Церковь на переломе эпох

Церковь на переломе эпох thumbnail

В десятую годовщину со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия II митрополит Петрозаводский и Карельский совершил панихиду в кафедральном Александро-Невском соборе Петрозаводска

5 декабря 2018 года, в десятую годовщину со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) совершил панихиду в кафедральном Александро-Невском соборе, сообщает сайт Петрозаводской и Карельской епархии.

Владыке сослужили штатные клирики храма и сотрудники Петрозаводского епархиального управления в священном сане.

В начале богослужения митрополит Константин обратился с проповедью к молящимся. Владыка отметил, что лично встречался с Патриархом Алексием более 50 раз. Владыка также подчеркнул, что приснопоминаемый Святейший был из древнего аристократического рода и был очень сдержан, никогда не повышал голос. При этом это был очень твердый и мужественный человек.

Патриарх Алексий II оставил след в истории Петрозаводской и Карельской епархии. Будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986-1990), Владыка Алексий управлял приходами Олонецкой епархии через благочинного церквей Олонецкой епархии архимандрита Мануила (Павлова).

Святейший Патриарх Алексий имел особое отношение к карельской земле. Владыка Константин подчеркнул, что Карелия в течение многих десятилетий долгое время не имела епархиального статуса, находилась в ведении митрополитов Ленинградских и Новгородских. 

В 1990 году на Первосвятительскую кафедру был избран Патриарх Алексий II. Это было время очень большой политической нестабильности, не за горами был грядущий развал Советского Союза. Промыслом Божиим Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран Патриарх Алексий, который обладал особым характером, выдержкой, мудростью, стойкостью, проницательностью взора, который помогал ему видеть многие события. Это была действительно милость Божия, что человека с таким характером Бог поставил Предстоятелем на переломе эпох, когда, казалось бы, незыблемый Советский Союз был уничтожен, а на его месте возникало новое государство, которое долгое время даже не имело своего национального гимна, отметил архипастырь.

Он напомнил, что Патриарх Алексий родился в Эстонии, он воспитывался в среде не закрытого тогда еще Валаамского монастыря, и его духовниками были Валаамские старцы, хранители древней монашеской традиции, которые и воспитали в нем традиции святоотеческого Православия. 

Первая архиерейская хиротония, осуществленная новоизбранным Патриархом, состоялась 14 августа 1990 года в Петрозаводске. В этот день в старинном Крестовоздвиженском соборе столицы Карелии Патриарх Алексий возвел в епископский сан архимандрита Мануила (Павлова).

Митрополит Константин отметил, что Святейший Патриарх Алексий имел огромное мужество. В страшные дни 1993 года, когда страна стояла на грани гражданской войны, он предал анафеме провокаторов. Тогда он находился с визитом в США по приглашению Православной Церкви в Америке, но возвратился в Москву, когда узнал о том, что в столице уже лилась кровь. Он призвал всех к миру, но мир не состоялся. Однако и полноценная гражданская война благодаря усилиям Патриарха Алексия тоже не произошла, подчеркнул владыка Константин.

«То, что мы живем в мирное время, в этом есть и заслуга Патриарха Алексия», — добавил он.

«Многие говорили, что, может быть, ему можно было бы пересидеть в США и поддержать потом того, кто придет в России к власти. Но надо хорошо знать личность Патриарха — несмотря на сдержанность, он имел очень твердый характер. Патриарх предал анафеме тех, кто пролил кровь», — подчеркнул митрополит.

«На переломе эпох он возглавлял нашу Церковь, в этом промысел Божий», — заключил митрополит Константин. 

Святейший вернулся на Карельскую землю через десять лет, где 3 июня 2000 года после длительной реконструкции церковного здания совершил великое освящение кафедрального Александро-Невского собора, который стал главным храмом епархии. Одним из сослуживших тогда Патриарху был Владыка Константина, в то время епископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургской Академии. Эту дату позднее занесли в Церковный месяцеслов как день памяти Карельских святых.

 

 

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Источник

После трех лет работы вышла новая монография Вашего покорного слуги: «Церковь на переломе. Русская Православная Церковь перед вызовом Протестантизма». М., 2015. 143 с.

Мировой кризис создает ряд глобальных, очень масштабных и непредсказуемых по последствиям секулярных вызовов христианскому миру в целом и Русской Православной Церкви в частности. Эти вызовы чреваты возникновением серьезных социокультурных проблем, решение которых потребует (и уже требует) серьезных усилий, в том числе и миссионерских, поскольку современная ситуация в сфере развития социума и сопряженных с ним информационных технологий является во многом уникальной и не имеющей аналогов. Все это делает рассматриваемую тему чрезвычайно актуальной в наши дни. Поэтому в первой части работы обозначены общие проблемы, равно стоящие как перед Западной, так и перед Восточной Церковью, а вторая часть посвящена особенностям развития этих проблем именно в границах Русской Православной Церкви и возникающим в связи с этим деформациям, в ходе которых складываются контуры протестантизации Русской Церкви.

