Асфиксия при переломе челюстей
Возникает при травмах лицевой части головы, огнестрельных ранениях, в процессе некроза и оперативных вмешательств, а также после операций на лице и областях шеи. Различают следующие виды асфиксии:
1) дислокационная – вызвана смещением поврежденных органов (нижней челюсти, языка, гортани и языка, верхней челюсти и мягкого неба);
2) обтурационная – вследствие закупорки трахеи инородными телами (пулями, осколками снарядов, осколками костей и зубов, сгустками крови;
3) стенотическая – в результате сдавлсния и сужения трахеи при воспалительном отеке, кровоизлиянии, эмфиземе глотки, шеи и языки;
4) клапанная – за счет образования клапана из лоскутов разорванного мягкого неба, реже мягких тканей лица;
5) аспирационная – в результате засасывания и затекания в дыхательные пути крови, слизи, рвотных масс и др.
Течение и осложнения. Развивается внезапно, постепенно или приступообразно. Дыхание становится учащенным, начинаются судороги, затем дыхание останавливается, зрачки расширяются. В случае затяжной асфиксии явления нарастают в течение нескольких часов или даже суток после травмы, операции и др. Включаются компенсаторные факторы – вынужденное положение тела и головы. Больной обычно лежит лицом вниз или на боку, сидя руками судорожно сжимает кровать, стул, тем самым облегчая вдох.
Длительное кислородное голодание при асфиксии на фоне травмы способствует развитию травматического шока.
Клиническая картина: остро протекающая асфиксия: дыхание ускоренное, углубленное, работает вспомогательная мускулатура, западают межреберные промежутки и подложечная область. Вдох шумный со свистом. Лицо синюшное или бледное, кожланые покровы серой окраски, губы и ногти цианотичны. Пульс замедляется или учащается. Сердечная деятельность падает, ток крови замедляется. Кровь приобретает темную окраску. Возбуждение сменяется потерей сознании, останавливаются дыхание, затем сердечная деятельность. Быстро наступает смерть. При асфиксии в стадии компенсации пострадавший старается сидеть, наклонив туловище и голову вперед и вниз, шею максимально вытягивает, широко открывает рот (язык выступает наружу), глаза его выражают страх. Пострадавший не спит, он утомлен, измучен жаждой и голодом. Лицо обычно бледное, губы и ногти синюшны.
Лечение: устранение причин, препятствующих акту дыхания, делают срочную трахеотомию. Применяют искусственную вентиляцию легких. Возможен смертельный исход.
Методы лечения при различных видах асфиксии:
1) дислокационная: прошивание и закрепление языка или восстановление анатомического положения органов (репозиция и шинирование челюстей, наложение швов на мягкие ткани). Трахеотомия показана в исключительных случаях;
2) обтураинонная: удаление инородных тел из полости рта, зева, глотки и гортани. В отдельных случаях – трахеотомия;
3) стенотическая: рассечение ран или воспалительных и других очагов подчелюстной области и шеи для уменьшения напряжения тканей. Перевязка кровоточащих сосудов, удаление гематомы и инородных тел. Показана трахеотомия. Шинирование челюстей через 5–7 дней после устранения причин удушения;
4) клапанная: наложение швов на лоскуты мягкого неба или мягкие ткани лица, образующие клапан. Прибегают к предупредительной трахеотомии с последующей тугой тампонадой глотки и полости рта (профилактика аспирании крови);
5) аспирационная перевязкой сосуда (возможно на протяжении), если это сделать не удается, то производят трахеотомию с последующей тампонадой глотки полости рта.
После перенесенной асфиксии больные требуют индивидуального ухода и тщательного наблюдения для предупреждения развития аспирационной пневмонии.
