Бампер переломы

Бампер переломы thumbnail

^^ggmtjpifa ^©HfftMKg =

УДК 616-001.45

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПЕШЕХОДА ПРИ АВТОТРАВМЕ («БАМПЕР-ПЕРЕЛОМ»)

В.Б. Барканов, В.В. Ермилов, В.В. Сивик, Е.В. Власова, А.А. Кинаш, П.В. Подчайнов

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра судебной медицины, ГБУЗ «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы»

В статье представлены данные о телесных повреждениях пешехода при автотравме («бампер-перелом»). Ключевые слова: автотравма, «бампер-перелом», пешеход. DOI 10.19163/1994-9480-2018-1(65)-53-55

SPECIFIC INJURIES OF A PEDESTRIAN WITH AUTO-TRAUMA (BUMPER-FRACTURE)

V.B. Barkanov, V.V. Ermilov, V.V. Civic, E.V. Vlasova, A.A. Kinash, P.V. Podchaynov

FSEI HE «The Volgograd State Medical University» of Public Health Ministry of the Russian Federation,

Department of Forensic Medicine, SBHI« Volgograd regional Bureau of forensic medical examination»

The article presents data on pedestrian injuries when car trauma («bumper-fracture»). Key words: car trauma, «bumper-fracture», pedestrian.

В последние десятилетия значительно возрос транспортный травматизм. Ежегодно в Волгограде регистрируются сотни случаев смерти в результате столкновения автотранспорта с пешеходом.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение безопасности движения и эксплуатации транспортного средства (ст. 263, 264, 268 УК РФ).

Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности нередко вызывает большие трудности, поскольку они скоротечны и часто происходят при отсутствии свидетелей. Это предъявляет высокие требования к проведению судебно-медицинской экспертизы повреждений, возникших в результате транспортного происшествия. Результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления деталей происшествия.

Все повреждения, образующиеся при разных видах травмы, в зависимости от их диагностической ценности условно принять делить на специфические, характерные и нехарактерные.

К специфическим относятся контактные повреждения, образовавшиеся в месте соприкосновения частей транспорта с телом. В таких повреждениях отображаются форма, рисунок, а иногда и размеры, полностью или частично, определенных частей транспорта.

К характерным относятся такие повреждения, механизм образования которых соответствует механизму и фазам определенного вида травмы.

К нехарактерным относятся все остальные повреждения, не имеющие признаков, описанных в двух предыдущих группах [1].

«Бампер-перелом» — переломы костей голени или бедра с образованием характерного отломка, возникающего при ударе бампером движущейся автомашины [2]. Локализация повреждений от бампера зависит от скорости авто и от того, насколько высоко бампер находился над поверхностью дороги. Как правило, у легковых автомобилей бампер находится относительно невысоко, а потому повреждения локализуются в промежутке между коленным и голеностопным суставами [3]. В ряде случаев переломы костей от удара бампера имеют специфический характер (форма треугольника, основанием которого является место удара бампера, а вершина указывает на направление, в котором двигался бампер — «бампер-перелом»).

В настоящей работе описан случай телесных повреждений пешехода в виде поперечных переломов большеберцовых костей голеней.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Установление причины смерти пешехода при автотравме.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

14 октября 2014 года в Волгоградском городском отделении экспертизы трупов Волгоградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, проводилось судебно-медицинское исследование трупа гр. N. 1935 г.р. Труп был обнаружен на пересечении улицы Армии и улицы Коммунальной в р.п. Городище.

План судебно-медицинского исследования трупа заключался в следующем:

1. Ознакомление с предоставленной документацией.

2. Наружное исследование трупа.

3. Внутреннее исследование трупа по методу Шора в модификации Лютеля.

