Беседа первая помощь при переломах

Беседа первая помощь при переломах thumbnail

Внеклассное мероприятие «Доврачебная помощь при при переломах»

Цель: Формирование знаний по оказанию первой медицинской помощи при переломах. 
Задачи: 
1.Образовательные – формирование умений накладывать повязки, жгут. 
2.Коррекционно- развивающие- через практическую деятельность развивать мышление, память, мелкую моторику; развивать умение ориентироваться в экс-тремальных ситуациях.
3.Воспитательные
— Воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности; формировать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийная презентация, шины, жгут, аптечка первой медицинской помощи, манекен, бинты, памятка вызова скорой помощи.

Ход мероприятия

Учитель: Все мы живем и радуемся жизни, не задумываясь, что с кем-то сейчас возможно происходит несчастный случай и вряд ли кто- то из вас подумает, что это может произойти с любым из нас. Но чтобы не случилось, в любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.
Ребята, мало кто знает, как правильно оказывать первую медицинскую помощь. А когда несчастье уже произошло, многие нередко теряются, совершают ошибки, упускают драгоценное время. Важно, чтобы каждый человек, в том числе и школьник, знал основные правила оказания первой медицинской помощи.
Сегодня мы будем учиться оказывать первую медицинскую помощи в тех ситуациях, которые могут произойти в жизни: при переломах.
Основы доврачебной помощи

Обездвиживание достигается при помощи наложения медицинских шин или тех, которые сделаны из материалов, имеющихся под рукой. В качестве подобных средств допустимо использовать что-либо прямое и прочное, как, например, палка, трость или лыжи. Также для этого подойдут небольшие доски или фанера.

Шины следует накладывать не только на наружную, но и на внутреннюю плоскость поврежденной конечности. Важно, чтобы они обеспечивали полную иммобилизацию двух суставов, которые прилегают к области перелома.

hello_html_m1b294e89.jpg

В случае наложения шин на голую поверхность их следует:

  • обложить при помощи ваты или других мягких материалов;

  • закрепить, используя бинт, полотенце, тонкий шарф или ремень. Они не должны болтаться, важно прикрепить их очень крепко и надежно.

Тем, кто столкнулся с открытым переломом в первую очередь при помощи жгута необходимо остановить кровотечение, после чего к ране прикладывают повязку. Обязательной является не только дезинфекция раны при помощи йода, зеленки и даже спирта, но также и наложение давящей повязки или жгута. Это даст возможность избежать потери крови, последствия которой могут быть не менее серьезными, чем в результате открытого перелома.

Затем пострадавшему необходимо принять обезболивающий препарат (анальгин, темпалгин) и обеспечить обездвиженность конечности или участка тела. Если же при беглом осмотре невозможно отличить вывихи или ушибы от переломов костей, тогда помощь следует оказывать так же, как и при переломе.

Неправильно будет предпринимать самостоятельные попытки по исправлению положения кости, которая подверглась повреждению. Тем более запрещается вправлять в само ранение торчащие обломки костей. Только профессионалы знают, как сделать это правильно и с минимальным вредом для пострадавшего.

Первая помощь при переломе плеча и предплечья

Если повреждены кости предплечья, значит, конечность в локтевом суставе следует согнуть под углом в 90 градусов и прижать ладонью к туловищу. Шину необходимо взять такой протяженности, чтобы любой из её концов обхватывал пальцы руки, а следующий достигал локтевого сустава. В представленном положении шину нужно закрепить с помощью бинта, а конечность подвесить либо на самодельной повязке.

При переломе плечевой кости область предплечья нужно будет согнуть также под углом в 90 градусов в локтевом суставе.

К поврежденной кости плеча прикладывают две шины:

  • первую с наружной плоскости плеча;

  • вторую — от впадины подмышкой до сустава в области локтя.

После этого каждую из шин сначала по отдельности прибинтовывают к плечу, а затем соединяют вместе. Согнутое таким образом предплечье следует подвесить на широкий ремень или косынку. Если же специальная шина или другие аналогичные средства отсутствуют, тогда согнутую в области локтя конечность рекомендуется подвесить на косынке или ремне и только после этого прибинтовать к туловищу.