Источник
Àñôèêñèÿ êàê îñòðîå íàðóøåíèå ãàçîîáìåíà â îðãàíèçìå, óñëîâèÿ è ïðåäïîñûëêè âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî ÿâëåíèÿ, îöåíêà åãî íåãàòèâíîãî âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà. Õàðàêòåð ïîñëåäîâàòåëüíûõ ïåðèîäîâ â åå ðàçâèòèè, êëàññèôèêàöèÿ è ðàçíîâèäíîñòè àñôèêñèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò
Àñôèêñèÿ ïðè ðàíåíèÿõ ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè
1. Îáùåå ïîíÿòèå îá àñôèêñèè: ïåðèîäû ðàçâèòèÿ, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
Àñôèêñèÿ — ýòî îñòðîå íàðóøåíèå ãàçîîáìåíà â îðãàíèçìå. ×àùå âñåãî îíà ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå ïðåêðàùåíèÿ äîñòóïà êèñëîðîäà èëè íàêîïëåíèÿ â íåì óãëåêèñëîãî ãàçà.  îáîèõ ñëó÷àÿõ ðàçâèâàåòñÿ êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå îðãàíèçìà. Âîçíèêàåò ïðè òðàâìàõ ëèöåâîé ÷àñòè ãîëîâû, îãíåñòðåëüíûõ ðàíåíèÿõ, â ïðîöåññå íåêðîçà è îïåðàòèâíûõ âìåøàòåëüñòâ, à òàêæå ïîñëå îïåðàöèé íà ëèöå è îáëàñòÿõ øåè.
Ìåõàíè÷åñêàÿ àñôèêñèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ îñòðûì ðàññòðîéñòâîì ëåãî÷íîãî äûõàíèÿ, íàðóøåíèåì êðîâîîáðàùåíèÿ è ôóíêöèè ÖÍÑ
Ðàçëè÷àþò ðÿä ïîñëåäîâàòåëüíûõ ïåðèîäîâ â ðàçâèòèè àñôèêñèè:
1. Ïðåäàñôèêñè÷åñêèé — îò ïðåêðàùåíèÿ ïîñòóïëåíèÿ êèñëîðîäà â îðãàíèçì äî èñ÷åçíîâåíèÿ åãî â êðîâè (1-2 ìèí.)
2. Ñîáñòâåííî àñôèêñèÿ:
à) èíñïèðàòîðíàÿ (âíóòðü) îòäûøêà, ïðåîáëàäàåò âäîõ, ïðè÷èíà — ðàçäðàæåíèå è âîçáóæäåíèå äûõàòåëüíîãî öåíòðà îòñóòñòâèåì êèñëîðîäà. Íîñèò êîìïåíñàòîðíûé õàðàêòåð, äëèòñÿ îêîëî ìèíóòû â êîíöå — ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ.
á) ýêñïèðàòîðíàÿ îòäûøêà (èç) èçáûòîê óãëåêèñëîòû áîëåå ñèëüíûé ðàçäðàæèòåëü è îðãàíèçì ñòàðàåòñÿ èçáàâèòüñÿ îò íåå çà ñ÷åò âûäîõà. Îòñóòñòâèå êèñëîðîäà âûçûâàåò âîçáóæäåíèå, âëèÿþùåå íà âåñü ìîçã è èçìåíÿþùèé õèìèçì ìûøö, ñëåäñòâèå ÷åãî ïîÿâëÿþòñÿ ñèëüíûå ñóäîðîãè è ñàìîïðîèçâîëüíîå èçâåðæåíèå êàëà, ìî÷è, ñåìåíè (ïàðàëè÷ ñôèíêòåðîâ). Äëèòåëüíîñòü — îêîëî 1 ìèíóòû.
3. Îòñóòñòâèå êèñëîðîäà — ðàçäðàæèòåëü, êîòîðûé âûçûâàåò èñòîùåíèå êëåòîê êîðû è äûõàòåëüíîãî öåíòðà, ðàçâèâàåòñÿ èõ çàïðåäåëüíîå òîðìîæåíèå è íàñòóïàåò îñòàíîâêà äûõàíèÿ, â òå÷åíèå 1-2 ìèíóò äûõàíèå ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò.
4. Òåðìèíàëüíîå äûõàíèå — äûõàíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, íî íîñèò áåñïîðÿäî÷íûé õàðàêòåð ñ íåïðàâèëüíûì ðèòìîì. Äëèòñÿ 1-2 ìèíóòû è íàñòóïàåò ñòîéêàÿ îñòàíîâêà äûõàíèÿ. Ñåðäöå åùå íåêîòîðîå âðåìÿ ðàáîòàåò, çàòåì îñòàíàâëèâàåòñÿ è íàñòóïàåò êëèíè÷åñêàÿ ñìåðòü.
