April 8th, 2015, 12:26 pm

ЦЕРКОВЬ НА ПЕРЕЛОМЕ

Оригинал взят у boris_yakemenko в ЦЕРКОВЬ НА ПЕРЕЛОМЕ

После трех лет работы вышла новая монография Вашего покорного слуги: «Церковь на переломе. Русская Православная Церковь перед вызовом Протестантизма». М., 2015. 143 с.

Читайте также:  Симптомы перелома руки ладони

Мировой кризис создает ряд глобальных, очень масштабных и непредсказуемых по последствиям секулярных вызовов христианскому миру в целом и Русской Православной Церкви в частности. Эти вызовы чреваты возникновением серьезных социокультурных проблем, решение которых потребует (и уже требует) серьезных усилий, в том числе и миссионерских, поскольку современная ситуация в сфере развития социума и сопряженных с ним информационных технологий является во многом уникальной и не имеющей аналогов. Все это делает рассматриваемую тему чрезвычайно актуальной в наши дни. Поэтому в первой части работы обозначены общие проблемы, равно стоящие как перед Западной, так и перед Восточной Церковью, а вторая часть посвящена особенностям развития этих проблем именно в границах Русской Православной Церкви и возникающим в связи с этим деформациям, в ходе которых складываются контуры протестантизации Русской Церкви.

Э.Фромм считал, что с XVI в. не было иного периода, который бы так походил на нынешнее время, как Реформация, по целому ряду параметров. Причем в наше время это сходство только усиливается, так как возникают новые совпадения и, прежде всего, Интернет. Протестантизм это конфессия постоянного обновления, а сегодняшняя цифровая цивилизация настроена на постоянное обновление, обновление, которое становится смыслом и содержанием цивилизации, то есть процесс становится целью. В связи с этим становится очевидным, что для Католицизма и, в особенности, для Православия нынешнее время становится одним из самых тяжелых испытаний со времен первохристианских гонений. Тяжелых хотя бы потому, что противником этих Церквей являются не отдельные люди или политические силы, а эпоха, время. Цивилизационные изменения уже вызвали к жизни бурный рост неопротестантских религиозных течений. Кардинал Курт Кох, председатель Папского совета содействия христианскому единству, говорит о «большом росте евангельских и пятидесятнических движений», которые сегодня количественно уже вторые после Католической Церкви в мире и считает, что пришло время выделить четвертый тип христианства: «Мы вынуждены говорить сегодня о «пентекостолизации» христианства или о четвертом типе христианства: католики, православные, протестанты и пятидесятники. Это является серьезным вызовом для будущего» (примечательно, что подобного рода процессы происходят и в Исламе).

Чем это грозит Православной Церкви в целом и Русской Православной Церкви в частности? Кьеркьегор в своих «Дневниках» пишет, что протестантизм не имеет смысла сам по себе, без диалектической оппозиции католицизму. Это означает, что процессы протестантизации, идущие в Церкви, неизбежно создадут внутренний конфликт между «новыми протестантами» (назовем их так) и православными верующими, конфликт, который чреват самыми непредсказуемыми последствиями. Протестантизация неизбежно приведет к деформации и разрушению монашества, то есть того духовного ориентира, без которого немыслимо Православие. Кроме того, указанная протестантизация потребует от Православной Церкви безусловного отказа от всемирности, от кафоличности. Согласно Новалису, европейские границы есть порождение Реформации, то есть возникли тогда, когда «религия без всякого почтения была загнана внутрь государственных границ».

Для того, чтобы работа не превратилась в череду аналитических констатаций, ее итогом становится ряд предложений, которые, на наш взгляд, могли бы ослабить или отвести некоторые угрозы. Это не означает, что действуя только так, как предложено, можно изменить ситуацию. Изменить ситуацию можно действуя, двигаясь вперед, ибо прекращение наступления ведет сначала к остановке, а затем к поражению. А детали можно обсуждать. Но нельзя игнорировать те очевидные факты, о которых говорится в монографии. Христианская Церковь находится сегодня на переломе, испытывая сильнейшее «испытание миром», а Русская Церковь находится перед вызовом Протестантизма. Последний может привести, в лучшем случае, к серьезным потрясениям, к потере ее духовной, нравственной, социальной роли, а в худшем расколоть. Произойдет ли это? Во многом все зависит о того, согласятся с этим христиане или нет.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.
ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ВЫЗОВОМ СОВРЕМЕННОСТИ.
Личность и сеть.
Сложность и упрощение.
Вертикали и горизонтали.
Единство и атомизация.
Закон и благодать.
Свобода и рабство.
Книга и айпад.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕД ВЫЗОВОМ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Проблема выбора
Сходство процессов
Кризис богословия
Рождение «посредников»
«Симфония» и конфликт
Десакрализация
Деканонизация
ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Образ человека
Реальная миссия
Выбор лучшего из возможного
Отказ как приобретение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