Человека перевозят строго в сидячем положении таким образом, чтобы не было никакого воздействия на конечность. Это же актуально для перелома ключицы и лопатки. Так, если сломана ключица, то во впадину подмышкой с той стороны, которая травмирована, следует подложить ком ваты. Далее плечо крепко прибинтовывают к туловищу. Если же говорить о предплечье, то его правильнее всего будет подвесить на одной косынке, с помощью привязывают конечность также к туловищу

Первая помощь при переломе бедра, голени и костей таза

Чтобы наложить повязку из шин в случае перелома бедра нужно располагать не менее чем двумя большими шинами. Первую из них прикладывают к наружной плоскости ноги, при этом один из её концов должен быть расположен под мышкой. Второй же – слегка выступать за область стопы. Важно, чтобы вторую шину наложили строго по внутренней плоскости ноги так, чтобы один её конец доходил до промежности, другой же выступал за саму стопу. В подобном положении шины нужно прибинтовать к туловищу.

Когда специальные шины или аналогичные средства отсутствуют, травмированную конечность нужно прибинтовать к не поврежденной ноге. В случае перелома голени первую доврачебную помощь оказывают таким же образом, как и при получении травмы бедра.

Для переломов костей таза характерно то, что при этом повреждаются внутренние органы, а потому вероятны кровотечения и шок. Следует придать костям таза пострадавшего такое положение, при котором будет формироваться минимум болезненных ощущений.

Чаще всего это:

  • в горизонтальном положении на спине с валиком под ногами;

  • бедра должны быть немного разведены в разные стороны.

Валик может быть сделан из подушки, верхней или теплой одежды, а также любого другого достаточно мягкого материала. Перевозка пострадавшего осуществляется лишь на твердом щитке или доске. Правильнее всего будет перед этим провести различные противошоковые мероприятия, например, снятие болей или остановку кровотечения.

Читайте также:  Рентген снимок перелома без смещения


Учитель:
 После оказания вами первой помощи нужно обязательно позвонить по телефону … «03». И сейчас мы посмотрим, сможете ли вы в экстремальной ситуации вызвать скорую помощь. Игра «Примите вызов»
Ученик подходит, вытягивает одно из заданий напечатанное на листке бумаги со случившейся ситуацией, набирает номер «03», по которому должен сообщить о случившемся. (Нужно назвать: свою фамилию, адрес, где сейчас находится по-страдавший, что случилось). 
(Выдается образец алгоритма вызова скорой помощи).Игра «Собери аптечку»
Здесь вы узнаете, какие необходимые предметы и лекарства по оказанию первой медицинской помощи должны лежать в домашней аптечке. Для этого участники игры должны за 1 мин. собрать аптечку первой помощи. (возле каждого лекарства и предмета лежит бумажка с надписью действия данного препарата). Участвуют по двое школьников.. Прежде чем выпить лекарство сначала нужно обратить внимание на название, срок годности, инструкцию по применению.Практическая работа. Определение срока годности лекарств.
Ведущий 2: Вы прошли теоретический курс медицины, а сейчас пора узнать, как на практике помочь человеку, с которым случился несчастный случай. Первая помощь при переломе.

( с использованием презентации)

Итоги мероприятия Ведущий 1: Всем спасибо за внимание! Будьте предельно осторожны во всем, внимательны и добры к близким, всегда оказывайте помощь людям, которые в ней нуждаются.

Музыкальная заставка.

Источник

Открытый урок по ОБЖ «Оказание первой помощи при переломах».

Преподаватель- организатор ОБЖ – Смыкова Елена Анатольевна.

Класс: 6 «А».

Урок- комбинированный с практической частью.

Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой помощи при переломах — научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.

Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с правилами оказания первой помощи при переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе; профилактика травматизма в повседневной жизни.

Оборудование: бинты, импровизированные шины, таблица классификации травм и ПМП, рисунок аптечки ПМП, рисунки растяжения, вывиха, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Доброе утро! Ребята сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Первая помощь». Давайте еще раз вспомним, для чего нам необходимо знать правила оказания первой помощи и пригодится ли вам это в жизни.

