Человек на переломе эпох
Переломы эпох — время, когда казавшееся раньше немыслимым сначала перестает быть таковым, а затем становится «новой нормой». Например, еще десять лет назад мысль о том, что доллар уже совсем скоро перестанет быть главной мировой валютой, вызвала бы ироническую улыбку у 999 из 1000 произвольно взятых человек. А сегодня — это уже реальность, которая стала новой нормой даже на самом верху. Долларами начинают брезговать даже главные торговые партнеры так и не ставшей великой вновь Америки..
Китай резко сократил долю долларов в международных резервах
Государственное управление валютного контроля КНР сегодня обнародовало годовой доклад ведомства за 2018 год, в котором впервые были раскрыты такие данные, как операционные показатели валютных резервов и их структура, а также представлены концепция инвестирования валютных резервов, методы управления рисками, площадка для ведения деятельности в условиях глобализации и другие положения.
По данным ведомства, в период с 2005 по 2014 гг средняя доходность от операций с валютными резервами в Китае составляла 3,68 проц. В структуре валютных резервов доля доллара США снизилась с показателя в 79 проц в 1995 году до 58 проц в 2014 году, а доля недолларовых валют увеличилась с 21 проц до 42 проц за аналогичный период времени. Структура валютных резервов с каждым днем становится все более диверсифицированной, еще более многообразной по сравнению со средним мировым уровнем. Согласно статистическим данным Международного валютного фонда /МВФ/ за 2018 год, объем валютных резервов Китая занимает около 30 проц от общемирового показателя.
Кроме того, непрерывно увеличивается золотой резерв страны. С 2005 по конец 2018 года объем ее золотого запаса вырос с 600 до 1852 тонн. В настоящий момент, Китай занимает шестое место в мире по объему золотого запаса. Китай уже стал крупнейшим в мире производителем золота, а также его основным потребителем.
И это данные на 5 лет назад. Полагаю, что за это время доля долларов в в ЗВР Китая упала еще больше. Кстати, Поднебесная и золотишко весьма активно накапливает. И как показывает последняя новость из Европы — правильно делает.
Центробанки Европы отказались от самоограничений на продажу золота
Национальные центробанки Европы вместе с Европейским центральным банком (ЕЦБ) отказались от соглашения, лимитирующего продажу золота ЦБ, пишет «КоммерсантЪ». Само соглашение было впервые подписано в 1999 г. и перезаключалось каждые 5 лет, но сейчас регуляторы не видят необходимости в его перезаключении. Это связано с тем, что центробанки теперь более заинтересованы в покупке драгоценного металла, а не в его продаже.
«Подписанты подтверждают, что золото остается важным элементом глобальных монетарных резервов, продолжая обеспечивать преимущества диверсификации активов, и что ни один из них в настоящее время не планирует продавать значительные объемы золота«, — говорится в сообщении ЕЦБ.
В отчете Всемирного золотого совета говорится, монетарные власти продолжают наращивать золотые резервы. 11% развивающихся стран заявили о намерении пополнить свои запасы в течение года (в прошлом году 12%), а общий объем спроса со стороны центробанков достиг 651 тонну — самого высокого уровня в нынешней международной финансовой системе.
Да, это реально серьезный «звоночек». Европейский Центробанк отвязывается от золота
В Сеть попало официальное письмо Европейского Центробанка (ЕЦБ) относительно его дальнейшей политики в отношении золота. Материал озаглавлен очень жестко – «По мере развития рынка центральные банки приходят к выводу, что формальное соглашение по золоту больше не требуется». Что значит – «не требуется»? Означает ли это, что цены на золото будут отпущены в «рыночную среду»? Означает ли это отказ от «золотого фиксинга» в Лондоне и с недавних пор – в Шанхае (по принципу: «В Европе – день, в Азии – ночь, но цена золота на Земле под контролем»)? Там же ежедневно десятилетиями фиксируется цена драгоценного металла. Полагаю, что многие из тех, кто «в теме», уже вздрогнули – цены на золото в Европе отправляют «в свободное плавание»…
Подписавшиеся Соглашение не продавали значительные количества золота в течение почти десятилетия, и Центральные банки, другие официальные учреждения, в целом, стали чистыми покупателями золота.
Подписавшиеся Соглашение ЦБ подтверждают, что золото остается важным элементом мировых валютных резервов, и в настоящее время ни один из них не планирует продавать значительные объемы золота».
А где же подписи под этим громким обязательством, сформулированным ЕЦБ: «…Золото остается важным элементом мировых валютных резервов, и в настоящее время ни один из них (Центробанков стран ЕС – С.Ф.) не планирует продавать значительные объемы золота» — «…none of them currently has plans to sell significant amounts of gold»?