Читайте также:  Белая глина для перелома

Э.Фромм считал, что с XVI в. не было иного периода, который бы так походил на нынешнее время, как Реформация, по целому ряду параметров. Причем в наше время это сходство только усиливается, так как возникают новые совпадения и, прежде всего, Интернет. Протестантизм это конфессия постоянного обновления, а сегодняшняя цифровая цивилизация настроена на постоянное обновление, обновление, которое становится смыслом и содержанием цивилизации, то есть процесс становится целью. В связи с этим становится очевидным, что для Католицизма и, в особенности, для Православия нынешнее время становится одним из самых тяжелых испытаний со времен первохристианских гонений. Тяжелых хотя бы потому, что противником этих Церквей являются не отдельные люди или политические силы, а эпоха, время. Цивилизационные изменения уже вызвали к жизни бурный рост неопротестантских религиозных течений. Кардинал Курт Кох, председатель Папского совета содействия христианскому единству, говорит о «большом росте евангельских и пятидесятнических движений», которые сегодня количественно уже вторые после Католической Церкви в мире и считает, что пришло время выделить четвертый тип христианства: «Мы вынуждены говорить сегодня о «пентекостолизации» христианства или о четвертом типе христианства: католики, православные, протестанты и пятидесятники. Это является серьезным вызовом для будущего» (примечательно, что подобного рода процессы происходят и в Исламе).

Чем это грозит Православной Церкви в целом и Русской Православной Церкви в частности? Кьеркьегор в своих «Дневниках» пишет, что протестантизм не имеет смысла сам по себе, без диалектической оппозиции католицизму. Это означает, что процессы протестантизации, идущие в Церкви, неизбежно создадут внутренний конфликт между «новыми протестантами» (назовем их так) и православными верующими, конфликт, который чреват самыми непредсказуемыми последствиями. Протестантизация неизбежно приведет к деформации и разрушению монашества, то есть того духовного ориентира, без которого немыслимо Православие. Кроме того, указанная протестантизация потребует от Православной Церкви безусловного отказа от всемирности, от кафоличности. Согласно Новалису, европейские границы есть порождение Реформации, то есть возникли тогда, когда «религия без всякого почтения была загнана внутрь государственных границ».

Для того, чтобы работа не превратилась в череду аналитических констатаций, ее итогом становится ряд предложений, которые, на наш взгляд, могли бы ослабить или отвести некоторые угрозы. Это не означает, что действуя только так, как предложено, можно изменить ситуацию. Изменить ситуацию можно действуя, двигаясь вперед, ибо прекращение наступления ведет сначала к остановке, а затем к поражению. А детали можно обсуждать. Но нельзя игнорировать те очевидные факты, о которых говорится в монографии. Христианская Церковь находится сегодня на переломе, испытывая сильнейшее «испытание миром», а Русская Церковь находится перед вызовом Протестантизма. Последний может привести, в лучшем случае, к серьезным потрясениям, к потере ее духовной, нравственной, социальной роли, а в худшем расколоть. Произойдет ли это? Во многом все зависит о того, согласятся с этим христиане или нет.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.
ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ВЫЗОВОМ СОВРЕМЕННОСТИ.
Личность и сеть.
Сложность и упрощение.
Вертикали и горизонтали.
Единство и атомизация.
Закон и благодать.
Свобода и рабство.
Книга и айпад.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕД ВЫЗОВОМ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Проблема выбора
Сходство процессов
Кризис богословия
Рождение «посредников»
«Симфония» и конфликт
Десакрализация
Деканонизация
ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Образ человека
Реальная миссия
Выбор лучшего из возможного
Отказ как приобретение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Источник

Г. Э. Щеглов

Содержание

К читателю

Список сокращений

Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899)
1.1. Детство и годы учебы
1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды
1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности
1.4. Магистерская диссертация
1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси
1.6. «Народная Академия»
Глава 2. На вершине творчества (1900–1907)
2.1. Большие замыслы и новые горизонты
2.2. Доктор церковной истории
2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи
2.4. Предсоборное Присутствие
Глава 3. Служба (1908–1914)
3.1. Особые поручения
3.2. В Учебном комитете
3.3. К вопросу о кодификации церковных законов
3.4. В духовных семинариях
3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры
Глава 4. Великий перелом (1914–1924)
4.1. Война. Утраты
4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору
4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов
4.4. Делегация Высшего церковного управления
4.5. Архивы Высшего церковного управления
Послесловие
Библиография. Источники
1. Опубликованные
1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича
Издания под редакцией С.Г. Рункевича
Готовились к печати (в 1914 г.)
Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии»
1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича
1.3. Делопроизводственная документация
2. Архивные материалы
3. Фотоматериалы
Литература
Приложение
Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями
Под редакцией С.Г. Рункевича
 

Читайте также:  Перелом лобной пазухи последствия

Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–начало XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь. Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.