Ответы ребят.

Молодцы!

2. Актуализация прежних знаний.

На прошлом уроке мы с вами изучали виды кровотечений и способы оказания первой помощи. Давайте посмотрим как вы усвоили материал. Внимание на экран. На экране задания с видами кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Например: «Девочка играла дома с мячом…, нечаянно разбила окно…, серьезно порезалась осколком…, кровь алая бьёт фонтаном. Ваши действия.»

— Ребята, на столах у вас предметы которые вам могут пригодиться для выполнения заданий. Ознакомьтесь с заданием.

Итак, отвечаем. Кто готов?

Ответы на задания. Молодцы!

— К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь. Внимание на экран. Человек лежит без сознания. Какую помощь мы можем оказать ему?

Ответы ребят.

А как вы будете проверять пульс?

Ответы ребят.

Найдем пульс у себя. Найдем пульс у соседа. Все нормально? Все бодры. Продолжаем.

3. Новая тема.

Сегодня мы с вами продолжим изучать способы оказания первой помощи. Фрагмент мультфильма “Ну, погоди”.

Кто же ответит какая у нас сегодня тема урока?

Тема нашего урока: Первая помощь при переломах.

Ответьте на вопрос: в каких ситуациях можно получить такие травмы?

Ответы детей: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…

Учитель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу, при посещения музея…

Как же нужно помочь пострадавшему в таких случаях? (ответы учащихся).

На экране презентация «Переломы. Что такое открытые и закрытые переломы и как оказывать первую помощь при них?»

Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.

Симптомы при переломах:

  • сильная боль,

  • деформация конечности,

  • кровоизлияние,

  • нарушение опороспособности.

Любой перелом опасен осложнениями!

Первая помощь при переломах:

Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.

И мы с вами сегодня познакомимся с новым медицинским словом: «Иммобилизация». Прошу не путать это слово с мобилизация или эвакуация.

Иммобилизация- это метод создания неподвижности с целью обеспечения покоя пораженному участку тела при повреждениях и заболеваниях, особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата. Без надежной иммобилизации невозможна транспортировка пострадавшего. Отсутствие или плохая иммобилизация при переломах конечностей может привести к вторичному смещению отломков, повреждению близлежащих нервных стволов, крупных сосудов и мышц острыми концами костных отломков.

Различают иммобилизацию временную, или транспортную, и постоянную, или лечебную.

Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью мягких повязок, разнообразных шин заводского изготовления: деревянных, фанерных, проволочных, сетчатых, пластмассовых, пневматических.

Записываем новое слово в свой словарик ОБЖ.

А какие предметы могут заменить шины? Ответы ребят.

Разработаем наш алгоритм действий.

При закрытом переломе:

  • обеспечить неподвижность конечности,

  • обезболить.

При открытом переломе:

  • остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,

  • обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,

  • обезболить,

  • обездвижить.

Читайте также:  Чем убрать отеки при переломе

Направить в лечебное учреждение!

Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!

Для закрепления новой темы посмотрим видеоролик «Оказание первой помощи при переломах».

4. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.

Упражнение АИСТ. У аиста длинные ноги, он стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки и опуститесь на пятки. Сделайте несколько раз.

Упражнение ПТИЦЫ. Птицы хлопают крыльями вверх-вниз, назад-вперед, чтобы летать. Стоя сделайте несколько раз такие же движения руками.

Упражнение ЖИРАФ. Жираф имеет длинную, тонкую шею и может наклонять и вытягивать её, совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз. Стоя повторите шеей движения жирафа.

5. Практическая работа.

Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами переломов, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья и голени. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.Просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – «пострадавшего».

Эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.

Наш класс поделен на группы. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь используя набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).

Практическая работа в группах.

Прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оценивается всем классом.

6. Домашнее задание.

Вместе с родителями прочитайте материал урока на страницах 106-109 учебника. Выберите одного родителя пострадавшим и окажите ему помощь при закрытом переломе руки или ноги. Кроме папы или мамы пострадавшими могут быть кукла или плюшевый мишка. Чтобы не забыть правила повторите свои действия несколько раз.