Подписей под заявлением ЕЦБ от 26 июля2019 года нет никаких. В отличие от 4-го Соглашения…
Да, где же все-таки столь любимый в ЕС «консенсус»? Где подписи под заявлением ЕЦБ глав всех-всех-всех ЦБ стран-членов Евросоюза, согласившихся на подобные золото-валютные экзерсисы? Или там уже никого не спрашивают по поводу принятия принципиальных, жизненно-важных для населения стран ЕС решений в области финансов?
..А напоследок – ещё раз мнение про информационный вброс ЕЦБ на европейский «уик-энд», с которого мы эту статью начинали: «В любом случае, следите за рынком золота 26 сентября: это когда CBGA официально завершит работу».
Да уж, осень вообще веселая будет, следить придется за очень многим. Сначала весной пришли новости из Страны Гномов, в которой очень любят золото. И вот летом они получили продолжение. Интересно, что будет осенью?
А тем временем, в Швейцарии начали выдавать кредиты по отрицательным ставкам. Хе, гномы любят золото, но и всякими новомодными штучками вроде ПОПС тоже не брезгуют..
Швейцарские банки начали предоставлять кредиты по отрицательной ставке, что стало возможным благодаря сверхмягкой политике Центробанка страны. В настоящее время базовая процентная ставка Нацбанка Швейцарии держится на отрицательном уровне в минус 0,75% годовых. Именно на этих условиях регулятор принимает депозиты от кредитных организаций страны, а те вынуждены доплачивать Центробанку за хранение избыточных средств, сообщает Lenta.ru. Таким образом, заемщики получают выгоду от полученных кредитов и обязаны вернуть меньше, чем взяли.
А ведь это тоже «новая норма». Отрицательные ставки — по сути конец классического капитализма. Еще один признак смены эпох.
Кстати, 75 лет назад, в июле 1944-го состоялась Бреттон-Вудская конференция, заложившая основания послевоенного финансового устройства мира. А сегодня, спустя три четверти века (три поколения) похоже, что Бреттон-Вудская система на пределе?
75 лет назад на Бреттон-Вудской конференции были заложены основы современного мирового экономического порядка. Однако сейчас системе все больше угрожает растущий национализм и протекционизм во всем мире.
Большая статья с множеством букв — читайте ее по ссылке. Здесь даю лишь ключевое из нее.
«Бреттон-вудская идея достигла своих пределов. И на смену ей может прийти Новый Шелковый путь, у которого есть потенциал стать новым мировым порядком», ─ заявил министр финансов Франции Бруно Лэ Мэр, имея в виду инициативу Китая «Один пояс – один путь». Она предусматривает восстановление старого Шелкового пути для соединения Китая с Азией, Европой, при этом необходимы огромные расходы на инфраструктуру, в основном финансируемые Китаем. «А китайские стандарты государственной помощи, доступа к государственным закупкам, интеллектуальной собственности могут стать новыми мировыми стандартами», ─ сказал Лэ Мэр.
Насчет НШП взамен БВ — не уверен. Но то, что время БВ выходит — это очевидно. Как и очевидно, что новая финансовая основа мира будет заложена также уже после Эпохи Песца. По итогам ее войн, всяких и разных. И как обычно, закладывать их будут победители.
А пока совершенно очевидно, что «мы находимся на пороге смены парадигмы. Время задуматься о своих сбережениях». Рэй Далио И не только о них, а о своем будущем вообще.
Один из величайших инвесторов — миллиардер Рэй Далио, основатель одного из крупнейших в мире хедж-фондов Bridgewater, — поделился мнением, почему мы находимся в стадии смены парадигмы и что стоит покупать, чтобы обезопасить свои финансы в этот период. Далио рассказывает, что главной составляющей его инвестиционного успеха является определение состояния рынка и близость смены парадигмы. С его точки зрения, это самый главный момент.
И снова много букв, читайте по ссылке. А здесь — вывод по теме статьи.
Самое время спросить себя, какие инвестиции будут работать в таких условиях, какой будет следующая лучшая валюта или средство сбережения, когда большинство центральных банков захотят девальвировать свои валюты. Рэй Далио выражает уверенность, что лучшим объектом инвестирования будет золото.
Одним из лучших объектов инвестирования — да, безусловно. Но не самым лучшим. А самый лучший объект инвестирования — ты сам. Твое здоровье, знания, умения и наличие полезных профессий, желательно — не одной. Это никуда не пропадет и не девальвируется.
Ну а в завершение — видео по теме темного светлого будущего и смены парадигмы.
Смотрим, слушаем и делаем выводы. И помним: все, что не убивает нас, делает сильнее.
Жить на переломе эпох — одновременно опасно и страшно, и в то же время интересно и познавательно. «Каждая потеря есть приобретение и каждое приобретение есть потеря» (с) Что же, придется принимать это на вооружение..
