Афганский перелом

Наконец-то мечта тысяч поклонников сериала «Спрут» сбылась: Микеле Плачидо снялся в русском фильме и заговорил на чистом русском языке голосом самого Олег Янковского. Вместе с ним в фильме сыграло множество любимых актеров: Татьяна Догилева, Алексей Серебряков, Филипп Янковский, Андрей Краско, Нина Русланова и Юрий Кузнецов.
Майор Бандуро командует группой десантников, проходящих службу в Афганистане. Они в очередной раз успешно выполняют задание – уничтожают караван с оружием – и возвращаются в расположение части. Тут их уже поджидает новичок – старший лейтенант Никита Стеклов. Новичок не так прост, как все остальные, он сын высокопоставленного военного, и все понимают, что попал он в Афганистан не просто так. Войска уже совсем скоро будут выводить из страны, а «сыночку» нужно успеть послужить в горячей точке, заработать наград, да и прикупить дефицитных заграничных товаров. Храброму майору Бандуро придется теперь думать не только о выполнении настоящих боевых заданий, но и опекать Никиту. И приглядывать за ним придется пристально, первый же «шоп-тур» мальчика-мажора заканчивается перестрелкой. Как дальше сложатся отношения боевого офицера и непутевого Никиты, вы можете смотреть онлайн в фильме «Афганский излом».
Приглашаем посмотреть фильм «Афганский излом» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Конец афганской кампании. Майор Михаил Бандура вместе со своими десантниками нападает на караван с оружием и уничтожает его. После возвращения с операции, Михаил узнает, что в их полку прибыло. К ним прислали «зеленого» младшего лейтенанта, Никиту Стеклова, отец которого служит где-то в верхах. Командир полка поручает Бандуре присматривать за вновь прибывшим. И десантники, и сам майор понимают, с какой целью Никита прибыл в Афганистан под самый конец войны. Он хочет успеть заработать наград, чтобы потом всем рассказывать о том, как он принимал участие в боевых действиях. Заодно, можно в Афганистане можно приобрести множество дефицитных товаров. Но первая же вылазка в город за покупками оканчивается трагично – один из солдат убивает торговца полудрагоценными камнями.
В это же время, командиры полка заключают с полевым командиром Адилем договор: в то время, пока будут выводить войска, все должны сохранять нейтралитет. Адиль получил за это несколько ящиков с автоматами и несколько мешков муки. Но внезапно, шедшая колонна попадает в устроенную пешаварцами засаду, которые преследуют свою цель: они хотят навредить Адилю, подставив его. Бесстрашный Михаил Бандура спасает раненого бойца, и, пробравшись к танку, скидывает в пропасть бензовозы, таким образом, очистив путь. В этот момент, неопытный и жаждущий отличиться Никита Стеклов, выбегает из укрытия, старясь увлечь за собой отряд, но его расстреливают из автомата. К тому времени, душманы полностью разбиты, их командир мертв, а его помощник попадает прямо в руки Адиля.
Вскоре, все обитатели базы погружаются в самолеты. Командир полка и командир дивизии разрабатывают план атаки. На рассвете десантники ликвидируют часовых кишлака, и штурмуют дом, где располагаются главари. Трагически погибает Адиль. После боя кишлак разорен, погибло множество женщин и детей. Майор Бандура идет по разрушенной деревне, и видит маленького мальчика с автоматов. Как только Бандура оказывается к нему спиной, мальчик его расстреливает.
Источник
«Афга́нский изло́м» — советский художественный фильм 1991 года режиссёра Владимира Бортко об Афганской войне.
Сюжет
Фильм начинается со сцены, в которой сыну инженера Гулахана делают обрезание. В следующей сцене бородатый душман в чалме хладнокровно перерезает горло контуженному советскому солдату. В стык — советские вертолеты Ми-24 атакуют позиции противника, высаживают десант. Жестокость порождает ответную жестокость. Десантники расстреливают раненых, мародёрствуют и ругаются, называя душманов засранцами и сетуя на отсутствие японских телевизоров и видеомагнитофонов, которые они надеются привезти с войны. Сержант Арсёнов жестоко избивает пленного, заталкивает его в пикап и подрывает динамитом.