4. Взятие образцов от исследуемого трупа для дополнительных лабораторных исследований:

— для проведения судебно-гистологического исследования взяты кусочки внутренних органов;

— для проведения судебно-химического исследования взяты кровь и моча на наличие этилового спирта [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основной акцент исследования был направлен на изучение телесных повреждений. Так, у трупа гр. N. имелись множественные ссадины на правой половине лица, неправильно-овальной и полосовидной формы размерами от 0,3 х 0,3 см до 5,0 х 0,3 см красно-коричневого цвета, с западающим подсохшим дном. На передней поверхности правой и левой голеней в нижней трети слева в 21,0 см от подошвенной поверхности стоп и справа в 24,0 см соответственно имеются раны неправильной веретенообразной формы, размерами 8,0 х 10,0 см и 9,5 х 11,0 см соответственно и максимальной глубиной

до 2,0 см в центре. Длинник повреждений расположен на 9 и 3 часа условного циферблата часов. Концы ран острые, края неровные, без осаднений. Между краями ран в области их концов имеются межтканевые перемычки из просвета ран, определяются фрагменты костей голеней (рис. 1, 2).

При отсепаровке мягких тканей левой голени обнаружен фрагментарно-оскольчатый перелом боль-шеберцовой и малоберцовой кости в средней трети, в 21,0 см от подошвенной поверхности стоп со смещением отломков относительно друг друга по оси с крупноочаговыми кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, темно-красного цвета.

При отсепаровке мягких тканей правой голени обнаружен фрагментарно-оскольчатый перелом боль-шеберцовой и малоберцовой кости в средней трети, в 24,0 см от подошвенной поверхности стоп со смещением отломков относительно друг друга по оси с крупноочаговыми кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, темно-красного цвета.

Для медико-криминалистического исследования взят фрагмент правой большеберцовой кости.

При медико-криминалистическом исследовании обнаружено: на фрагменте диафиза правой большеберцовой кости от трупа гр. N. видно повреждение в виде полного

Рис. 1. Перелом правой большеберцовой кости

Рис. 2. Перелом левой большеберцовой кости

Рис. 3. Косо-поперечный перелом правой большеберцовой кости

Рис. 4. Та же кость после репозиции

I^mpfö ©©СаГГГМЩ

поперечного перелома, который образовался в результате сильно воздействия твердого тупого предмета в направлении снаружи внутрь и немного спереди назад (рис. 3-4).

Читайте также:  Как переворачивать с переломом бедра

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смерть гр. N. наступила в результате тупой со-четанной травмы тела, сопровождающейся множественными переломами костей скелета. Учитывая вышеизложенное, механизм образования телесных повреждения представляется следующим образом: первичное ударное воздействие твердого тупого предмета, каковым могли быть выступающие части кузова легкового автомобиля в момент удара бампером («бампер-перелом»), было причинено по передней поверхности голеней при условии нахождения потерпевшего в вертикальном положении с последующим забрасыванием тела на капот и отбрасыванием его на дорожное покрытие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барканов В.Б., Ермилов В.В., Власова Е.В., Сивик В.В., Кинаш А.А. Судебно-медицинская оценка показателей смертности в результате сердечно-сосудистых заболеваний по Волгоградской области за 2011 год по данным ГКУЗ «ВОБСМЭ» // Вестник ВолгГМУ. — 2013. -№ 1. — С. 86-88.

2. Пиголкин Ю.И., Дубровин И.А., Дубровина И.А., и др. Судебная медицина: Лекции. — М.: Практическая медицина, 2014. — 133с.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверж-

дении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации». Заре-гистр. в Минюсте РФ 10.08.2010 г. Рег. № 18111.

4. Хохлов В.В. Судебная медицина: Руководство. 3-е изд. — Смоленск, 2010. — 992 с.