Òàêèì îáðàçîì, îáùàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü àñôèêñèè ñîñòàâëÿåò 5-6 ìèíóò.  ïðîöåññå àñôèêñèè ñòðàäàåò ñèñòåìà îðãàíîâ êðîâîîáðàùåíèÿ. Âîçíèêàåò îñòðîå êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå ñåðäå÷íîé ìûøöû, ÷òî îñëàáëÿåò ñåðäå÷íîå ñîêðàùåíèÿ. Îòòîê êðîâè èç ëåãêèõ íàðóøàåòñÿ, ïåðåïîëíÿþòñÿ êðîâüþ âåíû ëèöà, íàðóøàåòñÿ îòòîê êðîâè èç âñåõ äðóãèõ îðãàíîâ. Âñëåäñòâèå ýòîãî äàâëåíèå â ãðóäíîé ïîëîñòè êîëåáëåòñÿ, è âî âðåìÿ îòäûøêè ïîÿâëÿþòñÿ òî÷å÷íûå êðîâîèçëèÿíèÿ ïîä ëåãî÷íóþ ïëåâðó è íàðóæíóþ îáîëî÷êó ñåðäöà, êîòîðûå íàçûâàþòñÿ ïÿòíàìè Òàðäüå.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.
Êëèíèêà àñôèêñèè. Äûõàíèå ïîñòðàäàâøèõ óñêîðåííîå è óãëóáëåííîå, â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòâóþò âñïîìîãàòåëüíûå ìûøöû, ïðè âäîõå çàïàäàþò ìåæðåáåðíûå ïðîìåæóòêè è ïîäëîæå÷íàÿ îáëàñòü. Âäîõ øóìíûé, ñî ñâèñòîì. Ëèöî ïîñòðàäàâøåãî ñèíþøíîå èëè áëåäíîå, êîæíûå ïîêðîâû ñòàíîâÿòñÿ áëåäíûìè, ãóáû è íîãòè öèàíîòè÷íûå. Ïóëüñ çàìåäëÿåòñÿ èëè ó÷àùàåòñÿ, ñåðäå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü ïàäàåò. Êðîâü ïðèîáðåòàåò òåìíóþ îêðàñêó. Ó ïîñòðàäàâøèõ íåðåäêî âîçíèêàåò âîçáóæäåíèå, äâèãàòåëüíîå áåñïîêîéñòâî ñìåíÿåòñÿ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ, îñòàíàâëèâàåòñÿ äûõàíèå çàòåì ñåðäå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü. Áûñòðî íàñòóïàåò ñìåðòü. Ïðè àñôèêñèè â ñòàäèè êîìïåíñàöèè ïîñòðàäàâøèé ñòàðàåòñÿ ñèäåòü, íàêëîíèâ òóëîâèùå è ãîëîâó âïåðåä è âíèç, øåþ ìàêñèìàëüíî âûòÿãèâàåò, øèðîêî îòêðûâàåò ðîò (ÿçûê âûñòóïàåò íàðóæó).
Òå÷åíèå è îñëîæíåíèå.
Ðàçâèâàåòñÿ âíåçàïíî, ïîñòåïåííî èëè ïðèñòóïîîáðàçíî. Äûõàíèå ñòàíîâèòñÿ ó÷àùåííûì, íà÷èíàþòñÿ ñóäîðîãè, çàòåì äûõàíèå îñòàíàâëèâàåòñÿ, çðà÷êè ðàñøèðÿþòñÿ.  ñëó÷àå çàòÿæíîé àñôèêñèè ÿâëåíèÿ íàðàñòàþò â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ èëè äàæå ñóòîê ïîñëå òðàâìû, îïåðàöèè è äð. Âêëþ÷àþòñÿ êîìïåíñàòîðíûå ôàêòîðû — âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå òåëà è ãîëîâû. Áîëüíîé îáû÷íî ëåæèò ëèöîì âíèç èëè íà áîêó, ñèäÿ ðóêàìè ñóäîðîæíî ñæèìàåò êðîâàòü, ñòóë, òåì ñàìûì îáëåã÷àÿ âäîõ.
àñôèêñèÿ ÷åëþñòíîé ëèöåâîé ãàçîîáìåí
2. Êëàññèôèêàöèÿ
Âèäû àñôèêñèè ïðè ðàíåíèè â ×ËÎ:
1. Äèñëîêàöèîííàÿ
2. Îáòóðàöèîííàÿ
3. Ñòåíîòè÷åñêàÿ
4. Êëàïàííàÿ
5. Àñïèðàöèîííàÿ.