Фильму не чужда и лирика: на военной базе между майором Михаилом Бандурой, медсестрой Катей и командиром полка развивается любовный треугольник.
Вернувшись с задания, майор Бандура встречает молодого новоприбывшего, старшего лейтенанта Никиту Стеклова, шефство над которым ему поручает комполка. По пути им попадается пьяный завклубом в тельняшке, уже начавший отмечать начало вывода войск из Афгана (в фильме указана точная дата: пятница, 13 мая)[1]. Стеклов жалеет, что ему не удастся повоевать, но в то же время сомневается в целесообразности этой войны, ссылаясь на появившуюся в газетах критику. Стеклов оказывается сыном высокопоставленного военного, мечтающим о дефицитном видике. Бандура готов помочь начинающему офицеру получить «Красную звезду» и предлагает командованию разнести кишлак полевого командира Адиля (местного «Чапая»).
Комполка не разделяет боевого настроя Бандуры и приказывает ему передать Адилю ящики с оружием и 10 мешков с мукой, чтобы уйти без потерь. Посредником сделки должен стать инженер Гулахан, выпускник советского вуза. Перед этим Бандуре разрешают съездить в духан за подарками. В грузовике с солдатами едут и женщины с базы, напевая песню Аллы Пугачёвой. На рынке случается неприятный инцидент, когда стоящий на часах рядовой Иванов убивает чудаковатого торговца-карлика. Вокруг советских людей собирается гневная толпа, но майору Бандуре удаётся без потерь увести людей на базу, подложив погибшему гранату.
Вечером Бандура и медсестра Катя приглашают в гости Стеклова и Татьяну, подругу Кати. За столом гости размышляют о жизни в Союзе. В кадр попадает бутылка виски Teacher’s Highland Cream, банка «Фанты» и постер Владимира Высоцкого с гитарой. Стеклов как новоприбывший рассказывает о закрытии магазинов «Берёзка» и экологическом кризисе в Прибалтике. После застолья Стеклов идёт провожать Татьяну и вступает с ней в интимные отношения. Катя ревнует Бандуру к его оставшейся в Москве жены и в слезах уходит ночевать к подполковнику. В казарме между тем процветает дедовщина, из-за чего рядовой Иванов едва не кончает жизнь самоубийством, в то время как пьяные офицеры соревнуются в стрельбе по мухам. К Гулахану приезжают пешаварцы и под угрозой смерти требуют информации о передвижениях советских войск.
Утром колонна полка сгружает ящики с оружием и мукой душманам, но на обратном пути попадает в засаду, устроенную отрядом пешаварцев в паколях с целью подставить Адиля. Бандура проявляет отменное мужество: вытаскивает из-под обстрела раненого солдата, затем, пробегая через простреливаемые места, добирается до головного танка и сталкивает подбитые бензовозы в пропасть — теперь колонна может двигаться дальше. Стеклов, желая отличиться, пытается поднять солдат в бессмысленную атаку, при этом он картинно выбегает из-за прикрытия и падает, сражённый автоматной очередью. Танкисты обстреливают вражеские позиции, отряд душманов полностью разгромлен, один из их командиров убит, второй ранен и попадает к Адилю. Тот заставляет пешаварца разделить с ним хлеб, что символизирует примирение между ними.
Стеклов тяжело ранен, военная база спешно эвакуируется. Подполковник отчитывает Бандуру и угрожает ему трибуналом. Руководство полка разрабатывает план атаки на кишлак: одна группа изолирует пешаварцев, отделив их от отряда Адиля, сохраняющего нейтралитет, другая должна уничтожить пешаварских главарей. Получив добро от командира дивизии, десантники ранним утром снимают часовых на окраине кишлака и врываются в дом, в котором обороняются командиры пешаварцев. При этом погибает случайно оказавшийся в этом доме Адиль, после чего его отряд атакует советских бойцов. Десантники отстреливаются, а боевые вертолёты разносит в щепки весь кишлак, в результате чего мирные жители, в том числе дети, погибают десятками.