REFERENCES

1. Barkanov V.B., Ermilov V.V., Vlasova E.V., Sivik V.V., Kinash A.A. Sudebno-medicinskaja ocenka pokazatelej smertnosti v rezul’tate serdechno-sosudistyh zabolevanij po Volgogradskoj oblasti za 2011 god po dannym GKUZ «VOBSMJe» [Forensic medical assessment of mortality rates as a result of cardiovascular diseases in the Volgograd Region in 2011 according to the SBHI «VRBFME»]. Vestnik VolgGMU [Bulletin of VolgGMU], 2013, no. 1, pp. 86-88. (In Russ.; abstr. in Engl.).

2. Pigolkin Ju.I., Dubrovin I.A., Dubrovina I.A., i dr. Sudebnaja medicina: Lekcii [Forensic medicine: Lectures]. Moscow: Prakticheskaja medicina, 2014. 133 p.

3. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social’nogo razvitija RF ot 12 maja 2010 g. № 346n «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i proizvodstva sudebno-medicinskih jekspertiz v gosudarstvennyh sudebno-jekspertnyh uchrezhdenijah Rossijskoj Federacii» [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of May 12, 2010 No. 346n «On Approval of the Procedure for the Organization and Production of Forensic Medical Examinations in State Forensic Expert Institutions of the Russian Federation»]. Zaregistr. v Minjuste RF 10.08.2010 g. Reg. № 18111.

4. Hohlov V.V. Sudebnaja medicina: Rukovodstvo [Forensic Medicine: A Guide]. Smolensk, 2010. 992 p.

Контактная информация

Барканов Вячеслав Борисович — к. м. н., доцент, заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: barkanoff@mail.ru

Источник

В зависимости от механизма действия автомобиля, как и другого наземного транспорта, образуются характерные повреждения. Вместе с тем они не возникают в один и тот же момент, а протекают по фазам, через короткие промежутки времени. В связи с этим назовем следующие виды автомобильной травмы: 1) от столкновения или удара автомашины с человеком, что иногда называют наездом; 2) от переезда колесом или колесами; 3) от выпадения из движущегося автомобиля; 4) от сдавливания тела между автомашинами или между автомобилем и другими предметами; 5) травма, возникающая внутри автомобиля; 6) комбинированные виды травмы.

Виды автомобильной травмы и механизм их образования по фазам показаны в табл. 9.1.

Виды автомобильных травм и механизм их образования

Таблица 9.1

Виды травм

Фазы травм

Механизм повреждения

I. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком

  • 1. Соударение частей автомобиля с человеком.
  • 2. Падение тела на автомобиль.
  • 3. Отбрасывание и падение тела на грунт.
  • 4. Скольжение тела по грунту
  • 1. От удара и общего сотрясения тела.
  • 2. От удара о части автомобиля.
  • 3. От удара о грунт.
  • 4. От трения о грунт

II. Травма при выпадении из движущегося автомобиля (пассажира, водителя)

  • 1. Соударение тела с частями автомобиля.
  • 2. Падение на грунт.
  • 3. Скольжение по грунту
  • 1. От удара о части автомобиля.
  • 2. От удара о грунт.
  • 3. От трения о грунт

III. Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля

  • 1. Соприкосновение тела с колесом.
  • 2. Перекатывание, протаскивание тела по грунту.
  • 3. Въезд колеса на тело.
  • 4. Переезд тела колесом и волочение
  • 1. От удара колесом.
  • 2. От трения о грунт и колесо.
  • 3. От сдавливания и растяжения

IV. Травма в кабине (салоне) автомобиля (водителя, пассажира)

  • 1. Соприкосновение тела с частями автомобиля.
  • 2. Прижатие тела сместившимися частями кабины
  • 1. От удара о части кабины автомобиля.
  • 2. От сдавливания

V. Травма в результате сдавливания тела частями автомобиля и другими предметами

  • 1. Соприкосновение автомобиля с телом.
  • 2. Прижатие тела к тем или иным другим предметам
  • 1. От удара частями автомобиля.
  • 2. От сдавливания

VI. Комбинированные виды травмы

Количество фаз определяется комбинациями различных видов травмы

Механизм повреждения определяется комбинациями механизмов в зависимости от видов автомобильной травмы

Каждый вид автомобильной травмы в соответствии с фазами приводит к образованию разных повреждений, среди которых интерес представляют повреждения, характерные для этого вида, т.е. по которым можно определить механизм образования повреждений.