Ïðè âñåõ âèäàõ àñôèêñèè íàðàñòàíèå êëèíèêè îñòðîãî íàðóøåíèÿ âíåøíåãî äûõàíèÿ ïðîèñõîäèò â ñëåäóþùåé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè:
* 1-ÿ ôàçà (óäëèíåíèå è óñèëåíèå âäîõà) — èíñïèðàòîðíàÿ îäûøêà, áåñïîêîéñòâî, öèàíîç, òàõèêàðäèÿ;
* 2-ÿ ôàçà (óðåæåíèå äûõàíèÿ ïðè ðåçêîì óñèëåíèè âûäîõà) — ýêñïèðàòîðíàÿ îäûøêà, àêðîöèàíîç, áðàäèêàðäèÿ, ïîâûøåíèå ÀÄ, õîëîäíûé ïîò;
* 3-ÿ ôàçà — áðàäèïíîý, ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ;
* 4-ÿ ôàçà — ïàòîëîãè÷åñêîå äûõàíèå, àïíîý.
Äèñëîêàöèîííàÿ.
Äàííûé âèä àñôèêñèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ñìåùåíèåì êîðíÿ ÿçûêà, êîòîðûé çàêðûâàåò âõîä â ãîðòàíü. Íàáëþäàåòñÿ ïðè ïåðåëîìàõ ÷àùå íèæíåé ÷åëþñòè, â îñîáåííîñòè, åå ïîäáîðîäî÷íîãî îòäåëà.
Ïåðâàÿ ïîìîùü: áîëüíîãî ñëåäóåò óëîæèòü íà áîê (íà ïîâðåæäåííóþ ñòîðîíó). Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàïàäåíèÿ ÿçûêà íóæíî ïðîøèòü åãî êîí÷èê ñ ïîìîùüþ íèòè, êîòîðóþ ôèêñèðóþò íà øåå. Åñëè ÿçûê ïîâðåæäåí è íà íåì îïðåäåëÿþòñÿ ðàíû è ðàçðûâû, âûøåóêàçàííàÿ ôèêñàöèÿ áóäåò íåýôôåêòèâíà. Ïàöèåíòà íóæíî óëîæèòü ëèöîì âíèç.  ïîñëåäóþùåì íåîáõîäèìî ïðîâåñòè òðàõåîñòîìèþ.
Ïîêàçàíèÿ ê òðàõåîñòîìèè:
ïîâðåæäåíèÿ ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè â ñî÷åòàíèè ñ òÿæåëîé ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìîé, îáóñëîâëèâàþùåé óòðàòó ñîçíàíèÿ è óãíåòåíèÿ äûõàíèÿ;
íåîáõîäèìîñòü äëèòåëüíîé èñêóññòâåííîé âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è ñèñòåìàòè÷åñêîãî äðåíèðîâàíèÿ òðàõåîáðîíõèàëüíîãî äåðåâà;
ðàíåíèÿ ñ îòðûâîì âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòåé, êîãäà èìååò ìåñòî çíà÷èòåëüíàÿ àñïèðàöèÿ êðîâè â äûõàòåëüíûå ïóòè è äðåíèðîâàíèå èõ íå óäàåòñÿ îáåñïå÷èòü ÷åðåç èíòóáàöèîííóþ òðóáêó;
ïîñëå îáøèðíûõ è òÿæåëûõ îïåðàöèé (ðåçåêöèÿ íèæíåé ÷åëþñòè ñ îäíîìîìåíòíîé îïåðàöèåé Êðàéëÿ, èññå÷åíèå ðàêîâîé îïóõîëè êîðíÿ ÿçûêà è äíà ïîëîñòè ðòà).
 ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå èç-çà íàðóøåíèÿ ãëîòàíèÿ è ïîíèæåííîãî êàøëåâîãî ðåôëåêñà, à òàêæå èç-çà íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè ìûøö äíà ðòà ó òàêèõ áîëüíûõ ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ çàïàäåíèå ÿçûêà, ïîñòîÿííî ïðîèñõîäèò çàòåêàíèå â òðàõåþ êðîâè, ñìåøàííîé ñî ñëþíîé, à â ñàìîé òðàõåå è áðîíõàõ ñêàïëèâàåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñëèçè è ìîêðîòû.
Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå âèäû òðàõåîñòîìèè:
âåðõíÿÿ (íàëîæåíèå ñòîìû âûøå ïåðåøåéêà ùèòîâèäíîé æåëåçû);
ñðåäíÿÿ (íàëîæåíèå ñòîìû ÷åðåç ïåðåøååê ùèòîâèäíîé æåëåçû);
íèæíÿÿ (íàëîæåíèå ñòîìû íèæå ïåðåøåéêà ùèòîâèäíîé æåëåçû);
Íèæíÿÿ ïîêàçàíà òîëüêî ó äåòåé, ñðåäíÿÿ ïðàêòè÷åñêè íå ïðîèçâîäèòñÿ.
Òåõíèêà òðàõåîñòîìèè (ïî V.O. Bjork, 1960 ã.).
Áîëüíîé ëåæèò íà ñïèíå ñ âàëèêîì ïîä ëîïàòêàìè è ìàêñèìàëüíî çàïðîêèíóòîé ãîëîâîé.
Ïðîâîäèòñÿ ðàçðåç êîæè è ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè äëèíîé 2,5-3 ñì ïî ñðåäíåé ëèíèè øåè íà 1,5 ñì íèæå ïåðñòíåâèäíîãî õðÿùà.
Òóïûì ïóòåì ðàññëàèâàþò ìûøöû è îòîäâèãàþò ïåðåøååê ùèòîâèäíîé æåëåçû êâåðõó èëè êíèçó â çàâèñèìîñòè îò àíàòîìè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé.  ïåðâîì ñëó÷àå äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ äàâëåíèÿ íà òðàõåîñòîìè÷åñêóþ òðóáêó êàïñóëó ïåðåøåéêà ôèêñèðóþò ê âåðõíåìó êîæíîìó ëîñêóòó.
 ïåðåäíåé ñòåíêå òðàõåè èç âòîðîãî èëè èç âòîðîãî è òðåòüåãî êîëåö òðàõåè âûêðàèâàþò ëîñêóò, îñíîâàíèåì îáðàùåííûé êíèçó. Âî èçáåæàíèå òðàâìàòèçàöèè ïåðñòíåâèäíîãî õðÿùà òðàõåîñòîìè÷åñêîé òðóáêîé ïåðâîå êîëüöî òðàõåè ñîõðàíÿþò.
Âåðõóøêó ëîñêóòà îäíèì êåòãóòîâûì øâîì ôèêñèðóþò ê äåðìå íèæíåãî êîæíîãî ëîñêóòà.
 ñòîìó ââîäÿò òðàõåîñòîìè÷åñêóþ êàíþëþ ñîîòâåòñòâóþùåãî äèàìåòðà ñî ñìåííîé âíóòðåííåé òðóáêîé. Äèàìåòð íàðóæíîé êàíþëè äîëæåí ñîîòâåòñòâîâàòü îòâåðñòèþ â òðàõåå.
Óäàëåíèå òðàõåîñòîìè÷åñêîé òðóáêè (äåêàíþëÿöèþ) îáû÷íî ïðîèçâîäÿò íà 3-7-é äåíü, ïðåäâàðèòåëüíî óáåäèâøèñü, ÷òî áîëüíîé ìîæåò íîðìàëüíî äûøàòü ÷åðåç ãîëîñîâóþ ùåëü, ñòîìó ïîñëå ýòîãî ñòÿãèâàþò ïîëîñêîé ëèïêîãî ïëàñòûðÿ. Êàê ïðàâèëî, îíà çàêðûâàåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ÷åðåç 7-10 äíåé.
Êðèêîêîíèêîòîìèÿ ïîêàçàíà ïðè àñôèêñèè, êîãäà íå îñòàåòñÿ âðåìåíè äëÿ òðàõåîñòîìèè, è íåâîçìîæíà èíòóáàöèÿ.
Òåõíèêà îïåðàöèè:
Áûñòðîå ðàññå÷åíèå (îäíîâðåìåííî ñ êîæåé) ïåðñòíåâèäíîãî õðÿùà è ùèòîïåðñòíåâèäíîé ñâÿçêè.
Êðàÿ ðàíû ðàçâîäÿò ëþáûì èíñòðóìåíòîì, ïðèãîäíûì äëÿ ýòîé öåëè.
 ðàíó âðåìåííî ââîäÿò íåøèðîêóþ êàíþëþ è ÷åðåç íåå äðåíèðóþò òðàõåþ.
