Церковь на переломе

После трех лет работы вышла новая монография Вашего покорного слуги: «Церковь на переломе. Русская Православная Церковь перед вызовом Протестантизма». М., 2015. 143 с.
Мировой кризис создает ряд глобальных, очень масштабных и непредсказуемых по последствиям секулярных вызовов христианскому миру в целом и Русской Православной Церкви в частности. Эти вызовы чреваты возникновением серьезных социокультурных проблем, решение которых потребует (и уже требует) серьезных усилий, в том числе и миссионерских, поскольку современная ситуация в сфере развития социума и сопряженных с ним информационных технологий является во многом уникальной и не имеющей аналогов. Все это делает рассматриваемую тему чрезвычайно актуальной в наши дни. Поэтому в первой части работы обозначены общие проблемы, равно стоящие как перед Западной, так и перед Восточной Церковью, а вторая часть посвящена особенностям развития этих проблем именно в границах Русской Православной Церкви и возникающим в связи с этим деформациям, в ходе которых складываются контуры протестантизации Русской Церкви.
Э.Фромм считал, что с XVI в. не было иного периода, который бы так походил на нынешнее время, как Реформация, по целому ряду параметров. Причем в наше время это сходство только усиливается, так как возникают новые совпадения и, прежде всего, Интернет. Протестантизм это конфессия постоянного обновления, а сегодняшняя цифровая цивилизация настроена на постоянное обновление, обновление, которое становится смыслом и содержанием цивилизации, то есть процесс становится целью. В связи с этим становится очевидным, что для Католицизма и, в особенности, для Православия нынешнее время становится одним из самых тяжелых испытаний со времен первохристианских гонений. Тяжелых хотя бы потому, что противником этих Церквей являются не отдельные люди или политические силы, а эпоха, время. Цивилизационные изменения уже вызвали к жизни бурный рост неопротестантских религиозных течений. Кардинал Курт Кох, председатель Папского совета содействия христианскому единству, говорит о «большом росте евангельских и пятидесятнических движений», которые сегодня количественно уже вторые после Католической Церкви в мире и считает, что пришло время выделить четвертый тип христианства: «Мы вынуждены говорить сегодня о «пентекостолизации» христианства или о четвертом типе христианства: католики, православные, протестанты и пятидесятники. Это является серьезным вызовом для будущего» (примечательно, что подобного рода процессы происходят и в Исламе).
Чем это грозит Православной Церкви в целом и Русской Православной Церкви в частности? Кьеркьегор в своих «Дневниках» пишет, что протестантизм не имеет смысла сам по себе, без диалектической оппозиции католицизму. Это означает, что процессы протестантизации, идущие в Церкви, неизбежно создадут внутренний конфликт между «новыми протестантами» (назовем их так) и православными верующими, конфликт, который чреват самыми непредсказуемыми последствиями. Протестантизация неизбежно приведет к деформации и разрушению монашества, то есть того духовного ориентира, без которого немыслимо Православие. Кроме того, указанная протестантизация потребует от Православной Церкви безусловного отказа от всемирности, от кафоличности. Согласно Новалису, европейские границы есть порождение Реформации, то есть возникли тогда, когда «религия без всякого почтения была загнана внутрь государственных границ».
Для того, чтобы работа не превратилась в череду аналитических констатаций, ее итогом становится ряд предложений, которые, на наш взгляд, могли бы ослабить или отвести некоторые угрозы. Это не означает, что действуя только так, как предложено, можно изменить ситуацию. Изменить ситуацию можно действуя, двигаясь вперед, ибо прекращение наступления ведет сначала к остановке, а затем к поражению. А детали можно обсуждать. Но нельзя игнорировать те очевидные факты, о которых говорится в монографии. Христианская Церковь находится сегодня на переломе, испытывая сильнейшее «испытание миром», а Русская Церковь находится перед вызовом Протестантизма. Последний может привести, в лучшем случае, к серьезным потрясениям, к потере ее духовной, нравственной, социальной роли, а в худшем расколоть. Произойдет ли это? Во многом все зависит о того, согласятся с этим христиане или нет.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.
ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ВЫЗОВОМ СОВРЕМЕННОСТИ.
Личность и сеть.
Сложность и упрощение.
Вертикали и горизонтали.
Единство и атомизация.
Закон и благодать.
Свобода и рабство.
Книга и айпад.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕД ВЫЗОВОМ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Проблема выбора
Сходство процессов
Кризис богословия
Рождение «посредников»
«Симфония» и конфликт
Десакрализация
Деканонизация
ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Образ человека
Реальная миссия
Выбор лучшего из возможного
Отказ как приобретение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник
April 8th, 2015, 12:26 pm
ЦЕРКОВЬ НА ПЕРЕЛОМЕ
Оригинал взят у boris_yakemenko в ЦЕРКОВЬ НА ПЕРЕЛОМЕ
После трех лет работы вышла новая монография Вашего покорного слуги: «Церковь на переломе. Русская Православная Церковь перед вызовом Протестантизма». М., 2015. 143 с.
