Бампер перелом образуется при
В зависимости от механизма действия автомобиля, как и другого наземного транспорта, образуются характерные повреждения. Вместе с тем они не возникают в один и тот же момент, а протекают по фазам, через короткие промежутки времени. В связи с этим назовем следующие виды автомобильной травмы: 1) от столкновения или удара автомашины с человеком, что иногда называют наездом; 2) от переезда колесом или колесами; 3) от выпадения из движущегося автомобиля; 4) от сдавливания тела между автомашинами или между автомобилем и другими предметами; 5) травма, возникающая внутри автомобиля; 6) комбинированные виды травмы.
Виды автомобильной травмы и механизм их образования по фазам показаны в табл. 9.1.
Виды автомобильных травм и механизм их образования
Таблица 9.1
Виды травм | Фазы травм | Механизм повреждения |
I. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком |
|
|
II. Травма при выпадении из движущегося автомобиля (пассажира, водителя) |
|
|
III. Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля |
|
|
IV. Травма в кабине (салоне) автомобиля (водителя, пассажира) |
|
|
V. Травма в результате сдавливания тела частями автомобиля и другими предметами |
|
|
VI. Комбинированные виды травмы | Количество фаз определяется комбинациями различных видов травмы | Механизм повреждения определяется комбинациями механизмов в зависимости от видов автомобильной травмы |
Каждый вид автомобильной травмы в соответствии с фазами приводит к образованию разных повреждений, среди которых интерес представляют повреждения, характерные для этого вида, т.е. по которым можно определить механизм образования повреждений.
При травме от столкновения автомобиля с человеком основным является удар передними, боковыми и задними частями машины. Он приводит к образованию повреждений на теле человека и на части автомобиля (это первая фаза столкновения автомобиля). Чаще всего встречается удар передней поверхностью машины: передний край капота, крыло, фары, что приводит к образованию штамп-повреждений, повторяющих форму детали, наиболее плотно соприкасающейся при ударе (рис. 9.1).
Повреждения на теле человека и на части автомобиля образуют контактные повреждения. Например, при ударе фарой возникает округлый крово-
Рис. 9.1. Схема образования повреждений по фазам при фронтальном столкновении автомобиля с пешеходом (из атласа А. А. Солохина с соавторами)
подтек на бедре или ягодице (рис. 9.2), при ударе выступающих деталей с ограниченной поверхностью (болт) — ссадина, точно отображающая размеры этой детали. Характерными, часто образующимися повреждениями при этом механизме являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампером обычно по бедру или голени в зависимости от высоты бампера.
(На поверхности кожи в месте контакта нередко появляется поперечный полосчатый кровоподтек или ссадина, под которой отмечается размозжение мышцы с кровоизлиянием, но главным является бампер-перелом трубчатой кости бедра или костей голени.) Такой поперечный оскольчатый перелом возникает при большой скорости от механизма сдвига,
Рис. 9.2. Кровоподтек округлой формы, причиненный ударом необлицованной фарой
при малой скорости — от сгибания кости. Механизм образования такого перелома показан на рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности: при рассматривании такого перелома сбоку (или рентгенограммы перелома, выполненной в профиль) после сопоставления выделяется отломок клиновидной формы. Основание этого отломка показывает место соударения, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом изучается и после выделения осколков костей на трупе, а иногда после выпиливания отломков с последующим соединением. Отмечается высота повреждения от подошвы стоп (как и всех штамп-повреждений), что с учетом толщины подошвы обуви позволяет судить о высоте бампера.
Таким образом, бампер-повреждение помогает устанавливать механизм столкновения, высоту (от наземного покрытия) расположения бампера травмировавшего автомобиля и направление движения в момент удара. При сильном ударе образуются преимущественно прямые переломы костей таза.
Причем в зависимости от направления удара (фронтального спереди, сзади или бокового) возникают переломы костей таза с отклонением отломков и обширным кровоизлиянием в мягкие ткани газа. При ударе от резкого разгибания тела наблюдаются переломы позвоночника в шейном отделе, реже — в верхнем грудном отделе. Удар грузовой машиной или автобусом может привести к образованию разных повреждений на голове, в том числе оскольчатых прямых переломов черепа с кровоизлиянием вокруг перелома и на стороне, противоположной от удара. Удар в грудь обычно ведет к односторонним прямым переломам ребер, при непосредственном ударе возникают переломы и других костей.