Источник
Ðîìàí «Íà ïåðåëîìå Ýïîõ» â 2-õ òîìàõ.
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin
Îñòàâèòü ñâîé îòçûâ / êðèòèêó, à òàê æå
Ñêà÷àòü ýëåêòðîííóþ êíèãó èëè çàêàçàòü â ïå÷àòíîì âèäå,
ìîæíî çäåñü:
1 Òîì
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html
2 Òîì:
https://ridero.ru/books/naperelome_ehpoh.html
Òîì 1 758 ñòðàíèö
×àñòü I: «Ãåðîè íàøåãî âðåìåíè».
Òîì 2 576 ñòðàíèö.
×àñòü II: «Ïîñëåäíèå ëó÷è óõîäÿùåãî ñîëíöà»,
×àñòü III: «Êðàõ Ñîâåòñêîé Èìïåðèè».
Êðàòêîå îïèñàíèå :
Â÷åðàøíèå êóðñàíòû, îäåâ çîëîòî îôèöåðñêèõ ïîãîí, äàæå è íå ïîäîçðåâàþò, ÷òî èõ æä¸ò âïåðåäè. Îíè åù¸ íàèâíû è ìå÷òàþò î áîëüøîé ëþáâè, î ñòðåìèòåëüíîé êàðüåðå, î ïîñòðîåíèè ñïðàâåäëèâîãî îáùåñòâà ñîöèàëüíîãî è íàöèîíàëüíîãî ðàâåíñòâà. Íî èõ óæå ïîäæèäàþò ðàçî÷àðîâàíèå è êðóøåíèå íàäåæä è öåííîñòåé. À ñòðàíà, êîòîðîé îíè ïðèñÿãíóëè íà âåðíîñòü, ñêîðî êàíåò â ëåòîïèñü âåêîâ.
Ýòî âîåííûé ðîìàí î æèçíè è ñëóæáå ñîëäàò è îôèöåðîâ Öàâ ×åõîñëîâàêèè. Ñîáûòèÿ ïðîõîäÿò â 80-å ãîäû íà ôîíå ãëîáàëüíîé «ïåðåñòðîéêè» âçãëÿäîâ, íðàâñòâåííîñòè è âåðû. Ýòà êíèãà î öåííîñòÿõ, îñòàþùèõñÿ âå÷íûìè, íåñìîòðÿ íà âðåìÿ, ïðîñà÷èâàþùååñÿ êàê ïåñîê ñêâîçü ïàëüöû.
 ðîìàíå îïèñàí ïåðèîä 80-õ. ×åðåç ñóäüáû ñîâåòñêèõ ëþäåé, ïðîæèâàþùèõ ðàíåå â ñàìûõ ðàçëè÷íûõ óãîëêàõ ÑÑÑÐ: Íîâîñèáèðñê, Õàáàðîâñê, Áàðàíîîðåíáóðãñêîå, ÁÀÌ, Êÿõòà, Áàêó, Àëìà-Àòà, Òóàïñå, Ñâåðäëîâñê. Ïîêàçàíà æèçíü ëþäåé â ýòèõ ìåñòàõ. Òàêîé, êàêîé îíà áûëà íà ñàìîì äåëå. Äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóþò âðåìåííûå ïåðåíîñû â ñîáûòèÿ ïðîøëîãî.
×åðåç ñîáûòèÿ, ïðîõîäÿùèå ôîíîì, ñäåëàí àíàëèç ãåîïîëèòè÷åñêèõ èãð, íà ïðèìåðå êðóøåíèÿ ñòðàí Ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ëàãåðÿ è ÑÑÑÐ. Ïîêàçàíû òåõíîëîãèè óïðàâëåíèÿ ýòèìè äåñòðóêòèâíûìè ïðîöåññàìè. Ïðîöåññàìè, êîòîðûå ïðîäîëæàþòñÿ è ñåãîäíÿ. È â ýòîì- îñíîâíàÿ àêòóàëüíîñòü ýòîãî ðîìàíà.
Êîíå÷íî æå, ýòî ðîìàí. Ãäå ÷åðåç ðàçëè÷íûå ñóäüáû îïèñàíû ðàçëè÷íûå èñòîðèè ëþáâè, èçìåí è âåðíîñòè, îñíîâíûõ öåííîñòåé. Ïñèõîëîãèè îòíîøåíèé ìåæäó ìóæ÷èíîé è æåíùèíîé.
Ðàññóæäåíèÿ î äîáðå è çëå, îá îòíîøåíèè ÷åëîâåêà ê ÷åëîâåêó, ê ïðèðîäå è îêðóæàþùåé ñðåäå, ê æèâîòíûì.