Мировой кризис создает ряд глобальных, очень масштабных и непредсказуемых по последствиям секулярных вызовов христианскому миру в целом и Русской Православной Церкви в частности. Эти вызовы чреваты возникновением серьезных социокультурных проблем, решение которых потребует (и уже требует) серьезных усилий, в том числе и миссионерских, поскольку современная ситуация в сфере развития социума и сопряженных с ним информационных технологий является во многом уникальной и не имеющей аналогов. Все это делает рассматриваемую тему чрезвычайно актуальной в наши дни. Поэтому в первой части работы обозначены общие проблемы, равно стоящие как перед Западной, так и перед Восточной Церковью, а вторая часть посвящена особенностям развития этих проблем именно в границах Русской Православной Церкви и возникающим в связи с этим деформациям, в ходе которых складываются контуры протестантизации Русской Церкви.
Э.Фромм считал, что с XVI в. не было иного периода, который бы так походил на нынешнее время, как Реформация, по целому ряду параметров. Причем в наше время это сходство только усиливается, так как возникают новые совпадения и, прежде всего, Интернет. Протестантизм это конфессия постоянного обновления, а сегодняшняя цифровая цивилизация настроена на постоянное обновление, обновление, которое становится смыслом и содержанием цивилизации, то есть процесс становится целью. В связи с этим становится очевидным, что для Католицизма и, в особенности, для Православия нынешнее время становится одним из самых тяжелых испытаний со времен первохристианских гонений. Тяжелых хотя бы потому, что противником этих Церквей являются не отдельные люди или политические силы, а эпоха, время. Цивилизационные изменения уже вызвали к жизни бурный рост неопротестантских религиозных течений. Кардинал Курт Кох, председатель Папского совета содействия христианскому единству, говорит о «большом росте евангельских и пятидесятнических движений», которые сегодня количественно уже вторые после Католической Церкви в мире и считает, что пришло время выделить четвертый тип христианства: «Мы вынуждены говорить сегодня о «пентекостолизации» христианства или о четвертом типе христианства: католики, православные, протестанты и пятидесятники. Это является серьезным вызовом для будущего» (примечательно, что подобного рода процессы происходят и в Исламе).
Чем это грозит Православной Церкви в целом и Русской Православной Церкви в частности? Кьеркьегор в своих «Дневниках» пишет, что протестантизм не имеет смысла сам по себе, без диалектической оппозиции католицизму. Это означает, что процессы протестантизации, идущие в Церкви, неизбежно создадут внутренний конфликт между «новыми протестантами» (назовем их так) и православными верующими, конфликт, который чреват самыми непредсказуемыми последствиями. Протестантизация неизбежно приведет к деформации и разрушению монашества, то есть того духовного ориентира, без которого немыслимо Православие. Кроме того, указанная протестантизация потребует от Православной Церкви безусловного отказа от всемирности, от кафоличности. Согласно Новалису, европейские границы есть порождение Реформации, то есть возникли тогда, когда «религия без всякого почтения была загнана внутрь государственных границ».
Для того, чтобы работа не превратилась в череду аналитических констатаций, ее итогом становится ряд предложений, которые, на наш взгляд, могли бы ослабить или отвести некоторые угрозы. Это не означает, что действуя только так, как предложено, можно изменить ситуацию. Изменить ситуацию можно действуя, двигаясь вперед, ибо прекращение наступления ведет сначала к остановке, а затем к поражению. А детали можно обсуждать. Но нельзя игнорировать те очевидные факты, о которых говорится в монографии. Христианская Церковь находится сегодня на переломе, испытывая сильнейшее «испытание миром», а Русская Церковь находится перед вызовом Протестантизма. Последний может привести, в лучшем случае, к серьезным потрясениям, к потере ее духовной, нравственной, социальной роли, а в худшем расколоть. Произойдет ли это? Во многом все зависит о того, согласятся с этим христиане или нет.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.
ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ВЫЗОВОМ СОВРЕМЕННОСТИ.
Личность и сеть.
Сложность и упрощение.
Вертикали и горизонтали.
Единство и атомизация.
Закон и благодать.
Свобода и рабство.
Книга и айпад.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕД ВЫЗОВОМ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Проблема выбора
Сходство процессов
Кризис богословия
Рождение «посредников»
«Симфония» и конфликт
Десакрализация
Деканонизация
ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Образ человека
Реальная миссия
Выбор лучшего из возможного
Отказ как приобретение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник
К предыдущему посту. Несколько фактов об отношении Сталина к Русской Православной Церкви.
За десять лет при Сталине было открыто 22 000 приходов — это чуть меньше, чем в нынешнее время за двадцать лет… А за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии. Но за этот же период была восстановлена в своих правах патриархия, проведено три(!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых — отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме.