После завершения операции Бандура в состоянии стресса от пережитого идёт по разрушенному кишлаку и натыкается на чудом выжившего мальчишку, сына Гулахана, сжимающего в руках автомат Калашникова. Майор, не оборачиваясь, проходит мимо, тем самым обрекая себя на верную смерть. Звучит выстрел, и главный герой фильма, корчась на земле от боли, в муках умирает.
В ролях
- Микеле Плачидо — майор Михаил Бандура (озвучивал Олег Янковский)
- Татьяна Догилева — Катя, медсестра
- Михаил Жигалов — подполковник Леонид, комполка
- Алексей Серебряков — сержант Арсёнов
- Филипп Янковский — старший лейтенант Никита Стеклов
- Нина Русланова — Татьяна
- Юрий Кузнецов — вертолётчик Щуп
- Виктор Проскурин — Симаков, завклубом
- Иван Краско — полковник Виктор Николаевич
- Андрей Краско — штабник
- Виктор Бычков — штабник
- Михаил Трухин — солдат
- Анастасия Мельникова — эпизод
- Сергей Исавнин — Седых, солдат
- Александр Розенбаум — камео, выступает в армейском клубе
- Мусо Исоев — Адиль
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Леонид Богачук, Александр Червинский, Михаил Лещинский, Ада Петрова
- Режиссёр: Владимир Бортко
- Оператор: Валерий Федосов
- Композитор: Владимир Дашкевич
- Художник: Владимир Светозаров
Музыка
В фильме звучат песни Александра Розенбаума («Вальс-бостон» и «Чёрный Тюльпан») и Аллы Пугачевой («Старинные часы»).
Съёмки
Съёмки фильма проводились зимой 1990 года в Таджикистане. С 11 февраля съёмочная группа оказалась в центре массовых беспорядков в Душанбе, в результате которых был убит администратор картины Никита Матросов, а съёмочная группа на военном транспорте эвакуирована в Ташкент[2]. В связи с этим съёмки в срочном порядке были перенесены в Крым и Сирию[3].
Критика
- По мнению некоторых критиков, этот фильм — один из лучших об Афганской войне[4].
См. также
- Братство (фильм, 2019)
Примечания
Ссылки
- «Афганский излом» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
Источник
Пожалуй, самый знаменитый фильм об Афганской войне 1979-89гг. – «Афганский излом»(1991) с популярным в те годы итальянским актером Микеле Плачидо в главной роли майора Бандуры. Для нас это военная драма. Для итальянцев же, наверно, ближе к уорсплотейшн, или даже мондо – псевдодокументалка на тему экзотического Востока , где ведет войну не менее экзотическая Армата Советика. (Как для нас был бы фильм про какую-нибудь итальянскую колониальную войну). История съемок фильма достаточно хорошо известна. Снималось в Таджикистане. Узбекистане, Крыму и Сирии, вскоре после вывода войск из Афганистана. Реквизит брался со складов реальных воинских частей — поэтому снаряжение, техника и даже спецэффекты весьма достоверны. Во многих сценах видно, что стреляют боевыми, взрывают по-настоящему и т. п. В общем, в чем-то фильм действительно поднимается до уровня полудокументального. Впрочем, некоторых ошибок создатели не избежали, а в последующие годы накопился ряд легенд и мифов, связанных с фильмом. Попытаемся разобраться с некоторыми из них.
Майор М.Бандура в мабуте, АКМС с барабанным магазином от РПК. Бандура несет на плече бронежилет 6Б2, на солдате слева видна пластиковая фляга увеличенного образца ПЭ-1,5. Внизу — майор в афганке, основной одежде в расположении части. На воротнике эмблемы ВДВ, а на погонах еще видны следы от капитанских звездочек.
Итак, широко распространенное заблуждение, что в фильме показан Спецназ. Большое количество мабут в кадре и отсутствие значков «Гвардия» действительно заставляет это предполагать. Но в фильме упоминается термин полк (а не отряд или бригада), а, главное, на картах видны названия. Вымышленный 748й парашютно-десантный полк 34й ПДД. В общем, создатели фильма изображали именно ВДВ, другой вопрос — насколько успешно.