Для специалистов-историков и всех интересующихся отечественной церковной историей.

К читателю

Настоящая книга посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого конца XIX – начала XX века Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). К сожалению, имя его до недавнего времени относилось к числу забытых, известных лишь ограниченному кругу специалистов, между тем как научно-литературное наследие, служебная деятельность и личность С.Г. Рункевича весьма замечательны во многих отношениях.

Прежде всего, он представляет интерес как выдающийся церковный деятель того времени, когда Русская Православная Церковь находилась на одном из труднейших этапов ее бытия. Это глубокая и сложная фигура, изучение жизни которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–начало XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь.

Сын сельского священника, С.Г. Рункевич получил классическое для выходцев из духовного сословия духовное образование – училище, семинария, академия. Благодаря своей даровитости и трудолюбию, он уже студентом обратил на себя внимание, и после окончания духовной академии был приглашен сотрудником в архив Святейшего Синода. Со временем Рункевич вырос в крупного ученого, получив в достаточно еще молодом возрасте степень доктора церковной истории. В служебном отношении он занимал перед революцией 1917 года должность помощника управляющего Синодальной канцелярией, дослужившись до чина действительного статского советника. С именем С.Г. Рункевича связаны такие известные исследования, как «История Минской архиепископии (1793–1832)» (1893); «Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов», т. I (1897) и т. II (1907); «Петербургская приходская благотворительность» (1900); «Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода» (1900); «Русская церковь в XIX веке» (1901); «О добродетелях и подвигах по творениям святого Василия Великого» (1906); «Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим» (1906); «Александро-Невская лавра (1713–1913)» (1913); «Великая отечественная война и церковная жизнь. Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914–1915 гг.» (1916) и др. Помимо отдельных книг С.Г. Рункевичем было опубликовано множество очерков, статей, заметок, рецензий, помещенных в «Церковном Вестнике», «Христианском Чтении», «Страннике», «Историческом Вестнике», «Церковных Ведомостях», «Новом Времени» и других периодических изданиях. Все литературное наследие ученого измеряется сотнями наименований, более сорока из которых вышло отдельными изданиями.

Большой интерес представляет не только сама личность С.Г. Рункевича, но и время, в которое ему выпало жить и трудиться. Бесспорно, это любопытнейший и вместе с тем один из наиболее трагических периодов русской истории. Историки пристально всматриваются в это время, пытаясь уловить и осмыслить причины, так круто и бескомпромиссно повернувшие в 1917 году русскую историю. Это время, невероятно динамичное, было вместе с тем временем крайне противоречивым. С одной стороны, Российское государство переживало необычайный подъем буквально во всех сферах жизни, с другой – скатывалось к неминуемой катастрофе. «Как?» и «Почему?» – вот вопросы, неотступно возникающие буквально на каждом шагу, когда соприкасаешься с этим временем.

Вместе с тем названное время представляет один из самых динамичных и оживленных периодов в жизни Русской Православной Церкви. Именно на конец XIX и первые десятилетия XX столетия приходится заметное оживление церковного самосознания. В то же время в связи с социальными катаклизмами резко обнажились и проблемы церковной жизни, для разрешения которых возникла неотложная потребность реформ, и в связи с этим встал вопрос о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви. Важнейшими вехами на пути к церковным реформам стали Предсоборное Присутствие 1906 года, учрежденное в 1912 году Предсоборное Совещание, Предсоборный Совет и, наконец, сам Поместный Собор 1917–1918 годов – главное событие церковной жизни той эпохи. Ко всем этим эпохальным событиям был непосредственно причастен С.Г. Рункевич. В 1906 году он состоял делопроизводителем III отдела Предсоборного Присутствия, занимавшегося вопросами преобразования церковного суда. С 1912 года был членом-делопроизводителем Предсоборного Совещания, а с июня 1917 года – членом Предсоборного Совета.