Как свидетельствовали многие, кто работал с ним в годы войны, Сталин иногда говорил: «Бог помогает большевикам», а «Бог не ведет людей неправедных». По свидетельству близких, Сталин был человеком верующим, но в связи с занимаемым им постом не афишировал этого. Еще в 1933 году в указании направленном Сталиным Менжинскому он пишет: «Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества».
По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:
1) Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.
2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за N13666 – 2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК – ОГПУ – НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, – отменить.
3) НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.
4) Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.
Секретарь ЦК И.Сталин
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N98 ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК ОТ 11.11.1939г.
Решение от 11 ноября 1939 года Вопросы религии.
При Сталинском руководстве количество приходов РПЦ постоянно увеличивалось: в августе 1944 года их насчитывалось 8809 штук, а к 1951 году составило 14,5 тыс.; количество монастырей достигло 89.
И слова песни «идет война народная, священная война», обретают второй скрытый смысл. По сути, Сталин объявил священную войну нацизму.
Уже 22 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий совершил молебен о даровании победы русскому воинству и в своей проповеди в тот день призвал православных верующих встать, как один, на защиту Родины, велев разослать эту проповедь-призыв по всем храмам, что еще действовали, и зачитывать ее с амвонов. Защищать страну призвал и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. В апреле 1942 года впервые в крупных городах было разрешено провести пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажжёнными свечами. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство», — писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года.
В начале 1943 года состоялся первый обмен посланиями между Сталиным и патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. А 25 февраля 1943 года митрополит писал Сталину о просьбе принять в дар деньги, собранные на постройку танковой колонны «Дмитрий Донской». В Новосибирске священнослужители и прихожане собрали средства на авиаэскадрилью «За Родину». На средства священника из Ижевска построено две «именных» машины — «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», на средства прихожан Саратова — 6 самолетов «Александр Невский». Сталин просил передать духовенству и верующим благодарность от Красной Армии.
Первая личная встреча Сталина с духовенством произошла в том же время, 1943 году. Вождь спросил о проблемах РПЦ. Сергий сказал, что главная проблема — отсутствие у церкви Патриарха и Священного синода, которые могут быть выбраны по обычаю только Поместным Собором. Сталин поддержал это предложение и предложил помочь транспортом и созвать Собор уже 8 сентября. 12 сентября состоялся Поместный Собор — 3 митрополита, 11 архиепископов, 5 епископов избирали Патриарха Всея Руси, которым стал митрополит Сергий. Сталин сам предложил Сергию открыть духовные академии и училища. Для связи между правительством и Церковью был создан Совет по делам Русской православной Церкви во главе с генералом НКВД Карповым. Только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей. В блокадном Ленинграде проводились регулярные богослужения и духовенство разделяло все тяготы вместе со своей паствой. Из 50 священников, живших в Ленинграде, 20 умерло от голода. Все они читали молитвы за победу над нацистами. Выжившие были награждены правительством медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 году икону Казанской Божией Матери, по личному приказу Сталина, вынесли из храма и пронесли по всем воинским частям, готовившимся к снятию блокады Ленинграда, и она была прорвана. В то время, когда нацисты стояли под Москвой, Вокруг нее была обнесена самолетом Ли-2, пилотируемым личным пилотом И. Сталина, впоследствии маршалом авиации Александром Головановым чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.
Более 50 советских священников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Гонения на Церковь возобновились после смерти Сталина с приходом к власти Хрущева. Начало ему положило партийно-правительственное постановлением от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». С 1948 г. по 1954 г. не разрешили открыть ни одного храма. А с 1959 года начинается массовая хрущевская кампания по закрытию действующих церквей.
Именно Сталин:
— ЗАПРЕТИЛ ликвидацию Церквей и молитвенных собраний
— ЗАПРЕТИЛ «религиозные» аресты
— ОТМЕНИЛ указ Ленина «о борьбе с попами и религией»
— ВЫДЕЛИЛ колоссальные средства на восстановление Церквей
— ВОССТАНОВИЛ ПАТРИАРХАТ
— приказал основать Православную газету
— санкционировал открытие богословских курсов в Новодевичьем монастыре
— вернул Церкви Троице-Сергиеву Лавру в Загорске, в которой вскоре начала работу Духовная Академия
— спас Русскую Православную Церковь от её полного уничтожения.
РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В. СТАЛИНЕ В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3.
Источники: https://www.greatstalin.ru/belief.aspx https://www.from-ua.com/voice/547a07f7d3372.html https://www.greatstalin.ru/articlesbelief.aspx?xdoc=n2VcdYfV2KI%2fBAdQTo1mXw%3d%3d
Читать полностью:https://yablor.ru/blogs/cerkov-i-stalin/4072311
Источник