете фар определить цвет крови бывает невозможно. Мы рекомендуем очевидцам пользоваться следующей классификацией. Если «крови мало и не страшно», — поцарапаны колени, порезаны пальцы и т. д. — можно промыть рану подручными средствами и воспользоваться пластырем или бинтом. Если «кровь бьёт фонтаном», нужно завязать выше раны жгут, ремень, провод, закрутку, чтобы пережать все сосуды ниже. Это очень опасное и болезненное для самого пострадавшего мероприятие. И используется жгут только в крайнем случае. Обязательно нужно контролировать время наложения жгута. Если человек находится в тепле, то держать жгут затянутым можно не более часа. Если же обогрев пострадавшего организовать невозможно, жгут можно оставлять не более получаса.
Если «крови много, она бежит ручьём, это страшно, но фонтана нет», нужна давящая повязка. На рану накладывается тугой валик (его можно свернуть из одежды, бинта, тряпок), полностью её перекрывающий, и притянуть к конечности тряпкой, бинтом и т. д. Такая давящая повязка останавливает все венозные кровотечения, мелкие артериальные. Сосуды пережимаются точечно в области раны, конечность кровоснабжается, и за временем в этом случае можно не следить. Такая повязка может лежать очень долго, и именно её рекомендуется накладывать на месте происшествия, избегая передавливания всей конечности жгутами, ремнями и прочим.
В ДТП оказались дети. При оказании помощи дети всегда в приоритете, потому что резервные возможности организма у них меньше, чем у взрослых. Особенно в случае кровопотери или затруднения дыхания. Специфика оказания помощи детям в установлении психологического контакта. Нужно завоевать доверие ребёнка. Если он маленький, нужно опуститься на колени так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Назовите себя, прокомментируйте свои действия, и только потом оказывайте помощь. Если она не нужна, ребёнка надо отвести в безопасное место, по возможности оградить от психотравмирующих сцен, если у его спутников серьёзные травмы. Но при этом не терять из виду. Дети склонны к импульсивным поступкам, что может угрожать их безопасности. Рекомендуется оставить ребёнка под присмотром кого-то из взрослых. Лучше всего — сотрудников ГИБДД, если они прибыли на место до приезда скорой помощи.
Человека сбили на дороге. Обозначьте место происшествия знаками аварийной остановки, включённой аварийной сигнализацией всех автомобилей, которые есть поблизости. Позу его при этом лучше не менять. Если безопасность обеспечить невозможно, придётся перемещать его с проезжей части, потому что лежащий на дороге человек плохо заметен, особенно в сумерках и ночью. Проверьте признаки жизни: сознание, дыхание, по возможности пульс. Если сознание есть, вызовите скорую помощь и ожидайте приезда врачей. Если сознания нет, но дыхание сохранено, уложите человека на бок и вызывайте «скорую». Если нет ни сознания, ни дыхания, на проверку пульса время тратить не нужно: как можно быстрее надо начинать реанимационные мероприятия.
Каких ошибок следует избегать при оказании помощи пострадавшим в ДТП
- Не пытайтесь как можно быстрее достать из автомобиля всех пострадавших и утащить подальше. Или менять позу человека, лежащего на дороге. Действия непрофессионалов в таком случае могут только усугубить состояние пострадавших. Это нужно делать в крайнем случае для обеспечения безопасности или быстрейшего оказания помощи.
- Не накладывайте жгут при кровотечениях без веских оснований. Если он лежит в аптечке, это не значит, что его надо непременно использовать. В большинстве случаев помогает давящая повязка.
Пристёгиваться ремнями безопасности нужно не только водителю и пассажиру, сидящему впереди. Пристёгиваться должны все. Статистика столкновений в ДТП и специальные стендовые испытания показывают, что любой не пристёгнутый в салоне человек при серьёзном столкновении на скорости в 60 км в час или при переворачивании машины может погибнуть сам или убить своим телом другого пассажира. Даже если это ребёнок.
И последнее: практическая подготовка к оказанию первой помощи — это безопасность ваша и окружающих. Правильно и вовремя оказанная очевидцами первая помощь может спасти жизнь! Может быть, вашу собственную…
Источник
Редкое дорожно-транспортное происшествие обходится без жертв. При этом под пострадавшими понимаются не только лица, получившие серьезные травмы, но и те, кто получил легкие ушибы и царапины. При подобном ДТП важно заранее знать, какая мера ответственности предусмотрена законодательством, в каких случаях возмещение ущерба ложится на плечи виновника аварии, а в каких подразумевается лишение водительских прав и свободы.