×åðåç ñïåöèàëüíûé ïðè¸ì, êîãäà îäíîìó èç ãåðîåâ, ñíÿòñÿ íåîáû÷íûå, ìîæíî ñêàçàòü «âåùèå» ñíû, ÷èòàòåëü ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü çàãëÿíóòü êàê áû â áóäóùåå, â ñîáûòèÿ, êîòîðûì â 80-å åù¸ íå ìîæåò áûòü îáúÿñíåíèé, íî êîòîðûå ïîíÿòíû ÷èòàòåëþ ñåãîäíÿ: ýòî è ×å÷íÿ è Îñåòèÿ-2008, ýòî ñîáûòèÿ â Ìîñêâå â 91-ì è â 93-ì. À òàêæå èñòîðè÷åñêèå ïåðåíîñû â äàë¸êîå ïðîøëîå. Äëÿ îöåíêè èñòîðè÷åñêèõ ïàðàëëåëåé äíÿ ñåãîäíÿøíåãî.
Íàöèîíàëüíûé âîïðîñ â ìíîãîíàöèîíàëüíîì ÑÑÑÐ, â Ñîâåòñêîé Àðìèè. Ïðîöåññû ïåðåñòðîéêè íàøèõ âçãëÿäîâ è òî, êàê ìû ìåäëåííî èç äðóçåé ïðåâðàùàëèñü â íåäðóãîâ.
Ìíîãî äèñêóññèé íà ñàìûå ðàçëè÷íûå òåìû. È ýòî äà¸ò âîçìîæíîñòü ÷èòàòåëþ, êàê áû ïðèíÿòü â íèõ ó÷àñòèå è ïðî÷óâñòâîâàòü âçãëÿä àâòîðà íà ñîáûòèÿ âîêðóã.
Îñíîâíàÿ ÷àñòü ñîáûòèé ïðîèñõîäèò â Öà(×åõîñëîâàêèÿ). È õîòÿ âñå ñîáûòèÿ âûìûøëåíû, âñ¸ æå îíè ïðîõîäÿò ñëîâíî ïî æèâîìó. Êàæäûé, êòî ñëóæèë, óçíàåò è ïî÷óâñòâóåò òó àòìîñôåðó, â êîòîðîé ìû æèëè â òå ãîäû.
***
Çàáóäüòå âñ¸, ÷òî áûëî ïðåæäå!
Áûëîãî Âàì óæ íå âåðíóòü.
Äóøà â ïîòð¸ïàííîé îäåæäå
Êàê äîëãèé ñòðàííèê òîï÷åò ïóòü.
Âû áûëè ñ÷àñòëèâû? Áûòü ìîæåò!
Ëþáèëè æàðêî? Íó è ïóñòü!
Âàì íèêîãäà íå ñòàòü ìîëîæå.
È â Âàøåì ñåðäöå íîåò ãðóñòü.
Êàê æàëü òåõ òðåïåòíûõ ñâèäàíèé,
Òåõ íåæíûõ ñëîâ, óøåäøèõ â áûëü.
Êàê æàëü òåõ ñëàäîñòíûõ ñòðàäàíèé,
Äàâíî ãîäàìè ñò¸ðòûõ â ïûëü.
Êàê áûëî ÷èñòî âñ¸, î, áîæå!
Êàê íåáî, êàê ðîäíèê, êàê ñîí.
È ýòîò ñîí óæå íå ñìîæåò
Âåðíóòüñÿ â ÿâü,- ðàñòàÿë îí!
(Àâò. Â. Çåìøà 1990 ã.)
Ñ Óâàæåíèåì,
Âëàäèìèð Â. Çåìøà
Ìîæíî òàê æå ïðèîáðåñòè êíèãó â èíòåðíåò ìàãàçèíå :
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html
Èòàê,
«Íà ïåðåëîìå ýïîõ»
Âëàäèìèð Çåìøà
Ìèíñê
2014 Ðîìàí  äâóõ òîìàõ Òîì 1 Çåìøà, Â.Â. Íà ïåðåëîìå ýïîõ : ðîìàí.  2 ò. Ò.1 / Âëàäèìèð Çåìøà. Ìèíñê : ÏðåñòèæÈçäàòÐåêëàìà, 2014. 758 ñ.
ISBN 978-985-90252-2-8. © Çåìøà Â.Â., 2014. © Îôîðìëåíèå. 2014. ÓÄÊ 821.161.1(476)-31 ÁÁÊ 84(4Áåë=Ðóñ)-44 Ç-55 ÓÄÊ 821.161.1(476)-31 ÁÁÊ 84(4Áåë=Ðóñ)-44 Ç-55 ISBN 978-985-90252-2-8 (ò.1)ISBN 978-985-90252-4-2 3
Ïðåäèñëîâèå
Íèêîãäà íå çàáóäó íà ñâåòå
Æàæäû ê çâ¸çäàì è ñòðàñòè îãíÿ,
Çîâ ãðÿäóùåãî ýòî, ïîâåðüòå,
Æèçíè ãîëîñ, çîâóùèé ìåíÿ.