Термин пдп корректный, номера вымышленные, что для художественного произведения также нормально. Ненормально другое. Дивизии в ВДВ назывались воздушно-десантные, хотя и состояли из парашютно-десантных полков. Так что эта аббревиатура неправильная. Кроме того, все дивизии (кроме 44й учебной вдд, ко временам фильма уже переименованной в 242-й окружной учебный центр) были гвардейскими. В фильме к Арсенову обращаются «гвардии сержант». Но при этом ни он, ни еще минимум два персонажа, носящие значки, не имеют на груди «Гвардии». Это, к сожалению, стоит записать в ошибки фильма. Одно отсутствие может быть случайностью, но несколько — уже нет.
В разговорах, в частности, в сцене планирования операции в конце фильма, упоминается разведрота. Да и по характеру выполняемых ими заданий и разнообразной экипировке можно поверить, что перед нами действительно десантники-разведчики, а Бандура, скорее всего, начальник разведки полка.
Еще один момент, который стоит отметить, это наличие двух версий фильма. Итальянская длиннее — многие сцены есть только там, отличаются и тексты. Некоторые предметы снаряжения и униформы, интересующие нас в данном разборе, есть только в итальянской версии.
Кстати, о датировке. В итальянских титрах написано «9й год войны». В русской упоминается, что «сегодня 13 мая, пятница, а в понедельник стройными рядами…». Получается 1988г.
Хорошо видны особенности покроя разгрузки и пистолет бесшумный ПБ.
Майор Михаил Бандура. Для нас это украинская фамилия, для итальянцев же здесь, скорее всего, другие, но возможно и военные, ассоциации. «Банда» — в итальянской военной терминологии — слово для обозначения иррегулярных, туземных подразделений примерно ротного уровня (батальонный уровень назывался «группа банд»). То есть для итальянца по созвучию Бандура — Казаков, Сотников, Бунчуков. Хотя, конечно, может быть и проще – банда и бандит (но эти слова появились исторически позднее военного значения). Тогда это «пасхалка» — отсылка к самой знаменитой роли Микеле Плачидо в «Спруте», где он ловил бандито-гангстерито из мафии.
Майор Бандура опытный, храбрый офицер, лично ходящий «на боевые», уважаемый солдатами. Должность, судя по всему, начальник разведки полка. Есть намеки, что он учился (но закончил ли?) в Академии и поздно получил звание из-за трений с начальством.
Бандура «на войне» одет в костюм летний для подразделений специального назначения обр. 1981г. В расположении части, как и положено, ходит в афганке. На кепке звездочка, а не кокарда, об этом мы уже писали. На майорских погонах еще хорошо видны следы от капитанских звездочек – такие мелочи и добавляют достоверность и душевность, «биографию».
Майор в фильме носит две разгрузки. Большую часть фильма – советскую разгрузку Пояс А, с кнопками, вариант второго типа (если первым считать с турникетными кнопками), который предположительно выпускался с 1986г.
В сцене в «дружественном» кишлаке и последующей засаде он одет в Пояс А с кожаными хлястиками и кобурными кнопками. Считается, что это последняя разновидность 1988г., появившаяся в войсках летом 1989г. и в Афганистане ее на самом деле не было. Ошибка. Да и замена снаряжения, скорее всего, вызвана не осознанным желанием киноперсонажа, а организационными накладками при съемке фильма.
Хорошо видна разница между различными вариантами Пояса А. Застежка на простые и кобурные кнопки, кармашки под гранаты в один и два ряда, место под РОПы сразу за магазинами и за гранатами, ремни крест-накрест и пришитые к поперечной лямке.
Так же, возвращаясь с боевого выхода в начале фильма, Бандура несет бронежилет 6Б2, хотя потом ни разу не надевает его. (О бронежилетах поговорим в следующей части).
Вверху — вертолетчик Щуп, Бандура и только прибывший лейтенант Стеклов. Внизу — Щуп успокаивает пьяного Симакова. В сцене прибытия генерала виден еще один летчик в камуфляже.