Îáòóðàöèîííàÿ.
Õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì â âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ èíîðîäíûõ òåë (îñêîëêîâ êîñòåé, çóáíûõ ïðîòåçîâ è äð.), ÷òî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèÿì ôóíêöèè äûõàíèÿ. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â îñâîáîæäåíèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé îò èíîðîäíûõ òåë.
Êëàïàííàÿ.
Âîçíèêàåò ïðè ïåðåëîìàõ âåðõíåé ÷åëþñòè ñ ðàçðûâàìè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè òâåðäîãî è ìÿãêîãî íåáà, ïðè ðàçðûâàõ çàäíåé ñòåíêè ãëîòêè.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ñâèñàþùèå ìÿãêèå òêàíè çàêðûâàþò âõîä âîçäóõà â òðàõåþ (ïî òèïó êëàïàíà). Òðàíñïîðòèðîâêà òàêèõ áîëüíûõ ïðîâîäèòñÿ â ñèäÿ÷åì ïîëîæåíèè ñ îïóùåííîé âíèç ãîëîâîé èëè ëåæà íà ñòîðîíå ïîâðåæäåíèÿ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïîêàçàíà òðàõåîñòîìèÿ, à åñëè åå âûïîëíåíèå íåâîçìîæíî, òî êðèêîòîìèÿ.  ïîñëåäóþùåì íåîáõîäèìî óäàëèòü ñâèñàþùèå ìÿãêèå òêàíè, íî èíîãäà èõ ñîõðàíÿþò (ïîäâåøèâàþò ñ ïîìîùüþ øâîâ).
Ñòåíîòè÷åñêàÿ.
Òàêàÿ àñôèêñèÿ âûçûâàåòñÿ ñäàâëèâàíèåì çàäíèõ îòäåëîâ ãîðòàíè (ïðè íàëè÷èè ãåìàòîìû) èëè îòåêîì ãîëîñîâûõ ñâÿçîê. Óñòðàíåíèå êðîâîòå÷åíèÿ (ñ óäàëåíèåì êðîâè èç ãåìàòîìû), íàçíà÷åíèå ïðîòèâîîòå÷íûõ ïðåïàðàòîâ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðåäóïðåæäàåò äàëüíåéøåå íàðàñòàíèå ñèìïòîìîâ. Îäíàêî, åñëè ïàöèåíòó ëó÷øå íå ñòàíîâèòñÿ, íóæíî ïðîâåñòè êðèêîòîìèþ.
Àñïèðàöèîííàÿ.
Õàðàêòåðèçóåòñÿ àñïèðàöèåé òðàõåè è áðîíõîâ êðîâüþ (ïðè ðàíåíèÿõ â ïîëîñòè ðòà) èëè ðâîòîé ïàöèåíòà.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ïîêàçàíà òðàõåîñòîìèÿ, òàêæå íåîáõîäèìî î÷èñòèòü áðîíõèàëüíîå äåðåâî îò ðâîòíûõ ìàññ è êðîâè.
Áîðüáà ñ àñôèêñèåé çàêëþ÷àåòñÿ â íåìåäëåííîì óñòðàíåíèè ïðè÷èí, ïðåïÿòñòâóþùèõ àêòó äûõàíèÿ; åñëè ýòî íå óäàåòñÿ, ïðîèçâîäÿò ñðî÷íóþ òðàõåîòîìèþ.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Õèðóðãè÷åñêàÿ ñòîìàòîëîãèÿ: Ó÷åáíèê / Ïîä ðåä. Ò.Ã. Ðîáóñòîâîé. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1990. — 576 ñ.
2. Õèðóðãè÷åñêàÿ ñòîìàòîëîãèÿ / Ïîä ðåä. Â.À. Äóíàåâñêîãî. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1979. — 472 ñ.
3. Çàóñàåâ Â.È., Íàóìîâ Ï.Â., Íîâîñåëîâ Ð.Ä. è äð. Õèðóðãè÷åñêàÿ ñòîìàòîëîãèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1981. — 544 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник
Асфиксия. Скопившиеся во рту слизь, слюна, кровь, инородные тела (осколки кости, зубов) могут аспирироваться пострадавшими, особенно находящимися в бессознательном состоянии при горизонтальном положении на спине, и вызвать явления асфиксии. Поэтому таких пострадавших транспортируют, уложив их лицом вниз и подложив под грудь скатанную одежду, а под голову какую-либо твердую опору, или на бок с повернутой в сторону ранения головой. На этапе первой врачебной помощи вновь производят тщательный осмотр полости рта и удаляют кровяные сгустки и инородные тела.