При травме от столкновения автомобиля с человеком основным является удар передними, боковыми и задними частями машины. Он приводит к образованию повреждений на теле человека и на части автомобиля (это первая фаза столкновения автомобиля). Чаще всего встречается удар передней поверхностью машины: передний край капота, крыло, фары, что приводит к образованию штамп-повреждений, повторяющих форму детали, наиболее плотно соприкасающейся при ударе (рис. 9.1).

Читайте также:  При переломе бедра фиксируют суставы

Повреждения на теле человека и на части автомобиля образуют контактные повреждения. Например, при ударе фарой возникает округлый крово-

Схема образования повреждений по фазам при фронтальном столкновении автомобиля с пешеходом (из атласа А. А. Солохина с соавторами)

Рис. 9.1. Схема образования повреждений по фазам при фронтальном столкновении автомобиля с пешеходом (из атласа А. А. Солохина с соавторами)

подтек на бедре или ягодице (рис. 9.2), при ударе выступающих деталей с ограниченной поверхностью (болт) — ссадина, точно отображающая размеры этой детали. Характерными, часто образующимися повреждениями при этом механизме являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампером обычно по бедру или голени в зависимости от высоты бампера.

(На поверхности кожи в месте контакта нередко появляется поперечный полосчатый кровоподтек или ссадина, под которой отмечается размозжение мышцы с кровоизлиянием, но главным является бампер-перелом трубчатой кости бедра или костей голени.) Такой поперечный оскольчатый перелом возникает при большой скорости от механизма сдвига,

Кровоподтек округлой формы, причиненный ударом необлицованной фарой

Рис. 9.2. Кровоподтек округлой формы, причиненный ударом необлицованной фарой

при малой скорости — от сгибания кости. Механизм образования такого перелома показан на рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности: при рассматривании такого перелома сбоку (или рентгенограммы перелома, выполненной в профиль) после сопоставления выделяется отломок клиновидной формы. Основание этого отломка показывает место соударения, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом изучается и после выделения осколков костей на трупе, а иногда после выпиливания отломков с последующим соединением. Отмечается высота повреждения от подошвы стоп (как и всех штамп-повреждений), что с учетом толщины подошвы обуви позволяет судить о высоте бампера.

Таким образом, бампер-повреждение помогает устанавливать механизм столкновения, высоту (от наземного покрытия) расположения бампера травмировавшего автомобиля и направление движения в момент удара. При сильном ударе образуются преимущественно прямые переломы костей таза.

Причем в зависимости от направления удара (фронтального спереди, сзади или бокового) возникают переломы костей таза с отклонением отломков и обширным кровоизлиянием в мягкие ткани газа. При ударе от резкого разгибания тела наблюдаются переломы позвоночника в шейном отделе, реже — в верхнем грудном отделе. Удар грузовой машиной или автобусом может привести к образованию разных повреждений на голове, в том числе оскольчатых прямых переломов черепа с кровоизлиянием вокруг перелома и на стороне, противоположной от удара. Удар в грудь обычно ведет к односторонним прямым переломам ребер, при непосредственном ударе возникают переломы и других костей.

Наконец, в этой фазе столкновения, особенно при ударе, возникает комплекс непрямых повреждений вследствие сотрясения тела.

Вторая фаза появляется при действии легкового автомобиля, когда центр тяжести в момент удара приходится ниже центра тяжести тела.

Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности при наезде автомобиля на пешехода (из атласа А. А. Солохина с соавторами)

Рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности при наезде автомобиля на пешехода (из атласа А. А. Солохина с соавторами)

При ударе но бедрам или голени возникает поперечный перелом от действия бампера, так называемый бамнер-нерелом. Один из осколков этого перелома имеет клиновидную форму (рис. 9.4).