Наконец, в этой фазе столкновения, особенно при ударе, возникает комплекс непрямых повреждений вследствие сотрясения тела.
Вторая фаза появляется при действии легкового автомобиля, когда центр тяжести в момент удара приходится ниже центра тяжести тела.
Рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности при наезде автомобиля на пешехода (из атласа А. А. Солохина с соавторами)
При ударе но бедрам или голени возникает поперечный перелом от действия бампера, так называемый бамнер-нерелом. Один из осколков этого перелома имеет клиновидную форму (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Бампер-перелом при столкновении пешехода с автомашиной
Удар частями движущегося автомобиля по человеку может привести к забрасыванию его на капот либо на крыло машины, когда он ударяется головой о лобовое стекло или какие-то детали, получая соответствующие им повреждения. Затем наступает третья фаза — отбрасывание тела. Для автомашин вагонного типа и грузовых, которые, ударяя выше центра тяжести, приводят сразу к отбрасыванию тела и падению, — это вторая фаза (для легковых машин — третья). В зависимости от характера грунта, локализации повреждений и силы удара при падении возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, переломы только на одной подошве.
В третьей (или четвертой — для легковых машин) фазе скольжения тела по грунту наблюдаются обширные, иногда полосчатые осаднения с параллельными царапинами вдоль движения, по которым можно установить направление передвижения тела. На одежде при ударе могут быть загрязнения, повторяющие форму ударной поверхности части автомобиля, при скольжении — следы истирания от трения в виде истончения, разрывов ткани с поперечными по отношению к направлению движения складками. Интерес представляют следы скольжения на подошве, по которым можно судить о положении потерпевшего, направлении удара, стоял ли он в момент удара или шел (когда след отображен на одной из подошв). Причем выраженность следов скольжения зависит от плотности поверхности дороги и характера подошвы.
Рис. 9.5. Отпечаток протектора на пиджаке при переезде автобусом
Травма от переезда колесами автомобиля встречается чаще в комбинации с ударом или иным механизмом. Она также возникает по фазам, хотя и менее выраженным. Первая фаза — это удар и трение колесом, затем (при перекатывании через тело и сдавливании его) протаскивание тела по грунту.
Специфичными являются следы загрязнения на одежде и теле человека, а также повреждения на коже, оставляемые колесом в виде отпечатка его протектора (рис. 9.5).
Они имеют большое судебно-медицинское значение, поэтому требуют осторожности при снятии одежды и перевозке трупа, так как рисунок этих загрязнений может быть потерян. На коже рисунок сохраняется в виде ссадин или загрязнений от сдавливания выступающих частей колеса или отпечатков в виде кровоподтеков, в виду того, что кровь перемещается в места, соответствующие углублениям протектора. След протектора показывает и положение потерпевшего в момент переезда (рис. 9.6). Значение следов протектора — в доказательстве переезда, в установлении направления движения и локализации переезда, в предположении марки автомашины. Для этого требуется правильная фиксация особенностей следа путем масштабного фотографирования, описания, сохранения одежды, а затем назначение криминалистической автотехнической экспертизы, благодаря которой при помощи фотосовмещения или фотоналожения может быть решен вопрос о тождестве предполагаемой машины.
Рис. 9.6. Протектор (справа) и след в виде ссадин на внутренней поверхности правого плеча
Характерными повреждениями при переезде являются множественные параллельные надрывы и разрывы кожи от натяжения, а также обширные отслоения кожи, которые образуются от давящего вращения колеса (рис. 9.7). Отслоения видны при дополнительных «лампасных» разрезах конечностей, когда оторванные размозженные мягкие ткани образуют полость, наполненную кровью.
Рис. 9.7. Надрывы кожи от натяжения при переезде
Переезд сопровождается тяжелыми повреждениями от сдавливания, что приводит, в зависимости от тяжести транспорта и направления переезда, к деформации головы с многооскольчатым открытым переломом костей. При переезде по передней поверхности туловища деформируется грудная клетка с образованием множественных переломов ребер, а также появляются переломы грудины (рис. 9.8); при перекатывании колеса по спине возникают переломы лопатки, остистых отростков позвонков, причем более тяжелые повреждения встречаются со стороны въезда колеса.