Еще более грозной является асфиксия, которая может наступить в результате надавливания на корень языка отломанной верхней челюстью, а также в результате западения языка, возможного при двойных переломах подбородочного отдела нижней челюсти. В последнем случае асфиксия наступает от того, что язык, лишенный точек прикрепления, западает кзади и корнем придавливает надгортанник к стенке гортани.
Срочные меры борьбы с асфиксией при двойном ментальном переломе заключается в следующем. С помощью отрезка марли захватывают пальцами язык и вытягивают его. Вытянутый язык прошивают толстой ниткой по средней линии на границе передней и средней трети языка и завязывают ее вокруг шеи.
Еще более простым способом закрепления вытянутого языка является прокалывание языка на этом же участке безопасной булавкой и фиксация его с помощью марлевой полоски вокруг шеи.
Свисающую верхнюю челюсть и смещенный подбородочный отломок нижней челюсти закрепляют соответствующим образом.
В отдельных случаях нарастающей асфиксии, когда принятые меры не приносят облегчения, показана трахеотомия. Для уменьшения отека тканей у входа в гортань следует применять в первые часы лед на соответствующий отдел шеи, а затем ингаляции 2% раствора натрия гидрокарбоната, а внутрь димедрол, супрастин и т. п.
Кровотечение. Различают кровотечения из сосудов мягких тканей полости рта; из носа и его придаточных полостей; из поврежденных челюстей.
Кровотечения возможны из неглубоко расположенных артерий — лицевой, поверхностной височной, поперечной артерии лица и из глубоких сосудов лица: язычной артерии при ранении нижнего сегмента лица и шеи, челюстной при ранении среднебокового отдела лица и повреждении подвисочной или крылонебной ямки и глубокой височной артерии при ранении верхнебокового отдела лица (височной области).
При ранениях подъязычной и язычной артерий наблюдаются внутриротовые кровотечения на дне полости рта, щечной артерии — в области мягких тканей щеки, небной артерии — на твердом небе, крыловидного венозного сплетения — в области верхнечелюстного бугра.
Кровотечения, встречающиеся при ранениях носовых полостей, гайморовой и лобной пазух, требуют особого внимания, так как вследствие заглатывания крови не всегда определяются.
Костные кровотечения при переломах или ранениях верхней челюсти возникают из сосудов сравнительно небольшого размера. Кровотечения при ранении нижней челюсти вследствие повреждения нижнечелюстной артерии бывают довольно сильными.
Остановка кровотечения на первых этапах эвакуации производится с помощью давящих повязок и тампонады. Большинство внутриротовых кровотечений, а также кровотечение из придаточных полостей удается остановить послойной тугой тампонадой, лучше всего йодоформной марлей. При кровотечениях из языка рану зашивают наглухо.
Если установлено кровотечение из полости носа, следует ввести в носовые ходы тампоны из марли, пропитанной 5% эмульсией синтомицина или вазелиновым маслом, в крайнем случае произвести заднюю тампонаду.
Продолжающиеся кровотечения из лицевой, язычной и особенно челюстной артерий требуют перевязки сосудов на протяжении.
При обширных повреждениях тканей возможны одновременные кровотечения из нескольких крупных сосудов, например из язычной и лицевой артерий. В таких случаях целесообразно приступить непосредственно к перевязке наружной сонной артерии, от которой отходят все артериальные ветви лицевой области.
Костные кровотечения можно попытаться остановить сжатием или давлением костными ножницами или долотом костного ложа в области кровоточащего сосуда, а также тампонадой кетгутом, жиром или фасцией. В случае безуспешности этих мероприятий приходится прибегать к перевязке приводящих сосудов наружной сонной, а в некоторых случаях и общей сонной артерии, что, разумеется, осуществимо только в условиях стационара.
Шок. Противошоковые мероприятия осуществляются в соотношении с правилами неотложной хирургии.
При повреждениях челюстно-лицевой области основные мероприятия лечения шока следующие: устранение болей (блокада мест переломов), осуществление транспортной иммобилизации, борьба с асфиксией, кровопотерей.
Источник