Здесь его встречают вертолетчик Щуп (Юрий Кузнецов) и пьяный заведующий клубом Симаков (Виктор Проскурин). Оба одеты в летние лётные костюмы ВВС, только Щуп в камуфлированный (в «бутане»), а Симаков — в песочный. С учетом, что это парочка неразлучна (они живут в одной комнате, пьянствуют, играют «в Пушкина», вместе улетают и вывозят дефицитные шмотки в Союз) можно предположить, что Симаков получил ВВС-овские вещи именно через своего друга. Интересно, что Щуп на земле в камуфляже, а вот летает чаще в песочке. На вылетах он носит жилет носимого аварийного запаса для летного состава НАЗ-И, «жилет выживания».
Также на Симакове кепка от мабуты. Подозреваю, что у него есть весь комплект, более крутой, чем лётная одежда. Но конкретно в этом полку мабуты достаточно распространены, как мы увидим позже, и есть даже у срочников. Так что в этом случае летный песочный костюм ВВС оказывается для завсклада и более удобным, и более редким.
Вверху — Симаков в летном костюме (видны характерные карманы без клапанов, молнии, кармашек под стропорез) и кепке от мабуты. Внизу — Александр Розенбаум в фильме и на реальном фото.
В мабуте же ходит и Александр Розенбаум, сыгравший в фильме самого себя.
В итальянской версии буквально на секунду мелькает персонаж в двухцветном камуфляже, выпивающий с медиками перед госпиталем. Судя по характерной внешности это, скорее всего, снова наш неунывающий и вечно пьяный Симаков. А камуфляж – «разделенка», костюм летний маскировочный обр. 1987г. Очень редкая вещь, в Афганистане бывшая (почти?) только у «пограничного спецназа» — ММГ ПВ. К вопросу о том, что «доставать» прохиндей Симаков умел – и Розенбаума предоставил полку, и себя в плане редких вещей и дефицита не забывал.
«Пшел вон!»
Противоположностью может служить местный чмошник, опустившийся солдат-наркоман, слоняющийся весь фильм по базе в грязном и рваном обмундировании. Солдаты пинают его беззлобно, как бродячего пса, и даже майору Бандуре не удается вразумить его.
Солдаты и офицеры слушают концерт Розенбаума. Интересно разнообразие оттенков, показывающее разные сроки службы.
Большинство солдат и офицеров носят афганки, в том числе зимние. В разведроте даже в расположении предпочитают мабуты.
Продолжение следует.
Источник
Первым советским фильмом о воинах-интернационалистах стал «Афганский излом», который был снят непосредственно после вывода войск. Режиссер фильма Владимир Бортко рассказал, в каких непростых условиях создавалась эта картина.
Режиссер Бортко взялся за афганскую тему после экранизации «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Главную роль в «Афганском изломе» сыграл итальянский актер Микеле Плачидо — известный всему СССР по роли комиссара Каттани из сериала «Спрут».
Корреспондент Sputnik попросил Владимира Бортко вспомнить «Афганский излом» и раскрыть тайны появления на свет этой картины. По словам режиссера, работа над фильмом началась на самом излете военных действий.
©
Sputnik / Евгений Одиноков
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по культуре Владимир Бортко
«Время было очень непростое, — вспоминает Владимир Бортко. — Время, когда у нас в стране все старое закончилось, а нового вообще не появилось. Подходила к концу война в Афганистане. Что мы о ней знали? По телевизору нам показывали, как солдаты там хлеб раздают и сажают деревья».
«Какого хрена мы там делаем?»
Было понятно, что благостная телекартинка — далеко не вся правда.
К 1989 году, когда началась работа над фильмом, вся страна уже понимала, что война в Афганистане гораздо страшнее, чем о ней рассказывают по телевизору.
«Я захотел снять фильм про это, — рассказывает Владимир Бортко. — Мне даже сделали вызов в Афганистан, и я полетел туда, смотреть на всё это. И первое, что я подумал, сходя с трапа самолета, глядя на всю эту пыль и нищету: «Какого хрена мы тут делаем?» Я был переполнен неприятием нашего пребывания там. Впоследствии я резко пересмотрел свои позиции по этому поводу».