Àâòîð Â. Çåìøà 1982 ã.
Ýòîò ðîìàí ïîñâÿùàåòñÿ ìîèì ðîäíûì è áëèçêèì.
Âñå ñîáûòèÿ è âñå ïåðñîíàæè âûìûøëåíû. Ëþáûå âîçìîæíûå ñî-
âïàäåíèÿ ñëó÷àéíû. Ïîõîæèå ñîáûòèÿ ìîãëè ïðîèñõîäèòü ãäå óãîäíî.
Òåì íå ìåíåå, ÿ ïîñòàðàëñÿ ïåðåäàòü ìàêñèìàëüíî ïðàâäîïîäîáíî ñó-
ùåñòâîâàâøóþ òîãäà îáùóþ àòìîñôåðó, êîòîðàÿ ïðîïèòûâàëà ãîäû
ìîåé ñîâåòñêîé þíîñòè. Ìîèõ âîñüìèäåñÿòûõ.
Õîòåë áû ÿ ïðîæèòü äðóãóþ þíîñòü, ïîëíóþ ñîâðåìåííûõ óäîâîëü-
ñòâèé? Êàê è òîò äåäóøêà, â ðàññêàçå À. Ãàéäàðà «Ãîðÿ÷èé êàìåíü»,
îòêàçàâøèéñÿ ïîìîëîäåòü, ïðîìåíÿâ ñëàâíûå ñòðàíèöû ñâîåé ðåâîëþ-
öèîííîé èñòîðèè, òàê è ÿ íå ìå÷òàë áû îá èíîì. Ïàìÿòü î ãîäàõ ñëóæ-
áû ÿ ñ ãîðäîñòüþ íåñó ÷åðåç ñâîþ æèçíü. À êîìó íå äîâåëîñü ñëóæèòü
Îòå÷åñòâó, ïóñòü òèõî çàâèäóþò òåì, êòî âñ¸ æå ñëóæèë.
4
***
Íåò, ìû íå ïèøåì ñî÷èíåíèé,
È óðàâíåíèé íå ðåøàåì,
Ëèøü â ÿðîñòíîì îãíå ñðàæåíèé
Ìû âàñ îò ñìåðòè çàùèùàåì.
Íàì äëÿ òîãî äàíî çäîðîâüå,
×òîá ìû ìîãëè â êðîìåøíîì ìðàêå,
Çàõëåáûâàÿñü ëèïêîé êðîâüþ
Ïîäíÿòü ñâîèõ ñîëäàò â àòàêó.
È ÷òîá, íå ðàçãèáàÿ ñïèíû,
Ïðèäàâëåííûå âåùìåøêàìè,
Äîðîã ðàçìàçàííóþ ãëèíó
Ìåñèëè ìîë÷à ñàïîãàìè.
Íå ïàõíåò íàøà æèçíü öâåòàìè,
Åå âåòðàìè æãóò ìîðîçû,
È ïðî íåå áû íå ñòèõàìè
Ïèñàòü, à ñàìîé ÷åðíîé ïðîçîé
.
. Íó ÷òî æ, ðåøàéòå óðàâíåíüÿ
È ñî÷èíåíèÿ ïèøèòå.
Ëîâèòå êàæäîå ìãíîâåíüå.
È íàñëàäèòüñÿ èì ñïåøèòå.
Æèâèòå ñ êàæäûì äíåì âñå ëó÷øå,
Î áóäóùåì íå áåñïîêîÿñü,
À åñëè âäðóã íàâèñíóò òó÷è,
Ìû çàùèòèì âàñ, âû íå áîéòåñü.
Àâòîð êóðñàíò ÍÂÂÏÎÓ Ë. Ìîë÷àíîâ
Îòðûâîê èç «Îòâåòà ñòóäåíòó» 1983 ã.
—————————————————-
×àñòü Ïåðâàÿ
Ãåðîè íàøåãî âðåìåíè
«Íå äàé âàì, Áîã, æèòü â ýïîõó ïåðåìåí»
Êîíôóöèé
6
Êàê óïîèòåëüíî ñòó÷àò êîëåñà
Ëåòî 1987 ã.