7. Обобщение.

Итак, мы сегодня на уроке познакомились с вами с переломами. Ответьте на вопрос: какие предметы изображенные на рисунке могут служить шинами при вывихах и переломах? Работа по рисунку “Что лучше приложить к месту перелома”.

8. Подведение итогов.

Рефлексия. На экране недописанные предложения:

Я сегодня узнал….

Мне было интересно… и т.д.

Каждый учащийся выбирает предложение и заканчивает его.

Выставление оценок за урок.

-Спасибо всем за работу.

Источник

Беседа на тему:

«Оказание первой доврачебной помощи»

8 класс

подготовила:

учитель биологии и географии

Мартынова Т.А

Оказание первой доврачебной помощи

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

1. Легкие травмы

1.1. Успокоить пострадавшего. При ушибе – положить холод на место ушиба и наложить тугую повязку. При растяжении (больно совершать движения в суставах) – наложить фиксирующую повязку, положить холод.

1.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

2. Переломы (образуется выступ или впадина)

2.1. Зафиксировать конечность (два сустава, а при переломе левой и бедренной кости – три).

2.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

3. Перелом открытый

3.1.При переломе открытом, относится к нему сначала как к ране, только потом как к перелому — это основа первой доврачебной помощи при травмах.

3.2. Наложить стерильную повязку и зафиксировать конечность.

3.3. Вызвать медицинского работника и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Следует помнить следующие правила оказания помощи при травмах (п. 2 и 3.):

· фиксировать деформированную конечность необходимо в том положении, в котором она находится, чтобы не навредить ещё больше;

· при наложении шины, необходимо проследить за тем, что бы сустав был зафиксирован до и после перелома;

· использовать все возможные в данной ситуации подручные средства;

· перелом фиксируем, не изменяя его положения;

· вправлять ничего не нужно, фиксируем как перелом;

· большая кровопотеря не исключена;

· можно применить холод к месту травмы или перелома, чтобы уменьшить боль; при этом лёд к голому телу не прикладывается, его необходимо обернуть.

· Симптомов перелома или травмы может быть несколько:

· кровь;

· неестественное положение конечности;

· нарушение подвижности конечности;

· боль;

· опухоль;

· оголенная кость в ране при открытом переломе.

В любом случае не зависимо от типа травмы не пытайтесь самостоятельно придать конечности естественное положение.

4. Электротравмы

4.1. Прекратить контакт с источником тока. Отключить ток или, если не удается, отодвинуть пострадавшего от источника тока.

4.2. При отсутствии дыхания и пульса – провести реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).

4.3. Вызвать скорую помощь.

4.4. Реанимацию проводить до прибытия скорой помощи или до появления пульса и самостоятельного дыхания.

5. Ожоги (открытым огнем или горячей жидкостью)

5.1. Ожоги – повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Соответственно различают термические, электрические, химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90-95% всех ожогов.

5.2. Если ожог небольшой обожженный участок подержать под холодной водой и наложить стерильную повязку.

5.3. При сильных ожогах наложить стерильную повязку.

5.4.Для местного лечения ожогов лучше применять многокомпонентные аэрозоли (левовинизоль, олазоль, ливиан, пантенол).

5.5. При тяжелых (обширных) поражениях вызвать скорую помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

6. Помощь при порезах и ушибах

6.1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

Читайте также:  Эффективное восстановление после переломов

6.2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

6.3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от поступающей крови, новую накладывают поверх старой.

6.4. Первая помощь при ушибах — покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке, холодный металлический предмет и др. источники холода). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

6.5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают скорую помощь.

6.6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 — 10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

6.7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

6.8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести 2 — 3 капли 30-процентного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.

7.Обморок

7.1. Обморок – внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при быстро развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5-10 минут и более.

7.2. Признаки. Обморок выражается во внезапно наступающей дурноте, головокружении, слабости и потере сознания, сопровождается побледнением и похолоданием кожных покровов. Дыхание замедленное, поверхностное, слабый и редкий пульс (до 40-50 ударов в минуту).