Что делал комиссар Каттани в советском Душанбе
Международная суперзвезда того времени Микеле Плачидо, конечно же, появился в фильме не просто так. Дело в том, что фильм делался вместе с итальянцами.
«Денег у нас в стране в то время не было вообще никаких, — вспоминает Владимир Бортко. — Зато мы были очень любимы на Западе, поскольку рушили свою страну. И итальянцы решили нам помочь деньгами. А что такое снимать вместе с итальянцами? Совместное производство подразумевает ряд условий. В частности, надо было использовать как минимум одного итальянского актера. Я выбрал Микеле Плачидо. Его знал весь Советский Союз, поскольку недавно по телевидению прошел сериал «Спрут».
Условия для итальянской суперзвезды были созданы отнюдь не оранжерейные. Микеле Плачидо успел пожить в Советском Союзе. И не где-нибудь, а в Душанбе. Бравый и чуть печальный комиссар Каттани сполна вкусил бытовой неразберихи и в какой-то момент попал в настоящую боевую переделку.
«Я посмотрел на него — парень хороший, — рассказывает Владимир Бортко. — И вот мы с ним начали работать. Работали сначала очень даже тяжело, поскольку мы поехали работать в Душанбе. И не то что приехать-уехать. Мы там жили! Сначала Микеле ничего не понимал. Спрашивал: «А почему так? А почему этак?» «Поживи немножко, сам все поймешь», — говорил я ему. И действительно — довольно скоро он стал все быстро понимать. На втором месяце уже все соображал».
Так получилось, что именно во время съемок «Афганского излома», в феврале 1990 года, в Душанбе начались массовые волнения. Бортко называет их «народным восстанием». Одного из членов съемочной группы — администратора Никиту Матросова — во время беспорядков убили. Было принято решение эвакуировать съемочную группу. Киношников погрузили в военный самолет и переправили в Ташкент.
«Эвакуация проходила в оцеплении солдат, — вспоминает режиссер. — Нас провожала многотысячная толпа агрессивных людей с ножами и другим оружием. Солдаты стреляли поверх толпы трассирующими очередями, просто чтобы сдержать напор. Женщину-монтажера в спешке забрасывали в военный грузовик. А потом — аэродром, самолет и Ташкент. И все мои ребята, наконец, вздохнули спокойно и начали сушить штаны».
Для Микеле Плачидо это, конечно, был экстрим.
«До начала съемок он абсолютно ничего не знал о войне, — рассказывает Бортко. — Жил себе в Италии, ходил в свою тратторию. А в СССР вдруг увидел войну, стрельбу, смертельную опасность. Почувствовал, что это такое. Это были не шутки, все было очень серьезно».
Любовь и гордость
На следующий год съемки продолжились. Вместо Таджикистана съемочная группа отправилась в Туркмению и в Сирию.
«Пару эпизодов мы там сняли, — вспоминает Бортко. — Например, эпизод, когда женщин вывозят в магазин. И Микеле тоже там с нами был».
Когда же фильм был закончен, выяснилось, что показывать его негде. Советский Союз рухнул и увлек за собой всю систему кинопроката.
«Зрители ушли из кинотеатров в подвалы и вагончики с видеомагнитофонами, где им показывали порнуху, — говорит режиссер. — И хотя у этого фильма была очень непростая судьба, я люблю «Афганский излом» и горжусь им».
Парадоксально, но фильм, снятый с полным неприятием войны, сейчас производит обратный эффект.
«Да, война — это всегда кровь, мерзость и грязь, — говорит Владимир Бортко. — А кино получилось такое, какое есть. Это антивоенный кинофильм с авторским отношением к войне как к кошмару. Воевали наши ребята хорошо. Я был в Афганистане, я ими гордился. Думал, что ребята — прекрасные, но занимаются не тем, чем надо. Сейчас я понимаю, что они-то как раз честно и доблестно выполняли свой долг».
Источник