Àâãóñò. Æàðà. Âîêçàë. Äâà ÷åìîäàíà, íàáèòûå ôîðìîé. Íîâûé îôè-
öåðñêèé êèòåëü êàæåòñÿ, ïî êðàéíåé ìåðå, òóëóïîì. Ðóáàøêà, ïðîïè-
òàííàÿ ïîòîì, ëèïíåò ê ñïèíå, ôóðàæêà äàâèò íà ëîá, ñáèâàåòñÿ ê çàòûë-
êó. Òàê íà÷èíàåòñÿ ïóòü ê îôèöåðñêîé ñëóæáå, íîâîé ñàìîñòîÿòåëüíîé
æèçíè äëÿ ñîòåí íîâîèñïå÷åííûõ ëåéòåíàíòîâ.
Âîò è êîí÷èëîñü âñ¸. Âñ¸ òî, ÷òî êàçàëîñü âå÷íûì. Âñ¸, ÷òî êàçà-
ëîñü òàêèì ïðèåâøèìñÿ, òàêèì îñòî÷åðòåâøèì. Êàê õîòåëîñü, ÷òîáû
ýòî «Âñ¸» áûñòðåå ïðîøëî. ×òîáû ïðåêðàòèëèñü êîìàíäû «ïîäú¸ì»,
÷òî áû ïðåêðàòèëèñü ïîñòðîåíèÿ, ÷òî áû çàáûëèñü ñàìîâîëêè, ïëÿæ
íà «Ìàÿêå», êóðñàíòñêèå äèñêîòåêè, ñíåæíûå äâóõìåòðîâûå ñóãðîáû è
êîìàðèíûå òó÷è, ðîòíûé è ñòàðøèíà. ×òîáû çàáûëñÿ òîò âåñåííèé ñòó-
äåí÷åñêèé ôåñòèâàëü, íàïîëíÿâøèé ðàäóãîé ñâîèõ çàïðåòíûõ ïëîäîâ
êóðñàíòñêèå ãîëîâû. ×òîáû çàáûëèñü îòïóñêà, òå äðàãîöåííûå êóðñàíò-
ñêèå îòïóñêà, êîòîðûì íåò ðàâíîé öåíû! Êàê âñå õîòåëè óåõàòü, ÷òîáû
çàáûòü ó÷èëèùå, ÷òîáû çàáûòü «Àêàäåì», çàáûòü «Íîâîñèá», àýðîïîðò
«Òîëìà÷¸âî». È âîò, ñâåðøèëîñü! Ïåðâûé âûõîä â ãîðîä â äîëãîæäàí-
íîé îôèöåðñêîé ôîðìå. Íåîïèñóåìûé ïðàçäíèê íà äóøå! Êàçàëîñü, ÷òî
âñ¸ âîêðóã âðàùàåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî âîêðóã ýòîãî íåâîîáðàçèìîãî ñî-
áûòèÿ!
Ïîñëå ìûòàðñòâ ïî îãðîìíîé äóøíîé Ìîñêâå, íàïîìèíàþùåé
áîëüøîå ëþäñêîå ñòîëïîòâîðåíèå, õàîòè÷íîå è áåññìûñëåííîå, äâàäöà-
òèëåòíèé ëåéòåíàíò, ãîëóáîãëàçûé áðþíåò Âëàäèñëàâ Òèìîôååâ, íàêî-
íåö-òî çàáðàëñÿ â ïîåçä Ìîñêâà-Ìèëîâèöû. Âàãîíû êàçàëèñü òåñíûìè.
Ëþäè ñ ìíîæåñòâîì ÷åìîäàíîâ, ñóìîê, êîðîáîê, ÿùèêîâ, èíîãäà ñ äåòü-
ìè, îáëèâàÿñü ïîòîì, ñ òðóäîì ðàçìåùàëèñü â êóïå, èíîãäà çàñòàâëÿÿ
÷åìîäàíàìè è êîðîáêàìè ñâîè ñîáñòâåííûå ïîëêè è äàæå ñòîëèêè.  îñ-
íîâíîì ýòî áûëè àêêóðàòíûå ïîäòÿíóòûå ëþäè äî 40 ëåò ñ êîðîòêèìè,
ïî-âîåííîìó, ñòðèæêàìè. Ñîñòàâ ïàññàæèðîâ âïîëíå âíóøàë äîâåðèå.
1.1 (87.08.20)
7
Ïîåçä ïðîòÿæíî çàñêðèïåë, íåñêîëüêî ðàç ä¸ðíóëñÿ è ïëàòôîðìà
ìåäëåííî ïîåõàëà ìèìî âàãîííûõ îêîí.