7.3. Первая помощь. Пострадавшего уложить на спину так, чтобы голова была несколько опущена, а ноги приподняты. Для облегчения дыхания освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Тепло укройте пострадавшего, положите грелку к его ногам. Натрите нашатырным спиртом виски больного и поднесите к носу ватку, смоченную нашатырем, а лицо обрызгайте холодной водой. При затянувшемся обмороке показано искусственное дыхание. После прихода в сознание дайте ему горячий кофе.

8. Кровотечение

8.1. Кровотечением называют излияние крови из поврежденных кровеносных сосудов. Оно является одним из частых и опасных последствий ранений, травм и ожогов. В зависимости от вида поврежденного сосуда различают: артериальное, капиллярное и венозное кровотечения.

8.2. Атериальное кровотечение возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.

Признаки: из раны сильной пульсирующей струей бьет кровь алого цвета.

Первая помощь направлена на остановку кровотечения, которая может быть осуществлена путем придания кровоточащей области приподнятого положения, наложения давящей повязки, максимального сгибания конечности в суставе и сдавливания при этом проходящих в данной области сосудов, пальцевое прижатие, наложение жгута. Прижатие сосуда осуществляется выше раны, в определенных анатомических точках, там, где менее выражена мышечная масса, сосуд проходит поверхностно и может быть прижат к подлежащей кости. Прижимать лучше не одним, а несколькими пальцами одной или обеих рук.

8.3. Венозное кровотечение возникает при повреждении стенок вен.

Признаки: из раны медленной непрерывной струей вытекает темная кровь.

Первая помощь заключается в остановке кровотечения, для чего достаточно придать приподнятое положение конечности, максимально согнуть ее в суставе или наложить давящую повязку. Такое положение придается конечности лишь после наложения давящей повязки. При сильном венозном кровотечении прибегают к прижатию сосуда. Поврежденный сосуд прижимают к кости ниже раны. Этот способ удобен тем, что может быть выполнен немедленно и не требует никаких приспособлений.

8.4. Капилярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров).

Признаки: кровоточит вся раневая поверхность.

Первая помощь заключается в наложении давящей повязки. На кровоточащий участок накладывают бинт (марлю), можно использовать чистый носовой платок или отбеленную ткань.

9 Обморожение

9.1. Признаки обморожения — онемение поврежденной части тела, побледнение, а затем посинение кожи и отечность. Боль вначале не ощущается, но при отогревании обмороженного участка появляется резкая боль.

9.2. При оказании помощи необходимо внести пострадавшего в теплое помещение; водкой или разведенным спиртом необходимо растереть побелевшие места до появления чувствительности кожи, а затем наложить повязку с вазелином. Пострадавшего нужно напоить горячим чаем.

9.3. Если кожа в месте обморожения отекла и приняла красно-синюшный оттенок, растирать его нельзя. Необходимо протереть теми же растворами и наложить сухую стерильную повязку.

9.4. Признаками замерзания являются сонливость, ослабление памяти, исчезновения сознания, расстройство дыхания и сердечной деятельности. Замерзшего следует внести в теплое помещение, растереть и поместить в ванну с температурой воды 30-320С, а после погружения — довести до З4-ЗЗ0. Если пострадавший в сознании, следует дать ему горячую пишу и питье; если он не дышит, следует делать искусственное дыхание.

10. Солнечный и тепловой улар.

2.10.1. При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует усталость, лицо краснеет, а затем покрывается бледностью, повышается температура, наступают судороги, потеря сознания.

10.2. Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание, следует начать делать его искусственно.

11. Утопление.

После извлечения пострадавшего из воды необходимо быстро очистить ему полость рта и вытащить язык, чтобы он не западал в гортань. Став на правое колено, положить пострадавшего вниз лицом на левое бедро, упираясь им в нижнюю часть грудной клетки. В области нижних ребер надавить на спину, чтобы освободить от проглоченной воды. Затем положить пострадавшего на спину, чтобы голова была запрокинута, на твердую поверхность и начать искусственное дыхание способом «изо рта в рот». Вместе с искусственным дыханием осуществляют согревание путем растирания тела.

Источник