Читайте также:  Перелом челюсти харьков

Совершенно особый период жизни С.Г. Рункевича представляют 1917–1923 годы – время его деятельности в Москве. В 1917–1918 годах Рункевич принимает участие в работе Поместного Всероссийского Собора в качестве члена Собора и председателя его Редакционного отдела. В то же время он участвует в работе специальной делегации Высшего церковного управления, образованной для защиты перед советским правительством имущественных и иных прав Церкви, пораженных после объявления Декрета об отделении Церкви от государства. На фоне ряда неудачных попыток делегации построить конструктивный диалог с новой властью и защитить имущественные права Церкви, особое значение приобретает единственный вопрос, нашедший сочувствие в советском правительстве. Это вопрос об охране церковных библиотек и архивов, оказавшихся в годы революции в бедственном, катастрофическом положении. Решением именно этого вопроса и занимался С.Г. Рункевич, сыграв исключительную роль в проблеме охраны церковных архивов. Ему же принадлежит и выдающаяся заслуга охраны и приведения в порядок соборного и других архивов Высшего церковного управления, оставшихся на его единоличном попечении после прекращения деятельности Поместного Собора.

Посмертная безвестность С.Г. Рункевича была вполне закономерной для того времени. В хаосе, вызванном революционным разломом русской истории, память о нем быстро затерлась, и это было немудрено, когда среди бурлящего моря гражданской смуты, в водовороте тех страшных событий гинули миллионы. В годы развернувшихся гонений на Церковь, когда планомерно и систематично разрушались духовные и культурные ценности, на грани гибели оказалась и церковная наука. В скорбях и лишениях один за другим уходили из жизни ее представители. О тех, кто остался в России, вскоре забывали. Да и удивительно ли это, когда само существование церковной организации стояло под вопросом.

Так случилось со многими, и казалось, история навсегда потеряла их из виду. Однако след, оставленный такими людьми, как С.Г. Рункевич, не может затеряться во времени, такие люди свидетельствуют о себе и после смерти. Их образы, их дела проступают сквозь завесу времени, только нужно пристальней вглядеться в их лица. Нельзя сказать, что это легко, ведь сегодня приходится среди развалин и обломков прошлого отыскивать осколки разбитого образа, восстанавливая целостную картину жизни человека, его деятельности, интересов, взглядов. Именно такую попытку и представляет предлагаемое вниманию читателя исследование.

К сожалению, до настоящего времени сколько-нибудь серьезной реконструкции жизни и деятельности ученого не предпринималось. Биографические очерки, помещенные в биографическом словаре Н.И. Афанасьева «Современники»1 и юбилейном издании «Пятидесятилетие высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода 1865–1915»2, да небольшая заметка в «Энциклопедии» Брокгауза и Ефрона исчерпывают информацию о С.Г. Рункевиче. Это весь круг сведений о блестящем историке, мыслителе и церковном деятеле.

В основу настоящего исследования положены материалы, почерпнутые главным образом из фондов различных библиотек и архивов.

***

Автор выражает искреннюю благодарность за оказанную поддержку во время работы над книгой профессору Валентине Анатольевне Тепловой (Минск), Александру Викторовичу Артюховичу (Минск), Владимиру Егоровичу Самохину (Москва), священнику Александру Ионову (Москва) и всем, кто в какой-либо мере оказал содействие или поддержку в написании настоящего исследования.

Список сокращений

Архив РАН (СПб.) – Архив Российской академии наук (С.-Петербург).

ВЦУ – Высшее церковное управление.

ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации (Москва).

ГУАД – Главное управление архивным делом.

ЕВ – Епархиальные Ведомости.

ЕГАФ – Единый государственный архивный фонд.

ИВ – Исторический Вестник.

ИИМК РАН – Институт истории материальной культуры Российской академии наук (С.-Петербург).

КА – Красный архив.

НИАБ – Национальный исторический архив Беларуси.

НИОР РГБ – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва).

ОР РНБ – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (С.-Петербург).

ПБЭ – Православная Богословская Энциклопедия.

РГИА – Российский государственный исторический архив (С.Петербург).

ХЧ – Христианское чтение.

ЦВ – Церковный Вестник.

Ц Вед – Церковные Ведомости.

ЦГАК СПб. – Центральный государственный архив кинофотофонодокументов С.-Петербурга.

ЦГАЛИ СПб. – Центральный государственный архив литературы и искусства С.-Петербурга.

ЦГИА СПб. – Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга.

Источник: Минская Духовная Академия им. Святителя Кирилла Туровского. Минская Духовная Семинария им. Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Г.Э. Щеглов. Степан Григорьевич Рункевич (1867—1924) : Жизнь и служение на переломе эпох. Минск «врата» 2008. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Источник