При переезде грудной клетки и живота наблюдаются разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов, печень при сдавливании о позвоночник делится на две части с размозженными краями.
Рис. 9.8. Схема механизма образования конструкционного перелома ребер при переезде колесом автомобиля груди
Переезд и сдавливание таза сопровождается переломом конечностей, разрывом сочленений, промежности, мочевого пузыря, прямой кишки. Переезд через конечности приводит к размозжению мышц, оскольчатым переломам трубчатых костей с образованием крупного отломка со стороны накатывания колеса.
Травма от сдавливания может быть между машиной и препятствием или между двумя автомашинами, а также при переворачивании и сдавливании тела к земле, что нередко возникает при предшествующем ударе либо при выпадении тела из машины, чем и обусловлены повреждения в этой фазе. К характерным повреждениям относят отпечатки в виде ссадин, кровоподтеков твердых предметов, частей одежды, ее рисунка и складок. Сильное сдавливание приводит к разрыву паренхиматозных органов и их перемещению наружу или в другую полость, а также к переломам костей. Сдавливание груди и живота может привести к компрессионной механической асфиксии.
Травма, возникающая внутри кабины или салона автомашины, встречается часто при столкновении, ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие при ударе и сдавливании о внутренние части автомобиля, от резкого перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель и пассажир смещаются вперед. У водителя, которого следует установить по характеру повреждений, возникает ряд характерных повреждений. Это образующиеся от сдавливания груди о рулевое колесо ссадина или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной формы, а также от вдавления втулки (рис. 9.9).
При таком механизме у сидящего за рулем водителя возникают также переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении вперед и сдавливании о панель приборов; повреждения голеностопных суставов, а также повреждения на лице в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей носа, лицевой части черепа (рис. 9.10).
Рис. 9.9. Ссадины на груди водителя, возникшие от давления о рулевое колесо при лобовом столкновении автомашины
Рис. 9.10. Повреждения на лице водителя при лобовом столкновении автомашин
Характерен для травмы в кабине автомашины также перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой костью, вывихи бедра при резком упоре ногами. Если водитель, как и пассажир, был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек, реже другие повреждения от сдавливания ремнем, и вместе с тем число тяжелых травм снижается вследствие удерживания тела от перемещения по салону.
При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя и пассажиров возникают хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков, реже — IV—V поясничных позвонков, разрывы связок и межпозвоночных дисков. При этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника. При резком замедлении скорости движения происходит чрезмерное сгибание в шейном отделе позвоночника, что также приводит к его повреждению. Профилактическим средством таких переломов служит подголовник.
Для установления места пассажира в салоне автомашины следует, учитывая механизм травмы, обратить внимание на локализацию и характер повреждений.
Травма от выпадения из кузова, кабины или салона автомашины приводит к повреждениям от удара о дорожное покрытие дороги, сотрясения тела и скольжения. В зависимости от положения тела в момент приземления, высоты падения, рельефа и плотности грунта могут возникнуть разные повреждения, характерные для падения с высоты (о чем будет сказано ниже), а также повреждения от скольжения.
Иногда имеет место комбинированная травма, что доказывается выявлением признаков, характерных для разных ее видов. Все другие виды наземного транспортного травматизма могут рассматриваться по классификации автотравмы с внесением изменений, связанных с особенностью транспорта.
Источник
От
Dromedary · Опубликовано
Также, как и любая другая.
Вы не указали страны, но с наибольшей вероятностью, судя по обращению на русскоязычный форум — речь идет о России, поэтому будем опираться на ее законы.
Каша-малаша. Ну — давайте разбираться. Итак: существуют разные обрасти права: уголовное, гражданское, административное, семейное и т.п..