Бампер-перелом при столкновении пешехода с автомашиной

Рис. 9.4. Бампер-перелом при столкновении пешехода с автомашиной

Удар частями движущегося автомобиля по человеку может привести к забрасыванию его на капот либо на крыло машины, когда он ударяется головой о лобовое стекло или какие-то детали, получая соответствующие им повреждения. Затем наступает третья фаза — отбрасывание тела. Для автомашин вагонного типа и грузовых, которые, ударяя выше центра тяжести, приводят сразу к отбрасыванию тела и падению, — это вторая фаза (для легковых машин — третья). В зависимости от характера грунта, локализации повреждений и силы удара при падении возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, переломы только на одной подошве.

В третьей (или четвертой — для легковых машин) фазе скольжения тела по грунту наблюдаются обширные, иногда полосчатые осаднения с параллельными царапинами вдоль движения, по которым можно установить направление передвижения тела. На одежде при ударе могут быть загрязнения, повторяющие форму ударной поверхности части автомобиля, при скольжении — следы истирания от трения в виде истончения, разрывов ткани с поперечными по отношению к направлению движения складками. Интерес представляют следы скольжения на подошве, по которым можно судить о положении потерпевшего, направлении удара, стоял ли он в момент удара или шел (когда след отображен на одной из подошв). Причем выраженность следов скольжения зависит от плотности поверхности дороги и характера подошвы.

Отпечаток протектора на пиджаке при переезде автобусом

Рис. 9.5. Отпечаток протектора на пиджаке при переезде автобусом

Травма от переезда колесами автомобиля встречается чаще в комбинации с ударом или иным механизмом. Она также возникает по фазам, хотя и менее выраженным. Первая фаза — это удар и трение колесом, затем (при перекатывании через тело и сдавливании его) протаскивание тела по грунту.

Специфичными являются следы загрязнения на одежде и теле человека, а также повреждения на коже, оставляемые колесом в виде отпечатка его протектора (рис. 9.5).

Они имеют большое судебно-медицинское значение, поэтому требуют осторожности при снятии одежды и перевозке трупа, так как рисунок этих загрязнений может быть потерян. На коже рисунок сохраняется в виде ссадин или загрязнений от сдавливания выступающих частей колеса или отпечатков в виде кровоподтеков, в виду того, что кровь перемещается в места, соответствующие углублениям протектора. След протектора показывает и положение потерпевшего в момент переезда (рис. 9.6). Значение следов протектора — в доказательстве переезда, в установлении направления движения и локализации переезда, в предположении марки автомашины. Для этого требуется правильная фиксация особенностей следа путем масштабного фотографирования, описания, сохранения одежды, а затем назначение криминалистической автотехнической экспертизы, благодаря которой при помощи фотосовмещения или фотоналожения может быть решен вопрос о тождестве предполагаемой машины.

Читайте также:  Наложение шин при переломах конечностей

Протектор (справа) и след в виде ссадин на внутренней поверхности правого плеча

Рис. 9.6. Протектор (справа) и след в виде ссадин на внутренней поверхности правого плеча

Характерными повреждениями при переезде являются множественные параллельные надрывы и разрывы кожи от натяжения, а также обширные отслоения кожи, которые образуются от давящего вращения колеса (рис. 9.7). Отслоения видны при дополнительных «лампасных» разрезах конечностей, когда оторванные размозженные мягкие ткани образуют полость, наполненную кровью.

Надрывы кожи от натяжения при переезде

Рис. 9.7. Надрывы кожи от натяжения при переезде

Переезд сопровождается тяжелыми повреждениями от сдавливания, что приводит, в зависимости от тяжести транспорта и направления переезда, к деформации головы с многооскольчатым открытым переломом костей. При переезде по передней поверхности туловища деформируется грудная клетка с образованием множественных переломов ребер, а также появляются переломы грудины (рис. 9.8); при перекатывании колеса по спине возникают переломы лопатки, остистых отростков позвонков, причем более тяжелые повреждения встречаются со стороны въезда колеса.