Оформление
Правила дорожного движения четко регламентируют порядок действий при ДТП с пострадавшими. Так, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство, оказать помощь потерпевшим, а затем уже вызвать представителей ГИБДД.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то водитель должен четко следовать инструкции:
- Оказать первичную медицинскую помощь пострадавшим самостоятельно. В случае если причиненные травмы носят серьезный характер, вызвать скорую помощь незамедлительно. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, допускается отправление его на попутных машинах до ближайшего медицинского учреждения.
- Вызвать сотрудников ГИБДД.
- Зафиксировать расположение транспортных средств после аварии, объекты инфраструктуры, вещи и прочие детали, имеющие отношение к ДТП с пострадавшими. Приветствуется фиксация с помощью видео или фотосъемки.
- Если движение другого транспорта невозможно из-за аварии, то после фиксации положения участников аварии необходимо освободить проезжую часть. При этом если имеется обочина для объезда, то трогать транспортные средства, попавшие в дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами, не рекомендуется.
- Опросить очевидцев аварии и записать их данные.
Что фиксируют сотрудники ГИБДД при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
Сотрудники, прибывшие на место аварии, обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, под которой подписываются водители автомобилей. Если один из водителей ранен и не в состоянии адекватно воспринимать происходящее, то схема ДТП подписывается им позже. Кроме того в протокол вносятся следующие сведения:
- данные водителей и транспортных средств (в том числе номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
- показания участников аварии и свидетелей;
- перечень повреждений, полученных транспортом;
- полученные травмы при наличии потерпевших.
Последние вносятся после осмотра пострадавших сотрудниками скорой помощи.
Ответственность в КОАП за ДТП с пострадавшими
Если во время ДТП имеются пострадавшие, то помимо протокола дорожной аварии, заводится еще и административное или уголовное дело. В зависимости от степени причиненного вреда различается несколько видов преступлений:
- наезд на пешехода;
- убийство по неосторожности;
- причинение вреда здоровью при дорожно-транспортном происшествии.
Первые два вида преступлений рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства, причинение вреда здоровью же относится к административному правонарушению. Согласно статье 12.24 Административного Кодекса РФ (КОАП), предусмотрены следующие виды наказаний:
- При причинении легкого вреда здоровью при ДТП (кратковременное нарушение состояния здоровья или непродолжительная потеря трудоспособности) — штраф от 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения от 1 года до 1,5 лет.
- При причинении средней тяжести вреда здоровью при ДТП (не опасное для жизни временное нарушение состояния здоровья или временная потеря трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.
Кто оценивает причиненный здоровью вред?
Ответственными за оценку причиненного ущерба здоровью при ДТП с пострадавшими законодательством назначены представители медицинского учреждения, в которое попадают после аварии граждане.
Например, если человек во время аварии получил перелом руки, то ущерб оценивается как средняя тяжесть. Однако если в результате перелома руки, у человека запускается скрытая болезнь, то медицинскими работниками ущерб оценивается уже, как причинение тяжкого вреда здоровью. Соответственно дело о ДТП может быть переквалифицировано из административного в уголовное.
Ответственность виновного водителя при ДТП с пострадавшими
Ответственный за дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими устанавливается в ходе расследования всех обстоятельств аварии. При этом если виновник свою вину признает, рассмотрение спора существенно ускоряется. Ответственность виновного может быть как административной, так и уголовной. Например, если в ДТП погиб человек, то законодательство квалифицируется преступление, как уголовное. В случае если виновник дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, то мера ответственности возрастает.
Кроме уголовного преследования водителя лишают права управления транспортным средством, а так же дополнительно обязывают возместить причиненный пострадавшим ущерб. Как правило, возмещение выражается в оплате медицинских услуг и компенсации периода потери трудоспособности.
В случае, если в аварии погиб человек, то исследуются все обстоятельства дела для квалифицирования вменяемой статьи: убийство по неосторожности или убийство при ДТП.