Так вот — определение «вменяемость» — относится к области уголовного права, и означает способность человека нести ответственность за совершенное им преступление по состоянию психического здоровья в период этого преступления; природа определения — смешанная, содержит юридический компонент (состав совершенного преступления) и медицинский (состояние психического здоровья в период этого преступления). Поэтому естественно, что вменяемость определяется лишь в отношении подозреваемых/обвиняемых/подсудимых, которым вменяют соответствующую статью уголовного кодекса страны, поэтому сплошь и рядом задаваемые следователями и судьями в постановлениях и судебных заседаниях вопросы «Является ли свидетель такой-то или потерпевший такой-то вменяемым?» — являются бессмысленными, так как вменяется испытуемому только совершенное им преступление. Также следует обратить внимание, что вменяемость определяется лишь на период совершенного преступления — от первого удара ножем до последнего, от начала удавления потерпевшего до его конца, от начала кражи до ее окончания, от начала периода злостного уклонения от уплаты налогов до его конца, ни до и ни после! А то также многие следователи и судьи ставят вопросы «Был ли вменяем в период преступления и вменяем ли в настоящее время?», ну — если сейчас он совершает какое-то преступление — то не проблема, определим! Но чаще всего они хотят получить ответ на вопрос, который профессионалы формулируют, как «Способен ли предстать перед следствием и судом?», и называется это «процессуальной дееспособностью». В последней нотации основ уголовного законодательства Союза Советских Социалистических Республик (1961) и соответствующих кодексов союзных республик формула невменяемости определялась, как «не мог отдавать отчет своим действиям и руководить ими», в настоящее время формула невменяемости определяется в России, как «не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики» (ст.21 ч.1 УК РФ). По всей видимости — к Вашему вопросу это отношения не имеет, так что закончим на этом с вменяемостью/невменяемостью.
К гражданскому праву относятся понятия «дееспособность/недееспособность» и «сделкоспособность/несделкоспособность».
Недееспособность — это неспособность человека по состоянию психического здоровья приобретать и исполнять гражданские права и обязанности, определяется в ст.29 ч.1 ГК РФ, как «Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным …». То есть недееспособность — это неспособность испытуемого совершать (пока несовершенные! в будущем!) сделки, она определяется от настоящего времени и продлевается в будущее на неограниченное время до смерти испытуемого или восстановления его дееспособности в случае улучшения состояния его психического здоровья; все сделки, совершенные недееспособным лицом (после! определения его недееспособности) — являются ничтожными (ст.171 ч.1 ГК РФ), но сделки, совершенные недееспособным лицом до (!) лишения его дееспособности — действительны.
«Несделкоспособность» — это неспособность испытуемого, не лишенного дееспосбности, по состоянию психического здоровья понимать значение своих действий и руководить ими в отношении уже (!) совершенной им в прошлом (!) сделки, определяется ст.177 ч.1 ГК РФ, как «Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения», определение несделкоспособности гражданина может явиться основанием признания сделки недействительной (ст.177 ч.2 ГК РФ).
Таким образом, и недееспособность, и несделкоспособность имеют в своем основании состояние психического здоровья (точнее — нездоровья, ха-ха!), но недееспособность — начинается от настоящего времени и продолжается в будущее (!) на период, ограниченный лишь сроком жизни больного или сроком восстановления его дееспособности, и касается всех (!) еще несовершенных (!) им сделок, а несделкоспособность — направлена в прошлое (!), на одну и только одну уже (!) совершенную им спорную сделку (ни до, и ни после нее!).
Дееспособность и сделкоспособность распространяются как на односторонние, так и на двусторонние сделки.
Обычно в делах о наследственных правах — речь идет о сделкоспособности/несделкоспособности.
Слово «неадекватный» — не является регламентированным определением.
Ну и что? Лишь бы были достаточными для решения экспертных вопросов.
Для этого придется изложить здесь курс мединститута, интернатуры по психиатрии и профессиональной подготовки судебно-психиатрического эксперта. Да, и «прикидывать» он не будет никак, эксперты проводят экспертизу.
Мне трудно оценить «заключение», которое вы привели во вложении, т.к. оно не имеет юридической силы, в гражданском кодексе РФ наспех я не нашел оснований для ограничения дееспособности и сделкоспособности на основании «Консультативного заключения» «Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского».
Все решения судебно-психиатрической экспертизы основаны исключительно на состоянии психического здоровья испытуемого в интересующий следствие и суд период времени и ситуации. Вы перечислили соматические и неврологические заболевания, они могут сопровождаться психическими нарушениями, но не всегда.
Мы разобрали понятия о «вменяемости», «неадекватности» и «невменяемости», по всей видимости — ни одно из них не относится к интересующей Вас ситуации. Разумеется, речь идет о сделкоспособности. Для более точной формулировки экспертного вопроса применительно к Вашей ситуации — лучше обратиться к юристам.
Источник