Êàê óïîèòåëüíî ñòó÷àò êîë¸ñà. Êàðïàòû.  îêíàõ âàãîíà ïðîïëû-
âàþò óêðàèíñêèå ñ ñîëîìåííûìè êðûøàìè èçáû. Êðàñèâî. Îí íà ýòîé
çåìëå âïåðâûå è åìó åù¸ ñîâåðøåííî íåâäîì¸ê, ÷òî çäåñü äàëåêî íå
â êàæäîé èçáå åìó áûëè áû òàê æå ðàäû, êàê îí. Íî åãî äóøó ñåé÷àñ
ïåðåïîëíÿåò êàêîé-òî ïüÿíûé âîñòîðã-òðåïåò, ïî÷òè âîëíåíèå. Ïîçà-
äè ó÷èëèùå, îñòî÷åðòåâøèå ïîäú¸ìû è îòáîè! Âïåðåäè, êàçàëîñü, ÿðêî
âñïûõíóë ðàññâåò ñîâåðøåííî èíîé, íåçíàêîìîé, êàêîé-òî óäèâèòåëü-
íî èíòåðåñíîé æèçíè. Â ãëàçàõ ðàäóæíûå «ïóçûðè», ðàñêðàøèâàþùèå
âåñü îêðóæàþùèé ìèð ÿðêîé ãàììîé êðàñîê. Â ïàìÿòè åù¸ ñâåæ âû-
ïóñêíîé, íèêåëèðîâàííàÿ êàñêà, íàïîëíåííàÿ «ðîìáèêàìè» è, íåñìîòðÿ
íà «ñóõîé çàêîí», âîäêîé, èç êîòîðîé îòõë¸áûâàëè, ìîðùàñü, äðóçüÿ
â÷åðàøíèå êóðñàíòû, âïåðâûå íàäåâøèå äîëãîæäàííóþ îôèöåðñêóþ
ôîðìó. Çîëîòî ïîãîí ñëåïèëî ãëàçà, îïüÿíÿëî ðàçóì. Ñâåðøèëîñü! Ïðî-
ùàéòå, äðóçüÿ. Ñ êåì èç âàñ åù¸ ñâåä¸ò ñóäüáà, à ñ êåì óæå íå âñòðåòèòü-
ñÿ íèêîãäà êòî çíàåò! À ïîåçä íåñ¸ò âïåð¸ä â íîâóþ æèçíü!..
Ðîìàí «Íà ïåðåëîìå Ýïîõ» â 2-õ òîìàõ.
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin
Îñòàâèòü ñâîé îòçûâ / êðèòèêó, à òàê æå
Ñêà÷àòü ýëåêòðîííóþ êíèãó èëè çàêàçàòü â ïå÷àòíîì âèäå,
ìîæíî çäåñü:
1 Òîì
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html
2 Òîì:
https://ridero.ru/books/naperelome_ehpoh.html
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin
Источник
01.11.2006
archive, Вестник №62, Тема номера
Человек и культура
Шестые Международные Успенские чтения
«Человеческая целостность и встреча культур»
Человек на переломе эпох и цивилизаций
Андрей Коваль
Вот уже шестой раз в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре собираются богословы, философы, религиозные мыслители Европы, России, Беларуси, Ближнего Востока. Успенские чтения – это не просто добрая традиция. Один из крупнейших международных богословских форумов стал своего рода «витриной» научной жизни Вселенского Православия. Знаковым можно назвать то, что именно в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре начинается и завершается четырехдневная работа конференции. Изначально Лавра являлась центром книжности и просвещения Киевской Руси, и сегодня великая православная святыня не утратила своего значения как научный и богословский центр, поэтому святые лаврские холмы на несколько дней становятся местом, где пересекаются пути современного православного богословия.
Четыре дня Успенских чтений – это не только презентации новых книг и научных работ, попытка осмысления исторических явлений и комментарии к современным событиям, но и возможность личного, живого общения с выдающимися богословами, всемирно известными учеными. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, декан Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже архимандрит Иов (Геча), священник Владимир Зелинский являются постоянными гостями чтений. Важным событием нынешнего года можно назвать приезд в Киев богослова с мировым именем митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра). Накануне Успенских чтений прошла презентация его книги «Призыв Духа», а доклад, прочитанный им в первый день конференции, вызвал оживленную дискуссию.
Открылись VІ Международные Успенские чтения в Синодальном зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры приветственным словом Предстоятеля Украинской Православной Церкви, которое огласил управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан. В своем обращении Блаженнейший Митрополит, в частности, отметил: «В современном мире мы являемся свидетелями двух тенденций. С одной стороны, это процесс объединения разных государств, обществ и культур, с другой – крайне негативный процесс противостояния разных народов, религий и культур, последствием которого являются войны, теракты, отсутствие простого взаимоуважения, не говоря уже о любви. Эти две тенденции взаимоисключающи, и поэтому современный мир стоит перед опасностью самоуничтожения. Для того чтобы сохранить этот мир, человечество и все творение, необходимы единство, целостность, способность видеть в другом человеке, кем бы он ни был, образ и подобие Божие».