Действия виновного водителя при дорожно-транспортном происшествии
На официальном сайте ГИБДД есть памятка для водителей о том, как себя вести после дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Прежде всего, кто-то из участников аварии должен сохранять спокойствие. Правилами предписано, что виновный в ДТП с пострадавшими устанавливается в ходе расследования. Однако, водитель, реально по вине которого произошла дорожная авария, обязан оказать помощь всем пострадавшим, сообщить ГИБДД о происшествии, зафиксировать положение всех относящихся к происшествию объектов. В случае если нет возможности с помощью мобильной связи вызвать сотрудников дорожно-транспортной полиции, попутных машин или свидетелей нет, допускается отправка пострадавших виновником на собственном транспорте в медицинское учреждение.
Перед тем, как покинуть место ДТП, необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки место и обстоятельства аварии, а так же выставить аварийный знак на дорожное полотно. Если во время происшествия погиб человек, место аварии покидать нельзя, требуется всеми возможными способами сообщить ГИБДД о случившемся.
Наказание за ДТП с пострадавшими на пешеходном переходе
Пешеходный переход — специально отведенное место на дороге, которым могут пользоваться пешие граждане. Водители не имеют права не пропустить переходящего по “зебре” человека. Поэтому все дорожно-транспортные происшествия с наездами на пешеходном переходе в априори происходят только по вине водителя, который управляет транспортным средством. Мера наказания зависит от степени причиненного пешеходу вреда.
Если пешеход получил легкий испуг или ушиб, то водитель вправе урегулировать конфликт на месте, если потерпевший не против. В случае же если человек, переходящий дорогу по пешеходному переходу, получил легкий или средний ущерб здоровью, водитель обязан оказать первую медицинскую помощь и вызвать представителей ГИБДД. Меру наказания установит суд. При тяжком вреде здоровью или летальном исходе на виновника ДТП с пострадавшими заводится уголовное дело.
На меру наказания так же влияют обстоятельства аварии. В частности: с какой скоростью двигался транспорт и пешеход, в какой момент человек начал движение по переходу, действия водителя после аварии. Если виновник скрылся с места преступления, то его действия попадают сразу и под действие Уголовного Кодекса РФ — оставление человека в опасности (статья 125 УК РФ).
Наказание при легкой тяжести вреда пострадавшему
Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда. При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории. Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.
При наложении административного штрафа учитывается степень причиненного ущерба. Законодательством устанавливается минимальный размер выплаты — 2,5 тысячи рублей. Меньше этой суммы суд обязать выплатить не может, поэтому виновник ДТП с пострадавшими, установленный в ходе следствия и судебного разбирательства, обязан будет выплатить, как минимум, эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в виде 5 тысяч рублей.
Наказание при средней тяжести
Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.
В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.
При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Наказание при средней тяжести вреда пострадавшему, водителем в алкогольном опьянении
Состояние алкогольного опьянения — отягчающее обстоятельство при дорожно-транспортном происшествии. Так, за вождение транспортного средства в состоянии опьянения без происшествий предусмотрено наказание в виде лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет, а так же административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Если же ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, в результате чего пострадавший получил ущерб здоровью средней тяжести, то виновнику вменяется наказание по двум статьям Административного кодекса: 12.24 и 12.8. В этом случае накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей, изымаются права на 1,5-2 года и дополнительно выписывается штраф в размере 10-25 тысяч рублей. За повторное преступление мера наказания увеличивается.
Наказание за ДТП с пострадавшими тяжелой степени тяжести
Под тяжелой степенью понимается стойкая потеря трудоспособности более чем на одну треть от возможной, причинение серьезного вреда здоровью. Именно поэтому при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого сильно пострадал человек, заводится не административное, а уголовное дело. Мера наказания по статье 264 Уголовного Кодекса предусмотрена в виде лишения свободы сроком до трех лет. При этом реальное лишение свободы может быть заменено принудительными работами на срок до двух лет. Окончательное решение принимается судом после изучения всех обстоятельств дела.
Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом
В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении. Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса. Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет. При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.
Особенности ДТП с пострадавшими
Обстоятельства аварий могут быть самые разные. Например, водитель может не справиться с управлением транспортного средства из-за плохих погодных условий, что приведет к дорожному происшествию с пострадавшими. В этом случае вменять ему высшую меру ответственности будет незаконно, поскольку от него мало, что зависит. Именно поэтому при определении степени виновности всегда рассматриваются все обстоятельства аварии, действия участников ДТП. Если же виновник происшествия нарушает установленные правила дорожного движения, то это так же учитывается при вынесении наказания.
Источник