При переезде грудной клетки и живота наблюдаются разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов, печень при сдавливании о позвоночник делится на две части с размозженными краями.

Схема механизма образования конструкционного перелома ребер при переезде колесом автомобиля груди

Рис. 9.8. Схема механизма образования конструкционного перелома ребер при переезде колесом автомобиля груди

Переезд и сдавливание таза сопровождается переломом конечностей, разрывом сочленений, промежности, мочевого пузыря, прямой кишки. Переезд через конечности приводит к размозжению мышц, оскольчатым переломам трубчатых костей с образованием крупного отломка со стороны накатывания колеса.

Травма от сдавливания может быть между машиной и препятствием или между двумя автомашинами, а также при переворачивании и сдавливании тела к земле, что нередко возникает при предшествующем ударе либо при выпадении тела из машины, чем и обусловлены повреждения в этой фазе. К характерным повреждениям относят отпечатки в виде ссадин, кровоподтеков твердых предметов, частей одежды, ее рисунка и складок. Сильное сдавливание приводит к разрыву паренхиматозных органов и их перемещению наружу или в другую полость, а также к переломам костей. Сдавливание груди и живота может привести к компрессионной механической асфиксии.

Травма, возникающая внутри кабины или салона автомашины, встречается часто при столкновении, ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие при ударе и сдавливании о внутренние части автомобиля, от резкого перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель и пассажир смещаются вперед. У водителя, которого следует установить по характеру повреждений, возникает ряд характерных повреждений. Это образующиеся от сдавливания груди о рулевое колесо ссадина или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной формы, а также от вдавления втулки (рис. 9.9).

При таком механизме у сидящего за рулем водителя возникают также переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении вперед и сдавливании о панель приборов; повреждения голеностопных суставов, а также повреждения на лице в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей носа, лицевой части черепа (рис. 9.10).

Ссадины на груди водителя, возникшие от давления о рулевое колесо при лобовом столкновении автомашины

Рис. 9.9. Ссадины на груди водителя, возникшие от давления о рулевое колесо при лобовом столкновении автомашины

Повреждения на лице водителя при лобовом столкновении автомашин

Рис. 9.10. Повреждения на лице водителя при лобовом столкновении автомашин

Характерен для травмы в кабине автомашины также перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой костью, вывихи бедра при резком упоре ногами. Если водитель, как и пассажир, был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек, реже другие повреждения от сдавливания ремнем, и вместе с тем число тяжелых травм снижается вследствие удерживания тела от перемещения по салону.

При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя и пассажиров возникают хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков, реже — IV—V поясничных позвонков, разрывы связок и межпозвоночных дисков. При этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника. При резком замедлении скорости движения происходит чрезмерное сгибание в шейном отделе позвоночника, что также приводит к его повреждению. Профилактическим средством таких переломов служит подголовник.

Для установления места пассажира в салоне автомашины следует, учитывая механизм травмы, обратить внимание на локализацию и характер повреждений.

Травма от выпадения из кузова, кабины или салона автомашины приводит к повреждениям от удара о дорожное покрытие дороги, сотрясения тела и скольжения. В зависимости от положения тела в момент приземления, высоты падения, рельефа и плотности грунта могут возникнуть разные повреждения, характерные для падения с высоты (о чем будет сказано ниже), а также повреждения от скольжения.

Иногда имеет место комбинированная травма, что доказывается выявлением признаков, характерных для разных ее видов. Все другие виды наземного транспортного травматизма могут рассматриваться по классификации автотравмы с внесением изменений, связанных с особенностью транспорта.

Источник