Международный богословский форум аккумулировал важный процесс богословского диалога культур, поднял насущный вопрос места и роли человека в условиях нарастающих кризисов – культурных, национальных, демографических, религиозных. Архимандрит Иов (Геча), профессор, декан Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж), в интервью Пресс-службе УПЦ сказал: «В XXI веке мир становится совершенно маленьким в условиях современных коммуникации, транспорта, глобализации, кроме того, существуют конфронтации разных народов, культур, религий, тем более в условиях высокой опасности терроризма во многих государствах. Поэтому тема конференции «Человеческая целостность и встреча культур» является очень актуальной.
На Успенские чтения собрались люди из разных стран, религиозные деятели разных конфессий, представители интеллигенции, а также верующие миряне. Они ждали этого диалога – и это очень важная черта конференции. Однако на завершающем круглом столе некоторые выступающие подчеркнули, что было много докладов, но мало дискуссий.
В наше время каждый человек должен знать сначала себя, а потом быть открытым, чтобы узнать других. Когда человек не уверен в себе и плохо знает других, тогда появляется фундаментализм, который мы наблюдаем во всех религиях, особенно в исламе, иудаизме и некоторых христианских. Они не знают себя, потому боятся других, становятся агрессивными по отношению к другим. Выходит, чтобы состоялся диалог, необходимо знать себя и в то же время быть открытым и слышать других. Необходимо всегда иметь толерантность, любовь и снисходительность. Примером диалога может служить то, что древние отцы Церкви, такие как Иустин мученик, преподобный Иоанн Дамаскин, византийский император Эммануил II и многие другие, разговаривали с нехристианами, т.е. в современном понимании – это был диалог с атеистами, неверующими. Но, не теряя толерантности к иноверующим или неверующим, мы должны точно знать, во что веруем и как необходимо веровать, поскольку наши убеждения это не просто наше мнение, а наши догматы и Божественное откровение.
Нельзя так противопоставлять Восток и Запад. Европа страдает от секуляризации, зато она не знала тоталитарного режима.
Церковь – живой организм, который живет в мире и вместе с ним, потому должна присутствовать везде. Она должна активно участвовать во всех сферах общества, стать душой, или так называемыми дрожжами, мира. В наше время Церковь должна миссионерствовать всеми возможными способами. Ей недостаточно проповедовать только в храмах, она должна быть в местах обучения, больницах, в армии, в СМИ. Таким образом, мы можем донести миру благую весть о спасении человечества.
Успенские чтения связывают Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, Киевскую духовную академию и семинарию, научные академии, университеты и другие учебные заведения. Это помогает Церкви участвовать в жизни общества».
Люди платят слишком дорогую цену за неспособность слышать и понимать друг друга, за неумение вести диалог. Любовь – это дар Божий, это особая харизма, которая недоступна для ограниченного, враждебного и фанатичного сознания. Но любой индивидуум хранит в себе начатки Божества, носит образ и подобие Творца. Войны, вражда, бесконечный поток слез и крови человеческой свидетельствуют о вселенском искажении божественного замысла о единстве твари. Митрополит Гор Ливанских Георгий (Ходр), представляющий на конференции в Киеве древнюю многострадальную Антиохийскую землю, воочию увидел все ужасы войны. «Наша христианская община находится в религиозном меньшинстве в мусульманском Ливане, – сказал владыка Пресс-службе УПЦ, – мне, как никому другому, известно, что такое вражда и противостояния и каковы их реальные плоды. На нынешней конференции я высказал мысль, что Церковь и политика – две несовместимые вещи, два взаимоисключающих понятия. Церковь Христова должна нести свою вневременную миссию, невзирая ни на что, и каждый православный должен осознавать, что существенным фактором процветания Церкви являются не временные ценности, не сильные мира сего, не политическая или финансовая основа, а единство во Христе. С нами Его вечное обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Также важным аспектом церковной миссии является диалог с миром, поиск путей взаимопонимания и взаимосуществования с различными культурами. В процессе недавней войны христиане Ливана активно помогали всем пострадавшим в результате боевых действий без различий этнической или религиозной принадлежности страждущего. В этом я вижу адекватное проявление христианства, его идей, его сущности».
Идеи мира всегда звучали с высоких трибун, являлись предметом пафосных рассуждений. Поднимая эту тему, VІ Международные Успенские чтения рисковали приобрести элемент демагогии, характер возвышенных, но не действенных рассуждений. Однако соединение церковного и светского научного сознания, широкая география форума, его межконфессиональный характер создали необходимые условия для консолидации различных мировоззренческих и философских теорий, осмысления богословских подходов к решению тех или иных вопросов. Круглый стол, за которым собрались представители научной и церковной элиты, представители различных конфессий, богословских школ, явил живой пример диалога культур и его пользу в поисках целостности как отдельного индивидуума, так и общечеловеческого сознания в целом.
Источник